Устьевой модуль для шахт это что
Перейти к содержимому

Устьевой модуль для шахт это что

  • автор:

Устье скважины, Устьевое оборудование

Устье скважины, Устьевое оборудование

ИА Neftegaz.RU. Устье скважины — соединение обсадной трубы с противовыбросовым устройством или с фонтанной арматурой, закрепленными болтами или приваренными к направляющей трубе или кондуктору.
Устье скважины находится на поверхности земли и представляет собой начало углубления, а дно называется забоем.

ustye well 2020.jpg

  • защитное — предотвращает обвал рыхлых почв;
  • собирательное — является точкой выхода компонентов скважины;
  • регулирующее — контроль давление внутри скважинной системы.

Устьевое оборудование — это комплекс оборудования, предназначенного для обвязки обсадных колонн, герметизации устья скважины (затрубного пространства, внутренней полости НКТ, отвода продукции скважины) в процессе бурения, капитального ремонта скважин и регулирования режима работы скважины в процессе её эксплуатации.

ustie 2020.jpg

В состав устьевого оборудования, используемого в обвязке устья в процессе бурения скважины, входят:

  • колонная головка,
  • противовыбросовое оборудование.

Колонная головка
Колонная головка, с помощью которой обвязываются обсадные колонны в процессе бурения, служит также основанием для установки фонтанной арматуры.
Она остается на скважине на весь период эксплуатации.
Функции головки обсадной колонны:

  • соединение обсадных конструкций и другого устьевого оборудования,
  • герметизацию пространства;
  • удержание массы технической колонны;
  • удержание эксплуатационной колонны.

Присоединение очередного звена обсадной колонны обеспечивают фитинги, которые крепятся на колонную головку.
Монтаж обсадных труб производится с использованием адаптеров и регуляторов.

В состав эксплуатационного устьевого оборудования также входят:

  • фонтанная арматура,
  • манифольд фонтанной арматуры,
  • приспособление для замены задвижек под давлением,
  • лубрикатор, применяемый при исследованиях скважин,
  • комплект задвижек, переводников и других деталей, необходимых для монтажа и обвязки устьевого оборудования.
  • герметизацию устья фонтанирующей скважины,
  • подвеску колонн лифтового назначения,
  • контроль и управления потоками.
  • колонная головка — связана с обсадной колонной;
  • трубная головка — связана с лифтовыми колоннами;
  • фонтанная елка — распределение и регулировка продукции.
  • способность выдерживать высокое давление;
  • возможность проведения замеров давления;
  • обеспечивать выпуск или закачку газа;
  • возможность подвешивания обсадных колонн,
  • возможность герметизации.
  • манометрическая;
  • вентильная;
  • тройниковая;
  • дроссельная.

Шахт-модуль

Шахт-модуль

Это несущая основа в виде каркаса, внутри которой размещены трубы (стояки) для холодной и горячей воды, канализационных стоков, которые имеют соответствующую разводку.

  1. Стояки холодного и горячего водоснабжения
  2. Запорная арматура
  3. Монтажная вставка
  4. Фильтры
  5. Регуляторы давления
  6. Опалубка для заливки межэтажных проемов
  7. Противопожарные муфты

Шахт-модуль полностью адаптирован под проект Заказчика

Шахт-модуль — часть Модульного Инженерного Блока, включающего в себя также вент-модуль и энерго-модуль.
Поставляется в двух вариантах:

Как самостоятельный продукт — для застройщиков, возводящих узел традиционным способом в построечных условиях.

Как часть СТМ (сантехнического модуля)

Монтаж шахт-модулей занимает 10-20 минут

Укомплектованные по параметрам заказчика модули компания упаковывает и доставляет на объект.
На строительную площадку шахт-модули поступают уже полностью подготовленные к монтажу

Этапы
монтажа

Монтаж сводится к установке шахт-модуля по геодезическим отметкам с последующим поэтажным соединением всех стояков

1 этап

Приёмка на объекте, разгрузка и подъём на этаж шахт – модулей

2 этап

Установка шахт – модуля в проектное положение по геодезическим отметкам

3 этап

Соединение вертикальных стояков канализации и отвода конденсата с одновременной установкой опалубки; стояков горячего и холодного водоснабжения

4 этап

Опрессовка вертикальных стояков ГВС и ХВС, а также пролив систем канализации и отвода конденсата

5 этап

Установка СТМ в проектное положение, с одновременным подключением горизонтальных выпусков системы канализации к вертикальному стояку; подключение систем ГВС и ХВС модуля к вертикальным стоякам указанных систем

6 этап

Гидравлические испытания всех инженерных систем с последующей промывкой оконечных устройств и приборов, и предъявлением службам заказчика и эксплуатации

Преимущества и уникальность

Modulbau — лидер по производству высокотехнологичных префаб-продуктов, значительно сокращающих сроки, затраты и риски

«Ледяной драйв». Документальный пересказ

«Ледяной драйв». Документальный пересказ

По гигантскому алмазному карьеру медленно ползет маленький стотонный самосвальчик. По тому, как тревожно и одиноко он ползет, сразу становится понятно — маленькому самосвальчику конец.

Где-то в другом конце карьера под землёй суетятся потные американские мужчины с бурами. У них кипит работа. Слышен крик: «Прямо в скалу, мужики! Вот так!». Очевидно, зритель застаёт как раз тот момент, когда горняки понимают, куда таки надо бурить.

В шахту заходит проверяющий горняк и спрашивают, почему у них выключены датчики метана.

Вместо ответа нам опять показывают самосвал. Стена гигантского карьер вероломно подвзрывается точно в том месте, где проезжает самосвал. Самосвал с криком «А-а!» падает замертво на дно карьера.

— Где-то взрыв! — чутко констатирует проверяющий горняк в трясущемся тоннеле. — Похоже, где-то в карьере! — не унимается он. И он, конечно, прав, потому что вокруг горняков больше вообще ничего нет, кроме карьера и вечной мерзлоты.

— Мы попали в метановый карман, — упавшим голосом говорит рядовой горняк номер один.

— Это невозможно! — говорит второй горняк, стоя посреди шахты, в которой отключены датчики метана.

— Бежи-и-и-им! — начинает плановые эвакуационные мероприятия бригадир.

Мужчины бегут. Один из горняков бежит с топором (с топором?), но это, видимо, тяжело, поэтому он отбрасывает топор (топор?!) в сторону. Топор попадает в стену шахты и даёт искру.

А где-то на грузовике едет Лиам Нисон. Он дальнобойщик. У него клетчатая рубашка, зубочистка и раненный ПТСРом брат. Брата зовут то ли Корди, то ли Горди, то ли Курти, то ли Гурти. Переводчик ни разу не повторился с произношением за весь фильм. Брат плоховато говорит, зато умеет разобрать и собрать грузовик прямо на ходу, не заглушив двигателя.

Тем временем на шахте говорят, что для спасения засыпанных горняков нужен устьевой модуль.

— Устьевой модуль, — говорит меркантильный директор шахты.

— Устьевой модуль, — говорят пыльные шахтёры.

— Устьевой модуль, — говорит чиновник в высоком кабинете.

— Устьевой модуль? — говорит Лоуренс Фишберн, самый матёрый дальнобойщик. — Охренеть! — добавляет он.

Становится понятно, что без устьевого модуля вообще никак не обойтись. На шахте его, что характерно, нет. Фильм начинает заигрывать с жанром документалистики.

Устьевой модуль надо срочно везти фурой очень издалека сквозь ледовые трассы и горные перевалы. Тут стало понятно, что фильм на самом деле про логистику, поэтому я буквально задрожал от интереса и от воспоминаний.

Всё прямо так, как двенадцать лет назад, когда я работал логистом: нужно много машин прямо сейчас, доставить груз нужно вчера, сезон ледовых перевозок закончился, но «может быть вы все-таки, как-нибудь, ну пожалуйста, нам очень надо, доставите?». Только в жизни ещё просили подешевле и чтобы водители не спали, не ели, ходили по маленькому прямо на ходу, а по большому не ходили, желательно, вообще.

Вернёмся к фильму. В общем, всё очень опасно, ехать нельзя ни в коем случае. Дурацкая затея. Шансов никаких. Верная смерть. По машинам.

Лиаму Нисону приходит смска о подвиге. Собирается крутая команда: Лиам Нисон с братом, Лоуренс Фишберн сам с собой, молоденькая индианка, у которой на шахте родственник. И ещё очень подозрительный страховой агент буровой компании.

Пока суд да дело, горняки хрипло сипят под землей. У них есть сигнальная труба, им стучат по трубе азбукой морзе.

— Мы повезём устьевой модуль, — стучат им по трубе снаружи.

— Блять, — стучат горняки в ответ.

Водители на трёх грузовиках героически готовятся. Под вдохновляющую музыку они садятся в кабины и ставят на приборные панели фигурки с дрыгающимися головами. Такие должны быть у каждого героического дальнобойщика! В каждую фуру погружен устьевой модуль, потому что один модуль хорошо, а три — лучше.

Им нужно проехать сначала по замёрзшему озеру, потом через перевал, а потом через мост. Трасса для настоящего подвига.

По озеру надо ехать так: с определенной скоростью, не слишком быстро и не слишком медленно. Если остановишься, то лёд не выдержит, поэтому останавливаться ни в коем случае нельзя.

Один грузовик быстро ломается и два других останавливаются.

И задним ходом подъезжают поближе к первому.

Никто не торопится. Грузовики сцепляют между собой тросами, чтобы. если один грузовик уйдет под лёд. то остальные тогда. эээ. тоже. эээ. Зритель имеет дело с настоящими профессионалами.

Задний грузовик тонет, вместе с ним нелепо тонет Лоуренс Фишберн в самом расцвете сюжетной линии.

Два других грузовика начинают удирать, они гонят изо всех сил, а за ними по льду идут трещины как в мультике «Ледниковый период». Потом они попадают в полосу талой воды, грузовики начинает мотать из стороны в сторону и случается авария.

Спустя треть фильма один грузовик утонул, а два других перевернулись. Это успех.

Лиам Нисон вылезает из грузовика.

— Отлично, что мы перевернулись — говорит он, — теперь вес грузовиков распределен равномерно, не то что на колёсах. И лёд не треснет. А сейчас случится снежная буря — вон она уже идёт — станет холодно и лед станет толще. Всё круто.

Тут наступает время интриги.

Все начинают всех подозревать. Хрипло дышащие горняки подозревают друг друга в пособничестве меркантильному директору шахты. Лиам Нисон, подначенный страховым агентом, подозревает индианку в порче грузовика и потоплении Лоуренса Фишберна.

Страховой агент строит козни и показывает своё истинное лицо. Он запирает Лиама Нисона с братом в прицепе грузовика и уезжает на втором грузовике вместе со связанной индианкой. Грузовики они перед этим умудрились взаимопоставить на колёса с помощью лебёдок.

Лиам Нисон с братом выбираются из запертого кузова и очень этому рады. «Ура!» — кричат они друг другу. «Хрусь!» — начинает проваливаться под лёд их грузовик. Они достают грузовик, показывая недюжинную слаженность и братскую взаимопомощь.

В результате слаженности и взаимопомощи прицеп с устьевым модулем тонет ко всем чертям.

Брат тоже частично тонет, но никто и никогда ещё не смог умертвить родственника Лиама Нисона, поэтому брата выловили и оживили.

Настаёт пора справедливости.

Выясняется, что руководство шахты приказывало выключать датчики метана, чтобы шахту не закрыли. А горнякам доплачивали за молчание. То же мне интрига, конечно.

Страховой агент в сговоре с директором шахты, индианке грозит смерть, а спасательной операции — провал.

Всех спасает хорёк.

В машине индианки весь фильм хранился хорёк брата Лиама Нисона. Не спрашивайте. Хорёк вызывает огонь на себя, кусает страхового агента и даёт индианке сбежать.

Погоня. Индианка жмёт изо всех сил на грузовике с прицепом. Лиам Нисон с братом жмут изо всех сил на грузовике без прицепа. Злодеи жмут на джипах и снегоходах. Погоня выглядит медленно и максимально беззубо.

Страховой агент сбрасывает на героев снежную лавину и индианку протыкает ёлкой. Лиам Нисон вытаскивает из неё ёлку и погоня продолжается.

Кажется, что фильм идёт уже пять часов.

Погони и драки сливаются в бесконечный калейдоскоп. Герои и злодеи душат друг друга, выкидывают из кабин, залезают обратно, хрипят, меняются грузовиками, снова хрипят, душат и выкидывают. Проткнутая ёлкой индианка кряхтит на заднем сиденье. Уныло играет героическая музыка, бюджет на спецэффекты явно подходит к концу.

Наконец последний грузовик из последних сил проезжает последний хлипкий мост. Мост за ним рушится. Индианка выскакивает из кабины смотреть на упавший мост и бросает грузовик. Оскорбленный невниманием транспорт начинает сползать задом обратно к мосту.

Брат Лиама Нисона преграждает грузовику дорогу собой и раздавливается с ужасным хрустом. Герои долго прощаются с братом, но потом вспоминают, что там вообще-то ещё горняки и они уже почти даже не хрипят.

Устьевой модуль доставлен на шахту в последний момент (тм). На кой чёрт вообще нужен устьевой модуль, обычному зрителю понять решительно невозможно. Но из шахты начинают выходить живые горняки, поэтому все отвлекаются на чудесное спасение.

Меркантильный директор шахты получает в нос, Лиам Нисон получает новый грузовик, а хорёк получает лакомство.

Нагрев воздуха в шахте

Одним из важных аспектов эксплуатации угольных шахт (впрочем, не только угольных, но и всех прочих) является обеспечение ее надлежащего температурного режима. В шахте работают не только машины, но и люди, и обеспечение комфортного (насколько это возможно под землей) микроклимата – непременное требование, предъявляемое в современной горнодобывающей отрасли. Нагрев воздуха в шахте — важный технологический процесс обеспечения жизнедеятельности горнодобывающего предприятия.

Отопление шахты

Россия – страна, преимущественно, северная и основные угольные запасы сосредоточены в регионах, где климатические условия даже с натяжкой сложно было бы назвать благоприятными. Отопительный сезон на Кузбассе длится 230-250 дней, то есть две трети от продолжительности всего календарного года. Понятно, что вопросы теплоснабжения здесь являются стратегическими и жизненно важными. При установлении температуры окружающей среды ниже 0 °С, воздух, подаваемый в шахту, должен подогреваться. При подаче не подогретого воздуха в шахте развиваются такие неблагоприятные эффекты, как обмерзание армировки стволов, что препятствует нормальной работе шахтных подъемных механизмов; обмерзание стенок, кровли и конструкций транспортных установок в горизонтальных и наклонных выработках. Но самое важное – это обеспечение нормальных условий труда шахтеров, занятых на, и без того вредном, производстве по добыче угля и других полезных ископаемых. Нагрев воздуха в шахте — жизненная необходимость для обеспечения ее функционирования.

Отопление шахты, то есть теплоснабжение стволов, штреков и горных выработок – довольно сложная, а главное, ответственная инженерная задача. Ведь трудно себе представить, чтобы в шахте, например, были установлены радиаторы отопления. Плюс нельзя забывать о необходимости обеспечить полную пожарную безопасность процесса отопления шахты.

Шахтная калориферная установка

Конечно же, никаких радиаторов в шахте не устанавливают – отопление осуществляется путем подачи в вентиляционную систему шахты подогретого до нужной температуры воздуха. Воздух подогревается специальными устройствами – калориферами, которые устанавливаются на поверхности вблизи воздухоподающих стволов:

Подогрев шахтного воздуха

Существует две принципиальные схемы подачи в ствол шахты подогретого воздуха: первая, когда нагревается весь подаваемый в шахту объем воздуха, и вторая, когда подогревается только часть воздуха. Во втором случае температура нагрева воздуха калорифером должна быть значительно выше, чем в первом, поскольку нужной температуры общий объем подаваемого в шахту воздуха будет достигаться путем смешивания подогретого и холодного воздуха. Обычно подогревается порядка 20-25% от общешахтного расхода воздуха и температура нагрева составляет 60-70 °С. Смешивание объемов рассчитывается таким образом, чтобы температура подаваемого в шахту воздуха была бы не ниже 2 °С.

Шахтные калориферы – это теплообменные устройства, использующиеся под нагрев воздуха в шахте, в которых в качестве теплоносителя используется либо пар, либо вода. Использование пара сопряжено с известными трудностями и неудобством, поскольку пар – агрессивная среда и его применение требует дополнительных вложений в обеспечение безопасности и установку более дорогостоящего оборудования – начиная от парогенераторов и заканчивая устройствами КИПаА и автоматики. Вообще паровые системы слабо поддаются автоматизации, поэтому контроль за работой таких систем ложится дополнительным бременем на инженерные службы горнодобывающего предприятия.

Более предпочтительными являются калориферы, использующие в качестве теплоносителя воду, либо смеси на основе воды и этиленгликоля.

Типы котлов для нагрева шахтных калориферов

В горнодобывающей отрасли применяются различные типы котлов для нагрева теплоносителя внутри калориферных установок. Широко распространены котлы и котельные, работающие на твердом топливе. Для угледобывающих предприятий это выглядит логичным – они добывают уголь и тут же этим углем имеют возможность топить котлы. Однако на практике ситуация выглядит иначе. Уголь относится к трудносжигаемому топливу – его эффективное сжигание обеспечивается на крупных энергетических объектах. В условиях отдельного котла или небольшой котельной недожиг угля достигает 40-60%. Кроме того, такие котлы практически не автоматизируются, их обслуживание требует высоких затрат ручного труда, да и капиталовложения в строительство достаточно велики.

С точки зрения управляемости и эффективности процесса нагрева привлекательным выглядит использование электрокотлов для нагрева теплоносителя. Электронагрев можно полностью автоматизировать, сняв с плеч обслуживающего персонала обязанность постоянного обслуживания и регулирования работы установки. Однако у электрокотлов на ТЭНах или электродах хватает своих недостатков, которые снижают привлекательность данного типа оборудования – решая одни проблемы, служба энергетика получает другие.

Индуктивно-кондуктивные электронагреватели для нагрева воздуха шахт

Шахта – это предприятие, сроки функционирования которого могут достигать нескольких десятков лет. Интенсивность горных работ в пределах шахтного поля непостоянна, меняется расположение, длина выработок, количество действующих выработок в шахтном поле. Поэтому система вентиляции и нагрева воздуха должна обеспечивать стабильные параметры на довольно продолжительный период времени. В идеале, система вентиляции и обогрева должна быть еще и гибкой и позволять подстраиваться под меняющиеся условия горных выработок. Оборудование подбирается таким образом, чтобы срок службы был не меньше 15-20 лет.

Наиболее перспективным является применение электронагревательного оборудования индуктивно-кондуктивного типа для нагрева теплоносителя в калориферных установках, поскольку именно такой тип электронагревателей отвечает основным требованиям горнодобывающей отрасли:

  • Долговечность (100 000 часов наработки или более 30 лет службы);
  • Надежность и неприхотливость (нет сменных элементов, нет ТЭН и электродов);
  • Безопасность (пожарная и электрическая);
  • Автоматическое управление и полная автономность;
  • Мобильность установки, возможность перебазирования.

Наиболее полно сравнение индуктивно-кондуктивных электронагревателей с электрокотлами других типов раскрыто в одной из наших статей.

Нагрев воздуха в шахте: опыт применения “Терманик Модуль”

В начале 2017 года был реализован пилотный проект модульной электрокотельной «ТЕРМАНИК МОДУЛЬ» для обеспечения такого процесса, как нагрев воздуха в шахте на одном из ведущих угледобывающих предприятий России на Кузбассе.

Отопление шахты

Согласно техзаданию заказчика, узел нагрева должен обеспечивать нагрев воздуха с отрицательных температур до +16 – +20 °С при производительности по воздуху 24000-41000 м 3 /час. Узел нагрева должен представлять собой электронагревательную установку в утепленном модуле контейнерного типа со всем необходимым котельным, электрическим, насосным оборудованием, аппаратурой для автоматизации и контроля. Одним из главных требований являлось отсутствие необходимости в постоянном обслуживании и контроле.

Специалистами НПП «Термические Технологии» было предложено оборудование, полностью отвечающее требованиям заказчика, суммарной мощность 750 кВт, которое разместилось в одном транспортабельном блок-модуле. Важной отличительной чертой является то, что произведенные для данного заказчика нагреватели работают на промышленном напряжении 660-690 В.

В середине 2017 года оборудование было смонтировано на производственной площадке заказчика и успешно прошло испытания.

НПП «Термические Технологии» готово предложить подобное и другие решения с использованием электрокотлов на базе «ТЕРМАНИК» для предприятий горнодобывающей отрасли, в том числе и с применением высоковольтных электронагревателей на напряжении 6/10 кВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *