Почему газы идут в картер
Перейти к содержимому

Почему газы идут в картер

  • автор:

Отвод картерных газов. Часть вторая.

В общих чертах, что это за юзверь такой картерные газы, откуда он берётся и как там всё устроено, популярно и без умничаний. При работе двигателя, во время сгорания топлива образуются дым — выхлопные газы, а в поддоне двигателя, при рабочей температуре происходит активное взбивание смазывающего масла, во время которого образуются газы, в которых находятся мельчайшие капли этого самого масла, образующие газомасляный туман. При износе колец поршневой группы выхлопные газы под давлением попадают картер где перемешиваются с газомасляным туманом. Вроде особой беды тут нет, но всегда есть нюансы. Эта адская смесь находится там под давлением и если это давление не сбрасывать, оно будет только нарастать. Чем больше износ поршневой группы, тем выше давление газов. А где давление, там и разрывы всяких уплотнителей и прокладок с сальниками. В славные старые времена этой проблемой особо не заморачивались — вывел трубу из картера в атмосферу и дело в шляпе. Но прогресс не стоит на месте, светлые головы так и норовят облегчить нам жизнь и улучшить здоровье, вследствии чего придумали эти газы загонять обратно в двигатель, хотя он требует себе воздуха почище и попрохладнее, а не вот это вот всё. И загнали их туда зачем-то через карбюратор, хотя светлым головам наверно, виднее. После чего они облегчённо вздохнули и пошли пить пиво. А, нюансы, на то они и нюансы, чтобы жизнь наша и так скудная, совсем нам мёдом не казалась.

Цена вопроса: 0 ₽

30 ноября 2021 Метки: своими руками

Вентиляция картерных газов

Уважаемый посетитель! Мы физически не можем отвечать на каждый комментарий..
Для того, чтобы Вы могли самостоятельно (или с помощью ближайшего автосервиса) устранить неисправности дизеля, мы разработали ОнлайнДиагностику. Это интерактивное руководство, которое содержит все известные причины неисправностей дизельных двигателей и указывает пути достижения правильной работы конкретного двигателя.

Приглашаем вас воспользоваться ОнлайнДиагностикой прямо сейчас!
Для тех кто желает получить личную консультацию Владимира Николаевича

Как работает система вентиляции картера двигателя

Среди различных систем авто система вентиляции картера играет значительную роль в формировании топливовоздушной смеси, стабильной и экономичной работы, полной отдаче мощности, защите моторного масла и продления ресурса цилиндропоршневой группы.

В конструкции автомобиля система вентиляция картера – это «легкие» двигателя, необходимые для его нормальной жизнедеятельности. Система носит название PCV (Positive Crankcase Ventilation). Однако именно ей незаслуженно уделяется минимум внимания и обслуживания, а многие автовладельцы даже не знают о ее существовании. В этой статье постараемся разобраться для чего нужна данная система, как она работает, присущие ей неисправности и методы проверки ее работоспособности.

PCV

Что такое «картерные газы»?

Топливовоздушная смесь, при сгорании, резко увеличивается в объеме, создавая огромное давление внутри камеры сгорания. Расширяющиеся газы от сгорания заставляют поршень двигаться к нижней мертвой точке, приводя во вращательное движение коленчатый вал двигателя. Часть газов через неплотности между кольцами и зеркалом цилиндров проникают в поддон картера, где, смешиваясь с парами масла, создают давление, агрессивно воздействующее на уплотнения коленчатого вала и прокладку поддона, и канал масляного щупа.

Такт расширения повторяется в каждом цилиндре, постоянно нагнетая в поддон следующую порцию газов и если вентиляция картера не будет работать, то газы либо выдавят сальники коленчатого вала, либо «выбьют» масляный щуп и выгонят масло из картера, со всеми вытекающими.

Помимо этого, вместе с газом в поддон переносятся частицы несгоревшего топлива, мелкие фрагменты нагара, пары влаги, которые смешивается с моторным маслом, находящимся в поддоне двигателя. Это, в свою очередь, ведет окислению масла, засоряет его продуктами износа, снижая его рабочие свойства и уменьшая его эксплуатационный ресурс.

Конструкция системы

Для того, чтобы снизить до минимума воздействие давления газов в конструкции двигателя предусмотрена систем вентиляции картера. В современных автомобилях применяется система вентиляция закрытого типа, что необходимо для соблюдения экологических норм.

Устройство системы вентиляции картера

Несмотря на различие систем на разных марках авто, все они имею три общих компонента, таких как:

• Воздушные патрубки для отвода газов из картера;

• Клапан вентиляции, отвечающий за урегулирование величины давления газов;

Клапан системы PCV

• Маслоотделитель, отсекающий масляные пары при выходе газов из поддона двигателя.

Маслоотделитель

Клапан открывается при появлении избыточного давления и при разряжении закрывается, то есть принцип его работы основан на разности давлений за и перед ним.

Отделение частиц масла осуществляется при прохождении газов через систему лабиринтов, завихрений и сеток в маслоотделителях. Затем отделившееся масло стекает обратно в поддон двигателя. Это позволяет не только экономить масло, но и защищать детали двигателя от нагара. При этом маслоотделители могут размещаться внутри крышки клапанов, быть встроенными в мотор или выполненные как отдельный узел.

Принцип работы

Система работает следующим образом. Патрубок вентиляции связан с впускным коллектором, где сразу после запуска двигателя создается разряжение, благодаря которому картерные газы «вытягиваются» из поддона и проходя через маслоотделитель попадают во впуск, где, смешиваясь с поступающим воздухом попадают в камеру сгорания и догорают.

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Достоинства системы вентиляции

Применение вентиляции картера позволяет сократить процент вредных выбросов в атмосферу, снизить угар моторного масла, поддерживать стабильные обороты двигателя при прогреве, так как заборный воздух смешиваясь с картерными газами нагревается, что в целом благоприятно воздействует на работу силовой установки.

Недостатки

Несмотря на наличие маслоотделителя воздуховоды и элементы впуска загрязняются от прохождения картерных газов, вызывая частые отказы приборов при работе. Так на бензиновых моделях авто покрываются налетом узел дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, так как они имеют специальные каналы, выполняющие вытяжную функцию. Подобное может наблюдаться и на карбюраторных моделях, например, с карбюратором «Солекс», оснащенным штуцером для вентиляции картера.

Нагар на дроссельной заслонке

Узел дроссельной заслонки и вытяжной клапан газов на карбюраторах являются так называемой малой ветвью и задействуются тогда, когда разрежение в воздушном фильтре недостаточное.

Признаки неисправности PCV

• Появление следов масла в воздушном фильтре;

• Запотевание сальников и стыка крышки клапанов двигателя;

• Дым из выхлопа по причине попадания частиц масла с газами в камеру сгорания;

• Следы масла вокруг крышки заливной горловины и на крышке клапанов.

Cледы масла на заливной горловине и по стыку крышки клапанов

Помимо этого, данные симптомы указывают и на сильный износ или неисправность (сгорел клапан, залегли кольца, лопнули перегородки поршня) поршневой группы и необходимости их проверки путем замера компрессии.

Причины неисправности:

• Забит или неисправен клапан вентиляции картерных газов;

Загрязненный клапан PCV

• Загрязнились вытяжные отверстия в узле дросселя или штуцере карбюратора;

• Сильный износ поршневой группы;

Проверка исправности

Для проверки работы системы вентиляции нужно снять на заведенном моторе крышку с заливной горловины. Если все исправно, то могут наблюдаться лишь отдельные «выстреливающие» капельки масла, либо вообще не будет следов его появления. В противном случае из горловины будет выбрасываться моторное масло.

проверка вентиляции

Если прикрыть отверстие рукой, то при исправной системе не должно чувствоваться какого-либо давления на нее, а когда система находится под избыточным давлением, то газ будет пытаться оттолкнуть ладонь и это усилие будет постепенно увеличиваться.

Для проверки исправности клапана вентиляции, а он обычно расположен во впускном коллекторе, нужно отсоединить шланг от картера к клапану, завести мотор и закрыть пальцем освободившийся штуцер на клапане. Если клапан рабочий, то палец почувствует создание вакуума, а при снятии пальца со штуцера, последует характерный щелчок. В противном случае клапан требует замены.

Клапан вентиляции картерных газов

Нарушение работы клапана отражается на нарушении состава топливной смеси и сопутствующими проблемами.

В заключении

При обнаружении признаков неисправности вентиляции картера, рекомендуется, не откладывая на спасительное завтра, приступить к прочистке и профилактике системы, чтобы сократить до минимума угар масла и износ двигателя.

Зачем нужны картерные газы и способны ли они сократить ресурс двигателя?

Избыточное давление в картере двигателя может спровоцировать утечку масла, а появление в масле слишком большого количества топлива возникает из-за износа поршневых колец.

Павел Горбачев

Все процессы, которые происходят внутри двигателя, взаимосвязаны. Именно поэтому бывает очень сложно найти подлинную причину той или иной неисправности, симптомы которой могут проявляться одинаково.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, почему может начать вытекать масло через сальник коленвала, сальник маховика или через прокладку крышки картера. Дело может быть как деградации уплотнительного материала сальника или прокладки, так и в биении коленвала, который теряет балансировку и начинает буквально разбивать сальник.

А также масло может течь потому, что засорился или совсем забился клапан рециркуляции картерных газов. В одном случае надо снимать мотор, все разбирать и менять сальник, а в другом все обойдется заменой прокладки или заменой клапана.

Как возникают картерные газы?

В процессе работы двигателя через минимальный зазоры между поршневыми и маслосъемными кольцами вниз через поршень и шатун прямо в картер прорываются газы из камеры сгорания. В составе этих газов есть кислород, угарный газ, несгоревшее топливо и водяной пар. Это одна часть компонентов тех газов, которые оказываются в картере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая часть газов появляется в результате нагрева масла, которое смазывает горячие детали газораспределительного механизма, коленвал и шатуны. Так собирается сложный состав картерных газов. Эти газы по мере времени работы двигателя и его нагрева расширяются, что вызывает рост давления в картере. Если этот рост продолжится, то в какой-то момент наружу может выдавить не только масло через сальники, но и сами эти уплотнения.

Необходимо это давление сбрасывать. В карбюраторных двигателях вопрос решался просто: из картера была выведена трубка, которая подавала картерные газы прямо к масляному фильтру, где они очищались и снова поступали во впускной коллектор, подогревая воздух из внешней среды.

В современных двигателях газы из картера также выводятся из него, но они уже больше не смешиваются с воздухом, попадающим в дроссельную заслонку. Наподобие с рециркуляцией выхлопных газов системы EGR, картерные газы подаются во впускной коллектор прямо к камере сгорания. Но картер связан с впускным коллектором не напрямую, а через специальный клапан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *