Из чего делают кисточки
Перейти к содержимому

Из чего делают кисточки

  • автор:

Кисти для рисования: виды и особенности использования

Кисти — незаменимый инструмент в творчестве. Зависимо от формы, типа волокна, размера и степени жесткости, они могут использоваться в разных целях. Например, плоская контурная кисточка подойдет исключительно для леттеринга, а овальная моющая — только для акварели.

Все кисти для рисования состоят из:

  • Деревянной рукояти
  • Волосяного пучка из натурального или синтетического ворса
  • Металлического обжимного кольца (его еще называют обоймой)

Виды

В зависимости от используемого материала художественные кисти делят на натуральные и синтетические. Для изготовления первых используют шерсть разных животных, для вторых — нейлоновые или полиэстеровые волокна. Синтетические кисти обычно подвергают специальным процедурам, чтобы они лучше впитывали краску. Например, окрашивают и обжигают ворс, чтобы он был мягче и абсорбировал жидкости.

Синтетические кисти

В целом синтетические кисти подходят для всех красок, кроме акварельных. Однако все зависит от типа волокна и его жесткости. Искусственный ворс эластичный и крепкий, не распадается, хорошо держит форму. Благодаря этому кисти из синтетики служат дольше, хотя стоят дешевле.

Упругая синтетика, как и кисти из щетины, подходит для рисования красками прямо из тюбика. Ворс средней жесткости подходит для среднеразбавленной краски. Тем временем для жидких красок лучше брать мягкие кисти из синтетики.

Чтобы приблизить синтетические кисти к натуральным, в производстве используют специальную технологию. Искусственным волокнам придают конусообразную форму, благодаря чему синтетика приобретает свойства соболиного волоса. В результате такие кисточки обеспечивают плавную растушевку и равномерный переход.

Натуральные кисти

Натуральные кисти для рисования

Натуральные кисти изготавливают из ворса различных животных: свиней, коз, коров, хорьков, пони, барсуков, белок и других грызунов.

  1. Щетинные кисточки из свиного волоса — самые жесткие. Поэтому ими наносят густые краски: масло, акрил, гуашь. Бывают закругленными и приплюснутыми. Основное преимущество — упругость и слегка растрепанные волоски на конце, которые обеспечивают необходимое наполнение кисти и равномерное распределение краски.

2. Колонок ценится больше всего среди всех кисточек. Он универсален, поэтому используется с гуашью, акварелью, в масляной живописи (для прорисовки мелких деталей), в иконописи и при создании фресок.

3. Белка отличается мягкостью, поэтому ее используют преимущественно в работе с акварелью. Из плюсов — низкая текучесть и приемлемая стоимость (белка дешевле, чем колонок). Из минусов — плохая эластичность.

4. Кисти из коровьего волоса сочетаются с любыми красками. Они не теряют форму, хорошо впитывают и отдают влагу. На ощупь шелковистые, но во время работы ощущается жесткость.

5. Кисти из ворса хорька используют художники-профи — в основном для росписи фарфоровых изделий и акварельных рисунков. Волос короткий, эластичный и тонкий.

6. Ворс пони и коз чаще всего встречается в любительских и школьных кистях. Он более жесткий, однако, достаточно эластичный.

Формы

Художественные кисти также классифицируют по форме волосяного пучка:

Кисти для росписи

  • Круглые — самые универсальные. Их можно использовать как при создании рельефа, так и для скрупулезной работы над мелкими штрихами.
  • Шрифтовые говорят сами за себя. Они имеют форму тонкого пучка с удлиненным концом, которая позволяет наносить линии ровно и четко. Главный плюс такой кисточки в том, что она хорошо удерживает жидкость, а значит мастеру не нужно постоянно макать ее в пигмент.
  • Линейные кисти похожи на предыдущие, но короче. Оставляют тонкие равномерные линии и длинные мазки, поэтому используются главным образом для леттеринга.
  • «Кошачий язык» по форме напоминает купол. Считается универсальной кисточкой, поскольку подходит как для заливки крупных участков, так и для детализации.
  • У трафаретных или тамповочных кистей густой плоский кончик, поэтому пигмент нужно наносить ударами перпендикулярно холсту. Используются в лессировке и различных трафаретных техниках.
  • Контурные имеют схожую форму с плоскими, однако пучок у них более короткий. Это делает кисть упругой и позволяет контролировать качество плоских мазков. Также короткий ворс облегчает создание контура и перехода одного оттенка в другой.
  • «Веер» используют для цветовой растяжки, плавных переходов и в работе с пейзажами.

Как ухаживать за художественными кистями

Если вы планируете купить набор художественных кистей , сперва ознакомьтесь с рекомендациями по уходу за ними:

  • Не давите на кисть с силой и не прижимайте ко дну емкости. Волоски пучка при неаккуратном обращении будут обламываться о край обжимного кольца.
  • Храните кисти для рисования чистыми, так они прослужат вам гораздо дольше. Краска, которая засыхает у обоймы, может им навредить.
  • Промывайте кисти от растворителя тщательно. В противном случае остатки растворителя будут держаться внутри кольца и растворять клей, что приведет к выпадению ворса.
  • Не опускайте инструменты в растворитель пучком вниз — они утратят форму.
  • Когда рисуете акрилом, инструменты, которые лежат без дела, кладите в воду. Такие краски моментально засыхают и потом плохо счищаются.
  • Бесформенные синтетические кисти можно «реанимировать», если подержать в горячей воде (не кипятке). Однако с натуральными кистями такой трюк повторять не стоит.
  • Белку и колонок нельзя мыть обычным мылом — они могут испортиться. Лучше используйте специальные чистящие средства.

Купить кисти для рисования можно в нашем интернет-магазине. Мы предлагаем более 50 инструментов — натуральные, синтетические, с резервуаром для воды, мастихины. Также в ассортименте есть профессиональные наборы художественных кистей. Подробнее ознакомиться со списком товаров вы можете в разделе «Художнику: кисти и мастихины».

Информация

  • Оплата и доставка
  • Галерея
  • Акции и скидки
  • Пользовательское соглашение
  • Оплата і доставка
  • Прайс-лист
  • Поставщикам
  • Акції та знижки

Чем синтетические кисти отличаются от натуральных?

Cуществует классическая версия, что натуральные кисти больше подходят для сухих текстур, а синтетические для кремовых. Да, в этом есть своя правда, но современный косметический рынок рушит все стереотипы, и это уже, скорее, устаревшее мнение. Любая кремовая/ жидкая/ гелевая текстура, нанесенная и растушеванная натуральной кистью, будет выглядеть на коже деликатнее и тоньше.

О натуральных кистях:

Материалы, которые используются при изготовлении натуральных кистей: коза, белка, пони, соболь, колонок, пони и т.д. Самые мягкие и дорогие натуральные кисти из белки. Кисти из козы несколько жестче, а белая коза в настоящее время используется чаще всего для производства, так называемых, премиум кистей.

Чаще всего, тот или иной ворс используют для производства кистей по следующему принципу:

  • коза: румяна, хайлайтер, скульптура (коррекция), тени («круглая» растушевка);
  • колонок, пони (самые жесткие): брови;
  • белка: тени («плоская» растушевка);
  • соболь: помада.

Современные синтетические кисти

Большинство современных, ненатуральных кистей сегодня выпускается из таклона — высокотехнологичного синтетического материала. Если ворс таклоновых кистей белого цвета и не подкрашен, то на первый взгляд их вполне можно принять за натуральные кисти с ворсом козы. Если же взять таклоновую кисть в одну руку и кисть с ворсом козы в другую, вы почувствуете разницу тут же: таклон мягче и шелковистее на ощупь, ворс более блестящий.

Новейшее поколение кистей для макияжа – кисти из натурона. Они еще тоньше таклона и выглядят еще более идентичными натуральным кистям. Такие кисти называют (то есть при производстве не используется ворс животных).

Вот некоторые преимущества таклона/ натурона перед натуральным ворсом:

кисти из таклона/ натурона действительно дольше сохраняют форму без деформации. Неоспоримое преимущество, поскольку натуральные кисти, к сожалению,имеют свойство пушиться со временем. Да, правильные купание и сушка важны, но факт остается фактом: с ними такое случается; ворс кистей из таклона/ натурона, с одной стороны, очень мягкий, с другой стороны — упругий, что хорошо при растушевке: не нужно нажимать на кисть вообще, она сама «тянет» тень. А хорошая кисть вообще не должна «рассыпаться» при нажатии на нее, а пружинить; таклон/ натурон гипоаллергенен. Это, пожалуй, самое главное преимущество, поскольку немало людей имеет аллергию на натуральный ворс (чаще всего проявтяется при использовании кистей для глаз).

Смешанный ворс

Смешанным ворс называется, когда при сборке кисти используются как натуральные, так и синтетические материалы. Такие кисти представляют собой дуофибру из ворса козы и синтетического материала. Подходят для тона, консилеров, румян и хайлайтеров. Такая кисть работает очень деликатно, мягко растушевывая средство.

В заключение

Очень многие бренды в настоящее время меняют свои коллекции кистей, переходя от натурального ворса к искусственному. Самые яркие примеры: jane iredale, MAKE UP FOR EVER, MAC и т.д. Хотя для производства кистей используется ворс, который состригается с хвостиков животных (то есть животные при этом не страдают), бренды таким образом проявляют заботу о природе, повышая экологичность и этичность своих продуктов. Качество макияжа, выполненного с использованием искусственных кистей, при этом не страдает.

Alexander Sannikov
Национальный визажист jane iredale (Россия)

Инфо

  • Техника макияжа
  • Мастерская визажиста
  • Консультации

Мастерская визажиста

  • Матовый выразительный макияж
  • Стрелки и красные губы — неизменная классика.
  • Идеальный тон
  • Естественный макияж в розовой гамме
  • Мерцающий макияж

Всё о кистях: ворс и щетина

Художественные кисти бывают из твердого и мягкого ворса, который может быть натуральным или синтетическим волокном. Мягкими кистями удобно писать легко наносимой краской, такой как акварель, и прорисовывать детали, ведь их острый кончик помогает точно передать каждую мелочь. Прочными и жесткими моделями хорошо накладывать и распределять густую краску. Также с их помощью можно получить рельефные мазки, например в масляной технике импасто.

Из какого ворса и щетины делают кисти, и какие из них лучше?

От того, как вы обращаетесь с кистями, будет зависеть их долговечность. Стремитесь соблюдать их прямое назначение.

Натуральный ворс лучше синтетического?

Современные синтетические кисти отличаются высоким качеством и демократичной ценой по сравнению с натуральными. Пуристы возразят, что никакая синтетика не заменит колонок, который считается самым мягким. Его гибкость и упругость позволяют художнику полностью контролировать каждый мазок. Если по идеологическим причинам или из-за брезгливости вы против применения натурального ворса, то синтетика как раз для вас.

Синтетические кисти производят из искусственного нейлонового или полиэстерного волокна, обработанного разными способами. Они особенно хороши для работы с довольно агрессивной акриловой краской, которая может угробить натуральный ворс. Они также незаменимы для написания картин больших масштабов. По сути, кисти для акрила можно применять для масла и акварели. Но натуральными кистями для масляной и акварельной краски нельзя писать акрилом (прежде всего дорогими собольими кистями), если только вы не собираетесь все время покупать новые.

Когда вы пишите акрилом, кисточки необходимо держать в воде. Добавьте сюда вредное воздействие химикатов самой краски, и вы получите идеальные условия для разрушения натурального ворса.

Хоть синтетическое волокно и имитирует некоторые свойства натурального, отличия все равно есть. Например, оно не сможет удерживать такой объем жидкости, как соболья кисть при нанесении акварели.

Некоторые производители смешивают синтетические волоски с натуральными, чтобы такие кисти больше походили на натуральные.

Вообще, качественные синтетические кисти шероховатые, хорошо держат форму, и их легко мыть.

Не забывайте хранить кисти для работы акриловыми и масляными красками отдельно, иначе вы можете их перепутать. Если кистями для акрила еще можно писать маслом, то наоборот лучше не делать.

Какие виды натурального ворса применяются в художественных кистях?

  1. Соболь: Самые мягкие кисти делают из шерсти с хвоста куницы. Такие волоски изначально имеют коническую форму, поэтому собранные в пучок они дают острый кончик. Собольи кисти стоят дорого, но они славятся своей мягкостью, гибкостью и заостренностью. Традиционно лучшим материалом для акварельных кистей считается сибирский колонок. Ими удобно прописывать мелкие детали и наносить тонкие слои краски.
  2. Белка: Будучи менее дорогостоящим, чем соболий, беличий ворс мягкий и слегка пружинистый. Беличьими кистями больших размеров работать удобнее, чем маленькими, ведь толстый пучок ворса жестче.
  3. Кабан/щетина: Такие кисти – излюбленная принадлежность художников, пишущих маслом. Щетина со спины свиньи (кабана) дает самые жесткие, крепкие, но упругие кисти. По своей природе такие волоски имеют расщепленные кончики, что позволяет набирать ими больше краски. Этими кистями удобно накладывать толстые слои и писать в стиле импасто. Они предназначены как для масляных, так и для акриловых красок. Отличаясь долговечностью, они со временем становятся мягче и податливее.
  4. Верблюд: Кисти с надписью «верблюд» на самом деле изготавливают из других видов мягкого ворса. Верблюжья шерсть слишком пушистая и не подходит для кистей.
  5. Бык: Длинный, грубый и пружинистый ворс. Чаще всего применяется для плоских кистей.
  6. Пони: Шершавый ворс, лишенный острого кончика. Используется в основном в производстве недорогих акварельных кистей.
  7. Козел: Недостаточно упругая, но образует острый кончик. Применяется в каллиграфии и китайской живописи.

Как определить качественную кисть?

В магазине кисти зачастую покрыты защитным слоем крахмала или гуммиарабика, фиксирующим форму волосяного пучка. Если вы найдете кисть без такого покрытия, или если в магазине есть образцы, проведите ворсом кисти по тыльной стороне ладони несколько раз вперед-назад, чтобы оценить ее упругость. После каждого такого движения ворс должен принимать начальную форму.

Когда волоски не обретают прежний силуэт или растрепываются, лучше подберите другой вариант. Художественная этика запрещает проверять кисти пальцами, ведь тогда на ворсе может остаться грязь и жир.

Цена обычно соответствует качеству.

Дома у вас будет больше возможностей определить качество кисти. Узнать о них подробнее вы можете из статьи «Как тестировать акварельные кисти».

Ухаживайте за своими кистями

Правильный уход продлит срок службы кистей. Это значит, что следует тщательно вымывать их после работы и хранить их подобающим образом. Тогда кисти будут держать форму, чтобы оправдывать ваши ожидания, когда вы в следующий раз решите ими писать.

Из чего делают кисти для рисования

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.

Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок — это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Куница

Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.

Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра — свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса — специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Пони

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Коза

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Волк

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон. Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно. Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.

Масло — кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук. Темпера — синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос Гуашь — ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок Акварель — кисть белка, колонок, синтетика имитация. Акрил — синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами — красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *