Как узнать какого поколения гбо стоит на автомобиле
Перейти к содержимому

Как узнать какого поколения гбо стоит на автомобиле

  • автор:

Отличия поколений гбо

Установка газового оборудования на автомобиль с каждым годом становится всё популярнее. Если раньше встретить его можно было преимущественно на общественном транспорте, такси и учебных машинах, то сейчас простые автолюбители, предпочитающие авто самых разных классов, тоже решаются на их переделку. Остается только выбрать конкретное ГБО, а разница между ними есть.

История использования ГБО

Отец ГБО Самюэль Браун

Первая установка с двигателем, работающем на светильном газе

Эксплуатация ГБО в автомобилях началась почти двести лет назад, в 1823 году, когда в Англии был построен первый газовый двигатель внутреннего сгорания. Тогда для этого использовали смесь водорода, метана, угарного газа. Постепенно автомобили и оборудование к ним совершенствовалось, двигатели стали выпускаться массово. В 1928 году в России испытания прошла газогенераторная установка. Она позволяла перерабатывать древесину, уголь, торф.

Несколько лет спустя подобным газовым оборудованием оснастили автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Их отправили по маршруту Москва-Ленинград-Москва. Для превращения твердого топлива в газ требовалось большое количество времени и много свободного пространства, так что конструкция была тяжелой и громоздкой. В конце 30-х годов наконец стало выпускаться ГБО, похожее на современное, хотя и имеющее различия. Грузовики оснащались баллонами, которые заправлялись газом на специальных станциях.

Современные ГБО

С момента, когда начали выпускаться первые грузовики, работающие на газе из баллона, установки несколько раз изменялись. Поколения газового оборудования (ГБО) различались видом топлива, конструкцией и системой питания. Рассмотрим каждое устройство и разницу между ними подробнее.

Первое поколение ГБО

В устройстве ГБО этого типа преимущественно используется пропан-бутановая смесь. Ею заполняется газовый баллон, устанавливаемый в салон или багажное отделение авто. Принцип работы заключается в том, что сжиженное топливо проходит через «испаритель», который доводит газ до состояния пара, а затем подается в редуктор. Это ключевое отличие от более поздних поколений газобаллонного оборудования. Позднее два этих блока в ГБО стали объединять в один. Доведенный до нужного состояния газ направляется в двигатель, где затем и сгорает.

Среди отличий газовой системы первого поколения выделяется самая низкая стоимость из всех существующих и возможность устанавливать её на самые простые автомобили с карбюраторным или инжекторным мотором. Но установка ГБО такого вида нежелательна, поскольку оно не соответствует современным требованиям и принципам безопасности. Надежные компании даже не предлагают своим клиентам такую услугу.

Второе поколение ГБО

Отличия газового оборудования первого и второго поколений ГБО незначительны. Главным образом разница заключается в замене вакуумного запорного клапана в редукторе на электромагнитный. Это дало возможность выбирать используемый вид топлива, не выходя из машины и облегчило запуск остывшего двигателя. Еще одним плюсом стало соответствие установки экологическим требованиями Евро 1. Хотя на сегодняшний день этого мало. Отрицательных отличий у ГБО второго поколения предостаточно:

  • Необходимость частой замены свечей зажигания и воздушного фильтра, поскольку они быстро забиваются и выходят из строя.
  • Запрет на использование ГБО второго поколения в европейских странах из-за низкого уровня защиты экологии.
  • Большая вероятность хлопков газа, что сильно снижает безопасность использования.

Как и в первом случае, газовое оборудование второго поколения практически нигде больше не устанавливается.

Третье поколение ГБО

По сути 3-е изменение конструкции – это не что иное, как модернизированное 2-е. Поэтому разница между поколениями ГБО также незначительна. Главное отличие кроется в автоматической коррекции подачи топлива. Это стало возможным благодаря устанавливаемому контроллеру. Он считывает показания с датчика кислорода и на их основе регулирует количество газовой смеси. Среди основных отрицательных различий газобаллонного оборудования этого поколения:

Медленная реакция на изменение скоростного режима.

Соответствие экологическим требованиям на уровне протокола Евро 2, что не позволяет эксплуатировать автомобиль в современных условиях.

Возможность установки ГБО только на инжекторный двигатель. Впрочем, все оставшиеся модернизации имеют такой же недостаток.

Этот тип оборудования считается устаревшим, как и первые два. Современным водителям рекомендуется обратить свое внимание на следующие модернизации, имеющие более значимые отличия.

Четвертое поколение ГБО

Различие ГБО этого типа и всех предыдущих заметно гораздо сильнее. Главная разница в том, что это оборудование в точности повторяет бензиновый инжектор. Все цилиндры здесь имеют свои газовые форсунки. Они снижают давление на редукторе и с помощью контроллера обеспечивают впрыск газовой смеси в то место, которому это необходимо в данный момент. Среди преимуществ это системы ГБО выделяют:

  • Поступление газа в цилиндры еще в жидкой фазе, а значит работа происходит быстрее.
  • Мощность двигателя не теряется, оставаясь на том же уровне, что и при использовании бензина.
  • Расход газа весьма экономичный.
  • Использование ГБО возможно даже при очень низкой температуре окружающей среды.

Именно такое газовое оборудование используется водителями чаще всего. И на то есть веские причины. Экономичность и цена. Соотношение стоимости установки газового оборудования на автомобиль и дальнейшего обслуживания здесь самое выгодное. Да и надежность конструкции очень высока. И это очень важное отличие от предыдущих и последующих поколений автомобильного газового оборудования.

Пятое поколение ГБО

Этот вид ГБО кардинально отличается от всех прежних. Его можно назвать не модернизацией, а самостоятельной системой. Газ здесь используется сразу в жидком виде, соответственно на изменение его состояния ресурсы не тратятся. Это ключевая разница. Постоянное давление в системе нагнетается топливным насосом, расположенным в баллоне.

Из плюсов ГБО отмечается высокая мощность двигателя, сниженный расход топлива и возможность пуска сразу на газовой смеси. Для этого бензин уже не требуется. Но и минусов у этого поколения газового оборудования предостаточно. Для начала, это высокая стоимость установки и дальнейшего обслуживания. Найти компанию, которая работает с этим оборудованием трудно, а в отсутствии конкуренции цены взвинчиваются слишком значительно.

Шестое поколение ГБО

Газовое оборудование этого поколения было разработано в Европе и на текущий момент эксплуатируется только там. Главное отличие в том, что система встраивается в штатную подачу топлива, соответственно использовать газ и бензин поочередно становится очень просто. Само ГБО имеет меньший размер и вес. Из других плюсов газового оборудования шестого поколения:

  • Соответствие экологическим требованиям.
  • Стандартный расход топлива и мощность. Они не уменьшаются при переходе на газовую смесь.
  • Простота в использовании и обслуживании оборудования.

Установить такое ГБО в России совершенно невозможно. Даже в европейских странах оно используется далеко не везде.

Если сравнивать отличия всех видов газового оборудования, то самым удобным для автовладельца в нашей стране считается ГБО четвертого поколения. Перевести свою машину на него предлагает компания Power-Gas. Большой опыт работы позволяет с одинаковой эффективностью модернизировать абсолютно любой автомобиль. Установка ГБО на газель также возможна по привлекательным ценам и в самый короткий срок.

Как определить поколение ГБО установленное на автомобиле

Как определить поколение ГБО установленное на автомобиле

При покупке автомобиля с уже установленной газобаллонной системой иногда трудно на глаз определить ее поколение. В большинстве случаев владелец автомобиля скажет, что это не принципиально и что все работает «как часы». Но есть некоторые нюансы.

  • При отказе каких-либо элементов ГБО, менять их можно только на такие же детали. При отсутствии достоверной информации о газовой системе приобрести необходимые запчасти будет очень трудно.
  • Чем старше поколение газовой системы, тем вероятность выхода ее со строя становится более вероятной.

Как определить поколение ГБО

Каждая система ГБО имеет свои характерные особенности, зная которые, вы легко сможете определить ее поколение.

  1. Наличие под воздушным фильтром смесителя или специального врезного элемента имеется на первом или втором поколении ГБО.
  2. 2-е поколение имеет пошаговый двигатель, а 1-е поколение оснащено кислородным датчиком, который еще называют лямда-зонтом.
  3. Система 3 и 4 поколения оснащена распределенным впрыском (одна форсунка на один цилиндр). Такие системы наиболее распространены в настоящее время. Также системы этих поколений имеют электронное управление и при подключении к блоку управления можно получить всю информацию о ГБО.
  4. 5 и 6 поколение является наиболее перспективными установками. Определить ГБО этих поколений можно по отсутствию редуктора-испарителя, так как газ подается в цилиндры в жидком состоянии.

Зная эти моменты, вы легко сможете определить, какое газовое оборудование установлено на автомобиле.

Если у вас возникли проблемы с нормальной работой газобаллонного оборудования и требуется произвести ремонт ГБО, специалисты компании «ГБО Сервис» смогут быстро и качественно произвести диагностику системы и исправить все выявленные дефекты с гарантией проведенной работы.

  • 26 / мая 2020
  • ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО

Как определить поколение ГБО

механик за работой

Для карбюраторных моторов нет альтернативы – сюда ставят первое либо второе поколение газового оборудования. Газ подается в карбюратор через врезку или проставку-смеситель, которую легко заметить под капотом, если заглянуть под «воздухан» (воздушный фильтр).

А вот для инжекторных машин существуют варианты применяемых технологий.

LPG-системы – по порядку рассчитайсь!

Отметим, что на западных рынках традиционное для нас разделение не практикуют. В Европе оперируют понятиями LGP и LPI – подача пропана в цилиндры в парообразном или сжиженном состоянии. То есть вместо цифр – технологии.

У наших автолюбителей исторически сложился иной подход, и деление помогает автовладельцам идентифицировать конкретную комплектацию.

Первый-второй: как определить поколение ГБО?

Отличие заключается в организации процесса дозирования подаваемого пропан-бутана: в первом поколении применяется механический дозатор, а во втором – шаговый электродвигатель, получающий импульсы от датчика положения дроссельной заслонки и лямбда-зонда. Его несложно заметить на магистрали низкого давления между редуктором-испарителем и смесителем. Но в обоих случаях подразумевается эжекторная система, поэтому принципиальной разницы здесь нет. Просто ГБО 2 удобнее в эксплуатации.

Третий-четвертый

К LPG также относят 3-ю и 4-ю генерации газобаллонной аппаратуры. «Четверка» встречается повсеместно, потому что «тройка» оказалась переходной технологией и уже не производится. Здесь речь идет о распределенном впрыске в коллектор через газовые форсунки – по одной для каждого цилиндра – и электронном управлении работой системы (ЭБУ). По ним легко определить, какое стоит оборудование, достаточно заглянуть под капот. Оборудование создается для инжекторных моторов. Хотя на инжектор можно установить аппаратуру более ранней технологии, но купить ГБО 4 поколения будет правильнее.

Топливная программа с удобным интерфейсом помогает настройщику точнее отрегулировать впрыск пропана для разных режимов эксплуатации и впоследствии больше не возвращаться к настройкам. В предыдущих генерациях газобаллонной аппаратуры мастер производит настройку вручную, на глаз, и субъективности здесь не избежать.

  • ЭБУ контролирует не только подачу, но и следит за уровнем топлива в баллоне, температурой пропана в редукторе-испарителе, управляет режимами газ-бензин, имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы не ругался бортовой компьютер, и вообще – всячески облегчает задачу водителю.
  • Кроме того, «газовый мозг» способен реализовывать сложные алгоритмы, например, совместный впрыск пропана с бензином, без чего невозможно перевести на газ автомобили с непосредственными движками.

    LPI/LPId-системы

    Хотя производители оборудования именуют технологию 5-м, 6-м и даже 7-м поколением, относиться к этому следует как к маркетинговому ходу. Поэтому лучше ориентироваться на заводские аббревиатуры производителей установок. Во всех случаях речь идет о работе инжекторного бензинового мотора на пропан-бутане в сжиженном агрегатном состоянии. От «парообразной технологии» здесь ничего не осталось – все элементы комплекта «заточены» под сжиженный газ.

    «Жидкий впрыск» обходится без редуктора-испарителя, поэтому вы не обнаружите его под капотом. Вместо редуктора задействован регулятор давления, отвечающий за подачу и «обратку» пропан-бутана. Газ поступает в цилиндры через специальные форсунки либо через штатные бензиновые форсы, и во втором случае LPI идентифицируется по блоку – переключателю топливных режимов, куда заводятся подающие магистрали: и бензиновые, и пропановые.

    В наших широтах система встречается не часто из-за высокой стоимости оборудования – ГБО 4 поколения обходится в 2,5–3 раза дешевле.

    Определяем поколение ГБО по установленному оборудованию

    Как определить поколение установленного ГБО по внешнему виду блоков оборудования под капотом.

    • Отличие первого поколения от второго
    • Определяем третее и четвертое поколения
    • Жидкий впрыск с LPI системами

    В случае карбюраторного мотора всё просто. На него устанавливают первое или второе поколение ГБО. В карбюратор газ приходит через смеситель. Врезка смесителя располагается под воздушным фильтром. В случае инжекторного двигателя вариантов поколений в два раза больше.

    Отличие первого поколения от второго

    Разница кроется в процессе дозирования подаваемого газа. Первое поколение использует механический дозатор, а второе — шаговый электродвигатель. Последний получает импульсы от датчиков заслонки дросселя и лямбда-зонда.

    Шаговый электродвигатель несложно заметить между испаряющим редуктором и смесителем. Принципиальной разницы в принципах работы первого и второго поколения нет. Второе удобнее в эксплуатации.

    Расположение редуктора ГБО первого поколения

    Расположение редуктора ГБО первого поколения. Фото УкрАвтономГаз

    Определяем третее и четвертое поколения

    Третее и четвертое поколения относятся к LPG-технологии. Газ поступает в двигатель в газообразной форме.

    Практически повсеместно используется четвертое поколение. Третее было переходным и больше не производится. В коллекторе газ распределяется впрыском через газовые форсунки. Для каждого цилиндра своя форсунка. Работа системы контролируется блоком электронного управления ЭБУ. По нему и определяют установленное поколение.

    Редуктор ГБО третьего поколения

    Редуктор ГБО третьего поколения. Фото УкрАвтономГаз

    Газ поступает в каждый цилиндр отдельно по аналогии с алгоритмом подачи топлива для бензина. В предыдущем поколении с одним дозатором газ подмешивался и сначала поступал во впускную трубу ресивера, после чего расходился по цилиндрам.

    Настройщик регулирует впрыск с помощью топливной программы, чтобы точно регулировать подачу смеси для разных режимов работы двигателя. Такой подход позволил не возвращаться к настройкам позднее и точнее регулировать настройку программно, а не на глаз как в предыдущих поколениях.

    Теперь ЭБУ следит не только за подачей топлива, но и за его уровнем в газовом баллоне, температурой газа в редукторе. Так же он управляет переключением с бензина на газ, выполняет работу бензиновых форсунок, чтобы бортовой компьютер не выдавал ошибок. Так же ЭБУ справляется с совместным впрыском газа с бензином.

    Жидкий впрыск с LPI системами

    Пятое, шестое и даже седьмое поколения ГБО являются скорее маркетинговым ходом, чем изменением системы. Правильней оглядываться на аббревиатуры, которые нанесли производители установок. Во всех случаях подразумевается работа инжекторного мотора с жидким газом. От газообразной технологии предшественника ничего не осталось. Все элементы оборудования заточены под жидкий впрыск газа.

    Схема работы LPI-системы ГБО

    Схема работы LPI-системы ГБО

    Работа обеспечивается без использования испаряющего редуктора, поэтому его под капотом не будет. Функцию редуктора обеспечивает регулятор давления. Он отвечает за подачу газа. Газ приходит в цилиндры через специальные газовые форсунки или штатные бензиновые.

    В России последние системы встречаются редко. В основном из-за высокой стоимости оборудования, которое в 2-3 раза превышает четвертое поколение ГБО.

    Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *