Термостат ваз что это
Перейти к содержимому

Термостат ваз что это

  • автор:

Отличия термостатов ВАЗ

Давно планировал написать пост на счет систем охлаждения двигателя, да все откладывал на потом, так как считал что такие записи актуальны именно с приходом холодов.
Как только начинает холодать, ВАЗоводы начинают массово менять термостаты. Первая треть свято верит в магию Грантотермоса, вторая треть массово скупает 6-дырочные изделия, ну а оставшиеся ездят на сток термостате.

В общем все мы любим когда в машине тепло, когда едешь по трассе и печка все равно жарит горячим. Я не буду говорить про другие марки, а скажу что все ВАЗовские печки греют отлично, при исправной всей системе!
Но о термостатах придется подробнее расписать, так как для наших авто есть аж 3 варианта: термостат образца 2108, термостат 21082, и термостат 2190. Задача у них одинаковая, а вот выполняют свои функцию они по-разному.

Запчасти на фото: 21900130601000. Фото в бортжурнале Lada 21099

В зимнее время нам важно 2 параметра: это температура воздуха из печки, и второй параметр — это прогрев, т.е. время, когда после старта холодной машины у вас пойдет теплый воздух.

Сразу подведу итог, а ниже уже постараюсь объяснить.

По скорости прогрева термостаты будут выглядеть так: (Здесь я имею в виду, что при равных условиях, с каким термостатом печка начнет раньше дуть теплым)
1е место — это Гранто термостат.
2е место — это родной 2108 термостат
3е место — это термостат 21082

Теперь о температуре печки:
1е место — это термостат 21082
2е место — это термостат 2108 (но с некоторыми моментами)
3е место — это знаменитый Грантотермостат.

Теперь приступим к обзору конструкции каждого термостата

1) Термостат 2108. Это родной/базовый термостат, нижний. Он работает с нижним патрубком радиатора, т.е выходом. Охлаждающая жидкость двигается параллельно. Т.е. на холодном двигателе жидкость циркулирует по малому кругу, и параллельно циркулирует в печке. Когда открывается большой круг, принцип движения жидкости не меняется, просто добавляется уже основной радиатор. С этим термостатом машина быстро прогревается, но температура печки сильно плавает. На ХХ печка дует слегка теплым, а с повышением оборотов заметно воздух становится горячий. При запуске холодного двигателя, из пароотвода радиатора в расширительный бачок жидкость не бежит, а начинает поступать с прогревом мотора, это важно!

Фото в бортжурнале Lada 21099

2) Термостат 21082. Этот термостат является развитием, заводской модернизацией прошлого термостата. Завод ничего военного не сделал, просто уменьшил байпас канал, чтобы проток жидкости стал больше через печку. Именно эта доработка и помогает печке на ХХ дуть горячим воздухом. Во-вторых это удобство: благодаря увеличенному количеству штуцеров, намного удобнее подключать ГБО оборудование. Но у термостата есть и минус — это увеличенное время прогрева. Если в родном термостате из пароотвода тосол не шел, пока машина не прогреется, то в термостате 21082 — из пароотвода тосол шурует прям с первых секунд работы двигателя. Кто не знает зачем в машине пароотвод, то постараюсь кратко донести. Пароотвод нужен в системе повышенного давления для того, чтобы при росте температуры двигателя, когда тосол начнет расширяться, не было воздушных пробок. В термостате 21082 — пароотвод не работает как магистраль, отводящая пар, оттуда жидкость льется сразу после старта двигателя не успев нагреться и расшириться, она попадает в расширительный бачек, оттуда сливается к помпе и так по кругу. Именно из-за этого, машина с этим термостатом дольше прогревается.
Когда двигатель достиг нужной температуры — воздух из печки что на оборотах, что на ХХ одинаковой температуры.

Фото в бортжурнале Lada 21099

3) Грантотермостат. Это термостат нового поколения. В Автовазе он появился благодаря концерну Рено. К примеру на Логане термостат 1в1 выглядит с нашим, и принцип работы такой же.
Главное отличие его от двух прошлых, это измененная система работы. Теперь он последовательный. Т.е. жидкость в малом круге не параллельно гуляет по системе, а последовательно: из мотора через печку в помпу и снова в мотор. Когда открывается большой круг, то малый круг перекрывается, и его полноценно заменяет большой. Теперь перекрывается не нижний патрубок, а верхний. Термостат перекрывает вход в радиатор. Именно благодаря этому, что мотору не приходится греть лишнюю жидкость и достигается быстрый прогрев. Но за счет последовательной системы, температура мотора сильно пляшет от 81 до 89. Все дело в том, что термоэлемент, который реагирует на тепло, не в состоянии быстро и резко двигаться. Когда мотор нагрелся выше 85 градусов, элемент начинает открывать большой круг, чтобы жидкость охлажденная пришла из радиатор. За счет свой энертности, он продолжает открывать и открывать большой круг, начинает резко падать температура, и тут термостат понимает, что температура уже сильно упала, и надо закрыться, чтобы поднять ее, а чтобы поднять температуру — надо чтобы жидкость сделала круг, и после печки, помпы двигателя вернулась нагретой в термостат. Если кратко описать, то получается что термостат не успевает вовремя открыться чтобы температура росла медленно, и не успевает закрыться вовремя, чтобы температура не проседала. И именно из-за этих скачков, на печку всегда прилетает пониженная температура жидкости. Последовательная система охлаждения намного лучше параллельной, но с ней нужен электронный термостат, который мгновенно реагирует и в широком диапазоне контролирует температуру охлаждайки.

Запчасти на фото: 21900130601000. Фото в бортжурнале Lada 21099

Я считаю что термостат 21082 все же лучше всех работает в нашем случае. И единственный минус — это более долгий прогрев, чем его собратья тоже излечим. Кто внимательно читал, заметил что я упоминал про пароотвод, что именно из-за него увеличивается время прогрева. Его глушить ни в коем случае нельзя, но можно и нужно приобрести обратный клапан от Чери Амулет S21-1303514 и внедрить в шланг пароотвода стрелкой к расширительному бачку.

Фото в бортжурнале Lada 21099

Функция этого клапана не только чтобы жидкость и воздух могли двигаться только в одну сторону. Главная функция это клапана — это то, что пока в системе охлаждения не создастся избыточное давление, то он не будет пускать жижу в расширительный бачек, и вся охлаждайка будет циркулировать по системе минуя расширительный бачек. Благодаря этому клапану, прогрев авто заметно становится быстрее.
Я с этим клапаном езжу больше года, и не упоминал о нем в БЖ, так как боялся навредить вам. Ведь часто бывает что чьи-то глупые советы наносят много ущерба и огорчений другим. В летнее время машина не перегревается с ним, в зимнее уменьшает время прогрева и из печки немного раньше дует теплым.

Надеюсь статья найдет своего читателя, и в машем автомобиле станет теплее!
Спасибо за прочтение, всех благ!

P.s. я специально обошел стороной варианты доработки и улучшения работы термостатов, а рассмотрел кратко принципы работы сток систем.

Термостат ВАЗ 2114: что нужно о нем знать

Термостат — крайне важный элемент системы охлаждения любого авто, ведь именно он отвечает за поддержание стабильной температуры ОЖ, способствует равномерному прогреву мотора после старта и при этом — не позволяет двигателю перегреваться при долгой работе. О том, как он устроен, каких видов бывает, а также о том — как поменять термостат на ваз 2114, мы и поговорим сегодня.

Термостат ваз 2114

Принцип действия

По своей конструкции термостат — довольно простое устройство, служащее для перераспределения циркуляции жидкости по малому либо большому кругам охлаждения в зависимости от ее температуры.

Стандартный термостат 2114, устанавливаемый с завода, включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • пружина перепускного клапана;
  • перепускной клапан;
  • пружина основного клапана;
  • основной клапан;
  • патрубки;
  • поршень с держателем;
  • термочувствительный элемент.

Последний, собственно, и является ключом ко всей работе термостата. Так, после пуска мотора ОЖ в системе нагревается и, при закрытом главном клапане, начинает циркулировать по малому кругу, проходя при этом через термостат и нагревая чувствительный элемент (который, в свою очередь, начинает расширяться и давить на клапан).

В тот момент, когда охлаждающая жидкость достигает температуры в 87 С, клапан приоткрывается и ОЖ начинает поступать в большой круг. А при достижении жидкостью температуры в 102 С клапан открывается полностью и вся циркуляция начинает идти по большому кругу (через радиатор).

Схема термостата

Схема термостата

В свою очередь, после того, как двигатель машины будет выключен, а жидкость в системе станет остывать, термоэлемент начнет сжиматься и клапан под действием возвратной пружины придет в исходное положение.

Но, иногда случается и так, что по той или иной причине (износ, повреждение, заводской брак) термостат ваз 2114 оказывается заклиненным в том или ином положении. В этой ситуации возможен либо крайне долгий прогрев двигателя либо наоборот — его очень быстрое перегревание.

Последнее особенно опасно, поскольку может привести к серьезным повреждениям и даже разрушению двигателю, в результате чего потребуется капитальный ремонт.

Виды термостатов и правила их выбора

Решив выполнить замену терморегулирующего устройства, многие водители задаются вопросом — поставить импортный или отечественный термостат на ваз 2114, какой из них лучше и какой фирме отдать предпочтение.

Абсолютно точный ответ в данной случае дать вряд ли получится, ведь каждый сам выбирает подходящие запчасти, исходя из вопроса доступности, цены и других факторов.

Термостат PEKAR

Термостат PEKAR

Скажем же о том, что можно выделить следующие 3 группы термостатов, которые подходят для 14-й и которые можно найти в обычных автомагазинах:

Термостат LUZAR

  1. Отечественные. Родные термостаты для 2114 очень легко найти в продаже, но при этом стоит помнить о том, что их качество оставляет желать лучшего — они или выходят из строя раньше положенного срока (25.000 км) или часто клинят, что может привести к перегреву мотора в пути. Именно поэтому, приобретать их в качестве замены не рекомендуется.
  2. Китайские. Могут иметь привлекательный внешний вид и блестящий корпус, но их общее качество заметно хуже отечественных вариантов. Именно поэтому приобретать китайские термостаты можно лишь в том случае, когда ничего другого не осталось.
  3. Иностранные. Несмотря на чуть большую стоимость, имеют в разы лучшее качество исполнения, благодаря чему предпочтение следует отдать именно им.

По отзывам владельцев 14-й, самыми лучшими брендовыми термостатами, обладающими при этом бюджетной ценой, являются модели от компаний Wahler, Gates и Vernet. Срок их службы зачастую превосходит 30.000 км, а поломки крайне редки.

Но что делать, если фирменных деталей найти не удалось, а выбор самих термостатов довольно широк и цены примерно одинаковы? В такой ситуации следует обратить внимание на материал корпуса. Приобретать следует лишь изделия, изготовленные из нержавейки или качественной латуни, отличить которые можно по весу, взяв в руки.

Термостат WEEN (Польша)

Термостат WEEN (Польша)

Категорически не следует приобретать изделия из цинковых сплавов, которые могут имитировать латунь или сталь, но при этом очень легки. Корпуса таких термостатов крайне ненадежны, и могут потечь не только от удара, но и от частых перепадов температуры (особенно в зимний период).

Как заменить термостат

Разобравшись с тем, как приобрести качественное изделие, поговорим теперь о том, как выполняется сама замена термостата на ваз 2114. Первое, что следует помнить в этом случае, так это то, что производить ее можно лишь на холодном авто с полностью остывшей ОЖ.

Сама же замена выполняется следующим образом:

  1. Установить автомашину на площадку, открыть капот и демонтировать воздухофильтр.
  2. Снять пробку с расширительного бачка и слить всю охлаждающую жидкость.
  3. Ослабить крепеж хомутов на шлангах охладительной системы и снять их.
  4. Открутить крепежные гайки, удерживающие корпус термостата на шпильках.
  5. Демонтировать термостат (если он сидит туго, его корпус нужно немного покачать из стороны в сторону).
  6. Удалить с посадочного места термостата следы старого герметика, после чего нанести новый герметик и положить прокладку.
  7. Установить новый термостат на его место и зафиксировать при помощи гаек.
  8. Нанести небольшой слой герметика на все патрубки устройства, после чего надеть шланги и закрепить их хомутиками.
  9. Подождать около двух часов (дабы весь герметик полностью схватился), после чего залить в систему новую охлаждающую жидкость.
  10. Завести мотор и дать ему прогреться (при этом следует оценить скорость прогревания и показатели температуры ОЖ, дабы убедиться в исправности нового термостата).

Замена термостата

На этом замену устройства можно считать полностью завершенной.

Выполняя замену термостата, крайне рекомендуется осмотреть воздушный фильтр и, при необходимости, заменить его, а также проверить состояние всех шлангов системы охлаждения. Даже если они не текут, но имеют поверхностные трещины, их также следует заменить на новые.

Как можно видеть, выбор и замена термостата для 14-й — несложная операция, которая под силу каждому. Единственное, что понадобится в данном случае от водителя — это внимательность и аккуратность.

Полезное видео

Дополнительную информацию по данному вопросу вы можете получить из видео ниже:

Термостат системы охлаждения двигателя

В системе охлаждения двигателя предусмотрено два круга циркуляции охлаждающей жидкости, которые включаются в работу при разной температуре мотора. Функция управления кругами возложена на простое устройство — термостат. О том, что такое термостат, как он устроен и работает, читайте в этой статье.

Назначение термостата в системе охлаждения

На современных автомобилях применяется гибридная система охлаждения двигателя — отбор тепла от наиболее нагретых участков производится циркулирующей охлаждающей жидкостью, а охлаждение происходит в радиаторе благодаря проходящему сквозь него потоку воздуха. Система устроена таким образом, что в ней присутствует два круга циркуляции охлаждающей жидкости: малый, включающий все элементы, кроме радиатора, и большой, в который входит и радиатор. Это сделано для быстрого выведения двигателя на оптимальный температурный режим при пуске.

Работают круги следующим образом. При запуске мотора вода циркулирует только по малому кругу — через водяную рубашку и насос. Так достигается быстрый прогрев двигателя до оптимальной температуры 85-90°C. Однако по мере прогрева мотора наступает момент, когда жидкость нужно охлаждать — здесь включается большой круг, и вода поступает в радиатор, где отдает излишнее тепло в атмосферу.

За переключение между кругами отвечает простое и компактное устройство — термостат. Это устройство состоит из клапана (или клапанов) и термоэлемента, изменяющего свои свойства при изменении температуры. Термоэлемент управляет клапаном, открывая и закрывая его при повышении и понижении температуры.

Термостат подключается к системе охлаждения между водяной рубашкой двигателя, насосом и радиатором, причем применяются три схемы подключения:

    Термостат включается между насосом, установленным на входе в водяную рубашку, и радиатором (его нижним бачком, то есть контактирует с охлажденным теплоносителем). При такой установке малый круг при открытии большого тоже остается открытым и по нему циркулирует жидкость. Используется одноклапанный термостат;

В двухконтурных системах охлаждения используется два термостата — по одному в каждом контуре. Схемы подключения термостатов в таких системах не отличаются от описанных выше.

Чтобы понять различие между термостатами и схемами их включения, нужно рассказать об их классификации, устройстве и принципе работы.

Типы и виды термостатов

Существует четыре типа термостатов:

— Одноклапанный;
— Двухступенчатый;
— Двухклапанный;
— С электронным управлением.

Основное отличие между разными типами термостатов заключается в количестве клапанов и схеме их открытия.

Одноклапанный термостат. Самый простой и распространенный вариант (особенно на машинах иностранного производства). Термостат содержит всего один клапан, который при открытии включает в работу большой круг циркуляции воды, но не отключает малый.

Двухступенчатый термостат. На самом деле это тот же одноклапанный термостат, но предназначенный для работы в системах охлаждения с высоким давлением охлаждающей жидкости. Клапан такого термостата состоит из малой и большой тарелки, сначала открывается малая тарелка, которой из-за меньшей площади проще преодолеть давление жидкости, а следом за ней — большая, которая включает в работу большой круг.

Двухклапанный термостат. Еще одна распространенная конструкция, которая особенно широко применяется отечественным автопромом. Термостат содержит два клапана — для большого (основной клапан) и малого (перепускной клапан) круга. Клапаны имеют один привод, поэтому при открытии клапана большого круга закрывается клапан малого, и наоборот.

Термостат с электронным управлением. Принципиально это все тот же термостат, однако его термоэлемент может нагреваться не только охлаждающей жидкостью, но и встроенным нагревательным элементом. Этот элемент подключен к электронному блоку управления, который автоматически, в зависимости от режима работы двигателя, может управлять термостатом и всей системой охлаждения.

Устройство и принцип работы термостата

Большинство современных термостатов, независимо от типа, имеют одинаковое устройство. В основу термостата положен простой принцип увеличения объема тел при их нагреве, а в качестве рабочего тела используется вещество с высоким коэффициентом объемного расширения — обычно это воск в смеси с медным порошком (а иногда с алюминиевым и графитовым). При нагревании такая смесь плавится и увеличивается в объеме — это расширение и используется для открытия и закрытия клапана.

Основу термостата составляет рамка, внутри которой зафиксирован термоэлемент и клапан (или клапаны). Термоэлемент представляет собой капсулу с воском, помещенную в корпусе клапана (это небольшой цилиндрик), в который через направляющее устройство (еще один цилиндр или конус с проделанным в оси каналом) помещен шток, жестко закрепленный в рамке. К корпусу клапана присоединена тарелка (или две с разных сторон в двухклапанном термостате), она удерживается в закрытом положении возвратной пружиной.

Работает термостат очень просто. При нагревании термоэлемента воск плавится, увеличивается в объеме и толкает корпус клапана, который движется вдоль штока, преодолевает сопротивление возвратной пружины и открывает клапан. При охлаждении термоэлемента воск снова кристаллизуется и уменьшается в объеме, и возвратная пружина закрывает клапан.

Обычно термостат выполняется в виде отдельного компактного узла, который монтируется в патрубки и может быть легко извлечен для осмотра или замены.

В завершение скажем, что термостат — устройство очень простое, но важное для работы двигателя. Поэтому термостат необходимо менять сразу же при обнаружении его неисправности (что выражается перегревом двигателя) — только так можно обеспечить качественное функционирование двигателя и продлить его ресурс.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Термостат ВАЗ

Как поменять термостат на УАЗ Патриот

В системе охлаждения любого автомобиля присутствует достаточно маленькое, но очень важное устройство – термостат ВАЗ 2110, 2114, 2107, 2109. В этой статье речь пойдет о том, как устроен термостат, принципе его работы, способе проверки и о том, как производится его замена на переднем и заднем приводе.

Устройство и принцип работы термостата

Термостат имеет вид трубчатого клапана, который позволяет поддерживать постоянную температуру двигателя в процессе его работы, а также быстрее прогревать его до номинальной температуры.

Независимо от двигателя (ВАЗ 2109 или ВАЗ 2107), термостат имеет разное расположение, но одинаковую конструкцию и принцип действия. Он состоит из трех выходных трубок, соединенных в одной точке, которая образована специальным клапаном. Две близкорасположенные верхние трубки соединяют малый круг системы охлаждения, а последняя, в комбинации с первой – большой круг.

Устройство термостата

При запуске холодного двигателя, клапан находится в закрытом положении и блокирует прохождение охлаждающей жидкости по большому кругу (трубки радиатора автомобиля). Двигатель, который не охлаждается за счет трубок радиатора, начинает прогреваться до номинальной температуры. Как только температура двигателя достигнет отметки, примерно, в 90-100 градусов, клапан открывается и пропускает охлаждающую жидкость на большой круг (в радиатор). Таким образом, достигается быстрый прогрев двигатель и защита его от дальнейшего перегрева.

Как проверить термостат?

Поводом для проверки термостата может стать то, что двигатель стал перегреваться. Чаще всего, проблема заключается в том, что клапан термостата не открывается при достижении определенной температуры и охлаждающая жидкость перестает попадать в радиатор. Чтобы убедиться в этом, можно пощупать патрубки, идущие от радиатора. Если они холодные – можно с уверенностью заявлять о том, что термостат нуждается в замене.

Другой способ проверки термостата уместен в том случае, если нет времени или возможности установить его на автомобиль. Для этого его помещают в кастрюлю с водой таким образом, чтобы было видно положение клапана. Воду в кастрюле разогревают. Если в процессе нагрева воды клапан открылся, значит, термостат полностью исправен, и его можно устанавливать на автомобиль.

Как проверить термостат

Замена термостата ВАЗ 2110, 2114, 2107, 2109

Прежде чем приступать к замене термостата, можно немного сэкономить. Летом, когда температура воздуха не имеет пагубного влияние на двигатель автомобиля, можно немного «модернизировать» поврежденный термостат и избавить двигатель от перегрева. Если клапан не открывается, внутренности термостата полностью вытаскивают, и он становится самым обычным переходником для патрубков. Данный вариант отлично подойдет для тех, у кого пока нет возможности установить новую деталь. Единственный минус данного способа – долгий прогрев двигателя, особенно, если вы опаздываете на работу. Зимой, конечно, это будет особенно актуально.

Теперь о замене. Процедура замены для переднеприводного автомобиля и заднеприводного автомобиля выполняется практически одинаково – сливается охлаждающая жидкость, откручиваются хомуты и старый термостат демонтируется. На его место устанавливается новая деталь. Теперь рассмотрим на видео этот процесс подробно для каждого из автомобилей.

ВАЗ 2107

Если радиатор старого образца, то поставьте под него любую тару, достаточно большого объёма, отсоедините два провода от датчика температуры, расположенного на сливной пробке и выкрутите пробку. В радиаторе нового образца датчик расположен в другом месте, поэтому достаточно будет выкрутить специальный краник на радиаторе. Дождитесь, пока охлаждающая жидкость выльется из радиатора, и переставьте тару под двигатель. На самом моторе выкрутите сливной болт и подождите, пока жидкость сольется из двигателя. После этого, выкрутите хомуты крепления термостата и вытащите патрубки. Новый термостат в местах соединения смазывается автомобильным герметиком и монтируется на место старого. Дальнейшая сборка происходит в обратном порядке. Запомните один момент – на «Жигулях» первым делом тосол заливается в радиатор, а затем в расширительный бачок. Это поможет избежать лишних воздушных пробок.

ВАЗ 2109

Все нижеперечисленные действия одинаковы для ВАЗ 2114 и ВАЗ 2110. Как и на «семерке», ставим тару под радиатор и откручиваем краник на нем. Расположение краника может меняться в зависимости от фирмы радиатора. Как только жидкость сольется, переставляем тару под двигатель и начинаем сливать тосол из двигателя. Затем, точно также, откручиваем хомуты крепления патрубков к термостату и снимаем последний. Не забудьте, также, нанести герметик на места соединения и после сборки – залить охлаждающую жидкость. На этот раз, жидкость заливается только в расширительный бачок.

На этом все. Это все, что нужно знать о термостате. Почаще наблюдайте за температурой ОЖ и своевременно меняйте неисправный узел.

  • 5488 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *