Как отрегулировать обороты холостого хода
Перейти к содержимому

Как отрегулировать обороты холостого хода

  • автор:

Как отрегулировать холостой ход

Техника регулировки холостого хода

Если вы владелец отечественного автомобиля, то вам стоит знать, как отрегулировать холостой ход карбюратора. Наиболее часто на моделях отечественного автопрома проводится обслуживание карбюраторных двигателей 2105, 2107 Озон. После выполненных ремонтных работ возникает необходимость в грамотной настройке холостого хода, чтобы мотор работал устойчиво и безотказно.

Как известно, частота вращения коленвала в режиме холостого хода должна составлять 850-900 оборотов в минуту. Если регулировка осуществлена неверно, силовой агрегат может:

  • троить;
  • завестись и тут же заглохнуть;
  • работать с провалами при попытке ускорения;
  • расходовать гораздо больше топлива.

Подготовительный этап

Проверьте свечи

Проверьте свечи

Чтобы самостоятельно провести настройку холостых оборотов, вам потребуется шлицевая отвертка и тахометр (вполне подойдет и тот, что встроен в панель приборов автомобиля). Если тахометр отсутствует, можно осуществить регулировку оборотов ХХ на слух, но в этом случае обязательно нужен хотя бы небольшой опыт ремонта машины. Новичку будет достаточно трудно определить, когда обороты находятся в норме, когда понижены, а когда повышены.

Перед тем как приступить в выполнению регулировки, следует убедится в правильности выставления угла опережения зажигания, а также в том, исправны ли свечи, ВВ-провода, контакты прерывателя и крышка трамблера.

Если двигатель только после разборки/сборки, или если возникла необходимость установить винты регулировки в изначальное положение, то первоначально требуется полностью их закрутить, после чего винт «количества» выворачивается на 3-4 оборота, а винт «качества» — на 2-3 оборота.

Карбюратор ВАЗ 2107

Карбюратор ВАЗ 2107

Мотор следует прогреть до рабочей температуры, которая должна находится в интервале 85-95 градусов. Как только она достигает этой отметки двигатель нужно выключить, чтобы подключить тахометр, и запустить его вновь.

Регулировка холостых оборотов своими силами

Винты качества и количества на карбюраторе Озон

Винты качества и количества на карбюраторе Озон

Настройка ХХ-оборотов на карбюраторах 2105, 2107 Озон осуществляется в четыре этапа:

  1. Необходимо вращать винт «качества», выставляя таким образом максимальные обороты холостого хода (вращение винта должно происходить против часовой стрелки).
  2. Необходимо вращать винт «количества» для установки еще большей частоты вращения, к примеру, больше на 80 оборотов/мин (вращение винта должно происходить также против часовой стрелки).
  3. Необходимо проверить при помощи винта «качества», являются ли выставленные обороты максимальными для того положения, в котором находится сейчас винт «количества». Такая проверка осуществляется обычным вращением нужного винта вперед-назад. Если выставленные обороты не оказались масимальными, описанные выше процедуры повторяются заново.
  4. Необходимо при неизменном положении винта «количества» закручивать винт «качества» до тех пор, пока обороты не упадут до отметки 850-950 об/мин.

Процесс регулировки

Процесс регулировки

Таким образом, регулировка ХХ-оборотов данным способом является достаточно простым и удобным, не требует использования специального оборудования, а также позволяет эффективно настроить карбюратор, не затрачивая на это много времени.

Специальный винт

Специальный винт

Стоит добавить, что более новые модели машин отечественного производства стали иметь более совершенное устройство. Теперь в них внедрили датчик холостого хода, облегчающий процесс настройки оборотов холостого хода. На некоторых моделях достаточно просто установить новый датчик и дождаться, когда в процессе его эксплуатации через несколько километров пробега произойдет его адаптация. В других случаях адаптация датчика осуществляется при помощи подключения компьютера со специальным софтом к ЭБУ автомобиля.

Видео

Смотрите правильную инструкцию по настройке холостого хода — практика плюс теория:

Как отрегулировать холостой ход

Настройку производить при открученном/ослабленном тросике газа. Проверяем тонкую тягу-пружинку на флажке карбюратора. Обычно она немного разогнута (рисунок 1) и может зацеплять флажок карбюратора при работе двигателя на «малых» оборотах.

Рисунок 1

Подгибаем как показано на рисунке 2.

Рисунок 2

Откручиваем черный пластиковый винт (который подстраивает мин. обороты) так, чтоб он был утоплен в корпусе карбюратора, но запоминаем примерно его исходное положение.

Рисунок 3

Необходимо произвести нажатие пальцем на большое плечо тяги центробежного регулятора. Усилие должно быть направлено в сторону карбюратора.

Рисунок 4

Удерживая палец, обращаем внимание на короткое плечо тяги центробежного регулятора. Видим, что загиб серебристой тяги-пружины в отверстии короткого плеча тяги центробежного регулятора находиться с краю отверстия и серебристая тяга пружина немного под натянута (пружинящая часть начинает немного растягиваться).


Рисунок 5

Производим механические операции с коротким плечом тяги центробежного регулятора (подгибаем в сторону тяги-пружины), таким образом, чтобы при нажатии пальцем на большое плечо тяги центробежного регулятора, загиб серебристой тяги пружины в отверстии короткого плеча тяги центробежного регулятора находился примерно по центру отверстия(тяга имеет небольшой свободный ход, как-бы болтается).

Рисунок 6

Заводим двигатель, убираем ручку заслонки в положение открыто (передвигаем слева направо). Смотрим на поведение двигателя. Если обороты низкие и глохнет, то черным винтом на карбюраторе подстраиваем обороты.

Рисунок 7

Если обороты так же остались повышенные, либо двигатель «подгазовывает», причиной этому может стать тонкая тяга-пружинка (ее упругость) на черной тяге,идущей к карбюратору.Проверить это можно «скинув» тонкую пружину-тягу с большого плеча тяги центробежного регулятора.
Черный винт на карбюраторе возвращаем в примерно то положение которое было.Ручку заслонки ставим в положение закрыто (передвигаем влево). Ручку газа на двигателе держим в положении макс. обороты, заводим двигатель.Как-только завелся отпускаем ручку газа, ручку заслонки постепенно в положение открыто (вправо).

Черным винтом на карбюраторе добиваемся уверенных мин. оборотов. Если снова одеть тонкую тягу пружину и завести двигатель, то обороты скорее всего повысятся вот и причина. Решение- чуть удлинить тонкую тягу пружину.

Снова заводим, смотрим, слушаем двигатель. Черным винтом подстраиваем мин
обороты. Устанавливаем тросик на место.

Регулировка оборотов холостого хода: инжектор и карбюратор

Бензиновые двигатели могут быть оборудованы карбюраторной или инжекторной системой топливоподачи. В случае с карбюратором хорошо известно, что в процессе эксплуатации данной системе необходима периодическая регулировка холостых оборотов. Что касается инжектора, такая система питания работает под управлением ЭБУ, то есть исключается необходимость дополнительной настройки.

Однако на практике ситуация несколько иная, так как достаточно часто возникает необходимость отрегулировать обороты холостого хода на инжекторе. Неполадки проявляются в виде неустойчивой работы ДВС на холостом ходу, обороты плавают, двигатель может глохнуть после запуска, перерасходовать топливо в случае завышенных оборотов ХХ и т.п.

Далее мы поговорим о том, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода двигателя на инжекторном и карбюраторном двигателе, а также рассмотрим особенности и нюансы выставления холостых оборотов на моторах с указанными системами подачи топлива.

Как отрегулировать обороты холостого хода на карбюраторе

Регулировка оборотов холостого хода: инжектор и карбюратор

Давайте начнем с более простой системы подачи топлива, а именно — карбюраторной. Один из главных преимуществ карбюратора заключается в его доступности для обслуживания своими силами, при использовании минимального набора инструментов.

Для регулировки холостых оборотов в случае карбюратора потребуются несколько ключей и отверток. Основной целью является установка таких оборотов, при которых двигатель будет работать стабильно, и частота вращения коленвала будет минимально возможной для надежной работы.

Давайте рассмотрим процесс регулировки на примере карбюратора Солекс. Желательно иметь тахометр, который помогает определить частоту вращения коленвала. На некоторых автомобилях этот прибор может отсутствовать, но в некоторых случаях он включен в штатное оборудование и установлен на приборной панели.

Если у вас нет тахометра, то лучше всего подключить внешний прибор, чтобы более точно устанавливать обороты. В некоторых ситуациях можно регулировать холостой ход без тахометра, ориентируясь на работу двигателя в этом режиме по звуку и внешним признакам. Однако такой способ может быть менее точным. Также вам понадобится плоская отвертка для регулировки смеси топлива и воздуха.

Прежде чем начать регулировку карбюратора, убедитесь, что двигатель достиг рабочей температуры.

  1. Убедитесь, что «подсос» (воздушная заслонка) находится в полностью открытом положении.
  2. Заглушите двигатель, особенно если у вас нет тахометра. Если у вас есть тахометр, следуйте инструкциям по его подключению.
  3. В некоторых случаях можно использовать мультиметр-тестер. Подсоедините плюсовую клемму к выходу «К» на катушке зажигания, а минусовую клемму — к массе.

Теперь можно запустить двигатель и включить различные электроприборы, такие как габариты, дальний свет, максимальные обороты вентилятора внутрисалонного отопителя и другие устройства, потребляющие энергию. Это необходимо, чтобы создать дополнительную нагрузку на двигатель. Затем можно приступить к настройке холостого хода на карбюраторе.

Обычно для большинства карбюраторных систем оптимальные холостые обороты составляют примерно 750-800 оборотов в минуту. Вам нужно установить холостой ход в этом диапазоне и обеспечить стабильную работу двигателя.

Для этого используйте регулировочный винт, отвечающий за смесь топлива и воздуха. Окончив настройку, частота вращения коленвала должна быть в пределах 750-800 оборотов в минуту. Однако в некоторых случаях это может потребовать дополнительной настройки винта качества смеси.

В зависимости от конструкции, винт качества смеси может иметь пластиковую заглушку, которую необходимо удалить. Это можно сделать с помощью шила или самореза. Перед началом регулировки, убедитесь, что правильно установлен момент зажигания (момент зажигания, УОЗ), проверьте состояние свечей зажигания и свечных проводов, исключите возможность втягивания воздуха извне. Помните, что может потребоваться несколько попыток, чтобы достичь желаемого результата.

В целом процесс регулировки следующий:

  1. Начните вращать винт качества смеси плоской отверткой, чтобы увеличить обороты двигателя до максимума. Найдите положение винта, при котором обороты холостого хода наибольшие. Вы можете определить это с помощью тахометра или по слуху, если нет приборов для измерения частоты вращения коленвала.
  2. Затем начните вращать винт количества смеси, чтобы достичь 900 оборотов в минуту. Если вращать винт по часовой стрелке, дроссельная заслонка откроется, и обороты увеличатся. Если вращать винт против часовой стрелки, заслонка закроется, и обороты уменьшатся. Найдите положение винта, при котором обороты составляют 900 оборотов в минуту.
  3. Затем вернитесь к винту качества смеси и установите обороты в пределах 750-800 оборотов в минуту.

Если у вас был нештатный карбюратор или проводился ремонт (прочистка, замена деталей) существующего, перед началом регулировки полностью закройте винт качества смеси по часовой стрелке, а затем отпустите его на 3 или 4 оборота. После этого начните настройку холостого хода. Помните, что может потребоваться несколько итераций, чтобы достичь нужного результата.

Дополнительные рекомендации по настройке ХХ на карбюраторе

После завершения процесса настройки необходимо проверить работу двигателя не только на холостых оборотах, но и в других режимах. Это включает в себя проверку реакции двигателя на резкое или постепенное нажатие на педаль акселератора. Реакция должна быть плавной, без сбоев или задержек. Также двигатель не должен глохнуть после резкого отпускания педали акселератора.

Если возникают какие-либо сбои или паузы в работе, это является сигналом для повторной настройки. В первую очередь, вернитесь к регулировке винта качества смеси и обогатите смесь, увеличивая обороты до 900 оборотов в минуту. Следует отметить, что правильная и точная настройка позволяет снизить уровень токсичности выбросов выхлопных газов у карбюраторных двигателей.

Иногда возникает ситуация, когда регулировка винтами качества и количества смеси не дает результатов, и двигатель не реагирует на их вращение, или реакция слишком слабая. Это может указывать на проблему, когда топливо не поступает через систему холостого хода, а попадает непосредственно в камеру карбюратора.

Эта проблема может возникнуть, если электромагнитный клапан карбюратора не затянут полностью, или заглушка этого клапана установлена ненадежно. В результате топливо проходит мимо жиклера холостого хода, который расположен в этом клапане или его заглушке. Также возможно, что жиклер холостого хода был выбран неправильно и имеет слишком большое отверстие и так далее.

Чтобы проверить эту проблему, выполните следующие шаги на работающем двигателе:

  1. Отсоедините провод от электромагнитного клапана. В нормальных условиях двигатель должен заглохнуть. Если это не происходит и двигатель продолжает работать, то клапан требует диагностики и, возможно, ремонта.
  2. Если проблемы с клапаном исключены, то следует проверить уровень топлива в поплавковой камере и состояние игольчатого клапана. Затем повторите настройку карбюратора.

Тем не менее, иногда может возникнуть ситуация, когда корректная работа на всех режимах двигателя остается недостижимой. Это может включать в себя проблемы при переходе на другие режимы работы, резких ускорениях и т. д. В таком случае может потребоваться доработка или тюнинг карбюратора. Иногда проблему можно решить путем замены дозирующего устройства на более подходящее или исправное аналогичное устройство.

Регулировка инжекторного двигателя и холостой ход

На автомобилях с инжекторной системой подачи топлива, часто неисправности проявляются постепенно и не сразу. Водители могут замечать задержки в реакции на педаль газа, непостоянные обороты на холостом ходу, увеличение расхода топлива, потерю мощности двигателя, и проблемы с работой двигателя на различных режимах.

Такие симптомы могут быть вызваны разными неисправностями, поэтому необходима компьютерная диагностика двигателя. Это включает в себя проверку датчиков системы управления двигателем (ЭСУД), исключение подсоса воздуха и других проблем, связанных с образованием смеси (смесь слишком бедная или слишком богатая), а также проверку состояния форсунок и других компонентов.

В случае, когда другие неисправности исключены, может потребоваться регулировка инжектора. Начнем с регулировки холостого хода на инжекторном двигателе.

Для этого выполните следующие шаги:

  1. Отключите клеммы аккумуляторной батареи и снимите регулятор холостого хода.
  2. Очистите установочное отверстие регулятора холостого хода с помощью сжатого воздуха.
  3. Разберите регулятор холостого хода и проверьте состояние направляющей втулки. Если втулка изношена, замените ее.
  4. Проверьте состояние иглы. Не должно быть износа, повреждений или других дефектов. При обнаружении проблем замените иглу регулятора холостого хода.
  5. С помощью тестера проверьте обмотки регулятора, и при необходимости очистите контакты.
  6. После завершения процесса диагностики и очистки установите регулятор холостого хода обратно на место, а затем оцените работу двигателя на холостом ходу и в других режимах.

Следует также учесть, что после чистки дроссельной заслонки могут возникнуть проблемы с холостым ходом, и в таком случае требуется правильная настройка и обучение заслонки. Если вы не уверены, как правильно выполнить чистку и настройку дроссельной заслонки, рекомендуется проконсультироваться с специалистом или изучить соответствующую информацию.

Также стоит отметить, что воздействовать на регулировку инжектора и работу системы питания можно программно, используя диагностическое оборудование с предустановленными программами через OBD разъем. Это позволяет оценить многие параметры работы двигателя в режиме реального времени, считать, расшифровывать и сбрасывать ошибки.

Кроме того, с инжекторами могут быть выполнены более глубокие доработки, включая изменение прошивки ЭБУ. Этот процесс известен как «чип-тюнинг» двигателя. Он позволяет изменить заводскую прошивку, адаптировать блок управления под индивидуальные потребности водителя (включая настройку оборотов холостого хода, изменение топливных карт, воздействие на смесь, зажигание и многое другое).

Что в итоге

Как видно, самостоятельные доработки и настройки карбюратора могут быть выполнены в домашних условиях сравнительно легко. В то время как владелец автомобиля с ограниченным опытом может проверить РХХ (регулятор холостого хода) и провести его очистку, выполнить диагностику некоторых датчиков ЭСУД (электронной системы управления двигателем), а также считать и сбросить ошибки при наличии адаптера OBD2.

Важно понимать, что инжекторная система изначально не предполагает каких-либо пользовательских вмешательств и дополнительных настроек. Все сбои в работе системы, как правило, являются следствием неисправностей. Несмотря на это, существует возможность настройки инжекторного впрыска, но такие действия требуют специального оборудования, программного обеспечения и опыта.

Следует отметить, что попытки непрофессионального вмешательства в программную прошивку ЭБУ могут привести к выходу блока управления из строя и негативным последствиям для работы двигателя. Поэтому регулировку и настройку инжектора следует проводить самостоятельно только в особых случаях и только при наличии необходимых навыков и оборудования, или доверить эту работу квалифицированным специалистам.

Как отрегулировать обороты холостого хода

Первые двигатели пионеров автомобилестроения обходились без холостого хода. Изобретение карбюратора и опережения зажигания позволило снизить порог оборотов устойчивой работы двигателя путем специального смесеобразования. Конструкция современных автомобилей предусматривает холостой ход (ХХ) в диапазоне 500-1000 об/мин в зависимости от типа двигателя. У дизелей с их активными «низами» он меньше, у бензиновых – больше. При регулировке ХХ учитывают потери на работу электрических потребителей и навесного оборудования (насос ГУР, кондиционера), а также, на машинах с АКПП – необходимость создания рабочего давления в гидротрансформаторе.

ЗАЧЕМ РЕГУЛИРОВАТЬ ХОЛОСТОЙ ХОД

Работа на холостом ходу – это компромиссный режим работы двигателя. Поднятие холостых оборотов приводит к увеличению расхода топлива и повышенной теплоотдаче двигателя. Но излишнее снижение оборотов ХХ имеет еще большие минусы:

  • ухудшение вентиляции отработанных газов;
  • проблемы с наполнением цилиндров свежей смесью;
  • снижение давления масла.

Это может привести к возникновению отложений, повышенным нагрузкам на двигатель, снижению его ресурса, к преждевременному выходу из строя его компонентов: поршневой группы, коленвала, катализатора и свечей зажигания. Кроме того, низкие обороты ХХ приводят к возникновению вибраций, к выходу экологических параметров за пределы нормы. Наконец, чем ниже обороты двигателя, тем выше риск его остановки при увеличении нагрузки (резком нажатии на педаль газа).

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВКИ ХХ НА РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Поскольку принципы подачи топлива существенно различаются в зависимости от типа двигателя, регулировка холостого хода осуществляется разными способами:

  • для дизелей;
  • для бензиновых карбюраторных
  • и бензиновых инжекторных двигателей.

У дизельных двигателей регулировка ХХ производится на ТНВД (топливном насосе высокого давления) путем ограничения подачи топлива. Следует заметить, что у дизелей производится регулировка не только минимальных оборотов холостого хода, но и максимальных оборотов вращения двигателя, а также, в отдельных случаях, оборотов ускоренного холостого хода.

В процессе регулировки оборотов участвуют 4-5 регулировочных винтов. Настройка выполняется примерно по тому же принципу, что и регулировка педали сцепления: обороты корректируются винтом, после чего он затягивается контргайкой. Перед процедурой необходимо поменять фильтры, прогреть двигатель и выставить угол опережения впрыска топлива.

На карбюраторных бензиновых двигателях величина оборотов холостого хода устанавливается при помощи двух регулировочных винтов: винта качества смеси и винта количества смеси. Кроме того, нужно обратить внимание на работоспособность жиклера ХХ (электромагнитного клапана), при необходимости – прочистить его и устранить неполадки по электрической части. Также, как и в случае с дизелем, регулировка проводится на прогретом двигателе, и перед нею нужно проверить систему зажигания: угол опережения, свечи и высоковольтные провода.

Инжекторные (впрысковые) бензиновые двигатели не требуют регулировки оборотов ХХ как отдельной штатной процедуры. Однако, время от времени у них также случаются проблемы с холостыми оборотами, что свидетельствует о неисправностях систем двигателя. В этом случае нужно провести компьютерную диагностику автомобиля, обратив внимание на следующее:

  1. Датчики ЭСУД – электронной системы управления двигателем. Поступающие с них некорректные данные могут быть причиной неправильной подачи топлива или работы системы зажигания.
  2. Подсос воздуха в нештатных местах. Он может быть причиной обеднения смеси, следовательно, снижения оборотов.
  3. Топливные форсунки, свечи и катушки зажигания и прочие факторы, приводящие к нестабильной работе ДВС – троению и др.
  4. Фильтры – воздушный и топливный.
  5. Дроссельная заслонка – она может быть загрязнена. Нужно помнить, что у многих инжекторных автомобилей (особенно тех, что оснащены электронной педалью газа) после очистки дроссельная заслонка нуждается в адаптации (обучении).

Если все эти системы в порядке, необходимо проверить РХХ – регулятор холостого хода. Он может нуждаться в чистке, замене комплектующих: направляющей втулки, иглы, или быть полностью неработоспособным.

Следует заметить, что большинство вышеописанных работ требует определенной квалификации и опыта, поэтому выполнить их самостоятельно непросто. Для того, чтобы качественно отрегулировать холостой ход двигателя, лучше обратиться к профессионалам – например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *