Почему кремль это хранитель истории
Перейти к содержимому

Почему кремль это хранитель истории

  • автор:

Трон ненастоящий: «Легенды Кремля» и их разоблачение

Фрагмент костяного

Алексей Малиновский, Павел Свиньин, Павел Евреинов — имена забытые, и если смотреть без снисхождения, то заслуженно. Историки, хранители коллекций, охотники за древностями, они работали в хранилищах Оружейной палаты первой половины XIX века не покладая рук: описывали найденные драгоценности, оружие и реликвии. Один изъян портил все труды — необычайная легкость в мыслях. Стремясь увлечь публику, первые «кураторы» предъявляли ей вещи, которые в Кремле не могли бы оказаться: регалии от византийских императоров, оружие и одежда живших еще до основания Москвы князей. Современники сомневались. Пушкин высмеял Свиньина в «Маленьком лжеце», а Малиновскому назначили государственную проверку. Но мифы упорны. Тем полезнее знать, откуда они берутся.

Воздушный средневековый замок

В 1806 году в Московском Кремле большая стройка: император Александр I только что распорядился о создании государственного музея — Оружейной палаты. Городские чиновники в хлопотах: для беспримерной коллекции оружия, ценностей, древностей старой России предстоит возвести отдельное здание. Там, где переезд и большая встряска, всегда повод полюбопытствовать о причине: огромное собрание, которое перевозится, не изучено, не разложено по полкам, почти анонимно. Сколько лет хранящемуся издавна жезлу — 200 или 1 тыс.? Бил ли им Иван Грозный своего сына? Если нет, то где тот, Ивáнов? Ответы на вопросы не находятся сразу.

Читайте также
Уходя, Наполеон заложил мины под Кремль. Что произошло дальше?

Зато есть тот, кто их задает. На витрине номер 12 выставки «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата», открывшейся 13 октября, — портрет Алексея Федоровича Малиновского, историка, не лишенного духа фантазии, археографа (это слово означает «публикатор источников»), но из числа тех, кто иногда считает источником самого себя. В исследовании Оружейной палаты он один из самых первых и самых упорных энтузиастов. В 1807-м, а потом в 1812 году Малиновский опубликовал «Историческое описание древнего российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты, в Москве обретающегося» — попытку системного учета и интерпретации сокровищ русской царской династии. Трудолюбию не помеха даже вторжение Наполеона. В пожаре Москвы часть тиража погибла, но ученый-любитель быстро восстановил все заново после победы.

Выдумки, пущенные в ход Малиновским, принимала на веру хотя бы часть публики. Именно ему исторические сочинения обязаны легендой о костяном троне Ивана Грозного, экспонированном ныне на выставке в Кремле. Автор «Описания», возможно, не знал, как описать, и уступал духу сочинительства: под его пером предмет неизвестного происхождения (сегодня его относят к XVII веку) превратился в символ власти первых русских самодержцев. По стечению обстоятельств это недоразумение закрепилось. Скульптор Антокольский, изваявший Грозного, принял на веру слова Малиновского — и вылепил трон, которого в XVI веке не было, введя в историю искусства царя, показанного ненастоящим.

Михаил Синицын/ ТАСС

© Михаил Синицын/ ТАСС

Еще больше Антокольского пострадал от первых хранителей Оружейной палаты художник Александр Литовченко, автор полотна «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Самому замыслу этой картины отвечало скрупулезное изучение старины, но приступил к работе живописец под влиянием книг Малиновского, Свиньина (сотрудника Коллегии иностранных дел, почетного члена Оружейной палаты) Евреинова (помощника ее директора) и тех, кто им верил. На результат с художественной точки зрения это не влияло. Тем не менее казус налицо. На выставке в Кремле экспонированы одновременно и картина Литовченко, и поздние предметы монаршего быта, принятые живописцем за грозненские: историческая выдумка и ее наглядное разоблачение.

Еще одна легенда Оружейной палаты вошла в умы так глубоко, что исправить уже едва ли возможно. Ответственность за это несет первый директор Оружейной палаты Федор Ушаков. Желая внести ясность в происхождение шлема необычной формы — так называемой шапки ерихонской, — хранитель собрания предположил, что она досталась коллекции от великого князя Александра Невского. Догадка прижилась: именно в «шапке» и стали изображать Александра, в том числе на советском военном ордене его имени. Одетый в вооружение XVII века полководец XIII века мелькает то на картинах, то на мозаиках, то в рекламе. Не зная, как древнерусский герой выглядел на самом деле (установить это невозможно), наши современники с готовностью хватаются за вымысел, и тот с успехом воспроизводит себя сам.

Выдумщик в гостях у Клио

Можно возразить: в первой четверти XXI века, располагая большим арсеналом методов научного датирования, легко критиковать первопроходцев. В наши дни на службу археологии поставлены методы радиоуглеродного, люминесцентного, калий-аргонового датирования, определить возраст вещей позволяют кольца деревьев и вулканический пепел. Малиновский и его единомышленники не могли вообразить, какую услугу гуманитарным наукам могут оказать точные и естественные. Но все равно возможности, которые были на руках у первых исследователей, использовались ими недостаточно. Взять перевод: установить возраст вещи иногда удается, прочитав надпись, нанесенную на ней, но этого не было сделано.

Читайте также
Союз России и Турции: как русский царь добился его, высадив войска на Босфоре

Хотя именно так следовало поступить любителям древностей из окружения Александра I, согласившимся с предложением французского дипломата Пьера-Жан-Мари Рюффена приобрести личное оружие одного из героев исламской истории, жившего на рубеже VII–VIII веков. За псевдореликвию заплатили большие деньги, а саму ее передали в дар Оружейной палате. Но стоило внимательно изучить династический знак, нанесенный на раритете (личный символ, известный как тугра), как стало бы ясно, что он принадлежал турецкому султану Селиму III, жившему во второй половине XVIII века. Изящно изготовленная вещь, экспонируемая на выставке в Кремле, представляла собой всего лишь грубую подделку под древность, а ловкач-продавец, заручившийся поддержкой иностранца и верой в его репутацию, оказался заурядным обманщиком.

Михаил Синицын/ ТАСС

© Михаил Синицын/ ТАСС

Тем же способом — читая надпись, обычно арабскую, — удалось правильно датировать и многочисленные иные артефакты, выставленные в эти дни в Кремле. Но догадаться о времени, сравнительно недавнем, когда они были изготовлены, мог бы помочь и простой здравый смысл. В источниках о русской Смуте XVII века не зря упомянуто разграбление Кремля интервентами-поляками. Сокровищницы Ивана Грозного тогда опустели. «Открывая» в запасниках предметы глубокой древности, Малиновский и его единомышленники уступали вере в счастливый случай, но надежды их раз за разом разбивались о холодный гранит истории.

Последний турнир

Возможно, наивная вера в доступность вещей из далекого прошлого не смогла бы возобладать так явно, не будь в годы создания Оружейной палаты настолько востребован художественный романтизм — течение в искусстве, пропитанное верой в красоту Средневековья. Широкому фону эпохи Малиновского, времени романтиков, посвящена часть экспозиции, на которой представлены вещи и образы эпох Александра I и Николая I.

Михаил Синицын/ ТАСС

© Михаил Синицын/ ТАСС

Когда вместе с поражением Наполеона идеалы Великой французской революции отступили, Средневековье взяло свой последний и самый рафинированный реванш. Под его обаянием императорская семья заказывала себе латы (они экспонированы в Кремле сегодня) и облачалась в них, сетуя на неудобства, а первый писатель эпохи Николай Васильевич Гоголь зарабатывал лекциями по истории феодальных времен.

Наступившая позже эпоха художественного реализма, усиленная сломом сословных перегородок в 1860-е, заставила забыть об утонченной, но оторванной от жизни моде 1830-х и 1840-х. Увидеть своими глазами мир побежденного ходом времени романтизма может каждый посетитель выставки в Московском Кремле, которая продлится до 14 января 2024 года.

Игорь Гашков

Почему кремль это хранитель истории

The service you’ve requested couldn’t be identified

No matches have been found between requested website and protected IP address

If you are trying to visit this site, please try again later.

If you are a target website owner please make sure that:
— DNS A record points to the protected IP address for the requested website
— The DDoS protection and optimization service is active for the requested website

Protection and Acceleration by DDoS-Guard

Говорят: «Кремль — хранитель истории». Согласен ли ты с этим выражением? Докажи свою точку зрения. Помогите пожалуйста
Дам 10 баллов.

ommws

Я согласен(а) с этим выражением, так как Кремль является наиболее посещаемой достопримечательностью в столице России, история развития которой насчитывает около трёх столетий. Он включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади.
Надеюсь ответ помог 🙂

valeriasalej

Ответ:

Датой основания Музеев Московского Кремля считается 10 марта 1806 года, когда Александр I выпустил указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Этим постановлением император завершил процесс преобразования царских хранилищ в общедоступный государственный музей. К 1886 году Оружейная палата полностью вошла в штат дворцового управления и напрямую подчинялась дворцовому ведомству[5].

После революции 1917 года Оружейная палата перешла в ведение отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. В 1922-м правительство выпустило новое Положение о музее, согласно которому музей получил название «Государственный музей декоративного искусства Оружейная палата». Помимо Оружейной палаты в музейный комплекс вошли соборы Кремля и Дом Боярина XVII века[6][3].

В 1924 году был создан Объединённый музей декоративного искусства. В его состав вошли Оружейная палата, Памятники Кремля, Дом Боярина XVII века, а в качестве филиалов — Музей мебели, Музей фарфора и Музей игрушек, созданные в начале 1920-х.

Объяснение:

да, я согласен(а) с этим выражением.

*наверное так, если я ничего не перепутала*

Музеи Московского Кремля: хранители истории государства

В числе наиболее посещаемых и интересных достопримечательностей российской столицы особое место занимают музеи Московского Кремля. Их посещение обязательно включают в культурную программу посещения столицы. История музеев берет начало в 1806 году, когда императором Александром I был подписан указ, завершающий преобразование монарших сокровищниц в общественные музеи.

Собранием раритетов, впервые ставшим доступным для посещения обычной публикой, стала Оружейная палата. А в начале XX века территории Кремля был образован комплекс музеев, в который вошли памятники зодчества и исторические раритеты.

Новейшая история комплекса начинается в 1991 году, когда был образован Государственный музей заповедник Московский Кремль.

За две сотни лет существования музеи многократно преобразовывались, но неизменным оставалась уникальность экспозиции и высокий профессионализм сотрудников. Фактически комплекс состоит из нескольких отдельных музеев, каждый из которых по-своему интересен и уникален.

Оружейная палата

Уникальная Оружейная палата – это не просто собрание древностей, но и настоящая сокровищница, в которой собраны действительно бесценные экспонаты.

Размещается экспозиция в отдельном здании, возведенном в середине XIX века по проекту К. Тона. Основную часть экспозиции составляют драгоценные предметы, которые на протяжении веков находились в царских и патриарших сокровищницах. В экспозиции представлены регалии государства, ритуальная одежда самодержцев, богатейшее собрание изделий из драгоценных металлов, изготовленных российскими и зарубежными мастерами, образцы оружия, предметы конских выездов и пр.

  • Первый зал отведен под собрание древностей. Представленные тут экспонаты на протяжении веков собирались в царской казне и храмах Кремля. В начале экспозиции представлены предметы искусства, изготовленные в Византии и датируемые IV-XV веками. О высоком уровне развития культуры Руси до монгольского нашествия свидетельствуют экспонаты, представляющие XII-XIII века. Основная же часть выставки посвящена шедеврам ювелирного искусства XV-XVI веков.

  • Второй зал предлагает ознакомиться с предметами, изготовленными русскими мастерами, трудившимися в Золотой и Серебряной палатах Кремля в XVII веке, а также, изделиями, изготовленными в художественных мастерских других русских городов – Великого Устюга, Ярославля, Костромы и пр. Дальнейшая экспозиция представляет собой произведения мастеров XVIII-XIX и начала XX века. Многообразие техник работы с драгоценными металлами и камнями, ювелирная точность деталей и безупречное художественное оформление удивляют и завораживают.

  • В третьем зале представлены образцы доспехов и парадного оружия западноевропейских и восточных соседей России. Эти экспонаты в свое время целенаправленно закупались за границей русскими послами по поручению самодержцев.

  • Четвертый зал предлагает ознакомиться с образцами русского вооружения и доспехов ратников, которые использовались в войсках в XII-XIX веках.

  • Зал пятый располагает богатейшей коллекцией серебряных изделий, изготовленных мастерами западноевропейских стран.

  • В шестом зале посетители смогут увидеть ритуальные костюмы русского духовенства, образцы драгоценных тканей и художественного шитья. А также предметы светской одежды. Жемчужиной экспозиции является парадный гардероб царя Петра и коронационные облачения царей и цариц.

  • Зал седьмой предложит ознакомиться с образцами государственных регалий и предметами церемониала, который использовались при венчании на царство, проведении государственных дипломатических приемов и прочих официальных мероприятий.

  • В восьмом зале зале можно увидеть предметы конского выезда XVI-XVIII веков.

  • Девятый зал отведён под различные экипажи XVI-XVIII веков.

Успенский собор

Древний исторический музей Московского Кремля включает в себя главный православный храм страны. Именно в помещении Успенского Собора проходили церемонии миропомазания царя и постановления в патриархи церкви.

На территории музея можно увидеть большой иконостас, тут представлена богатейшая коллекция особо почитаемых и ценных с художественной точки зрения икон. Тут же можно побывать в уникальном некрополе, в котором нашли упокоение высокочтимые патриархи русской церкви.

Архангельский собор

Это место упокоения русских князей и царственных особ. Здесь нашли упокоение такие исторические личности, как Дмитрий Донской и Иван Калита, печально знаменитый Иван Грозный и злодейски убитый юный царевич Дмитрий, а также, другие видные представители царской династии.

Собор украшает галерея портретов царей, правителей и членов их семей, в иконостасе представлены уникальные образцы русской иконописи.

Благовещенский собор

Эта величественная церковь на протяжении веков являлась домовым храмом великокняжеского дома. Огромную историческую и художественную ценность представляет собой древний иконостас и собрание живописи времен правления Ивана IV.

Патриаршие палаты

Здание, в котором располагаются палаты – это уникальный образец архитектуры. Внутри же действует музей, в котором представлены ценные исторические и культурные памятные вещи:

  • посуда из драгоценных металлов и тончайшего фарфора;
  • вещи из личного обихода патриархов церкви;
  • образцы часового искусства;
  • уникальные образцы вышивки;
  • печатные и рукописные манускрипты;
  • иконы.

Алмазный фонд

Знаменитый алмазный фонд можно осмотреть в составе сборной туристической группы в сопровождении экскурсовода. Коллекция начала формироваться еще в XVIII веке, после выхода указа императора Петра I о «сбережении предметов, принадлежащих государству». Драгоценная коллекция хранилась в Петербурге, но после начала Первой мировой, была перевезена в Москву для сохранения в сокровищницах Кремля.

Наиболее значимые экспонаты:

  • Большая и малая корона империи;
  • Скипетр – символ самодержавия, украшенный гигантским алмазом «Орлов»;
  • Алмаз «Шах»;
  • Гигантский изумруд и пр.

Для детей

Нельзя не отметить просветительскую и образовательную работу, которую проводит Государственный музей Московского Кремля. Функционирующий при музее детский центр предлагает старшим школьникам занятия в Клубе любителей древности. Младшие ребята (6-11 лет) могут приходить на занятия студии «Светлица». Здесь детям предложат тематические экскурсии, а также, обучение различным техникам рукоделия и создания творческих работ.

Информация посетителям

Планировать экскурсии в музеи Московского Кремля лучше заранее, тем более что в залах регулярно проводятся разнообразные временные выставки, вызывающие большой наплыв посетителей.

В обычные дни часы работы музея с 10 до 17. Доехать можно на метро до станций «Александровский сад», «Площадь Революции», «Библиотека им. Ленина» или «Боровицкая».

Билеты лучше приобрести заранее, это можно сделать он-лайн на сайте музея. Так же приобрести билеты можно в кассах, однако, нередко случается, что свободных мест на экскурсию не оказывается.

При посещении Оружейной палаты и Алмазного фонда запрещается фото и видео съемка, аппаратуру, принесенную с собой, придется оставить в гардеробе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *