При какой толщине гребня
Перейти к содержимому

При какой толщине гребня

  • автор:

При какой толщине гребня

Глава 10 КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ

10.1. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным соответствующей инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар подвижного состава, утверждаемой МПС России, и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования и полного освидетельствования колесной пары, а также клейма о приемке ее при формировании.

Знаки и клейма ставятся в местах, предусмотренных правилами маркировки.

Колесные пары в установленном порядке должны подвергаться осмотру под подвижным составом, обыкновенному и полному освидетельствованиям, а при подкатке регистрироваться в соответствующих журналах или паспортах.

10.2. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно быть 1440 мм. У локомотивов и вагонов, а также специального самоходного подвижного состава, обращающихся в поездах со скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч, отклонения допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1 мм, при скоростях до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм.

10.3. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах подвижной состав и специальный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

а) при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:

прокат по кругу катания у локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов более 5 мм;

толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у подвижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;

б) при скоростях движения до 120 км/ч:

прокат по кругу катания у локомотивов, а также у моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения — более 7 мм, у моторвагонного и специального самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов в поез дах местного и пригородного сообщений — более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов — более 9 мм;

толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у под­вижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;

в) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;

г) ползун (выбоина) на поверхности катания у локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава, а также у тендеров паровозов и вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками более 1 мм, а у тендеров более 2 мм.

При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторного вагона моторвагонного подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой —не свыше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар.

При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона моторвагонного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива и моторного вагона моторвагонного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм — со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива и моторного вагона моторвагонного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа электродвигателей) поврежденной колесной пары отключены.

При включении грузовых вагонов в пассажирские поезда нормы содержания колесных пар должны удовлетворять нормам, установленным для пассажирских поездов.

Разрешенная толщина гребня колесных пар грузовых вагонов, находящихся в эксплуатации, снижена до 24 мм

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек 26 февраля подписал распоряжение «Об установлении требований к техническому состоянию подвижного состава» № 359/р, согласно которому устанавливаются новые требования к толщине гребня грузовых вагонов. При подаче вагонов на погрузку толщина гребня не должна быть менее 25 мм, а для вагонов, находящихся в эксплуатации, она не должна превышать 33 мм или быть менее 24 мм.

Согласно действовавшему до вчерашнего дня распоряжению компании от 18.12.2009 г. № 2623 «Об утверждении комментариев к Инструкции по техническому обслуживанию вагонов и эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)», которая утратила силу, толщина гребня должна была составлять не менее 26 мм.

Вопрос о снижении нормативов на толщину гребня поднимался операторскими компаниями и СОЖТ начиная с 2017 года, однако представители ОАО «РЖД» заявляли, что вопрос требует детальных анализов и проработки. Вопрос обострился с новой силой в 2018 году, когда на фоне резкого роста стоимости крупного вагонного литья и его общего дефицита в РФ выросли затраты собственников подвижного состава на все виды ремонта грузовых вагонов. Дело в том, что свыше 60% отцепок вагонов для текущего отцепочного ремонта производилось до последнего времени по причине тонкого гребня.

На сторону операторов стал Минтранс, который 05.10.2018 г. выпустил приказ № 349, устанавливающий предельную толщину гребня колесных пар в эксплуатации 24 мм. В данном случае требования российских нормативных документов привели в соответствие с нормами Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Заместитель министра транспорта Владимир Токарев после регистрации приказа в Минюсте 06.12.2018 г. отмечал, что данная мера позволит снизить дефицит колесных пар и уменьшить количество внеплановых видов ремонта. По оценкам СОЖТ, данная мера позволит операторским компаниям снизить расходы на ремонт в объемах около 1 млрд руб.

Автор: Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Разрешенная толщина гребня колесных пар грузовых вагонов находящихся в эксплуатации снижена до 24 мм

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек 26 февраля подписал Распоряжение «Об установлении требований к техническому состоянию подвижного состава» за номером 359/р, согласно которому устанавливаются новые требования к толщине гребня грузовых вагонов. При подаче вагонов на погрузку толщина гребня не должна быть менее 25 мм, а для вагонов, находящихся в эксплуатации, она не должна превышать 33 мм или быть менее 24 мм.

Разрешенная толщина гребня колесных пар грузовых вагонов находящихся в эксплуатации снижена до 24 мм

Согласно действовавшему до вчерашнего дня Распоряжению компании от 18 декабря 2009 г №2623 «Об утверждении Комментариев к Инструкции по техническому обслуживанию вагонов и эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), которая утратила силу, толщина гребня должна была составлять не менее 26 мм.

Вопрос о снижении нормативов на толщину гребня поднимался операторскими компаниями и СОЖТ начиная с 2017 года, однако представители ОАО «РЖД» заявляли, что вопрос требует детальных анализов и проработки. Вопрос обострился с новой силой в 2018 году, когда на фоне резкого роста стоимости крупного вагонного литья и его общего дефицита в РФ выросли затраты собственников подвижного состава на все виды ремонта грузовых вагонов. Дело в том, что свыше 60% отцепок вагонов для текущего отцепочного ремонта производилось до последнего времени по причине «тонкого гребня».

На сторону операторов стал Минтранс , который 05.10.2018 выпустил приказ №349, устанавливающий предельную толщину гребня колесный пар в экусплуатации в 24 мм. В данном случае требования российских нормативных документов привели в соответствие с нормами Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Заместитель министра транспорта Владимир Токарев после регистрации приказа в Минюсте 06.12.2018 г, отмечал что данная мера позволит снизить дефицит колесных пар и уменьшить количество внеплановых видов ремонта. По оценкам СОЖТ, данная мера позволит операторским компаниям снизить расходы на ремонт в объемах около миллиарда рублей.

Изучение прочности гребня при толщине 22 мм

Исследование посвящено изучению движения подвижного состава по стрелочному переводу. На данном этапе работы построена твердотельная модель стрелочного перевода с полным геометрическим подобием стрелки типа Р65 марки 1/9, в ПК «Универсальный механизм» разработана модель универсального полувагона модели 12-9853 на тележках 18-9855. По результатам моделирования определены боковые и вертикальные силы, которые использованы для расчета прочности гребня колеса с разной толщиной.

На сегодняшний день работ в области исследования взаимодействия железнодорожного пути (в том числе и стрелочного перевода) и подвижного состава выполнено много, но с учетом современных требований к подвижному составу и изменения конструкции (стали применятся вагоны с улученными технико-экономическими параметрами) появилась необходимость в дополнительных исследованиях. В работе рассматривалось взаимодействие колесной пары со стрелочным переводом, т.к. при проследовании вагона на боковой путь в момент удара колеса об остряк, возникают максимальные силы, действующие на колесо [1].

Одним из параметров, характеризующим эффективность грузового вагона является увеличенный межремонтный пробег. Решение проблемы износа колес по тонкому гребню и увеличение межремонтного пробега колесных пар в настоящее время является актуальным, так как почти 68,3 % (рисунок 1) вагонов в 2020 году были отцеплены по данной неисправности, что подтверждается данными ОАО «РЖД» [2, 3].

Для оценки прочности колес необходимо проводить всесторонние исследования с применением современных программных комплексов. С помощью ПК «Универсальный механизм» в работе были определены боковые и вертикальные силы, действующие на колесную пару при движении вагона по стрелочному переводу. Расчет прочности гребня колеса выполнен в программе конечно-элементного анализа Ansys Workbench 19.0.

Для решения поставленной задачи рассматривалась твердотельная модель стрелочного перевода без износов и неровностей типа Р65 марки 1/9 (рисунок 2), которая имеет рельс рамный кривой с остряком прямым, крестовина острая, рельс крестовины с контррельсом и рельс тира Р65. В качестве движущейся единицы была разработана динамическая модель универсального полувагона модели 12-9853 на тележках 18-9855, в котором колесные пары имели разную степень износа поверхности катания и гребня колеса. Динамическая модель вагона была собрана в ПК «Универсальный механизм».

Рисунок 2 Модель стрелочного перевода тип Р65 марки 1/9

Разработанная твердотельная модель стрелочного перевода была импортирована в ПК «Универсальный механизм». Выполнены расчеты движения вагона по стрелочному переводу со скоростью 55 км/ч и определены боковые и вертикальные силы, действующие на колесо. Зависимость боковых и вертикальных сил от толщины гребня представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 Зависимость боковых и вертикальных сил от толщины гребня

Для проведения анализа распределения напряжений в гребне колеса при движении колесной пары по стрелочному переводу были разработаны объемные конечно-элементные модели (КЭМ), которые включают колесную пару с осью и двумя колесами. КЭМ разработана в программном комплексе SOLIDWORKS 21.0 с помощью элемента типа десяти узловой тетраэдр, а затем импортирована в программу конечно-элементного анализа Ansys Workbench 19.0. Зависимость максимального эквивалентного напряжения, возникающего на гребне при движении колесной пары по стрелочному переводу от толщины гребня, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 Зависимость максимального эквивалентного напряжения, возникающего на гребне при движении колесной пары по стрелочному переводу от толщины гребня

Результаты исследований показали, что при толщине гребня 22 мм, прочность гребня обеспечивается, исходя из полученных исследований, выполненных АО «НВЦ «Вагоны», при проведении независимой экспертизы схода подвижного состава, где в результате проведенного исследования было определено, что предел текучести для стали марки 2 составляет 650 МПа.

Исследования показали, что прочность гребня обеспечивается при минимальной толщине гребня 22 мм, но стоит отметить, что необходимо проводить дополнительные динамические расчеты по определению вкатывания колеса на острях, что планируется выполнить в последующих исследованиях. Если уменьшить минимальные допустимые допуски на износ гребней колес с 24 до 22 мм, можно производить обточки в текущем отцепочном ремонте и на 27 мм, с сохранением большего слоя металла при обточке.

Петров Д.Ю. , Федорова В.И. (ФГБОУ ВО ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *