Как затягивают болты или шпильки крепления головок цилиндров
Перейти к содержимому

Как затягивают болты или шпильки крепления головок цилиндров

  • автор:

Как затягивают болты или шпильки крепления головок цилиндров

Подтяжка крепления головки цилиндров и смена прокладки

При техническом обслуживании автомобиля необходимо проверять плотность соединений между головкой и блоком. Неплотность соединения может происходить от недостаточной или односторонней затяжки гаек или болтов крепления головки или от порчи (пробивания) прокладки. При неплотном соединении происходит прорыв газов из цилиндров и возможно протекание воды в цилиндры и наружу. Внешним признаком неплотности соединения служит появление капель воды и пузырьков газа на блоке снаружи в месте стыка или попадание воды в цилиндры и картер.

Для устранения неплотности надо подтянуть гайки или болты крепления головки в определенной, рекомендуемой заводом последовательности, не превышая при этом допустимых усилий.

Гайки или болты крепления чугунной головки необходимо подтягивать на прогретом двигателе. У двигателей, имеющих алюминиевую головку, гайки или болты обычно подтягивают на холодном двигателе. Если подтяжка не помогает, прокладку надо сменить. Для этого необходимо снять головку и прокладку и, осмотрев последнюю, в случае необходимости заменить, тщательно очистив плоскости блока и головки.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Двигатели автомобилей «Москвич»
  • Роторно-поршневые двигатели
  • Автомобильный двигатель Стирлинга
  • Авиационный двигатель
  • Газовый двухтактный мотокомпрессор
  • Двигатели со свободно движущимися поршнями
  • Конструкции поршневых и комбинированных двигателей
  • Судовые комбинированные двигатели
  • Комбинированные двухтактные двигатели с противоположно движущимися поршнями

Новую прокладку надо осторожно надеть на шпильки и прижать к плоскости блока. При сборке следует обращать внимание на правильность расположения сторон прокладки. Перед установкой обе поверхности прокладки полезно натереть графитовым порошком, что устранит в дальнейшем приго-рание ее к поверхностям блока и головки. После этого надо осторожно поставить головку, следя за правильным прижатием прокладки. Гайки или болты крепления головки надо затягивать постепенно и равномерно для того, чтобы головка зажимала прокладку ровно по всей поверхности. Сначала все гайки или болты нужно завернуть от руки, а затем затягивать их ключом поочередно и постепенно на один оборот и до полной затяжки. Гайки необходимо затягивать последовательно с разных сторон головки, начиная с середины и придерживаясь рекомендуемого заводской инструкцией порядка затяжки.

Затяжку следует производить динамометрическим ключом, создавая нужный момент затяжки во избежание срыва резьбы или обрыва шпилек. Так, например, для двигателя автомобиля «Волга» момент затяжки должен быть равен 7,3—7,8 кГ •м, а для двигателя ЗИЛ -130 7—9 кГ •м.

Плотность прокладки и произведенной затяжки головки надо проверять на работающем хорошо прогретом двигателе.

Правила затяжки болтов головки блока цилиндров

Снятие головки блока цилиндров при выполнении ремонта двигателя – часто выполняемая технологическая операция. Снять головку не сложно, проблемы возникнут установке ГБЦ на место в ходе работ по сборке ДВС. Необходимо тщательно следовать технологии сборки, разработанной автопроизводителем.

Общие правила

Автопроизводители в своих рекомендациях всегда указывают на следующие моменты:

  • Затяжка болтов должна выполняться согласно требованиям к усилию. Контроль осуществляется с помощью динамометрического ключа. Обычные ключи для затяжки применять нельзя.
  • Затяжка выполняется без рывков, очень плавно. Рекомендуется на финальном этапе притягивания головки к БЦ использовать ключ с удлиненным плечом.
  • Затяжке должен предшествовать контроль состояния резьбы, чтобы исключить использование болтов с повреждением или другими дефектами резьбы. Не допускать попадание посторонних предметов и частиц.

В рекомендациях некоторых автопроизводителей можно встретить совет смазывать резьбу моторным маслом, что облегчает вкручивание болтов в место посадки. Однако нельзя допускать попадание масла в отверстия, особенно глухие. В таких случаях крепеж по инструкции выполнить невозможно.

Инструментарий

Из инструмента потребуется динамометрический ключ с калибровкой усилия (момент затяжки на разных автомобилях отличается) и торцевая головка под конкретный вид крепежа:

  • Щелчковый (пружинный или предельный) ключ. Предназначен для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. Щелчок, сообщающий о необходимости прекратить затяжку текущим моментом, раздается при срабатывании в ключе пружинного механизма при достижении требуемого усилия. При правильном использовании и корректном хранении щелчкового ключа погрешность не превышает 4%.

  • Стрелочный (торсиальный) ключ. Представляет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия/индикатором часового вида. Самый простой ключ в использовании. При проворачивании рычага стрелка указывает на текущий момент затяжки. К недостаткам можно отнести значительную погрешность (в диапазоне 5-20%) и потерю упругости сталью при длительном использовании, что не позволяет проводить регулировку.

  • Цифровой ключ. Самый точный инструмент среди всех ключей с погрешностью, не превышающей 1%. Такой ключ также называют цифровым адаптером. Благодаря точности затяжки болтов крепления ГБЦ применяется при монтаже резьбовых соединений, где требуется особая аккуратность.

  • Другие приспособления. Применение самодельных динамометрических ключей допускается в случаях, когда нет возможности использовать другие инструменты. Как правило, такие ключи состоят из трещотки и старых пружинных весов. Пружинные весы можно заменить на современные цифровые. Главный недостаток ― погрешность, значительно превышающая погрешность заводских динамометрических ключей. Происходит это из-за неправильной калибровки усилия.

Методы затягивания

Количество автопроизводителей, выпускающих моторы, достаточно велико. Несмотря на это, предусмотрено два варианта затягивания болтов головки:

  • затяжка в несколько подходов до определенного усилия с последующим двойным докручиванием до нужного угла;
  • затяжка в несколько подходов до нужного значения без выполнения докручивания.

Располагая информацией о типе болтов, выбирается метод затягивания. Первый из указанных методов используют для затяжки болтов с маркировкой TTY. Такая маркировка указывает на свойство растяжения. Благодаря упругой деформации выполняется укладка детали между блоком и головкой блока с компенсацией расширения элемента при нагревании. Для достижения требуемого результата крепежи переводятся в специальный режим, для чего нужно определить угол.

Для нерастягивающихся крепежей рекомендуется второй метод затягивания. Как правило, такой метод используется при ремонте старых автомобилей. К преимуществам такого метода относится возможность повторного использования. Однако при эксплуатации автомобиля необходимо постоянно докручивать крепеж.

Порядок выполнения работ

Существуют определенные нюансы при затягивании болтов разных автопроизводителей, однако в целом схема похожа. При строгом выполнении разработанного алгоритма работ негативных последствий возникнут не должно.

  • Изучить мануал автопроизводителя для определения последовательности и усилия затяжки.
  • Подготовить и проверить работоспособность динамометрического ключа.
  • Осмотреть поверхность головки и блока цилиндров, протереть ветошью или очистить сжатым воздухом.
  • Поставить прокладку ГБЦ на место, разместить сверху головку в соответствии с направляющими втулками.
  • Смазать резьбу болтов моторным маслом (если предусмотрено инструкцией).
  • Установить болты в отверстия и затянуть от руки.
  • Затянуть болты. Практически на всех автомобилях есть определенный порядок затяжки болтов: от центра ГБЦ к ее краям, крест на крест. В качестве примера: сначала затягивают два центральных болта правого и левого рядов, потом два болта слева от центральных, далее два болта справа от центральных, потом два болта, расположенных слева в обоих рядах, последними затягивают болты, находящиеся справа в обоих рядах.

Важно! Крепеж всегда выполняют в 3-4 подхода:

  • первый подход с усилием 3-4 кгс;
  • второй подход с усилием 7 кгс;
  • третий подход с усилием 9 кгс;
  • заключительный подход с усилием 11,5-12 кгс.

Также в инструкции может быть указано о необходимости дополнительной протяжки до определенного угла. После нескольких дней эксплуатации рекомендуется проверить усилие, с каким закручен крепеж. При показателях, отличающихся от номинальных, необходимо докрутить болты с использованием динамометрического ключа.

Ошибки при монтаже ГБЦ

Ошибку с необходимым усилием допускают при выполнении работы по монтажу ГБЦ без динамометрического ключа. Это приводит к неравномерному моменту. Усилие в подобных случаях будет недостаточным или чрезмерным, что приведет к деформации поверхности головки блока цилиндров или допуску прорыва газов, масла или охлаждающей жидкости. Последствия для двигателя в таких случаях бывают очень тяжелыми.

Соблюдение правил затягивания крепежных болтов ГБЦ и требуемого момента гарантирует долговечную и надежную работу установленных деталей. С учетом той роли, которую выполняет в двигателе газораспределительный механизм, отклоняться от точного соблюдения правил монтажа нельзя.

Каков порядок затяжки болтов головки блока цилиндров?

Значение всех элементов крепления в двигателе очень велико. Это аксиома. Не является исключением и затяжка болтов головки блока цилиндров.

Особенности затяжки болтов ГБЦ

Причина? А она проста. Просто подумайте о том, какие нагрузки испытывают все элементы крепления: постоянная вибрация, бешеные перепады температуры. В результате проведенных исследований получена цифра 5000 кг. и выше. Примерно такую нагрузку на разрыв при полном газу испытывает каждый болт двигателя.

Фото замены прокладки ГБЦ, agroparts.kz

Одним из главных условий, которые гарантируют правильные действия при ремонте ГБЦ или при замене прокладки ГБЦ, является соблюдение требований производителя. Разные модели двигателей имеют разный момент затяжки головки блока цилиндров. Также может отличаться и порядок затяжки головки блока цилиндров. В мануалах к каждой модели существуют рекомендации, и их необходимо выполнять.

На фото - схемы последовательности затяжки болтов ГБЦ, vwmotors.ru

Имея свои особенности, применительно к разным моделям, затяжка болтов головки блока цилиндров, имеет и нюансы, которые применимы к процедуре затяжки болтов ГБЦ вообще, и одинаковы для всех.

И желательно вам их знать, так как никто не гарантирует, что в сервисе вам сделают грамотно и как для себя.

На момент затяжки головки блока цилиндров влияют:

  • Смазка резьбы отверстий и самих болтов. Рекомендуется проводить смазку невязкими типами моторного масла.
  • Состояние резьбы, как отверстия, так и самого болта. Деформация и засорение резьбы перед затяжкой противопоказаны, это может привести к уменьшению силы сжатия прокладки со всеми вытекающими…
  • Новый болт или уже использовался. У нового болта сопротивление выше и показатели момента затяжки может быть искажёны. Желательно, чтобы при использовании новых болтов, затяжка болтов головки блока цилиндров, производилась после 2-3 циклов закручивания и раскручивания болтов. Рекомендуется затянуть болты на 50% от конечного момента затяжки и отпустить.

Фото последовательности затяжки болтов головки блока цилиндров, semerkainfo.ru

Особое внимание при затяжке болтов следует уделить точности инструмента, а именно, динамометрического ключа. Ключи с циферблатным индикатором, как удобны, так и точны. Но, они остро реагируют на падения и удары, как и любой точный инструмент.

Рекомендации к затяжке болтов головки блока цилиндров

  • Пользуйтесь Инструкцией производителя, в которой точно указаны момент и порядок затяжки головки блока цилиндров.
  • Состояние болтов должно быть безупречным. Не экономьте, и ни в коем случае не перерезайте резьбу. Ведь для себя делаете.
  • Резьба болта и отверстия должны быть чистыми. Проволочная щётка вам в руки.

На фото - как правильно затягивать болты ГБЦ, autorambler.ru

  • В случае «слепого» отверстия под болты, постарайтесь не перелить в них масла, иначе болт не станет на место до конца. И нелишним будет смазать резьбу пластичным герметиком, если отверстие выходит в систему охлаждения двигателя.
  • Болты типа TTY (как правило используются в двигателях с алюминиевыми ГБЦ) запрещены категорически к повторной затяжке, так как возможны их разрывы. Их повторное применение также не сможет обеспечить нужного сжатия прокладки, а это значит – течь.

Фото затягивания болтов ГБЦ, тойота-люблино.рф

  • Устанавливая прокладку, обязательно уточните в спецификации производителя прокладки величину момента затяжки. Если у вас есть прошлый опыт замены прокладок, то забудьте о нём. Каждый двигатель имеет свою специфику.
  • Возвращаясь к болтам типа TTY, нужно акцентировать ваше внимание, что для них существует чёткий градус, а не момент затяжки болтов головки блока цилиндров. То есть, вам понадобится инструмент с индикатором угла.

На фото - протяжка болтов головки блока цилиндров своими руками, autoshcool.ru

  • Дотяжка или протяжка болтов, в случае необходимости производится для двигателей: с чугунными ГБЦ на горячем, а с алюминиевыми ГБЦ на остывшем до комнатной температуры.

Удачи вам при затяжке головки блока цилиндров своими руками.

Мнение эксперта
Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

При затяжке болтов ГБЦ многие по неопытности и незнанию могут допустить массу ошибок, способных стать причиной серьезных ремонтных работ в будущем. Нередко неправильная затяжка приводит к повреждениям и деформации как ГБЦ, так и блока. Самыми распространёнными ошибками считается попадание масла в колодцы для болтов, работа с неподходящими по размеру или изношенными торцевыми головками для динамометрического ключа или затяжка вовсе без него, перетяжка болтов мои нарушение порядка затяжки, а также использование болтов неподходящего размера (длинные или наоборот короткие).

Нередко колодцы, куда закручиваются болты, покрываются ржавчиной или забиваются грязью, очистить их не всегда получается. Заливать в них масло категорически запрещается, ровно, как и закручивать болты в грязные отверстия, в противном случае добиться нужного усилия невозможно. Маслом можно смазать только резьбу непосредственно на болтах. Нередко бывали случаи, когда при игнорировании этих советов колодец разрушался, а это грозит заменой блока цилиндров, т. к. отремонтировать его получается не всегда.

Затягивать без динамометрического ключа нельзя, ни при каких обстоятельствах, закручивание болтов «на глаз» почти всегда совершается с превышением допустимого усилия, это приводит к поломке болтов и ремонту блока цилиндров. Также рекомендуется всегда использовать новые болты, даже если вы старые выглядят идеально, дело в том, что они имеют свойство вытягиваться после затяжки.

Как правильно затягивать болты

Как правильно затягивать болты

Затягивание большей части болтов , гаек и других соединений следует производить с усилиями, определяемыми требованиями конкретных спецификаций и инструкций (под усилием затягивания крепежа следует понимать прикладываемый к нему крутящий момент). Если переборщить с затягиванием, то это может привести к нарушению целостности крепежного соединения, а недотягивание приведет к ненадежности крепежного соединения. Болты , винты и шпильки , в зависимости от материала, марки стали и класса прочности, из которого они изготовлены, и диаметра резьбовой части, обычно имеют строго определенные допустимые усилия затягивания.

Маркировка класса прочности болтов (вверху – дюймовые /SAE/USS, внизу – метрические)

Маркировка болтов и гаек дюймовых и метрических

Строго придерживайтесь приведенных рекомендаций по усилиям затягивания применяемого на автомобиле крепежа. Для тех случаев, когда нет под рукой нет никаких спецификаций и руководств, можете пользоваться приведенной ниже таблицей допустимых крутящих моментов. Приведенные в таблице значения ориентированы на крепеж высоких классов прочности (крепеж более высокого класса допускает затягивание с большим усилием), кроме того, подразумевается, что производится затягивание сухого (с несмазанной резьбой) крепежа, ввернутого в стальную или литую (не алюминиевую) деталь.

Резьбы американского стандарта

Расположенный по периметру какого-либо агрегата крепеж (такой как болты головки цилиндров, поддона картера и различных крышек) во избежание деформации детали должен откручиваться и затягиваться в строго определенном порядке. Если специальный порядок не оговорен, то во избежание искривления компонента, следует придерживаться приведенной ниже инструкции.

[list type=”bolt”]
[list_item]На первой стадии все болты или гайки должны быть затянуты от руки.[/list_item]
[list_item]Каждый из элементов крепежа по очереди дотягивается еще на один полный оборот, причем переход от одного болта или гайки к другому должен осуществляться в диагональном порядке (крест-накрест).[/list_item]
[list_item]Вернувшись к первому элементу, следует повторить процедуру в том же порядке, затягивая крепеж еще на пол-оборота.[/list_item]
[list_item]Продолжайте выполнение процедуры, дотягивая каждый элемент теперь уже на четверть оборота за один подход до тех пор, пока все они не окажутся затянутыми с требуемым усилием.[/list_item]
[list_item]При откручивании крепежа следует действовать в аналогичной манере, но в обратном порядке.[/list_item]
[/list]

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения?

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны. Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.

Как правильно затягивать болты ГБЦ – видео

Затяжка динамометрическим ключом

Как правильно затягивать болты

Самый главный инструмент для контроля момента затяжки крепежных элементов – это динамометрический ключ. Он представляет собой гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы).

Существуют несколько видов динамометрического ключа:

Индикаторный динамометрический ключ

Индикаторный – при затягивании он показывает прилагаемую силу в цифровом виде на дисплее или с помощью стрелки на шкале. Но стоит учитывать, что у индикаторных динамометрических ключей погрешность поставляет от 6 до 8%.

Цифровой динамометрический ключ

Цифровой – он представляет собой дочерний вид индикаторного ключа, но отличительной особенностью его является то, что он показывает момент затяжки на жк-экране. Также они могут быть оснащены звуковым оповещением, экспорт данных на компьютер и другие примочки и фишки. Погрешность такого вида динамоментрического ключа составляет до 1%.

Предельный динамометрический ключ

Предельный – отличительной чертой такого ключа является то, что после установки необходимого предела момента затяжки и ее достижении – используется щелчковый механизм и прекращается затяжка. Погрешность такого вида ключа составляет 4%.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

1. Перед тем, как начать затягивать, необходимо подобрать нужное усилие при закручивании. Единица усилия необходимо выставить на основной шкале динамометрического ключа. К примеру, если нужно выставить 50 Нн, то на шкале нужно выставить 48 Нм.

2. На второй второстепенной шкале нужно выставить усилие в 2 Нм и в сумме у нас получится требуемые 50 Нм.

3. Далее затягивает болт или гайку с использование головки нужного размера. Когда вы достигнете усилия в 50 Нм, то услышите щелчок и затягивание прекратится.

Дорогие друзья, теперь вам известны самые главные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если так получилось, что под рукой нет динамометрического ключа, но есть необходимость затянуть что-либо в автомобиле, то лучше приобрести ключ или одолжить у кого-нибудь. В самом крайнем случае можно воспользоваться самодельным динамометрическим ключом, но не стоит затягивать гайки / болты “на глаз”.

Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.

Статьи

Высокопрочные болты: описание, преимущества, разновидности

Высокопрочные болты: описание, преимущества, разновидности

Как открутить гайку ступицы

Как открутить гайку ступицы

Почему болты и гайки откручиваются самопроизвольно

Почему болты и гайки откручиваются самопроизвольно

Фланцевые болты: виды, особенности, назначение

Фланцевые болты: виды, особенности, назначение

Категории товаров

  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Audi
  • BMW
  • Cadillac
  • Chery
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
  • Daewoo
  • Dodge
  • Fiat
  • Ford
  • Honda
  • Hyundai
  • Infiniti
  • Jeep
  • Kia
  • Lada
  • Land Rover
  • Lexus
  • Lifan
  • Man
  • Mazda
  • Mercedes
  • Mini Cooper
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot
  • Renault
  • Rover
  • Saab
  • Seat
  • Skoda
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • Болты
    • Болты ГБЦ
    • Болты для проставок
    • Болты для составных (разборных) дисков
    • Болты М7
    • Болты маховика
    • Болты нестандартные
    • Болты Новинки
    • Болты ремня безопасности
    • Болты рычага
    • Болты с квадратным подголовником
    • Болты с неполной резьбой
    • Болты с полной резьбой
    • Болты с прессшайбой
    • Болты с фланцем
    • Болты суппорта
    • Болты топливные (штуцерные)
    • Болты форсунки
    • Болты шаровой опоры
    • Болты шкива коленвала
    • Болты шлицевые
    • Шпильки забивные
    • Винты М7
    • Винты нестандартные
    • Винты с полукруглой головкой
    • Винты с потайной головкой
    • Винты с цилиндрической головкой
    • Винты тормозного диска
    • Гайки высокие (переходные)
    • Гайки коллекторные
    • Гайки колпачковые
    • Гайки медные и омедненные
    • Гайки нестандартные
    • Гайки Новинки
    • Гайки с фланцем
    • Гайки с фланцем самоконтрящиеся
    • Гайки самоконтрящиеся
    • Гайки стандартные
    • Гайки ступичные
    • Гайки-барашки
    • Гайки-заклепки
    • Метчики
    • Наборы для восстановления резьбы
    • Плашки
    • Брызговики-подкрылки
    • Внутренняя отделка
      • Внутренняя отделка (багажный отсек)
      • Внутренняя отделка (боковины)
      • Внутренняя отделка (двери)
      • Внутренняя отделка (потолки)
      • Внутренняя отделка (сиденья)
      • Внутренняя отделка (шумоизоляция)
      • Панель приборов — торпеда
      • Колесные болты
        • Конусные колесные болты
        • Плоские колесные болты
        • Сферические колесные болты
        • Конусные колесные гайки
        • Плоские колесные гайки
        • Сферические колесные гайки
        • Болты из нержавеющей стали
        • Винты из нержавеющей стали
        • Винты с полукруглой головкой и фланцем
        • Винты с полукруглой головкой под шестигранник
        • Гайки из нержавейки
        • Гровера из нержавейки
        • Саморезы из нержавейки
        • Шайбы из нержавейки
        • Банджо-фитинги
        • Внутренние стопорные кольца
        • Заглушки ГБЦ
        • Наружные стопорные кольца
        • Пресс-масленки (тавотницы)
        • Пробка поддона
        • Разный крепеж для авто
        • Шпильки высокопрочные
        • Шпильки коллекторные
          • Ремонтные шпильки
          • Саморезы с полукруглой головкой
          • Саморезы с потайной головкой
          • Саморезы с пресс шайбой
          • Саморезы с фланцем
          • Саморезы с цилиндрической головкой
          • Хомуты mini
          • Хомуты пружинные
          • Хомуты силовые
          • Хомуты червячные
          • Хомуты червячные с пружинной вставкой
          • Хомуты червячные широкие
          • Хомуты шрусовые
          • Хомуты шрусовые широкие
          • Шайбы гроверные
          • Шайбы плоские
          • Шайбы стальные с резиновым кольцом
          • Шайбы уплотнительные
          • Шайбы форсунки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *