Сколько стоит ангара а5
Перейти к содержимому

Сколько стоит ангара а5

  • автор:

Стоимость ракеты «Ангара-А5» в три раза превышает стоимость «Протона-М»

Производство ракеты—носителя тяжелого класса «Ангара-А5» стоит 7 млрд руб., что в три раза превышает стоимость производства ракеты «Протон-М», следует из финансового отчета Центра Хруничева за 2019 год. К 2024 году себестоимость «Ангары» планируется снизить до 4 млрд руб.

«В рамках консолидации «внутреннего резерва» организацией с привлечением госкорпорации «Роскосмос» осуществляется. обеспечение реализации комплекса мероприятий по снижению себестоимости ракеты-носителя (РН) «Ангара», в том числе направленных на создание производства замкнутого цикла РН семейства «Ангара» на мощностях Производственного объединения «Полет» — филиала организации, город Омск»,— цитирует отчет «РИА Новости». Стоимость изготовления ракеты «Протон-М» для запуска телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМУ4» составляет 2,33 млрд руб., сообщает агентство.

Ранее стало известно, что «Роскосмос» продолжит строительство второй очереди космодрома Восточный после первого запуска ракеты-носителя «Ангара-А5» в августе 2023 года. Эти два года потребуются для того, чтобы выполнить все мероприятия, финансирование которых предусмотрено космическими программами.

В ходе строительства Восточного были выявлены хищения. В январе суд приговорил двух подрядчиков к лишению свободы (одного к пяти годам, другого — к шести) и штрафам по 250 тыс. руб. Тогда же следствие сообщило о новом эпизоде хищения с космодрома, а в феврале в суд поступило дело о махинациях с закупками для Восточного.

История и характеристики ракет-носителей «Ангара»

Михаил Джапаридзе/ ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 апреля 2022 года в 22:56 мск с космодрома Плесецк был осуществлен запуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2» с аппаратом в интересах Министерства обороны РФ. ТАСС подготовил материал о ракетах-носителях этого семейства.

История проекта

Читайте также
Что известно о первом испытательном пуске тяжелой ракеты «Сармат»

«Ангара» — российский проект по созданию унифицированных ракет-носителей легкого и тяжелого классов. Они предназначены для запуска различных космических аппаратов: спутников, космических кораблей, автоматических межпланетных станций.

После распада Советского Союза в 1991 году космодром Байконур, с которого проводились пилотируемые запуски, стал собственностью Республики Казахстан. С данного космодрома запускалась ракета «Протон», единственный в то время российский носитель тяжелого класса. Хотя в 1994 году Россия подписала с Казахстаном договор об аренде космодрома, с целью независимого выхода в космос в РФ было решено разработать новую тяжелую ракету-носитель, которую можно было бы запускать со своей территории.

В 1992-1994 годах был проведен конкурс на создание перспективного космического носителя, который выиграл Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ, Москва). ГКНПЦ предложил проект «Ангара», предусматривавший создание универсальных ракет от легкого до тяжелого класса. Кроме того, в носителях «Ангара» предполагалось использовать экологически чистое топливо на основе керосина («Протон» работает на токсичном гептиле).

Официальный старт проекту положил указ бывшего президента РФ Бориса Ельцина от 6 января 1995 года «О создании космического ракетного комплекса «Ангара». Государственными заказчиками были Минобороны РФ и Российское космическое агентство (впоследствии Федеральное космическое агентство, ныне госкорпорация «Роскосмос»). Головным разработчиком стал ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

В 1990-е годы работы по проекту фактически не велись из-за недофинансирования ракетно-космической отрасли, они возобновились в 2000-е годы.

Для проведения испытаний космического ракетного комплекса «Ангара» выбрали космодром Плесецк в Архангельской области, где был построен стартовый комплекс. Создание на космодроме соответствующей инфраструктуры предусматривалось Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы и Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», а разработка и изготовление ракеты — Государственной программой вооружения на 2011-2020 годы.

В апреле 2018 года председатель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил, что в проект уже вложено в общей сложности более 110 млрд рублей. В частности, по его словам, строительство первого летного экземпляра тяжелой ракеты «Ангара-А5.1Л» обошлось примерно в 3,4 млрд рублей. Стоимость легкой «Ангары-1.2» на начало июня 2019 года оценивалась в 2,28 млрд рублей (эта сумма, включающая изготовление и поставку ракеты, указывалась в госконтракте на запуск спутников «Гонец-М» №33, 34, 35). В финансовой отчетности ГКНПЦ за 2019 год сообщалось, что себестоимость «Ангары» к 2024 году будет снижена с 7 до 4 млрд рублей. В июне 2020 года в пресс-службе Роскосмоса сообщили, что ГКНПЦ изготовит в рамках опытно-конструкторских работ несколько носителей «Ангара» по цене менее 5 млрд рублей за одну ракету (для сравнения: примерно столько же стоит изготовление двух тяжелых «Протонов-М»).

Модификации

Первоначально проект предусматривал создание ракет-носителей в легком («Ангара-1.2»), среднем («Ангара-A3») и тяжелом («Ангара-А5») вариантах. Впоследствии от «Ангары» среднего класса отказались в связи с началом работ по носителю «Союз-5» («Иртыш»).

Тяжелая ракета, помимо базовой модификации, имеет также версию «Ангара-А5В» с кислородно-водородной верхней ступенью, предназначенную для пусков с нового космодрома Восточный в Амурской области. Также с Восточного планируется запускать «Ангару-А5П» и «Ангару-А5М» с перспективным многоразовым пилотируемым кораблем «Орел» (ранее «Федерация»). По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, модернизированная «Ангара-А5М» будет «легче и мощнее». Кроме того, как сообщили в июне 2020 года в Роскосмосе, рассматривается создание «Ангары-А5ВМ» с многоразовыми возвращаемыми ступенями.

Конструктивные особенности ракет «Ангара»

При разработке «Ангары» впервые за основу был взят модульный принцип. Ракеты разной грузоподъемности собираются из стандартных блоков-модулей с высокой степенью взаимозаменяемости. Основа носителя — универсальный ракетный модуль (УРМ), представляющий собой конструкцию из двигательного отсека и баков окислителя и горючего. В первой и второй ступенях «Ангары» применяется УРМ-1, в верхней ступени ракеты — УРМ-2. Количество ракетных модулей в составе первой ступени определяет грузоподъемность «Ангары».

Работу универсальных ракетных модулей обеспечивают двигатели, использующие экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород (окислитель). УРМ-1 оснащается РД-191, УРМ-2 — РД-0124А. Двигатель РД-191 (впоследствии будет заменен на модернизированный вариант РД-191М) разработан в НПО «Энергомаш» им. академика В. П. Глушко (г. Химки, Московская обл.) и создавался специально для «Ангары». Он сконструирован на базе РД-170, который применялся в советской тяжелой ракете-носителе «Энергия» (всего состоялось два пуска — в 1987 и 1988 годах). Двигатель РД-0124А разработан в Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА, Воронеж), которое ныне входит в интегрированную структуру НПО «Энергомаш». В версии «Ангара-А5В» вместо РД-0124А планируется использовать водородный двигатель РД-0150 разработки КБХА.

Прототип УРМ-1 трижды (2009, 2010, 2013) прошел летные испытания в составе южно-корейской легкой ракеты-носителя KSLV-1 (другое название — Naro-1).

Характеристики «Ангары-1.2» и «Ангары-А5»

Согласно размещенной на сайте Роскосмоса информации, «Ангара-1.2» имеет две ступени, а «Ангара-А5» — три. При этом в легкой версии ракеты используются два универсальных блока: УРМ-1 в качестве первой ступени и УРМ-2 в качестве второй. Базовый вариант тяжелого носителя, по данным ГКНПЦ, состоит из шести блоков: в первой ступени четыре УРМ-1, во второй — один УРМ-1, в третьей — один УРМ-2.

Высота «Ангары-1.2» — около 41,5 м, стартовая масса — приблизительно 171 тонна, грузоподъемность — 3,5 тонны (на низкую опорную орбиту высотой порядка 200 км).

Высота базовой «Ангары-А5» — около 55,4 м, стартовая масса — приблизительно 773 тонны, грузоподъемность — 24-24,5 тонны. При этом стартовая масса «Ангары-А5В» — около 815 тонн, максимальная грузоподъемность — 37,5 тонн. Модернизированная «Ангара-А5М», по словам Дмитрия Рогозина, сможет выводить в космос около 27,5 тонн полезного груза.

Дополнительно в тяжелом варианте ракеты-носителя предусматривается применение разгонных блоков разработки ГКНПЦ «Бриз-М» (эксплуатируется с 1999 года) и перспективного кислородно-водородного тяжелого класса. Также планируется применение разгонного блока типа ДМ с кислородно-углеводородным двигателем (получил название «Персей»), который создан специально для «Ангары» Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королева (г. Королев, Московская область).

Статистика пусков

Технические решения КРК «Ангара» позволяют запускать с одной пусковой установки все ракеты семейства — легкого и тяжелого классов. В настоящее время запуски производятся с Плесецка. Стартовый комплекс для «Ангары» на космодроме Восточный планируется ввести в строй к 2023 году.

Впервые ракета семейства «Ангара» стартовала 9 июля 2014 года с Плесецка в легком варианте. Полет «Ангары-1.2ПП» (ПП — «первый пуск») проходил по баллистической траектории над территорией РФ. Через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (1,43 тонны) со второй ступенью упал в заданном районе полигона Кура на полуострове Камчатка, преодолев расстояние в 5,7 тыс. км. «Ангара-1.2ПП» представляла собой несерийный вариант носителя и предназначалась для комплексной отработки составных частей ракетного комплекса и подготовки к первому пуску тяжелой «Ангары-А5».

23 декабря 2014 года также с Плесецка в первый испытательный полет отправилась «Ангара-А5» тяжелого класса. Ракета, получившая обозначение «Ангара-А5.1Л» (1Л — «первая летная версия») и оснащенная разгонным блоком «Бриз-М», успешно вывела на орбиту высотой 35,8 тыс. км двухтонный макет спутника.

14 декабря 2020 года с Плесецка был осуществлен второй испытательный пуск тяжелой ракеты. Пресс-служба Минобороны РФ сообщила, что «Ангара-А5.2Л» стартовала с разгонным блоком «Бриз-М» и габаритно-массовым макетом полезной нагрузки (2,4 тонны).

27 декабря 2021 года Космические войска Воздушно-космических сил России провели с Плесецка третий испытательный пуск тяжелой «Ангары-А5» с разгонным блоком «Персей» и габаритно-массовым макетом полезной нагрузки.

Всего с учетом запуска 29 апреля 2022 года было проведено пять пусков ракет-носителей семейства «Ангара». В том числе один суборбитальный пуск, когда использовался легкий вариант носителя, три орбитальных пуска тяжелой ракеты и один — легкой.

Серийное производство ракет «Ангара»

В апреле 2011 года было принято совместное решение Минобороны РФ и Космического центра им. Хруничева, согласно которому за производство и разработку проектной документации ракет-носителей «Ангара» будет отвечать ПО «Полет» (Омск), являющееся филиалом ГКНПЦ.

25 августа 2020 года на форуме «Армия-2020» гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил о подписании контракта с Минобороны РФ на поставку четырех серийных ракет «Ангара-А5». По словам главы ГКНПЦ Алексея Варочко, заказанные носители будут изготовлены на омской площадке в 2022-2024 годах.

Серийное производство всех ракет «Ангара», включая сборку и испытания, планируется начать в Омске в 2023 году. При этом головная организация, находящаяся в Москве, будет отвечать за выпуск третьей ступени для тяжелой «Ангары» и агрегатного модуля для легкого варианта носителя. Также в ГКНПЦ останется производство разгонных блоков «Бриз-М» и будут развиваться водородные технологии (по созданию водородной ступени и КВТК). 16 апреля 2022 года гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что в 2024 году ПО «Полет» сможет выпускать восемь ракет «Ангара-А5» и две «Ангары-1.2» в год.

Тяжелая ракета «Ангара-А5» стартовала с космодрома Плесецк

Тяжелая ракета

Москва. 27 декабря. INTERFAX.RU — Космические войска ВКС России провели в понедельник третий испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с габаритно-массовым макетом полезной нагрузки с космодрома Плесецк, сообщили в Минобороны РФ.

Ракета стартовала в 22:00 по московскому времени с пусковой установки площадки №35 Государственного испытательного космодрома Минобороны РФ (космодром Плесецк) в Архангельской области. Через три минуты после старта в расчетное время ракета была принята на сопровождение наземными средствами Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова Космических войск ВКС РФ.

В Минобороны отметили, что все предстартовые операции и старт ракеты космического назначения «Ангара-А5» прошли в штатном режиме.

Это третий испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Предыдущий пуск ракеты «Ангара-А5» с северного космодрома был успешно проведен 14 декабря 2020 года.

Ранее запустить ракету планировалось 23 декабря, однако позднее пуск был перенесен на 24 декабря, а затем еще на сутки. 25 декабря информированный источник сообщил «Интерфаксу», что запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» состоится до конца года.

Основным заказчиком семейства ракет является Минобороны. Ракеты разработаны Центром им. Хруничева, но сейчас производство переводится из Москвы на омский завод «Полет», также входящий в центр. С 2022 года в Омске планируется выпускать четыре ракеты «Ангара-А5», с 2024 — не менее восьми тяжелых и двух легких ракет.

Гендиректор КБ «Салют» Сергей Кузнецов сообщал, что в данный момент стоимость пуска колеблется от 50 до 100 млн долларов. Планируется, что после начала серийного производства стоимость ракеты существенно снизится.

«Ангара» — семейство новейших российских ракет-носителей модульного типа различной грузоподъемности, создаваемых на основе универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 3,5 т («Ангара-1.2») до 38 т («Ангара-А5В») на низкой околоземной орбите.

Различные варианты ракет-носителей «Ангара» реализуются при помощи разного количества универсальных ракетных модулей — УРМ-1 (для первой и второй ступеней) и УРМ-2 (для верхних ступеней). Количество универсальных модулей в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191 разработки НПО «Энергомаш», УРМ-2 — двигателем РД-0124А (разработан КБХА).

«Роскосмос» объяснил высокую стоимость ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара»

Ранее стало известно, что сборка одной ракеты обходится в 7 млрд рублей. После переезда на площадку «Полет» и запуска серийного производства стоимость ракеты снизится до 4 млрд рублей, заявили в госкорпорации

Сотрудники в цехе сборки семейства ракет-носителей «Ангара». Центр имени Хруничева.

—>

Высокая стоимость ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара» связана с логистикой и с тем, что пока не начато серийное производство ракеты, сообщает ТАСС.

Ранее из документов Центра Хруничева стало известно, что сборка одной ракеты обходится в 7 млрд рублей. Это в три раза выше, чем стоимость старой разработки — ракеты-носителя «Протон-М».

Как сообщили в «Роскосмосе», Центр имени Хруничева сейчас работает на двух площадках — в Москве и Омске, это создает накладные расходы. После окончательного переезда на омскую площадку «Полет» и запуска серийного производства стоимость ракеты «Ангара-А5» снизится до 4 млрд рублей. Окончательная цена должна установиться к 2024 году.

Цифра в 7 млрд рублей — это только себестоимость ракеты, и есть все основания считать, что итоговые затраты, напротив, не уменьшатся, а вырастут еще больше, говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Ангара» — новая ракета, а «Протону» уже чуть ли не 50 лет, и уже все это производство отлажено, расходы на разработку не включаются фактически в стоимость. На самом деле, оценки продукции ракетной промышленности, они у нас весьма и весьма приблизительные. Действительно, трудно посчитать, сколько же стоит эта ракета серийного производства, в какой мере стоимость ракеты включена в стоимость разработки, стоимость испытаний, стоимость строительства пусковой площадки, старта. В стоимость «Ангары» неизбежно нужно включить проведение довольно надежных проверок, испытаний. «Ангара» ведь ни разу не была запущена с разгонным блоком. Насколько это увеличит цену, трудно сказать, но что увеличит, это точно. И нельзя сказать, что это заявление относительно цены «Ангары» было большой неожиданностью. Правда, как-то это звучит слишком впечатляюще».

Как добавили в «Роскосмосе», в последнем контракте с Минобороны стоимость каждой ракеты «Ангара-А5» не превышает 5 млрд рублей. Скоро возобновятся летно-конструкторские испытания «Ангары», и корпорация намерена обеспечить ей «конкурентные технические и ценовые характеристики».

Впрочем, как говорят эксперты, даже минимальная стоимость в 4 млрд рублей не выглядит конкурентной. И даже главное преимущество ракеты — ее экологичность — не аргумент, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики «Преимущества, которые закладывались при ее изготовлении, при планах ее сделать в 1992 году: первое — это безопасное топливо, второе — модульность конструкции. Но это было в 1992 году. С того времени прошло много лет, стоимость ракеты взлетела до облаков, и что с ней сейчас делать, никто не знает. Ее сделали, запустили, и шесть лет она стоит без движения. У « Роскосмоса » всегда очень хорошие прогнозы на будущее, у них единственный недостаток, что они никогда не сбываются. Насчет заинтересуются, нет, не заинтересуются, даже если снизят цену, скажем, до рыночных современных цен — примерно 60 млн долларов за запуск. Дело в том, что у нас сейчас во всем мире переизбыток пусковых мощностей, то есть переизбыток ракет и недостаток для них полезных нагрузок, все полезные нагрузки расписаны на 10, 20 лет вперед. Сейчас у России международных контрактов на запуски такого класса просто нет, только внутренний рынок остался».

В начале 2020 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что в госкорпорации принят план по «повышению конкурентоспособности российских средств выведения». Один из основных пунктов — снижение себестоимости носителей «Ангара» и «Союз-5» («Иртыш»). Позднее Рогозин говорил, что «Роскосмос» планирует снизить на треть стоимость запусков своих космических аппаратов.

К сожалению, обещания «Роскосмоса» доверия уже не вызывают, и стоимости «Ангары» это тоже касается, отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики «Я думаю, что самый простой, самый честный ответ состоит в том, что у « Роскосмоса » не было никакой мотивации делать эту ракету дешевле. Я присутствовал на том заседании научно-технического совета, это было в 1993-1994 году, когда в первый раз была публично презентована вот эта линейка ракет «Ангара» от легкой до тяжелой «Ангары-5». Так и звучало, что да, надо снизить себестоимость производства. Никто это решение не собирался проводить в жизнь ни организационными, ни техническими мерами. « Роскосмос » за последнее время столько выдавал неверной информации, столько раз менял, как это говорят в силовых органах, свои показания, что у меня лично веры к нему нет никакой. Даже если снизить до 4,5 млрд рублей, как они говорят, это будет порядка 65 млн долларов, то это себестоимость. А Маск продает за такую цену на рынке, даже дешевле, чем 65 млн долларов. Никакого будущего коммерческого у ракеты нет, следовательно, она ляжет грузом на наш российский бюджет, и поэтому здесь, опять-таки, когда ты не конкурируешь, а продаешь государству, вот другой альтернативы у государства нет, опять-таки, в чем мотивация к снижению себестоимости? Ее нет, она отсутствует».

По контракту с Минобороны «Роскосмос» изготовит четыре ракеты-носителя, испытательный пуск «Ангары-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» предварительно запланирован на 3 ноября. Ракете предстоит вывести на орбиту макет космического аппарата.

Самый первый пуск «Ангары-А5» был проведен в декабре 2014 года с Плесецка. Тогда на орбиту также отправляли макет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *