Почему рублевское шоссе так называется
Перейти к содержимому

Почему рублевское шоссе так называется

  • автор:

История Рублевского шоссе

Рублевское шоссе

Рублевское, а, точнее, Рублево-Успенское шоссе, или, как его называют, «Рублевка», часто ассоциируется с дорогими коттеджами и дачами селебрити. Тем не менее, для района Крылатское оно является одной из главных транспортных «артерий». К Рублевскому шоссе примыкают три главных улицы района – Крылатские Холмы, Осенний бульвар и Осенняя улица.

Всего же Рублево-Успенское шоссе «захватывает» такие районы западного административного округа, как Фили-Давыдково, Филевский Парк, Кунцево и Крылатское. Полная протяженность трассы составляет 8.8 километров.

Происхождение названия

Как несложно догадаться, название Рублево-Успенского шоссе происходит от наименования двух населенных пунктов: поселков Рублево и Успенское. А «Рублево», в свою очередь, имеет несколько версий. Так, по первой, наиболее очевидной, поселок назван в честь «рубля» — именно столько на Руси стоил проезд по местной дороге. По другой версии, имя населенного пункта происходит не от слова «рубль», а от «рубленный» — по наименованию рубленных домов, характерных для той местности. Есть еще одна, наименее распространенная версия – «Рублево» происходит от «рубель», что по старорусскому языку означает предмет, который использовался для глажки, стирки и валяния зимней обуви.

Одно из старейших шоссе Москвы

«Рождением» Рублевского шоссе принято считать 1903 год – именно тогда возникла острая необходимость в трассе, соединяющей построенную Рублевскую водопроводную станцию с центральным водонапорным резервуаром на Воробьевых горах.

В советские времена, а именно в 1960 году, Рублево-Успенское шоссе стало частью Москвы. Вместе с глобальным строительством и обустройством Москвы, оно также развивалось. Та часть, которая проходит через район Крылатское, была реконструирована в конце 80-х: были построены развязки с улицами Крылатской и Ярцевской, из центра в сторону МКАД добавлена дополнительная полоса, в связи с увеличением транспортной нагрузки на трассу. И, наконец, совсем недавно, в 2012-2013 годах была построена эстакада на пересечении с Осенним бульваром и улицей Маршала Тимошенко.

Знаменитые поселки и их жители вдоль «Рублевки»

Как известно, стоимость жилья в элитных поселках вдоль Рублево-Успенского шоссе, доходит до сотен миллионов рублей. Представляем некоторые из них, а также их знаменитых обитателей.

  • Николина Гора – здесь находятся дома режиссеров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского, Владимира Грамматикова и Эдварда Радзинского, музыканта Юрия Башмета, актеров Василия Ливанова и Веры Глаголевой, певца Александра Малинина.
  • Барвиха – в свое время, в этом поселке проживали писатель Алексей Толстой и Сергей Бондарчук, а сейчас – рэпер Тимати, музыканты Александр Маршал, Аркадий Укупник и Дмитрий Маликов, актеры Евгений Стеблов, продюсер Игорь Матвиенко.
  • Раздоры – здесь жил знаменитый врач Сергей Боткин, а в гости к нему приезжал художник Казимир Малевич, сейчас тут обитает певица Алсу, а также режиссер Федор Бондарчук.
  • Ильинское — в этом селе часто бывал и работал Владимир Ильич Ленин.
  • Горки – 8 – сейчас здесь проживают генпрокурор Юрий Чайка, государственный деятель Олег Митволь, певица Ирина Салтыкова.
  • Горки – 10 – в особняке, принадлежащем меценату Савве Морозову, долгое время жил и работал Максим Горький, которого навещали художник Исаак Левитан и писатель Антон Павлович Чехов.
  • Жуковка – один из самых богатых в плане «концентрации» известных людей поселков. Здесь находятся дома политиков Владислава Суркова, Алексея Кудрина, дочери Бориса Ельцина Татьяны Юмашевой, актрисы Татьяна Друбич, а также уже ушедших художника Ильи Глазунова и музыканта Мстислава Ростроповича.

Рублёвское шоссе

Возникло в 1903 году в связи с сооружением Рублёвской водопроводной станции, как шоссе, идущее вдоль основной магистрали Москворецкого водопровода от водозабора в Рублёве до водонапорного резервуара на Воробьёвых горах. В 1912 году на трассе шоссе был сооружён Старый Рублёвский мост через реку Сетунь. К Рублёвскому шоссе (между современными Минской и Давыдковской улицами) примыкала территория «ближней» кунцевской дачи Сталина.

В составе Москвы

В результате перепланировки территории вокруг нового здания МГУ в 1950—1953 годах Рублёвское шоссе между Воробьёвским шоссе (примерно от места современной смотровой площадки на Воробьёвых горах) и Мичуринским проспектом было ликвидировано. В 1960 году шоссе на всём своём протяжении вошло в состав Москвы. Тогда же отрезок шоссе между Мичуринским проспектом и Мосфильмовской улицей вошёл в состав Университетского проспекта. В 1965 году шоссе близ станции метро «Кунцевская» было перерезано наземной Филёвской линией метрополитена. В 1966 году отрезок шоссе между Давыдковской улицей и Можайским шоссе вошёл в состав Славянского бульвара. Почти всю прежнюю трассу следования шоссе можно проследить по современным картам. Так, в районе пересечения с Белорусским направлением МЖД сохранилась прямая аллея [1], указывающая на место, где ранее был переезд. Позже трасса шоссе пошла чуть севернее, по мосту.

В 1973 году северный участок шоссе с уклоном на юг был соединён с Аминьевским шоссе, в результате чего образовался старый участок шоссе между Кутузовским проспектом и Кастанаевской улицей, который получил неофициальное название Старорублёвское шоссе.

В 1987—1989 годах произведена реконструкция шоссе: сооружена трёхполосная дорога для движения автомобилей из центра города в сторону МКАД (прежнее двухполосное Рублёвское шоссе стало использоваться для движения в центр города, затем его расширили до 3-х полос движения), а также построили развязки с Рублёво-Успенским шоссе и Ярцевской/Крылатской улицей. В 1996 году шоссе было расширено на отрезке от Рублёво-Успенского шоссе до МКАД. В 2012-2013 годах проведена комплексная реконструкция шоссе, в частности с сооружением эстакды на пересечении с ул. Маршала Тимошенко/Осенним бульваром.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

  • № 1 — ПоликлиникаФСБ РФ № 6.
  • № 3 — Профессиональный свадебный фотограф; Эверест Шина; Автоприёмка.ру.
  • № 5 — Росгосстрах.
  • № 7 — Фили-ДавыдковоИС ГКУ диспетчерская.
  • № 9 — Управление культуры ЗАО; Московская областная коллегия адвокатов — филиал № 18; Dogrummer — зоосалон стрижки собак.
  • № 11к2 — Сомелье; Теплоимпорт; Kyboe.
  • № 15 — Эконика.
  • № 17 — Инко.
  • № 79 — Дизайн-студия Стайл МОН.
  • № 79с1 — ИП Травцевский В.С; Сурдосервис; Ветеринарная клиника Доктор Хвост.
  • № 83к1 — Стулья; Мосинжзеленстрой; Истра.
  • № 83к5 — Веоклуб; Ателье Таима.
  • № 87к2 — Детский сад № 1334 Малинки.
  • № 89 — Интернет — магазин Я согласна.
  • № 89к3 — ЖСКОгонёк.
  • № 91а — Ситибанк — банкомат.
  • № 91к1 — РесторанБомбей; Продукты.
  • № 91к4 — Прикка.
  • № 99к1 — МосГорУслуга; Издательский дом Деловое обозрение; Зимний сад.
  • № 99к4 — Сбербанк России; Сбербанк России — банкомат.
  • № 99к5 — Homos банк; Homos банк — банкомат.
  • № 109 — Витал Форс; Дизайнер интерьеров Яна Дмитриева; Кулу.
  • № 109к1 — Московский музей кошки.
  • № 109к2 — Принт Райз.
  • № 109к5 — Юстас.
  • № 109к6 — КлубРадуга.
  • № 111 — Тмим.
  • № 115 — Детский сад № 1298 для детей с нарушением речи.
  • № 121 — Школа Олимп плюс.
  • № 135 — Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева.
  • № 135с1 — Сбербанк России — банкомат.

По чётной стороне

  • № 4 — АЗСBP; ПКЭК; Ситибанк — банкомат.

Транспорт

В начале шоссе — станция метро Кунцевская, по начальному участку шоссе проходят маршруты автобусов № 11, 45, 58, 135, 190, 236, 610, 612, 688, 688-К, 733, 867, в середине — № 127, 129, 660, 626, по конечному — № 127, 129, 626.

См. также

Литература

Почему Рублевское шоссе так называется?

Рублёвское шоссе между Кутузовским проспектом и МКАД, далее в посёлке Рублёво (отсюда название) , на западе Москвы. Проложено в начале XX в. До 1958 включало часть современной Минской улицы. С начала 60-х гг. ведётся массовая жилая застройка примыкающих к Рублёвскому шоссе Кунцева, Крылатского, Череп.. .
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
В кратком историческом очерке «Рублево» , изданном в 1979 году, когда отмечалось 75-летие станции и поселка, проф. К. И. Суворов излагает свой взгляд на происхождение названия селения Рублево. «Деревни эти,— указывает он,— возникли как поселения крестьян, вырубивших себе в густом лесном массиве участки для пашни, сенокоса, для домов и проезжей дороги» . Существует и другое мнение об этимологии этого слова как происходящего от дешевизны здешних земель, где буквально за рубль можно было приобрести значительные участки.

Две эти версии вряд ли имеют право на существование. Рублево — название крайне редкое, и не только для Подмосковья, хотя много деревень возникало на месте лесных вырубок. Земли эти никак нельзя отнести к разряду дешевых: уже с середины XV века они принадлежали великокняжескому, а затем царскому двору и использовались как места государевой охоты.

Возможно, дело в том, что здешние сосновые леса стояли на серебросодержащих песках. Не зря местность, включавшая прежде в состав и современное Рублево, именовалось Серебряным бором. В Серебряном бору осуществлялась промышленная добыча серебра; с тех далеких времен сохранились здесь траншеи и заброшенные рудники. Потребность русского государства в серебряной монете была чрезвычайно высока, поэтому было важно разрабатывать свои месторождения рублевого серебра. Добытое серебро свозилось в одно место, а затем отсюда под охраной доставлялось в Москву на государев Монетный двор, где превращалось в рубли и серебряную разменную монету.

Первые владельцы деревни Рублево

В 1620 году деревня Рублево оказалась во владении влиятельного боярина Бориса Михайловича Лыкова (1576-1646). Он был царским конюшим, а затем возглавлял многие приказы: Сыскных дел, Казанского дворца, Сибирский и другие. Кроме деревни Рублево, князь Борис Михайлович владел находящимся в четырех верстах на восток от Рублево соседним селом Лыково, названным так по его фамилии (нынешнее Троице-Лыково) .

После смерти князя Лыкова Рублево перешло к его наследникам, а затем в собственность великих князей, в 1960 году владельцем этой деревни становится дядя царя Петра I боярина Мартемьяна Кирилловича Нарышкина (1655-1697), затем деревней Рублево владеет его брат Лев Кириллович Нарышкин, а после него Рублево перешло к его сыновьям Александру и Ивану.

На грани веков XIX и XX хозяйкой Рублево стала помещица Софья Николаевна Карзинкина (1836-1911). О ней до сих пор напоминает лишь так называемое «Карзинкино поле» , сохранившееся на окраине современного поселка Рублево.

К сожалению, современность совершенно затмила как давнюю, так и не столь давнюю историю Рублево. Есть, например, косвенное свидетельство о том, что здесь была в середине XIX века своя церковь, и Рублево именовалось селом (Блюмин, 2003).
http://rublevo.by.ru/history.htm

Еле выкопал, уже самому источник интересен стал, но я склонялся к слову рубль, а оказывается две версии.

Рублёвское шоссе

Рублёвское шоссе

Рублевское шоссе названо так по своему направлению к поселку Рублёво. От Кутузовского проспекта до Московской кольцевой автомобильной дороги.
Есть несколько предположений появления такого названия, по одному из них Рублево получило свое имя от рубленых деревянных домов, на строительство которых шел местный строевой лес. Однако, скорее всего дело обстояло иначе. Как и большинство древних селений Подмосковья, оно получило свое название от фамилии первых владельцев. В старинных документах часто встречается фамилия Рублевых, да и на память сразу же приходит имя знаменитого иконописца первой половины XV века Андрея Рублева. Вероятно, от одного из лиц, носивших ту фамилию, и произошло название деревни.
В сохранившихся документах деревня Рублево впервые упоминается в начале XVII века. В середине этого же столетия она принадлежала видному боярину князю Борису Михайловичу Лыкову. После его смерти она перешла в дворцовое ведомство, а при Петре I стала собственностью Нарышкиных. Они владели Рублевым более полувека, а в середине XVIII века деревня в качестве приданного перешла к Разумовским. Вплоть до конца XIX века Рублево оставалось небольшой деревушкой.
Широкую известность Рублево получило уже в начале XX века, когда здесь развернулось широкое строительство. Оно было связано с постройкой водопроводной станции. К началу XX века Москва переживала строительный бум — на месте прежних одно- и двухэтажных зданий возводились новые многоквартирные дома. Для их обслуживания требовалось в немалых количествах вода. Построенный еще на рубеже XVIII-XIX веках Мытищинский водопровод, несмотря на неоднократную модернизацию, уже не справлялся с водоснабжением города и поэтому в помощь ему было решено устроить новый водозабор на Москве-реке. Инициатором, главным организатором строительства и автором проекта стал известный инженер Н.П. Зимин. Место для него было выбрано в 50 верстах выше города по течению реки близ деревни Рублево.
Строительство началось в 1900 году, а сама водопроводная станция (первоначально она называлась Рублевской водокачкой) начала действовать с 1903 года. 27 июня 1903 года состоялось ее торжественное открытие. На берегу Москвы-реки был сооружен водоприемник, откуда вода поднималась паровыми насосами в отстойники, а затем направлялась на фильтрование и очистку. Очищенная вода перекачивалась потом по чугунным водоводам длиной 15 км в огромные резервуары на Воробьевых горах, откуда уже самотеком поступали в городскую водопроводную сеть. Первоначально Рублевская станция подавала ежесуточно по 500 тыс. ведер воды, что составляло почти 90% всей подаваемой в Москве воды. На момент своего создания она была крупнейшей в стране.
На месте деревни возник небольшой поселок, население которого обслуживало станцию. К поселку было проведено шоссе (Рублевское), а чуть позже (в конце 1918 года) построена железнодорожная ветка от Кунцева, длиной 12 км. Со временем Рублевская станция все более расширялась — уже в 1908 году приступили к сооружению второй, а в 1911 г. – третьей очереди Рублевского водопровода. Совершенствование оборудования и наращивание мощности станции продолжалось и в дальнейшем. Вместе со станцией развивался и поселок Рублево. Благодаря строительству Можайского, Рузского и Озернинского водохранилищ мощность Рублевской станции все возрастала. К 1959 году в Рублеве жило 7400 человек. Ощущалась острая нехватка жилья, и потому в 1960-1970-х годах здесь разворачивается жилищное строительство.
На сегодняшний день шоссе более известно , ни как дорога к водопроводу, а как путь к крупнейшему в Подмосковье массиву правительственных дач м, расположенных у Мосвы-реки близ поселка Рублево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *