Сколько строился казанский собор
Перейти к содержимому

Сколько строился казанский собор

  • автор:

Казанский кафедральный собор

Этот храм был построен архитектором А.Н. Воронихиным в содружестве с лучшими скульпторами и художниками первой половины XIX в. Здание вытянуто в запада на восток в форме четырехконечного латинского креста и в средокрестии увенчано стройным куполом.

Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.
Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские скульпторы. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора, являющиеся точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV в.
Рельефные скульптурные работы и снаружи и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Художники конца XVIII — начала XIX вв. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы — пилоны. Все эти прекрасные работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» кисти К.П. Брюллова.
Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле. В нем архитектура, скульптура и живопись соединились в неповторимой гармонии и изяществе.
Казанский собор — один из самых замечательных памятников архитектуры и изобразительного искусства не только России, но и всего мира. Как отмечает архитектор А.Аплаксин: «Весь восемнадцатый век мы учились у Европы ее искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства.

Казанским собором Россия сравнялась с Европой, поднявшись на уровень познаний и изображения прекрасного».
Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями. Классицизм — это, прежде всего, подражание греческой архитектуре ее классического афинского периода. В нем нет стремления поразить воображение гигантским размерами, величием, пышностью, во всяком случае со стороны экстерьера. Это мягкий, спокойный, «усадебный» стиль. Его типичными представителями в русской архитектуре являются И.Е.Старов, Ч.Камерон, Д.Кваренги, Ж.Тома де Томон, т.е. те архитекторы, которые участвовали в конкурсе на лучший проект собора, и чьи проекты не получили одобрения со стороны Павла I. Архитектура Казанского собора тоже восходит к классике, но не к греческой, а к итальянской, времен эпохи Возрождения, притом не к ранней ее форме — флорентийской, и не к поздней — венецианской, а к высокому «римскому» Ренессансу. Этот столичный державный стиль сочетается в Казанском соборе с чертами только что родившегося в Европе другого, тоже державного, стиля ампир («имперский»).
Аплаксин пишет: «В стиле высокого ренессанса задумал Воронихин свой проект, но как ни тщился он остаться неизменно верным своей задаче, он не мог преодолеть влияние своей эпохи, и на Казанском соборе сильно заметный налет ампира, современного автору стиля. Этот налет нисколько не тяготит основную тему а, наоборот, делает ее более жизненной и правдивой. Каждое произведение истинного искусства должно отражать в себе эпоху». Стиль ампир сказывается в употреблении прямых перекрытий: проездные пролеты, двери, окна перекрыты горизонтально, что характерно именно для ампира. Ампирного происхождения и вся орнаментация собора.
Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудостьским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м. Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.

Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.
Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, «который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было».
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.
Следует отметить, что распределение на полу цветов мрамора и формы мраморной мозаики увязаны с пространственными решениями. В подкупольной части пол оформлен в виде расходящихся кругов, повторяющих линии купола и сводов, которые постепенно сужаются кверху. В главном нефе рисунок пола — чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток серого, черного и красного цветов — подчеркивают удлиненность пространства.
Крестово-купольное решение архитектуры храма особенно четко прослеживается в его интерьере. Здание вытянуто с запада на восток в форме латинского креста и в своем средокрестье увенчивается куполом. Купол имеет легкую изящную форму и вдоль его барабана расположено 16 окон, через которые в собор проникает свет. Эту же роль исполняют и многочисленные окна, расположенные по периметру храма. Купол имеет два свода: нижний, хорошо обозреваемый с внутренней стороны храма, и верхний, наружный, покрытый жестью. Внутренний купол был первоначально покрыт росписью.

История строительства

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским». С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: «Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург» Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: «Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем». «…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве». Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — «вечный город», манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает «камень». Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: «И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей». (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, «камня веры», в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, «граф Северный», ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил». Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания. Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский «град святого Петра» должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — «гнилой камень». Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. «Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна». Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. «Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства». В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63 sobor.go@mail.ru Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Казанский собор

Казанский собор: режим работы, экскурсии и стоимость билетов в 2021 году

Без привычного ансамбля Казанского собора невозможно представить Невский проспект, да и Санкт-Петербург в целом. Еще труднее понять, как техническими средствами начала XIX века удалось воздвигнуть столь грандиозное здание.

История создания и строительства Казанского собора

Если Исаакиевский собор в его современном виде строили без малого 40 лет, то 10-летие возведения Казанского для начала XIX столетия – вершина скорости для подобных масштабных объектов!

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, рисунок из книги

Императрица Анна Иоанновна, вступившая на престол в 1730 году, стала обустраиваться в Санкт-Петербурге с большим размахом. В 1732 году для нее в Летнем саду заложили новый дворец. Годом позднее решили возвести и новую придворную церковь на Невской перШпективе (как говорили при Петре I и Анне Иоанновне).

Внутренний вид церкви Рождества Богородицы, 1733-1737 год, рисунок из книги

Храм, равноудаленный от Летнего сада и Адмиралтейства, заложили в сентябре 1733 года во имя Рождества Богородицы, по форме похожую на Петропавловский собор. К Невскому проспекту она выходила северным фасадом (боком). Торжественное освящение церкви состоялось в июне 1737 года, главной иконой стал семейный Романовский список с Казанского образа Матери Божией.

Уже через два года здесь венчались мать будущего наследника принцесса Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом. Традиция бракосочетаний царственных особ именно в этой церкви сохранялась в течение всего XVIII века. Уже при Елизавете Петровне статус храма повысили до собора и нарекли Казанским. К концу XVIII века его архитектурный стиль устарел, да и здание обветшало.

Новый Казанский собор

Проект фасада Собора Казанской иконы Божией Матери с западной стороны, архитектора Воронихина Андрея Никифоровича

Павел Петрович после европейского путешествия был в восторге от западной архитектуры и мечтал об установлении копии римского собора святого Петра в собственной столице.

Конкурс на строительство нового храма прошел в 1799 году с участием многих знаменитых архитекторов периода царствования Екатерины II. Проект Чарльза Камерона новый император посчитал лучшим, но затем отменил свое же решение.

В 1800 году новоиспеченный президент академии художеств граф Александр Строганов (бывший обер-камергер наследника) спротежировал собственного архитектора Андрея Воронихина. Бывший крепостной царедворца обучался зодчеству сначала в Москве у Баженова, затем во Франции и Швейцарии.

Портрет архитектора Казанского собора Воронихина Андрея Никифоровича, до 1811, неизвестный художник

Воронихин, перестроивший ранее только два дворца для патрона, в проекте всей жизни сделал удачную компиляцию нескольких европейских культовых зданий. От собора Святого Петра в Риме он вдохновился полуциркульной галереей, от лондонского – святого Павла – формой и его куполом. Современники находили во внешних деталях определенные черты и других знаменитых церквей.

Архитектору нового Казанского собора удалось решить несколько проблем. Он создап особо торжественным северный фасад, выходивший к Невскому проспекту, за счет установки грандиозной колоннады. Собственно, храм и «спрятан» за ней. Виден только огромный купол. Одновременно была скрыта и его видимая асимметричность по отношению к поперечной оси здания. Пришлось отступить далее и от проспекта, так как сносить действующую церковь разрешалось только после возведения новой.

Продольный разрез Казанского собора, 1838 год, архитекторов Скотти, Морган

Очень важно: по православным канонам алтарь должен «смотреть» на восток, в крайнем случае – на северо- или юго-восток. Расположение Казанского собора определялось линией Невского проспекта.

У главного входа в храм был оформлен особый полукруглый сквер с решеткой по личным чертежам Воронихина, впоследствии получивший имя зодчего.

Строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге

Вид на Казанский собор с западной стороны, 1809 год, картина художника Воробьева М.Н.

В царствование Павла I успели провести только подготовку территории. Закладка собора состоялась уже после известных мартовских событий, 27 августа 1801 года (по старому стилю). Александр I не отказался от отцовской идеи поставить величественный кафедральный собор.

Читать еще: Спас-на-крови: режим работы и стоимость билетов в 2024 году

Для устройства фундамента было забито 38000 свай длиной от 2 до 4 саженей, скрепленных в одну общую клеть. С алтарной стороны на время частично осушали канал, чтобы укрепить берег. Под несущие стены уложили плиты из тосненского камня, а под углы и опорные столбы – гранитные блоки. Удивительно, но огромный по площади храм до сих пор не дает осадку и не образует трещин.

Внешние стены и колоннада возведены из пудостского туфа. По свойствам он напоминает итальянские травертины. Относительно легкий, но прочный материал снаружи дополнительно обрабатывали алебастром и наносили краску под его естественный цвет.

Царские врата главного иконостаса Казанского собора после 1836 года, по проекту архитектора Тона К.А.

Казанский собор иногда называют музеем русского камня. На цоколь собора и в основании наружных колонн использовали сердобольский гранит. Внутренние колонны, ступени лестниц при входах сделаны из финского гранита рапакиви. Пол внутри храма и амвон выложен из плит розового тивдийского мрамора из Карелии. Кроме того, в декоративной отделке присутствуют:

  • прионежский шокшинский кварцит;
  • карельские шунгитовые сланцы;
  • приладожский ювенский мрамор;
  • алтайские ревневские яшмы.

К 1805 году собор подвели под кровлю. В следующем году установили внешнюю колоннаду. Позднее возвели купол и приступили к оформлению интерьеров. В 1809 году встали на места внутренние колонны.

Казанский собор со стороны Невского проспекта, 1812-1815 год, картина Бенжамена Патерсена

Иконы и фрески, более походящие на картины западных мастеров, создавали знаменитые русские художники: Александр Иванов, Карл Брюллов, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский и другие.

Размах фантазий архитектора и его покровителя останавливал только значительный перерасход запланированного финансирования. Из экономии пришлось отказаться от огромных статуй апостолов и архангелов, а также от симметричной южной колоннады.

К 1811 году Казанский кафедральный собор был построен. 15 сентября состоялось его торжественное освящение. Отделочные работы, создание икон и росписей, другие небольшие работы длились до 1814 года (до смерти Воронихина). По новому храму чуть позднее были названы улица, сквер, мост и даже остров.

Имперский период

Невский проспект и Казанский собор в день похорон фельдмаршала М.И. Кутузова в 1914 году, картина Воробьева М.Н.

В 1812 году с нашествием Наполеона усилилось почитание Казанской иконы-заступницы. Перед ней в ответственные моменты молился император Александр I. После посещения службы именно в Казанском соборе отправился командовать войсками Михаил Илларионович Кутузов.

После освобождения России от захватчиков в храм доставили знамена побежденных французских частей и чтимый Ченстоховский список иконы Матери Божией. Позднее еще добавились трофейные стяги и штандарты, а также символические ключи взятых европейских городов. Кафедральный собор стал и храмом-памятником.

По указу императора в храме с особыми почестями погребли умершего в апреле 1813 года фельдмаршала Кутузова.

После победы над Наполеоном атаман Платов передал на нужды собора более 800 кг серебряных культовых предметов, награбленных врагами в храмах. Впоследствии серебро переплавили на новое убранство иконостаса. Его стоимость в современных деньгах превышает 2 млрд $.

Ремонты и реставрация

Вид Казанского собора в Петербурге, 1811 год, картина Алексеев Ф.Я.

Ремонтировать собор вынужденно пришлось практически сразу после постройки. Суровый влажный питерский климат жестоко обходился с внутренним убранством. Уже в 1814 году с потолков начала опадать штукатурка вместе с фресками. Один из таких обвалов практически полностью уничтожил роспись плафона «Коронование богоматери». Пришлось также отказаться от барельефов и лепнины на верхних ярусах.

В 1826-1829 годах заменили росписи на «парусах» с изображениями евангелистов. Работы вели помощник Воронихина Павел Филиппов и легендарный Огюст Монферран. В 1834-1836 годах поставили новый, более пышный иконостас по проекту архитектора Константина Тона. Тогда и использовали платовское серебро, а Казанский образ получил золотую ризу с драгоценными каменьями. Часть новых икон и запрестольных образов были написаны художниками Федором Брюлловым, Василием Сазоновым, Иваном Тюриным и другими.

Памятник Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге, фото 1866-1868 год

К 25-летней годовщине избавления страны от наполеоновских полчищ перед Казанским собором установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Монументы полководцам-победителям стали символами стойкости русского духа. Их не стали убирать и даже закрывать в тяжелый период ленинградской блокады.

В дальнейшем поновления икон (или их полная замена) проводились регулярно до самой Октябрьской революции. В 1865 году большой образ Божией Матери появился и на апсиде с внешней стороны. Его на медной доске выполнил Иван Тюрин. Электрифицировали собор в 1903 году.

Читать еще: Большая Хоральная Синагога

От революции и до наших дней

Макет «лагеря Шмидта О. Ю. во льдах» у Казанского собора, фото 1934 года

В 1922 году Казанский собор подвергся буквально разграблению. На нужды советской власти были варварски ободраны ради серебра иконостас и царские врата, отобраны драгоценные богослужебные предметы, лишилась золотой ризы главная святыня. Вес изъятых ценностей превысил 2 тонны.

Через 10 лет запретили богослужения, а в здании создали музей истории религии и атеизма. Именно сюда были перевезены мощи Александра Невского, Серафима Саровского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и Иоасафа Белгородского. Воцерковленные служащие музея спрятали святыни на чердаке собора, замаскировав их под другие экспонаты. Только в период с 1989 по 1991 годы мощи были вновь обретены и переданы монастырям, откуда они были изъяты. Казанскую икону перевезли в действовавший весь советский период Князь-Владимирский собор. На законное место она вернулась летом 2001 года.

Реставрационные работы проводились после Великой Отечественной войны в 1950-1956 годах. Храм для верующих открылся 4.11.1990 года в праздник Казанской иконы Божией матери. Музей окончательно выехал в 1998 году. Снова кафедральным собор стал 31.12.1999. Восстановление внутреннего убранства и, в первую очередь, алтаря проводилось с конца 90-х и все «нулевые» годы. Утраченный серебряный декор заменили лепниной из гипса и мастики с покрытием из сусального серебра и золота. Комплексная реставрация фасадов состоялась в 2012-2019 годах. Заново выполнена известковая обмазка пудостского камня с восстановлением исторического колера стен.

Архитектура Казанского собора в Санкт-Петербурге

Вид Казанского собора с высоты

Казанский собор построен в архитектурном стиле зрелого классицизма, иначе – русского ампира. На плане его форма – католический крест. Над средокрестием находится огромный купол, на тот момент – крупнейший в России. Крыша представляет сложную систему арок и стропил из кирпича и дерева.

Западный фасад с главным входом, а также южный оформлены в виде величественных портиков. Первый – с 12-ю, второй – с 24-мя колоннами. Восточный (алтарный) фасад выполнен в виде одинарной апсиды, украшенной большой Казанской иконой и золоченым образом Христа на сюжет Входа Господня в Иерусалим.

Колоннада

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

Знаменитая дугообразная колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге выходит на Невский проспект. Крыша – в виде аттика с балюстрадой наверху. Колонны выстроены в четыре ряда. Каждая их пара стоит на серьезном инженерном сооружении: мощном пилоне, поверх которого положены:

  • квадратная тумба в два кирпича;
  • гранитная плита толщиной 240 мм;
  • тонкая свинцовая плита по диаметру основания;
  • круглая рельефная база.

Колонны неровные. На каждой из них – по 20 желобков-каннелюров, создающих иллюзию дополнительной стройности.

В нишах северного фасада – четыре скульптуры святых: Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Собственно вход располагается за портиком с золоченым «всевидящим оком» на фризе.

Воронихин дал архитектурному украшению здания и практическое назначение. Колоннада служит парадным подъездом. По ней кареты доставляли особо знатных персон к северному входу в храм. Въезд и выезд возведены по типу триумфальных арок. Они украшены двумя парами пилястр, барельефами с библейскими сюжетами по фризу, аттику и стенам. При отсутствии отдельной колокольни звонница устроена на стене западной «триумфальной арки».

Купол собора

Купол Казанского собора в Санкт-Петербурге

Купол воздвигнут на высоком барабане из трех сопряженных частей. Первая – металлическая. Воронихин впервые применил стропильную конструкцию с вертикальными, горизонтальными ребрами и подкосами. Вверху на ней закреплен шестиконечный крест, а внизу – паникадило (люстра). Верхнее покрытие – ковкое железо. Ниже прочность поддерживают два купола из кирпича.

Аэросъемка собора

Внутреннее убранство собора

Внутреннее убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

Собор имеет три алтаря: главный – в честь Казанской иконы, левый – Антония и Феодосия Печерских, правый – Рождества Богородицы. Здание поделено на три части (нефа) двумя рядами парных колонн. Главный иконостас поддерживают четыре бронзовые колонны, отделанные голубой яшмой. Центр притяжения взглядов – Всевидящее Око в обрамлении золотых лучей над царскими вратами.

Читать еще: Исаакиевский собор

От воронихинского варианта внутреннего оформления Казанского собора осталось то, что выполнено в камне: полы и колонны, а также главная идея: «Иисус Христос – Солнце правды».

Первоначальные фрески и барельефы верхних ярусов на библейские и евангельские сюжеты заменены росписями в технике гризайль, имитирующими лепнину в виде цветов и барельефов. Многие иконы в советское время переехали в музеи. Иконостас воссоздан по фотографиям начала ХХ столетия.

Отреставрированное в XXI веке внутреннее убранство продолжает поражать посетителей великолепием: блеском позолоты на капителях колонн, пилястр и рамах икон, необычными нимбами над Иисусом в виде солнечных лучей, оригинальными узорами каменных полов.

Панорама собора

Святыни и реликвии

Икона Казанской Божьей Матери в Казанском соборе в Санкт-Петербурге

Кроме Казанской иконы, к почитаемым относятся:

Могила Кутузова в Казанском соборе в Санкт-Петербурге

  • образ Николая, святителя Мирликийского и Ченстоховская икона Богородицы, переданные Кутузовым;
  • икона Воскресения Христова – подарок иерусалимского патриарха Дамиана;
  • икона Спасителя в иконостасе;
  • ковчег с мощами нескольких российских подвижников.

К святыням можно отнести и могилу великого полководца. Она расположена возле южной стены собора, в правом приделе. Место захоронения Кутузова обнесено невысокой оградой. Из военных трофеев в храме остались 6 ключей городов и 5 штандартов. Остальное было переданы московскому Историческому музею в 1913 году.

Краткое описание Казанского собора в цифрах

  • официальный год постройки – 1811;
  • длина – 72,5 м;
  • ширина – 57 м;
  • глубина фундамента – 8,5 м;
  • высота Казанского собора (с крестом) – 71,6 м;
  • высота наружных колонн – 14 м;
  • масса наружных колонн – примерно 27 т;
  • высота внутренних колонн – 10,7 м;
  • диаметр внешнего купола – 17,1 м;
  • диаметр свода купола внутри – 6,7 м.
  • окончательная смета – 5 млн 204 тыс. руб.

Чтобы посчитать, сколько колонн у Казанского собора, следует сложить количество наружных:

  • в колоннаде 76;
  • в северном портике 20;
  • в южном портике 20;
  • в западном портике 12.

Итого – 128. Плюс 56 внутренних. Всего – 184.

Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге

Вид Казанского собора в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта

Удивительно, но споры на тему, кто и когда построил Казанский, а заодно и Исаакиевский собор, почему-то только разгораются. Современные блогеры, как древний Фома неверующий, изучают трещины и сколы в стенах и колоннах, развивают невероятные версии от «всплывших» античных зданий до деятельности инопланетян. Их не убеждают ни проекты авторов, ни рисунки и воспоминания современников строительства, ни документы, подписанные императорами. При этом собственных тайн и легенд у Казанского собора и так достаточно.

Еще современники отмечали, что некоторые символы, изображенные снаружи и внутри собора, слабо сочетаются с православием. Два Всевидящих Ока, солнечные часы, восьмиконечные звезды, кресты, похожие на тамплиерские и другие знаки наводили на мысль о масонском членстве главных создателей – Воронихина и графа Строганова. Множество солярных символов в интерьере скорее относится к язычеству, чем к христианству.

Отказ императора в финансировании южной дугообразной колоннады со связующей прямолинейной хордой (еще примерно 2 млн руб.) можно объяснить не только отсутствием денег в казне из-за постоянных войн в этот период. Очертания здания стали бы явно похожими на один из важнейших символов масонства – часы песочные.

Легенды появились и после постройки собора. Одна из них связана с захоронением Кутузова. Якобы его сердце после вскрытия и бальзамирования тела захоронили в городе Бунцлау, чтобы оставаться в походе вместе с солдатами. Этот миф развеялся, когда после передачи собора музею атеизма могилу полководца вскрыли. Рядом с останками нашли его сердце в отдельной серебряной капсуле.

Другое питерское предание связано с покровительством Богородицы над блокадным Ленинградом. В годы войны Крестные ходы на Пасху 5 апреля 1942 года разрешили, но только вокруг храмов. Несомненно, выносили и Казанскую икону из Князь-Владимирского собора, где она пребывала с 1932 года. Сведения об общегородском крестном ходе с этим образом во главе – это миф. В православный праздник фашисты особенно сильно бомбили город. Проведение масштабного события привело бы к большим неоправданным жертвам.

Собор Казанской иконы Божией Матери в городе Казани

Казанский собор Богородицкого монастыря города Казани был построен в 1798-1808 годах по проекту И.С. Старова казанским архитектором Ф.Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван.

4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.

Большое внимание и содействие строительству также оказывали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947-2020) и государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Татинвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием икон для иконостасов занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками.

Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана.

21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Казанского собора.

Расписание богослужений

Собор Казанской иконы Божией Матери открыт для посещения с 7:30 до 19:00. Богослужения в храме совершаются ежедневно.

В будние дни Божественная литургия начинается в 8:00, в воскресные – в 9:00. Начало вечернего богослужения в 17:00.

Ежедневно в 12:00, кроме воскресенья, духовенством города Казани служится молебен с акафистом перед чудотворным образом Казанской Божией Матери.

В воскресные дни в Казанско-Богородицком монастыре совершаются четыре Литургии:

— в 6:00 в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пещерный храм Казанского собора);

— в 7:00 в Софийском храме;

— в 8:00 в Крестовоздвиженском храме;

— в 8:15 в Казанском соборе совершается Параклисис перед чудотворным образом Казанской Божией Матери;

— в 9:00 в соборе начинается Божественная литургия.

Каждый воскресный день в 17:00 совершается вечерня с акафистом перед чудотворной Казанской иконой Богородицы.

Контакты

Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная д.5, Казанско-Богородицкий монастырь

Телефон: 8 (843) 292-29-44

Новости

На месте явления Казанской иконы Божией Матери совершён молебен по случаю начала спортивного турнира «Игры будущего»

Новости Казанской епархии 21 февраля 2024

21 февраля в Пещерном храме Казанского кафедрального собора митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан совершили молебен по случаю открытия в Казани Международного спортивного турнира «Игры будущего».

Митрополит Кирилл и митрополит Митрофан совершили Литургию в Пещерном храме Казанского собора

Новости Казанской епархии 21 февраля 2024

21 февраля, в день памяти великомученика Феодора Стратилата, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан совершили Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

В Неделю 37-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

Новости Казанской епархии 18 февраля 2024

18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.

В канун Недели 37-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

Новости Казанской епархии 17 февраля 2024

17 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана.

В день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме

Новости Казанской епархии 16 февраля 2024

16 февраля, в попразднство Сретения Господня, день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

В канун праздника Сретения Господня митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском соборе

Новости Казанской епархии 14 февраля 2024

14 февраля, в канун праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Публикации

Трансляция Божественной литургии в праздник Рождества Христова из Казанского кафедрального собора

Онлайн-трансляции 6 января 2024

В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл возглавит Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Трансляция Литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери из Казанского кафедрального собора

Онлайн-трансляции 21 июля 2023

20-21 июля в Татарстанской митрополии пройдут торжества по случаю 444-летия явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Соборные архиерейские богослужения будут совершаться в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери, построенном на месте

Казанская святыня. Трагедия и надежда

Публикации 20 июля 2023

Когда-то чудом явленная Казанская икона Божией Матери была принята православным народом на веру, и Царица Небесная столько раз по причине этой детской (а ведь не случайно явлена она была именно ребёнку!) народной веры спасала Россию от бед.

Запись трансляции Патриаршей Божественной литургии в Казанском кафедральном соборе

Онлайн-трансляции 21 мая 2023

21 мая 2023 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Казанско-Богородицкого монастыря в .

Фестиваль духовной музыки, посвящённый 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина

Творческие видеоролики 22 февраля 2023

12 февраля в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери состоялось открытие Фестиваля духовной хоровой музыки «Душа и Родина», посвящённого 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина.

Трансляция Литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери на месте обретения святыни

Онлайн-трансляции 4 ноября 2022

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, установленный в память об избавлении в 1612 году Москвы и России от интервентов, в храмах и монастырях Татарстанской митрополии пройдут праздничные богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *