Снип 10 01 94 чем заменен
Перейти к содержимому

Снип 10 01 94 чем заменен

  • автор:

Какой документ заменяет СНиП 10.01.94?

Он ведь не действует.. а там такой пункт был 8.2 за который можно было цепляться при не желании принимать работу или побадаться с подрядчиком. да и вообще.. короче, чем он заменен? в интернете инфы не нашел

Просмотров: 18571

Проектант или Вечный ученик

Регистрация: 06.05.2011
Сообщений: 802

СНиП 10-01-94, МСН 1.01-01-96
Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

C 01.10.2003 не действует, отменен в РФ. Постановлением Госстроя России № 164 от 10.09.2003 г. признан не действующим на территории Российской Федерации.
C 01.01.1995 по 01.10.2003 действовал.

Взамен ГОСТ 24369-86 Объекты стандартизации в строительстве. Общие положения, СНиП 1.01.01-82* Система нормативных документов в строительстве. Основные положения, СНиП 1.01.02-83 Система нормативных документов в строительстве. Порядок разработки и утверждения нормативных документов, СНиП 1.01.03-83* Система нормативных документов в строительстве. Правила изложения и оформления нормативных документов и их изменений

Заменен СНиП 10-01-2003 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

Документ утвержден: Госстрой РФ, постановление № 18-38 от 17.05.1994
Дата ввода документа в действие: 01.01.1995

Регистрация: 25.08.2015
Сообщений: 24
Спасибо! закрывайте!
Регистрация: 17.04.2010
Санкт-Петербург
Сообщений: 394
насколько я понял, СНиП 10-01-2003 так и не был введен в действие

Проектант или Вечный ученик

Регистрация: 06.05.2011
Сообщений: 802
Сообщение от fag85
насколько я понял, СНиП 10-01-2003 так и не был введен в действие

Аналогичные сомнения поскольку в Норме только проект выложен, а в Консультанте и Техэксперти ни слова о СНиПе вообще нет, но четко сказано что старая версия СНиПа отменена постановлением ГОССТРОЯ.

Регистрация: 25.08.2015
Сообщений: 24

Отлично,ребята,объясните,пожалуйста такую вот вещь в этом СНиПе (10-01-2003).

«4.3. Строительные нормы и правила, а также своды правил разрабатываются для добровольного применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов, а также разработке и производстве строительных изделий и материалов.»

«7.3 Обязательные требования действующих нормативных документов с учетом положений пункта 7.2 подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности , гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Разъяснения о соответствии требований действующих строительных норм и правил указанным целям принятия технических регламентов и обязательности их применения дает в необходимых случаях Госстрой России с учетом положений, приведенных в пункте 5.2 настоящих строительных норм и правил.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.»

вам не кажется это несколько противоречивым??

Регистрация: 17.04.2010
Санкт-Петербург
Сообщений: 394

СНиП 10-01-94 отменен в связи с появлением 184-ФЗ.
Проект СНиП 10-01-2003 представляет собой урезанную трактовку положений этого закона (в том числе эти пункты 4.3 и 7.3 — см. статьи 4, 46 закона).
Поэтому, я думаю, его и не принялли, т.к. никакой дополнительной смысловой нагрузки он не несет.
А если отвечать на вопрос

Сообщение от Bank1i
Какой документ заменяет СНиП 10.01.94?

то соответственно 184-ФЗ.

Сообщение от Bank1i
вам не кажется это несколько противоречивым??

пункт 4.3 говорит, что все нормы в целом издаются как рекомендательные. А пункты 7.2-7.3 поясняют, что эти нормы в определенной части носят обязательный характер (в части защиты жизни, здоровья и др.).
На первый взгляд все понятно. Но с 2003 по 2010 годы (пока не вышло распоряжение 1047-р) не прекращались споры на эту тему. Строительное сообщество поделилось на 2 группы:
— одни говорили, что всё добровольно,
— а вторые, что всё обязательно (ведь что понимать под этой защитой здоровья? Так любой неправильно забитый гвоздь мог нанести ущерб. И получается, что все нормы условно обязательны).
Но теперь это вроде как в прошлом.

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

Регистрация: 14.03.2005
44d32’44″С, 33d26’51″В
Сообщений: 13,386

Спорить по поводу пунктов старых СНиП бессмысленно. Эти СНиП (разных лет выпуска) назывались Система нормативной документации. Там было всё четко расписано — статус каждого вида документов, кто из них «главнее». Обязательны были все нормативные документы, но отдельные пункты в них был рекомендательными и допускаемыми.

Но система мешала кое-кому наживаться. Поэтому её разрушили, и не только в строительстве. Появилась полная неразбериха — что-то «обязательно» (причем отдельные пункты), что-то «добровольно», всякие дурацкие Перечни, которые непременно Правительством надо утверждать.

Дурь эта уже всем понятна, вред для страны очевиден, поэтому все-таки решили снова восстанавливать Систему нормативной документации. Вот только снова решили проводить новую административную реформу, и теперь пару лет чиновный люд вообще ничего не будет делать — глупо же «надрываться», если неизвестно будешь ли ты здесь работать и будет ли вообще эта работа.

Обсуждения

Публичное обсуждение проекта СП продлится до 10 апреля 2016г.

Данный свод правил будет принят взамен СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

Настоящие строительные нормы предусматривают формирование Минстроем России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и организациями межотраслевой Системы нормативных документов в строительстве, устанавливающих всесторонние технические требования к зданиям и сооружениям, в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов в строительной сфере, повышения эффективности и качества строительства.

Нормативные документы Системы предусматривается разрабатывать на основе современных методических принципов строительного нормирования, предусматривающих установление в строительных нормах требований к эксплуатационным характеристикам (или, согласно терминологии ИСО, эксплуатационных положений – «performance provisions») зданий и сооружений в целом, их частей и конструктивных элементов. Эти характеристики должны отвечать требованиям потребителей продукции строительства вне зависимости от принимаемых объемно-планировочных, конструктивных, технологических и других проектных решений, носящих описательный характер. Описательные положения, содержащие способы удовлетворения требований к эксплуатационным характеристикам, приводятся в сводах правил по проектированию и строительству и стандартах, применяемых на добровольной основе.

Администратор, 16 февраля 2016

Снип 10 01 94 чем заменен

25 февраля 2024 Регистрация Войти
4 марта 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 марта 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 мая 2015 г. № 16926-ОГ/08 О разработке нормативно-технического документа, определяющего систему нормативно-технических документов в строительстве

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 мая 2015 г. № 16926-ОГ/08 О разработке нормативно-технического документа, определяющего систему нормативно-технических документов в строительстве

24 июля 2015

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение от 30 апреля 2015 г. № 5016 по вопросу статуса проекта СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» и сообщает.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-технический документ, определяющий систему нормативно-технических документов в строительстве. Проект СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», разработанный ФГУП «ЦНС» в 2003 г. утвержден не был.

Дополнительно сообщаем, что в проекте плана Минстроя России по разработке, экспертизе и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил на 2015 год запланирована разработка нормативно-технического документа СН 10-01 «Система нормативных документов в строительстве».

Директор Департамента
градостроительной деятельности
и архитектуры
А.В. Белюченко

Обзор документа

В настоящее время в России отсутствует акт, определяющий систему нормативно-технических документов в строительстве.

Сообщается, что разработанный ФГУП «ЦНС» в 2003 г. проект СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» утвержден не был.

Вместе с тем в проекте плана Минстроя России по разработке, экспертизе и утверждению сводов правил на 2015 г. запланирована разработка СН 10-01 «Система нормативных документов в строительстве».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве Основные положения (с Изменениями N 1, 2)

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого, «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.

Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

3 Определения

В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

4 Основные цели, принципы и структура системы

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

4.2 Система, исходя из общих целей стандартизации, должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

  • соответствие строительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
  • безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
  • защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
  • выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
  • взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в системе являются:

  • организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
  • объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;
  • промышленная продукция, применяемая в строительстве — строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
  • экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера. Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 Нормативные документы

5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе системы разрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

строительные нормы и правила Российской Федерации

государственные стандарты Российской Федерации в области строительства

своды правил по проектированию и строительству

руководящие документы Системы

Нормативные документы субъектов российской Федерации:

территориальные строительные нормы

Производственно-отраслевые нормативные документы:

стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

5.4* Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

5.5* Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

5.4-5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ) в составе технической документации.

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:

  • государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
  • нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при МинстроеРоссии.

6 Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.

Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:

  • Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы .
  • Должно быть обеспечено .

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

Эти требования должны определять:

  • надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
  • устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
  • устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
  • охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
  • эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
  • сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:

  • требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
  • требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
  • контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
  • требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;
  • правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

6.6* В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:

  • положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
  • общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;
  • объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
  • методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.

В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.

Примечание.
Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

6.6 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.

6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1.4.

6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.

Построение, изложение и оформление технических условий — в порядке, установленном Госстандартом России.

6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.

Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «одобрен Минстроем России (письмо № . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)».

Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210×297 мм.

6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующей территории.

Обозначения нормативных документов по стандартизации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.

В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают: «В системе нормативных документов в строительстве входит в комплекс .

7 Разработка и принятие нормативных документов

7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).

Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.

7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:

  • 1-я стадия — организация разработки документа;
  • 2-я стадия — разработка проекта документа в первой редакции;
  • 3-я стадия — подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
  • 4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
  • 5-я стадия — издание документа.

Примечание.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.

При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.

Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.

Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее , чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.

Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласии проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора.

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

  • пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;
  • проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
  • подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв и сводкой отзывов;
  • протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;
  • подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);
  • предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.

7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ) в области строительства принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.

Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил перед утверждением направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.

7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.

Отмену нормативных документов осуществляют органы, их утвердившие.

7.11 Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.

При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.

Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленном Госстандартом России («Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93).

При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.

По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).

Текущую информацию об утверждении, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП «Центр проектной продукции массового применения» Минстроя России.

Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.

7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.

8 Применение нормативных документов

8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, который этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Приложение А. СНиП 10-01-94

Система нормативных документов в строительстве. Основные положения
актуализированная редакция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *