Что делали из березы в старину
Перейти к содержимому

Что делали из березы в старину

  • автор:

Русская береза: с чем обращались к белоствольной на Руси, и что из нее сделал Фаберже

Русская береза: с чем обращались к белоствольной на Руси, и что из нее сделал Фаберже

Почти у каждой страны есть свое дерево-символ. У Японии — сакура, у Сенегала — баобаб, а у России — береза. Для русских это уникальное дерево. В древности считалось, что она защищает семью от горя и бед, является символом нравственности и чистоты. Береза помогала обустраивать быт, ее воспевали в песнях, упоминали в сказках. Но не только жителей нашей страны береза вдохновляла на творчество.

Вместо бумаги

Берестяная грамота, найденная в Великом Новгороде

Буквально этим летом археологи в Великом Новгороде нашли берестяные грамоты предположительно XIV-XV веков. И хотя многое уже известно о том, как писали на бересте в те далекие времена, находка уникальна, ведь главное — что написано на бересте. На Руси ее использовали вместо пергамента и бумаги. Светлая кора хорошо подходила для письма и долго использовалась. Публицист Иосиф Волоцкий, живший на рубеже XV-XVI веков, сообщал, что в Троице-Сергиевом монастыре хранились книги, созданные «на берестех».

Благодаря уникальной почве Великого Новгорода, сохранившей грамоты, до нас дошло множество важных документов, деловая переписка, личные письма, рассказывающие о жизни древних предков. Сегодня многие берестяные грамоты хранятся в музеях.

Старинные обряды

«Русалка», 1968 год. Константин Васильев

На Руси береза считалась священным деревом. С ней было связано множество обрядов и праздников. Один из самых интересных — «русальная неделя», которая приходилась на начало лета. В это время на березовых ветках, по преданию, можно было встретить затаившихся русалок.

В некоторых деревнях центральной России Русальная неделя сохранилась до XX века. Делали соломенное чучело, одевали в женское платье и с песнями носили по деревне. Потом сажали на березу, а на следующий день сжигали на костре или пускали по воде. Так в древности славяне избавляли деревню от нечистой силы. Береза также была символом плодородия, у нее просили хорошей погоды и богатого урожая.

Музыкальные инструменты из березы

Русская гармошка

Еще один символ России — русская гармошка. Без нее не обходилась ни одна деревенская «вечеринка». Береза — дерево долговечное, поэтому корпус гармошки часто делали из нее. Много песен в России посвящены деревьям: иве, рябине, елочке, клену, но про березу особенно душевные. А сколько поэтов возносило хвалу этому дереву: Пушкин, Есенин, Полонский, Фет.

Ювелирные изделия

Пасхальное яйцо «Березовое», 1917 год. Генрих Вигстрем

Фирма Карла Фаберже нашла еще одно применение березе — в ювелирных изделиях. В 1917 году мастер Генрих Вигстрем использовал ее как материал для пасхального яйца, сегодня известное как «Березовое». В его основе — белоснежная красавица из Карелии.

Заказчиком необычного яйца был сам Николай II, который хотел подарить его своей матери. Но революция и последующие трагические события не дали этому случиться.

Береза в искусстве и в быту

Русская береза: с чем обращались к белоствольной на Руси, и что из нее сделал Фаберже

Дерево, символизирующие счастье и красоту, нашло свое место в изобразительном искусстве. Саврасов, Шишкин, Поленов и даже Куинджи не могли не вдохновиться ее красотой. У одних она грустная — «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, у других — праздничная, светящаяся — «Февральская лазурь» Игоря Грабаря.

Береза — любимый материал у народных мастеров. Дерево мягкое и податливое. Каждая губерния имела своих мастеров и отличительные особенности ремесла. Делали и обувь, и посуду, и много всего другого. К примеру, в туесках из березы можно было хранить молоко и воду, и это было не просто емкостью для жидкости, но и своеобразным термосом.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек ��

Берестяные изделия на Руси

АЛИ

Береста — уникальнейший материал, подаренный нам природой. Мягкий, податливый, очень нежный и легкий в обработке. Мастера по дереву всегда любили работать с березовой корой, изготавливая из него различную кухонную утварь, предметы быта, и, даже, одежду и обувь. Какие только вещи не умудрялись сделать ремесленники, удивляя почитателей этого теплого материала, да и по сей день не перестают удивлять.

Особенности бересты. Березовая кора, кроме того, что материал мягкий и податливый, еще и обладает рядом полезных свойств. Благодаря своей водонепроницаемости и антибактериальным свойствам, посуда из бересты позволяет хранить в ней продукты бесконечно долго, можно не опасаться, что хлеб начнет цвести или гнить, а молоко подкисать, сыпучие продукты не слеживаются. Кроме того, энергетика березы очень положительна.

Берестяные изделия. Надо ли говорить, что с давних времен люди изготавливали из этого необычайно пластичного и экологически чистого материала самые различные предметы, начиная от детских игрушек, заканчивая лодками и челнами. Сегодня многие изделия уже не столь популярны у населения, но кухонная посуда и предметы быта все еще пользуются огромным спросом у почитателей бересты. Да это и не удивительно, ведь практически все они не только функциональны, но и выполнены вручную, каждый туесок или шкатулка – образец совершенной работы мастера. Берестяные туески для меда, чая или кофе – прекрасно сохраняют продукты. Благодаря плотной крышке, влага не попадает вовнутрь, что препятствует порче продуктов. На каждом туеске мастером выжжен декоративный рисунок и надпись, что позволит вам не перепутать емкости для хранения.

Берестяные хлебницы – настоящее украшение для вашей кухни. Ведь хлебу в доме всегда уделялось особое внимание, он был символом достатка и благополучия в доме, и ему отводилось почетное место на столе. Каждая хлебница выполнена с особым мастерством, подчеркивает ваше желание быть гостеприимным хозяином в доме. Наборы для специй, сделанные из березовой коры – прекрасно дополнят ваш интерьер, а природные свойства древесины позволят долго сохранить соль и перец.

Замечательные шкатулки из бересты – станут чудесным подарком милым дамам. Ведь они могут хранить не только украшения и безделушки, но и воспоминания. Каждая шкатулка – произведение искусства, декорированная орнаментальным рисунком, удобная и вместительная. Кухонная утварь и предметы быта сделанные из нежного и бархатного дерева заставляют нас окунуться в ту пору, когда особая ценность придавалась ручному художественному труду. Их узоры — изображения зверей и птиц, ароматных луговых цветов делают изделия нарядными и неповторимыми.

С давних пор береста была популярна, использовалась во многих сферах жизни, заменить ее было сложно. Эластичный и податливый материал, способный выдерживать большие нагрузки, был, действительно, идеален в быту. Из него изготавливали кухонную посуду, различные шкатулки, емкости для хранения, лапти, сумки, короба и корзинки. Русские мастера любили дерево за его покладистость и долговечность, способность передавать энергетику природы, теплую и положительную. Полезные свойства бересты. Чем же так особенна береста – кора березового дерева? За что ее любили и почитали? Во – первых, береза — дерево теплое, обладающее способностью снимать усталость, приводить давление в норму. Во – вторых, береста обладает водонепроницаемостью, а значит продукты, хранящиеся в туесках или солонках, будут надежно защищены от влаги. В – третьих, кора дерева обладает бактерицидными свойствами, защищающими как продукты, так и предметы обихода от гниения или плесени. Как видите, уникальность бересты сомнений не вызывает, сочетая в себе простоту и полезность. Удивительные берестяные изделия. С мая по июль — сезон сбора березовой коры, берестянщики заготавливают материал для работы, из которого потом получаются красивые, долговечные и уникальные вещи. Бересты срезают сразу много, каждый мастер делает заготовок на 30-100 кг. И вот ведь, что удивительно — даже при таком количестве срезанной коры, дерево не погибает, продолжает расти и зеленеть, через несколько лет снова обрастает корой. Ну, а из высушенного и подготовленного материала, берестяных дел мастера делают потрясающе красивые и нужные вещи для хозяюшек. Хлебницы из бересты – конечно, ни один дом не обходился без них. Да и сейчас, они украсят интерьер любой кухни. Искусно обработанная кора, декоративный орнаментальный узор – замечательный подарок для ваших близких, очаровательный и практичный. Шкатулки из бересты, сундучки – удивляют своей простотой и красотой одновременно. Не стоит думать, что изделия призваны играть только декоративную роль в интерьере, они прекрасно подойдут для хранения украшений и расчесок, наборов для рукоделия и пуговиц. Каждая шкатулка — образец тонкой ручной работы. Тисненый рисунок и прочная кайма изделий способны удовлетворить любого, даже самого требовательного покупателя.

Замечательные туески – емкости для хранения сухих продуктов (соль, сахар, чай, крупы), меда. Плотная крышка, бактерицидные свойства коры и влагоустойчивость позволяют сохранить продукты достаточно долго и не опасаться их повреждения. А, кроме того, туесок способен играть роль термоса – летом, в жару, он чудеснейшим образом удерживает температуру холодного кваса или сока, зимой – горячей воды. Вы можете задаться вопросом: зачем мне нужны берестяные изделия? Ведь сегодня огромный выбор разнообразной посуды… но подумайте: какие еще изделия могут порадовать вас ручной работой, натуральным экологически чистым материалом и, что немаловажно, своей красотой и очарованием, которыми так богата славянская культура.

Береза

Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок, пелось столько песен. Много других замечательных деревьев растет в нашей стране. Но если все же малосведущий человек может спутать одно дерево с другим, то березу каждый узнает сразу. Во ^всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. За эту-то белую кору и получило дерево свое название «береза». В индоевропейских языках корень «бер» означает «светлый, ясный». Тот же корень в названии верхнего слоя коры — бересте, которая и придает дереву неповторимую окраску благодаря содержащемуся в ней органическому красителю бетулину.

Светло и празднично в березовом лесу в любое время года, но особенно весной и ранним летом. Кажется, что стволы берез излучают внутренний свет, делая тени под деревьями легкими и светлыми. Поэтому буйное разнотравье в березняках подступает почти к самым корням деревьев, даже светолюбивые луговые травы здесь частые гости.

В старину у березы в начале лета был свой особый праздник—семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками березы как драгоценными цветами украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых березок, гадали, завивая венки из березовых ветвей и пели:

Завили веночки, Завили зеленые На годы добрые, На жито густое, На ячмень колосистый, На овес росистый, На гречиху черную, На капусту белую.

Крестьянам хотелось верить, что урожай будет к осени тучным, как листва на березе. Ведь в эту пору в полную силу развертывался лист на березе и шумела на ветру сочная зелень, символизируя могучую силу пробудившейся природы.

В разные времена года крестьянин-землепашец внимательно приглядывался к березе и примечал: «Лопаются сережки у березки— время сеять хлеб»; «Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое»; «Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа».

В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает; другое дело — крик утишает; третье дело — больных исцеляет; четвертое дело — чистоту соблюдает». Современному человеку не так-то просто отгадать эту загадку. Между тем когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить: «Первое дело — лучина для освещения избы; второе дело — деготь для смазки колес у 60 телеги, чтобы не скрипели; третье дело — береста для обвивания разбитых глиняных горшков; четвертое дело — банный веник, без которого русская баня — уж не баня». Конечно же, это дерево — береза. Такую отгадку приводит в своей книге «Пословицы русского народа» большой знаток языка и обычаев русского народа Владимир Иванович Даль. Но загадка есть загадка и, конечно, не в силах перечислить все «дела» березы.

«Плащ березы» — бересту применяли не только для обвивания горшков и корчаг. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Интересно, что новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Возможно, сельские жители заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу, а жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в писчебумажных магазинах. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках Новгорода. Недаром бересту иногда называют русским папирусом.

Хотя бумага давно заменила бересту, но нет-нет да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.

В строительстве бересту применяли при устройстве кровли и подкладывали под нижний венец избы, чтобы предохранить его от загнивания. Русские крестьяне, проживавшие в южных районах страны, для хранения зерна выкапывали глубокие ямы. Прежде чем засыпать зерно, ямы выжигали соломой, а затем обивали берестой, приколачивая ее к обожженным стенам деревянными гвоздями. Береста надежно защищала зерно от грунтовой влаги.

Делали из бересты легкие лодки, поплавки для сетей. Из узких длинных лент, снятых весной со ствола дерева, плели короба, корзины, солонки, обвивали ими деревянные пастушьи рожки. Даже небольшой обрывок бересты в руках народного музыканта мгновенно превращался в простейший музыкальный инструмент. На севере нашей страны и по сей день мастера-умельцы изготовляют туеса для хранения молока, кваса и различных солений, украшая их резьбой, росписью и тиснением.

«Бела береста, да деготь черен»,— говорится в русской поговорке. И действительно, если бересту подвергнуть сухой перегонке, то можно получить вязкую пахучую жидкость черного цвета — деготь. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. К тому же деготь и врачевал, в народной медицине его использовали при различных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского. Оригинальной зубной пас-62 той была смола у жителей Урала. Тот, кто жевал берестяную смолу, имел белые и крепкие зубы.

В современном производстве из бересты, подвергнутой специальной обработке, получают черный краситель и березовое масло. В промышленности берестяную смолу в виде порошка получают путем обработки бересты раствором азотной кислоты. Из нее готовят спиртовой лак, который заменяет шеллачный из смолы тропических растений, ввозимый из-за границы.

При рубке деревьев не пропадали зря ветки, почки и листья. Листья шли на изготовление желтого и зеленого текстильных красителей. В петровские времена такими красителями окрашивали солдатские мундиры. Настой листьев применяли при лечении некоторых болезней, в нем парили ноги, чтобы снять усталость.

Ароматные и смолистые березовые почки, обладающие целительной силой, используются в народной и официальной медицине, в парфюмерной промышленности.

Зимой березовые почки и березовая «лапша» (сережки) — основная пища боровой птицы. С поздней осени до весны столуются глухари и тетерева-косачи на березах.

Иногда весной во время сокодвижения в ясный солнечный день под березами идет редкий дождь — это с веток, поврежденных птицами, падают капли березового сока. Некоторые птицы специально надламывают тонкие ветки, чтобы полакомиться сладким березовым соком. А дятел предпочитает добы-

вать березовый сок прямо из ствола. Почти на любой березе можно встретить идущие поперек ствола кольца в виде пунктирных линий. Это заросшие углубления в коре, которые весной во время сокодвижения продолбил дятел, добывая березовый сок.

Крестьяне приметили: «Если у березы течет много сока — лето будет дождливое»; «Весной березовый сок невкусен — хлеб уродится на славу».

В старину считали, что березовый сок (пасока) имеет целебные свойства,— им отпаивали больных и промывали раны. Кое-где, например в деревнях Смоленской области, на березовом соку варили кашу и замешивали лепешки. Березовый сок имеет приятный вкус и освежающе действует на организм. Консервированный сок можно купить в магазине. Надо помнить, что березовый сок заготовители собирают только с тех деревьев, которые предназначены для рубки. Самовольная подсочка деревьев часто приводит к их гибели. Об этом должен помнить каждый, кто по-настоящему любит русский лес!

На стволах берез нередко можно встретить бесформенные темно-коричневые наросты, похожие на вспученную толстую кору. Это знаменитая ча^а — чай таежных охотников и лесорубов. Настой чаги — тонизирующее и обезболивающее средство. Чай из чаги согревает и бодрит, а чтобы он был ароматным, в него добавляют свежие или сухие листья смородины. Зимой, если нет засушенных листьев, в него добавляют почки смородины. Ну а если случится простудиться, то в чаговый чай добавляют 63 мороженую клюкву.

В некоторых местах нашей страны древесине березы придавалось магическое значение. По старинному белорусскому поверью, чтобы в новой конюшне не переставали водиться лошади, под порогом обязательно полагалось закопать березовое полено. Трудно предположить, чем вызвано это поверье, но у всех народов березовая древесина высоко ценилась как отличное топливо и прекрасный поделочный материал.

Береза — заболонная порода, имеющая белую древесину с розоватым и желтоватым оттенками. На тангентальном и радиальном разрезах годичные слои почти неразличимы. На торце они едва заметны, но только при том условии, если он тщательно отшлифован. Многочисленные сосуды в виде светлых точек хорошо видны с помощью лупы на торцовом срезе. Сердцевинные лучи настолько узкие, что их трудно увидеть даже в лупу. Но сердцевинные лучи хорошо видны на радиальном сколе в виде множества темных блестящих ленточек. В древесине березы встречаются сердцевинные повторения в виде красновато-бурых черточек. В целом древесина имеет шелковистый блеск. Она умеренно тяжелая — тяжелее липы, ольхи и осины, но легче дуба и клена. Однородная, умеренно крепкая древесина березы хорошо обрабатывается различными режущими инструментами и пригодна для выполнения тонкой резьбы

Старые мастера-резчики вырезали из древесины пряничные

доски — формы для выпечки пряников. Высоко ценили акустические данные березы северные музыканты. Герой карело-финского народного эпоса «Калевала» Вяйнямейнен сам изготовляет кантеле из древесины березы.

Короб кантеле он режет, На утеху ящик этот, Короб делает он прочный, Весь в прожилках этот ящик. Он на кантеле играет. Пальцы тонкие он выгнул, Приподнял большие пальцы. Зазвенела тут береза, Тут зеленая запела.

Если говорить точнее, то, судя по всему, кантеле было изготовлено из карельской березы. Эта разновидность березы, имеющая узорчатую свилеватую древесину с коричневыми прожилками, в основном растет в Карелии, а также в Прибалтике, Белоруссии, Костромской, Ивановской, Владимирской, Калужской и Смоленской областях. Исстари древесиной карельской березы отделывали мебель, интерьеры. И сейчас она является ценным материалом, применяемым в декоративно-прикладном искусстве.

Широкое применение находит древесина березы в токарном, мебельном и фанерном производстве. Возьмите любую деревянную катушку — она непременно сделана из березы. Здесь береза, 64 как и осина в спичечном производстве, вне конкуренции. Кроме катушек, для текстильной промышленности из нее точат всевозможные шпильки, бобины и веретена. Издавна из березы точили прочную деревянную посуду, а из свилеватой древесины вырезали ложа для ружей и топорища. На две трети из березы состоит обычная телега. Из нее делают оглобли, упряжные дуги, ступицы и спицы колес, а из корней, древесина которых прочней стволовой, вырезают хомутные клещи.

Пролежав долгое время в воде, березовая древесина окрашивается в серый цвет. Такую древесину мастера называют серой березой. Как декоративный поделочный материал серая береза хороша для токарных работ и художественной резьбы.

Из березовой древесины получают лучший активированный пористый уголь для очистки различных жидкостей и газов. Он находит применение в медицине и ветеринарии. Лучший рисовальный уголь тоже получают из березы. Не может обойтись без древесного угля и деревенский кузнец. Выгребая древесный уголь из печи, хозяйки складывали его в отдельную посудину — пригодится греть самовар или растапливать наутро печку. Предусмотрительные туристы берут с собой из угасшего костра несколько угольков — в ненастную погоду и даже в сильный ливень с ними намного проще разжечь костер.

Есть у березы недостаток, из-за которого в строительстве ее применение ограничено. На открытом воздухе и во влажных местах она быстро поражается особым грибком. Но и этот порок

березовой древесины в некоторых случаях удачно используется. На начальной стадии поражения, когда в древесине появляется так называемая мраморная плесень, она приобретает красивый текстурный рисунок, отдаленно напоминающий мрамор. На этой стадии древесина почти не теряет своей первозданной прочности, и ее можно обрабатывать как обычную здоровую древесину, получая очень эффектный шпон. Отдельные куски мраморной березы скульпторы удачно используют для создания декоративной скульптуры.

На березах иногда встречаются особые наросты — капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый свилеватый рисунок на спиле. Еще в древности крестьяне выделывали из капов ложки, чашки, ковши, братины, ручки для ножей и другую утварь. Но крестьян в основном привлекала необыкновенная прочность материала, а не его декоративные достоинства, которые были открыты гораздо позже. В начале прошлого века из капов стали изготавливать различные декоративные изделия, отшлифовывая их и выявляя природный рисунок. Отшлифованный кап применяли при отделке дорогой мебели. Сейчас в Кировской области из капа делают тончайшие столярные изделия: шкатулки, туалетные коробочки, рамки для фотографий, чайницы и многое другое. Каповая древесина ценится очень высоко, но каповые березы растут не всюду. В ином березовом лесу их и вовсе не встретишь. Вот поэтому-то изучают ученые-лесоводы природу капов, с тем чтобы в будущем научиться выращивать целые леса из каповой березы.

Смотрите также:

Берёза. Легенды и мифы.

Есть несколько вариантов происхождения латинского названия Betula. Оно либо заимствовано в латинском языке от кельтского betu – берёза, или от видоизменённого латинского batula – бить, колотить. Римские ликторы, расчищая путь среди толпы, колотили народ берёзовыми палками. В более близком прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего берёзовыми. Отсюда выражение “отведать берёзовой каши”.

Русское слово “берёза” восходит к древнему корню “bhe” – “белизна”, “белый”. Лингвисты связывают её название с глаголом беречь. Считается, что название “берёза” произошло в 7 веке и является однокоренным слову беречь. Дело в том, что во время язычества у славян была богиня, имя которой – Берегиня. Она являлась матерью всех духов, символизировала весну и её символом была именно берёза.

Славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека,символом света, чистоты, женственности, олицетворением нежности. В связи с этим она являлась у славян одним из самых почитаемых деревьев. В былинах, сказках легендах происхождение берёзы обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего кем-то обиженной.

По сложившейся традиции к берёзе часто приезжают молодожёны. Считается, что поклонившаяся этому дереву пара никогда не будет знать разлуки.

В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте о чистоте. Стали они обманывать друг друга. Черные мысли рождались в их головах и чёрные чувства жили в их сердцах. Застонала от этого Земля, коркой лжи и зависти покрылась. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на землю. Чёрные мысли людей Землю душат, умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно и рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Вот и говорят, что берёзы – это кусочек небесной жизни.

Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны с чёрной берёзой, которая встречается и у нас в Беларуси, и в других странах. Самая крупная (11,8 га) в республике роща берёз с корой чёрного цвета (с красноватым оттенком) находится в Ивацевичском районе. Среди учёных нет единого мнения о природе этих черных берёз. Одни считают их предками современных берёз, стволы которых приобрели белую кору гораздо позже. Другие полагают, что это – или мутация, или природная аномалия.И, конечно же, об этом необычном природном явлении сложено множество мифов и легенд.

В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сёстрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в берёзы: одна – в белую, а другая – в чёрную.

Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю нашу враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На весёлых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки переселилась в берёзу, которая приняла её страдания и печальный образ.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с берёзой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали её за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили берёзе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали берёзы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из берёзы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шёл ко дну, то по поверью это значило, что-либо то, о чём она мечтала, не сбудется, либо девушка умрёт в этом году. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья “пристанет” к сердцу парня.

Беременные женщины просили у берёзы силы и помощи, чтобы роды были лёгкими и удачными, а ребёнок рос здоровым и счастливым. А когда он рождался, сажали у дома молодую берёзку. По поверьям, это сделает его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Практически во всех странах Европы колыбели для новорождённых делали из берёзовой древесины.

В давние времена наши славянские предки после завершения цикла весенних работ устраивали ритуальный праздник, связанный с языческим культом растительности. Он приходился на пик расцвета природы и был призван задобрить природные силы перед наступающим летом, чтобы вырастить хороший урожай, который обеспечит достаток и благополучие семьи. Олицетворением наступающего лета тоже была берёза, которую люди славили песнями и выражали свою радость в танцах и массовых хороводах. Народ верил, что берёза способна приносить счастье и радость в любой дом. Считалось, что оставленные на чердаке берёзовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай. В эти дни ещё плели из берёзовых веток венки. Один набрасывали утром корове на рога и в нём она ходила весь день. После этого хозяйка скармливала этот венок корове, чтобы та больше молока давала. Другой полный весенних сил венок она берегла на случай, если корова заболеет. Тогда ветки из него добавляли в корм.

Позже на этот ритуальный праздник христиане наложили свой плавающий по календарю праздник святой Троицы, который для более лёгкой ассимиляции ещё называют Зелёные Святки. Он может отмечаться в конце мая или начале июня.

В старину берёзу называли деревом четырёх дел.
“Первое дело – мир освещать”. На протяжении столетий крестьянские избы освещала берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
“Второе дело – крик утешать”. В старину берёзовым дёгтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев “от крика”, чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек.
“Третье дело – больных исцелять”. Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили – если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю.
“Четвёртое дело – чистоту соблюдать”. Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту и в доме, и во дворе.

Стоит ещё упомянуть о связи берёзы с руническим алфавитом, который когда-то действовал в странах Скандинавии. Руны– это символы, выполняющие функцию букв и одновременно имеющие какое-то конкретное значение.Среди них есть руна Бе́ркана (ᛒ). В прагерманском алфавите она восемнадцатая,а в древнескандинавском – тринадцатая. Название руны означает “берёза”, “берёзовая ветка”.”Символическая же нагрузка на ней примерно следующая: “плодородие”, “берёза”, “исцеление”, “забота”, “женщина”, “вскармливание”. Согласитесь, что эта руна своим начертанием даже похожа на женскую грудь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *