Как перепаять щетки на генераторе
Перейти к содержимому

Как перепаять щетки на генераторе

  • автор:

Замена щеток генератора

Автомобильный генератор предназначен для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала двигателя в электрическую. Он выполняет две основные функции: подзарядки аккумулятора и питания выработанной электроэнергией систем электроснабжения автомобиля. В корпусе генератора переменного тока наряду с ротором и статором также размещены щеточный узел, регулятор напряжения и выпрямительный блок.

Щетки – наиболее уязвимый элемент генератора. В момент их контакта с токосъемными кольцами скорость вращения вала генератора достигает 12-14 тыс. об/мин, из‐за чего возникает ускоренный износ контактирующих поверхностей. Своевременная замена щеток генератора позволяет предупредить поломку щеточного узла и обеспечить бесперебойное электроснабжение автомобиля в процессе движения.

Щётки генератора: какую функцию выполняют?

При контакте с расположенными на валу вращающегося ротора токосъемными кольцами щетки генератора передают ток от аккумуляторной батареи на обмотки возбуждения ротора. Так создаётся электромагнитное поле.

Популярные марки:

Под воздействием переменного магнитного поля вращающегося ротора в катушках обмоток статора наводится электродвижущая силаи создается переменный электрический ток. Ток, проходя через диодный мост (выпрямительный блок генератора) преобразуется в постоянный. Именно такой необходим для подпитки аккумулятора и обеспечения функциональности электрооборудования автомобиля.

Когда нужно менять щётки: основные признаки

Замену рекомендуется выполнять по мере их износа, но не реже 1 раза в 4 года (или по достижении пробега в 50 тыс. км). Однако в сложных условиях эксплуатации критический износ щеточных стержней, изготовленных из графита или его соединений с медью (бронзой, алюминием), может наступить раньше названного срока. Щётки должны выступать не менее чем на 5 мм (норма – 8-10 мм). Именно этот показатель является самым важным — замерив длину, можно понять, есть ли проблема.

На то, что нужна замена щеток, может указывать появление некоторых симптомов, в том числе:

  • отсутствие реакции стартера при повороте ключа зажигания в положение ON — это может произойти, если стержни перекошены, отсутствует их достаточное прилегание к поверхности токосъемных колец;
  • медленное вращение маховика двигателя стартером;
  • снижение мощности освещения салона, слабый или мигающий свет фар, габаритных огней;
  • внезапное отключение электроприборов;
  • быстрая разрядка аккумуляторной батареи, после которой зарядить ее становится практически невозможно.

Чтобы определить причину нарушений в работе генератора, необходимо провести точную диагностику неисправностей генератора и, в частности, щеточного узла.

Как проверить щётки генератора?

Щеточный узел, как правило, объединен с регулятором напряжения. Контакт с токосъемными кольцами ротора осуществляется за счет усилия пружин. Неисправность щеток генератора легко определить при визуальном осмотре (признак — длина выступающих концов менее 5 мм). Также нужно проверить диаметр токосъемных колец (норма – 14,2-14,4 мм, минимум – 12,8 мм). Не допускается наличие выработок на контактных поверхностях. Изношенные токосъемные кольца нужно менять.

Проблемы с генератором могут возникнуть также из‐за повышенного сопротивления щеток, которое должно составлять не более 0,5 ом. Заменить щетки придется, если при проверке мультиметр показывает увеличенное сопротивление.

Однако, учитывая, что в большинстве современных автомобилей щеточный узел совмещен с регулятором напряжения, проблемы генератора бывают связаны с неисправностью реле‐регулятора, рассчитанного на напряжение 15 В и ток до 5 А. Для диагностики используются замеры мультиметром. При заведенном двигателе величина напряжения на клеммах АКБ или на выходах генератора должна быть в пределах 14–14,2 В. Допускается изменение напряжения не более чем на 0,5 В. Если колебания оказываются более значительными, это признак того, что реле‐регулятор неисправен и подлежит замене.

Полезно также проверить регулятор напряжения.

Для этого собирают схему, объединяющую при помощи проводов регулируемый блок питания, лампочку, регулятор напряжения со щеточным узлом и мультиметр (вольтметр). Блок питания и мультиметр подключают с соблюдением полярности к контактам регулятора напряжения. Провода лампочки крепят к щеткам. Путем включения блока питания подается напряжение (от 3 В), лампочка загорается. При постепенном увеличении напряжения и по достижении 14 В лампочка должна погаснуть — это говорит о нормальной работе регулятора.

Как поменять щётки на генераторе?

Выполнить замену можно, не снимая генератор – достаточно снять регулятор напряжения вместе со щеточным узлом. Перед этим следует отключить генератор от питания (отсоединить минусовую клемму от АКБ). После этого открутить зажимную гайку, снять регулятор напряжения со щеткодержателем. При критическом значении износа (вынос менее 5 мм) понадобится замена щеток (графитовых стержней). Вот как это делают:

  • отсоединить контакты (отпаять провода) и вытащить старые щетки, выполнить очистку места пайки, проверить упругость пружин;
  • установить новый комплект в щеткодержатель, припаять контакты;
  • проверить свободное перемещение щеток в щеткодержателе;
  • установить щеточный узел на место и закрепить его гайкой.

Иногда решение может быть проще: возможно, контакт между щетками и кольцами ротора был нарушен из‐за залипания первых. Причина может быть в грязевых или графитовых отложениях, которые легко удалить путём продувки загрязненных мест сжатым воздухом.

Важно: перед установкой новой детали следует внимательно проверить их на отсутствие заводских дефектов.

Можно ли восстановить щётки?

В экстренных ситуациях, когда на помощь рассчитывать не приходится, можно воспользоваться советами мастеров по аварийному восстановлению щеточного узла. Однако в полной мере обеспечить надежное функционирование щеточного узла можно только с использованием качественных запчастей, рекомендуемых производителями. Восстановление — всегда временное решение; как только появляется возможность, нужно ехать в сервис.

Процедура замены щеток, несмотря на кажущуюся простоту, требует определенных навыков и специальных знаний. Поэтому лучше поехать в автосервис, где диагностику и техобслуживание электрооборудования вашего автомобиля выполнят быстро и с гарантией качества.

Перепайка щёток реле-регулятора напряжения

Во время относительно недавнего ремонта ГБЦ был попутно обслужен генератор, где было заменено реле-регулятор напряжения. Прошло пол года и генератор начал о себе напоминать. Стал замечать, что на холостом ходу (когда останавливаешься на светофоре или просто по окончании поездки), дрожат стрелки датчиков уровня топлива и напряжения. Дрожали они примерно так:

При этом напряжение на вольтметре поднималось до 14.7, а иногда до 15 Вольт, что уже лишнего. Но, что интересно, если дать двигателю газу до отсечки на секунду буквально, то напряжение возвращалось обратно к 14.0 -14.1 В.
В общем проездил так с неделю, в надежде найти новые щётки под старое реле-регулятор, но так ничего и не нашёл. В итоге решил перепаять щётки с уже установленного реле на старое, которое родное для генератора.
Попутно подошёл пробег для замены масла в двигателе. Купил в розлив Mobil ESSO Ultra 10W-40 и фильтр масляный «SCT». Пока сливалось масло, я начал пробираться к генератору.
Снимать генератор, а перед этим защиту и брызговик двигателя ну очень не хотелось, потому я полез через верх.

Открутил плюсовые провода и снял крышку.

Снял регулятор. На фото регулятор «Старт Вольт» (слева, буду называть его «старый», ему уже 2 года:)) уже разобранный и он на 14.2 В.

В отличии от старого регулятора, где контактные провода зажаты во втулочку и припаяны к металлическому основанию, на новом они будто приклеены, так как разогрев паяльником никаких результатов не дал…

По итогу провода щёток были аккуратно срезаны с металлической основы.

Немного пришлось повозиться с пайкой новых щёток, так как проводки очень короткие и пружины мешали, но я справился) Поставил на место само реле и припаял как было.

Вместо клёпок использовал маленькие болт-гайку.

А чтобы болтики не торчали, чуть сточил их на наждаке.

После установил на генератор и всё собрал в обратной последовательности.

После заменил масляный фильтр, залил масло и попробовал запустить.
Машина пустилась и на вольтметре сразу же напряжение поднялось до 14.7 – 14.8 Вольт. Так же было и после установки нового генератора, взамен сгоревшему.

После прогрева двигателя, а вернее всего после того, как аккум принял некоторый заряд, так как уже подсевший, напряжение выровнялось на 14.3 – 14.4 Вольтах, при этом включены ближний свет, музыка и отопитель.

Добавлю, что при включении обогрева заднего стекла, задних ПТФ, отопителя на максимум, ближнего + дальнего света и нажатой педали тормоза, на выжатом сцеплении и включенной задней передаче, напряжение все равно не падает ниже 14 В.
Вот такие переделки были на днях.

Как проверить и заменить самостоятельно щетки генератора?

shchetki_generatora.jpeg

Многие детали автомобиля неоднократно нужно менять в процессе эксплуатации. Это касается также и щеток генератора, которые являются ключевым звеном в перенаправлении тока в автомобиле . Поэтому знание того, как провести замену щеток генератора важно для каждого владельца транспортного средства.

Щетки генератора – деталь, которая отвечает за отвод и подвод электричества через прямое взаимодействие с ротором. Щетка такого рода используется часто в грузовых машинах, в двигателях городского транспорта, в станках и в ряде других механизмов, работа которых основывается на использовании электродвигателя . Графитовые электрощетки, не зависимо от того, какое у механизма предназначение, всегда исполняют свою функцию одинаково. Необходимо следить за тем, насколько они выступают из своего «гнезда». Если щетка выступает меньше, чем на пять миллиметров, то это значит, что пришла пора ее сменить.

Угольный тип разделяют на большое количество моделей, которые разнятся между собой по предназначению и конфигурации. Выбор таких графитовых деталей зависит от принципа, по которому работает электродвигатель. В большом количестве генераторов используются щетки со стандартным набором характеристик, но у них весьма скромный, по-моему мнению, объем прочности и надежности. Их приходится часто менять, то есть они быстро снашиваются и перестают выполнять свои функции, а от этого, в свою очередь, страдает генератор.

112.jpg

В некоторых случаях водители предпочитают выбирать самые прочные, либо те, которые пропитывают особым составом, защищающим их от быстрого разрушения. Например, часто используют электродвигатели с высокими оборотами, для которых покупают адаптированные для работы в особых условиях графитовые элементы.

Диагностика износа и замена

Одна из самых распространенных причин неправильной работы генератора – неисправность щеток и регулятора напряжения, точнее, их выход из строя. Основная функция первых – снимать напряжение с генераторного коллектора, а также дальнейшая подача тока для проведения зарядки аккумулятора и питание автомобильных электрических цепей. Поэтому, если необходима их замена, то следует ее провести как можно скоре е. Щетки обладают рядом характеристик. Одна из них – использованный при изготовлении материал, еще одна – тип и размеры. Зависимо от предназначения и структуры на современном рынке существует весьма широкий выбор моделей. Щетки нужно выбирать, учитывая принципы работы двигателя. Лучший результат удастся получить, выбрав модели, наделенные повышенной прочностью и пропитанные особым раствором, защищающим их от всякого разрушения.Тем не менее, это расходный материал, который со временем изнашивается. Поэтому за этими деталями нужно хорошо ухаживать и проверять их состояние как минимум каждые 4 года.

Schetki-generatora.jpg

Знание того, как поменять щетки на генераторе, на практике реализуется в нескольких этапах. Прежде всего – обесточивание генератора. Для этого нужно отключить минусовый кабель от аккумуляторной батареи, затем снять регулятор напряжения. Не менее важно то, насколько они выступают. В случае если размер этого показателя ниже половины сантиметра, их нужно как можно скорее сменить.

Как же их поменять? Очень просто. Гнездо держателя нужно продуть и протереть, после данные детали отсоединить. Затем следует очищение контактов, проверка пружины, полировка контактного кольца. Последнюю процедуру не обязательной, но лучше перестраховаться. Не менее важно знать, как проверить щетки генератора. Уровень их износа можно определить на вид. Также то, насколько они выступают, может сказать о многом. На этом подготовительные работы заканчиваются. Переход к самой замене. Прежде всего, надо припаять провода к новым деталям. Важно при этом проверять свободность движения на самом их держателе. Затем аккуратно их устанавливаем, не забывая о регуляторе напряжения и заземлении. Помните, что каждый автомобиль обладает своими особенностями, поэтому замена щеток генератора не является одинаковой для каждой модели.

Ремонт Генератора, замена щёток с перепайкой

Всем прекрасных летних деньков и ночей)
Накопилось несколько постов, всё ни как не выберу время написать в БЖ.И так погнали…
Так как меня беспокоил шум навесного я стал перебирать всё по порядку, первым был ГУР, опубликован постом ранее.Ну вот дошло дело до Генератора.Снял, разобрал полностью, чего ни когда не делал до этого.Из за слизанного пятигранника на валу.Пришлось обжимать большим газовым ключом сам шкив, через тряпку и только после этого он поддался.Заменил все подшипники на KOYO вот номера кому нужно:
KOYO 63032RS 1 224 руб.
KOYO 60032RS 1 151 руб.
В процессе сборки каким то образом отвалилась контактная щётка.Видимо её время пришло.Так как замена щёток не планировалась, пришлось что то думать на ходу.Подобрать в местных магазинах не вариант, так как щётки медно графитовые и довольно редки на наших прилавках, только на заказ.Нашёл старый блок реле регулятора со щётками разобрал их, извлёк от туда старую и решил её поставить.Разбирал всё в первые, смотрите фото.Так как до этого покупал сам блок регулятора напряжения вместе со щётками целиком.Провода на щётках паять нельзя!Так как температура их нагрева превышает температуру плавления олова.Аккуратно отрываем крышечку, расположенную на обратной стороне щёток, под ней видим что то на подобие пластмассы, только довольно хрупкое, всё это дело очищаем и отламываем при помощи подручных средств(плоскогубцы, кусачки, клещи, отвёртка)Добираемся до основания щёток в виде прямоугольного пластмассового цилиндра в который продет проводок щётки и припаян к алюминиевой колодке что мы очистили.
Берём отвёртку в руки и с усилием выдавливаем щётку, со стороны пластикового цилиндра.Меняем на новую или б/у как в моём первом случае.После проделанных манипуляций, на моей щётке провод был короткий, так как щётка б/у и соответственно её нужно было подтянуть и поджать пружину.Припаял к алюминиевым контактам и приступил к сборке.Крышечку контактов приклеил на клей космофен.Всё собрал и установил на авто.Завёл генератор заработал как часы без какого либо шума.
Но вот незадача лампочка зарядки загорелась, контакта не было.Поехал в магазин купил новый мультиметр, паяльную кислоту и припой.Вернулся и снова разборка.В этот раз не стал снимать генератор целиком, а лишь открутил сами щётки с реле регулятором не снимая с движка гену.С лёгкостью оторвал крышечку на контактах(лучше не клеить)Прозвонил тестером, контакта на одной из щёток не было.Прогрел алюминиевые контакты и очистил их от олова.Просверлил в них по одному отверстию, примерно 2-3 мм.Отрезал от старой ненужной щётки медный проводок.И приступил снова к пайке.В общем моя схема была такой, из за того что провод короткий на б/у щетке, если сильно его вытягивать, то щётка становиться слишком коротка, а если её ставить как положено короток сам проводок от неё.Я сделала так, сам пластиковый цилиндр щётки подал глубже и запаял там оловом, в это олово впаял кусок провода от старой щётки, а другой его конец продел в алюминиевый контакт и припаял его тоже.После всё прозвонил, всё гуд.Крышечку на контакты лучше всего просто расплавлять паяльником, клей там не держит.Поставил и всё заработало!
Нашёл у кого то номер щёток, которые хорошо подходят и при этом не нужно покупать целиком весь блок с реле регулятором.Кому нужно вот их номер:
НАБОР ЩЕТОК IKA IKA 010831 1 214 руб.
Заказал их но всё не было времени забрать.Покатавшись пару недель лампа зарядки снова загорелась.Снял снова только реле регулятор со щетками меньше чем за 5 мин.Прозвонил мультиметром щетку, на одной из них контакта нет.При всём это провод проходит через алюминиевую колодку, на пайке контакт есть, пайка цела, а на алюминии его нет.Снова прогрел и пропаял всё заработало, поставил.Снова катаюсь неделю и та же проблема.В общем разбирал и перепаивал три раза.Видимо алюминий окисляется с медью.Вчера снова возникла подобная проблема, поставил уже новые щетки(наконец то их забрал).Пока полёт нормальный.Посмотрим как проявит себя дальше…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *