Сопутствующий подогрев при сварке для чего
Перейти к содержимому

Сопутствующий подогрев при сварке для чего

  • автор:

Сопутствующий подогрев при сварке для чего

Для предотвращения образования кристаллизационных трещин при сварке, для создания малопластичных В хрупких закалочных структур осуществляют предварительный и сопутствующий подогрев сварного соединения. Необходимость в подогреве и его температуре определяют технологией сварки.

Для подогрева можно применять газопламенный нагрев с помощью обычных или специальных газовых горелок, электронагрев методом сопротивления с использованием гибких пальцевых электронагревателей или индукционный нагрев токами промышленной и повышенной частоты (400—8000 Гц). Температуру предварительного и сопутствующего нагрева контролируют термокарандашами. Термокарандаши представляют собой цилиндрические восковые стержни диаметром 8—10 мм и длиной 100—120 мм. Для измерения температуры на нагреваемую поверхность карандашом наносят штрихи. Одним карандашом можно нанести до 2 тыс. штрихов. Температуру замеряют на расстоянии не менее 100 мм от подогреваемой кромки. При нагреве поверхности по изменению цвета штрихов определяют температуру металла в данный момент. Цвет штрихов карандаша необратим, и при охлаждении поверхности первоначальный цвет штрихов не восстанавливается. Для лучшей видимости цвета штрихи рекомендуется наносить на предварительно подогретую до 20—80 °С поверхность. Термокарандаши содержат токсичные вещества, поэтому при работе с ними следует соблюдать меры предосторожности. Их необходимо хранить при температуре не выше 25 °С, упаковка должна быть светонепроницаемой, при запарафиненных кромках термокарандаши не утрачивают своих свойств в течение 10 лет.

Современные методы подогрева для сварки трубопроводов

Подогрев при сварке трубопроводов является технологической операцией, направленной на улучшение тепловых условий свариваемого соединения с целью повышения качества сварки. Различают подогрев для сварки предварительный (до начала сварки), сопутствующий, который проводится при перерыве в процессе сварки, межслойный (при многослойной сварке подогрев проводят после сварки какого-либо слоя шва при его остывании ниже нормативной температуры).

10 октября 2019
П.М. Корольков, ООО «Нагрев» (Москва)

На нашем сайте вы можете выбрать и заказать оборудование для сварки трубопроводов по выгодным ценам. Поставки оборудования возможны во все регионы России. Получить консультацию по ассортименту и оформить заказ можно по телефону (8452) 66-22-78.

  • осушка свариваемого соединения;
  • облегчение процесса получения равномерного нагрева свариваемого соединения;
  • создание в свариваемом соединении запаса теплоты для предупреждения его быстрого охлаждения в процессе сварки, что особенно важно при сварке закаливающихся теплоустойчивых сталей и всех видов углеродистых марок сталей;
  • снижение уровня напряжений, получаемых при сварке;
  • улучшение пластических свойств выполняемого сварного соединения.

Необходимость проведения подогрева для сварки определяют научно-исследовательские организации в результате проведения опытных работ и указывают в нормативно-технических документах (НТД): отраслевых стандартах (ОС), основных положениях (ОП), руководящих документах (РД) и др.

Температура подогрева для сварки обычно невелика: для теплоустойчивых сталей типа 12Х1МФ, 15Х1М1Ф и др. не выше 300–350°С, для конструкционных углеродистых и низколегированных кремнемарганцевых сталей марок 20, 09Г2С, 15ГС и др. — не более 100–150°С.

Эти НТД устанавливают только основные требования к выполнению подогрева, главным из которых является обеспечение равномерности нагрева по окружности свариваемого соединения и по длине труб (обычно не менее 75 мм от кромки свариваемого соединения).

Как правило, сварные соединения труб имеют простую форму и чаще всего представляют собой так называемые «прямые стыки» (соединение «встык» трубы с трубой), подогрев которых для сварки труб не должен представлять больших трудностей. Для подогрева свариваемых труб с небольшой толщиной стенки (менее 18 мм) обычно применяют газопламенный нагрев от кольцевых пропановых горелок. Однако этот метод не обеспечивает необходимую равномерность нагрева, загрязняет свариваемые кромки труб, при сварке ответственных сварных соединений его применяют редко.

Обычно подогрев для сварки выполняют теми же средствами (электронагревателями), которые применяют для последующей местной термообработки, если ее проведение предполагается по нормативным требованиям. Таким образом, выполнение подогрева для сварки, как правило, не вызывает больших трудностей и не требует специального и дорогостоящего, сложного оборудования.

На тепловых электростанциях (ТЭС) при подогреве для сварки обычно используют индукторы токов промышленной 50 Гц или средней частоты 2500 Гц, а также электронагреватели КЭН, на атомных электростанциях (АЭС) чаще всего индукторы токов средней частоты 2500 Гц, на общепромышленных предприятиях (нефтехимии и нефтепереработки, химии, технологических трубопроводах и др.) — электронагреватели сопротивления типа гибких матов или электронагреватели КЭН [1–4].

Магистральный газопровод «Северный поток» (трубы из углеродистой стали: диаметр трубы 1200 мм, толщина стенки 41 мм), рассчитанный на давление 22,0 МПа, будет строиться по коду США ASME B 31.8-2003 «Магистральные газопроводы и распределительные трубные системы». Подогрев для сварки согласно этому НТД допускается проводить различными методами нагрева — индукционными, радиационными электронагревателями сопротивления и газопламенного нагрева, кольцевыми пропановыми горелками и другими при обеспечении контроля температуры.

На строительстве газопроводов в системе ОАО «Газпром» и в отдельных случаях при строительстве нефтепроводов сложилась совершенно иная ситуация в решении вопросов подогрева для сварки.

Подход к работам по подогреву для сварки в развитых зарубежных странах и в России неодинаков: за рубежом подогрев для сварки является первой термической операцией и входят в состав НТД по термообработке [5, 6], в России — входит в состав НТД по сварке. По мнению автора, постановка вопроса за рубежом является правильной, так как в большинстве случаев подогрев выполняют рабочие, имеющие квалификацию операторов-термистов на передвижных термических установках. Это позволяет выполнять подогрев для сварки более качественно.

В зарубежных НТД [5, 6] к подогреву для сварки предъявляют следующие требования (в различных НТД эти требования различны):

  • оговаривают марки сталей и толщину стенок труб, подвергаемых подогреву;
  • определяют температуру подогрева в зависимости от толщины стенки труб и температуры окружающей атмосферы;
  • предписывают ширину зоны подогрева до требуемой температуры (не менее 75 мм от свариваемых кромок).

В то же время отсутствуют какие-либо ограничения в использовании методов нагрева для сварки, а также их зависимость от применяемых способов сварки (РДС — ручная дуговая покрытыми металлическими электродами, автоматическая и др.).

При рассмотрении отечественных НТД [2–4] следует отметить:

  • ограничение использования газопламенного нагрева;
  • настоятельные рекомендации по использованию при подогреве тех же методов нагрева, что и для последующей термообработки, если она предписана НТД;
  • зависимость выполнения подогрева и его температуры от толщины стенок труб, температуры окружающей среды, марки стали.

Во всех рассматриваемых случаях применяемый способ сварки на выбор метода нагрева не влияет.

При строительстве газопроводов и нефтепроводов примерно до 1995 г. для сварки использовали газопламенный нагрев от кольцевых пропановых горелок. После начала активных строительных работ на Сахалине некоторые иностранные фирмы при строительстве нефтегазопроводов «Сахалин-I» и «Сахалин-II» применяли технически сложное и дорогостоящее оборудование и технологии строительства. Так, для сварки труб диаметром 219–925 мм с толщиной стенки 8–12 мм из низколегированной стали Х65 применяли автоматическую сварку СRС. Одной из основных технологических операций при ее осуществлении являлся подогрев до 100°С, который на каждом свариваемом соединении выполняли несколько раз. Для подогрева использовали дорогостоящие специализированные индукционные установки токов средней частоты (до 10 кГц) стоимостью несколько миллионов рублей.

На Сахалине применение сложного и дорогостоящего оборудования для подогрева при сварке ограничилось автоматической сваркой труб по методу СRС. Фирма «Сахалин Энерджи» при строительстве одного из участков магистрального газопровода «Сахалин-II» категорически отказалась от применения этого оборудования при подогреве для РДС стыков труб диаметром 425–920 мм с толщиной стенки 36–53,5 мм. Строительство этого газопровода не входило в систему «разделения продукции», поэтому использование дорогостоящего оборудования иностранной фирме было невыгодно. Фирма «Сахалин Энерджи» потребовала применения для подогрева электронагревателей комбинированного действия КЭН-4-3 производства ООО «Нагрев» (Россия) [7]. Процесс ручной сварки стыков труб длителен, иногда идет несколько смен (для сварных стыков труб размером 920×53,5 мм до 5–7 смен по 12 ч двумя сварщиками) и требует постоянного подогрева, что практически невозможно выполнить установками для индукционного нагрева.

ОАО «Газпром» пригласил специалистов отдела сварки ВНИИСТ для разработки инструкции по сварке магистральных газопроводов с рабочим давлением до 9,8 МПа, к которым относится Северо-Европейский газопровод (СЕГ) [8]. По данному проекту предусматривалось применение сварки по методу СRC c малым количеством стыков, свариваемых РДС. Помимо СRC, инструкция предусматривала возможность применения и других способов автоматической сварки. По опыту работ на Сахалине отдел сварки ВНИИСТ включил в инструкцию обязательное применение дорогостоящих, в основном иностранного производства, индукционных установок при подогреве труб газопроводов с толщиной стенки более 22 мм, мотивируя это широким применением сварки по методу СRC. Однако в связи с задержкой утверждения в ОАО «Газпром» инструкции [8] ОАО «Сварочно-монтажный трест» в течение 6 мес 2007 г. для подогрева при автоматической сварке труб размером 1420×27 мм Северо-Европейского газопровода использовал газопламенный подогрев от кольцевых пропановых горелок и обеспечил высокое качество сварки.

Особенно сложным стал вопрос о подогреве для сварки при разработке отделом сварки ВНИИСТ и лабораторией сварки и контроля ООО «ВНИИГАЗ» инструкции по сварке труб магистрального газопровода Бованенково-Ухта из стали К65 (Х80) с диаметром труб 1420 мм и толщиной стенки до 33,4 мм, предназначенных для работы под давлением до 11,8 МПа [10]. В этой инструкции разрешен исключительно индукционный метод нагрева независимо от способа сварки. Дело в том, что при сооружении этого газопровода значительное количество стыков подлежало РДС в связи с особенностями условий строительства. Можно согласиться с тем, что при автоматической сварке по методу СRC применение индукционного нагрева рационально, но для РДС использование этого метода вызывает большие трудности, значительное увеличение стоимости и трудоемкости работ.

Технология сварки по методу СRС резко отличается от технологии РДС. Сварка по методу СRC состоит из трех отдельных циклов, каждый из которых требует проведения подогрева для сварки. Индукционные установки, приведенные в табл. 1, комплектуют главным образом гибкими индукторами типа «полотенец», которые при подогреве устанавливают прямо на свариваемые кромки и затем снимают для проведения сварки. Выполнение этих операций в различных местах требует применения нескольких установок для подогрева, увеличивает трудозатраты и стоимость работ, но позволяет повысить производительность сварки.

При РДС сварка длится значительное время (сварка стыка размером 1420×33,4 мм двумя сварщиками одновременно может длиться до 15 ч) и все это время необходимо поддерживать температуру стыка в пределах 150–180°С. Это связано с необходимостью проведения сопутствующего подогрева, что при использовании индукционного метода приведет к частым перерывам в процессе сварки для установки гибких индукторов в виде «полотенец» прямо на свариваемые кромки, подогрева и снятия индукторов.

При использовании электронагревателей КЭН для подогрева при сварке их устанавливают на свариваемые трубы на расстоянии примерно 100 мм от свариваемых кромок и оставляют в таком положении на все время сварки, как это делали при сварке на магистральном газопроводе «Сахалин-II» (рис. 1) [7]. Этими электронагревателями можно подогревать периодически по мере необходимости или в течение всего процесса сварки, как это делали на Сахалине в течение 5–7 рабочих смен по 12 ч. Такой длительный подогрев особенно необходим в зимнее время.

Схема поста для подогрева электронагревателями типа КЭН показана на рис. 2. В качестве источника питания могут быть использованы сварочные преобразователи, применяемые для сварки. Тип электронагревателя КЭН выбирают в соответствии с данными табл. 2. Контроль температуры рекомендуется проводить контактными цифровыми термометрами (контактными термопарами) типа ТК-5-03 и др. При необходимости контроля температуры термопарами можно изготовить небольшой пульт с автоматическим регистрирующим потенциометром на шесть точек измерения с использованием термопар, привариваемых контактным устройством или закрепляемых на трубе с помощью специальных бобышек.

Разработчики сварки по методу СRС мотивируют применение индукционного подогрева токами средней частоты обеспечением равномерности нагрева по окружности и толщине стенки свариваемого соединения, что не соответствует действительности.

Токи средней частоты обладают «поверхностным эффектом», при котором в первое время нагревается поверхность, на которой установлен индуктор, т. е. корень шва не прогревается, и только постепенно теплота с наружной поверхности распространяется в глубь металла. В любом случае перепад температуры по толщине стенки будет равен 1°С/мм толщины стенки. При размещении гибкого индуктора-«полотенца» на свариваемых кромках перепад температуры по окружности свариваемых кромок для трубы диаметром 1420 мм будет равен примерно 20°С (в верхней точке кромок больше, чем внизу), что невозможно исправить при существующей схеме установки индуктора. Аналогично будет происходить нагрев и по длине свариваемых труб (вдоль оси трубы) Следует отметить, что указанные недостатки индукционного нагрева увеличивают свой негативный эффект при увеличении диаметра и толщины стенки труб. Электронагреватели КЭН за счет корректировки расположения витков на трубе обеспечивают равномерность нагрева по окружности и длине свариваемого соединения, а перепад температуры по толщине стенки можно сократить за счет длительности подогрева.

При индукционном методе подогрев для сварки каждого свариваемого соединения проводят в двух-трех разных местах, вследствие чего для подогрева каждого стыка необходимо использовать не менее двух индукционных установок при минимальной стоимости каждой установки 3 млн. руб. (см. табл. 1). Использование такого оборудования для подогрева при РДС не только усложняет технологию сварки, но и резко увеличивает стоимость работ. Так, стоимость средств подогрева с использованием КЭН составляет 0,1 млн. руб. (стоимость одной индукционной установки 3 млн. руб.).

Таблица 2. Технические данные установки КЭН-4-3 для подогрева труб для сварки

Диаметр тру, мм Количество используемых КЭН-4-3 Расстояние, мм (см. рис. 2)
А В
1420 2 150 100
1220 145
1020 140
925 135
825 130
720 128
625 125
525 1 120
426 115
325 110

Для проведения работ по подогреву для сварки при строительстве и ремонте магистральных газопроводов особенно в существующих экономических условиях, по мнению автора, необходимо разработать дополнения к НТД [8-10] с целью:

  • расширения границ применения при подогреве для РДС электронагревателей типа КЭН и различных видов электронагревателей сопротивления при условии соблюдения всех технологических требований;
  • исключить из НТД завышенные требования к контролю температуры подогрева, которые технически необоснованны (например, запись температуры подогрева на диаграмме автоматического регистрирующего потенциометра по показаниям нескольких термопар, установленных на свариваемом соединении).

При составлении новых НТД по сварке следует использовать передовой опыт проведения работ по подогреву в других отраслях промышленности, в первую очередь при проведении монтажных работ на тепловых и атомных электростанциях, шире использовать отечественные средства подогрева для сварки, привлекать для разработки нормативов высококвалифицированных специалистов из других отраслей промышленности.

Необходимо также при проведении обучения для повышения квалификации специалистов по сварке особое внимание уделить вопросу рационального выполнения работ по подогреву для сварки.

Список литературы
  1. Корольков П.М. Термическая обработка сварных соединений. К.: Экотехнология, 2006. — 174 с.
  2. Руководящий документ РД 153–34.1–003–01. Сварка, термообработка и контроль трубных систем, котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте энергетического оборудования. РТМ#1с, ПИО ОБТ. 2001. — 399 с.
  3. ПП АЭТ–7-009-89. Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварка и наплавка. Основные положения. Энергоатомиздат. 1991. — 188 с.
  4. ОСТ 36–39–80. Трубопроводы стальные технологические на давление Ру до 9,81 МПа (100 кгс/см2). ООП ЦБНТИ Минмонтажспецстроя СССР. 1981. — 33 с.
  5. Das Internationall Regerwerk uber die ortliche Warmebehandlung von Schweibnahten, Dusseldorf. 1986. — 74 с.
  6. Корольков П.М. Режимы термообработки сварных соединений по нормативным документам разных стран // Сварочное производство. — 1997. — №1. — С. 37–43.
  7. Корольков П.М., Барабанщиков А.В. Термообработка сварных соединений при строительстве магистрального газопровода на Сахалине. // Химическая техника. — 2008. — № 9. — С. 20-23.
  8. СТО Газпром 2-2.2–115–2007. Инструкция по сварке магистральных газопроводов с рабочим давлением до 9,8 МПа включительно. ОАО «Газпром». 2007. — 155 с.
  9. СТО Газпром 2-2.2-136–2007. Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть 1. ОАО «Газпром», 2007. — 240 с.
  10. Инструкция по сварке магистрального газопровода Бованенково-Ухта с рабочим давлением 11,8 МПа включительно. Часть I. ОАО «Газпром». 2008. — 36 с.
  11. Вышемирский Е.М. Состояние и основные направления развития сварочного производства ОАО «Газпром» // Сварка и диагностика. — 2009. — №1. — С.16-19.

Источник: Информационно-технический журнал «Сварщик в России», 5 (69) 2009

Предварительный и сопутствующий подогревы

Необходимость подогревать стыки установлена по результатам опытов, проведенных в научных и исследовательских учреждениях. Основные требования определены в положениях и отраслевых стандартах. Главная задача такой обработки — обеспечить равномерный прогрев свариваемых поверхностей. При небольшой толщине стенок температура не высокая, повышается до 150 о С при работе с низколегированной сталью с добавлением кремния и марганца, до 350 о С при работе с термостойкой сталью. Если для обработки после сварки используются электрические нагреватели, проблемы не возникают. Для сварки толстостенных труб с большим диаметром для газопроводов используются специальные индукционные установки, степень нагрева определяется инфракрасными приборами зимерения.

Цель проведения предварительного и сопутствующего подогрева

Основная цель подогрева — повысить качество швов за счет улучшения условий сварки. Трубы прогреваются до начала работы (предварительно). Если сварка многослойная, требуется сопутствующий подогрев при остывании места соединения до температуры, которая ниже определенной нормативами, после перерыва в работе. В течение всего процесса стык прогревается, если работа проводится при минусовых температурах.

  • осушение поверхностей;
  • обеспечение равномерной температуры в месте соединения;
  • образование запаса тепла;
  • предотвращение слишком быстрого охлаждения;
  • снижение напряжения;
  • повышение пластичности материала.

При сварке труб соединения прямые, прогреть прямой стык несложно. При толщине стенок до 18 мм места соединения прогреваются пропановыми горелками кольцевого типа. Однако это не лучший способ, так как распространение тепла неравномерное, кромки загрязняются. Оптимальный вариант для технологических трубопроводов — электрические нагреватели и индукторы на 50-250 Гц.

Максимальная температура предварительного и сопутствующего подогрева

Российские нормативы ограничивают применение для прогрева пламени газа, рекомендуют применять тот же метод, который используется для обработки швов после сваривания. При выборе степени нагрева необходимо учесть марку стали, температуру среды, толщину стенок. При соблюдении данных правил снижается напряжение и предотвращается водородное растрескивание.

Максимальная температура зависит от:

  • содержания в стали углерода;
  • содержания легирующих добавок;
  • температуры среды;
  • параметров зоны сварки;
  • скорости выполнения работы;
  • диаметра электрода.

Точного значения максимальной температуры не существует, все зависит от состава стали или другого металла. При высоком содержании углерода и легирующих добавок параметр выше. Если прогрев предварительный, требуется проверка степени нагрева.

Требования к предварительному подогреву при исправлении дефектов стального литья сваркой

При изготовлении, механической обработке, ремонте литых деталей по ОСТ 5.9285-78 и ОСТ 5.9277-77 дефекты корректируются сваркой без разработки технологических карт, если:

  • глубина до 20% от толщины стенки;
  • масса наплавки до 1% при весе детали до 100 кг, 0,5% при весе до 500 кг, 0,2% при весе от 500 кг.

Для работы со сталью по ОСТ 5.9285-78 и чугуном по ОСТ 5.9277-77 составляются технологические карты с учетом требований стандартов и технических нормативов конкретного предприятия.

Степень предварительного нагрева определяется по таблице 1 ОСТ 5.9137-83, зависит от марки стали и сварочного материала, способа заварки.

Когда возникает необходимость в предварительном подогреве стыков

Правильная температура очень важна для качественной сварки, от точности зависит прочность шва. Ели степень нагрева низкая, шов твердый, хрупкий, при слишком высокой снижается прочность. Оптимальный вариант — индукционный прогрев до 50 о С (если шов внутренний корневой). В некоторых ситуациях может повышаться или снижаться.

Прогрев требуется, если:

  • нужно повысить вязкость при снижении скорости выполнения работы;
  • существует риск образования трещин из-за недостаточного рассеивания водорода;
  • у соединения высокое напряжение;
  • требуется повышение степени нагрева с целью предотвращения хрупкого излома;
  • необходимо обеспечить ударную вязкость;
  • требуется повышения качества шва при минусовой температуре;
  • зимой нужно очистить шов от влаги, ржавчины.

Кроме предварительного прогрева иногда требуется подогрев после сварки. Подобное случается при работе с легированными, быстро остывающими сталями. Эффективность термического воздействия зависит от равномерности, точности распределения тепла. Основная проблема — погрешности на этапе определения оптимального параметра степени нагрева.

Как проводится контроль температуры предварительного и/или сопутствующего подогрева при сварке газопроводов

До 1995 года применялся прогрев пламенем газа пропановых горелок, но иностранные подрядчики использовали специальное дорогое индукционное оборудование. При диаметре труб из низколегированной стали 219–925 мм и толщине стенок 8-12 мм применяется сварка СRС, требующая прогрева до 100 о С на всех этапах проведения работы.

Для создания стыков РДС в газопроводах диаметр 425–920 мм и толщину стенок 36–53,5 мм требуются электрические комбинированные нагреватели. Для создания одного стыка тратится до 12-и часов, сварщики работают в 2 смены, индукционное оборудование не способно обеспечить равномерность прогрева. Уникальный опыт — прогрев труб с диаметром 1420 мм и толщиной стенок 27 мм при монтаже Северо-Европейского газопровода в 2007 году.

Независимо от способа прогрева требуется постоянный контроль над температурой. Оптимальным вариантом считаются промышленные инфракрасные приборы, измеряющие степень нагрева сплавов и металлов бесконтактным методом. Погрешности минимизируются использованием коротких волн.

Основа принципа работы — определение параметров инфракрасного излучения. Чувствительный датчик определяет степень нагрева по мощности волн, преобразует в цифры. Температура определяется быстро, точность измерений высокая. Для раскаленной трубы этот метод самый безопасный, должный контроль обеспечивается без прямого контакта с поверхностями

Сопутствующий подогрев при сварке для чего

Вы здесь: Главная Новости Производство

Main Menu

  • Сварочные работы
  • Сварочные инверторы
  • Способы дуговой сварки
  • Сварочные машины и приспособления
  • Сварочные провода и электроды
  • Флюсы для сварки сталей
  • Техника ручной сварки
  • Производительные методы сварки
  • Внутренние напряжения и деформации
  • Сварка под слоем флюса
  • Сварка сталей
  • Сварка чугуна
  • Сварка цветных металлов
  • Контроль сварочных работ
  • Техника безопасности
  • Контактная сварка
  • Стыковая сварка
  • Точечная сварка
  • Рельефная и шовная сварка
  • Контроль качества сварки
  • Сварка пластмасс
  • Газовая сварка
  • Другие виды сварки
  • Сварка в защитных газах
  • Классификация способов сварки
  • Резка металлов
  • Автоматическая сварка
  • Сварка трубопроводов

Предварительный, сопутствующий и последующий подогрев в сварочном производстве

Подробности Подробности Опубликовано 30.10.2015 08:40 Просмотров: 25965

Предварительный, сопутствующий и последующий подогрев

В современном производстве широко распространено использование сталей со специальными свойствами. Применение данных материалов позволяет получить изделия с высокими прочностными свойствами, коррозионной и химической стойкостью, способных работать в условиях критических температур и дающих дополнительные возможности по снижению веса и общей стоимости конечных изделий.

Тем не менее использование специальных материалов требует применения особых технологий во время выполнения процессов вырезки заготовок и проведения сварочных операций.

Технология подогрева

Эффективным методом предотвращения образования возможных дефектов, таких как появление горячих и холодных трещин, изменение свойств материала в зоне термического влияния является применение предварительного, сопутствующего и последующего подогрева при выполнении сварочных операций и других технологических операций. При резке данных материалов обычно применяется предварительный подогрев, при сварке применяется предварительный, а также сопутствующий и последующий подогрев.

Подогрев при резке и сварке специальных сталей

Подогрев может также применяться при обработке других материалов (например, алюминия), особенно при большой толщине материала. При резке сталей применение подогрева позволяет разрезать металл большой толщины с лучшим качеством и более высокой скоростью.

Зоны предварительного подогрева

Температура и зона необходимого прогрева зависит от типа материала, его толщины и последующего процесса обработки. При этом важно выдерживать технологически заданную температуру непосредственно в процессе сварки и резки материала. Подогрев должен быть обеспечен равномерно по всей толщине материала на всю зону термического влияния.

В зависимости от возможностей производства, применяемых материалов, размеров изделий и последующего процесса обработки применяются различные варианты нагрева, такие как:

— нагрев в печи с последующим перемещением заготовок на сварочно-сборочные стенды;

— нагрев заготовки газовым пламенем с последующим выполнением сварочных и резательных операций;

— локальный нагрев газовыми горелками, технологически совмещенный с процессом сварки/резки,

— нагрев электрическими матами;

— индуктивный нагрев заготовки.

В конечном счете эффективность применения подогрева зависит от точности, равномерности и управляемости процессом распределения температуры по всей толщине материала в требуемой зоне термического влияния, а также скорости выполнения нагрева.

Подогрев газовым пламенем

Локальный нагрев газовыми горелками, технологически совмещенный с процессом сварки/резки, является наиболее универсальным методом, требует минимальных вложений в оборудование. Данный процесс также является экономически выгодным за счет минимального остывания заготовки перед процессом обработки и прогрева только технологически необходимых зон термического влияния без дополнительных затрат на нагрев всей конструкции.

Локальный нагрев газовыми горелками, совмещенный с процессом сварки

Выделяемая горелками энергия и ее концентрация в пламени должны соответствовать задаче подогрева. Количество данной энергии определяется применяемыми газами, размером и конструкцией сопел.

Для горелок локального нагрева могут применяться различные газы: горючие — ацетилен, пропан или природный газ; окисляющие — воздух из окружающей среды без наддува, сжатый воздух или кислород.

Горючие газы имеют очень большое влияние на скорость подогрева, возможность автоматизации процесса и конечное качество обработки. Медленногорючие газы (такие как пропан и природный газ) отличаются длинным факелом пламени с широким рассеиванием тепла.

Распределение энергии в ацитиленовом пламени

Применение в качестве окислителя воздуха их окружающей среды без наддува приводит к низко контролируемому процессу нагрева и в конечном счете – к неэффективному использованию сжигаемых газов и дополнительным расходам.

При этом важен как правильный выбор горючего газа и окислителя, так и правильное расположение горелок относительно нагреваемого материала для обеспечения передачи всей энергии пламени в обрабатываемый материал.

Слишком большой поток газа при малом расстоянии горелки от подогреваемой поверхности приводит к тому, что пламя будет нагревать не только деталь, но также и саму систему горелок. То же происходит при применении горючего газа с низкой скоростью горения (пропан или природный газ) за счет того, что факел пламени отражается от нагреваемой поверхности и догорает в области горелок. В конечном счете тратится избыточное количество энергии и происходит перегрев горелок и более быстрый выход их из строя. Пламя на основе комбинации ацетилена и сжатого воздуха дает максимальную энергию за счет высокой температуры горения ацетилена и может быть хорошо скорректированным и контролируемым. Горелки на данной смеси газов за счет высокой скорости горения ацетилена и, как следствие, высокой концентрации энергии пламени являются наиболее эффективными по производительности, долговечности и экономичности.

Комплексное решение компании Линде Газ LINDOFLAMM® системы предварительного, сопутствующего и последующего подогрева на базе высокопроизводительных горелок с ацетилен/воздушным пламенем включают системы хранения и подачи технологических газов и системы контроля с различной степенью автоматизации процесса, а также комплексное обеспечение техническими газами.

Степень автоматизации систем подогрева определяется заказчиком и может включать от ручных систем управления регулирования пламени до автоматических систем управления процессом с обратной связью оперативного контроля температуры, включая регистрацию температуры заготовки в процессе обработки и интеграцию системы управления подогревом в автоматический процесс управления производством.

Системы подогрева

Примеры систем предварительного подогрева

1. Предварительный подогрев балки, совмещенный с процессом сварки под флюсом

Размер конструкции 1200×800мм, длина 22000мм, толщина 65мм.

Температура предварительного подогрева 120-150 ° C.

Скорость сварки 400-500 мм/мин.

Система LINDOFLAMM® с линейными горелками ацетилен/ сжатый воздух, совмещенная со сваркой под флюсом.

Результат: применение горелок LINDOFLAMM® позволило совместить процесс предварительного подогрева с процессом сварки.

Предварительный подогрев совмещенный со сварочным процессом

2. Предварительный подогрев зоны сварки карданного вала

Диаметр вала 219 мм, толщина стенки вала 15 мм. Минимальная длина вала 1 105 мм, масса (вес) вала 300 кг. Комбинация материалов (С 45 до S 355 или 42CrMo4). Температура предварительного подогрева 250 до 350 ° C. Сварка в среде защитных газов.

Ранее применяемая система подогрева пропан/сжатый воздух была заменена системой LINDOFLAMM® с 10-сопельными горелками ацетилен/сжатый воздух.

Результат: применение горелок LINDOFLAMM® позволило сократить время подогрева с 30 до 10 минут и повысило экономическую эффективность процесса. Кроме того, применение высококонцентрированного пламени локального нагрева снизило избыточный нагрев вала вне ЗТВ и повысило его прочностные свойства.

Предварительный подогрев карданного вала с электрическим поджигом

3. Подогрев при сварке химического резервуара

Диаметр резервуара d = 2900мм. Толщина стенки — 43мм Температура подогрева предварительного подогрева 150° C.

В дополнение к точному соблюдению температуры подогрева важное значение для обеспечения качественного сварного соединения необходимо предотвращение наличия влаги в зоне сварочной ванны.

Ранее применяемая технология подогрева на базе пропан/воздушных горелок без наддува в связи с их низкой интенсивностью была заменена системой LINDOFLAMM® с горелками ацетилен/сжатый воздух.

Результат: применение системы подогрева LINDOFLAMM® с горелками ацетилен/сжатый воздух позволило снизить общие затраты на подогрев на 32,4% и полностью избежать возникновения сварочных дефектов за счет значительного снижения выделения влаги из пламени в зоне подогрева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *