Чем вариатор отличается от автомата простыми словами
Перейти к содержимому

Чем вариатор отличается от автомата простыми словами

  • автор:

Вариатор или автомат: что лучше?

Вариатор или автомат: что лучше?

Соотношение автомобилей с тем или иным типом трансмиссии разное в зависимости от страны. По данным «Автостат» в 2016 году доля новых легковых автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП или АТ), в России превысила 50%. И с тех пор эта цифра только растет. Конкуренцию им все чаще составляют модели с бесступенчатой трансмиссией (вариатором). Они пока не способны похвастаться такой же популярностью, как и авто с АКПП, однако их все чаще можно встретить на наших дорогах.

В чем разница между коробками вариатор и автомат, и какому типу трансмиссии стоит отдать предпочтение при покупке машины? Разбираемся с принципом работы, достоинствами и недостатками, и выбираем самый надежный вариант.

Принцип работы вариатора (CVT)

Бесступенчатая трансмиссия или вариатор (в автомобилестроении — CVT) представляет собой механизм, в котором крутящий момент от двигателя передается на ведущий шкив и далее ведомому с помощью цепной или ременной передачи. Шкивы имеют коническую форму, и за счет перемещения стального ремня (цепи) вдоль их осей изменяются рабочие диаметры валов и как следствие — меняется передаточное отношение. Именно поэтому такую конструкцию называют бесступенчатой: передаточное отношение меняется плавно, и как таковые ступени с фиксированными значениями передачи крутящего момента отсутствуют. Исключение составляют гибридные модели, в которых наряду с вариатором применяется двухступенчатый редуктор. Также можно встретить решения, в которых за счет электроники имитируется переключение передач.

У вариатора нет ничего общего с механикой, а с АКПП его объединяет только работа в автоматическом режиме. При этом по внешнему виду последние типы трансмиссии отличить может только специалист.

Обслуживание CVT

Внутри корпуса бесступенчатой коробки передач находится трансмиссионная жидкость. Ее задачей является не только смазывание всех подвижных элементов, но и изменение своих характеристик в зависимости от созданного давления. Так, при повышении давления сила трения между ремнем и конусами возрастает, предотвращая проскальзывание передачи в месте контакта.

Трущиеся детали являются источником металлических примесей, способных забить гидроблок, фильтры и радиатор. Поэтому каждые 60 тыс. км рабочую жидкость и фильтры необходимо полностью менять, очищать магнитные уловители, а все каналы — промывать под давлением. В противном случае из-за пригаров и отложений автоматика не сможет создавать необходимое давление жидкости, что приведет к быстрому износу коробки: на конусах и ремне появятся задиры, и как следствие — разрыв передачи и повреждение трансмиссии без возможности ее восстановления.

В зависимости от характера вождения каждые 120-150 тыс. км необходима замена ременной (цепной) передачи, а из-за неудовлетворительного состояния шкивов — шлифовка конусов.

Плюсы и минусы вариаторной коробки передач

Идеальных трансмиссий не бывает, и вариаторная коробка — не исключение из этого правила. Она обладает множеством достоинств, но и не лишена недостатков.

  • простота управления. Водителю не нужно переключать передачи и выжимать сцепление, работает как АТ;
  • плавное изменение скорости. Переключение передач не ощущается, потому что их нет. И в этом состоит основная разница между вариатором и автоматом;
  • высокий КПД. Ведущий и ведомые шкивы имеют жесткое соединение, поэтому крутящий момент передается максимально эффективно, автомобиль лучше разгоняется. В среднем выигрыш составляет до 10% по сравнению с автоматическими коробками с гидротрансформатором;
  • экономия топлива. Расход меньше на 1-2 литра по сравнению с АКПП, что объясняется предыдущим достоинством.

Если речь идет о новых или автомобилях с пробегом до 30-40 тыс. км, то список достоинств может пополнить высокая надежность. При должном обслуживании и спокойной манере езды вариаторная коробка не доставляет хлопот. Для подержанных машин с такой трансмиссией ситуация обратная, потому что остаточный ресурс напрямую зависит от того, как за авто ухаживал прежний владелец.

  • сложные ремонт и обслуживание. Из-за того, что конструкцию такого типа начали активно использовать в автомобильной промышленности только последние 10 лет, мастеров, способных починить и правильно обслужить вариаторную коробку в несколько раз меньше, чем специалистов по автоматическим трансмиссиям. Отсюда и более высокие затраты на все виды работ;
  • частая замена рабочей жидкости. Нарушение регламента по замене трансмиссионной жидкости фатально, и его необходимо делать чаще, чем в АКПП. Усложняет ситуацию то, что требуются специальные составы, которые стоят очень дорого. Замена на дешевые аналоги приводит механизм к выходу из строя;
  • повышенный износ. Привод необходимо менять каждые 120-150 тыс. км пробега;
  • сложная электроника. Примерно половина задач решается с помощью электронных систем, которые не всегда работают стабильно;
  • особые требования к манере вождения. Вариатор не любит резких стартов и торможений, при которых конусовидные шкивы и ременная передача испытывают колоссальные нагрузки.

Как отличить вариатор от автомата

Далеко не всегда удается отличить визуально одну трансмиссию от другой. Самый простой способ узнать, вариатор или автомат на машине — изучить техническую документацию. Наличие аббревиатуры CVT говорит само за себя. Если же там встречаются обозначения AT или A, то автомобиль оснащен автоматической коробкой переключения передач. То же можно сказать и про обозначения на корпусе агрегата.

Обозначения на коробке передач

Многое можно понять и по рычагу. В случае с вариатором, он часто имеет надпись CVT. Если обозначения нет, необходимо посмотреть на селектор. В случае с вариатором будут только режимы P, R, N, D и L.

И даже если внешне не удается определить тип трансмиссии, достаточно проехать пару километров, чтобы ощутить разницу. Если говорить про отличие вариатора от автомата простыми словами, то автомобиль с первым типом коробки будет иметь плавный монотонный разгон, лишенный каких бы то ни было рывков. Но и из этого правила есть исключения: гибридные модели, а также те, в которых имитируются переключения передач.

Автоматическая коробка передач (AT)

Конструкция у АКПП намного сложнее, чем у вариаторной коробки. Если описывать устройство автоматической трансмиссии коротко, то это агрегат, объединяющая в себе гидротрансформатор и коробку переключения передач. В состав первого входят насосное (соединено с валом двигателя) и турбинные колеса (соединено с валом КПП), а также реактор, который находится между ними. За передачу крутящего момента отвечает трансмиссионная жидкость, нагнетаемая лопастями насосного колеса и регулируемая реактором.

Для преобразования скорости вращения вал турбинного колеса соединен с многоступенчатой коробкой, в состав которой входит несколько планетарных редукторов. Ее работа построена на том же принципе, что и у МКПП, но вместо блокирующих муфт и синхронизаторов здесь установлены фрикционные пакеты. Они представляют собой несколько свободно вращающихся металлических колец, которые сжимаются под действием гидравлических толкателей в момент переключения передачи. За это отвечает электроника, которая регулирует работу масляного насоса.

Передачи переключаются в автоматическом режиме, избавляя водителя от необходимости их переключения. Плавность и своевременность переключения зависит от количества редукторов: их может быть четыре, пять, шесть и больше — а также настроек автоматики.

Обслуживание АКПП

Все элементы АКПП погружены в трансмиссионную жидкость (простыми словами, масло), которая циркулирует в системе, смазывая, очищая и охлаждая коробку передач. Постоянное изменение ее температуры, попадание частиц с фрикционных дисков и других подвижных частей конструкции, а также просто время — все это сказывается на вязкости и смазывающих свойствах. Поэтому утверждение о том, что в автоматах не нужно менять масло, и оно залито на весь срок службы коробки — просто миф.

Проверять уровень жидкости и ее состояние следует минимум раз в год или каждые 15 тыс. км пробега. Через 60-80 тыс. км или раз в три года необходима замена рабочей жидкости. При активной эксплуатации автомобиля (езда по бездорожью, частые ускорения и торможения, пробуксовки) делать это рекомендуется еще чаще — раз в 40 тыс. км.

В зависимости от поведения АТ делают это путем полного или частичного вытеснения. Полное обслуживание включает промывку системы и замену всех фильтров. При наличии сбоев с переключением передач или выхода коробки из строя проводится компьютерная диагностика и меняются изношенные части механизма.

При своевременном обслуживании автомат может прослужить больше 400 тыс. км пробега без капитального ремонта — его ресурс в несколько раз больше по сравнению с CVT.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Говорить однозначно о том, что АКПП лучше любых других агрегатов справляется со своими функциями, было бы неправильно. Несмотря на продуманную конструкцию и многолетний опыт эксплуатации в автомобилестроении, автомат, как и любой другой тип трансмиссии, обладает своими особенностями. Перечислим основные из них.

  • легкое управление. Все переключения происходят автоматически и требуют от водителя только нажатия педали газа;
  • сохранение ресурса двигателя. Запрограммированное переключение передач и наличие промежуточного узла гидротрансформатора снижают риски чрезмерного износа мотора;
  • надежность. За работу агрегата примерно на 80% отвечает механическая часть, и только 20% — электроника;
  • исключение отката назад. При движении в гору отпущенная педаль газа не станет причиной того, что авто покатится назад, в отличие от вариатора, где нельзя убирать ногу с газа;
  • простота ремонта и обслуживания. Специалистов по АКПП можно найти в любом городе, все расходники есть в свободной продаже, представлен большой выбор трансмиссионной жидкости, которая дешевле той, что используется в CVT.
  • потери КПД. Из-за особенностей конструкции и нежесткого сцепления валов эффективность передачи крутящего момента в среднем ниже на 10% по сравнению с механикой и вариатором;
  • повышенный расход топлива. Расход выше до 15% при движении по городу в сравнении с другими типами трансмиссий. Однако разница становится практически незаметной на трассе;
  • рывки при переключениях передач. Чем меньше ступеней, тем заметнее переключение между ними, что может доставлять дискомфорт;
  • динамические характеристики. Из-за необходимости переключения передач автомобиль с АКПП медленнее разгоняется, чем модели с другими коробками.

Вариатор или АКПП – что лучше и надежнее

Чтобы определиться с выбором, необходимо понимать, в каких условиях будет использоваться автомобиль. Если это размеренная езда по городу, то по уровню комфорта машины с автоматом не идут ни в какое сравнение с вариатором. Для более тяжелых условий, резких ускорений и торможений, движению по бездорожью лучше подходит АКПП.

По оценкам экспертов журнала «За рулем», за автомобилями с вариаторами будущее, и в ближайшее время половина новых машин будет оснащаться именно таким типом трансмиссии. Пока же при выборе между авто с вариатором и автоматом надежнее оказываются последние варианты. Просто потому, что они более распространенные, их дешевле обслуживать и ремонтировать.

На автопортале Mogo можно выбрать подходящий седан, хэтчбек, универсал или кроссовер с любой коробкой передач. Все представленные модели прошли комплексную диагностику и при своевременном обслуживании прослужат долгие годы. Их можно купить за полную стоимость или в лизинг, подобрав комфортные условия финансирования.

Вариатор или автомат (АКПП): Чем они отличаются?

Раньше выбор автомобиля был очевиден. Они выпускались с механикой на борту и оставалось лишь выбрать марку и модель. Чуть позже стали выпускаться авто с автоматом. Но, так как автомат стоил баснословных денег и не был доработан, большинство все же отдавало предпочтение механике. Сегодня же, когда появилось несколько видов автоматической трансмиссии, а классическая АКПП доведена до идеала, выбор стал гораздо затруднительнее. Особенно, когда речь идет о вариаторе. CVT — вариаторная коробка передач считается новейшей модификацией АКПП, имеет свое особенное техническое строение и преимущества. Она дарит невероятную динамику, экономию топлива и потрясающее удобство управления автомобилем. Так что лучше вариатор или автомат ? К ак отличить вариатор от автомата? Что выбрать: вариатор или АКПП? Давайте разбираться.

Подробно об АКПП

Самая первая модель автоматической коробки передач, точнее, ее подобия, устанавливалась на корабли. Она представляла собой гидравлическую муфту, выполняющую гидродинамическую передачу, развязывая двигатель и винт судна. К слову, гидромуфта по-прежнему используется в современных моделях АКПП. В середине 20 века стали производиться американские автомобили с автоматической трансмиссией под капотом. И несмотря на то, что прошло много времени, принцип работы коробки остался, изменился лишь концепт и модификация. Основой коробки остался гидротрансформатор (бублик, ГДТ), выполняющий переключение передачи. Помогает ему этом редуктор и шестерни. В результате выходит цельная конструкция с множеством механических частей, взаимосвязанных между собой.

О конструктиве автоматической трансмиссии

Автоматическая коробка передач стала полностью продуманной и доработанной. Это идеальная конструкция в своем роде. Именно поэтому ее используют в половине случаев выпуска автомобилей разной ценовой категории. К слову, в зависимости от цены автомобиля варьируется качество АКПП. Это факт.

Тем не менее, она заключает в себе стандартную комплектацию, в которую входит гидротрансформатор, гидроблок, фрикционные диски, муфты, маслонасос.

Конечно, это лишь малая часть механических частей АКПП, но они считаются самыми важными, позволяя коробке выполнять свою основную функцию.

Причины поломки АКПП

Несмотря на свою надежность и прочность, АКПП все же ломается. Ведь она частично состоит из механических частей, требующих уход и обслуживание.

Чаще всего поломки АКПП происходят из-за отсутствия своевременного обслуживания. Значимую роль играет и эксплуатация автомобиля, не соответствующая рекомендациям производителя. К ключевым причинам относится:

  • несвоевременная замена масла и расходников АКПП;
  • несвоевременное ТО с частичным ремонтом или заменой изношенных деталей;
  • неправильный стиль вождения: слишком динамический, частые резкие стопы и старты, езда по бездорожью, дрифтование, длительные простои в пробках, перепад температур, езда на холодном масле;
  • естественный износ;
  • производственный брак.

Производственные браки встречаются крайне редко. Но такое возможно. Точнее, коробка может иметь очевидные недостатки, когда при ее производстве был упор на экономию бюджета. Такое происходит при выпуске недорогих автомобилей.

Самая часто встречаемой проблемой, из-за которой происходят поломки, является грязное и старое масло. Трансмиссионная жидкость играет ключевую роль в системе коробки передач. Оно циркулирует между механическими деталями, смазывает их, уменьшая трение. От него зависит давление, температура в системе. Поэтому, когда масло снижает свое качество и ухудшается консистенция, это негативно отражается абсолютно на каждой детали АКПП.

Не существует АКПП, которые не требуют замену масла и обслуживания. Утверждение о залитом масле на весь срок — хороший маркетинговый ход производителей. Каждая коробка нуждается в свежем масле. Разница лишь в периодичности процедуры. Более устаревшие модели АКПП требуют замены масла каждые 30-50 тысяч километров пробега. Более новые — 60-80 тысяч километров. Здесь имеет значение не только периодичность, но и качество масла. Важно использовать высококачественное (в идеале, оригинальное) масло. Чем ниже качество АТФ, тем выше вероятность частых поломок АКПП и дорогостоящего ремонта.

Как продлить ресурс АКПП

Чтобы продлить ресурс автоматической коробки передач, необходимо выполнять два простых правила:

  1. Проходить ТО согласно установленному регламенту.
  2. Соблюдать правила эксплуатации.

Прохождение технического обслуживание и его частоста указаны в техническом мануале от производителя. Но периодичность может меняться в зависимости от стиля вождения и частоты использования автомобиля. Наиболее точную информацию скажут опытные мастера после осмотра АКПП. Важно вовремя менять масло и расходные элементы. Это значительно продлит жизнь коробки и поможет ей отработать весь отведенный ей срок.

Правила эксплуатации включают езду на прогретом масле и соблюдение рекомендаций производителя.

Важно постоянно поддерживать состояние коробки, самостоятельно проверять количество и качество трансмиссионной жидкости.

Если вы приобретаете подержанный автомобиль, первое, что должны сделать — пройти диагностику, а после нее заменить технические жидкости.

Преимущества классической коробки автомат

АКПП изучена вдоль и поперек. Поэтому все минусы устранены, а конструкция доведена до идеала. Каждая СТО выполняет ремонт АКПП, широкий выбор оригинальных и неоригинальных запчастей в доступе. Поэтому поддерживать состояние коробки несложно.

Помимо этого, АКПП дает ряд других важных плюсов:

  • удобство эксплуатации для водителя. Не нужно давить педаль сцепления, не нужно беспокоиться о моменте переключения передачи. Автомат все сделает сам. Остается лишь управлять авто и получать удовольствие;
  • неплохая динамика и разгон, мягкость в движении;
  • разнообразие масел. В отличие от вариатора, коробка очень лояльна к виду масла. Сейчас на рынке огромное количество различных торговых марок по разным ценам. Можно сэкономить, выбрав оптимальный вид по умеренной цене;
  • большой ресурс. В зависимости от модификации коробки и качества, своевременности обслуживания ресурс АКПП может составлять 500 000 километров пробега без капитального ремонта. Такой ресурс не может обеспечить ни один существующий автомат.
  • надежная автоматика. По статистике, на поломку автоматике приходится не более 25% случаев. Остальное, как правило, это механическая часть, которая страдает из-за износа и некачественного масла.

Недостатки АКПП

Мы здесь для того, чтобы сравнить коробку-автомат и вариатор. Поэтому приведем минусы АКПП по сравнению с CVT.

  • сниженный коэффициент полезного действия. АКПП характерно не лучшее сцепление с двигателем, так как за него отвечает гидротрансформатор. И львиная доля КПД уходит именно к нему;
  • большой требуемый расход масла. Для АКПП нужно аж до 10 литров масла. К примеру, для вариатора требуется до 8 л, а для механики и вовсе не более 3-х л.;
  • ощутимые рывки во время переключения передачи — это характерно только механике и АКПП. Ни одна другая коробка передач не имеет такого свойства;
  • более низкая динамика по сравнению с вариатором.

Возможно, именно из-за этих недостатков некоторые владельцы автомобилей выбирают вариатор. И это вполне справедливо, ведь вариаторная коробка передач — уникальный продукт, дарящий ценные преимущества. Мы рассмотрели плюсы и минусы автомата, идем дальше.

Подробно о CVT (вариаторе)

Прототип вариаторной коробки передач был разработан самим Леонардо Да Винчи и был использован для мельницы. Конечно, современные вариаторы выглядят иначе, однако принцип работы сохранен. В середине прошлого века первые вариаторы стали использоваться при производстве автомобилей DAF, а чуть позже уже перешли в массовое использование концерном Ford. Со временем идею подхватили большинство производителей. Сегодня многие производят авто с вариатором на борту. Особенно при выпуске люксовых автомобилей.

Конструкция вариаторной коробки переключения передач

Вариатор не имеет скоростей. Это потрясающее отличие от АКПП. Работает CVT благодаря двум шкивам и натянутому металлическому ремню между ними. Шкивы меняют положение, трос идет по определенной оси и имитирует передачу. Например, если ремень крутится по меньшей оси, это имитирует 5 и 6 передачу. По большей — 1 и 2.

Вариатор полностью визуально отличается от АКПП. Конструкция выглядит футуристично и при этом дарит прекрасные характеристики езды. Шкивы двигаются мягко и плавно, дают передаточные числа, но при этом сохраняют высокое КПД. Это дает автомобилю хороший разгон и отличную динамику.

Причины поломки вариатора

Самое уязвимое в вариаторе место — ремень. Металлический трос постоянно трется о металлические шкивы. Со временем ремень стирается и рвется. Это приводит к очень дорогостоящему ремонту, так как сам трос — не из дешевых.

Вариатор очень требователен к обслуживанию. Очень важно:

  • вовремя менять масло (примерно, каждые 50-80 тысяч километров пробега);
  • наблюдать за состоянием гидроблока и своевременно промывать его.

Систематическая диагностика — неотъемлемое действие при эксплуатации вариатора. Нередки проблемы в электронике.

В большинстве случаев виновником поломок по-прежнему остается автовладелец. Неправильная эксплуатация авто, отсутствие должного ТО и замены масла постепенно, но быстро убивают вариатор. Результат — дорогой ремонт.

Преимущества вариатора

Перейдем к хорошим новостям. И это преимущества CVT. И их, по сравнению с АКПП, немало:

  • вариаторная коробка передач — оптимальный выбор для новичков. Здесь не нужно следить о переключении передачи, вообще нет рывков;
  • коэффициент полезного действия CVT выше КПД АКПП на 10%. И это ощутимо, как только нажимается педаль газа. Автомобиль плавно, но динамично набирает скорость;
  • разгоняется авто гораздо быстрее. Если вы любите полихачить, вариатор — для вас;
  • факт — вариатор потребляет гораздо меньше бензина, чем АКПП. Коробка очень экономична в этом вопросе. Так же и расход масла, о котором мы уже говорили;
  • на высоких оборотах автомобиль хорошо устойчив.

С точки зрения конструктива, вариатор — более современный вид трансмиссии. Те, кто давно за рулем, непременно оценит его преимущества. Но для начала учтите недостатки коробки.

Недостатки вариатора

Вариатор по праву считается новым видом коробки передач. И хоть он не менее продуман, наличие недостатков делает CVT менее популярным. К слову, в Украине очень малая доля покупаемых авто приходится на этот вид коробки. Вот почему:

  • конструкция вариаторной коробки очень сложная. Очень мало есть мастеров, которые досконально ее знают. Отсюда и проблема с обслуживанием и ремонтом. Ремонт вариатора в Киеве выполняют единичные СТО. Потому что большинство автомастеров больше ориентированы на механику и АКПП. Оно и понятно из-за небольшой популярности CVT. Отсюда вытекает большая проблема для автовладельцев — высокая стоимость ремонта и ТО. Детали на вариатор стоят баснословных денег. Особенно, когда речь идет о ремне, который обязательно придется менять уже через 150 тысяч километров пробега;
  • малый ресурс вариатора без капиталки. Рвется ремень — нужна капиталка;
  • вариатор в большей мере состоит из электронной части, которая частенько выходит из строя. Найти и определить поломку бывает очень сложно из-за сложности конструктива и отсутствии настоящих профессионалов по вопросу ремонта CVT;
  • ограничения в масле. Вариатор очень требователен к качеству масла и требует определенный вид. Найти его в Украине не так и просто, да и стоит оно немало. Использовать другое масло категорически запрещено. Можно найти достойную альтернативу оригиналу, но и здесь придется повозиться.

Для ремонта и обслуживания вариаторной коробки передач нужно специальное, высококачественное и дорогостоящее оборудование. Отнюдь не каждое СТО готово выложить крупную сумму денег на его закупку. Это тоже значимый минус. В связи с этим восстановить деталь соглашается не каждый мастер. Чаще всего рекомендуют сразу менять деталь, а это гораздо дороже.

Приведенные минусы становятся ответом на вопрос, почему вариатор хуже автомата. Однако мы не станем утверждать, что CVT однозначно хуже. Но то, что он более требователен — это факт. Чтобы определить что лучше, оцените плюсы и минусы вариатора.

Подведем итоги. Что лучше: вариатор или автомат?

АКПП — традиционный вариант и выбор большинства украинских водителей. Она дарит удобство вождения, проста в обслуживании и при этом по умеренным ценам. Но если вы — любитель динамической езды, автомат — не для вас. В таком случае лучше рассмотреть вариатор.

Несмотря на минусы вариаторной коробки передач, она дарит небывалое удобство и комфорт вождения. Автомобиль движется плавно и динамично, нет толчков и рывков во время переключения передачи, что типично для классической коробки-автомат. При этом вариатор более экономичен в вопросе расхода топлива и масла.

Однозначно выбрать что-то лучшее из двух вариантов достаточно сложно. Но отличие акпп от вариатора очевидны. Имеет значение ваши предпочтения и запросы относительно автомобиля. Мы же привели объективные преимущества и недостатки. Оцените их и сделайте свой выбор.

Вариатор: плюсы и минусы

Вариатор

Современные автомобили оснащаются разнообразными типами трансмиссий, которые передают крутящий момент от двигателя к колесам. Среди них — механические коробки передач, автоматические и роботизированные. В последние годы все большую популярность приобретает CVT (вариатор), который можно встретить как на седанах, так и на кроссоверах, и даже на некоторых внедорожниках.

Расскажем в статье, что такое вариатор, чем он хорош. Что представляет собой подобная коробка передач в машине. Из чего состоит, за что отвечает и чем отличается от автомата. Плюсы и минусы вариатора.

Что такое вариатор

Простыми словами вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission, в переводе понятие означает «непрерывно переменная трансмиссия»), это вид автоматической коробки передач, которая обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам машины, сохраняя при этом стабильность оборотов. Отличительной особенностью CVT от других трансмиссий является ее бесступенчатость — отсутствует переключение скоростей как таковое, а передаточное отношение изменяется крайне плавно в зависимости от ускорения или торможения автомобиля.

Из чего состоит и за что отвечает

Понимание принципа работы вариатора поможет избежать ошибок в его использовании и продлить срок службы, независимо от интенсивности эксплуатации.

Структура CVT включает следующие компоненты:

  • Модуль для синхронизации двигателя и трансмиссии, активирующийся при старте движения.
  • Сам CVT.
  • Редуктор, позволяющий включить режим обратного хода.
  • Электронный блок управления (ЭБУ).
  • Гидравлический насос.

Изначально может быть сложно отличить вариатор от автоматической коробки передач (АКПП), поскольку в салоне автомобиля, рядом с водительским сиденьем, вы увидите знакомый рычаг или селектор с буквами «R», «D» и другими, типичными для классического гидротрансформатора. Однако под капотом все выглядит совсем по-другому. CVT подразделяются на три класса: ременные, тороидальные и цепные. Чтобы понять, в чем отличие вариаторной коробки передач, рассмотрим на примере ременного типа, который является наиболее распространенным и часто используется в новых автомобилях.

Механизм состоит из трех основных элементов: пары шкивов (один ведущий, другой ведомый) и ремня, соединяющего их. Они представляют собой конические диски, направленные друг к другу вершинами. Конусы могут перемещаться друг к другу, что позволяет плавно менять диаметр шкива и, соответственно, передаточное число. Изменение диаметра происходит по сигналу электронного блока управления, контролирующего работу двигателя.

Вариатор является одной из самых простых в использовании трансмиссий, это значит, что даже неопытный водитель сможет разобраться в его работе. Однако владельцу автомобиля важно знать, как проверить устройство на наличие износа металлического ремня и уровня масла. Использование вариатора с изношенным, растянутым или деформированным ремнем опасно, так как это не только снижает динамические характеристики, но и может привести к более серьезным повреждениям устройства.

Плюсы вариатора

Мнения автолюбителей о вариаторах различны. Некоторые считают их продвинутой версией автоматической коробки передач, в то время как другие стараются избегать этого типа трансмиссии всеми возможными средствами. У каждого есть свои доводы, достойные рассмотрения.

Вариатор обладает следующими преимуществами:

  • Более плавный ход по сравнению с другими видами АКПП благодаря отсутствию переключений передач.
  • Динамичное ускорение из-за отсутствия переключения между передачами в вариаторе, непрерывному силовому потоку.
  • Высокий КПД всего двигательного агрегата автомобиля (на 5–10% выше, чем у других видов АКПП) за счет уменьшения потери энергии при работе.

Еще одно достоинство применения вариаторов — экономичность: благодаря более высокому коэффициенту полезного действия, устройство позволяет снизить расход топлива в сравнении с автоматическими коробками передач, улучшая тем самым экономичность автомобиля.

Минусы вариатора

Вариатор не лишен недостатков. Отметим, чем он плох:

Однообразные ускорения . Несмотря на то, что устройство способствует улучшению динамики автомобиля, отсутствие переключений иногда замедляет мгновенное ускорение. Контролирование тяги двигателя в процессе обгона на машине с вариатором оказывается более сложной задачей.

Комплексная электронная система . Все современные вариаторы оборудованы сложной управляющей электроникой, программное обеспечение которой может быть подвержено сбоям, требующим перепрошивки блоков.

Затратное техническое обслуживание . В вариаторах применяются специфические смазочные вещества, требующие замены в процессе эксплуатации. Интервалы между техническим обслуживанием таких трансмиссий не так велики, однако масло для вариаторов стоит довольно дорого. Оно, как правило, не заменяется на более доступные аналоги, так как использование несоответствующего смазочного материала может привести к серьезному сбою и дорогостоящему ремонту.

Основные правила эксплуатации вариатора

Освоить технику вождения автомобиля с вариатором несложно, если следовать некоторым рекомендациям:

  • Не следует одновременно нажимать на тормоз и газ при активном режиме «Drive». Это не ускорит старт, как в случае с АКПП, но может перегреть масло, что неблагоприятно для системы.
  • Избегайте пробуксовок! Они приводят к перегреву масла, увеличивают физическую нагрузку на механизмы, изнашивают ремень и могут вызвать деформации и заусеницы на шкивах.
  • Ограничьте поездки по бездорожью для продления срока службы вариатора. Регулярные поездки по пересеченной местности ускорят износ трансмиссии и могут скоро заставить вас задуматься о дорогостоящей замене.
  • При коротком простое активируйте режимы «N» или «P» для снятия нагрузки с ремня.
  • Помните, что автомобиль с CVT не предназначен для буксировки.

Для водителя важно знать, как часто следует менять масло в вариаторе. Соблюдение рекомендуемых интервалов замены жидкостей гарантирует эффективную работу трансмиссии, предотвращает ее преждевременный износ и защищает от температурных и физических нагрузок. Обычно рекомендуемый период замены масла в вариаторе составляет в среднем 70 тысяч километров. Однако, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, часто застревает в пробках или ездит по дорогам плохого качества, рекомендуется уменьшить этот интервал в 1,5–2 раза.

Что лучше: вариатор или автомат

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, что лучше: вариатор или автомат, так как один и другой тип трансмиссии имеют свои уникальные преимущества и недостатки. Итоговый выбор между моделью с CVT или АКПП зависит от личных предпочтений и целей, которые вы преследуете при использовании автомобиля.

Вариатор, с технической точки зрения, обходит классический гидромеханический автомат в некоторых аспектах, таких как динамика разгона, экономия топлива и плавность хода, благодаря отсутствию переключения передач. Однако этот тип трансмиссии требует сложного обслуживания и может быть дорогим в ремонте в случае поломки.

С другой стороны, автоматическая коробка передач, хоть и не так эффективна, обеспечивает увлекательный опыт вождения, лучше справляется с ускорением и более надежна и проста в обслуживании.

Если для вас важнее динамика и эффективность использования топлива, вариатор может быть лучшим выбором. Если же вы ставите в приоритет надежность и долговечность, автоматическая коробка передач будет предпочтительней.

Похожие записи

Вариатор: плюсы и минусы

Расскажем в статье, что такое вариатор, чем он хорош. Что представляет собой подобная коробка передач в машине. Из чего состоит, за что отвечает и чем отличается от автомата. Плюсы и минусы вариатора.

Вариатор или автомат: что лучше?

Традиционная гидромеханическая автоматическая коробка передач предлагалась и предлагается на широчайшем разнообразии моделей. Бесступенчатая коробка передач, оно же вариатор, в последнее время получила большее распространение, но российская аудитория в массе своей относится к ней настороженно. Давайте разберемся, чем отличается вариатор от «автомата» и какие преимущества и недостатки у них есть?

Depositphotos / VOSTOCK Photo

Поиски ответа на этот вопрос длятся не один год и как правило резюме не в пользу вариаторов. Фанаты «гидромеханики» апеллируют к нежной и спорной конструкции бесступенчатых агрегатов, однако все не так однозначно, а плюсы и минусы есть у обеих конструкций. Перед тем как затрагивать их сильные и слабые стороны, углубимся в «анатомию» для более полного понимания принципов работы агрегатов данных типов.

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission) существенно отличается по своему устройству не только от гидромеханического «автомата», но и любой другой коробки передач. Одна из его ключевых особенностей является отсутствие фиксированных передач. Вместо этого есть диапазон, в котором находится плавно изменяемое передаточное число.

Вариатор устроен совершенно иначе, нежели механическая КП, преселективная роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями или классический «автомат» ввиду применения в нем двух шкивов. Роль передачи может играть как металлический ремень, так и цепь, передающая усилия между ведущим валом от двигателя к ведомому валу, идущему к колесам. Передаточное число меняется благодаря изменению диаметра валов. Другими словами, когда ведущий шкив «разведен», ремень охватывает малый диаметр и получается своего рода высшая передача. Когда шкив сведен, ремень охватывает большой диаметр, что соответствует максимальному передаточному числу или движению на первой передаче. Жесткая связь по передаче крутящего момента от двигателя к колесам – усилие передается механически, а не посредством давления масла – позволяет получить высокий КПД. При этом на практике вариатор работает довольно специфично – при разгоне стрелка тахометра «подвисает» на высоких оборотах и автомобиль плавно ускоряется под монотонный гул двигателя. Нередко эта особенность вызывает раздражение у пользователей, поэтому некоторые производители используют коробки передач с запрограммированными передачами, имитирующими работу обычной АКП.

Автоматическая коробка передач

В основе широко распространенного агрегата лежит гидротрансформатор. Он играет роль автоматического сцепления, передавая крутящий момент от вала двигателя, и работает от давления масла (трансмиссионной жидкости).

Также конструкция включает в себя редуктор с парами шестерен, находящиеся в постоянном зацеплении, фрикционы, гидроблок и масляный насос высокого давления.

Плюсы и минусы вариатора

Первая очевидная сторона бесступенчатой коробки передач – это плавность хода. Авто с вариатором ускоряется без рывков и «ступеней», которыми отличается гидромеханическая автоматическая трансмиссия и «роботы» с одним сцеплением. У вариатора, как уже было сказано, более коэффициент полезного действия и лучше топливная экономичность. Также принято считать, что при штатных режимах эксплуатации вариатор работает в более комфортных условиях благодаря электронному управлению, которое выбирает оптимальные параметры. Таким образом, по потребительским свойствам вариаторы хороши и как правило с ними разгон быстрее чем ожидаешь.

© Depositphotos / VOSTOCK Photo

Увы, недостатков, причем, довольно специфичных тоже хватает. Вариатор накладывает определенный отпечаток на управление автомобилем и требует соблюдения определенных правил эксплуатации. На машине с вариаторной коробкой передач крайне не рекомендуется практиковать агрессивный стиль вождения с резкими стартами. Буксовать в снегу и грязи также нежелательно, причем для бесступенчатой коробки передач также губительно резкое восстановление сцепления колес (появление «зацепа») после пробуксовки. Буксировка с выключенным двигателем приведет к поломке CVT, исключением является транспортировка с вывешенной ведущей осью. Практика показала, что как минимум в ряде случаев вариаторам не очень хорошо живется со сравнительно мощными двигателями, развивающими 250 и более «лошадей» из-за высокой нагрузки.

Масло для коробок передач данного типа предотвращает трение металла по металлу. Оно стоит недешево, а сам агрегат чувствителен к его качеству. Есть и проблемы с ремонтом вариаторов, особенно, в небольших городах – ряд экспертов утверждает, что процесс восстановления до конца не изучен.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Ресурс – это, пожалуй, первое, что выгодно отличает традиционный «автомат» от вариатора. Истории известны как агрегаты с высокой надежностью, так и откровенно слабые, но в среднем их ходимость, как принято считать, все-таки выше, чем у бесступенчатых коробок передач. Конструкция их за долгие годы эксплуатации хорошо изучена, а ремонт зачастую не представляет каких-либо сложностей и проблем. Автоматическая коробка передач в меньшей степени требовательна к качеству масла, хотя и для нее принципиальна важна регулярная замена трансмиссионной жидкости – об этом мы говорили неоднократно.

Наконец, ездить на «автомате» привычнее из-за особенностей его принципа действия – при наборе скорости происходит рост оборотов, сопровождающийся сменой передач.

Недостатки, разумеется, тоже присутствуют. Одна из слабых сторон традиционной автоматической коробки передач – низкий коэффициент полезного действия из-за потерей в гидротрансформаторе. Иногда можно буквально почувствовать, как лошадиные силы «вязнут» в трансмиссионной жидкости. Как следствие, автомобили с гидромеханическими АКП могут расходовать больше топлива. Иногда в адрес машин с «автоматами» слышатся упреки в том, что они медленнее аналога с механической коробкой передач. Так было раньше, но сейчас далеко не у всех автомобилей есть версии с тремя педалями, да и современные многоступенчатые агрегаты меняют ступени столь быстро, что говорить о какой-либо медлительности не приходится. Тем не менее недостатком иногда можно считать алгоритм работы коробки передач – АКП, бывает, работает не слишком логично, словно, не понимая, чего от нее хотят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *