Определим массу груза который может поднять башенный
Перейти к содержимому

Определим массу груза который может поднять башенный

  • автор:

Определение массы и расположения центра тяжести груза

Стропальщик должен уметь определять массу и центр тяжести груза с целью обеспечения безопасности погрузо-разгрузочных работ.

Под массой груза следует понимать (скалярную, ненаправленную) физическую характеристику тела, являющуюся мерой его инерционных и гравитационных свойств. Значения массы тела не зависят от ускорения свободного падения в пункте определения. В состоянии покоя ее определяют взвешиванием на рычажных весах. Результат взвешивания показывает сравнительную с массой гирь величину, выраженную в единицах массы — граммах (г), килограммах (кг), тоннах (т).

Под силой тяжести следует понимать векторную (направленную) величину, определяющую силу притяжения тела к Земле или к другому небесному телу. Значение силы тяжести зависит от ускорения свободного падения в пункте измерения. Сила тяжести на полюсе больше, а на экваторе меньше. По мере удаления тела от поверхности Земли его сила тяжести уменьшается. Эту величину измеряют с помощью динамометра в условиях относительного покоя тела. Силу тяжести, как и любую другую силу, выражают в единицах силы — ньютонах (Н), килоньютонах (кН) и других дольных и кратных значениях этой величины.

Вес тела — сила, с которой тело действует вследствие силы тяжести к Земле на опору (или подвес), удерживающую его от падения. Вес тела равен его силе тяжести, если опора и тело неподвижны относительно Земли. Единица веса (и силы тяжести) в Международной системе единиц (СИ)—ньютон (Н).

Под грузоподъемностью крана, автопогрузчика, электрокара следует понимать максимальную массу груза, которую способно в один прием поднять, переместить или перевезти транспортное средство.

Грузоподъемность, как и масса, — скалярная величина и измеряется единицами массы — грамм (г), килограмм (кг), тонна (т).

Грузоподъемная (подъемная) сила (по аналогии с силой тяжести) — величина, характеризующая способность транспортного средства преодолевать при подъеме или перемещении массу груза. Единицами грузоподъемной силы служат ньютоны (Н), килоньютоны (кH) и другие дольные и кратные значения ньютона.

Перед строповкой груза, предназначенного для перемещения, стропальщик должен определить его массу. Массу изготовленной на заводе продукции проставляют на чертежах изделий. Массу оборудования, приспособлений, механизмов указывают в табличке, прикрепленной к раме или станине. Если груз упакован, то массу его указывают на обшивке. Однако массу груза, подлежащего перемещению, стропальщику часто приходится определять визуально. Удельная масса часто встречающихся материалов приведена ниже, кг/м 3

Земля, глина Песчаник

Для определения массы груза используют следующие формулы:

для простых грузов Q=mV;

для сложных грузов Q=mVi,

где Q — масса груза; т — удельная масса, численно равная плотности материала; V объем груза; Vt — объем отдельных частей груза;  — сумма всех частей груза.

Объем правильных геометрических фигур приведен в табл. 1.

Пример. Определим массу слитка, размеры которого приведены на рис. 6.

Разбиваем условно слиток на три усеченных конуса и определяем объем каждого. Для этого в табл. 1 находим формулу объема усеченного конуса

V= (3,14/3) h (R 2 + r 2 + Rr)

Находим объемы каждого элемента слитка

V1. ~ (3,14/3) 1,700 [0,55 2 + 0,45 2 + 0,55-0,45] 1,34 м 3 ;

V2 ~ (3,14/3) 0,05 [0,55 2 + 0,42 2 + 0,55-0,42] ~ 0,04 м 3 ;

Vз ~ (3,14/3) 0,4 [0,42 2 + 0,4 2 + 0,42-0,4]  0,21 м 3 .

Определяем суммарный объем слитка

V=V1+V2+V3 = 1,34+0,04+0,21 = 1,59 м 3 .

Принимаем удельную массу слитка равной 7,8 т/м 3 , тогда масса слитка

Q = mV = 7,8-1,59~ 12,4 т.

При выборе мест строповки груза возникает _необходимость определить расположение центра тяжести поднимаемого груза. Если при строповке это не учитывать, то возможны аварийные ситуации, связанные с перегрузкой отдельных ветвей стропов, грузоподъемных средств; потерей устойчивости и опрокидыванием поднимаемого объекта.

Положение центра тяжести различных геометрических тел находят по координатам хц.Т, yц.т, zц.т, определяемым по формулам

хцТ,=Qixi /Q , yц.т, =Qiyi /Q zц.Т,=Qizi /Q

где хц.т, yц.т, zц.т, — расстояние от центра тяжести тела до плоскости, проходящей перпендикулярно измеряемой оси через центр координат, м; xi,-, yi, ziрасстояние от центра тяжести отдельной рассматриваемой части тела до той же плоскости, м; Q общая масса тела, т; Qi:— — масса отдельной рассматриваемой части тела, т.

Координаты центра тяжести правильных геометрических фигур приведены в табл.1

Пример. Определим расположение центра тяжести стального слитка, изображенного на рис. 1.

Условно разбиваем слиток на три правильных усеченных конуса. По табл. 1 находим формулы, определяющие их координаты расположения центра тяжести. Плоскость отсчета принимаем проходящей через нижнее основание слитка -перпендикулярно его оси. Из предыдущего примера известно, что отдельные части слитка имеют массу q1 = 10,45; Q2 =0,31; Q3=1,64 т, общая масса 12,4 т. Учитывая, что слиток симметричен относительно своей оси, определяем расположение только координаты zцт, Координаты xцт, уцт будут расположены на оси. Формула для определения координаты zцт усеченного конуса имеет вид

zцт =h[(R 2 +2Rr+3r 2 )/(R 2 +Rr+r 2 )]/4

Рис. 1. Схема слитка

Величину z1 ` до принятой плоскости отсчета определяют как разность 1,7 — z1 = l,7 — 0,77=0,930 м. Зная h2=0,05 м; R2=0,55 м; г2=0,425 м, имеем

До принятой плоскости отсчета z2 определяют как сумму 1,7+z2==1,7+0,02=1,72 м.

До принятой плоскости отсчета zз определяют как сумму 1,7+0,05+0,176= 1,926м.

Определяем расположение центра тяжести по формуле

подставляя в формулу соответствующие значения, находим расстояние между центром тяжести и началом координат

zцт = (10,45-0,93+ 0,31-1,72+ 1,64.1,926)/12,4 = 1,081 м.

Таблица 1. Объем и расположение центра тяжести простых геометрических тел

Наименование

Изображение

Положение центра тяжести

Рис. 1

V = a 3

x = а/2, у = а/2,

х = у = z = а/2

Прямоугольный параллелепипед

V = abc

x = а/2, у = c/2,

х = r , y =0 , z = b/2

V = 3,14 xr 2 h

х = г, у= 0, г = h 2 /2

V = 3,14/D 3 /6

Если оси координат про» ходят через центр шара, то x=у=z=0 (центр тяжести совпадает с цент« ром шара)

V=3,14/12Hx

x(2D 2 + d 2 )

х = у = 0, z=H/2

V= 3,14/12D2H

x = у = 0, z=H/4

Усеченный конус

V=(3,14H/3)x(R 2 +r 2 +Rr)

х = у= 0

z = H/4 [(R 2 + 3r 2 +2Rr)/(R 2 +r 2 +Rr)

V=(Fh)/3, где F площадь основания многоугольника

х = у = 0, z=h/4

+ Ff]/3

x = y = 0, z= h/4[F +

+ 2Ff + 3f/F] Ff+f

V = 3,14R 2 (h1+h2)/2

Определив расстояние центра тяжести от принятого начала координат, его переносят на поднимаемый груз и делают пометку мелом или другим способом.

Места застроповки груза должны располагаться симметрично центру тяжести таким образом, чтобы отвесная прямая, проходящая через центр тяжести, размещалась между местами застроповки. Чем больше расстояние между местами застроповки, тем устойчивее положение груза при прочих равных условиях.

На упакованных грузах расположение центра тяжести указывают на упаковке.

В тех случаях, когда конфигурация груза вызывает затруднения при расчете положения центра тяжести, а его необходимо определить, то можно использовать практический прием. После определения массы груза подбирают соответствующий строп и им приподнимают груз за один из краев. На приподнятом грузе на двух плоскостях проводят отвесные линии как продолжение ветви стропа. Затем груз опускают и приподнимают за другой конец. На тех же плоскостях снова проводят отвесные прямые. Точки пересечения отвесов определяют расположение центра тяжести определяемого груза.

В тех случаях, когда стропальщик затрудняется определить массу перемещаемого груза и расположения центра тяжести, он обязан обратиться за уточнением к своему бригадиру, мастеру или руководителю работ.

При монтаже несущих конструкций ОПЗ из двух возможных схем перемещения стрелового крана — вдоль пролетов или поперек пролетов -обычно выбирают первую, так как путь крана в этом случае гораздо короче. При монтаже стеновых панелей стреловой кран движется снаружи по периметру здания. При строительстве многоэтажных жилых и гражданских зданий башенный кран обычно передвигается снаружи здания вдоль длинной его стороны. Монтаж ведется в направлении «на кран», то есть в первую очередь устанавливаются наиболее удаленные от крана конструкции. В многоэтажных промышленных зданиях башенный или стреловой кран может перемещаться внутри здания, монтируя его на всю высоту «на себя» с постепенным выездом за пределы здания.

При совместной работе нескольких монтажных кранов схема движения разрабатывается с учетом требований техники безопасности. Здание разбивают на монтажные зоны по числу работающих кранов, в пределах каждой зоны разрешается работа только одного из них. Другой в это время должен работать в своей монтажной зоне или простаивать.

4) Рабочая привязка монтажных кранов и подъемников — это установление точного взаимного расположения возводимого здания и грузоподъемных машин. Правильная привязка обеспечивает требуемый «охват» всего объекта монтажными машинами и безопасные условия производства работ.

Рабочая привязка башенных кранов состоит в поперечной и продольной привязке крана, подкрановых путей и их ограждений.

Поперечная привязка при возведении надземной части здания заключается в определении расстояния от оси подкрановых путей до ближайшей к крану грани строящегося здания (рис.2: 1 — строящееся здание; 2 — инвентарное ограждение путей; 3 — склад; 4 — водоотводная канава). Это расстояние зависит от конструктивного исполнения крана и ширины колеи. У кранов с поворотной башней наиболее приближены к зданию поворотная платформа или нижний противовес. Привязка таких кранов осуществляется по формуле:

где В — минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани здания (м );

Rпов — радиус поворотной части или противовеса, принимают по справочникам или таблице 1 (м );

1без — минимально допустимое расстояние по горизонтали между выступающей частью крана и зданием, принимается на высоте до 2 м от уровня земли не менее 0,7 м; на высоте более 2 м — не менее 0,4 м.

Краны с неповоротной башней могут располагаться ближе к зданию, поскольку механизм поворота и противовесная консоль располагаются выше строящегося объекта. У этих кранов наиболее приближенной к зданию является ходовая часть, для них:

В = 0,5 Ьк + b + 1без ,

где Ьк — ширина колеи крана ( м);

b — величина выступающей за колею ходовой части (м),

определяется по паспорту крана или таблице 2 .

Привязку башенных и рельсовых стреловых кранов при возведении подземной части здания у неукрепленных котлованов и траншей производят исходя из глубины выемки h и вида грунта, что обеспечивает расположение машин за пределами призмы обрушения (рис.3). Безопасное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до оси ближайшего рельса определяется по формуле:

где 1б — минимальное расстояние от основания откоса выемки до нижнего края балластной призмы; для песчаных и супесчаных грунтов 1б > l,5h + 0,4; для глинистых и суглинистых грунтов 1б > h + 0,4(м); 1р — расстояние от нижнего края балластной призмы до оси рельса (м), определяется по формуле:

hб — высота слоя балласта под полушпалами (м), зависит от вида

балласта и типа крана (таблицы 1,2);

0,05 — углубление полушпалы в балласт (м);

m — показатель крутизны откосов балластной призмы, для щебня и гравия m =1,5;

для песка и шлака т=2;

0,2 — минимально допустимое расстояние от верхнего края балластной призмы до конца полушпалы (м);

1ш — длина деревянной полушпалы, 1ш = 1,35 м.

Поперечную привязку ограждений подкрановых путей к наружному рельсу производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждением.

Для кранов с поворотной башней расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения определяют по формуле:

При привязке ограждений башенных кранов с неповоротной башней учитывается выступающая за колею ходовая часть:

Крайние из этих засечек определяют положение крайних стоянок, а измеренное по чертежу в соответствии с принятым масштабом расстояние и есть 1кр. На стройгенплане крайние стоянки должны быть обозначены и привязаны к осям здания (рис.4: 1- крайние стоянки; 2 — привязка крайних стоянок к оси; 3 — контрольный груз; 4 — место установки тупика; 5 — конец рельса; 6 — база крана; 7 — шкаф электропитания ).

Длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длине полузвена (6,25 м). Минимально допустимая длина путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет два звена (25 м). Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять условию: Ln.n = 6,25пзв > 25 м, где nзв — число полузвеньев. Например, если по расчету длина путей составляет 40 м, следует принять Ln.n=43,75 м (7 полузвеньев).

При необходимости кран может быть установлен и на одном звене, то есть на приколе. В этом случае для исключения просадки подкрановых путей звено должно быть уложено на жестком основании, например, на специальных сборных железобетонных конструкциях.

При продольной привязке ограждений подкрановых путей на стройгенплане должно быть показано место нахождения контрольного груза для проверки ограничителей грузоподъемности. При этом выдерживается минимальное расстояние 1 м :

— от конца рельса до ограждения;

от конца рельса до контрольного груза;

от контрольного груза до ограждения.

На стройгенплане показывается шкаф электропитания крана, который устанавливается за ограждением с наружной от здания стороны кранового пути.

Рабочая привязка самоходных стреловых кранов заключается в нанесении на стройгенплан осей их движения и стоянок. Установка и работа гусеничных, пневмоколесных и автомобильных кранов вблизи котлованов и траншей с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта. Безопасное расстояние от основания откоса выемки до оси перемещения крана 1без определяется по формуле:

где 1оп — минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса до оси ближайшей к выемке гусеницы, колеса или выносной опоры ( м), принимается по таблице 3;

bк — ширина колеи крана (м), принимается по таблицам 4,5. При монтаже подземной части объекта самоходный стреловой кран обычно передвигается вдоль бровки траншеи или котлована. На выносных опорах пневмоколесные и автомобильные краны устанавливаются по направлению движения, при этом продольная ось крана совпадает с осью движения (рис.5).

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы расстояние между поворотной частью крана и строениями, штабелями и другими предметами было не менее 1 м [6]. Привязка крана при монтаже надземной части здания осуществляется по формуле:

где В — минимальное расстояние от оси движения крана до наружной

Rпов — радиус поворотной части (м), принимается по табл. 4,5.

Рабочая привязка строительных подъемников производится так, чтобы основные конструкции, материалы, изделия и оборудование могли подаваться средствами горизонтального транспорта в зоны их действия без перегрузок. Стационарные подъемники обычно располагаются на границе или середине захваток, что удобно с точки зрения обслуживания грузоподъемных машин.

5) Зоны влияния определяют после привязки строительных машин с целью обеспечения требований безопасности труда. При организации строительной площадки устанавливают опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К зонам постоянно действующих опасных факторов относятся зоны перемещения монтажных и грузоподъемных машин, их частей и рабочих органов; зоны, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Эти зоны во избежание доступа посторонних лиц ограждаются защитными ограждениями панельной или панель-стоечной конструкции. К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания. Эти зоны для предупреждения об опасности ограждаются сигнальными ограждениями из проволоки или каната по стойкам. Защитные и сигнальные ограждения должны соответствовать ГОСТ Р 51 248 — 99. Следует устанавливать и обозначать на стройгенплане следующие опасные для людей зоны: -монтажную;

— зону обслуживания краном;

— опасную зону работы крана;

-опасную зону подкрановых путей или опасную зону поворотной платформы;

— опасную зону работы подъемника.

Монтажной зоной называют пространство, в котором возможно падение элементов при их установке и закреплении. Эта зона является потенциально опасной. Согласно действующим нормативам, границы этой зоны устанавливаются от внешнего контура здания и зависят от его высоты (табл.6; рис. 6а). В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, складировать конструкции и материалы здесь нельзя. Проход

людей через монтажную зону к строящемуся зданию устанавливают со стороны, где не работает кран; направление прохода на стройгенплане показывают стрелками в соответствии с принятыми условными обозначениями. Места проходов через эту зону защищают сплошными навесами шириной не менее ширины входа с вылетом не менее 2 м от стены здания. На стройгенплане монтажную зону обозначают пунктирной линией.

Все рассматриваемые ниже зоны влияния относятся к зонам постоянно действующих опасных производственных факторов.

Зона обслуживания краном — это пространство, описываемое крюком крана на максимальном необходимом для работы вылете. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом Rмакс и соединения их прямыми линиями (рис. 6 ). Для стреловых кранов зона обслуживания тоже определяется максимальным рабочим вылетом стрелы, но показывается по отдельным стоянкам. На стройгенплане обозначается утолщенной сплошной линией.

Опасная зона работы крана — это пространство, в котором возможно падение груза при его перемещении с учетом рассеивания при падении. Рассеивание может быть вызвано раскачиванием груза на крюке при движении крана и под давлением ветра.

Для башенных кранов границу опасной зоны Ron определяют по формуле:

Rоп = Rмакс + 0,51макс + 1без ,

где Rмакс — максимальный рабочий вылет стрелы крана ( м );

1макс — длина наибольшего перемещаемого груза (м);

1без — дополнительное расстояние для безопасной работы, зависит от высоты подъема груза и устанавливается в соответствии со СНИП [ 2 ] ( табл.6; рис.бв ).

Опасная зона подкрановых путей башенных кранов определяется при поперечной привязке ограждений ( рис.7: 1 — знак безопасности №3 на границе опасной зоны с обозначением его номера 2.7 по ГОСТу; 2 — груз; 3 — ось подкрановых путей; 4 — инвентарное ограждение подкрановых путей и знак безопасности №4 с обозначением его номера 1.3 по ГОСТу ). На стройгенплане с помощью условного обозначения показывают инвентарное сетчатое ограждение подкрановых путей с калиткой для прохода машиниста.

Зону обозначают на стройгенплане штрихпунктирной линией ( рис.бг, табл.8).

Технические характеристики строительных подъемников

Высота подъема, м

Габаритные размеры платформы (кабины), м

Опасная зона поворотной части стреловых кранов определяется по формуле:

Яоп.пов = RnoB + 1 (м),

Расчет приводится в пояснительной записке, зона на стройгенплане не показывается. На местности эту опасную зону обозначают инвентарной переставной обноской из проволоки по стойкам.

Опасная зона работы подъемника (А) — это пространство, в котором возможно падение поднимаемого груза. При высоте подъема груза Н до 20 м зону следует принимать не менее 5 м от габаритов подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту величина зоны составляет:

Зону обозначают на стройгенплане штрихпунктирной линией ( рис.бг, табл.8).

6) Ограничения в работу вводят при совместном использовании на объекте нескольких кранов и при работе в стесненных условиях.

Совместная работа нескольких механизмов в одной монтажной зоне, как правило, запрещена. В случае производственной необходимости одновременная работа допускается при условии осуществления специальных мероприятий по технике безопасности.

Если краны расположены с двух сторон здания, совместная работа должна быть организована так, чтобы траектории движения их стрел не пересекались. Тогда минимальное расстояние между осями вращения кранов при их предельном сближении определяется по формулам:

— для башенных кранов

— для стреловых кранов

где — L1, L2 — вылеты стрел при совместной работе (м);

ll, 12 — максимальный горизонтальный размер монтируемых конструкций (м);

Δ1, Δ2 — отклонение конструкций от вертикали при вращении стрелы:

Δ = 900L / (900 – ω 2 H) — L

ω — максимальная частота вращения поворотной части (мин -1 ) [3]; ориентировочно можно принять: для башенных кранов- ω=0,7; для гусеничных- ω=0,3; для пневмоколесных- ω=1,2; для кранов на спецшасси автомобильного типа- ω=1,6; для автомобильных кранов- ω= 2,0;

Н — высота подъема конструкции (м);

Δб — возможное отклонение от вертикали башни крана в результате ее податливости и уклона пути, Δб =0,5 м.

Пример. С двух сторон здания на монтаже плит покрытия длиной 1 = 6 м работают два башенных крана КБ-100. Вылет при совместной работе L = 20 м, высота подъема плит Н = 33 м. Максимальная частота вращения башни крана ω = 0,7 мин -1 .

Расчет: Δ = 900* 20/ (900 — О,7 2 х33) — 20 = 0,37 м

С = 20 + 20 + 1/2(6 + 6) + 0,37 + 0,37 + 2*0,5 = 47,74 м.

Расстояние между крюками должно быть не менее 47,74 – 20х2 = 7,74 м.

Если монтаж конструкций ведется двумя кранами, расположенными с одной стороны, то это та сторона здания, где нет входов в него. При сближении башенных кранов, установленных на общих рельсовых путях, требованиями техники безопасности предусматривается установка концевых выключателей механизмов передвижения для остановки кранов на расстоянии не менее 5 м между перемещаемыми грузами или выступающими конструкциями кранов.

При работе монтажного крана в стесненных условиях приходится вводить ограничения на определенные рабочие движения крана, например, на поворот башни во избежание проноса груза над действующей городской магистралью. Ограничения могут быть принудительными или условными, их показывают на стройгенплане или прилагаемых к нему схемах.

Принудительные ограничения зоны обслуживания применяют при работе кранов с электрическим приводом (башенных, козловых). Эти ограничения осуществляются установкой концевых выключателей, при срабатывании которых независимо от действий машиниста происходит остановка определенного механизма и исключается пронос груза в зону ограничения. На башенных кранах устанавливают концевые выключатели механизмов передвижения крана и тележки, поворота стрелы, изменения вылета. При ограничении поворота стрелы после срабатывания выключателей расстояние до зоны ограничения должно быть не менее тормозного пути стрелы крана с максимальным грузом (указан в паспорте крана, можно принять 2 м). В этом случае на стройгенплане обозначают:

угол ограничения а, который проставляется в запрещенном секторе;

места расположения предупреждающих знаков Ml, которые устанавливают на расстоянии тормозного пути до места срабатывания концевых выключателей;

линию запрещающих знаков №2, устанавливаемых по контуру зоны ограничения (рис.8,9).

Условные (визуальные) ограничения зоны обслуживания применяются при работе башенных и стреловых самоходных кранов; они рассчитаны на внимание крановщика и стропальщиков. На местности зону ограничения обозначают хорошо видимыми с крана красными флажками, а в темное время суток- гирляндами из красных ламп. На стройгенплане показывают:

места расположения предупреждающих знаков №1, которые устанавливают на расстоянии тормозного пути до линии ограничения;

линия запрещающих знаков М2, т.е. линия ограничения, пронос груза за которую запрещен;

запись об условиях работы крана, «крановщик обязан остановить груз, не доходя 1 метра до предупреждающего знака №1,далее до места установки груза перемещать его повторными короткими включениями «.

Грузоподъемность – определение, расчет, прочие параметры кранов

Грузоподъемность – основная характеристика, на которую обращают внимание при покупке оборудования и выборе его для выполнения строительных и разгрузочно-погрузочных работ.

Что такое грузоподъемность?

Грузоподъемные характеристики автокрана Liebherr LTM 1350

Грузоподъемные характеристики автокрана Liebherr LTM 1350

Грузоподъемность крана – это основной параметр, определяющийся по максимальному весу груза, который может поднять оборудование, сохранив при этом прочность и устойчивость. У техники стрелового типа грузоподъемностью обозначают массу, которую она может поднять на минимальном вылете – чем больше он увеличивается, тем меньшую массу выдерживает стрела.

Во многом этот параметр определяется грузовым моментом. Он рассчитывается как произведение вылета в метрах на массу груза. Единица измерения – тоннометры. Длину вылета стрелы определяют от вертикальной оси, проведенной через центр тяжести груза, до оси вращения, проведенной через портал или опорную тележку.

Виды грузоподъемных кранов

Классификацию проводят по грузозахватному механизму, возможности движения, виду шасси и привода. По конструкции грузоподъемные краны подразделяют на такие типы:

  • стреловые – орган для захвата материалов присоединен к тележке или стреле;
  • мостовые – тот же принцип присоединения с перемещением по мосту;
  • кабельные – перемещение грузовой тележки с грузозахватным органом по несущему канату на опорах.

Первый тип наиболее обширный: башенные, автомобильные и пневмоколесные, гусеничные, консольные, настенные, манипуляторы. Ко второму типу относят козловые и мостовые грузоподъемные устройства.

Виды грузоподъемных кранов

Виды грузоподъемных кранов

Еще одна классификация грузоподъемных кранов позволяет поделить технику на такие группы:

  • по грузозахватному оборудованию: крюковые, копровые, закалочные, штыревые, грейферные, контейнерные;
  • по способности к перемещению: стационарные, переставные, мобильные, самоходные, прицепные;
  • по виду шасси: гусеничные, колесные, автомобильные, рельсовые, на спецшасси др.;
  • по приводу: электрические, механические, ручные, гидравлические и др.

Допускаются и другие классификации подъемной техники.

Кран гусеничныйГидравлический кранКран мостовой крюковойСтационарный башенный кран

Основные параметры

Грузоподъемность крана – не единственная характеристика, по которой выбирают технику. Внимание обращают и на такие характеристики:

  • вылет стрелы – расстояние от оси вращения поворотной части до вертикальной оси устройства грузозахвата;
  • высота подъема – расстояние от захватного оборудования до пола по вертикали;
  • глубина опускания – расстояние от уровня стоянки от захватного устройства в его начальном рабочем положении;
  • скорость подъема/опускания – темп перемещения груза по вертикали.

Грузовысотные характеристики крана ДЭК-401

Грузовысотные характеристики крана ДЭК-401

Эти и другие параметры должны быть указаны в техническом паспорте вместе с условиями эксплуатации. Используются для составления производственной инструкции стропальщику и крановщику.

Видео по теме: Башенный кран с самой большой грузоподъемностью в мире

Оставьте заявку на поиск лучшей цены

Заполните форму ниже и Вам перезвонит менеджер и проконсультирует Вас по любым вопросам и подберет лучшую цену в России

zakaz

specavtokran

Грузоподъемность – определение, расчет, прочие параметры кранов

Похожие публикации

Задачи и особенности работы стропальщика

Задачи и особенности работы стропальщика

Актуальность профессии крановщика в современном мире

Актуальность профессии крановщика в современном мире

Что подразумевается под правами и обязанностями стропальщика

Что подразумевается под правами и обязанностями стропальщика

Приборы безопасности автокрана

Приборы безопасности автокрана

Расчет и определение опасной зоны при работе крана

Расчет и определение опасной зоны при работе крана

Добавить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

На какую высоту и какой вес груза может поднимать автокран?

Спецтехника довольно востребована при проведении строительных и ремонтных работ, автокраны считаются самыми ходовыми машинами, поскольку могут поднимать довольно тяжелые грузы. К ним часто заказывают и дополнительное оснащение, облегчающее проведение манипуляций. Например, паук для автокрана требуется довольно часто и значительно расширяет возможности техники. Заказать его можно у нас, записавшись на обслуживание или просто проконсультировавшись с продавцом по всем вопросам.

Не каждая организация может себе позволить покупку автокрана, начальная стоимость такой техники на вторичном рынке начинается от 4 млн. рублей. Многие выбирают аренду на время проведения определенных работ, которая является довольно выгодной. Перед тем, как заказывать такую технику, следует ознакомиться с ключевыми характеристиками – максимальная высота поднятия груза. Именно об этих параметрах популярных моделей мы и поговорим в данном материале.

Грузоподъемность и высота – обзор самых востребованных моделей автокранов

Если выбираете себе автовышку, ознакомьтесь с базовыми параметрами. Эти данные можно получить и у специалиста компании, но лучше знать все заранее. Оперируя этой информацией, можно сделать правильный выбор. Рассмотрим, какой вес и на какую высоту поднимают грузы различные автокраны.

Ивановец

Выбирая такую модель крана, нужно знать следующие характеристики:

  • Максимальный подъем на высоту 4 м составляет: 4,8 т при наличии стрелы 8 м, 1,3 м с гуськом 14 м. Увеличение стрелы до 14 м уменьшает грузоподъемность до 1,5 т, а при увеличении до 18 м грузоподъемность падает до 0,8 т.
  • Поднять груз до 8 м можно короткой стрелой весом 11,5 т.
  • На 14 м – весом 6,15 т.
  • На 18 м – 4 т.

Угличмаш

У данной модели грузоподъемность следующая:

  • На высоте 2 м – 4,9 т при наличии стрелы на 8 м. Если вылет увеличивается, грузоподъемность уменьшается: 3 т на 10 м, 2 т на 12 м и 1,5 т на 14 метров.
  • На высоте 8 м – 9,2 т.
  • На 10 м – 7,5 т.
  • На 12 м – 6 т.
  • На 14 м – 4,5 т.

Галичанин

Характеристики этой техники, о которых нужно знать:

На какую высоту и какой вес груза может поднимать автокран?

  • На 4 м можно поднять груз 5,5 т при длине стрелы 9,7 м и 1,4 т, если гусек 15,7 м.
  • На 16 м на короткой стреле – 11 т.
  • На 21 м – 6 т.

Для чего нужно знать эти значения?

Практически любые строительные работы сопровождаются подъемом грузов на определенную высоту, вес которых может достигать нескольких сотен тонн. Использовать живую рабочую силу в таких случаях нерентабельно, поэтому арендуют автокран. Перед проведением основных работ делаются основные расчеты с определением времени, которое потребуется для основных манипуляций. Чтобы заранее все спланировать, определяют грузоподъемность заданного объема в рамках строительства объекта.

У каждой техники есть ограничения по параметрам, о которых мы рассказали выше. На основании этого критерия составляется основной план, а также подбирается машина – нет смысла арендовать автовышку, которая поднимается на большую высоту малый вес. Это увеличит время, которое можно сэкономить, выбрав более производительный кран.

Что будет, если превысить нагрузки?

На современной технике предусмотрена защита и если она перегружена, срабатывают аварийные датчики. Об этом свидетельствуют световые и/или звуковые сигналы с дальнейшей блокировкой. Если возникает такая ситуация, машинист должен выполнить частичную разгрузку, после которой техника сможет сделать работу.

Не рекомендуется отключать данную систему или использовать методы для ее обхода, это может привести к аварийным ситуациям. Также следует поддерживать ее в рабочем состоянии, своевременно обращаясь для обслуживания к опытным и квалифицированным специалистам.

Определим массу груза который может поднять башенный

Основные параметры кранов

Представление об эксплуатационных и экономических показа­телях грузоподъемной машины дают основные параметры крана, к.которым относят:
— грузоподъемность — наибольшую допустимую массу ра­бочего груза, на подъем которой рассчитан кран в заданных усло­виях эксплуатации. Масса грейфера, электромагнита, а также съе­мных грузозахватных устройств включена в грузоподъемность крана;
— скорость рабочего движения крана (подъема,
опускания груза; передвижения крана или тележки) — перемеще­ние в единицу времени. Скорость рабочего движения крана указы­вают с номинальным грузом;
— нагрузку на ходовое колесо — наибольшую вертикальную нагрузку на ходовое колесо от собственной массы крана и номинального груза;
— установленную мощность — суммарную мощность электродвигателей всех механизмов крана;
— массу крана — собственную массу крана без груза; производительность — количество продукции (масса груза), перемещаемое в единицу времени (час, смена, год).й. Технические характеристики кранов

Размеры и грузоподъемные свойства башенных кранов определяются рядом характеристик, называемых параметрами. К основным параметрам (PC—4210—73) относятся: вылет, грузоподъемность, грузовой момент, высота подъема, глубина опускания, колея, база, скорости рабочих движений крана, установленная мощность, задний габарит, радиус закругления, конструктивная и общая массы крана, максимальное давление колеса, производительность.

Вылет — это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа (крюковой подвески) при установке крана на горизонтальной площадке. У крана с подъемной стрелой вылет регулируется изменением угла наклона стрелы. При оборудовании крана балочной стрелой вылет изменяют перемещением грузовой тележки вдоль стрелы. Изменение вылета называется маневровым, если оно осуществляется с грузом на крюке, и установочным, если без груза.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Башенные краны для подъема тяжелых грузов
  • Методика статистических испытаний башенных кранов
  • Типовая методика испытания опытных кран
  • Методы измерений и регистрации, измерительная аппаратура
  • Проектирование и испытание кранов и их узлов
  • Устойчивость сжатых стрел и башен
  • Определение деформаций металлоконструкций
  • Особенности расчета несущих конструкций башенного крана
  • Определение числа и расположения ведущих колес башенного крана

Грузоподъемность крана характеризуется максимально допустимой массой рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран. В величину грузоподъемности включается также масса съемных грузозахватных органов (грейфера, траверс, строп), за исключением массы крюковой подвески.

Поскольку башенные краны выполняются с изменяемым вылетом, грузоподъемность крана (исходя из условий прочности конструкции и устойчивости крана) устанавливается в зависимости от вылета. Максимальная грузоподъемность соответствует, как правило, минимальному вылету.

Грузовой моментМ представляет собой произведение грузоподъемности на соответствующий вылет. Поскольку грузовой момент учитывает два основных параметра, его часто используют в качестве главного обобщенного параметра крана. У многих башенных кранбв грузовой момент на различных вылетах принимается постоянным.

Поэтому при уменьшении вылета в два раза удается повысить грузоподъемность также в два раза при сохранении постоянного грузового момента.

Под высотой подъема понимается расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем рабочем положении
При наличии подъемной стрелы высота подъема устанавливается зависимости от вылета. В характеристике этих кранов указывается либо высота подъема для двух крайних вылетов: максимального Ht и минимального Я2, либо приводится в виде графика в зависимости от вылета. При этом под уровнем стоянки крана понимается горизонтальная поверхность основания (например, пути перемещения кранов на пневмоколесном или гусеничном ходу или поверхность головок рельсов для рельсовых кранов), на которую опирается неповоротная часть крана. Для самсшодъемных кранов, у которых опоры могут располагаться на разной высоте, уровень стоянки определяется по нижней опоре крана.

Глубиной опускания h называется расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находя» щегося в нижнем рабочем положении.

Диапазоном подъема!) называется расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа.

Колея К представляет собой расстояние по горизонтали между осями рельсов (для рельсовых кранов) или колес ходовой части (для кранов на пневмоколесном или гусеничном ходу).

Базой В крана называется расстояние между осями опор крана, перемещающихся по одному общему рельсу (для рельсовых кранов) или располагаемых с одной стороны крана относительно его продольной оси.

Задний габарит/ представляет собой наибольший радиус поворотной части крана (поворотной платформы или противовесной консоли) со стороны, противоположной стреле. От величины заднего габарита у кранов с поворотной башней зависит выбор величины удаления кранового пути от стены возводимого здания. Расстояние для обеспечения безопасного просвета между краном и зданием для кранов с поворотной башней принимается на 0,7—1,0 м больше величины заднего габарита.

Скоростью подъема (опускания) грузам называется скорость вертикального перемещения рабочего груза. При наличии многоскоростных лебедок в характеристике крана указывается скорость подъема при каждой из возможных скоростей лебедок.

Скоростью посадки vu называется наименьшая скорость опускания (подъема) наибольшего рабочего груза при его монтаже или укладке.

Скоростью поворота п называется скорость вращения поворотной части крана. Скорость поворота определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом на крюке и измеряется числом оборотов в минуту.

Скоростью передвижения крана од называется рабочая скорость передвижения крана по горизонтальному пути с рабочим грузом.

Скоростью передвижения тележки vr называется скорость передвижения грузовой тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом.

Скоростью изменения вылета vry кранов с подъем-4 ной стрелой называется средняя скорость горизонтального перемещея рабочего груза при изменении вылета от наибольшего до наименьшего Иногда вместо скорости изменения вылета в характеристике на указывается время изменения вылета, т. е. время, необходимое на изменение вылета от наибольшего до наименьшего при изменении вылета под нагрузкой.

установлен,ной мощностью называют суммарную мощность электродвигателей всех механизмов, установленных на кране. Иногда в характеристиках указывается установленная мощность рабочих механизмов, включающая мощность механизмов, которые неоднократно работают в каждой смене (например, грузовой лебедки, стреловой или тележечной лебедки, механизмов поворота и передвижения крана).

Учитывая, что краны часто обслуживают здания сложной конфигурации и при этом передвигаются по криволинейным путям, в число параметров крана ввели радиус закругления. Он представляет собой наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути. Для кранов на пневмоколесном ходу (рис. 4, в) в качестве параметра используется радиус поворота, т. е. наименьший радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.

Конструктивной массой называется масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т. е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды.

Общей массой называется полная масса крана с балластом, противовесом в полностью заправленном состоянии.

Максимальное давление колеса — это величина наибольшей нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь. По величине максимального давления колеса подбирается конструкция кранового пути.

Производительностью крана называется либо суммарная жилая площадь, построенная с помощью крана в год (тыс.м2/год), либо суммарная масса грузов, перемещенных или смонтированных краном в год (т/год). Для планирования загрузки кранов иногда используется и производительность, измеряемая числом циклов за смену. При этом под циклом понимается комплекс операций, выполняемых краном от начала подъема одного груза до начала подъема следующего.

В сопроводительной документации к крану (в частности, в его паспорте) указывается допустимая при работе крана расчетная скорость ветра, а также допустимый ветровой район установки крана. Скорость ветра для каждого района является переменной величиной, зависящей от высоты над поверхностью земли. В паспорте крана указывается допустимая при работе скорость ветра на высоте 10 м.

Для устойчивости крана в нерабочем состоянии большое значение имеет максимальная скорость ветра, который может возникнуть в районе установки крана. По величине максимальной скорости ветра, согласно ГОСТ 1451—65 «Краны подъемные. Нагрузка ветровая» вся территория Советского Союза разбита на ветровых районов. Поскольку каждый кран рассчитан на определенную максимальную скорость ветра, эксплуатация крана допустима только в соответствующем оВОМ районе либо в районе, где максимальные скорости ветра ниже расчетных.

Под режимом работы механизма понимается характеристика, учитывающая использование данного механизма по частоте появления максимальных нагрузок и по времени. Согласно нормативной документации (в частности, Правилам Госгортехнадзора) различают: легкий, средний, тяжелый и весьма тяжелый ВТ режимы. Механизмы башенных кранов работают, как правило, в легком, реже в среднем режимах. Эти режимы характеризуются, с одной стороны, тем, что механизмы и их элементы сравнительно редко работают при максимальных нагрузках, вызванных наиболее неблагоприятным сочетанием действующих усилий от массы груза, ветра, уклона, динамики; с другой стороны, тем, что в течение машино-смены механизм работает, как правило, не более 25—40% времени. Чем тяжелее режим, тем большие запасы прочности должны иметь конструкции механизма.

Режим работы крана определяется по режиму работы грузовой лебедки, поэтому, если на кране грузовая лебедка работает в среднем режиме, а все остальные механизмы в легком, считают, что кран работает в среднем режиме.

Большинство из отмеченных параметров регламентируется ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные. Типоразмеры и основные параметры» и ГОСТ 14274—69 «Краны башенные строительные приставные и самоподъемные. Основные параметры и размеры».

Параметрами называются основные величины, характеризующие кран. Общим параметром для всех видов грузоподъемных машин является грузоподъемность.

Грузоподъемность машины означает массу наибольшего рабочего груза, на подъем которого она рассчитана.

В величину грузоподъемности включается масса съемных грузозахватных приспособлений и тары, у машин, работающих с грейфером или электромагнитом, масса этих грузозахватных органов.

У стреловых поворотных кранов должна быть обеспечена возможность подъема наибольшего рабочего груза на расчетном уклоне при всех положениях поворотной части. За расчетный угол наклона принимается угол, величина которого для стреловых кранов (кроме железнодорожных) принимается не менее 3°, для портальных — не менее 1°.

У железнодорожных кранов угол наклона определяется величиной превышения на кривых участках пути одного рельса над другим (ст. 32 Правил по кранам).

Для стреловых кранов при работе на выносных опорах угол наклона может приниматься 1°30”. Расчетный угол наклона крана с башенно-стреловым оборудованием определяется проектирующей организацией и указывается в паспорте крана (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г.).

Параметры для основных типов кранов установлены следующими государственными стандартами:

ГОСТ 7075—72 «Краны мостовые ручные». Стандарт распространяется на мостовые краны грузоподъемностью от 3,2 до 20 тс включительно с ручным приводом механизмов подъема и передвижения.

ГОСТ 7413—69 «Краны подвесные ручные общего назначения». Стандарт распространяется на ручные подвесные однобалоч-ные однопролетные краны общего назначения грузоподъемностью от 0,5 до 5 тс с ручным приводом механизмов подъема и передвижения.

ГОСТ 7532—64 «Краны мостовые одно-балочные с электрической талью. Типы. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на мостовые однобалоч-ные краны грузоподъемностью 1 до 5 тс с электрическим механизмом передвижения.

ГОСТ 7890—67 «Краны подвесные электрические однобалочные общего назначения». Стандарт распространяется на подвесные электрические однобалочные краны общего назначения грузоподъемностью от 0,25 де 5,0 тс включительно управляемые с пола, эксплуатируемые в помещениях или под навесом при температуре окружающей среды от —10 до +40° С.

ГОСТ 7464—55 «Краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 5 до 50 тс легкого режима работы. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на мостовые электрические краны общего назначения с одним и двумя крюками, трехфазного и постоянного тока, легкого режима работы, грузоподъемностью от 5 до 5 тс включительно.

ГОСТ 3332—54 «Краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 5 до 50 тс, среднего и тяжелого режимов работы. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на мостовые электрические краны общего назначения с одним и двумя крюками, трехфазного и постоянного тока, среднего (ПВ=25%) и тяжелого (ПВ = 40%) режимов работы, грузоподъемностью от 5 до 5 тс включительно.

ГОСТ 6711—70 «Краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 80 до 320 тс. Основные параметры и размеры».

ГОСТ 12613—67 «Краны мостовые электрические для раздевания слитков. Основные параметры». Стандарт распространяется на мостовые электрические краны для раздевания слитков грузоподъемностью 32/12,5 до 80/32 тс, с силой выталкивания от 200 до 400 тс, постоянного тока, без самостоятельного механизма вспомогательного подъема.

ГОСТ 12612—67 «Краны мостовые электрические колодцевые. Основные параметры». Стандарт распространяется на краны мостовые электрические колодцевые грузоподъемностью от 12,5 до 50/50 тс, постоянного тока, без самостоятельного механизма вспомогательного подъема.

ГОСТ 6509—61 «Краны мостовые электрические литейные. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на краны мостовые электрические литейные (разливочные и заливочные), постоянного и трехфазного тока, грузоподъемностью от 80 до 560 тс включительно, предназначенные для обслуживания сталеплавильных агрегатов.

ГОСТ 12614—67 «Краны мостовые муль-дозавалочные. Основные параметры». Стандарт распространяется на мостовые электрические мульдозавалочные краны трехфазного тока с последовательным расположением завалочной и вспомогательной тележки.

ГОСТ 16533—71 «Краны-штабелеры мостовые электрические. Типы. Основные параметры и размеры».

ГОСТ 9692—71 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Типы и основные параметры». Стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения грузоподъемностью от 4 до 160 тс, предназначенные для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

ГОСТ 1355—68 «Краны башенные строительные. Типоразмеры и основные параметры». Стандарт распространяется на передвижные башенные краны КБ с грузовым моментом от 25 до 1000 тс-м, предназначенные для строительно-монтажных работ.

ГОСТ 14274—S9 «Краны башенные строительные приставные и самоподъемные. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на приставные и самоподъемные башенные краны с грузовым моментом от 80 до 200 тс-м, предназначенные для механизации строительства зданий высотой до 150 м.

ГОСТ 7352—S5 «Краны козловые крюковые электрические. Типы и основные параметры». Стандарт распространяется на краны козловые крюковые электрические грузоподъемностью от 1 до 50 тс с одним механизмом подъема, среднего режима работы, предназначенные для обслуживания складов и погрузочно-разгрузочных площадок.

ГОСТ 10601—63 «Краны портальные электрические грузоподъемностью от 3,2 до 16 тс. Типы, основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на полноповоротные электрические портальные краны общего назначения с постоянной при всех вылетах стрелы грузоподъемностью от 3,2 до 16 тс включительно, с горизонтальным перемещением груза при изменении вылета.

ГОСТ 877—52. «Краны железнодорожные полноповоротные». Стандарт распространяется на железнодорожные полноповоротные краны грузоподъемностью до 150 тс, предназначенные для выполнения монтажных, перегрузочных и других работ по перемещению грузов.

ГОСТ 3472—63 «Тали электрические. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на электрические канатные передвижные и стационарные тали общего назначения грузоподъемностью от 0,25 до 5 тс с кнопочным управлением с пола среднего режима работы.

ГОСТ 13188—67 «Тележки грузовые. Типы, основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на грузовые тележки номинальной грузоподъемностью от 50 до 3200 кгс, предназначенные для внутризаводских и внутрифабричных перевозок тарно-штучных грузов, а также на складах и погрузочно-разгрузочных площадках.

ГОСТ 7485—55 «Тележки однорельсовые с грейфером. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на электрические тележки общего назначения грузоподъемностью 2 и 3 тс с четырехканатным двухчелюстным грейфером среднего режима работы, передвигающиеся по подвесным однорельсовым путям.

ГОСТ 7486—55 «Тележки однорельсовые с крюком. Основные параметры и размеры». Стандарт распространяется на электрические тележки общего назначения с крюком, грузоподъемностью от 1 до 10 тс включительно, среднего режима работы, с управлением из кабины, передвигающиеся по подвесным однорельсовым путям, предназначенные для транспортировки штучных и тарных грузов.

Для грузоподъемных машин, на которые отсутствуют государственные стандарты, грузоподъемность, основные параметры и размеры устанавливаются техническим заданием на – проектирование (ст. 15 Правил по кранам).

Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, принимается не более 50 м/мин, а их тележек 32 м/мин (ст. 17 Правил по кранам).

У вновь изготовленных кранов, предназначенных для выполнения монтажных и других работ, требующих точности и осторожности при посадке грузов, должны быть предусмотрены соответствующие малые скорости механизмов подъема и перемещения (ст. 18 Правил по кранам).

Величины малых скоростей приведены в государственных стандартах на данный тип крана.

Параметрами называют технические данные, характеризующие конструктивные особенности крана. К основным параметрам относится длина стрелы, вылет и высота подъема грузового крюка, грузоподъемность, грузовой момент, скорости подъема и опускания груза и вращения поворотной части крана.

Длина стрелы — расстояние (в метрах) между центрами оси пяты стрелы и оси головных блоков. От длины стрелы и угла

наклона ее к горизонту зависят вылет и высота подъема крюка.

Вылет грузового крюка — расстояние (в метрах) от оси вращения крана до вертикальной оси, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза (крюковой обоймы). Свободный вылет крюка — расстояние (в метрах) от ребра опрокидывания до вертикальной оси, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза.

Высота подъема крюка — наибольшая высота, на которую можно поднять крюк над уровнем площадки, на которой установлен кран, при рабочем положении стрелы.

Грузоподъемность крана — максимальный вес груза, который можно поднять краном без нарушения прочности его конструкции и потери устойчивости. Величина грузоподъемности зависит от длины стрелы и вылета грузового крюка. У автомобильных кранов грузоподъемность при наименьшем вылете крюка в несколько раз превышает грузоподъемность при наибольшем вылете крюка.

В технической документации зависимость грузоподъемности от величины вылета крюка изображают, как правило, в виде графика — кривой линии, построенной в системе координат. На вертикальной оси откладывают в масштабе величину грузоподъемности, а на горизонтальной — величину вылета крюка. Точки пересечения линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, показывающую изменение грузоподъемности крана при увеличении или уменьшении вылета крюка. На графике грузоподъемности крана К-1014 со стрелой длиной 10 м видно, что максимальный груз весом 10 т кран может поднять при вылете крюка 4 м, а при вылете 10 м кран сможет поднять груз весом 1,6 т. По графику можно определить вес груза, который можно поднять краном при любом возможном вылете крюка.

Рис. 1. График грузоподъемное!и права К-1014(КС-3561)

Грузовой момент определяют как произведение расчетно допустимой грузоподъемности крана (Т) на величину вылета крюка (м), при которой поднимают указанный груз. Грузовой момент измеряют в тонно-метрах (Т~м). Этот параметр характеризует технологические возможности крана, так как он показывает, на каком расстоянии от оси вращения крана может быть размещен груз весом, соответствующим вылету крюка.

Скорость подъема и опускания груза — величина пути перемещения груза (в метрах) по вертикали в единицу времени. Она измеряется в метрах в минуту (м/мин) или в метрах в секунду (м/сек).

Скорость вращения поворотной части измеряется числом оборотов поворотной части крана в единицу времени (об/мин).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *