Как определить наличие can шины в автомобиле
Перейти к содержимому

Как определить наличие can шины в автомобиле

  • автор:

Как работает КАН-шина?

Современный автомобиль, это не просто набор запчастей, проводов и металла – это настоящий компьютерный комплекс, состоящий из множества сложных систем. Объединять и передавать полученную с датчиков информацию призвано такое устройство как кан-шина. В этой статье расскажем о ней более подробно.

Как работает кан-шина и что это такое?

КАН-шина – это устройство по которому происходит обмен и передача информации между бортовым компьютером и штатными датчиками. Также кан-шина передает управляющие команды и запросы.

Для распространения информации в сообщения включаются разного рода идентификаторы. Они абсолютно разные и способны сообщить, например, что скорость транспортного средства в данный момент времени 55 км/ч. Серия из сообщений отправляется на все все устройства, но обрабатывают эти сообщения только те, которым оно предназначено.

как работает кан-шина

Какие функции КАН-шина выполняет в автомобиле?

– упрощает подсоединение дополнительных приборов и систем;

– мешает внешним факторам влиять на работу электронных приборов;

– одновременно передает, анализирует и получает информацию с устройств;

– делает более быстрой передачу сигналов к иным устройствам;

– сокращает количество необходимых проводов.

Как проверить КАН-шину в автомобиле?

Иногда в системе КАН могут происходить неполадки, и тогда она автоматически сообщает какой из ее блоков управления не может получать информацию. И тогда для поиска места повреждения можно воспользоваться мультиметром.

Как проверить КАН-шину мультиметром?

Необходимо с помощью мультиметра измерить сопротивление между проводами (в любом месте) Hi (Высокое) и Lo (Низкое) шины CAN. Если сопротивление равно 60 Ом, то повреждений нет. Если же сопротивление между проводами имеет значение примерно 120 Ом, то можно сказать о том, что один или оба провода шины CAN повреждены.

Чтобы найти место повреждения необходимо измерить сопротивление провода CAN-Lo между двумя блоками. Сопротивление должно быть равно 0, если же между измеряемыми точками сопротивление равно 240 Ом, то провод поврежден между этими точками. Точно такие же измерения необходимо проделать и с проводами Hi.

Чтобы убедиться, что КАН-шина работает, важно понаблюдать за связью по кан-шине. Для это понадобиться осциллограф. С его помощью можно измерить напряжение между проводом высокого (Н) или низкого (L) уровня. Сигнал должен получиться прямоугольным в пределах напряжения:

Низкий уровень CAN относительно массы: U мин = 1 В и U макс = 5 В

Высокий уровень CAN относительно массы: U мин = 0 В и U макс = 4 В

Эти значения являются приблизительными и могут отличаться, в зависимости от нагрузки шины, на величину до 100 мВ.

Итак, что же такое КАН-шина – это система, которая управляет электрическими устройствами, а также цифровой связью. Шина объединяет информацию со всех устройств и помогает им обмениваться ею. Все данные по кан-шине передаются по двум витым проводам. CAN-шина намного упрощает монтаж дополнительного оборудования, помимо этого снижает количество проводов в жгутах, что делает электросистему более надежной.

Анализатор CAN шины CANHacker

Не секрет, что в современном автомобиле управление многими исполнительными устройствами, а также обмен данных между различными ЭБУ (а их в автомобиле может быть довольно много, минимум по одному на каждую систему) осуществляется по CAN шине. Не буду в данной статье углубляться в теорию построения CAN шины и обмена данными в ней, ограничимся только тем, что мы CAN шину используем как транспорт для данных. Кому нужна более детальная информация по CAN шине, без труда найдет ее в любом поисковике.

Итак, какими исполнительными устройствами можно управлять по CAN? Список на самом деле может быть огромен, и может зависеть от конкретной марки и модели автомобиля. Для примера, по CAN может осуществляться снятие, постановка на охрану, складывание зеркал, управление стеклоподъемниками, срабатывание центрального замка, включение фар и т.д. Кстати, многие автомобильные девайсы подключаются к CAN шине, и путем передачи в шину определенных данных осуществлять какие-то действия. Например, по такому принципу работают доводчики стекол. Такой доводчик ждет появления в CAN шине данных на постановку на охрану, и при получении этих данных осуществляет передачу данных в CAN шину, которые инициируют закрытие стекол. Как правило, такие доводчики вставляются в OBD-2 разъем автомобиля, в котором имеется выход CAN шины. Тут следует сказать, что на автомобиле может быть несколько CAN шин (высокоскоростная, низкоскоростная), которые разделены между собой.
Сразу возникает вопрос, есть ли в машине CAN шина. Определить это можно, посмотрев в OBD2 разъем наличие пинов 6 и 14.

Что представляет собой CAN пакет с данными? Грубо говоря он представляет собой CAN ID (идентификатор CAN, может быть 11-ти или 29-ти битным) и данные DATA (в одном CAN пакете возможно передача до 8 байт). CAN ID — это фактически поле адресата, т.е. кому адресуются данные DATA. Несколько CAN пакетов могут образовывать одно сообщение (чтобы преодолеть лимит на передачу более 8-ми байт).
Каждому исполнительному устройству или датчику автопроизводитель назначает уникальный CANID (у разных производителей они будут разными), благодаря чему можно адресовать посылку данных конкретному ЭБУ или устройству, или получив CAN пакет ЭБУ может определить ему ли он предназначался, и если ему, то что он должен с ним сделать (например, в нашем примере с доводчиком — поднять стекло).

До этого была теория. Теперь я расскажу, как посмотреть, что творится в CAN шине автомобиля и что для этого нужно. Для этого необходим специальный адаптер и программа, которая будет отображать состояние CAN шины. Вообще, таких программ и адаптеров в природе существует много, но самым популярным является CANHacker (такой себе стандарт «де-факто»), поэтому про него я и расскажу. В качестве адаптера я буду использовать CHIPSOFT J2534 Lite адаптер, который может работать в режиме J2534 устройства, K-Line адаптера и в необходимом нам режиме CANHacker.

Сама программа CANHacker бесплатна и может быть без труда найдена на просторах интернета. Обращаю внимание на то, что по состоянию на март 2016, данная программа не может работать в Windows 10. Что-то Microsoft в своей операционке так улучшило, что в ней перестали работать все программы написанные ранее на Visual Basic c использованием COM порта.

Итак, запускаем программу, открываем окно настроек, в которых выбираем COM порт, на котором висит наше устройство, скорость обмена (в нашем случае 500 Kb/s), и режим работы (Listen Only).

Следует отметить, что если неправильно задать скорость CAN шины, которую собираемся слушать, то мы ничего не увидим. В автомобилях высокоскоростная CAN шина работает на скорости 500 Kb/s, ее и будем слушать, подключив наш CHIPSOFT J2534 Lite адаптер, в OBD2 разъем автомобиля.
Что еще нужно сказать по настройке Listen mode. Она определяет, требуется ли адаптером отсылать подтверждение приема CAN пакета. В нашем случае мы просто слушаем сеть и ничего не подтверждаем. Вообще, этот режим может быть полезен в том числе и в поиске неисправностей или обрывов в CAN шине.
Если предполагается отправка CAN пакетов в шину, то галка Listen Only должна быть снята.

Нажимаем старт. Если все сделано правильно, то на экране увидим CAN пакеты, которые «бегают» в сети нашего авто. А бегать их там может быть очень много. Так, на моей машине при заведенном двигателе «бегает» более 1000 пакетов в секунду. Вот какое происходит движение при подключении одиночного ЭБУ:

Если нам необходимо отследить какие-то конкретные CAN ID, то мы можем задать фильтр, который отсеет лишнее.

Программа CANHacker может работать в режиме монитора (monitor) и трейсера (tracer). В режиме монитора CAN пакеты сгруппированы по CAN ID и отображается переиод следлования данного CAN ID. В режиме трейсера отображается непрерывный поток CAN пакетов в порядке их появления в CAN шине. Но особенностью режима «трейсер» является то, что можно затем вопроизвести в шину в таком же порядке.

Также программа может отправлять отдельные CAN пакеты пользователя в CAN шину с заданным периодом (область в окне программы для работы в этом режиме называется Transmit). Некоторые используют это свойство для создания так называемой подмотки пробега. Т.к. информация о скорости вращения каждого колеса приходит с ЭБУ ABS, то отправляя непрерывно в шину CAN пакеты, в которых будет закодирована скорость, скажем 500 км/ч мы заставим одометр думать, что мы машина таки движется с такой скоростью, в результате чего счетчик пробега на одометре будет увеличиваться очень быстро а машина по факту стоять неподвижно.

В данной статье я сделал небольшой обзор программы CANHacker. Если тема интересная, то можно продолжить в меру моих знаний 🙂

Как определить наличие can шины в автомобиле

C нами с: 20.05.2010
Сообщения: 65

AlexusRUS
Отправлено: 06.06.10 23:33 | Поделиться
Нет, просто меньше вмешательство в штатную электронику в части мониторинга педали тормоза, концевиков и тп. Но это не значит что блокировки надо делать как попало и где попало 🙂 Если делать хорошо, то чем больше разберут, тем лучше будет.

C нами с: 21.05.2010
Сообщения: 232

GM-master
Отправлено: 07.06.10 08:06 | Поделиться
Santa Fe F/L простая, как барабан. Все есть на приборке(кроме ЦЗ). ЦЗ в жгуте левой кик-панели. Мало чем отличается от предыдущей.

C нами с: 06.08.2008
Сообщения: 289
Откуда: Москва

Цитата:
Если ей доверить пару беспроводных блокировок под капотом — поверьте, независимо от того есть ли кан в машине или нет, снять аккум, возд фильтр, декоративные крышки с мотора и прочее придется. И основная работа будет именно там.

Сейчас в работе два авто с поноценной can шиной, вид под капот:

Цитата:
то есть работа с кан модулем грубо говоря просто рекламный ход ?

Всё об установке автосигнализаций — форум

Никак. Берёшь сигнализацию с can модулем (или просто can модуль) и смотришь по инструкции какие авто она поддерживает. Есть такая программа Integrator, которую можно скачать отсюда http://www.tec-electronics.ru/page.html?p=5&id=51. Там есть вся инфа по can на разных авто. И то не факт, что саn шина есть на указанных авто. Я тут делал Audi А6 2004 года. В Интеграторе было сказано, что есть там can шина. А её там не было.

Установка автосигнализаций в Красноярске
lav 155 Я здесь живу Сообщения: 555 Зарегистрирован: 01 апр 2011, 12:30 Откуда: краснодар

Re: CAN шина.Как определить её наличие на авто?

Сообщение lav 155 » 25 дек 2011, 16:33

По идее в водительскую дверь должен идти пучок проводов(более 8 штук) если по аналогу-можно переход акуратно снять и заглянуть.А вот если в водительской двери стоят кнопки управления на 4 двери плюс колонки плюс электропривод замка и в переходе всего 5-8 проводов тогда наверняка стоит кан-шина.

Дмитрий Администратор — основатель форума Сообщения: 2134 Зарегистрирован: 01 авг 2009, 15:11 Откуда: Россия, Красноярск

Re: CAN шина.Как определить её наличие на авто?

Сообщение Дмитрий » 25 дек 2011, 19:57

Стоять-то она может и стоит. Но сигналка может не поддерживать её протокол. И что тогда толку от этой кан шины?

Установка автосигнализаций в Красноярске

alec67 Стремлюсь к славе Сообщения: 1115 Зарегистрирован: 26 янв 2011, 20:55 Откуда: г. Мирный, Архангельская область

Re: CAN шина.Как определить её наличие на авто?

Сообщение alec67 » 25 дек 2011, 20:36

Тогда только по аналогу! В том то и интерес переходных машин. В принципе, пока по аналогу можно все подцепить. только мозг не всегда включается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *