Зачем продувают лифтовые шахты
Перейти к содержимому

Зачем продувают лифтовые шахты

  • автор:

Особенности устройства шахты лифта

В состав лифта входит целый набор механических и электронных устройств, с помощью которых выполняется перемещение пассажиров и грузов. Для безопасного использования все составляющие техники помещаются в шахту и машинное отделение, которые являются строительной частью лифта.

Основные компоненты лифтовой шахты — это кабина, противовес и гидроцилиндр. Для их синхронизированной работы используются шахтные датчики, которые отслеживают состояние оборудования в режиме реального времени.

Движение кабины по шахте лифта

Подвесной кабель в шахте лифта обеспечивает передачу сигналов от электроаппаратуры к станции управления подъемником. Например, когда пользователь нажимает кнопку вызова или приказа, блок управления получает соответствующий сигнал и отправляет команду на движение кабины вверх или вниз.

По всей высоте шахты имеются проемы — их количество соответствует числу остановок кабины (как правило, на каждом этаже). Для безопасности проемы закрыты дверями, которые открываются только при совмещении с кабиной. В иных случаях автоматический замок дверей шахты лифта препятствует открыванию створок, обеспечивая безопасность окружающих. Открыть замок дверей шахты снаружи без специального ключа невозможно.

За правильную остановку кабины отвечает множество устройств. Датчик шахтной информации позиционирует ее положение в пространстве — кабина останавливается только тогда, когда ее порог и порог шахты лифта выравниваются. В этот же момент ролик замка дверей шахты снимает с запоров блок и створки открываются.

Безопасность шахты лифта

Во всех современных подъемниках используются контакты дверей шахты лифта — они запускают движение только при закрытых створках и останавливают кабину, если двери откроются между этажами.

Для обеспечения пожарной безопасности нужно установить вентилятор подпора воздуха в шахту лифта. Он является частью системы противодымной защиты и подает чистый воздух в кабину, шахту и на лестничные клетки в случае чрезвычайной ситуации.

Освещение шахты лифта

Согласно нормативным требованиям уровень освещенности шахты должен составлять минимум 50 лк. Чтобы обеспечить такой показатель, освещение лифтовых шахт выполняется с помощью стационарных электрических установок. По регламенту крайние светильники для шахт лифтов должны располагаться на расстоянии не менее 50 см от верхней и нижней точек канала. Если частичное, сетчатое или стеклянное ограждение дает достаточное количество наружного света, стационарные светильники для лифтовых шахт можно не устанавливать.

Основные типы лифтовых шахт

  • Монолитные шахты — железобетонные каналы. Подобные конструкции оптимальны для промышленных объектов, так как обладают высокой прочностью, устойчивостью к большим нагрузкам и воздействию внешней среды.
  • Блочные шахты — каналы из кирпича, бетонных блоков или панелей. Конструкции монтируются относительно легко и быстро без привлечения тяжелой техники, чаще всего применяются в малоэтажных домах.
  • Тюбинговые шахты — каналы их готовых ж/б труб (тюбингов). Как правило, трубы поставляются с крепежными элементами, что облегчает крепление лифтовых шахт и подъемного оборудования.
  • Каркасные шахты — преимущественно наружные остекленные каналы. Конструкции из металла и толстого ударопрочного стекла крепятся к фасадам высоток, являются не только функциональной, но и имиджевой частью зданий.

Обслуживание шахты лифта

Независимо от устройства шахты лифт требует качественного и регулярного технического обслуживания. Из-за сложности механизмов и электроники доверять сервис можно только профессионалам. Специализированные компании располагают современным диагностическим оборудованием, которое позволяет точно локализовать неисправность. Такой подход исключает дорогостоящий ремонт основных узлов, ведь сбой в работе может вызвать пробитый кабель в лифтовой шахте, неисправный ролик дверей шахты или датчик контроля.

Заказать ремонт и обслуживание лифтов в Москве и Московской области можно в «ЛифтЗипСервис». Компания занимается поставкой лифтового оборудования и запчастей, располагает штатом квалифицированных мастеров и современной ремонтной базой, дает гарантию на все виды работ. Узнать подробности можно на официальном сайте «ЛифтЗипСервис».

Как устроена шахта лифта?

Как устроена шахта лифта?

Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.

Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.

Статья содержит:

Оснащение и устройство

В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:

  • кабина подъемника
  • направляющие
  • противовес
  • тяговый трос/цепь
  • натяжное устройство
  • пружины буфера
  • освещение
  • обеспечивающий связь подвесной кабель
  • портал для установки двери шахты
  • электрооборудование позволяющее определить местонахождение подъемника

Как устроена шахта лифта

Виды

Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.

По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:

Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.

  • разомкнутого и замкнутого сечения
  • круглые
  • прямоугольные
  • овальные

Виды шахт лифта

Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича .

Кирпичные

Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин .

Железобетонные

Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке .

Металлокаркасные

При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка .

Приямок

Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.

От кабины до нижней части приямка, при проектировании, предусматривается зазор для грузового лифта — не менее 5 см, для пассажирского подъемника — не менее 50 см.

При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью .

Приямок лифта

Освещение

Приводные втулочные цепи применяются при относительно низких рабочих нагрузках. Приводные втулочные цепи обеспечивают низкую шумность при высоких скоростях. Эти цепи целесообразно использовать и там, где невозможно избежать загрязнения, пыли, высокой влажности и иных воздействий окружающей среды.

Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками .

Освещение шахты лифта

Огнестойкость

Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятор а.

Размеры

Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.

Грузоподъемность Габариты Высота последнего этажа
Кабина Шахта
400 1080×1380 1600×1700 3600
630 1180×1380, 1180×2100 1600×1900, 1800×2400 3600
1000 1180×2100 1800×2400 3600

Требования

Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.

В ограждении допускаются:

  • дверные проемы для техобслуживания и выхода на площадки этажей
  • отверстия для смотровых люков, вентиляции

Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.

Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.

Автор статьи:
ЛифтКомплект
Дата публикации:

© 2024 Интернет-магазин «ЛифтКомплект» Оперативная комплектация лифтового оборудования. This site is protected by reCAPTCHA and the GooglePrivacy Policy andTerms of Service appl

Заказать звонок
Согласие на обработку персональных данных

Используя сайт liftcomplete.ru в соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, своей волей и в своем интересе выражаю свое безусловное согласие на обработку моих персональных данных OOO «ЛифтКомплект» (ОГРН 1147746835620, ИНН 7733888809), зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ по адресу: 125480, г. Москва, ул. Вилиса Лациса, д. 11, корп. 3, пом. 3, комн. 1 (далее — Оператор).

Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Мной выдано согласие на обработку следующих персональных данных: Фамилия, Имя, Отчество, Адрес электронной почты, Место работы, Должность, Телефон.

Настоящее Согласие дано Оператору для совершения следующих действий с персональными данными с использованием средств автоматизации и / или без использования таких средств: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, блокирование, обезличивание,

Настоящее Согласие дано Оператору для совершения следующих действий с персональными данными с использованием средств автоматизации и / или без использования таких средств: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, блокирование, обезличивание,

Используя сайт liftcomplete.ru в соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, своей волей и в своем интересе выражаю свое безусловное согласие на обработку моих персональных данных OOO «ЛифтКомплект» (ОГРН 1147746835620, ИНН 7733888809), зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ по адресу: 125480, г. Москва, ул. Вилиса Лациса, д. 11, корп. 3, пом. 3, комн. 1 (далее — Оператор).

Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Мной выдано согласие на обработку следующих персональных данных: Фамилия, Имя, Отчество, Адрес электронной почты, Место работы, Должность, Телефон.

Настоящее Согласие дано Оператору для совершения следующих действий с персональными данными с использованием средств автоматизации и / или без использования таких средств: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, блокирование, обезличивание,

Настоящее Согласие дано Оператору для совершения следующих действий с персональными данными с использованием средств автоматизации и / или без использования таких средств: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, блокирование, обезличивание,

Ограждения лифтовых шахт

При возведении многоэтажных зданий, в которых по проекту предусмотрен лифт, необходимо дополнительно обеспечивать безопасность строителей. Так, шахту, предназначенную для установки лифта, от площадки, на которой находятся рабочие и оборудование должны отделять пол, стены, перекрытия либо специально установленные на период проведения работ конструкции — то есть временные ограждения лифтовых шахт, чтобы обезопасить людей от даже случайной вероятности падения. Также они необходимы для предотвращения вероятности падения в технические отверстия разных видов оборудования.

Эти металлические сварные конструкции отличает высокий уровень надежности, повышенная прочность, длительный срок службы (при том, что они устанавливаются и демонтируются по многу раз). Современные временные ограждения шахт лифтов изготавливаются строго по ГОСТ. Так, их высота должна составлять 1,1 м, масса каждой конструкции — 12,04 кг. Окрашиваются они грунт-эмалью.

Конструкция обеспечивает:
  • высокую надежность;
  • прочность ограждения;
  • гарантирует долгий срок службы.
Основные параметры ограждения лифтовых шахт:
  • высота ограждения — 1,1 м;
  • окраска — грунт-эмаль;
  • масса — 12,04 кг.
  • Ширина проема (мм): 900, 1000, 1400
Область применения ограждения:

В ограждении нуждаются проемы, где в будущем установят двери (в том числе и аварийные), вентиляционные, смотровые и выпускные (для дыма и угарного газа на случай пожара) отверстия. Все ограждающие конструкции лифтовых шахт крепятся к стенам при помощи специальных скоб и винтовых зажимов. Это обеспечивает им повышенную устойчивость и возможность выдерживать нагрузки.

При возведении высотных зданий обязательно устанавливается ограждение проемов лифтовых шахт, предназначенное для временного ограничения подхода к опасным зонам в местах с перепадом высоты от 1,3 метров. Эта конструкция изготавливается из стоек (труб), соединенных перекладинами при помощи болтовых соединений. Для фиксации на стене здания используются струбцины. В нижней части закрепляется специальная бортовая доска, чтобы исключить возможность падения в шахту инструментов и строительных материалов. Такое ограждение шахты лифта для проема шириной 820-900 миллиметров (пассажирский лифт) или 1850-1950 мм (грузовой) имеет высоту 1000-1320 миллиметров и массу 18-27 килограммов.

Согласно существующим стандартам и правилам безопасности, сплошные защитные ограждения лифтовых шахт должны в любой точке выдерживать приложенную под прямым углом нагрузку до 300Н (вычисляется из расчета равномерного распределения по площадке величиной 5 см2). Остаточная деформация не допускается.

Зачем продувают лифтовые шахты

Как раз тот случай, когда надо использовать СП7.13130 п.7.14. . а) В шахты лифтов (при отсутствии у выходов из них тамбур-шлюзов, защищаемых приточной противодымной вентиляцией), . +7.14. р) в помещения безопасных зон.
У Вас тамбур шлюз совмещенный с зоной безопасности МГН, т.е. требуется подпор во все тамбур-шлюзы зон безопасности, в лифтовые шахты подпор не требуется, кроме лифтовой шахты с режимом перевозки пож. подразделений — туда надо подпор, уточните какая из трех шахт имеет данный режим. Не забудьте учесть нагрев приточного воздуха для подпора в зону безопасности.
А по поводу подпора в лифтовые шахты для компенсации дымоудаления, читайте внимательнее п. 8.8.

11.3.2015, 13:20

Как раз тот случай, когда надо использовать СП7.13130 п.7.14. . а) В шахты лифтов (при отсутствии у выходов из них тамбур-шлюзов, защищаемых приточной противодымной вентиляцией), . +7.14. р) в помещения безопасных зон.
У Вас тамбур шлюз совмещенный с зоной безопасности МГН, т.е. требуется подпор во все тамбур-шлюзы зон безопасности, в лифтовые шахты подпор не требуется, кроме лифтовой шахты с режимом перевозки пож. подразделений — туда надо подпор, уточните какая из трех шахт имеет данный режим.

Разделяю это мнение. Но смущает п. 8.6 СП7.13130.2013 Хотелось бы узнать кто, что думает по этому поводу..

27.3.2015, 10:31

Здравствуте. Помогите разобраться. Почему расход воздуха в шахту лифта по Р НП «АВОК» 5.5.1-2015 получается такой маленький(пример 5.3) Получается, что расчет ведется при закрытой двери лифта. Но на 1 этаже лифт при пожаре двери лифта открыты .

27.3.2015, 11:05
Цитата(PshOlga @ 27.3.2015, 10:31)

Здравствуте. Помогите разобраться. Почему расход воздуха в шахту лифта по Р НП «АВОК» 5.5.1-2015 получается такой маленький(пример 5.3) Получается, что расчет ведется при закрытой двери лифта. Но на 1 этаже лифт при пожаре двери лифта открыты .

27.4.2015, 9:42

Как раз тот случай, когда надо использовать СП7.13130 п.7.14. . а) В шахты лифтов (при отсутствии у выходов из них тамбур-шлюзов, защищаемых приточной противодымной вентиляцией), . +7.14. р) в помещения безопасных зон.
У Вас тамбур шлюз совмещенный с зоной безопасности МГН, т.е. требуется подпор во все тамбур-шлюзы зон безопасности, в лифтовые шахты подпор не требуется, кроме лифтовой шахты с режимом перевозки пож. подразделений — туда надо подпор, уточните какая из трех шахт имеет данный режим.

Как при этом понимать п.8.6 СП7.13130.2013 «В зданиях, оснащенных противодымной вентиляцией, не допускается исключать применение приточной противодымной вентиляции для шахт лифтов с режимом «пожарная опасность». Хотелось бы услышать комментарии коллег..

27.4.2015, 11:07
Цитата(colius @ 27.4.2015, 9:42)

Как при этом понимать п.8.6 СП7.13130.2013 «В зданиях, оснащенных противодымной вентиляцией, не допускается исключать применение приточной противодымной вентиляции для шахт лифтов с режимом «пожарная опасность». Хотелось бы услышать комментарии коллег..

Значит такой лифт без подпора воздуха не должен иметь режим «пожарная опасность», при котором лифт во время пожара отправляется на основной посадочный этаж и двери лифта открываются.

27.4.2015, 11:32

Значит такой лифт без подпора воздуха не должен иметь режим «пожарная опасность», при котором лифт во время пожара отправляется на основной посадочный этаж и двери лифта открываются.

Как я понимаю, что в зданиях с незадымляемыми ЛК и системами противодымной защиты все лифты должны быть с режимом пожарная опасность. Значит получается, что не смотря на то, что на каждом этаже имеется лифтовой холл (зона МГН) с подпором, я должен предусмотреть подпор в лифтовые шахты, тогда непонятно когда применяется п. 7.14а СП7

27.4.2015, 11:52
Цитата(colius @ 27.4.2015, 12:32)

Как я понимаю, что в зданиях с незадымляемыми ЛК и системами противодымной защиты все лифты должны быть с режимом пожарная опасность. Значит получается, что не смотря на то, что на каждом этаже имеется лифтовой холл (зона МГН) с подпором, я должен предусмотреть подпор в лифтовые шахты, тогда непонятно когда применяется п. 7.14а СП7

п. 7.14а СП7 общий случай, применяемый всегда!
У Вас частный случай — использование лифтового холла в качестве помещения безопасности МГН. К помещению зоны безопасности предъявляются вполне определённые требования по подогреву приточного воздуха и разным расходам на открытую/закрытую дверь. Т.о. ТШ с подпором у лифтов нельзя использовать как зону безопасности — расход в ТШ д.б. постоянным расчётным для ТШ, подогрева нет!

27.4.2015, 12:00
Цитата(colius @ 27.4.2015, 9:42)

Как при этом понимать п.8.6 СП7.13130.2013 «В зданиях, оснащенных противодымной вентиляцией, не допускается исключать применение приточной противодымной вентиляции для шахт лифтов с режимом «пожарная опасность». Хотелось бы услышать комментарии коллег..

Сколько ни читаю пункт 8.6, не могу понять тайный смысл.
Странная формулировка «не допускается исключать применение приточной противодымной вентиляции».
Почему-то нельзя было написать «следует предусматривать подпор в шахты лифтов с режимом «пожарная опасность» в зданиях, оснащенных противодымной вентиляцией» и включить это в пункт 7.14.

27.4.2015, 12:04

п. 7.14а СП7 общий случай, применяемый всегда!
У Вас частный случай — использование лифтового холла в качестве помещения безопасности МГН. К помещению зоны безопасности предъявляются вполне определённые требования по подогреву приточного воздуха и разным расходам на открытую/закрытую дверь. Т.о. ТШ с подпором у лифтов нельзя использовать как зону безопасности — расход в ТШ д.б. постоянным расчётным для ТШ, подогрева нет!

Спасибо за ответ. Было в первую очередь интересно ваше мнение. Вы правы. Хотя по сути.. если разбираться принципиальной разницы нет: Дверь в зону МГН открыта дым не пройдет (требования даже более жесткие чем к ТШ); дверь закрыта дым также не пройдет (есть подогретый подпор). Может и не верно рассуждаю.

Если это тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре, а не обычный лифтовой холл, то в шахту обычного лифта подпор делать уже не надо, шахта в этом случае защищена подпором в тамбур-шлюз на этаже пожара
п. 7.14.: Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать:
а) в шахты лифтов (при отсутствии у выходов из них тамбур-шлюзов, защищаемых приточной противодымной вентиляцией), установленных в зданиях с незадымляемыми лестничными клетками;

А как быть в этом случае с п.8.6? Прошу прокомментировать ув. ИОВ. Спасибо.

27.4.2015, 12:07
Цитата(ИОВ @ 27.4.2015, 11:52)

п. 7.14а СП7 общий случай, применяемый всегда!
У Вас частный случай — использование лифтового холла в качестве помещения безопасности МГН. К помещению зоны безопасности предъявляются вполне определённые требования по подогреву приточного воздуха и разным расходам на открытую/закрытую дверь. Т.о. ТШ с подпором у лифтов нельзя использовать как зону безопасности — расход в ТШ д.б. постоянным расчётным для ТШ, подогрева нет!

colius говорит о том, что есть противоречие: по п.7.14 а) подпор в шахту лифта с тамбур-шлюзом делать не надо, а по п.8.6 — все равно надо

27.4.2015, 12:48
Цитата(colius @ 27.4.2015, 13:04)
А как быть в этом случае с п.8.6? Прошу прокомментировать ув. ИОВ.

Поясню на примере, как я себе это представляю:
Допустим, имеем 5-ти-этажное административное здание:
— незадымляемых ЛК нет;
— есть лифт с режимом «пожарная опасность» — по п. 7.14 подпор в шахту лифта не требуется
— для коридоров требуется выполнить ДУ по п. 7.2

Тогда по первому предложению п. 8.6 требуется выполнить подпор в ЛШ.

Теперь, допустим, в том же здании не требуется ДУ из коридоров по п. 7.2, тогда имеем по п. 8.6 здание не оснащённое противодымной вентиляцией. Тогда подпор в ЛШ не выполняем, но по 2-му предложению п. 8.6:

В зданиях, помещения которых не защищаются противодымной вентиляцией, не допускается открытое фиксированное положение дверей лифтовых шахт на основном посадочном или других этажах.

Цитата(keaton @ 27.4.2015, 13:07)

colius говорит о том, что есть противоречие: по п.7.14 а) подпор в шахту лифта с тамбур-шлюзом делать не надо, а по п.8.6 — все равно надо

Давайте разберёмся:
Вариант с ТШ с подпором перед ЛШ — встречается реже другой компоновки — обязательно д.б. ТШ 1-типа на всех этажах, в т.ч и на 1-ом. Требования к ограждающим конструкциям ТШ 1-го типа и лифтовых холлов разные — см. № 123-ФЗ, СП1, СП2, СП4.

Вариант только с лифтовыми холлами — встречается чаще всего — на основном посадочном этаже не устраивается лифтовый холл (обычно это общее пространство с вестибюлем), зона безопасности на 1-ом этаже тоже, как правило, не нужна.

27.4.2015, 13:08
Цитата(ИОВ @ 27.4.2015, 12:48)

Давайте разберёмся:
Вариант с ТШ с подпором перед ЛШ — встречается реже другой компоновки — обязательно д.б. ТШ 1-типа на всех этажах, в т.ч и на 1-ом. Требования к ограждающим конструкциям ТШ 1-го типа и лифтовых холлов разные — см. № 123-ФЗ, СП1, СП2, СП4.

Не понял вашу мысль.
Вариант с ТШ с подпором перед ЛШ — по п. 7.14 а) подпор в ЛШ не нужен, т.к. есть подпор в ТШ. Но по п. 8.6 — все равно нужен! Получается надо делать подпор и в ТШ и в ЛШ. Или я чего-то не понимаю?

27.4.2015, 13:10

colius говорит о том, что есть противоречие: по п.7.14 а) подпор в шахту лифта с тамбур-шлюзом делать не надо, а по п.8.6 — все равно надо

Ув. keaton прав пытаюсь разобраться с этим.

Ув. ИОВ спасибо за пояснения.

Давайте разберёмся:
Вариант с ТШ с подпором перед ЛШ — встречается реже другой компоновки — обязательно д.б. ТШ 1-типа на всех этажах, в т.ч и на 1-ом. Требования к ограждающим конструкциям ТШ 1-го типа и лифтовых холлов разные — см. № 123-ФЗ, СП1, СП2, СП4.

Вариант только с лифтовыми холлами — встречается чаще всего — на основном посадочном этаже не устраивается лифтовый холл (обычно это общее пространство с вестибюлем), зона безопасности на 1-ом этаже тоже, как правило, не нужна.

Весь сыр бор я затеял из-за того, что последнее время часто сталкиваюсь с зоной МГН в лифтовом холле. Мне показалось логичным продлить системы ПД зоны МГН до 1 этажа (где она не требуется) и попасть под действия п.7.14а, это было бы дешевле (система ПД зоны МГН уже есть и по принципу действия вообщем то аналогична системам ПД в ТШ), чем отдельная система ПД в шахту лифта (бывает, что и место для нее найти непросто).

Весь итог — лучше все же делать ПД в шахту лифта. Иначе слишком много мутных нюансов. Всем спасибо за обсуждение.

Не понял вашу мысль.
Вариант с ТШ с подпором перед ЛШ — по п. 7.14 а) подпор в ЛШ не нужен, т.к. есть подпор в ТШ. Но по п. 8.6 — все равно нужен! Получается надо делать подпор и в ТШ и в ЛШ. Или я чего-то не понимаю?

Видимо некий «ляп» СП7. Или я тоже чего-то не понимаю?

27.4.2015, 13:32
Цитата(keaton @ 27.4.2015, 14:08)

Не понял вашу мысль.
Вариант с ТШ с подпором перед ЛШ — по п. 7.14 а) подпор в ЛШ не нужен, т.к. есть подпор в ТШ. Но по п. 8.6 — все равно нужен! Получается надо делать подпор и в ТШ и в ЛШ. Или я чего-то не понимаю?

Соглашаюсь только с тем, что формулировки СП далеко не всегда корректны!
А по существу вопроса — речь всё время идёт о нераспространении пожара/продуктов горения по вертикальным шахтам (ЛШ, ЛК)
Подпор в ЛШ (без ТШ) или подпор в ТШ 1-го типа при ЛШ (без подпора) одинаково защищают, т.к. создаётся изб. давление в защищаемых объёмах. Так что, если у Вас ЛШ с ТШ с подпором, то п. 8.6 совсем ни при чём.

Цитата(colius @ 27.4.2015, 14:10)

Весь сыр бор я затеял из-за того, что последнее время часто сталкиваюсь с зоной МГН в лифтовом холле. Мне показалось логичным продлить системы ПД зоны МГН до 1 этажа (где она не требуется) и попасть под действия п.7.14а, это было бы дешевле (система ПД зоны МГН уже есть и по принципу действия вообщем то аналогична системам ПД в ТШ), чем отдельная система ПД в шахту лифта (бывает, что и место для нее найти непросто).

Логика ОВ-шника далеко не всегда совпадает с логикой архитектора, и практически никогда с логикой дизайнера.
Если есть возможность, следует на начальном этапе проектирования оговаривать варианты с архитекторами. У них разные требования к ограждающим конструкциям самих ЛШ при наличии и отсутствии ТШ 1-го типа.
и ещё: При наличии в здании нескольких рассредоточенных ЛШ архитекторам предпочтительно принимать однотипные конструктивные решения, а зоны безопасности устраиваются далеко не во всех лифтовых холлах

PS: Кстати, чаще всего зоны безопасности устраивают в лифтовых холлах лифтов для пож. подразделений — а там уже нормативных вариантов нет — только в шахту подпор.

27.4.2015, 13:42

Если есть возможность, следует на начальном этапе проектирования оговаривать варианты с архитекторами. У них разные требования к ограждающим конструкциям самих ЛШ при наличии и отсутствии ТШ 1-го типа

У меня как раз начальный этап проектирования. Все же получается если согласовать с архитекторами ограждающие конструкции лифтового холла и ЛШ как для ТШ 1-го типа вариант имеет право на жизнь, но

ТШ с подпором у лифтов нельзя использовать как зону безопасности — расход в ТШ д.б. постоянным расчётным для ТШ, подогрева нет!

тут могут быть сложности с пожарниками. Все же много мутных нюансов.
27.4.2015, 13:45
Цитата(colius @ 27.4.2015, 14:42)

У меня как раз начальный этап проектирования. Все же получается если согласовать с архитекторами ограждающие конструкции лифтового холла и ЛШ как для ТШ 1-го типа вариант имеет право на жизнь, но

тут могут быть сложности с пожарниками. Все же много мутных нюансов.

Я полагаю, это будет лифт для перевозки пожарников, так что и обсуждать нЕчего будет!
27.4.2015, 15:17

PS: Кстати, чаще всего зоны безопасности устраивают в лифтовых холлах лифтов для пож. подразделений — а там уже нормативных вариантов нет — только в шахту подпор.

Вопрос актуален только тогда, когда лифтовой холл общий для все лифтов

27.4.2015, 16:03
Цитата(colius @ 27.4.2015, 16:17)
Вопрос актуален только тогда, когда лифтовой холл общий для все лифтов

Нет, Вы не правы — ТШ 1-го типа с подпором можно делать только для каждой шахты лифтов (это нормы для АР, поэтому подробностей сейчас не укажу)

27.4.2015, 16:14

Нет, Вы не правы — ТШ 1-го типа с подпором можно делать только для каждой шахты лифтов (это нормы для АР, поэтому подробностей сейчас не укажу)

Собственно говоря это все расставило по своим местам. Не силен в нормах АР, не знал про это.

Тогда все мои рассуждения

Мне показалось логичным продлить системы ПД зоны МГН до 1 этажа (где она не требуется) и попасть под действия п.7.14а, это было бы дешевле (система ПД зоны МГН уже есть и по принципу действия вообщем то аналогична системам ПД в ТШ), чем отдельная система ПД в шахту лифта (бывает, что и место для нее найти непросто).

Спасибо за разъяснение!

Гульназ ОВК
13.11.2015, 8:30

PS: Кстати, чаще всего зоны безопасности устраивают в лифтовых холлах лифтов для пож. подразделений — а там уже нормативных вариантов нет — только в шахту подпор.
[/quote]

Добрый день! Прочитала ответы. В нашем случае также жилой дом с 3 лифтами и ПБЗ в лифтовом холле. Предусмотрели:
1. подпор в ЛШ для ПП
2. подпор в ЛШ пасс.лифта для компенсации ДУ из коридора.
3. подпор в ПБЗ на откр.дверь.
4. подпор в ПБЗ на закр. дверь.

Дом прошел экспертизу (и изначально одобрил пожарник). а подпор,получается, в ПБЗ на откр.дверь не нужен был? Подпор в пасс.лифты был исключен, а из ЛШ для ПП исключать не было оснований (или в ПБЗ на откр.дверь). В СП нет четкого разъяснения и такой вариант набора систем видели много раз.
Ситуация: пожар, люди бегут в ПБЗ, системы подпора на откр.дверь нет, происходит задымление ПБЗ. Лифт для ПП спустился на первый этаж по сигналу сигнализации (подпора с ЛШ нет). Что делать? Клапан поэтажный в ПБЗ в стене ЛШ для ПП? Объясните,пожалуйста!

13.11.2015, 9:31

Вы вырываете конкретный ответ из контекста обсуждения (ответ был по посту № 64) и делаете совершенно неправильные выводы! — читайте обсуждения внимательней, никто не отменял и не обсуждал необходимость подачи в ПБЗ на открытую дверь. Обсуждался только вопрос для ЛШ с режимом «пож. опасность»
Смотрите ещё здесь

Гульназ ОВК
13.11.2015, 9:53

Перечитала несколько раз, но не нашла ответа на свой вопрос. Не перегрузила ли системами дом? Подскажите,пожалуста,по данной ситуации.

13.11.2015, 10:46
Цитата(Гульназ ОВК @ 13.11.2015, 8:30)

В нашем случае также жилой дом с 3 лифтами и ПБЗ в лифтовом холле. Предусмотрели:
1. подпор в ЛШ для ПП
2. подпор в ЛШ пасс.лифта для компенсации ДУ из коридора.
3. подпор в ПБЗ на откр.дверь.
4. подпор в ПБЗ на закр. дверь.

Дом прошел экспертизу (и изначально одобрил пожарник). а подпор,получается, в ПБЗ на откр.дверь не нужен был? Подпор в пасс.лифты был исключен , а из ЛШ для ПП исключать не было оснований (или в ПБЗ на откр.дверь). В СП нет четкого разъяснения и такой вариант набора систем видели много раз.

Совершенно справедливо был исключён подпор для ЛШ обычного лифта. Если Вы тогда не поняли почему, нужно было не стесняться и спросить у эксперта.
Я не понимаю даже, что Вам не понятно, если Вы прочли обсуждения в этой теме и прошлись по моей ссылке с СП 7 «в руках»?
Смотреть не могу (и не хочу)- и так всё понятно, решение эксперта соответствует результатам нашего обсуждения и ответу Колчева.

Гульназ ОВК
13.11.2015, 10:55

[quote name=’ИОВ’ date=’13.11.2015, 10:46′ post=’1163599′]
Совершенно справедливо был исключён подпор для ЛШ обычного лифта. Если Вы тогда не поняли почему, нужно было не стесняться и спросить у экспе

Об исключении подпора в ЛШ обычного лифта не было сомнений никогда! Сомнения о совместном напоре в ЛШ ПП и ПБЗ. Не буду больше отнимать ваше время. Спасибо.

4.12.2015, 12:07

Гульназ ОВК, у меня твой случай, пиши в личку, нет времени выкладывать проходное решение, все сделали согласно СП и СТУ.
Скажу сразу, что ваше решение не самое оптимальное по кап.затратам, можно сделать как мы, много эффективнее — это важно!
И, будь добра, прислушивайся к ИОВ, он один из не многих на этой площадке, кто действительно опытен и грамотен.

Владимир 2010
9.2.2016, 15:10

Коллеги. Верно я понимаю, что ДУ отдельно, ПД в шахту лифта отдельно?
То есть моя задача обеспечить в лифтовой шахте не менее 20Па и на этом задача системы ПД заканчивается?

Владимир 2010
3.5.2016, 19:41

Коллеги такая задачка встала. 7 этажей наверх — на (-1) автотоянка.
В соответствии с СП 113.13330.2012 п.6.3.10
6.3.10* В лестничные клетки, ведущие непосредственно наружу, и в шахты лифтов стоянок автомобилей следует предусматривать подпор воздуха при пожаре или устройство на всех этажах тамбуров-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре:
а) при двух подземных этажах и более;
б) если лестничные клетки и лифты связывают подземную и наземную части стоянки автомобилей;
в) если лестничные клетки и лифты связывают стоянку автомобилей с наземными этажами здания другого назначения.

архитекторы сделали 3 лифт.шахты.. получается необходимо давать подпор в каждую из них. посчитал одну получается 25000 м3/ч..то есть при возникновении пожара лифт доезжает до этажа пожара и оттуда дует 25000 м3/ч минус утечки по остальным этажам..то есть с 3-х лифтов 75000м3/ч. не совсем понимаю — куда такое количество воздуха рассосется. из коридоров жилой части есть дымоудаление (20000м3/ч) с компенсацией (14000м3/ч)..между коридорами и лифтовыми шахтами — лифтовой холл..

3.5.2016, 20:56

Неужели все 3 лифта предназначены для перевозки пожарных при пожаре? Вероятно, только 1 из них. Остальные 2 при пожаре опустятся/поднимутся на основной посадочный этаж (чаще всего это 1-й надземный), движение их будет вообще заблокировано, двери останутся в открытом положении — т.е. на этаж пожара 2 лифта из 3-х не попадут с открытыми дверями никогда!

4.5.2016, 1:41

А что Вас смущает? При расчете количества воздуха при подпоре в лифтовые шахты мы должны обеспечить избыточное давление не более 150 Па.

Владимир 2010
5.5.2016, 10:39

Коллеги -а нет у кого проекта , прошедшего экспертизу, посмотреть? Чтобы была подземная стоянка и несколько этажей наверх?
Под пункт мет.указаний ВНИИПО.
4.2.6. При устройстве лифтовых шахт, сообщающихся с подземной и надземной частью, необходимо предусматривать раздельную подачу воздуха соответственно в верхнюю и нижнюю части защищаемых лифтовых шахт. Расчетные значения параметров при этом подлежат определению как по зависимостям (43) — (54), так и по зависимостям (55) — (58) — с учетом проектного размещения защищаемых лифтовых шахт и устройства этажных лифтовых холлов в надземной и подземной частях зданий. Причем давление в подземно-надземных частях защищаемых лифтовых шахт следует определять только по зависимости (55), а вычисленные значения расхода воздуха через открытые двери лифтовой шахты на основном посадочном этаже должны быть распределены в произвольном соотношении между обеими системами, обеспечивающими подачу воздуха в надземную и подземную части защищаемой лифтовой шахты.

6.5.2016, 9:18

Почитайте здесь 1-й печатный вопрос/ответ (после аудиответов). Обратите также внимание, что вопрос более касается парковки на 2-х и более уровнях.
Для одноуровневой возможно зачастую обеспечить требования при подаче подпора только в одном месте (сверху)
А тут (2-ой вопрос) то же самое в виде «ауди» — и он несколько шире печатного варианта

Владимир 2010
10.5.2016, 17:54

Методические рекомендации к СП 7.13130.2013
4.2.5. Для шахт лифтов подземной части, с остановками на подземных этажах и нижнем надземном этаже, с выгороженными лифтовыми холлами на каждом этаже, включая основной посадочный (нижний надземный), последовательность и содержание расчета требуемых значений давления и суммарного расхода подаваемого воздуха следует принимать согласно зависимостям вида
; (55) (формула сюда не вставляется)..Необходимо обеспечивать не менее 20Па. При расчете получается (19Па). Где не так? Формула так написана-что всегда меньше 20 Па выходит.

=20+9,81(5,6-(5,6+0,5*2,1)(1,32-1,22)=19ПА
h2 – отметка пола автостоянки (5,6м)
hdl2 =2,1 м – высота двери
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
ρr=353/273+16=1,22 кг/м3– плотность воздуха в помещении

10.5.2016, 19:45

К сожалению, у разработчиков МР 2013 г. полная чехарда со знаками для отсчёта высот в подземной части

Цитата(Boris_Ka @ 13.1.2016, 10:29)

У нас координата начала — отметка нижнего надземного этажа, поэтому высота дверного проема hd(-i-1) также отрицательная величина и равна -2.

Цитата из поста № 220 этого диалога по расчёту для подземной части ЛК.
Ф-лы для подз. частей ЛШ и ЛК аналогичны — можете убедиться, сравнив ф-лу 55 с ф-лой 39

10.5.2016, 21:38
Цитата(ИОВ @ 10.5.2016, 20:45)
Ф-лы для подз. частей ЛШ и ЛК аналогичны — можете убедиться, сравнив ф-лу 55 с ф-лой 39

ИОВ, закрепи мысль, пжл. Высоту двери, как и этажа подставляем отрицательное число, -2 то же, отчего слагаемое 0,5dl-n = 0,5*(-2)=-1 м ?

10.5.2016, 22:01

Да, в этих ф-лах для подз. этажей все высоты принимаются как отриц. величины, в т.ч. высота двери.
Но не нужно привязываться к величине -2 м — это была высота двери в примере ув. Caderа. А Вы в своих расчётах принимаете высоту двери по Вашему проекту, но тоже со знаком минус для подз. этажей.

Владимир 2010
11.5.2016, 10:23

4.2.6. При устройстве лифтовых шахт, сообщающихся с подземной и надземной частью, необходимо предусматривать раздельную подачу воздуха соответственно в верхнюю и нижнюю части защищаемых лифтовых шахт. Расчетные значения параметров при этом подлежат определению как по зависимостям (43) — (54), так и по зависимостям (55) — (58) — с учетом проектного размещения защищаемых лифтовых шахт и устройства этажных лифтовых холлов в надземной и подземной частях зданий. Причем давление в подземно-надземных частях защищаемых лифтовых шахт следует определять только по зависимости (55), а вычисленные значения расхода воздуха через открытые двери лифтовой шахты на основном посадочном этаже должны быть распределены в произвольном соотношении между обеими системами, обеспечивающими подачу воздуха в надземную и подземную части защищаемой лифтовой шахты.

по фор-ле 55 , подставляя отрицательные значения (для подземной части)- получается больше 20 Па. Но если по этой же формуле считать (в соответствии с 4.2.6)надземную часть -получается меньше 20Па. Это вроде как противоречит СП7.13130.2013 п.7.16. Посчитал я воздух по подземной части, посчитал по наземной , сложил и получил общий расход по системе ?Так?

11.5.2016, 16:31
Цитата(Владимир 2010 @ 11.5.2016, 10:23)

. по фор-ле 55 , подставляя отрицательные значения (для подземной части)- получается больше 20 Па. Но если по этой же формуле считать (в соответствии с 4.2.6)надземную часть -получается меньше 20Па. Это вроде как противоречит СП7.13130.2013 п.7.16. Посчитал я воздух по подземной части, посчитал по наземной , сложил и получил общий расход по системе ?Так?

Вам и не предлагают рассчитывать давление в ЛШ несколько раз . Обратите внимание на ф-лы 47 и 52 и сопоставьте их с ф-лой 55. Речь всё время идёт о расчётах по условию поддержания давления в ЛШ не менее 20 Па на уровне пола нижнего этажа, обслуживаемого этой ЛШ . Поэтому и напИсано, что определять только по ф-ле 55.
К сожалению, формулировка п. 4.2.6 очень невнятная , так что уверенности у проектировщиков пока нет. Обсуждали тут, а здесь (2-ой вопрос в цитате) задали вопрос ББ, но ответа пока не было. Так что любые утверждения пока на ответственность каждого проектировщика.

Владимир 2010
11.5.2016, 19:05

ИОВ Спасибо. Я тут вот чего придумал.
4.2.5. Для шахт лифтов подземной части, с остановками на подземных этажах и нижнем надземном этаже, с выгороженными лифтовыми холлами на каждом этаже, включая основной посадочный (нижний надземный), последовательность и содержание расчета требуемых значений давления и суммарного расхода подаваемого воздуха следует принимать согласно зависимостям вида
; (55)

=20+9,81(-5,6-(-5,6+0,5*(-2,1))(1,32-1,22)=21Па
h2 – отметка пола автостоянки (5,6м)
hdl2 =2,1 м – высота двери
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
ρr=353/273+16=1,22 кг/м3– плотность воздуха в помещении
Пассажирский лифт
(2*1,32/(( 4,8 / (1*2,52)^2+(4,8+1)/(1*2,52)^2 *(20-0,5*9,81*(-5,6)(1,32-1,22)+0,25(0,6-0,3)*1,44*2^2-9,81(-5,6-0,5*(-2,1))(1,44-1,32))^1/2=7
ni =1, Fdl =2,52 м2 – соответственно количество и площадь дверей лифтовой шахты на промежуточном (i-м) посадочном этаже
mi =1, Fdr = 2,52 м2 – соответственно количество и площадь дверей лифтового холла на промежуточном (i-м) посадочном этаже
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
h2 – отметка пола второго этажа (5,6м)
hdl2 =2,1 м – высота двери лифтового холла 2 этажа
hdl1 =2,1 м – высота двери лифтового холла 1 этажа
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
ρr=353/273+16=1,22 кг/м3– плотность воздуха в помещении
ρа=353/273-28=1,44 кг/м3 – плотность наружного воздуха
kaww=0,6 — аэродинамический коэффициент ветрового напора наветренной стороны
kaw0=-0,3 — аэродинамический коэффициент ветрового напора заветренной стороны
; (46)
= 1970 / (1 * 2,52)^2 + 4015/ (1 * 2,52)^2 = 942
Величины удельного сопротивления воздухопроницанию дверей лифтовых шахт и лифтовых холлов должны соответствовать техническим данным предприятий — изготовителей указанных изделий. Допускается расчетное определение этих величин по соотношениям вида
; = 2600 / 1,32 = 1970
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
. = 4015
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
; (57)
. (58)
=7+(21+9,81(-5,6-(-5,6+0,5*(-2,1))(1,32-1,22)/942)^1/2=7,14
Утечка воздуха для второго этажа:
, (48)
=(21+ 9,81(3,65+0,5*2,1 )(1,32-1,22) / 942)^1/2 = ((21+4,6)/942)^1/2=0,16
Для третьего этажа:
, (48)
=(21+ 9,81(7,4+0,5*2,1 )(1,32-1,22) / 942)^1/2 = ((21+8,2)/942)^1/2=0,17
Для четвертого этажа:
, (48)
=(21+ 9,81(11,15+0,5*2,1 )(1,32-1,22) / 942)^1/2 = ((21+12)/942)^1/2=0,18
Для пятого этажа:
, (48)
=(21+ 9,81(14,9+0,5*2,1 )(1,32-1,22) / 942)^1/2 = ((21+15,6)/942)^1/2=0,19
Для шестого этажа:
, (48)
=(21+ 9,81(18,65+0,5*2,1 )(1,32-1,22) / 942)^1/2 = ((21+19,3)/942)^1/2=0,2
Для седьмого этажа:
, (48)
=(21+ 9,81(22,4+0,5*2,1 )(1,32-1,22) / 942)^1/2 = ((21+23)/942)^1/2=0,21
ρl=353/273-6=1,32 кг/м3 – плотность приточного воздуха при средней температуре (-6°С)
ρr=353/273+16=1,22 кг/м3– плотность воздуха в помещении
Glt(общ.) = 1,11
Для подбора вентилятора L=(7,14+1,11)*3600/1,44=20600 м3/ч

расчет по нижней части с дальнейшем плюсованием к ней и давлению в 21 Па всех последующих этажей , применяя формулу 48..имеет право на жизнь?

11.5.2016, 19:18

Извините, даже не считаю для себя возможным разбираться в Вашей расчётной простыне — если можете, опишите коротко словами с указанием алгоритма и № ф-л

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *