Чем скрепляли кирпичи в древности
Перейти к содержимому

Чем скрепляли кирпичи в древности

  • автор:

Как в древности скрепляли кирпичи? 2 класс Окружающий мир, что писать?

Для возведения кирпичных зданий всегда необходимо дополнительное вещество, которым можно было бы скреплять кирпичи между собой, иначе кирпичные стены могут развалиться.

В древние времена цемента еще не было, так как способ его производства был придуман только в 18 веке, поэтому людям приходилось использовать другие, доступные материалы.

Например, в Древнем Египте, людьми было подмечено, что медузы, которые волнами были выброшены на берег, обволакивались ракушечником, который смешиваясь со слизью медуз, с становился крепким как камень.

Поэтому египтяне при строительстве домов из кирпича в известь добавляли медузы, отчего получался хороший связующий раствор.

Другой пример связан со строительством зданий из кирпича в европейских странах, в том числе и на Руси. В старинные времена, тогда использовались яичные белки, которые также добавлялись в раствор из извести. Кирпичная кладка на таком связующем веществе, с годами становилась только прочнее и можно сказать, что образовывался монолит.

Касаемо правильного ответа, то здесь конечно же будут Яичный белок и Медузы.

Два других варианта не подходят, так как песок является сыпучим материалом, а какой либо клей в те времена не был придуман, да если бы и был, то его все равно в огромных количествах не возможно было бы производить.

Древнерусский раствор оказался лучше современного цемента

Древнерусский строительный раствор оказался по нескольким параметрам лучше, чем современный цемент. Подробностями строительства крепостей на Руси в XVI-XVII веках руководитель исследования поделился с корреспондентом Infox.ru.

Российские историки уже давно занимаются изучением истории и техники древнерусского строительства. Как пояснил корреспонденту Infox.ru кандидат исторических наук Константин Носов из Российской академии государственной службы при президенте РФ в Москве, «все каменные или кирпичные сооружения на Руси строились с использованием специального строительного раствора». Изучение состава этого раствора помогает ученым не только понять методику строительства, но и точнее датировать архитектурный памятник, создать похожий раствор для проведения реставрационных работ, определить, где именно добывались составляющие раствора, и отнести архитектурный памятник к определенной строительной школе.

Впервые этим вопросом историки занялись еще в 1930 году, однако до сих пор про растворы известно немного. По словам Носова, дело в том, что до настоящего времени ученые использовали каждый свой метод анализа, да и обработали небольшое количество образцов. В основном исследователей интересовали домонгольские сооружения: ученые исследовали около 90 древнерусских памятников, из которых 70 датируются XI-XIII веками.

13 образцов на анализ

Команда российских ученых под руководством Носова решила провести комплексный анализ образцов раствора более позднего периода. Ученый лично взял 13 образцов строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске, Серпухове, Борисовом городке, Смоленске и Вязьме. Для сравнения он также изучил образцы современного раствора в Смоленске и средневековых укреплений в Англии и в Уэльсе (замок в Чепстоу, городские стены в Конуи и в Кембере). Сложность работы заключалась в том, чтобы найти тот участок крепости, где не проводились реставрации и не применялись более поздние растворы (например, в случае с Московским Кремлем найти кладку конца XV века практически невозможно, так как крепость слишком часто ремонтировалась).

Рентгенофлуоресцентный анализМетод спектроскопического исследования вещества с помощью рентгеновского излучения для определения содержания элементов и элементарного состава образца вещества. Петрографический анализ — метод исследования вещества с помощью микроскопа для определения фазового состава, структуры и текстуры горной породы или технического камня.

Химический анализ рентгенофлуоресцентным методом провела Ирма Рощина из Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. Петрографический анализ сделала сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Раиса Лобзова.

Что такое строительный раствор?

Строительный раствор состоит из двух компонентов: вяжущего вещества и заполнителя. Иногда к ним подмешивают и специальные добавки. На Руси в качестве вяжущего элемента использовалась известь: известняк, мел и другие карбонатные породы обжигались в специальных печах. К полученной смеси добавляли воду, в результате чего образовывалась гашеная известь, получалось этакое строительное «тесто». Однако такой материал быстро трескался. Поэтому к извести добавляли заполнитель, например песок, значительно улучшавший качество строительного раствора.

Ученые определили прочность разных строительных растворов, процентное соотношение вяжущего элемента и заполнителя, их состав и дополнительные примеси (например обломки кирпича или кирпичная мука, шлак, раковины и т. д.).

Как и из чего строили в XVI веке?

ЦемянкаЗаполнитель для строительного раствора из керамической или кирпичной крошки. Использовался, например, при строительстве архитектурных памятников Киева, Чернигова, Переяславля.

В итоге ученые выяснили, что строительные смеси, связывающие камни крепостей XVI-XVII веков, значительно отличаются от более ранних образцов. В XI-XIII веках в основном использовали известково-цемяночные, а в XVI-XVII — известково-песчаные смеси. В некоторых образцах присутствует недожженная известь, которая повышает прочность раствора. Возможно, древние строители специально не очищали известь, выяснив экспериментальным путем, что так качество раствора только повышается. Исследователи также нашли следы повторного использования старой извести, которую смешивали с новой. Более того, они обнаружили, что некоторые качества древней извести (долговечность, воздухоустойчивость) превышают качества современных цементов.

В Смоленске Носов брал четыре образца раствора из разных мест. Оказалось, что их составы довольно сильно отличаются между собой. Как пояснил ученый корреспонденту Infox.ru, видимо, у древних мастеров не было устоявшейся рецептуры приготовления этого вещества, и каждый раз получалось по-разному.

Образец современного раствора, использованный реставраторами, оказался весьма похож на древнерусский, однако оказался плохо перемешан. Зато средневековые образцы из Уэльса и Англии очень похожи на русские растворы XVI-XVII веков.

Несмотря на все полученные данные, ученым еще предстоит выполнить большую работу, чтобы сделать выводы об общей эволюции строительных растворов на Руси и их использовании в культовых, военных и гражданских сооружениях. По словам Носова, также интересно было бы сравнить древнерусские растворы с итальянскими, так как в Россию приезжали и иностранные мастера, например Аристотель Фиораванти (примерно 1415—1486), который построил Успенский собор в Москве.

Статья об исследовании строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков опубликована в журнале «Российская археология» (№ 1, 2009).

От батона до параллелепипеда

От батона до параллелепипеда

За 5 тысяч лет мировой истории форма кирпича мало изменилась. Также незначительные изменения произошли в технологии производства и ингредиентах этого важнейшего стройматериала. Человек полетел в космос, расщепил атом, проник в тайны мироздания, а обожженный глиняный параллелепипед по-прежнему остается основным элементом конструкции человеческой цивилизации.

Лицо просит стройматериала

Происхождение кирпича теряется во глубине веков. Ряд археологов утверждают, что наиболее старые из найденных на Среднем Востоке изделий датируются 10 тысячами лет. Сложно себе представить, чтобы поздний кроманьонский человек в эпоху голоцена был настолько высоко развит, что вместо шитья шкур и одомашнивания животных при наступлении Ледникового периода занимался бы формованием кирпича для жилых или культовых сооружений.

Вероятнее всего, ближе к истине утверждение об использовании кирпича-сырца уже в неолите, не ранее 5-6-го тысячелетия до нашей эры. Именно тогда в Центральной Мексике, долинах рек Янцзы и Хуанхэ, в Северной Африке, в Месопотамии, в Передней Азии началась так называемая неолитическая революция и сложились первые постоянные поселения. Но если в поселении Нэп-оф-Хауар (Оркнейские острова) или греческом Аргосе (V тысячелетие до н.э.) древнейшие жители строили здания из более-менее аккуратно подобранных каменных глыб или камней-пластушки, то в библейском Иерихоне имеющие круглую форму дома уже возводили из примитивного саманного кирпича. Он изготавливался из пористой глины, в которую добавляли разрыхлитель — кварц, минералы, песок, разные смолы, после чего высушивали на солнце. Подобная известковая глина чаще всего встречается в Азии и в Центральной Америке. Высыхая, изделие приобретает прочность камня, но из-за пористой структуры сохраняет гигроскопичность.
В Древнем Междуречье также использовали глину и грязь Тигра и Евфрата, но для армирования кирпичей добавляли в заготовки резаный тростник или солому.
К примеру, при раскопках Ура Халдейского английским археологом Леонардом Вулли были обнаружены дворцы и зиккураты с кирпичными сводами (гробница царицы Шубад, храмы Сина и Нанну). Археологи называли междуреченские кирпичи «батонами» за схожую форму с буханкой современного хлеба.
Геродот писал о семиярусном храме в Вавилоне, облицовка которого была выполнена из голубого глазурованного кирпича.

До сих пор по подобной технике кирпичи делают в современной Индии, являющейся одним из мировых лидеров в высокотехнологичных отраслях.

Если сегодня проехать по дороге из Агры в Дели или по пустыне Тар (штат Раджастан), то вдоль автотрассы можно увидеть множество высоких труб. Это частные кирпичные заводы, на которых работает население целых близлежащих деревень. Печи для обжига находятся под поверхностью земли, куда рабочие носят кирпичи-сырец. Их лепят, как правило, женщины из глины в виде похожих на ядро шаров. Затем несут рабочим-мужчинам, которые смачивают шары водой и размазывают по деревянной форме уже привычного нам вида. Глина с водой образует массу, которая после высыхания сохраняет форму, а после обжига приобретает свойства камня. Пластичность объясняется проникновением воды, хорошего природного растворителя, между отдельными частицами минералов глины.
К печам сырец подвозят на верблюдах, как и сухой навоз, которым топят печи. Кирпичи засыпают золой и песком на несколько дней. После этого печь разбирают с остывшей стороны и вытаскивают уже обожженные готовые кирпичи.
В Египте первых династий эпохи Древнего царства храмовое строительство велось тоже из необожженных кирпичей, изготовленных из глины и нильской грязи с добавлением смолы в качестве закрепителя. Чуть позже там же начали использовать керамический (из обожженной глины) кирпич, резко повысивший водостойкость сооружений в периоды разлива Нила. На повышение качества строений в Египте сказался также уровень технологий страны фараонов, где инженеры уже использовали угольники и отвесы для придания правильных форм зданиям и сооружениям.
Из высушенного на солнце глинобитного кирпича были построены отдельные участки Великой Китайской стены в III веке до нашей эры, хотя большая часть этого циклопического сооружения древности мастерилась из каменных плит, забутованных землей, галькой, утрамбованной глиной. Лишь в эпоху династии Мин (XIV-XVII века) в ходе частичной реконструкции стены, неудачно обороняющей Поднебесную от маньчжуров, использовался в основном более надежный керамический кирпич, скрепленный клейкой рисовой кашей с добавлением гашеной извести. Кирпич делали из смешанной с соломой глины, прессовали в формах, а затем обжигали не в печах, а просто обкладывая соломой.

кирпич

Тонкая штучка

Античность принесла кирпичу новую форму и содержание. В Греции появилась первая плинфа — тонкая и широкая квадратная глиняная пластина толщиной примерно 2,5 см. Из экономии ресурсов ее делали квадратной в специальных деревянных формах. Плинфу сначала сушили на солнце в течение 10-14 дней, а затем обжигали в печи.

В Древнем Риме плинфа стала уже прямоугольной, хоть и такой же тонкой. Римские размеры кирпичей составляли 50 х 55 х 4,5 см. Из них построены основные здания Форума (Дом весталок, храм Венеры и Ромы, Антонина и Фаустины, триумфальные арки и др.). Впрочем, форма римских кирпичей могла изменяться. Отмечено использование прямоугольных, треугольных и даже круглых кирпичей. Прямоугольные плиты кирпича радиально разрезали на 6-8 частей, что позволяло из получившихся треугольных кусков класть более прочную и фигурную кладку.
В Византии размеры плинфы были чуть меньше — 30 х 35 х 2,5 см. Из плинфы были построены императорские Влахернский дворец и Палатий, храмы святых Сергия и Вакха, св. Ирины во внутреннем дворе дворца Топ-Капы, Студийский монастырь и церковь св. Хора.
Скрепляли плинфу толстым слоем раствора с толченой кирпичной крошкой, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась полосатой. Иногда через несколько рядов плинфы для крепости укладывали ряд природного камня и почти никогда не штукатурились. Наряду с узорной кладкой применялось ее сочетание с терракотовыми и майоликовыми деталями.
Известные мастера обязательно ставили личные клейма на свои кирпичи, которые дошли до современности. На кирпичах, найденных на месте ныне затопленной водами Цимлянского водохранилища хазарской крепости Саркел, находили скандинавские руны, а на древнекитайских кирпичах — настоящую рекламу: «Покупайте мои кирпичи. Они принесут счастье и стоят совсем недорого».
Доколумбовы ацтеки строили свою столицу Теночтитлан из саманного кирпича. В известковую пористую глину добавляли смолу, кварц и другие минералы, а затем оставляли сушиться на солнце. В долине Теотиуакан неизвестные народы Мезоамерики, населяющие ее до прихода завоевателей-ацтеков, из самана же построили свои великие пирамиды Солнца и Луны.
В Средневековье в Европе появился целый архитектурный стиль, распространенный в XII-XVI веках в странах Ганзейского союза, — кирпичная готика. Античная плинфа «утолщалась» и в итоге пришла к так называемому монастырскому формату (от 28 х 15 х 9 см до 30 х 14 х 10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики, как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке. Тогда же он приобрел традиционную и привычную нам форму параллелепипеда.
В стиле «кирпичной готики» построен был практически весь Кенигсберг (нынешний Калининград), старые кварталы Стокгольма, Мальме, Копенгагена, Шверина, Штральзунда, Кракова, Гданьска, Риги, Тарту, Тракая и т.д.

«Известь же густо мотыками повелели мешать»

До принятия христианства на Руси при изобилии и дешевизне лесов предпочитали строить из дерева. Потребность в каменном строительстве возникла прежде всего из-за влияния византийского духовенства, стремившегося придать «благолепия» новой религии в некогда языческих княжествах. Именно в Х веке в Киеве первым кирпичным зданием на Руси стала Десятинная церковь (неоднократно перестраивалась, но сохранилась по сей день). Именно влияние греческой архитектуры привело к тому, что первые каменные здания начали строить именно из эллинской квадратной плинфы (размером 40 х 40 х 2,5 см). Из такой же плинфы были построены Софийский собор, Выдубицкий монастырь, Киево-Печерская лавра и т.д. Как и в Константинополе, ряды плинфы перемежались с каменной кладкой и скреплялись толстыми слоями известкового раствора. Но в отличие от столицы Византии на Руси всегда предпочитали штукатурить и белить каменные сооружения, будь то храмы или крепостные стены.

Греческая плинфа применялась на Руси до конца XV века, пока на смену ей вместе с прибытием «фряжских мастеров» пришел «аристотелев кирпич» (от великого зодчего Аристотеля Фиораванти). Форма и размеры кирпича изменялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы каменщику было удобно работать с ними, то есть были соизмеримы с величиной и силой руки каменщика.
До этого отечественные каменщики работали с собственными стройматериалами, но, увы, весьма трагично — рухнул почти достроенный Успенский собор в Кремле. Псковские мастера, призванные в качестве экспертов на руины, нашли, что «известь не клеевита да камень не тверд». Поэтому и возникла необходимость в новых кирпичах и новых мастерах.
В Москве по настоянию Аристотеля в 1475 году был построен первый в России кирпичный завод, как раз в год появления в столице итальянца. При нем «. и кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырем, в Калитникове, в чем ожигать кирпич и как делать, нашего русскаго кирпича уже да продолговатее и тверже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножем невозможно расколупить».
Именно из «аристотелева кирпича» уже современного вида были сооружены Успенский собор (на дубовых сваях в фундаменте), Благовещенский собор, церковь Ризположения, Грановитая палата, а затем и стены Кремля в их нынешнем виде.
Вслед за этим кирпич «фрязина Аристотеля» поехал строить кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Переяславле-Рязанском, Новодевичий монастырь и пр.
В имперском «Санкт-Питерсбурхе» дома изначально строились из кирпича, как городе стольном. Первым крупным кирпичным зданием стал Меньшиковский дворец (ныне филиал Государственного Эрмитажа). Как раз из-за сложностей с кирпичным строительством в России и недостатке необходимого количества мастеров Петр Первый издал указ «о запрете каменного строительства» в государстве. Предполагалось, что мастеровые со всей страны ради заработка съедутся в Северную столицу, ликвидируя дефицит в каменщиках.
Кроме того, царь распорядился создать сеть кирпичных заводов у Санкт-Петербурга, обязав их владельцев «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. Причем «царский» кирпич подлежал семикратному обжигу. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги. Если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась, а владельцу завода полагался кнут или, если сильно повезет, знаменитая петровская дубина по хребтине.

кирпич

Постель, ложок и тычок. До середины XIX века в России не существовало унификации кирпича. Различные предприниматели изготавливали такие изделия, какие были им удобны и практичны в работе. Страна по-прежнему оставалась в большинстве своем «деревянной» или саманной в степной зоне.
Лишь с появлением кольцевой обжиговой печи и огнеупорного кирпича для ее нормального функционирования процесс «кирпичизации России» стал массовым. Заводы были оснащены ленточными прессами, сушилками, глинообрабатывающими машинами, вальцами, глиномялками. Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень.
Теперь уже клеймение кирпичей стало настоящим брендом, а не рекламой. В середине столетия появилось первое официальное техническое описание изделия. Российский кирпич начал весить 10 фунтов (4,1 кг), иметь установленные размеры 26-27 х 12-13 х 6-7 см. Эти стандарты просуществовали вплоть до революции.
Госстандарты уже 1927 года лишь чуть подправили «царский кирпич» — 25 х 12 х 6,5 см. Нынешний отечественный ГОСТ устанавливает предельный вес кирпича 4,3 кг. Свое имя получила и каждая из его граней. Самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая — «ложок», а малая — «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения — внутренними. Все кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовкой.
Стандарты не меняются уже более века, и на данный момент они связаны со средними антропометрическими данными каменщика: именно эти размеры и вес укладываются в мужскую ладонь без угрозы ее перегрузки и через несколько часов активной работы.

Что внутри стен старинного кирпичного дома? Показываю на примере постройки прадеда

Что внутри стен старинного кирпичного дома? Показываю на примере постройки прадеда

Здравствуйте! Продолжаю рассказывать о нюансах строительства вековой давности (и даже больше). Если недавно речь шла о том, как в старину крестьяне своими руками изготавливали кирпичи. То на сей раз темой статьи станут стены, выкладываемые из этого самого строительного материала.

Кирпичная кладка заброшенного дома.

Я не строитель. И поэтому полагаю, что стены современных кирпичных домов на всю свою толщину не меняют своей структуры. Кроме того мне приходилось видеть развалины и недострои таких относительно свежих домов. Здесь что снаружи кирпич, что он же внутри. Правда, с внешней стороны он может быть другим − облицовочным. Но как строили раньше?

Перед тем, как перейти к непосредственному осмотру вековых стен, мы обратимся к старой литературе 19 века. В книге Семёнова «О кирпичных постройках в не степных черноземных местностях внутренней России» весьма подробно описана «начинка» толстенных стен кирпичных жилищ.

Если верить книге 1879 года, то кирпичные постройки на тот момент можно было разделить на две группы:

  • С заливными стенами;
  • С засыпью.

Один из кирпичных дореволюционных домов в соседней деревне.

Кирпичные постройки с заливными стенами − это, как пишет автор труда, обыкновенный способ постройки, при котором кирпичная стена большей или меньшей толщины является, по сути, сплошной.

Называется она так, потому что после кладки на густом известковом цементе наружных кирпичей внутри и снаружи здания, кирпичей, идущих в забутовку, производится заливка пространства жидко разведённым известковым цементом.

Стены дома прадеда.

Кроме крестьянских домов таким образом строились церкви, школы, заводы, помещичьи дома, а также крепкие нежилые строения. Кроме того стены первого этажа двухэтажного кирпичного дома должны быть обязательно заливными. Иначе здание не удовлетворяло условию прочности.

Кирпичные постройки с засыпью. Семёнов пишет, что постройки данного типа преобладали в крестьянских жилых постройках, сооружённых после 1861 года на территории чернозёмных территорий. А в помещичьих усадьбах − в домиках с засыпными стенами жили рабочие при имении: садовники, старосты, скотницы и т. д.

Главным преимуществом строительства засыпных стен служит экономия. Как строительного материала, так и денежных средств. При хорошей прочности для одноэтажного здания.

Засыпные стены по толщине были трёх типов: в два кирпича, в полтора кирпича и в кирпич. Стены в два и полтора кирпича имели сплошную пустоту, шириной в полкирпича, плотно набитую золой, торфом или чернозёмом. Внутренняя и наружная стенки из кирпича скреплялись друг с другом железными или деревянными связями.

При строительстве избы с таким типом стен и размерами 7 аршин длины, 6 аршинах ширины и 3,5 аршинах высоты, с внутренним объёмом 171,5 кубических аршин, с засыпью, построенной в два кирпича, уходило от 9 до 10 тысяч кирпичей. В полтора кирпича − 8−8,5 тысяч кирпичей. А на избу, построенную в один кирпич, требовалось около 7 тысяч кирпичей.

Вятская губерния, в свою очередь, не входила в состав описываемых в книге чернозёмным местностям центральной России. Здесь уже, по сути, тайга. И условия проживания, конечно же, несколько суровее. Поэтому стены кирпичных построек преимущественно проливались известковым цементом. Живой пример − наш старинный дом, выстроенный в начале 20 века, который мы сейчас восстанавливаем буквально из развалин.

Когда я снимал два верхних слоя, пострадавших от влаги, то середина всех четырёх стен представляла собой затвердевший известковый раствор с замурованными в нём осколками кирпичей.

Известковый раствор с вмурованными осколками кирпичей.

В будущем, когда наконец дом прадеда будет доведён до жилого состояния, когда в нём появится печь, мне очень интересно осмотреть его стены тепловизором. Хотя, по словам людей, живущих в подобном здании, внутри, даже в зимнюю стужу, очень тепло. А в летний зной температура воздуха остаётся комфортной. Это я уже ощутил сам, снимая старую, отслужившую свой век штукатурку. При том, что некоторые оконные рамы были убраны.

Окно с кирпичными откосами.

На этом кратенький исторический экскурс в прошлое кирпичного строительства, пожалуй, закончу. Спасибо, что дочитали до конца! Заглядывайте на Ютуб-канал «Вятский Хутор»! Буду рад подписке!

Ещё записи из рубрики «Краеведение»

Декор старинного кирпичного крестьянского дома и его сакральное значение

20.09.2021 · 0

Декор старинного кирпичного крестьянского дома и его сакральное значение Всё больше и больше убеждаюсь в том, что ни одна деталь старинного строения не делался просто так. В том.

Николаевский собор города Нолинска. Возрождение, впечатление и история

15.12.2019 · 0

Николаевский собор города Нолинска. Возрождение, впечатление и история Всем привет! На днях я побывал в небольшом уютном городе Нолинске, расположенном в Кировской области.

Ржавые металлические ромбики на домах − что это такое?

04.08.2021 · 0

Ржавые металлические ромбики на домах − что это такое? Эти кусочки жести, покрывшиеся от времени ржавчиной, можно увидеть чуть ли не на каждом втором.

Материалы, из которых строили дома в 19 − начале 20 веках

21.12.2021 · 0

Материалы, из которых строили дома в 19 − начале 20 веках Вновь заглянем в глубины истории, чтобы выяснить, что и как заготовляли для старинного каменного дома. Не.

Сталинские дворики Нововятска. Прогулка среди домов 1950-х годов

19.03.2021 · 0

Сталинские дворики Нововятска. Прогулка среди домов 1950-х годов Всех рад приветствовать на своём канале! А давайте погуляем по одному из самых интересных и загадочных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *