Чем опасен масложор двигателя
Перейти к содержимому

Чем опасен масложор двигателя

  • автор:

Масложор. Почему угарает моторное масло? Причины расхода масла в двигателе автомобиля.

Одной из тем, беспокоящих автовладельцев, является расход моторного масла. Конечно эта тема касается не всех автовладельцев. Но у тех, у кого есть повышенный расход, не только заставляет часто контролировать уровень моторного масла, но и нести и дополнительные затраты из-за долива. Иногда в межсервисный интервал приходится подливать больше масла, чем при смене масла. Попробуем разобраться: какой расход можно считать нормой, чем вообще обусловлен расход моторного масла и можно ли его снизить?

Двигатели внутреннего сгорания всегда расходуют моторное масло, но автовладельцы в большинстве случаев не подливают моторное масло на протяжении интервала замены.
Современные двигатели автомобилей конструкционно более легкие и экологичные, но при этом выдающие высокую мощность под большой нагрузкой, Эти особенности современных двигателей и приводят к повышенным потерям моторного масла.

На расход моторного масла влияет большое количество факторов. Это и особенности двигателей (больше масла расходуют дизельные двигатели) и эксплуатационные особенности (высокие скорости, большие нагрузки на двигатель), погодные и климатические условия.

1.Нормы расхода моторного масла на угар

Мы определились, что любой двигатель расходует моторное масло. Понять, сколько должен расходовать двигатель, помогут нормы расхода моторного масла. Для разных двигателей они отличаются. Почти всегда их определяет конструкция. Больше расходуют 6-8 цилиндровые двигатели, с турбинами, высокофорсированные с большой литровой мощностью.
Как же определяют нормы расхода моторных масел?

Обычно по расходу топлива, для атмосферных бензиновых двигателей легковых автомобилей за норму можно принять расход от 5 до 25 мл масла на сотню литров топлива. Для моторов V6 или V8 расход будет выше — до 30-40 мл. В двигателях со значительным пробегом, потребление моторного масла постоянно увеличивается и доходит до литра на 1000 км и более. У турбированных бензиновых двигателей минимальный расход моторного масла 800 мл на интервал замены 6-7 тысяч км.
Двигатели грузовых автомобилей расходуют масло в большем объеме, обычно 0,7–1,2 л на 1000 км побега. Дизельный двигатель с большим пробегом может сжигать до 0,8 % масла на 100 л горючего (200-250 мл на 1000 км). При этом расход масла у двигателей после капитального ремонта как правило возрастает.
Легковые дизельные моторы потребляют масла поменьше. Норма будет в пределах 0,5 л на 10 000 км. Значением расхода масла, когда нужно бить тревогу аналогично будет — 2 литра на 100 литров дизельного топлива.

Такие нормы расхода актуальны не для всех двигателей внутреннего сгорания. Есть довольно много современных двигателей, которые в эти допуски не вписываются. Приведём примеры.

2.Примеры двигателей с повышенным расходом

Проблемными являются турбированные двигатели Audi, BMW, Subaru.
Отдельные модели двигателей Mercedes, Porsche, Ford, Mazda, Mitsubishi и Toyota проявляют отличный аппетит к моторному маслу.

Примеры двигателей с повышенным расходом

3.Как правильно проверять уровень моторного масла.

Достаточный уровень моторного масла в двигателе это залог эффективной и долговременной работы двигателя. Поэтому проверка моторного масла это хорошая привычка автомобилиста.
Чаще всего на масляном щупе нанесены риски минимум и максимум – разница между ними как правило один литр моторного масла в картере.

Как правильно проверять уровень моторного масла

Вот как рекомендуют проверять уровень масла специалисты Land Rover:

Перед проверкой уровня масла убедитесь, что:

  • Автомобиль стоит на ровной поверхности
  • Моторное масло холодное

Примечание: Если необходимо проверить уровень масла, когда двигатель прогрет, выключите зажигание и подождите 5 минут, чтобы моторное масло стекло обратно в поддон. Не запускайте двигатель.

Уровень масла можно проверить следующим образом:

  • Извлеките масляный щуп и протрите его безворсовой тканью.
  • Для проверки уровня масла полностью вставьте масляный щуп и снова извлеките.

Общее правило – если уровень масла на щупе:

  • Ближе к верхней отметке или риске, чем к нижней – доливка масла не требуется.
  • Ближе к нижней отметке или риске, чем к верхней – долейте 300-500 мл масла.
  • Ниже нижней отметки – долейте 1 литр и повторно проверьте уровень масла не раньше чем через 5 минут.

4.Теперь разберем факторы, из-за которых и происходит повышенный расход масла:

4.1.Конструкционные особенности двигателей.

Особенностями, провоцирующими повышенный расход моторного масла могут быть неправильно подобранная форма, а также материалы поршней, маслосъёмных колец, а также их жёсткость. В случае неправильного расчета может спровоцировать дополнительный расход масла и система вентиляции картера двигателя.

Если есть турбина, то не стоит удивляться, что растёт расход моторного масла. Подшипник турбины смазывается через масляную магистраль, при забивании которой отложениями растёт давление и моторное масло обнаруживается и в горячей и в холодной части турбины. Узнать об этой проблеме не сложно, начинается дымление, когда нет нагрузки на двигатель, а масло может оказаться во впускном тракте или в интеркулере.

Качество моторного масла и уровень вязкости также сильно влияет на его потери. Недостаточно вязкое масло не формирует защитную пленку на стенках цилиндров, и все в большем количестве попадает в горячую часть двигателя (в камеру сгорания). Там оно выгорает и выходит с выхлопными газами. В этом случае можно заметить дым в выхлопных газах, особенно это заметно при разгоне. В результате в камере сгорания и в выхлопной системе образуется нагар, происходит потеря моторного масла, все это сопровождается повышенным износом трущихся деталей двигателя. Исправить ситуацию можно повышением вязкости моторного масла.

Когда автомобиль выпущен в эпоху двигателей, работающих на вязком минеральном масле, применение современного синтетического моторного масла может спровоцировать потери моторного масла и в камере сгорания и через сальниковые соединения. В более современных двигателях, которые эффективно работают с маловязкими синтетическими маслами, применение излишне вязкого масла на минеральной основе может привести к образованию задиров на цилиндрах и кольцах.

4.2.Факторы состояния двигателя

Большой пробег

Каждый владелец автомобиля знает, что большой реальный пробег автомобиля провоцирует повышенный аппетит к моторному маслу. И чем он больше, тем больше износ трущихся деталей, поэтому и падает компрессия, увеличиваются зазоры, масляная пленка, образованная маслосъемными кольцами не может эффективно удерживать масло от попадания в камеру сгорания и расход масла существенно возрастает. Самый яркий признак износа колец – дымление двигателя после прогрева, заметно это при уменьшении оборотов, то есть при снижении нагрузки на двигатель. Замедлить процессы износа ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) можно, применяя антифрикционные присадки, наиболее эффективно в этом качестве работают металлорганические соединения, особенно интересны присадки на основе органических соединений молибдена, такие присадки реально снижают расход масла. Эти присадки содержит моторное масло GT Turbo Coat 10W-40.

Неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов

Иногда и компрессия в норме, и провели замену маслосъёмных колпачков, но моторное масло всё равно расходуется в большом количестве. Но когда уровень масла в картере приближается к минимальному, расход останавливается. К таким неприятным последствиям приводит неработающая система вентиляции картерных газов. При неисправном клапане вентиляции повышается давление картерных газов и моторное масло через маслосъёмные кольца и маслосъёмные колпачки попадает в камеру сгорания. Часто это сопровождается подтеканием масла из прокладок и сальников коленвала и распредвала. При этом из выхлопной системы идёт дым. Своевременный ремонт с заменой PCV-клапана и очистка системы вентиляции может снизить последствия неисправной системы вентиляции картерных газов.

Цикл работы PCV клапана

Износ маслосъемных колпачков

Износ маслосъемных колпачков

Одна из важных деталей газораспределительного механизма — маслосъемные колпачки, они защищают камеру сгорания от попадания моторного масла и других загрязнений.
Маслосъёмные колпачки снимают моторное масло, подаваемое в газораспределительный механизм при помощи масляного насоса. Это масло смазывает детали ГРМ, подвергаемые трению и соответственно увеличивает их ресурс. Важно не допустить пропускание моторного масла в рабочие цилиндры через клапаны. так как сгорая, масло образует нагар, накапливающийся на стенках.

К сожалению, как и любая другая деталь двигателя, регулярно испытывающая на себе целую комбинацию негативных воздействий различного рода, маслосъемные колпачки постепенно, но неуклонно изнашиваются.
Их наиболее нагруженная резиновая часть со временем теряет эластичность, в ней появляются трещины. Кроме того, с течением времени и под воздействием высоких температур неминуемо ослабевает и прижимная силы пружины. Такой износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что масло не снимается со штоков клапанов и оно попадает в камеру сгорания ДВС.

По каким признакам можно понять об износе маслосъемных колпачков?

  1. возникновение сизого дыма из выхлопной трубы (при запуске и прогреве наиболее выражен);
  2. повышенный расход масла;
  3. замасливание резьбы свечей зажигания и отложение на них.

Проблема устраняется заменой маслосъемных колпачков. В начальной стадии проблемы помогают присадки, восстанавливающие свойства резины

Износ и закоксовка маслосъемных поршневых колец.

В первую очередь происходит в результате перегрева двигателя, ещё один фактор провоцирующий закоксовку — длительный простой двигателя и превышение интервалов замены масла, а также применение некачественных смазочных материалов и топлива. Из-за углеродистого нагара или коррозии, поршневые кольца теряют подвижность в канавках поршней, падает компрессия. Возможно устранение загрязнений при помощи комплексной промывки масляной системы двигателя и, одновременно, промывкой топливной системы.

Повреждение стенок цилиндров двигателя

На внешней стенке гильз цилиндров образуются раковины. Это последствия кавитационной эрозии, она может происходить на внешней поверхности гильз цилиндра «мокрого» типа. Кавитационные повреждения на стенке цилиндра вызваны вибрацией, от биения поршня о гильзу, особенно в районе мёртвой точки поршня.

  • негерметичность системы охлаждения, недостаточное количество антифриза, это и вызывает образование кавитационных пузырьков;
  • люфт гильзы цилиндров не гасит колебания, что и может вызывать кавитацию;
  • неисправность термостата или вентилятора системы охлаждения. Кавитация часто возникает в двигателях работающих при относительно низкой температуре (50-70°С);
  • некачественный антифриз, провоцирующий образование кислот;
  • Продольные трещины в верхней части могут образоваться вследствие гидравлического удара;

Выход из строя прокладки ГБЦ. На первый взгляд просто определить, но на практике это часто непростая задача. Последствия этой неисправности могут быть и весьма тяжелыми — капремонт двигателя.

Перечислим признаки по которым можно определить необходимость замены прокладки ГБЦ.

Первый признак – повышенный расход топлива и падение мощности двигателя особенно при разгоне. Причинами этой проблемы могут быть заводской брак головки двигателя, ошибка при установке прокладки, большой вклад вносит и некачественное топливо.

Образование белой эмульсии в моторном масле. При обнаружении эмульсии на кончике масляного щупа можно быть уверенными, что произошел пробой в прокладке ГБЦ и антифриз попадает в систему смазки. Лучшим выходом будет замена прокладки ГБЦ.

Белый дым из выхлопной трубы при работающем двигателе, может показать попадание антифриза в систему смазки двигателя. При этом наблюдается большой расход антифриза
Масляная пленка на поверхности антифриза показывает, что в систему охлаждения попадает моторное масло. Необходимо проверить прокладку.
Прорыв выхлопных газов через прокладку ГБЦ происходит не часто и достаточно легко определяется.

Пробой прокладки между цилиндрами наиболее сложно диагностировать так как нет внешних признаков. Единственное что заставляет задуматься об этом это повышенный расход топлива и снижение мощности двигателя. Но не всегда это последствия пробоя прокладки ГБЦ, могут и другие причины.

Полный или частичный выход из строя масляного насоса и фильтра.

Сиcтeмa cмaзки aвтoмoбиля oбecпeчивaeт cтaбильнyю и дoлгoвeчнyю paбoтy ocнoвныx yзлoв двигaтeля, а масляный насос — важная часть этой системы, поэтому любая его нeиcпpaвнocть нeизбeжнo пpиводит к так называемому «масляному голоданию», то есть работе деталей, подвергающихся сильному трению без необходимой смазки.

  1. Пepвый пpизнaк плохой работы масляного насоса загоревшаяся лампочка CHECK ENGINE на комбинации приборов. Для начала нужно проверить дaвлeниe в мacляной системе, a тaкжe oбpaтить внимaниe нa pacxoд мacлa.
  2. Снижeниe дaвлeния мacлa в cиcтeмe.
  3. Зaмeтнoe yвeличeниe pacxoдa мacлa.

Кoгдa пpoиcxoдит cнижeниe дaвлeния в ycтpoйcтвe, aвтoмoбилeм пoльзoвaтьcя нeльзя вплoть дo ycтaнoвлeния пpичины вoзникнoвeния пpoблeмы и peмoнтa автомобиля. Нapyшeния в paбoтe мacлянoгo нacoca мoгyт пpoявлятьcя в видe paзличныx пpoблeм. Опpeдeлить иx мoжнo в xoдe диaгнocтики.

Основные причины нeиcпpaвнocти мacлянoгo нacoca:

  • иcпoльзoвaниe нeкaчecтвeннoгo или нeпoдxoдящeгo для дaннoгo aвтoмoбиля мacлa, пaдeниe ypoвня мacлa в кapтepe двигaтeля;
  • зacopeниe или ненадежное крепление мacлянoгo фильтpa;
  • выxoд из cтpoя или пoвpeждeниe ycтpoйcтв, ocyщecтвляющиx кoнтpoль дaвлeния peдyкциoннoгo или пpeдoxpaнитeльнoгo клaпaнoв.
  • зaбитый мacлoпpиeмник и зacop в кopпyce нacoca. Зacopeниe мoжeт быть cлeдcтвиeм зaгpязнeннoгo кapтepa двигaтeля.

Для очистки маслоприемника необходимо cнять кapтep (для того слить масло из картера) и oчиcтить пoддoн oт загрязнений.

Состояние уплотнений в двигателе сильно влияет на расход моторного масла. Серьёзные утечки моторного масла могут происходить когда сальники состарились и потрескались. Особую проблему представляет выход из строя сальников распределительного и/или коленчатого валов. Понять о том что сальники пора менять не сложно при обычном осмотре двигателя.
Состояние топливной системы — загрязненная топливная система это один из факторов, провоцирующих расход моторного масла. Форсунки, забитые отложениями не могут качественно распылить топливо и тогда топливо по стенкам цилиндров попадает в моторное масло.

Неполное сгорание топлива. Если топливо сгорает не полностью, то попадая в систему смазки может вызвать неприятные последствия для двигателя. В основном это бывает из-за некачественного топлива и частых поездок на короткие расстояния без полноценного прогрева двигателя. Это особенно вредно для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском. Часть бензина не сгорает, а попадает в моторное масло, снижая его вязкость и ухудшая его эксплуатационные характеристики. Избыток топлива, как правило испаряется при длительной работе полностью прогретого двигателя. Масло с большой примесью топлива хорошо испаряется со стенок цилиндров и впоследствии сгорает, увеличивая расход масла. Полусухое трение приводит к сильному износу цилиндропоршневой группы — мощность двигателя падает, а расход масла возрастает. Поэтому очень важно вовремя устранять все неисправности, провоцирующие такую ситуацию, — к примеру, нарушения в работе системы зажигания и топливных форсунок. Понять автомобилисту, что в масле много топлива можно по запаху масла на щупе, поэтому если от масляного щупа отчетливо пахнет топливом, то нельзя оставить это без внимания. Эту проблему можно решить использованием присадок, очищающих и улучшающих сгорание топлива, и добавлением в масло дополнительных загустителей.

4.3.Факторы режимов эксплуатации.

Самый провоцирующий перерасход моторного масла режим эксплуатации когда двигатель долго работает на повышенных оборотах, например на скоростной трассе или гоночном треке, но повышенный расход масла характерен и для эксплуатации автомобиля в условиях городских пробок и коротких поездках, особенно зимой.

5. Как с со всем этим бороться?

Часто применение более вязкого моторного масла и очистителей системы смазки и топливной системы помогает снизить расход моторного масла до приемлемых значений. В большинстве случаев эти решения помогают, если повышенный расход моторного масла появился недавно.

В ответ на такие вызовы как повышенный расход моторного масла для линейки масел GT OIL разработано специальное моторное масло для двигателей с большим пробегом: GT TURBO COAT 10W-40

GT Turbo Coat 10W-40

Состоит из комбинации гидрокрекинговых базовых масел III группы в сочетании с уникальными высокоэффективными присадками на основе органического молибдена (Organic Molybdenum Vanderbilt Technology). Органический молибден восстанавливает изношенные поверхности деталей двигателей (царапины, сколы, выщерблены) автомобилей с большим пробегом, образуя устойчивое соединение с изношенной поверхностью. Органический молибден Organic Molybdenum устойчив от вымывания в течение длительного срока эксплуатации. Обеспечивает значительное снижение коэффициента трения и образование на поверхностях деталей устойчивой защитной пленки, способствующей увеличению срока службы двигателя.

Органический молибден Organic Molybdenum

Преимущества:

  • В результате испытания на ЧШМТ (четырехшариковая машина трения) обеспечивает улучшенную в два раза защиту от износа, по сравнению с минеральным маслом
  • Органический молибден эффективно восстанавливает поверхности деталей даже с высоким уровнем износа
  • Обладает исключительно высокими антифрикционными и противозадирными свойствами
  • Сохраняет стабильную вязкость при длительном воздействии высоких температур
  • Прекрасно защищает от коррозии и ржавления
  • Имеет исключительную стойкость к окислению
  • Не засоряет масляный фильтр
  • Имеет минимальный расход на угар при экстремальных температурах
  • Обеспечивает экономию топлива и продление срока службы двигателя
Резюме

Итак, причин повышенного расхода моторного масла может быть много и для их устранения нужно действовать – применять очистители, менять режим эксплуатации, применять более вязкие масла, переходить на применение моторных масел для изношенных двигателей. Если и это не помогает, тогда можно подумать о ремонте двигателя.

Эксперт объяснил, чем опасен постоянный долив моторного масла

Автомобильный эксперт Егор Васильев объяснил, чем опасен постоянный долив масла в двигатель машины.

«Даже у новых и вполне современных автомобилей допускается определенный угар масла. С чем это связано? Прежде всего с тем, что-то в моду вошли малолитражные турбомоторы с высокой мощностью, которые постоянно работают с повышенной нагрузкой. Чтобы их детали не выходили из строя, в масляной системе повышается давление.

В результате масло активно просачивается в камеру сгорания, где и заканчивает свою жизнь. Так что иногда даже литр на тысячу вполне допустимый расход. Хотя обычно расход масла привязывается к расходу бензина. И он должен составлять от 0,05 до 0,6% от израсходованного горючего. Поэтому если все в пределах нормы, то периодический долив масла не является плохой практикой. Однако если вы столкнулись с тем, что у вашего автомобиля резко увеличился расход масла, то простой его долив уже может и не помочь, усугубив проблему.

Некоторые автолюбители вообще предпочитают не менять масло, а просто доливать его в мотор по мере необходимости, успокаивая себя тем, что это позволит и сохранить ресурс двигателя, и снизить затраты на полную замену масла. Однако это совершенно недопустимо. Дело в том, что масло, как и любая деталь двигателя, изнашивается. Срабатываются присадки, масло коксуется, оседая на деталях и в каналах масляной системы, затрудняя его циркуляцию.

В масле накапливаются продукты износа непосредственно мотора, превращая его в абразивную жидкость. Кроме того, забивается масляный фильтр, поэтому в случае падения пропускной способности в нем будет открываться перепускной клапан, отправляя неотфильтрованную смесь твёрдых частиц обратно в мотор. И это очень плохо, поскольку ремонт двигателя намного дороже, чем простая замена масла. Более того, внезапное увеличение расхода масла — это признак того, что в моторе возникли проблемы, стоит сразу же обратиться на сервис», — отметил эксперт «РГ».

Чем вредна постоянная доливка моторного масла

Так называемый «масложор», к сожалению, не редкое явление, вот только ответные меры автовладельцы предпринимают совершенно разные вплоть до регулярной, практически ежедневной доливки масла, а то и вовсе игнорируют процесс повышенного расхода лубриканта. Разберемся, чем опасны такие схемы.

С недоливом и переливом масла все более или менее понятно. При дефиците смазывающей жидкости в моторе начинают формироваться воздушные пробки, блокирующие масляные протоки.

Трущиеся детали силового агрегата в результате начинают работать посуху, что приводит к быстрому износу распределительного вала, поршневых колец, шейки коленвала и других подвижных элементов, а в конечном итоге силовой агрегат ждет весьма неприятный финал — заклинивание поршней.

Следствием перелива масла в свою очередь часто становится его течь. При увеличении объема смазки на 1 литр оно гарантированно начнет пробиваться через резиновые сальники и уплотнители. От подтеканий может в итоге пострадать какой-нибудь электронный блок управления, а если смазка попадет на ремень ГРМ, это может привести к его обрыву.

Однако проблема регулярного долива уходящего масла сулит не меньшую головную боль. Тем более, что очень многие владельцы хоть и замечают проблему вовремя, тем не менее не спешат отправиться на сервис. Вместо этого они докупают необходимое моторное масло и доливают его на регулярной основе так, чтобы метка на щупе находилась выше риски MIN. При этом такие владельцы верят, что небольшие порции масла на долив улучшают состав смазки.

К сожалению, практика постоянного подливания моторного масла почти так же вредна, как его недолив и перелив. Дело в том, что новый лубрикант, смешиваясь со старым, достаточно быстро загрязняется и теряет свои эксплуатационные свойства. А именно — деградирует основа масла, а присадки утрачивают свои свойства. В перспективе постоянный долив масла может вызвать образование задиров, нагара и другие серьезные проблемы с мотором.

«Знатоки» могут сказать, что такие последствия можно исключить, если параллельно с регулярным доливом масла почаще менять масляный фильтр. Отчасти это так. Однако фильтр сам по себе не обеспечивает восстановления качества масла. Отчасти это связано с тем, что масло с отложениями, оседающее в картере, может и не проходить через фильтр, к примеру, при запуске холодного мотора или при движении под серьезной нагрузкой.

К примеру, при езде на высоких оборотах или при значительном повышении вязкости масла (например, на холодном моторе) значительная часть лубриканта направится через байпасный клапан фильтра вместе с накопившимися загрязнителями в обход фильтрующего элемента. В этом случае от загрязнений будут страдать не только трущиеся детали силового агрегата, но и масляный насос, поскольку «отработка» попадает прямо из картера через простейший сетчатый фильтр грубой очистки.

Иными словами смазка при постоянном ее доливе и даже при смене фильтров продолжит деградировать, и двигатель достаточно быстро начнет закоксовываться — в камерах сгорания, на поршнях и поршневых кольцах рано или поздно образуются кокс, нагар, смолистые или лаковые отложения. Впоследствии кольца внутри поршня становятся малоподвижными, как говорят специалисты, «залегают». В результате в цилиндрах падает компрессия, попадание масла в цилиндры усиливается, в еще большей степени растет «масложор» и потребление топлива.

В то же время при падении уровня смазки в моторе не стоит паниковать. Масло может уходить по естественным причинам, в частности при работе силового агрегата под нагрузкой, езде на высоких оборотах, в горной или пересеченной местности. При таком раскладе имеет смысл изучить мануал, чтобы представлять, в каких пределах угар является нормальным для конкретного мотора.

Обратите особое внимание на место, где «ночевал» ваш автомобиль. Вполне возможно, проблема связана с течью какого-либо сальника или прокладки, о чем просигнализируют лужицы масла на дороге. Такие неполадки можно достаточно быстро устранить на сервисе, и ремонт в данном случае вас не разорит.

Вывод очевиден — не усугубляйте ситуацию. При первых признаках «масложора» направляйтесь на сервис или как минимум слейте старое масло, промойте мотор и залейте новый лубрикант.

К слову, промывочная жидкость имеет ингредиенты, которая растворяет и убирает налет на деталях силового агрегата. В ее состав входят присадки, растворяющие грязь и выводящие шлак, а также компоненты для устранения дефектов и царапин на поверхности мотора. Свежее же масло способно отчасти восстановить эластичность стареющих резинотехнических элементов. И это еще один повод не мешкать с заменой смазочных материалов при резком повышении их расхода.

7 способов победить «масложор» в автомобиле

7 способов победить «масложор» в автомобиле

Повышенный расход масла в двигателе заставляет тратить много денег на обслуживание автомобиля. Но куда хуже, что он служит первым симптомом опасных неисправностей, способных привести к капитальному ремонту мотора. Рассказываем, как уменьшить «масложор» двигателя на ранних стадиях.

Нормальный расход масла

В большинстве случаев вам достаточно менять масло каждые 5–10 тысяч километров пробега в зависимости от условий эксплуатации. Доливать смазывающую жидкость в течение этого интервала не нужно. Исключение — использование автомобиля в особенно сложных условиях, включая:

  • движение по горным дорогам;
  • эксплуатацию в особенно холодном или жарком климате;
  • частую езду на высоких оборотах;
  • регулярные короткие поездки в городе, когда двигатель не успевает прогреваться;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • частую езду с большой нагрузкой.

Но лучше сверяться с рекомендациями производителя и советоваться со специалистами авторизованного сервисного центра. У некоторых автомобилей нормальный расход масла достигает 1–1,5 литров на 1000 километров пробега. Прежде всего, это касается мощных моторов с несколькими турбокомпрессорами и высокопроизводительными системами смазки. В таком случае долив смазочной жидкости становится нормой.

7 способов справиться с повышенным расходом масла

1. Найти утечку

Симптомы: потёки смазки снаружи двигателя, особенно плотная корка из смеси грязи и нефтепродуктов, капли и лужицы под автомобилем на стоянке.

Где искать проблему: чаще всего масло выдавливает через повреждённую прокладку клапанной крышки. Реже страдают прокладки головки блока цилиндров и передней крышки. Под прицелом оказываются передние и задние сальники коленвала — протекающее через них масло повреждает сцепление и приводные ремни. Стоит также присмотреться к масляному фильтру — причина может быть в нём или в плохом уплотнении резьбового соединения.

Как устранить: чтобы уменьшить расход масла, нужно устранить течь. Повреждённые детали меняют — сальники, прокладки и прочие уплотнения не подлежат ремонту.

2. Нормализовать давление картерных газов

Симптомы: масло одновременно сочится из всех уплотнений. Двигатель будто «потеет» смазывающей жидкостью и быстро покрывается коркой. Проблема также видна в камере сгорания — свечи и клапаны покрываются толстым слоем нагара. При снятии трубки отвода картерных газов на работающем моторе виден густой сизый дым.

Где искать проблему: чаще всего источником неприятностей становится засор системы отвода картерных газов. Причиной высокого расхода также служат повреждённые клапаны рециркуляции и маслоотделители.

Как устранить: для уменьшения «масложора» нужно очистить клапаны и маслоотделители, а также устранить засоры. Если детали не подлежат восстановлению, их меняют. Иногда водители устанавливают дополнительные отстойники в разрез трубки отвода картерных газов. Это не спасает от повышенного расхода, но помогает справиться с нагаром в цилиндрах.

3. Заменить сальники клапанов

Симптомы: при холодном запуске из выхлопной трубы вырываются густые клубы чёрного или сизого дыма. По мере прогрева газы становятся более прозрачными, окраска пропадает. На свечах и клапанах появляется маслянистый нагар.

Где искать проблему: снимите клапанную крышку и осмотрите колпачки. Если они потрескались, разорвались или деформировались, их нужно сразу же менять. Обратите внимание на состояние самих клапанов и их втулок. Повреждение этих деталей ускоряет износ сальников.

Как устранить: если нужно снизить расход масла на несколько дней перед плановым обслуживанием автомобиля, можно долить в систему смазки специальную присадку. В остальных случаях стоит менять комплект сальников клапанов сразу же после обнаружения неисправности.

4. Заменить поршневые кольца

Симптомы: двигатель начинает сильно дымить на высоких оборотах. При нагрузке, например, при подъёме в гору, из выхлопной трубы вырываются чёрные или сизые клубы, которые часто видны даже в зеркала заднего вида. Снижается мощность, машина вяло реагирует на нажатие педали газа.

Где искать проблему: лучше начать с эндоскопии двигателя — она поможет исключить задиры цилиндров и другие серьёзные повреждения, требующие капитального ремонта. Стоит также измерить компрессию, которая снижается при повреждении поршневых колец. В некоторых автомобилях можно достать поршни без полного демонтажа двигателя — это позволяет взглянуть на состояние деталей.

Как устранить: лучший способ уменьшить масложор двигателя без «капиталки» — заменить весь комплект поршневых колец, если это возможно. Пользоваться химическими средствами для «раскоксовки» опасно — они могут повредить мотор изнутри и стать причиной задиров на стенках цилиндров.

5. Отремонтировать турбину

Симптомы: потёки масла в области турбокомпрессора, медленный набор оборотов, существенное снижение мощности, повышенный расход топлива. Под нагрузкой виден чёрный или серый дым, вырывающийся из выхлопной трубы. В запущенных случаях из-под капота доносятся посторонние звуки — гул, резкий свист или стуки.

Где искать проблему: чаще всего причиной служит износ втулки или уплотнителей ротора. Стоит также обратить внимание на состояние корпуса узла — трещины и вмятины будут поводом для беспокойства.

Как устранить: если корпус не затронут, для снижения расхода масла в двигателе можно установить новый картридж турбины. Если проблема более серьёзная, придётся поменять турбокомпрессор полностью.

6. Нормализовать состав смеси

Симптомы: повышенный расход топлива, хлопки из глушителя, густой сизый дым из выхлопной трубы, резкое ухудшение динамики автомобиля.

Где искать проблему: обычно об излишнем обогащении смеси сигнализирует электроника автомобиля — на приборной панели загорается лампочка Check Engine. При эндоскопии двигателя виден нагар на клапанах. Избыток топлива в камере сгорания смывает масляную плёнку, нарушая нормальную работу системы смазки.

Как устранить: чтобы уменьшить расход моторного масла, придётся провести диагностику впуска. Обратите внимание на состояние форсунок, воздушного фильтра и дроссельной заслонки. Проверьте датчики давления топлива и воздуха. Обязательно проведите компьютерную диагностику, чтобы исключить проблемы с электроникой.

7. Выбрать подходящее масло

Симптомы: потеря мощности, ускоренный износ деталей двигателя, нагар в камере сгорания, сизый дым из выхлопной трубы, который становится более густым и тёмным при наборе оборотов.

Где искать проблему: взгляните на рекомендации производителя. Если вы выбрали неподходящее масло, его стоит заменить как можно быстрее. Прежде всего, обращайте внимание на классы вязкости SAE.

Как устранить: чтобы уменьшить расход масла в двигателе без ремонта, замените смазку на жидкость, рекомендованную производителем. В моторах с пробегом более 150 тысяч километров можно использовать более густое масло только если это допускается сервисной инструкцией.

Что делать при повышенном расходе масла?

Первый шаг — визит в автосервис. Не откладывайте — в большинстве случаев последствия оказываются плачевными, вплоть до капитального ремонта и замены двигателя. Чтобы уменьшить расход масла в двигателе, используйте оригинальные запчасти и рекомендованные производителем расходные материалы. Не соглашайтесь на народные средства и «экспериментальные составы» — они могут ускорить износ мотора и приблизить дату капитального ремонта. ​

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *