Соединитель под пайку как правильно делать
Перейти к содержимому

Соединитель под пайку как правильно делать

  • автор:

Как правильно соединять провода?

Ответим на этот распространенный вопрос. Как правильно соединять провода, чтобы был хороший и качественный контакт. В данное время чаще всего встречаются следующие соединения проводов:

  • скрутка
  • опрессовка
  • сварка
  • пайка
  • винтовые соединения
  • болтовые соединения
  • самозажимные соединения (WAGO)

А теперь рассмотрим несколько из них.

Скрутка — это самый простой и распространенный вид соединения проводов. Из головы ничего брать не будем, а обратимся к нормативному документу — ПУЭ — 7 издания. В пункте 2.1.21 Главы 2 четко сказано, что:

«Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.»

Таким образом, согласно ПУЭ — СКРУТКИ ЗАПРЕЩЕНЫ.

Опрессовка — это соединения жил проводов и кабелей методом обжатия соединительной гильзы с помощью специального инструмента (пресс-клещи). Данный способ соединения является одним из самых надежных и качественных, отвечающий требованиям нормативных документов.

Этапы работы:

  • снимаем изоляцию с провода по длине гильзы (используя специальный инструмент для снятия изоляции типа Knipex или монтажный нож)
  • помещаем провода внутрь гильзы (предварительно можно сделать скрутку)
  • обжимаем специальными пресс-клещами
  • изолируем соединение

Сварка — это соединения жил проводов и кабелей методом контактного разогрева их концов электродом (угольный) до образования контактной точки (шарик). Данный способ соединения является одним из самых надежных и качественных, отвечающий требованиям нормативных документов, но требует определенных навыков работы со сварочным оборудованием.

Этапы работы:

  • снимаем изоляцию с провода на 40-50 (мм)
  • наждачной бумагой защищаем жилу провода до блеска
  • делаем скрутку
  • в углубление электрода насыпаем флюс и опускаем нашу скрутку, крепко прижимая ее к электроду
  • включаем сварочный трансформатор в сеть
  • концы жил нашей скрутки сплавятся в «шарик» (контактная точка)
  • после затвердевания спая отводим электрод
  • полученный «шарик» очищаем от флюса металлической щеткой
  • покрываем лаком соединение
  • изолируем соединение

Пайка — это соединения жил проводов и кабелей расплавленным припоем. Данный способ соединения отвечает требованиям нормативных документов, но требует определенных навыков работы. Пайка гарантирует долговечный контакт с хорошей проводимостью. Но ее применение ограничивается по причине механического или термического воздействия.

  • снимаем изоляцию с провода на 40-50 (мм)
  • наждачной бумагой защищаем жилу провода до блеска
  • выбираем вид соединения жил (по таблице ниже)
  • припой подносим к жалу паяльника
  • греем скрутку, чтобы расплавленный припой затекал в скрутку
  • после затвердевания пайки промываем место пайки спиртом
  • изолируем соединение

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много «неправильных» скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем «веник» подключаемого провода в начало «веника» основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Как видим — скорее всего только давление, без нагрева и посторонних агентов типа припоя.
Похоже, что тут я немного ошибся — судя по комментарию Shenderko , данное соединение правильнее называть сваркой. Здесь же его взвешенная точка зрения на «противоборство» пайки и обжима:
«По поводу вставленного видео вы не правы, в нем показана не обжимка проводов, а их сваривание колебаниями высокой частоты. Сжатие проводов там только для хорошего контакта жил между собой, во время последующего кратковременного разогрева. Знаю, потому что работаю на производстве проводки для BMW f45 и у нас такой метод широко используют.
По поводу пайки — тоже применяем, но по большей части в силовых цепях.
Лучше обжимка или пайка, спорить не стану, я например, в своей машине стараюсь грамотно пропаивать те же клеммы и провода. Но вот то, что обжимка намного быстрее, технологичнее и менее вредна для персонала, в условиях массового производства — факт. Чего тут больше — выгоды производителя или реальной долговечности и надежности, вопрос открытый.
«

Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 мм²
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 мм²
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 мм ²

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм²
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм²
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм²
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм²

Дополнение 1.1:
И вот статье уж стукнуло 7 лет, а народная тропа к ней не зарастает:)
Любезный коллега по драйву Ogi13 поделился кодами муфт от Wurth:
05 555 100 — 0,2-0,5 мм²
05 555 101 — 0,5-1,5 мм²
05 555 102 — 1,5-2,5 мм²
05 555 104 — 4-6 мм²
Вот ссылка на комментарий: тынцъ (там же сравнение с бошем и демонстрация результата).

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))

Итак, для работы нам понадобится:

Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:

Самая стрёмная и жестокая часть:

Не забываем надеть на провод термоусадку перед соединением.

У губок кримпера с одной стороны паз более овальный, с другой — менее. Более овальный паз должен зажимать изолятор муфты с изоляцией провода, менее овальная сторона должна через изоляцию прессовать саму металлическую муфту.

Описанный вариант не подразумевает герметизацию соединения (использованы «обычные» муфты), однако при использовании муфт DuraSeal или китайских аналогов герметизация будет обеспечена. Выглядеть это будет примерно так:

Как и в предыдущем примере, зачищаем, вставляем, обжимаем.

Далее усаживаем изоляцию так же, от центра к краям.

Пожалуй, это самый простой и надежный способ соединения проводов.

3M Scotchlock и аналоги
Некоторое время назад эти соединители были описаны в этой статье с примерами, однако считаю целесообразным это описание убрать, ибо не все так хорошо, как кажется.
Речь вот о таких соединителях:

Многие автоэлектрики их обожают, а более опытные коллеги потом выкорчевывают.
Давайте разберемся почему.
Сама идея таких соединителей весьма хороша. Использование тоже предельно простое.
Существующий провод заводится в соединитель сбоку, рядом вставляется подключаемый провод. После этого вся конструкция зажимается. Ножевой контакт с прорезью врезается в изоляцию и зажимает жилы.
Заявлено, что могут использоваться и с многожильным проводом, и с моножильным. Есть 3 типоразмера:
красные — для сечений 0,5 кв.мм … 1,5 кв. мм;
синие — для сечений 1,5 кв.мм … 2,5 кв. мм;
желтые — для сечений 3 кв.мм … 4 кв. мм.
На форуме mastercity человек делал нагрузочное тестирование — пускал через китайские желтые ток 40А — выдержали без проблем, пока их не начали шевелить.

А теперь бочка дёгтя. Я не ошибся — не ложка, а именно бочка)))
Во-первых, есть ограничение на использование с многожильным проводом, о котором мало кто знает. Например, красные нельзя применять на многожильном проводе сечением 1,5кв.мм, максимум 1,0. Это указано на упаковке, но кто ее видел? Продают-то поштучно! А еще на упаковке указано, что поштучно продавать только с приложением инструкции. На это все продаватели положили, конечно. Результат несоблюдения этого требования банален:

.
Нижнее фото, кстати — это работа красного ответвителя на проводе 1,0мм.
Во-вторых, соединение получается надежным только при условии соблюдения неподвижности проводников. Если имеет место взаимное движение, контакт ослабнет, переходное сопротивление возрастет. А это нагрев. То есть получается, что вполне можно соединиться в распаечной коробке и забыть об этом. Однако в условиях эксплуатации соединения в автомобиле такого способа лучше избегать. Я допускаю, что можно их применять для сигнальных проводников, где нет силовой нагрузки (я даже ДХО подключил с применением такого соединителя). Но это стоит делать только для себя, когда в случае нарушения контакта сам быстро разберешься, в чем дело.

В-третьих, вы в курсе, что применяя такие соединители, мы все делаем на свой страх и риск? Понятно, что у нас в стране по сути все так делается, но я о гарантиях производителя, которых нет! Вы спросите, как же так? Это же 3М, Германия, крупнейший концерн, делающий очень много крутых вещей для корпоративного сектора! А вот так. Я сам не поверил бы, если бы не увидел своими глазами «важное замечание»:

Для тех, у кого плохо с английским, надпись гласит (примерно):
Важное замечание: перед использованием этого продукта вы должны изучить его и определить, возможно ли его применение в каждом конкретном случае. Вы принимаете на себя всю ответственность и риски, связанные с его использованием.
Этим все сказано. Вот вам удобная штука, но если че мы предупреждали.

Вывод по скотчлоку: категорически не рекомендую использовать его в автомобиле, в крайнем случае — для сигнальных линий, и быть готовым переделать если что.

Переходники и «удлиннители»
Заголовок несколько странный, но суть такова, что для подключения к проводу мы делаем мини-переходник, то есть вынимаем из стандартной колодки пин, в него вставляем «удлиннитель», т.е. короткий проводочек, с отдной стороны которого обжат такой же пин, а с другой — ответная часть. Подробное описание тут: www.drive2.ru/b/3186150/.
Не думаю, что я изобрел этот велосипед, но статей или отчетов аналогичных я не видел. А это чертовски удобно, и в любой момент легко вернуть все назад.

Для реализации метода нам понадобится хороший инструмент для обжима автоклемм, пины и провода. Причем с последними двумя пунктами может очень помочь авито и иже с ними — именно там я нашел объявление о дербане проводки гольфа, что позволило запастись дорогостоящими пинами по весьма разумной цене.

Более подробно, думаю, описывать смысла нет. Если будут вопросы — вэлкам в каменты.

Вместо заключения:
Помните, что лучшее соединение — это то, которого нет. В том смысле, что когда есть возможность избежать соединений, этим определенно стоит пользоваться. Я говорю в первую очередь о дооснащении, потому что ремонт как правило не предполагает наличие доступа к проводнику по всей его длине. А вот когда мы сами делаем новый жгут — тут, что называется, сам Бог велел сделать его красиво, как с завода. Да еще и сэкономить при этом на ремонтных проводах.
Дело в том, что ВАГ, да и другие производители поставляют не только ремонтные провода, но и пины, то есть сами наконечники этих проводов. Они как правило значительно дешевле готовых ремонтных проводков.
Минус в том, что для того, чтобы их качественно обжать, нужен качественный инструмент, коего у нас в продаже просто нет. Поэтому по наводке уважаемого 46otdmil были заказаны из японии клещи HOZAN P-706. Подробный обзор инструмента тут. Результат обжима хоть и не заводской, но очень качественный (не смотрите на завернутые жилы — не было подходящего провода, пришлось сечение «удвоить»):

На этом тему соединения проводов в авто для себя считаю раскрытой, но всегда открыт для новых идей и мнений. Пишите в комментах свои замечания, предложения и отзывы.
P.S.: Данная статья — это, по сути, переиздание моей статьи из форума, измененное и дополненное.

Соединение проводов в распределительной коробке

Соединение проводов в распределительной коробке

Электричество уже давно стал незаменимым атрибутом современной жизни для каждого человека. Оно присутствует практически в каждой сфере деятельности человека.

Поэтому сейчас в каждой квартире требуется подведение проводов для передачи электроэнергии. Это приводит к необходимости установки как минимум одной распределительной коробки на входе в каждую квартиру или дом. В данной статье мы подробно рассмотрим существующие способы соединения проводов внутри распределительной коробки.

Зачем нужна распределительная коробка?

В первую очередь распределительная коробка должна устанавливаться для обеспечения требований пожарной безопасности. Самым пожароопасным участком электрической цепи является место соединения проводов, где находится участок с самым высоким переходным сопротивлением. Чем выше сопротивление участка цепи, тем выше его нагрев, что в итоге может привести к пожару. Применение распределительной коробки помогает устранить вероятность возникновения пожара в месте соединения проводов. Кроме того, распределительная коробка даёт возможность более удобного доступа к соединениям проводов и даже внешний коробки выглядит гораздо более эстетично, нежели просто торчащие пучки проводов.

Способы соединения проводов

В главном нормативном документе применяемым электромонтажниками (ПУЭ) указано, что для соединения проводов можно применять пайку, сварку, винтовые или болтовые зажимы, а также опрессовку. Однако в ПУЭ не оговаривается использование самого распространённого способа соединения проводов в быту – скрутки.

Скрутка

Самый простой способ соединения проводов – это скрутка. Для этого соединения нужно зачистить примерно 1 см изоляции проводов, а потом аккуратно накрутите эти зачищенные концы друг на друга до самого конца.
Достоинством данного соединения считается его простота и то, что не требуются материальные затраты. Недостатком данного соединения является то, что скрутка со временем ослабевает, что приводит к повышению переходного сопротивления в месте скрутки и как следствие к повышению опасности возникновения пожара. Стоит отметить, что категорически запрещено делать скрутку проводов из разных материалов (к примеру медь и алюминий).

Опрессовка

Довольно распространённый способ соединения проводов. В данном случае применяются специальные гильзы или наконечники. Гильзы используются для проводов с сечением от 2,5 до 240 мм². Для опрессовки гильзами нужен специальный инструмент (обжимочный пресс или клещи, гидравлические, механические или электрические).
При использовании гильзы сперва выбираем подходящий диаметр гильзы и её материал (материал гильзы должен совпадать с материалом используемых проводов). Опрессовка происходит следующим образом:

  1. Снимите с проводов слой изоляции, соответствующий длине гильзы.
  2. Скрутите концы проводов и после вставьте их в гильзу.
  3. С помощью специального инструмента для опрессовки сожмите гильзу.
  4. Сделайте изоляцию места соединения с помощью изолирующего материала.

Опрессовка делает соединение проводов качественным и надежным. Однако у этого метода есть и недостатки:

  • гильзу можно использовать только один раз из-за её деформации при монтаже;
  • для проведения опрессовки нужно обязательно использовать специальный инструмент;
  • требуется достаточно большое количество времени на опрессовку;
  • если нужно сделать опрессовку медного и алюминиевого провода, то нужно использовать достаточно редкую гильзу.
Спайка

Достаточно надежный способ соединения проводов. Прежде чем применять метод пайки, нужно зачистить провод, потом очистить его от изоляции и окислов, облудить (если нужно), сделать скрутку (не слишком плотную), покрыть флюсом и завершающим этапом сделать пайку.

С помощью пайки можно соединять как однотипные, так и различные по материалу провода. Только при соединении проводов с различных материалов нужно использовать подходящий припой и флюс. Изоляцию проводов проводится стандартным методом. Однако при всех своих преимуществах у спайки проводов есть и свои недостатки:

  • нужно иметь навыки работы с пайкой;
  • нужно использовать специальный инструмент для пайки;
  • после пайки невозможно легко отделить соединение пайки, нужно полностью удалять соединение;
  • со временем место соединения ухудшается и переходное сопротивление возрастает, увеличивая пожароопасность и ухудшается электропроводность, увеличивая потери электроэнергии в месте соединения проводов.
Сварка

Сварка довольно редко встречаемый вид соединения из-за свое своей сложности, однако степень его надежности ещё выше, чем у пайки. При соединении сваркой получается целый провод, который не будет окислятся в отличие от многих других методов соединения проводов.

Для соединения проводов сваркой нужно иметь:

  • Сварочный аппарат небольшой мощности (обычно берут на 1 кВт с напряжением на 12 В).
  • Электроды (обычно берут угольно-медные).
  • Флюс.
  • Индивидуальные средства защиты.

Сварка проводится следующим образом:

  1. Сперва нужно очистить концы проводов от изоляции и после зачистить её наждачкой.
  2. Сделать соединение проводов обычным методом скрутки (свободные концы двух жил можно расправить и прижать параллельно друг к другу).
  3. Положите флюс в место углубления на электроде.
  4. Проведите сварку с помощью электрода на конце места скрутки проводов до места возникновения «точки контакта».
  5. Сделайте очистку точки контакта от флюса, после покройте точку контакта лаком и в конце место соединения нужно заизолировать.

При сварке проводов иногда для более быстрого остывания места сварки используют воду. Однако такой метод остывания может привести к ухудшению состояния места сварки (появляются микротрещины).

Болтовое соединение

Весьма надежное соединение позволяющий проводить соединение проводов из разных материалов. Однако из-за своих больших размеров данный способ соединения обычно не применяется в современных распределительных коробках.

Для соединения с помощью болта двух проводов нужно иметь коротки болт, три шайбы, гайку и достаточно много изоленты. Болтовое соединение проходит следующим образом:

  1. Надеваем на болт стальную шайбу.
  2. Очищаем концы проводов от изоляции.
  3. Скручиваем зачищенный конец провода в колечко и надеваем его на болт.
  4. Накручиваем ещё одну шайбу на болт (если нужно соединить медный и алюминиевый провода).
  5. Надеваем второй провод на болт также, как и первый.
  6. Накручиваем ещё одну шайбу и плотно затягиваем гайку.
  7. Заизолируйте болтовое соединение.
Соединение клеммниками

Достаточно простой, недорогой и не требующих больших затрат времени способ соединения. Часто применяется в распределительных коробках. Этот способ дает возможность соединять провода, отличающиеся друг от друга как по составу, так и по сечению.

Соединение проводится достаточно просто: сперва очищают концы проводов примерно на пол сантиметра от изоляции и потом очищенные концы проводов вставляются в зажим, а после они затягиваются винтами.

Соединение самозажимами

Пожалуй, самый современный и простой способ для соединения проводов.

Самозажимы представляют собой колпачок с квадратной стальной проволокой. Внутри зажимов находится специальная паста, которая помогает предотвратить окисление металла.

Соединение проводов самозажимами проводится следующим образом:

  1. Нужно снять около 1 см изоляции на концах проводов.
  2. Далее нужно поднять рычажок зажима вверх.
  3. Зачищенные концы проводов вставляются в соединитель.
  4. Рычажок зажима опускается вниз (если в зажиме нету рычажка, то нужно просто защелкнуть зажим).

Вы можете купить у нас на сайте всё что Вам нужно для монтажа распределительной коробки:

  • Распределительные коробки;
  • Кабель и провод;
  • Зажимы винтовые (клеммник) ;
  • Самозажимы (строительно-монтажные клеммы);
  • Гильзы для опрессовки;
  • Термоусадочные трубки;
  • Изолента.

Соединитель под пайку как правильно делать

Способы соединения электрических проводов

Безопасное и безаварийное электроснабжение зависит не только от правильного составления проекта, рационального выбора марки кабеля, но и более прозаических, на первый взгляд, вещей. Провод, соединение которого с другим кабелем требуется по техническому заданию, обязан иметь качественный и надежный контакт. Работа с электропроводкой вообще не признает беспечного отношения типа «и так сойдет», малейшая ошибка способна через время стать серьезной проблемой, если не катастрофой.

Sposoby_soedineniya_provodov_2.jpg

Не сложный, казалось бы, технологический процесс, такой как соединение проводов, на самом деле выходит далеко за рамки бытового представления «скрутил, намотал изоленту, забыл». Каждый профи-электрик знает, что в точках присоединения кабельных изделий возникает большее сопротивление, а значит и более высокие температуры. Поэтому любой некачественный контакт может нагреться до отметки, когда начнет плавится изоляционный слой, а за ним и прочие компоненты кабеля. Оголение жил с высочайшей вероятностью приведет к короткому замыканию и, возможно, к пожару.

На практике существует несколько вариантов создания проводных соединений, и в данной статье мы о них поговорим.

Способы соединения проводов

Прежде всего обратим внимание на требования, которым должен соответствовать электрический контакт, образующийся в месте соединения:

· не должно возникать дополнительное сопротивление, поэтому техпараметры соединяющего кабель-контакта должны примерно соответствовать аналогичным целого провода,

· на случай растяжения, соединительный контакт должен иметь запас механической прочности.

С наиболее распространенными, в т.ч. профессиональными, способами объединения проводных изделий в единую электроцепь можно ознакомиться на видео «Способы соединения проводов» или ниже, в нашем материале.

image002.jpg

1) скрутка – это наиболее простой и доступный каждому электрику-энтузиасту метод проводного сопряжения. Для подготовки кабелей с них нужно снять не меньше 5 см изоляционного покрытия, а затем плотно скрутить уже «голые» жилы между собой. Оголенные места скрутки покрываются хорошо знакомой всем ПВХ-лентой или специальными колпачками, которые навинчиваются на место вновь созданного контакта, одновременно изолируя, защищая и поджимая его.

СИЗ или соединительные изолирующие зажимы снаружи выполнены из ПВХ, который не поддерживает горение, выдерживает до 600 В и является отличным изолятором. Внутренняя стальная обжимная пружина имеет форму конуса, а ее витки, собственно, и выполняют основную рабочую функцию этого удобного приспособления.

image003.jpg

Нельзя допустить, чтобы оголенный металл выходил за пределы колпака, поэтому следует точно рассчитать длину убираемой изоляции. Для максимально плотного облегания поверхности скрутки зажимом, его необходимо вращать только лишь по часовой стрелке. СИЗ следует надевать с разумным усилием, чтобы раздвинуть витки обжимной пружинки и надежно сдавить сопрягаемые жилы.

Если соединяется пара проводников одного сечения, то можно обойтись и без предварительного скручивания. После вставки жил в колпачок, его нужно с усилием провернуть в направлении движения часовых стрелок. При сопряжении нескольких проводов потребуется скрутка пассатижами. Затем лишнее окончание откусывается и лишь тогда применяется СИЗ.

Зажимы подбираются под диаметр кабелей и отличаются цветовой маркировкой, которая не имеет единых стандартов (лучше уточнить у продавца). Серый СИЗ-1 предназначен для пары жил сечением 1.5 мм, синий СИЗ-2 – трех 1.5 мм проводников, оранжевый СИЗ-3 – пары 2.5 мм, желтый СИЗ-4 – двух пар 2.5 мм, СИЗ-5 – для восьми 2.5 мм жил.

С особенностями работы с СИЗ можно также ознакомиться на видео:

image004.jpg

Способы соединения проводов скруткой Существуют несколько разновидностей скрутки, которые применяются для создания простого последовательного соединения, параллельного контакта или бокового ответвления от электросети.

Также существуют нюансы в скручивании моно- и мультижильных проводов, которые касаются особенностей соединения проволок для создания наилучшего электроконтакта.

Считаясь разъемным соединением, скрутка имеет достаточно ограниченное число возможных сопряжений, ведь кабельные концы после каждой переделки будут понемногу выходить из строя.

Важно помнить, что категорически не рекомендуется скручивать между собой разнородные металлы, к примеру, алюминий с медью.

Соединение провода для интернета с другим аналогичным кабелем также может осуществляться при помощи скрутки. Данный вопрос мы рассматривали в статье «Как обжать витую пару? Описание кабеля витая пара» в разделе «Как удлинить провод». Напомним, что для витой пары этот способ сопряжения не рекомендован.

image006.jpg

2) пайка – метод сопряжения кабелей, который занимает немного больше времени, чем скрутка, но отличается лучшей надежностью и прочностью. Дело в том, что даже при идеальном скручивании контактов в местах соединения возникает повышенное сопротивление, а дальнейшее протекание электротока создает нагревание со всеми возможными последствиями.

Скрученные провода облуживаются канифолью, припаиваются (припой нужно запустить и внутрь скрутки), а затем слегка шлифуются и изолируются. Недостатком данного способа является сложность разъединения в случае ошибки или необходимости переделки сопряжения.

Для пайки не нужны дорогостоящие инструменты и материалы, достаточно обычного паяльника, канифоли и оловянно-свинцового припоя. При этом гарантируется надежный контакт с низким переходным сопротивлением, высокими показателями проводимости и прочности.

image007.jpg

3) сварка – дает еще боле качественный контакт, чем пайка, но гораздо более сложна в плане технического оснащения процесса. Для сваривания потребуются сварочный трансформатор, маска, перчатки, электроды, строительный фен для термоусадки и, конечно же, навыки сварщика. Кроме того, сваривать можно только однородные металлы.

image008.jpg

4) клеммные колодки – это особая конструкция, которая включает в себя изолирующую пластину и контакты. Важной особенностью данного приспособления является возможность соединения жил, выполненных из разных металлов, к примеру, медных и алюминиевых. Провод , соединение с которым необходимо установить, может закрепляться на клеммнике с затягивающим винтом или же на колодке с другой конструкцией – прижимной пластиной.

ПЭТ-каркас винтовой колодки содержит несколько ячеек с латунной гильзой, внутри которой и происходит зажим оголенной жилы. От большой колодки можно отрезать нужное количество ячеек для соединения нескольких пар кабелей в распределительной коробке. Подробное описание смотрим в ролике:

При в ыб оре винтового клеммника следует быть осторожным с силой зажима, ведь мультижильные и алюминиевые кабеля весьмы чувствительны к механическим воздействиям. Следует учесть свойство алюминия «протекать» под давлением, что чревато потерей хорошего контакта и усилением нагрева. Поэтому необходимо периодически проверять такие соединения. Многожильные провода необходимо предварительно оконцевать спецнаконечником. Эта процедура описана в нашей статье «Одножильный и многожильный кабель. Какой выбрать?».

Кроме чисто практических преимуществ, клеммные колодки имеют более привлекательный вид, чем перемотанная изолентой скрутка.

Приспособление, похожее на клеммную колодку, но используемое в процессе соединения провода для интернета называется джойнер. Его устройство рассматривалось в статье «Как обжать витую пару? Описание кабеля витая пара» в разделе «Как удлинить провод».

image009.jpg

5) пружинные клеммы – наиболее скоростной и эффективный способ создать проводное сопряжение. После съема изолятора достаточно вставить окончание кабеля в клемму и зафиксировать его особой пружиной. На прижимной поверхности есть выемка, чтобы избежать лишнего давления на жилу.

Данный способ широко применяется при работе как с мягкими мультижильными проводами, так и с моножилами разных сечений. Популярные клеммники под немецким брендом Wago оборудованы контактами из биметаллической пластины, покрытыми спецпастой, что позволяет соединять разнометаллические кабеля без угрозы для их окисления.

image010.jpg

6) скотч-лок – одноразовая соединительная муфта, которую обычно используются для слаботочных кабелей, например, для телефонии или маломощных диодных светильников. Сопряжение происходит способом врезного контакта: незачищенные проводники обжимаются пассатижами непосредственно в скотч-локе, который оснащен пластиной с режущими краями, создающими пробои в изоляторе кабеля для замыкания цепи. Скотч-лок удобен, доступен по стоимости, водонепроницаем за счет гидрофобного геля внутри и легко заменяется.

image011.jpg

7) гильза – мощный зажим для одновременного сопряжения нескольких проводных изделий, который представляет собой меднолуженую трубку или плоский наконечник с отверстием. Зачищенные на длину гильзы кабеля помещаются внутрь приспособления, которое обжимается кримпером (спецклещами), для надежности в 2-3 местах. Если гильза намного толще проводов, ее можно набить ненужными отрезками. Для изолирования можно применить ПВХ-ленту или термоусадку.

Гильзовые зажимы могут быть медными, алюминиевыми или комбинированными (медно-алюминиевыми), что позволяет опрессовывать разнообразные типы соединений.

8) ответвительный сжим или по-народному «орешек» служит приспособлением, которое позволяет присоединяться к магистральной электролинии без разрыва последней. Устройство исполнено в виде изолирующей коробки, внутри которой находятся 3 металлические пластинки с винтами. Ответвительный сжим отлично соединяет алюминиевые и медные кабеля, что актуально при подключении к ВЛ.

image013.jpg

9) болтовое соединение. Иногда требуется соединить медный и алюминиевый провода, но под рукой нет ни зажима, ни колодок, а скрутку, как известно, использовать категорически нельзя. На помощь придут простые гайка, болт и шайба, которых предостаточно у любого хозяйственного человека. Схема соединения хорошо видна на рисунке. Заметим, что сама конструкция является довольно громоздкой, ее сложно хорошо заизолировать и спрятать в распределительной коробке.

Мы рассмотрели наиболее популярные и часто встречающиеся способы соединения электропроводов, каждый из которых по-своему хорош. Выбирать конкретный их них следует, исходя из критериев безопасности, надежности, необходимой скорости и цены монтажа, расположения места сопряжения, а также типа соединяемых кабелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *