Почему пол станции новослободская выложен гранитной плиткой
Перейти к содержимому

Почему пол станции новослободская выложен гранитной плиткой

  • автор:

Кольцевая линия

Кольцевая линия Московского метрополитена на схеме метро обозначена коричневым цветом и цифрой 5. Линия соединяет между собой все радиальные линии кроме Каховской и Бутовской, и захватывает семь из девяти московских железнодорожных вокзалов. Кольцевая линия состоит из 12 станций, ее протяженность 19,4 км, время следования из конца в конец составляет 30 минут.

Кольцевая линия проходит через такие районы Москвы как Дорогомилово, Хамовники, Якиманка, Замосковречье, Таганский, Басманный, Красносельский, Мещанский, Тверской и Пресненский.

Первые планы строительства Кольцевой ветки для метро Москвы появились в 1934 году, а окончательное решение о строительстве было принято в послевоенные годы, когда возникла необходимость разгрузить имеющиеся пересадочные узлы. Первая очередь Кольцевой ветки открылась в 1950 году. Она соединила Крымскую площадь с Курским вокзалом через станции «Калужскую» (сейчас «Октябрьская»), «Серпуховскую» (сейчас «Добрынинская»), «Павелецкую» и «Таганскую». Последняя очередь была достроена в 1954 году, и кольцо замкнулось. Все станции на Кольцевой — глубокого заложения и построены по индивидуальным проектам.

Интересный факт: в 1995 году журналист Валерий Хилтунен предложил переименовать станции в соответствии с названиями месяцев года: «Октябрьская» на линии уже была, а всего станций 12, так что идея имела под собой логичное основание.

Станции Кольцевой линии

Станция «Краснопресненская» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Пресненском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 35,5 метров. В торце центрального зала располагается переход на станцию «Баррикадную» Таганско-Краснопресненской линии.

«Краснопресненская» открылась в 1954 году, название получила по улице Красная Пресня. Станция построена по проекту архитекторов В.С. Егерева, М.П. Константинова, Ф.А. Новикова и И.А. Покровского. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. В сравнении с другими станциями московского метро, «Краснопресненская» выглядит немного мрачно из-за приглушенного освещения. Пилоны примерно на ѕ облицованы темно-красным мрамором (нижняя часть), а по верху отделаны светлым мрамором. Своды оштукатурены. Пол выложен плитами из гранита красного, серого и черного цвета. Украшают станцию 14 барельефов на революционную тему. Шесть барельефов посвящены Октябрьской революции 1917 года, 8 – революции 1905 года. освещается станция подвесными шестирожковыми люстрами, в которых свет рассеивается наверх.

Станция «Киевская» Кольцевой линии метро располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Дорогомилово. Это единственная кольцевая станция, которая не принадлежит Центральному административному округу. Глубина заложения станции составляет 53 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

«Киевская» была открыта 14 марта 1954 года. На станции устроен переход на «Киевские» Филевской и Арбатско-Покровской линий.

История строительства станции тесно связана с Н.С. Хрущевым, который в 1953 году занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. Руководитель страны захотел отобразить Украину и ее народ в московском метро. На то время в столице СССР уже существовали две станции «Киевские», но их оформление Хрущева не устраивало. На конкурс по выбору проекта для «Киевской» станции Кольцевой линии было представлено 40 проектов, а победила работа киевских архитекторов. Строительство возглавил действительный член Академии архитектуры УССР Е.И. Катонин. При беглом взгляде на фото станции Кольцевой и Арбатско-Покровской линий можно не заметить особых различий, так как основные декоративные элементы – медальоны с мозаикой, но размер у них разный, и расположение тоже отличается. По-разному устроены и пилоны, а вот цветовая гамма похожа.

На торцевой стене центрального зала располагается большое панно с лепными флагами и мозаичным изображением В.И. Ленина, строками гимна СССР и цитатой Ленина о дружбе народов.

18 пилонов станции украшены большими мозаичными панно из смальты, с сюжетами на тему истории Украины и дружбы русского и украинского народов. Под панно установлены скамейки. Забавный факт – на картине «Борьба за Советскую власть на Украине» изображен партизан, разговаривающий по переносному телефону, который производился с 1920 по 1920 годы в Германии. Некоторые современные пассажиры принимают эту трубку за мобильный телефон. Освещается станция подвесными люстрами с плафонами, расположенными по кругу на бронзовом основании.

Несмотря на то, что Хрущев имел непосредственное отношение и к строительству станции, а также был инициатором «развенчания культа личности» (1956 год), на кольцевой «Киевской» находилось самое большое количество изображений Сталина, а если быть точными – семь. Впоследствии все профили Сталина убрали, остался лишь один – на панно «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве».

Один из входов на кольцевую «Киевскую» оформляли французские архитекторы. За образец они взяли работы архитектора Эктора Гимара, одного из представителей стиля модерн. В качестве ответного жеста на станции метро «Madeleine» в Париже, советские архитекторы создали витраж «Курочка Ряба».

Станция «Парк культуры» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Станция имеет общий наземный вестибюль с одноименной станцией Сокольнической линии, который также служит переходом между двумя станциями.

Станция была открыта в 1950 году, и свое название она получила по ЦПКиО им. Горького – самому примечательному объекту, который располагается в этом районе. На самом деле станция несколько удалена от парка, и несколько раз ее хотели переименовать. Предлагались такие варианты как «Крымская», «Чудовка», «Крымский мост».

Главным архитектором станции был И.Е. Рогожин. Как и многие другие архитекторы, создававшие проекты станций метро, он попытался визуально облегчить конструкцию пилонов станции глубокого заложения. Внутри каждого пилона Рогожин «вырезал» арку, таким образом, создав подобие угловых колонн, на которые опирается свод. Цоколь пилонов облицован темно-красным мрамором, а сами пилоны – серым. Путевые стены также облицованы мрамором и черным лабрадоритом. На полу в виде коврового орнамента уложены гранитные плиты черного, серого и молочного цвета. Пилоны декорированы барельефами из белого мрамора. Всего барельефов – 26. На них изображены сцены отдыха советской молодежи. Стены боковых залов также украшены 12-ю барельефами, повторяющими рисунки тех, что располагаются в центральном зале. На потолке закреплены подвесные светильники, свод украшен лепниной.

Станция «Октябрьская» располагается в районе Якиманка Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Из центра зала устроен переход на одноименную станцию Калужско-Рижской линии.

Станция была открыта в 1950 году, а свое название получила расположенной поблизости Октябрьской площади (в то время – Октябрьской, а сейчас — Калужской). Оформление станции посвящено памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Павильон «Октябрьской» выглядит как торжественная триумфальная арка. Снаружи она украшена барельефами мужчин и женщин в форме Советской Армии. С 1990 года вестибюль станции встроен в новое здание Московского института Стали и сплавов. Украшают вестибюль две фигуры фанфаристов, подсвеченные светильниками в виде колонн.

По отзывам архитекторов, Поляков создал станцию, похожую на храм. Светильники, в виде факелов из анодированного алюминия, закрепленные на пилонах, обрамляют дорогу к торцевой нише с голубым небом, символизирующей светлое и мирное будущее страны. Пространство за нишей подсвечивается голубым светом. Рядом с аркой установлены два светильника-колонны.

Ниша отгорожена от зала кованой решеткой в стиле ампир. По задумке Полякова, этот «свет в конце тоннеля» должен был сгладить ощущение подземелья, но у современников зарешеченное «будущее» вызывало ироничные оценки. В 1956 году в Ленинградском метро была открыта станция «Пушкинская», также построенная по проекту Полякова. Она очень похожа на московскую «Октябрьскую», но ниша не закрыта решеткой, и в ней установлена статуя А.С. Пушкина.

В боковых залах помимо факелов есть еще и подвесные люстры. Пилоны станции облицованы серым мрамором, и украшены медальонами с изображениями бюстов советских воинов. В качестве покрытия путевых стен использована желтоватая керамическая плитка с изразцами в виде пятиконечных звезд и лавровых венков. Пол выложен плитами из серого и красного гранита, а по периметру центрального зала проходит узорчатая вставка из чередующихся полос темного и светлого мрамора. Кассовый и эскалаторный залы декорированы барельефами Г.И. Мотовилова, изображающими солдат с оружием и девушек, олицетворяющих Славу.

В январе 2010 года вестибюль станции «Октябрьской» закрылся на реконструкцию. В вестибюле заменили гранит на полу, обновили мраморную облицовку на стенах и барельефы, эскалаторы заменили на новые. Оригинальные светильники и торшеры тоже заменили новыми, а вместо светильников-факелов установили обычные. Обновленный вестибюль открылся в ноябре 2010 года. В день открытия в кассах Кольцевой линии продавались праздничные проездные на две поездки.

Интересно, что до 1961 года станция называлась «Калужской», а сейчас станция с таким названием находится в большом удалении от Калужской площади.

Станция «Добрынинская» располагается в районе Замоскворечье, Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 35,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция была открыта в 1950 году, и до 1961 года носила название «Серпуховская». С этой станции можно перейти на нынешнюю «Серпуховскую» Серпуховско-Тимирязевской линии. Перед входом в наземный вестибюль установлен бюст П.Г. Добрынина, одного из организаторов Красной Гвардии Замоскворечья, работы скульпторов Г.Д. Распопова и В.М. Пясковского. Кроме того, помещение вестибюля украшают три мозаичных панно, пять люстр в виде тарелок с красными звездами по центру и самые большие в Московском метрополитене торшеры.

Стиль оформления самой станции отсылает к традициям древнерусского зодчества. Пилоны облицованы серым мрамором, и декорированы ступенчатыми арочными вырезами. Ниши пилонов в центральном зале украшают барельефы на тему крестьянского труда. В центре зала располагается панно из смальты «Утро космической эры», на котором изображены мать и дитя на фоне космического пространства. Верхняя часть путевых стен облицована серовато-желтым мрамором, а цоколь обшит розово-серым гранитом. Пол выложен плитами из черного габбро (магматическая горная порода) и красного гранита. При открытии станцию освещали временные светильники, а в 1970-х годах их заменили на оригинальные, предусмотренные проектом, длинные металлические зигзагообразные конструкции с вертикальными неоновыми трубочками.

Станция «Павелецкая» располагается Центральном административном округе Москвы, в районе Замоскворечье. Глубина заложения станции – 40 метров. Тимп: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

«Павелецкая» открылась в 1950 году, и свое название получила от Павелецкого вокзала, расположенного поблизости. С «Павелецкой» имеется переход на одноименную станцию замоскворецкой линии, он располагается в общем станционном вестибюле. Сам вестибюль занимает цокольный и два первых этажа дома № 43/16 на улице Новокузнецкой. Круглый эскалаторный зал накрыт куполом, украшенным лепными розетками. В центре купола располагается углубление синего цвета. Под самым куполом проходит фриз и размещено панно из смальты с изображением гирлянд из цветов, плодов и колосьев. Панно выполнено по эскизу художника И.А. Рабиновича, и называется «Сталинский план преображения природы». Раньше мозаику подсвечивали сквозь карниз над фризом, и она смотрелась намного ярче. В зал выходят верхние арки эскалаторных тоннелей обеих «Павелецких».

Сама «Павелецкая» оформлена в светлых тонах. По углам кубических пилонов установлены мраморные колонны с коринфскими капителями. Пилоны облицованы светлым мрамором и украшены геометрическим орнаментом из красного мрамора. За орнаментом скрыты вентиляционные решетки. Путевые стены до половины облицованы плитами из темного и светлого мрамора. Освещение залов обеспечивают подвесные десятирожковые люстры. Пол центрального зала выложен плитами черного габбро с геометрическим рисунком из серого гранита. Торцевую стену станции украшает большое мозаичное панно, воспевающее дружбу рабочих и крестьян.

Переход с этой кольцевой станции на Замоскворецкую линия – самый длинный в московском метро. Он располагается в центре зала. Лестничная камера ведет в сводчатый переходный коридор, освещаемый арками в виде окон. Между арками установлены устройства, обеззараживающие воздух ультрафиолетом.

Станция «Таганская» Кольцевой линии располагается в Таганском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 53 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Со станции имеются переходы на «Таганскую» Таганско-Краснопресненской линии и «Марксистскую» Калининско-Солнцевской линии.

Станция «Таганская» была открыта в 1950 году. Помимо прямого назначения, ее также использовали как испытательную площадку для новых малогабаритных поломоечных машин.

Наземный вестибюль станции представляет собой трехэтажное здание с порталом, состоящим из трех арок. Арки украшены фризом с гирляндами. Вход на станцию осуществляется через две последовательные эскалаторные линии, сообщающиеся при помощи промежуточного зала. Купол зала покрыт квадратными кессонами, размер которых уменьшается к центру, где расположено панно «Салют Победы», авторства А.К. Ширяевой. На панно изображен победный салют в ночном московском небе и развевающееся красное знамя. В центре каждого кессона находится розетка из лепнины. Над переходным залом расположена церковь Святителя Николая – памятник культуры федерального значения.

Оформление «Таганской» выполнено в бело-синих тонах. Плавная линия пилонов переходит в своды центрального и бокового залов. Арочные проемы и свод декорированы рельефными лепными поясами и стрельчатыми углублениями. Со стороны платформ и в центральном зале пилоны имеют высокие стрельчатые ниши, украшенные майоликовыми панно на военную тематику. В центре панно располагаются круглые медальоны с изображениями профилей солдат и знаками родов войск. Под медальонами находятся лепные свитки с надписями «Слава героям (род войск)!» Центральный медальон окружают маленькие. Всего на станции 32 панно, каждое повторяется по 4 раза. В центральном зале фон панно ярко-синий, в боковых – белый. Цоколи пилонов облицованы черным мрамором с белыми прожилками, а верхняя часть – белым мрамором.

Путевые стены выложены белой рельефной кафельной плиткой с мраморными пилястрами в виде колонн. Пол центрального зала – из серых гранитных плит и плит черного габбро. Через определенный интервал на полу выложены восьмиконечные звезды из красного гранита в красных рамках.

Освещается станция многорожковыми люстрами с шаровидными плафонами и синими стеклянными вазами по центру. Автор дизайна люстр – А.И. Дамской.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена находится в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции составляет 40 метров. Тип: колонная трехсводчатая глубокого заложения. С «Курской» можно перейти на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии и на станцию «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской линии.

У этой станции два подземных вестибюля: северный, который совмещен с вестибюле «Курской» Арбатско-Покровской линии и южный, совмещенный с «Чкаловской».

В ходе строительства станции параллельно были построены не только переходы между станциями, входы и выходы, но и помещения, обеспечивающие связь со зданием Курского вокзала. В центре этого комплекса располагается круглый зал, и в центре этого зала установлена мощная круглая колонна, плавно расширяющаяся к верху. Поверхность колонны богато декорирована лепными растительными мотивами и медальонами со сценками сельской жизни. Зал освещают большие подвесные люстры.

Наземный павильон станции представляет собой монументальное сооружение с четырехколонным портиком и арками. Изначально он стоял обособленно, а сейчас практически примыкает к Курскому вокзалу. После входа, следом за прямоугольным аванзалом находится помещение, накрытое восьмигранным куполом, похожим на храмовый свод. На входе в зал установлены два высоких пилона, украшенных бронзовой чеканкой. В прошлом среди элементов декора этого зала были и слова второго куплета старого гимна СССР, где воспевался Сталин, а также памятник Сталину работы Николая Томского. В 1960-е годы эти элементы убрали, а в чеканке на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили название города на Волгоград. В конце 2000-х годов было решено восстановить исторический облик павильона, за исключением памятника Сталину. Сейчас на балках, объединяющих колонны в верхней части можно вновь прочесть:

«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.»

За внешним краем колонн зал освещен подвесными люстрами. По центру светильников находятся большие алые пятиконечные звезды, а вокруг них расположены круглые плафоны.

Центральный зал станции выполнен в стиле древнеримского зала базиликального типа. По обе стороны расположены колонны дорического ордена, облицованные светлым мрамором. Зал освещен круглыми подвесными люстрами, напоминающими солнце с лучами. В боковых залах светильники другие – они похожи на подвесные канделябры со свечами. Основания свода с обеих сторон на всем протяжении зала украшены филигранным фризом с богатым орнаментом. Пол центрального зала выложен плитами из красного и серого гранита. На путевой стене можно увидеть фигурную золоченую решетку с надписью «Курская Большого Кольца 1945-1949». Несмотря на довольно аскетичное оформление, эта станция выглядит очень красивой и торжественной.

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Красносельском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 37 метров. Тип: колонная трехсводчатая глубокого заложения. Станция имеет переход на «Комсомольскую» Сокольнической линии.

Станция была открыта 30 января 1952 года. Павильон «Комсомольской» представляет собой солидное двухэтажное здание с шестиколонными портиками, выходящими на Комсомольскую площадь и на выходы к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов. Из метро также можно попасть к платформе «Каланчевская» Курского направления Московской ЖД.

«Комсомольская» и «Курская» Кольцевой линии – самые большие колонные станции Московского метрополитена. Кроме того, эта станция входит в число самых красивых. В 1952 году ее архитекторы П.Д. Корин и А.В. Щусев (посмертно) были награждены Сталинской премией второй степени.

Оформление станции выдержано в духе величественного «сталинского ампира». По словам архитектора А.Ю. Заболотной, которая работала над проектом «Комсомольской», эта станция задумывалась как «ворота в Москву», которые должны были создавать впечатление о самом городе. На протяжении центрального зала по обе стороны высятся 68 высоких колонн с мраморными капителями. Колонны объединены при помощи изящных арок. Своды центрального зада в полтора раза выше, чем своды перронных залов, и все декоративные элементы, выделяющие эту станцию, также размещены на сводах центрального зала.

Тема оформления «Комсомольской» – победа советского народа в Великой Отечественной войне. Свод станции выкрашен в желтый цвет и украшен лепкой и мозаичными панно из смальты и ценных камней. На шести панно изображены русские полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов. Еще два панно изначально содержали изображения Сталина, Молотова, Берии и Кагановича. После развенчания культа личности их заменили, и теперь на них отображено выступление Ленина перед Красногвардейцами и Родину-Мать на фоне Спасской башни Кремля. У основания свода располагаются белые лепные картуши с мозаичными панно на тему «Русское оружие».

Центральный зал освещают массивные многорожковые люстры. В боковых залах висят похожие люстры, но меньшего размера. Стены и колонны облицованы светлым мрамором. Пол центрального зала выложен малиново-красным гранитом, а боковые платформы отделаны красным и розово-красным гранитом. В торце зала установлен бюст В.И. Ленина.

Станция «Проспект Мира» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Мещанском районе центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Со станции «Проспект Мира» устроен переход на одноименную станцию Калужско-Рижской линии.

Станция была открыта 30 января 1952 года под названием «Ботанический сад». Вход пассажиров осуществляется через наземный вестибюль, встроенный в жилой дом на проспекте Мира. Вестибюль построен в виде прямоугольного зала с высоким потолком, который опирается на тонкие пальмообразные колонны. Капители колонн украшены майоликой зеленого цвета с золотой лепниной в виде звезд, бутонов, колосьев. В верхнюю часть колонн встроены светильники, посылающие вверх снопы света. Стены вестибюля отделаны светлой штукатуркой, а напротив эскалатора располагается смальтовое панно «Матери мира» А.Н. Кузнецова. Первоначально на месте панно находился барельеф с профилем Сталина. Снаружи между арками стоит скульптура «Изобилие» Г.И. Мотовилова, а сверху располагаются часы с барельефом, изображающим мужчину и женщину.

Оформление станции «Проспект Мира» раскрывает тему преобразования природы трудящимися. Массивные кубические пилоны облицованы мрамором кремового цвета, и украшены по верху позолоченными керамическими фризами с растительными мотивами. По центру карнизов расположены круглые медальоны с рельефными изображениями садоводов, агрономов и цветоводов за работой. Со стороны перрона на месте медальонов находятся вентиляционные решетки, замаскированные колосьями и лентами с гербовыми символами.

Свод расчерчен рельефными лепными полосами, образующими ромбовидные углубления. По центру свода закреплены большие бронзовые люстры с цилиндрическими стеклянными плафонами. Светильники в боковых залах имеют схожий дизайн и меньший размер. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками. Пол станции выложен серыми и черными гранитными плитами, расположенными в шахматном порядке.

С 1953 по 1958 год торцевую стену занимало керамическое панно с изображением Сталина, а затем на этом месте был открыт переход на радиальную станцию.

Станция «Новослободская» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. С «Новослободской» имеется переход на станцию «Менделеевскую» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Перед строительством станции был объявлен конкурс архитектурных проектов. Известный и опытный архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, А.Н. Душкин, уже получивший за аналогичное задание две Сталинских премии, предложил начинающему архитектору А.Ф. Стрелкову вместе разработать проект. Оба архитектора привнесли в эту работу что-то свое: Душкин осуществил свою идею создать нечто сказочное, а Стрелков предложил конструктивные решения, которые больше понравились комиссии. Действительно, глядя на оформление станции «Новослободской» вспоминаются русские народные сказки или сказки Бажова.

Пилоны средней ширины постепенно расширяются кверху и переходят в своды. И в центральном зале, и со стороны боковых залов арки окаймляют рельефные лепные полосы с золоченым орнаментом. Пилоны облицованы светлым серовато-желтым мрамором, а внутри пилонов находится самое главное украшение станции – витражи. Всего их 32, все они красиво подсвечиваются изнутри. В верхней части витражей расположены медальоны с изображениями жанровых сцен мирной жизни. На некоторых изображены люди, на других – геометрические орнаменты и пятиконечные звезды. Витражи изготовлялись в Риге по эскизам П.Д. Корина. Идею применить витражи для украшения станций метро Душкин вынашивал давно. В идеале предполагалось, чтобы их сделала В.И. Мухина из уранового стекла. Однако Госплан отказал в выделении уранового стекла, и тогда появилась идея создать цветные витражи, а работу поручили выполнить латвийским художникам.

Торцевую стену центрального зала занимает большое панно из смальты «Мир во всем мире» работу П.Д. Корина. На мозаике изображена женщина с ребенком на руках. Первоначально на панно присутствовало и изображение Сталина, а затем на его месте появились белые голуби. Пол станции в шахматном порядке выложен плитами из серого и черного гранита. Помимо витражей, станция освещается подвесными люстрами-тарелками.

После того, как в 2003 году станцию реконструировали, интенсивность освещения стала большей, хотя, по замыслу архитекторов, «Новослободская» должна была освещаться таинственным приглушенным светом.

Станция «Белорусская» кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 42 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. В центре зала устроен переход на одноименную станцию Замоскворецкой линии, в переходе установлена скульптурная композиция «Белорусские партизаны».

Станция открылась 30 января 1952 года, и была названа по Белорусскому вокзалу, вблизи которого она располагалась. Архитектурный проект кольцевой «Белорусской» разработали архитекторы И.Г. Таранов, Н.А. Быкова и Г.И. Опрышко. Их работу высоко оценило правительство СССР – архитекторы получили були награждены Сталинской премией.

Станция оформлена в светлых тонах. Пилоны в нижней части облицованы мрамором, а выше украшены лепкой. По центру пилонов закреплены светильники, выполненные в виде фигурных вазонов из стекла и мрамора с плафонами в виде большого цветка. Под пилонами установлены скамейки. Путевые стены первоначально были облицованы мелкой цветной метлахской кафельной плиткой, но в ходе реконструкции 1994 года ее заменили на белую керамическую плитку. В основании свода путевые стены декорированы пилястрами. Супруги Таранов и Быкова захотели реализовать здесь те идеи, которые не удалось воплотить при строительстве радиальной «Белорусской». В результате у станции появился очень декоративный пол, с орнаментом, характерным для традиционной белорусской вышивки. В оригинальном виде пол был выложен белой, серой и красной керамической плиткой, но сейчас пол выглядит иначе. В процессе реконструкции плитку заменили полированным гранитом, причем изначальный узор был значительно упрощен.

Тема декора станции – хозяйство и культура Белоруссии. В соответствии с этой тематикой потолок украшен лепными элементами в виде венков и колосьев, а также мозаичными панно, выполненными в технике флорентийской мозаики. На одном из панно были изображены женщины, вышивающие портрет Сталина. В 1960-е годы панно откорректировали, и вместо изображения Сталина появился орден Трудового Красного Знамени.

Мрамор Кольцевой линии

При строительстве первых станций Московского метрополитена перед архитекторами стояла важная задача: оформить станции так, чтобы избавить жителей столицы от ощущения замкнутости подземного пространства и придать каждой станции характерную индивидуальность.

Архитекторы справились с этой задачей идеально. В столичном метро нет ни одной одинаковой станции. Игра материалов, освещения и деталей декора реализована с запоминающимся вкусом и изяществом. И в этом немалую роль сыграл выбор цвета мрамора и гранита.

Цветовое решение станций Кольцевой линии позволяет сравнить поездку по ним с поездкой по светлому и ярко освещенному туннелю. Поехали?

Парк Культуры

Для покрытия мощных пилонов выбрали серый мрамор. Вверху они немного расширяются и линии их углов «протекают» в линиях свода. Серый пол из гранита создает ощущение коврового покрытия. Стены центрального зала отделаны мрамором черного цвета. На пилонах — барельефы из белого мрамора, которые повествуют о жизни молодежи СССР.

Октябрьская

Тема оформления станции — «Триумф победы над фашистами в годы Великой Отечественной войны». Свод зала разделен арками с барельефным изображением советских солдат. Покрытие пилонов — светло-серый мрамор. На них крепятся светильники в форме факелов из анодированного алюминия. Пол — красный и серый гранит.

Добрынинская

Конструкция станции воссоздает памятники древнего русского зодчества. Пилоны в центральном зале покрыты светло-розовым мрамором «газган» и украшены 12 мраморными барельефами. Стены вестибюля покрыты красным мрамором. Пол — из красного и серого гранита.

Павелецкая

Пилоны станции украшены колоннами и решетками, облицовка которых состоит из светлого мрамора «коелга» и орнаментами из мрамора коричневого цвета. Декоративные колонны по углам пилонов облицованы светлым мрамором, таким же, как и наземный вестибюль станции.

Таганская

Центральный зал облицован светлым мрамором, а путевые стены — кремовой керамической плиткой и серым мрамором. Для покрытия пола использовался красный и серый гранит.

Курская

Пилоны и колонны вестибюля станции облицованы светлым мрамором «коелга». Напольное покрытие — изделия из гранита красного и серого цвета. Ниже центрального вестибюля находится подземный аванзал в форме круга. Он отделан золотисто-розовым, темно-красным, черным и светло-серым мрамором.

Комсомольская

Тема оформления станции — «Борьба России с иноземными захватчиками и победа в Великой Отечественной войне». Зал станции — просторный, он украшен колоннами из мрамора, которые венчают мраморные капители. Основной цвет станционного мрамора — светлый. И даже серый гранитный пол не умаляет ощущения света.

Проспект Мира

Визуальный стиль станции посвящен развитию хозяйства в СССР. Пилоны центрального зала облицованы мрамором светлого цвета и украшены барельефами. Боковые стены покрыты темно-красным уральским мрамором. Пол — из черного и серого гранита.

Новослободская

Пилоны центрального зала облицованы белым каркодинским уральским мрамором. Станция украшена 32 оригинальными витражами из разноцветного стекла внутри пилонов.

Белорусская

Тема оформления станции — «Расцвет хозяйства и культуры Белоруссии». Цоколи пилонов покрыты светлым мрамором, а на самих пилонах — вазы-светильники из стекла и мрамора. Потолочные своды впервые в истории метро декорированы 12 мраморно-мозаичными панно, которые соответствуют тематике станции.

Краснопресненская

Пилоны станции — из темно-красного гранита, карнизы — из белого мрамора. Боковые стены станции покрыты светлым мрамором. Пол выложен трехцветным гранитом — серым, черным и красным. Такое сочетание цветов характеризует выбранную для станции революционную тему.

Киевская

Стилистическое оформление станции посвящено теме дружбы между Россией и Украиной. Архитектура центрального зала характерна для украинской архитектуры XVII века. Путевые стены — из светлого мрамора.

Почему пол станции новослободская выложен гранитной плиткой

The service you’ve requested couldn’t be identified

No matches have been found between requested website and protected IP address

If you are trying to visit this site, please try again later.

If you are a target website owner please make sure that:
— DNS A record points to the protected IP address for the requested website
— The DDoS protection and optimization service is active for the requested website

Protection and Acceleration by DDoS-Guard

20 самых запоминающихся станций московского метро

Сталинский ампир и современный хай-тек, барокко и модерн, классицизм и ар-деко — все эти стили нашли своё применение на станциях московского метрополитена. Мрамор и гранит, бронза и хрусталь, смальта и фарфор, гранит и лабрадорит, керамическая плитка и флорентинская мозаика — разнообразие материалов, использующихся в отделке, сделало их одними из самых красивых в мире.

134620
Станция «Комсомольская» (кольцевая)
Фото: shutterstock.com

Станция «Авиамоторная».
Фото: Antares 610, CC0, via Wikimedia Commons

Станция «Новокузнецкая».
Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Смотрите также:

  • Знакомство с Москвой: небанальные экскурсии по городу
  • 10 концертов для влюблённых в музыку
  • Интеллектуально-развлекательные викторины о кино и сериалах
  • Новые музыкальные горизонты: страны, стихии, миры
  • Обучающие курсы в Москве

Станция метро «Аэропорт»

Станция метро «Аэропорт»

Станция была построена в 1938 году, когда авиационная тематика вызывала большой интерес в обществе. Рядом находился Центральный аэродром. Основная тема в оформлении — подвиги советской авиации. Рельефные полосы из бетона и коричневого мрамора на стенах, есть не что иное, как стропы парашюта. Материалы отделки — чёрный диабаз, фиолетовый мрамор и мраморовидный известняк «Бирюк-Янка». В центральной части находятся четыре колонны, облицованные ониксом, на потолке — сложный лепной рисунок.

Ленинградский просп.

Станция метро «Авиамоторная»

Станция метро «Авиамоторная»

Интерьерное оформление станции соответствует её названию. В её дизайне использованы стилизованные элементы авиационных двигателей: на выходе в город парят самолётные винты, основной свод облицован листовым металлом, на котором блестят лампочки-звезды. Картины с изображением мира во вселенной, висят в центральном зале. В тупиковой части станции находится фигура Икара, который стремится к солнцу.

ул. Авиамоторная

Станция метро «Беговая»

Станция метро «Беговая»

Московский ипподром, около которого находится эта станция, определил её интерьерное решение. Около лестничных спусков закреплены несколько горельефов, изображающих лошадей. В зале с кассами размещено панно Ладыгина «Могучие Рысаки». Пол выложен гранитом тёмно-серого цвета, стены облицованы белым мрамором.

Хорошёвское ш.

Станция метро «Динамо»

Станция метро «Динамо»

В отделке станции использован красный и черный мрамор, фарфор. Путевые стены украшает полупрозрачный оникс. Близость к спортивному объекту, определила тематику украшений пилонов. Это фигуры спортсменов — футболист и хоккеист, дискобол и лыжник — всего 60 медальонов.

Ленинградский просп.

Станция метро «Домодедовская»

Станция метро «Домодедовская»

Путевые стены этой станции украшают четыре панно, на которых изображены самолёты, вертолёты и даже интерьеры пассажирских салонов. На фоне пространства из серого полосатого мрамора, медные барельефы смотрятся очень стильно. На полу — плиты из гранита контрастных цветов.

ш. Каширское

Станция метро «Достоевская»

Станция метро «Достоевская»

Относительно «молодая» станция. Была сдана в эксплуатацию в июне 2010 года. Названа в честь известного писателя. На стенах — флорентинская мозаика со сценами из четырёх известных романов. Архитектора станции критиковали за излишнюю мрачность интерьеров, так как на них изображены сцены насилия, но автор, Иван Николаев, настоял на своём варианте, отстаивая реалистичность отображения темы глубины и трагичности произведений классика.

Суворовская пл.

Станция метро «Киевская» (Кольцевая линия)

Станция метро «Киевская» (Кольцевая линия)

Пришедший к власти Никита Хрущёв, озаботился увековечиванием русско-украинской дружбы в столичном метрополитене. Среди 40 проектов, участвовавших в конкурсе, он выбрал тот, который мы видим сегодня. Пилоны, поддерживающие свод, украшены панно из мозаики. В оформлении много мрамора, позолоты, смальты, бронзы. Светильники выполнены из горного хрусталя. В 2006 году в рамках культурного обмена один выход с «Киевской», был оформлен зодчими из Франции. Он выполнен в стиле модерн, присущим архитектору Эктору Гимару.

пер. 2-й Брянский

Станция метро «Комсомольская» (Кольцевая линия)

Станция метро «Комсомольская» (Кольцевая линия)

Одна из самых роскошных станций московского метрополитена. Она была оформлена со сталинским шиком и размахом. Лепнина и фигурные барельефы, помпезные многорожковые люстры и мозаики. В отделке использовался мрамор и смальта, позолота и бронза. В архитектурном стиле «Комсомольская-кольцевая» сочетает элементы классицизма, ампира и барокко. Она задумывалась, как входные ворота столицы, с целью произвести впечатление на въезжающих в город (расположена около трёх крупных вокзалов).

Комсомольская пл.

Станция метро «Маяковская»

Станция метро «Маяковская»

Проект станции получил главный приз на нью-йоркской международной выставке 1938-го года. В 1980 году «Маяковской» присвоен статус памятника архитектуры. В её оформлении присутствует всё многообразие сталинской эклектики: мрамор белого и серого цвета на полу, стены из диорита и мрамора «уфалей», колонны с облицовкой из нержавеющего металла, уральского камня и мраморовидного известняка. Основное украшение — смальтовое авторское панно художника А. Дейнеки.

пл. Триумфальная

Станция метро «Новокузнецкая»

Станция метро «Новокузнецкая»

Проект станции получил в своё время Сталинскую премию. Открытие состоялось в ноябре 1943 года, потому её оформление полностью связано с военной тематикой 1941—1945 годов. Мозаичные рисунки на потолке и панно на стенах отображают эпизоды боевых операций. Изучать декор станции можно часами, если, конечно, пассажиропоток позволяет.

ул. Пятницкая

Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Станция была построена в 1952 году, и несёт на себе отпечаток духа «сталинского ампира». По первоначальной задумке, интерьеры «Новослободской» планировалось выполнить в сказочной тематике, поэтому на её витражах много цветов, растений и звёзд. На станции 32 витража, которые подсвечиваются изнутри. На своде закреплены светильники-тарелки. В отделке использован мрамор различных цветов, керамическая плитка, бронза.

ул. Селезнёвская

Станция метро «Парк культуры» (Кольцевая линия)

Станция метро «Парк культуры» (Кольцевая линия)

Каждый пилон этой станции прорезает профилированная арка, назначение которой — зрительно облегчить его тяжёлый конструктив. В оформлении использованы несколько сортов мрамора — «лопота» и «садахло», «габбро» и «салиэти». Путевые стены облицованы лабрадоритом и мрамором чёрного цвета. Лепной потолочный орнамент и белые мраморные барельефы, показывающие советскую молодёжь на отдыхе, поддерживают общую тематику интерьеров «Парка культуры».

Крымская пл.

Станция «Площадь Ильича»

Станция «Площадь Ильича»

Стены из коричневого и серого гранита, исполинская голова Ленина в конце платформы. «Площадь Ильича» была сдана в эксплуатацию в конце декабря 1979 года, когда ленинская тематика широко эксплуатировалась в обществе. Сейчас москвичи иронично сравнивают ленинскую голову с её сказочным двойником из «Руслана и Людмилы», а в советские годы пионеры возлагали к ней цветы.

пл. Рогожской Заставы

Станция метро «Площадь Революции»

Станция метро «Площадь Революции»

Большое количество высокохудожественных скульптур — фишка этой станции. За много лет существования (с 1938 года) некоторые из них стали талисманами, приносящими удачу. Скульптурные группы расставлены в соответствии с хронологическими событиями — от 1917 до 1937 годов. В оформлении станции использован чёрный мрамор из Армении, а также серый, белый и золотистый мрамор из других регионов страны Советов.

ул. Никольская, д. 6

Станция метро «Спортивная»

Станция метро «Спортивная»

Пол с орнаментом из трёх цветов гранита, светильники из горного хрусталя, свод станции лежит на пилонах, облицованных мрамором белого цвета с зелёным бордюром из того же материала. Олимпийские факелы и знамёна, служащие украшением «Спортивной», закреплены на ажурных решётках. На путевых стенах станции — керамическая плитка.

ул. Хамовнический Вал

Станция метро «Таганская» (Кольцевая линия)

Станция метро «Таганская» (Кольцевая линия)

Станция была введена в эксплуатацию в первый день 1950 года. Объекты метрополитена, запускаемые в это время, оформлялись в соответствии со сталинскими представлениями о роскоши, в которой будут жить люди, построившие коммунизм. Мрамор и гранит, скульптуры и майолика, бронза и авторские светильники ручной работы. «Сталинский ампир» — так называют в определённых кругах этот неформальный стиль архитектурной эклектики.

Таганская пл.

Станция метро «Тверская»

Станция метро «Тверская»

Зал станции оформлен светлым и слаборисунчатым мрамором с месторождения Коелга. На полу уложен красный гранит с причудливыми включениями диабаза и диорита. В переходе установлен памятник Максиму Горькому — его именем раньше называлась станция. При её строительстве были решены ряд сложных инженерных задач — плотная городская застройка и сложные геологические условия усложняли работы по возведению.

ул. Тверская

Станция метро «Театральная»

Станция метро «Театральная»

Станция входит в число объектов культурного наследия Российской Федерации. Она была открыта в сентябре 1938 года как «Площадь Свердлова». По задумке архитектора, станция должна была служить аванзалом Театральной площади и выражать радость свободного искусства. Материалы отделки — мрамор и гранит. Каннелированные мраморные полуколонны привезли с Прохорово-Баландинского месторождения, фарфоровые метровые фигуры людей в костюмах республик СССР выполнены на Ленинградском заводе по производству фарфора. На своде — светильники из хрусталя в бронзовой оправе.

пл. Революции

Станция метро «Чистые пруды»

Станция метро «Чистые пруды»

Пилоны бывшей станции «Кировская» (бюст этого деятеля революции сейчас стоит в переходе со «Сретенского бульвара» на «Тургеневскую») облицованы мрамором «уфалей» и «коелга», привезённым с Урала. Кубический вестибюль станции, единственный из всех построенных, сохранился в аутентичном виде с 1935 года — момента её ввода в эксплуатацию.

Чистопрудный бул.

Станция метро «Чкаловская»

Станция метро «Чкаловская»

Дуговые светильники оригинальной формы, четыре цвета мрамора, гранит, сталь. О чкаловских перелётах напоминают композиции с изображениями Северного полюса в разное время суток. Наземный вестибюль украшает инсталляция самолёта с пропеллером.

пл. Курского вокзала

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *