Как подключить систему эпхх на ваз 2105
Перейти к содержимому

Как подключить систему эпхх на ваз 2105

  • автор:

7.4.1. Система управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ)

Система ЭПХХ служит для повышения экономичности работы двигателя и снижения уровня токсичности отработавших газов. Так как на двигатели мод. 331 и 2106 устанавливают карбюраторы одного типа – «Озон», их системы ЭПХХ конструктивно одинаковы и различаются только устройством пневмоклапанов карбюраторов (см. «Система питания») и типом блоков управления, имеющих разные характеристики (для двигателя мод. 331 применяют блок управления 252.3761, мод. 2106–25.3761 или 2533.3761).

7.4.2 Система управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) ВАЗ 2105

Рис. 7.42. Схема системы управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ): 1 – катушка зажигания; 2 – рычаг дроссельной заслонки карбюратора; 3 – микропереключатель; 4 – блок управления; 5 – электромагнитный клапан; 6 – соединительный шланг; 7 – пневмоклапан; 8 – карбюратор

Устройство и работа системы ЭПХХ рассмотрены на примере двигателя мод. 331. Система содержит блок управления 4 (рис. 7.42), электромагнитный клапан 5, микропереключатель 3 и соединительные провода. Кроме того, в состав системы входит встроенный в карбюратор пневмоклапан 7.

Принцип работы ЭПХХ заключается в том, что на режимах принудительного холостого хода отключается подача топлива в двигатель (в тех случаях, когда педаль управления дроссельной заслонкой отпущена, а частота вращения коленчатого вала выше частоты на режиме холостого хода). Отключает подачу топлива пневмоклапан 7 ЭПХХ, входящий в состав карбюратора. Управляет пневмоклапаном электромагнитный клапан 5, которым в свою очередь управляют блок управления 4 и микропереключатель 3.

При проверке обратите внимание на состояние контактных соединений всех узлов системы, их нарушение может вызвать перебои в работе двигателя.

Блок управления ЭПХХ
Особенности конструкции

7.4.2 Система управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) ВАЗ 2105

Рис. 7.43. Блок управления ЭПХХ: 1 – присоединительные клеммы; 2 – корпус; 3 – печатная плата с микроэлектронными элементами

Блок управления ЭПХХ типа 252.3761 (рис. 7.43) непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя, измеряя период повторения импульсов системы зажигания, которые снимаются с катушки зажигания и подаются на вывод 4 блока 4 (см. рис. 7.42). При частоте вращения коленчатого вала, меньше 1245 мин -1 ±5% (1140 мин -1 ±5% для блоков 25.3761 или 2533.3761) ток подается на выводы 1 и 2 блока и проходит через обмотку электромагнитного клапана, минуя микропереключатель. При повышении частоты вращения до 1500 мин -1 ±5% электрическая связь выводов 1 и 2 разрывается и вновь восстанавливается только при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1245 мин -1 (1140 мин -1 ).

Проверка блока управления ЭПХХ

Блок управления проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите штекер с одного из выводов микропереключателя. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличьте частоту вращения коленчатого вала свыше 1500 мин -1 и зафиксируйте это положение. При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты вращения.

Возникновение автоколебательного режима объясняется тем, что при увеличении частоты вращения до 1500 мин -1 разрывается электрическая связь выводов 1 и 2 блока (цепь питания электромагнитного клапана через микропереключатель принудительно разорвана), что вызывает отключение подачи топлива в двигатель. При этом частота вращения снижается и после ее падения ниже 1245 мин -1 (1140 мин -1 для блоков 25.3761 или 2533.3761) восстанавливается указанная связь, т.е. подача топлива возобновляется и частота вращения повышается.

Этот процесс циклически повторяется с периодом 1–2 с.

Если вызвать автоколебательный режим не удается, а электромагнитный клапан и пневмоклапан ЭПХХ не имеют дефекта, то неисправен блок управления и его необходимо заменить.

Проверить блок управления можно, непосредственно контролируя по тахометру частоты вращения, при которых происходит срабатывание блока.

Для проверки необходима контрольная лампа 12 В и провода со штекерными наконечниками.

Последовательно отсоедините от микропереключателя штекер серого провода (+12 В), а от вывода электромагнитного клапана — штекер с двойным розовым проводом. На освободившийся вывод электромагнитного клапана наденьте штекер, отсоединенный от микропереключателя, что обеспечит прохождение тока через обмотку электромагнитного клапана. Со штекером, снятым с электромагнитного клапана, соедините один вывод контрольной лампы, другой вывод лампы подсоедините к «массе» автомобиля.

На режиме холостого хода (850±50) мин -1 контрольная лампа должна гореть. При увеличении частоты вращения до 1500 мин -1 ±5% лампа должна гаснуть и вновь загораться при падении частоты вращения ниже 1245 мин -1 ±5% (1140 мин -1 ±5% для блоков 25.3761 или 2533.3761).

После проверки снятые штекеры установите на место.
Микропереключатель
Особенности конструкции

7.4.2 Система управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) ВАЗ 2105

Рис. 7.44. Микропереключатель: 1 – упорный ролик; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – присоединительные клеммы

Микропереключатель типа 421.3709 (рис. 7.44) воздействует на электромагнитный клапан помимо блока управления.

В исходном положении контакты микропереключателя замкнуты. При полностью отпущенной педали управления дроссельной заслонкой толкатель микропереключателя утоплен и его контакты разомкнуты. При нажатии на педаль толкатель микропереключателя высвобождается, его контакты замыкаются, и ток при этом проходит через обмотку электромагнитного клапана независимо от блока управления.

Проверка микропереключателя

Микропереключатель проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите с вывода микропереключателя штекер розового провода, освободившийся вывод микропереключателя соедините с одним из выводов контрольной лампы, второй ее вывод — с «массой» автомобиля. В данном режиме лампа не должна гореть.

Наблюдая за контрольной лампой, плавно увеличьте частоту вращения коленчатого вала, открыв дроссельную заслонку. Контрольная лампа должна загореться до момента возникновения автоколебательного режима работы двигателя.

Если контрольная лампа горит уже на режиме холостого хода (ранняя регулировка срабатывания микропереключателя) или загорается после возникновения автоколебательного режима (поздняя регулировка), отрегулируйте установку микропереключателя. Для этого ослабьте два винта крепления микропереключателя и, подобрав его новое положение, затяните винты крепления.

Если контрольная лампа не загорается при любом положении дроссельной заслонки, то микропереключатель неисправен.

После проверки снятый штекер установите на место.
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ранняя регулировка срабатывания микропереключателя снижает эффективность работы ЭПХХ до полной потери эффекта (когда контакты микропереключателя замкнуты при полностью отпущенной педали акселератора). Поздняя регулировка срабатывания микропереключателя приводит к рывкам автомобиля при движении на малой скорости, в частности при медленной езде задним ходом. Поэтому стремитесь установить микропереключатель на возможно позднее срабатывание, не допуская появления автоколебательного режима. О срабатывании микропереключателя судят по характерным щелчкам.

2. Допускается упрощенная регулировка положения микропереключателя, при которой добейтесь срабатывания микропереключателя в пределах свободного хода механизма привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора.

Электромагнитный клапан ЭПХХ
Особенности конструкции

7.4.2 Система управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) ВАЗ 2105

Рис. 7.45. Электромагнитный клапан: 1 – атмосферный штуцер; 2 – корпус; 3 – сердечник клапана; 4, 7 – запорные элементы; 5 – штуцер соединения с пневмоклапаном карбюратора; 6 – штуцер соединения с впускной трубой двигателя; 8 – якорь; 9 – электрообмотка; 10 – присоединительная клемма

Электромагнитный клапан типа 19.3741 или 1902.3741 (рис. 7.45) служит для управления пневмоклапаном ЭПХХ в карбюраторе.

Электромагнитный клапан имеет три штуцера и два запорных элемента. Первый запорный элемент 7 выполнен нормально закрытым и служит для разобщения центрального штуцера 6 (соединенного с впускным трубопроводом двигателя) с наклонным штуцером 5 (связанным со штуцером пневмоклапана ЭПХХ); второй запорный элемент 4 выполнен нормально открытым и служит для разобщения указанного наклонного штуцера с атмосферным штуцером 1, закрытым войлочным фильтром и расположенным между электрическими выводами 10 обмотки 9 клапана.

При прохождении тока через обмотку электромагнитного клапана центральный и наклонный штуцера пневматически связаны, а при отсутствии тока таким образом связаны наклонный и атмосферный штуцера. В первом случае разрежение из впускного трубопровода передается к пневмоклапану ЭПХХ, что обеспечивает поступление топливовоздушной смеси через систему холостого хода в двигатель, а во втором случае пневмоклапан ЭПХХ перекрывает ее подачу.

Проверка электромагнитного клапана

Электромагнитный клапан проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите с одного из выводов клапана штекер, в результате чего двигатель должен остановиться в течение 1–2 с. Если этого не произошло, то первоначально убедитесь в исправности пневмоклапана ЭПХХ. Если же пневмоклапан ЭПХХ не имеет дефекта, то электромагнитный клапан неисправен и нуждается в замене.

Правильное подключение системы ЭПХХ на «Солексе»-21053-20 — часть 1/2

Вот почти сразу после замены карбюратора появилась проблема — двигатель после выключения зажигания продолжал работать какое-то время. Получалось у него это, конечно, не особо, но эффект так называемого дизелинга присутствовал. Так и шатуны в трубу вылететь могут. Лечить надо!

Дизелинг — самовоспламенение топлива из-за высокой температуры стенки цилиндра. Некоторые путают его с калильным зажиганием, но в случае с КЗ самовоспламенение случается в одном-двух цилиндрах, а при дизеленге «взрываются» все цилиндры сразу.

Такой лажи можно достигнуть и неправильно выставленным зажиганием, но при замене карбюратора его никто не выкручивал. По крайней мере, настолько сильно.

Дизелинг возможен при умирающем механизме ГРМ. Однако этот вариант тоже не подходит, поскольку на стоящей машине цепь не рвётся — проблема пришла вместе с «Солексом».

Одна из вероятных причин в нашем случае — подохший блок ЭПХХ (если речь идёт об «ОЗОНе») или электромагнитный клапан (справедливо для «Солекса»). После выключения зажигания игла ЭМК не перекрывает канал, и топливо продолжает поступать в цилиндры. ЭПХХ мы вообще не подключали, значит, вот где надо копать. Бежим в магазин, чё делать-то — надо попробовать всё сделать по уму.

Понадобится:
— Блок управления ЭПХХ от 213 «Нивы». Выбрал такой, поскольку сделан он с уважением — значит, точно будет работать 😀
— 7-контактный разъём на коммутатор
— Метра 1,5 провода с зелёной изоляцией — пригодится для подключения а-ля «по заводу»
— 6-контактные колодки «мама»-«папа»

Запчасти на фото: 50133761. Фото в бортжурнале Lada 21053

Блок распечатываем и пока откладываем в сторону, а вот с разъёмом немного поработаем.

Как на самом блоке, так и на разъёме все контакты пронумерованы. Нам понадобятся 1, 2, 4, 5 и 6 контакты. Чтобы провод 3 контакта не мозолил глаза, аккуратно удаляем его. При помощи набора клемм и спец инструмента вяжем косичку-переходник под штатный блок ЭПХХ. Висящих километровых «соплей» я не люблю, да и делается всё с расчётом «завтра захочу вернуть всё к стоку».

Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Запчасти на фото: 107150. Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053Фото в бортжурнале Lada 21053

На фотографиях нет того самого длинного проводка, идущего на винт-переключатель дросселя — дома не оказалось нужного. На момент установки всё будет.

Сколько способов подключения пересмотрел в интернете — ни один не понравился. То ли я плохо понимаю чужие схемы, то ли они действительно запутанные или слишком простые (два провода на катушку и поехали), но всё же прикладываю свою схему. Повторюсь, что в колодке, приходящей на старый блок ЭПХХ, ничего переделывать не нужно.

В итоге имеем наличие отсутствия вгрызания в родную проводку — всё на разъёмах.

Как подключить систему эпхх на ваз 2105

Рис 1: подключение шлангов к патрубкам пневмоклапана

Фото 2: крепление пневмоклапана к брызговику. Над клапаном — терморегулятор и воздухозаборник от ВАЗ 2108 (у меня установлен корпус воздушного фильтра ВАЗ 2105)

Фото 3: крепление микрика

Фото 4: крепление блока управления ЭПХХ (справа)

Фото 5: общий план

Установка ЭПХХ на карбюраторы ОЗОН без ЭМК

Предупреждение : Автор никогда не будет нести никакой ответсвенности за возможный ущерб от последствий модернизации Вашего автомобиля. Однако никаких специальных деструктивных действий мной не предлагается. Помните, что все работы необходимо выполнять, применяя средства безопасности труда, соблюдая меры предосторожности при работе с ядовитыми и горючими веществами, проверяя надежность крепежа и качество электропроводки. От соблюдения этих требований зависит не только Ваша собственная жизнь и жизни Ваших пассажиров, но и безопасность других участников движения.
Перед внесением указанных ниже изменений и дополнений в конструкцию автомобиля внимательно ознакомтесь с Руководством, принципиальной схемой ЭПХХ и описанием его работы.

Сердце моей «шестерки» — 011 двигатель (объем 1300) с карбюратором типа «Озон». Индекс 2105-1107010-20. В «Руководстве» крайне опрометчиво рассказано, что разница между моделями карбюратора 2107-1107010-20 (штатный для «шестерок» с двигателями 1500 и 1600) и моим только в тарировочных данных. Нет! У моего отсутствует электро-магнитный клапан (ЭМК), а вместо него — винт, в который вставляется жиклер. Вкрутить ЭМК в такое отверстие не представляется возможным, слишком мал диаметр (см. фото 1, вверху карбюратора хорошо видно посадочное место жиклера ХХ). Решение (кроме замены карбюратора на 2105-1107010-30) в данном случае одно — использовать пневмоклапан, устанавливаемый на брызговик крыла. В чем разница между ЭМК и пневмой? Клапан в карбюраторе перекрывает подачу бензина в систему ХХ, а пневмоклапан перекрывает доступ бензовоздушной смеси в закамерное простанство.
Перед началом работ убедитесь в наличии отверстия во впускном коллекторе для забора разряжения (на фото 5 хорошо видно месторасположение). При его отсутвии все дальнейшее бессмысленно. Как сделать отверстие с резьбой самостоятельно я себе не представляю (ну только если сам коллектор поменять. )

Шаг первый. Устанавливаем пневмоклапан и производим замену экономайзера на имеющего мембрану.

Потребуется (*- справочные цены):
— сам пневмоклапан 45 руб*
— специальный шланг (такой же, как для ваккумкорректора трамблера) 35 руб*
— экономайзер с пневмоприводом 19 руб*
— новая прокладка под экономайзер 1 руб*
— удлиненные винты крепления экономайзера с мягкими пружинными шайбами 2 руб*
— штуцер, вворачиваемый в коллектор и на который надевается шланг 5 руб*
— электромонтажный провод в бензостойкой изоляции, клеммы 10 руб*

Поменяйте экономайзер карбюратора, не забыв поставить новую прокладку. Винты «от дури» докручивать нельзя, а вот проверить, закручены ли на заводе винты скрепляющие конструкцию надо обязательно. Если Вы предусматриваете установку блока управления ЭПХХ, закрепите одновременно с экономайзером кронштейн с микриком.
Пневмоклапан надежно прикрепите к брызговику крыла, напротив карбюратора. Я использовал шпильку с гайками, однако годится и качественный саморез с плоской шляпкой ( в виде шайбы).

Изготовьте отрезок провода с клеммой и соедините кузов автомобиля и одну из клемм клапана (на фото 3 красного цвета). «Плюс» питания подается на клапан при включении зажигании. В «шестерке» такой провод штатно приходит в моторный отсек, отходит от клеммы датчика контрольной лампы тормозной жидкости в крышке бачка. У меня он просто болтался сам по себе — предыдущий хозяин даже не удосужился заизолировать клемму. Если такого провода нет или проводка испорчена — можно соорудить его от клеммы «+Б» катушки зажигания, подключив через предохранитель 8А в брызгозащитном корпусе.
Шланг я разрезал «по месту» на две части, подсоединение смотрите рис 1.

Проверка и настройка: включите зажигание, заведите и прогрейте двигатель. Уберите «подсос», двигатель должен работать на ХХ. Нормализуйте обороты винтом экономайзера по тахометру. Если двигатель глохнет при убирании подсоса а винт экономайзера достаточно вывернут, то проверьте работоспособность клапана, надежность контактов питания и правильность соединения шлангов. Для проверки клапана можно использовать отрезок провода, соединив его с клеммой «+» АКБ (провод от системы зажигания на время тестирования надо отключить). При подаче напряжения исправный клапан издает негромкий характерный глухой стук, а снятые с коллектора и экономайзера шланги легко продуваются ртом. При отключении питания шланг со стороны коллектора перекрывается.
Если снять любой шланг или клемму с клапана во время работы двигателя последний должен практически сразу заглохнуть. Если работа продолжается, то или залипает мембрана экономайзера или не перекрывается полностью заслонка первой и/или второй камеры.

Ремарка: на этом можно и остановиться, если Вы занимаетесь борьбой с «калильным зажиганием» или «дизелингом». Данная модернизация дала мгновенный и стабильный результат на моем двигателе.

Расскажу и о глюках на этом этапе. В жаркое время года при долгом движении в городских «пробках» в режиме «старт-стоп» возможно большое падение оборотов ХХ, моргание лампы недостаточного давления масла, двигатель даже может заглохнуть. Причина объясняется здесь. Способы решения: знать об этой особенности, в пробках следить за тахометром, при серьезных падениях ХХ можно погазовать несколько секунд или немного вытащить подсос. Однако не забудьте его убрать, когда движение стабилизируется.

Шаг второй. Устанавливаем блок управления ЭПХХ.

Используемые детали (*- ориентировочные цены)

— блок ЭПХХ (Калуга) 65 руб*
— микрик 20 руб*
— колодка-разъем в блок 10 руб*
— провод бензостойкий — 5 руб*
— разъемы/кембрики — до 20 рублей, из запасов

16 февраля 2003
Изображения оцифрованы с видеокамеры JVC GR-AX46, используя видеоадаптер с функцией TV-IN Asus V3400TNT и программное обеспечение
Video Live

Доработка штатной работы ЭПХХ на ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121

Для начала предлагаю рассмотреть принцип работы обычной штатной системы экономайзера принудительного холостого хода на ВАЗ-2107 с карбюратором ОЗОН и штатным блоком управления ЭПХХ. Что бы понять для чего эта система нам нужна и нужна ли вообще, так как многие просто анулируют этот блок, подключая напрямую +12 вольт от зажигания у электро-магнитному клапану и привет, что есть клапан, что нету. Итак, цитируем мурзилку:

Система холостого хода предназначена для подачи топлива в задроссельное пространство первичной камеры и отключения его подачи в режиме принудительного холостого хода (торможения двигателем автомобиля ваз 2107). Система холостого хода состоит из экономайзера, микропереключателя, электропневмоклапана и блока управления электропневмоклапаном. На автомобиле ваз 2107 экономайзер вместе с кронштейном микропереключателя крепится двумя винтами к корпусу дроссельных заслонок. При выключенном на автомобиле ваз 2107 зажигании игла клапана экономайзера перекрывает канал подачи топлива. Игла клапана экономайзера выполнена заодно со штоком диафрагмы и при создание разрежения в задиафрагменное пространство перемещается и открывает канал. Ход иглы клапана экономайзера и соответственно расход топлива через систему холостого хода регулируется винтом («количества»). Разрежение в экономайзер подается от впускного коллектора трубопровода по шлангам через электропневмоклапан, установленный на правом брызговике в моторном отсеке автомобиля ваз 2107. Управление электропневмоклапаном осуществляется блоком управления и микропереключателем. Блок управления электропневмоклапаном расположен на левом брызговике в моторном отсеке автомобиля ваз 2107. Блок управления, в зависимости от управляющих импульсов, поступающих от первичной обмотки катушки зажигания, выключает электропневмоклапан при разомкнутых контактах микропереключателя и оборотах двигателя 1600 об/мин и снова включает его при снижении оборотов до 1200 об/мин. Микропереключатель размыкает цепь подачи напряжения на электропневмоклапан при отпущенной на автомобиле ваз 2107 педали «газа». При оборотах двигателя более 1600 об/мин и отпущенной педали «газа» подача топлива через канал холостого хода прекращается.

Получается такая петрушка, что если использовать штатную схему просто вместо пневмоклапана подключим ЭМК получим тот же эффект, но есть одно но, слишком низкий порог срабатывания (1200 оборотов) включения штатного БУ, а длина магистрали у нас увеличилась т.к. мы перекрываем не отверстие ХХ а топливный жиклер т.е. есть вероятность глубокого провала. Вот схема работы при условии использования штатного блока ЭПХХ:
Но ведь есть вариант использования Блока Управления от нивы, у которого пороги повышены: выключение на 1900 оборотов, включение — 1700 оборотов, но там реализован другой принцип контактного датчика, порыв интернет пришел к выводу что если концевик бросить на землю, то БУ будет управлять ЭМК только в зависимости от оборотов, а в других случаях запитаем ЭМК от микропереключателя. схема 2 работы при использовании блока с Нивы
Получаем такой алгоритм действий:
1) Обороты 2) обороты 3) обороты >1900 и М1 замкнут — ЭМК включен только за счет М1
4) обороты >1900 и М1 разомкнут — ЭМК выключен происходит торможение движком.
5) ЭМК снова включается, если обороты упадут до 1700 или замкнется М1 (нажатие педали газа)
Применяемость БУ ЭПХХ 5013.3761: автомобили ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и др. с карбюратором “Солекс”. на мой взгляд в данном случае его тоже можно использовать с Озоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *