Из какой страны пригласили архитекторов для перестройки кремля
Перейти к содержимому

Из какой страны пригласили архитекторов для перестройки кремля

  • автор:

Вспомни, из какой страны пригласили архитекто­ров для перестройки Кремля.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.

решение вопроса

Похожие вопросы

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

  • Все категории
  • экономические 43,679
  • гуманитарные 33,657
  • юридические 17,917
  • школьный раздел 612,696
  • разное 16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

История Кремля — Кремль

Очень интересные страницы с компьютерной реконструкцией внешнего вида Московского Кремля на основании исторических данных 1700 года и 1800 года. Исторический план 1613 года Кремленаград. Ответы на вопросы кроссвордов.

Московский Кремль — величайший памятник истории нашей Родины, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства. В нем слились воедино героическое прошлое русского народа и его прекрасное настоящее. Каждая башня, каждое здание Кремля — свидетели славной истории нашего государства.

На территории нашей Родины сохранилось немало древних кремлей. В их числе такие замечательные памятники, как Псковский, Новгородский, Тульский, Нижегородский, Коломенский, Астраханский, Смоленский кремли и многие другие. Но Московский Кремль выделяется среди них, а также и среди многих архитектурных ансамблей мира единством, законченностью и живописностью своего ансамбля. Как исконный центр русской земли, национального ремесла и культуры, он привлекал к себе лучших градостроителей, плотников, кузнецов, художников и всех мастеровых людей, которые приносили с собой вековые традиции, опыт и мастерство своего народа. Воплотив в себе все самое прекрасное, что создал народный гений, Кремль Москвы стал своеобразной школой для русских мастеров и послужил образцом при строительстве многих кремлей в других городах древнерусского государства XVI и XVII вв.

История Московского Кремля уходит далеко в глубину веков. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости в Москву новгород-северского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Вероятно, это было не простое приглашение на пир, а первые призывы Москвы к объединению враждовавших между собой разрозненных удельных русских княжеств.

В 1156 г., когда Москва уже представляла собой значительное поселение, на высоком Боровицком холме, на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Москва стала быстро расти и развиваться, так как занимала выгодное место на торговых путях Русской равнины.

Долгие годы на Руси не было единого государства, и разрозненные удельные княжества постоянно враждовали между собой. Поэтому нахлынувшим с востока в XIII в. татаро-монгольским полчищам удалось захватить многие русские земли. В 1238 г., как говорит Тверская летопись, татарский хан Батый занял и разорил Москву, а Кремль со всеми постройками сжег дотла.

Москва много раз страдала от татарских нашествий, но по-прежнему поднималась она из пепла пожарищ и с еще большей силой отстаивала свою независимость.

Умелая политика великого князя Ивана Калиты в период татаро-монгольского ига способствовала укреплению Московского княжества, росту его политического и экономического могущества. Это дало Калите возможность приступить к перестройке Московского Кремля. С 1326 по 1340 г. в Кремле были построены каменные церкви, Архангельский и Успенский соборы, новые княжеские хоромы, а в 1339—1340 гг. — крепкие дубовые стены. Москва становится центром светской и духовной жизни, а Кремль — резиденцией великих князей и московских митрополитов.

Усиление могущества Москвы во второй половине XIV в., а также постоянная военная угроза, главным образом со стороны татарских ханов, побудили внука Ивана Калиты — великого князя Димитрия Донского приступить в 1367 г. к сооружению белокаменных стен и башен Кремля. В этот период в Кремле строятся каменные церкви, Чудов монастырь (1358 г.) и новые княжеские хоромы. Несколько позже был возведен Вознесенский монастырь (1390 г.). За Москвой укрепляется название белокаменной.

Еще не было окончено полностью строительство Кремля, как над Москвой нависла угроза нового татарского нашествия. В 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой полки Димитрия Донского наголову разбили полчища хана Мамая. Куликовская битва явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от татарского ига и образованию в конце XV в. централизованного Русского государства.

При великом московском князе Иване III Москва становится столицей объединенных русских княжеств и возвышается среди других городов древней Руси.

Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположенного в нем двора великого князя всея Руси. В Московском Кремле начинается грандиозное строительство, для чего в Москву приглашаются итальянские зодчие: Аристотель Фиораванти, Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и другие. Работая в содружестве с русскими мастерами, они не только учитывали местные условия строительства, но и постоянно находились под влиянием русских строительных традиций. Поэтому творчество их целиком было проникнуто духом русской национальной архитектуры.

На месте обветшавших белокаменных укреплений Кремля времени Димитрия Донского возводятся из кирпича новые могучие стены и башни. Сооружаются величественные Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, закладывается княжеская усыпальница — Архангельский собор, расширяется территория Кремля.

Строительные работы по усовершенствованию крепости продолжались и при сыне Ивана III, великом князе Василии Ивановиче, вплоть до 1516 г. У стен Кремля со стороны Красной площади был сооружен ров глубиной 12 и шириной 32 м, соединивший реку Неглинную с рекой Москвой. Теперь Кремль, окруженный со всех сторон водной преградой, превратился в мощную островную крепость своего времени.

В центре Кремля была возведена дозорная сигнальная башня, известная под названием колокольни Ивана Великого. Свой современный вид она приобрела при Борисе Годунове в 1600 г.

XVII век вписал новую страницу в историю Московского Кремля. Укрепление Русского государства в этом столетии способствовало расцвету русского искусства и архитектуры.

В Московском Кремле капитально ремонтируются и перестраиваются обветшавшие здания, на месте старых дворцов возводятся каменные дворцовые постройки—Терема. С 1635 по 1656 г. сооружаются Патриаршие палаты и небольшой со-оор «Двенадцать апостолов». После пожара 1682 г. заново отделывается древняя Грановитая палата. Кремлевские башни украшаются высокими, нарядными кирпичными шатрами с черепичными покрытиями и золочеными флюгерами.

И снова испепеляющий пожар 1701 г. истребил все деревянные постройки в северо-западной части Кремля. На месте сгоревших Житных дворов по указанию Петра I в 1702 г. закладывается огромное здание Арсенала, предназначавшееся под склад оружия и военных трофеев.

Осложнившаяся международная обстановка и назревавшая война со шведами в начале XVIII в. вызвали необходимость срочного укрепления Кремля в соответствии с военной техникой того времени.

В 1707 г. вдоль крепостных стен и башен возводятся бастионы, копаются рвы. Кремль был готов дать отпор шведским захватчикам, но славная победа русских войск под Полтавой отвела опасность от Москвы.

С 1713 г. Москва уступает место новой столице — Петербургу, а Кремль становится местом временного пребывания царского двора. Сюда приезжают императоры и императрицы на коронование, на поклонение предкам и «святыням» Кремля. Несмотря на это, Кремль на протяжении всего XVIII столетия находился в запущенном состоянии. Как свидетельствуют документы, многие его сооружения подолгу не ремонтировались после пожаров и приходили в ветхость. Так, в 1737 г. во время большого, так называемого Троицкого пожара погибли почти все деревянные постройки Кремля и выгорели внутри каменные сооружения. Только что построенный Арсенал был опустошен пожаром и долгие годы не восстанавливался.

В 1749 г. на месте старых царских хором архитектор В. В. Растрелли возвел небольшой дворец для императрицы Елизаветы.

Только во второй половине XVIII столетия начинаются оживленные строительные работы в Кремле. По проекту архитектора В. И. Баженова в 1773 г. у подножия Кремлевского холма, почти на самом берегу Москвы-реки, был заложен огромный Кремлевский дворец. Главный фасад его должен был выходить на набережную Москвы-реки и охватывать своими боковыми крыльями все древние постройки Кремля. Однако строительство дворца из-за отсутствия средств в казне не было осуществлено. В последующие годы (1776—1788) архитектор М. Ф. Казаков строит прекрасное здание Сената. В 1806—1812 гг. архитектор И. В. Еготов возводит первое здание для Оружейной палаты, в котором она находилась до 1851 г.

1812 год — незабываемый год в истории Москвы и всего Русского государства. В сентябре полчища Наполеона вошли в Москву и заняли Кремль. Но вскоре под натиском русских войск французская армия была вынуждена бежать из города. Покидая Москву, Наполеон приказал взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей французам не удалось осуществить до конца свой коварный замысел. Взрывами были разрушены Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровская башни, звонница колокольни Ивана Великого. Большие повреждения получили Никольская башня и Арсенал, незначительные— Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Остальные здания были спасены от уничтожения.

После изгнания наполеоновских войск из России кремлевские сооружения были восстановлены. Древний ров у стен Кремля на Красной площади за ненадобностью засыпали, петровские бастионы срыли. В 1821 г. на месте реки Неглинной, заключенной в каменную трубу, был разбит сад, получивший название Александровского.

В середине XIX в. обветшавший и неоднократно перестраиваемый дворец императрицы Елизаветы разобрали. На его месте в 1838—1849 гг. по проекту архитектора К. А. Тона был построен Большой Кремлевский дворец. В настоящее время дворец является зданием Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, в котором проходят сессии Советов и до постройки Кремлевского дворца съездов проходили съезды Коммунистической партии Советского Союза.

Рядом с дворцом в 1851 г. сооружается новое здание Оружейной палаты и корпус жилых апартаментов для детей царской семьи. Во второй половине XIX в. капитально ремонтируются стены и башни Кремля, Теремной дворец и поновляются почти все соборы.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории Московского Кремля.

В ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября по новому стилю) 1917 г. революционные войска Петрограда штурмом взяли Зимний дворец и арестовали Временное правительство. В Петрограде была установлена Советская власть, а в Москве еще шли упорные, кровопролитные бои.

Контрреволюционные силы открыли вооруженную борьбу против рабочих и солдат, бросили все силы на взятие Кремля, в котором находились революционно настроенные 56-й полк и команда при Арсенале.

28 октября (10 ноября) 1917 г. с помощью провокации юнкерам удалось прорваться в Кремль. Под предлогом поверки они выстроили солдат 56-го полка и команду при Арсенале и Расстреляли их.

31 октября (13 ноября) в 12 часов революционные войска начали обстрел Спасских ворот, а к рассвету 3 (16) ноября овладели Кремлем. Взятием Кремля была завершена победа революции в Москве.

В марте 1918 г. в Москву, в Кремль из Петрограда переехало Советское правительство. С этого времени древняя осква превратилась в столицу нового, Советского государства, а Кремль стал резиденцией Советского правительства. Здесь находятся высшие органы государственной власти страны— Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР и Совет Министров СССР. Сюда прибывают послы иностранных государств для вручения своих верительных грамот.

ВРЕМЯ ГРАНДИОЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КРЕМЛЯ

Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.

К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.

В 1453 году под натиском турок пал Константинополь — столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии — двуглавый орел — стал гербом Российского государства.

Все эти события оказали существенное воздействие на формирование государственной идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили основной причиной грандиозной перестройки Московского Кремля.

По указу Ивана III в Москву для создания достойной » государя всея Руси» резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади.

Московский Кремль при Иване IIIУспенский собор Московского Кремля.Архангельский собор Московского КремляБлаговещенский собор Московского Кремля Грановитая палатаЦерковь РизположенияВид Соборной площади

В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор — главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 — 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу — собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату — целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.

Но и сегодня Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III — Грановитая палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) — домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором — церковь Ризположения (1484-1485 годы) — домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню «Иван Великий» и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.

Новые храмы по традиции были поставлены на месте своих предшественников, первых московских белокаменных церквей времен Ивана Калиты и Дмитрия Донского, и были посвящены тем же христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые бережно перенесли все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира в Успенский собор Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня — икона Владимирской Богоматери, что подчеркивало духовную связь Москвы с древней столицей и ставило ее под особое покровительство Богоматери.

Кутафья и Троицкая башни

В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его «замком». Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.

© 1997-2024 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Кремль

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

 А.М. Васнецов «Московский кремль. Соборы», 1894 год. Из собрания Третьяковской галереи

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

Вид в Кремле у Спасской башни (на Вознесенский монастырь). Алексеев Ф. Я. 1800-е гг.

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г. Автор: Sergey Nikitin CC BY-SA 3.0

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

А.М. Васнецов «Кремль при Иоанне III», 1921 год. Из собрания Третьяковской галереи

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

Заложение Успенского собора и перенесение мощей св. Петра, покровителя Москвы, Иоанном III. Дмитриев-Оренбургский Н., Мультановский. Кон. XIX - нач. XX вв.. Государственный Исторический Музей

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Благовещенский собор в Московском Кремле. Фото: Holger Zscheyge CC BY 2.0

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Грановитая палата. Фото: shakko CC BY-SA 3.0

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

Схема Московского Кремля, 2009 год. Presidential Press and Information Office CC BY 4.0 (Kremlin.ru)

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В.Д. Поленов «Теремной дворец в Московском Кремле. Наружный вид», 1877 год. Из собрания Третьяковской галереи

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Архангельский собор Московского Кремля. Фото: Fedor Chelnokov

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Эдуард Гертнер «Вид колокольни и звонницы». Картина 1839 года.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Обложка: Ф. Я. Алексеев «Красная площадь в Москве», 1801 год. Из собрания Третьяковской галереи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *