Что было на месте храма христа спасителя
Перейти к содержимому

Что было на месте храма христа спасителя

  • автор:

Что было на месте храма христа спасителя

10 (22) сентября 1839 г. в Москве на Алексеевском холме в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершённая митрополитом Московским Филаретом, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны 1812 г. и взятию Парижа в марте 1814 г.

Замысел возведения храма в память спасения Отечества возник уже в 1812 г. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А. Л. Витберга, но в 1832 г. был принят новый проект, подготовленный архитектором К. А. Тоном. Место для строительства храма выбирал лично император Николай I. Его выбор пал на территорию древнего Алексеевского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь). Средства на постройку храма собирались во всех церквях России, огромная сумма — более 15 млн. рублей — была выделена из казны.

Закладка храма Христа Спасителя стала всенародным праздником с войсковым парадом и крестным ходом по Москве, с чествованиями ветеранов Отечественной войны 1812 г. и молитвами о тех, кто погиб на полях сражений.

10 (22) сентября 1839 г. «… мать России — Москва кипела в торжественном восторге,… жители Москвы стекались со всех сторон к месту шествия величественного церемониала. Войско стояло уже в рядах от Успенского собора, до самого места заложения храма Христа Спасителя. На другой стороне, направо от Успенского собора, на тротуарах, в окнах и на крышах домов теснились зрители великой столицы; повсюду господствовала тишина…». Торжественная процессия — духовенство в полном облачении, император и вся свита следовали верхами «… к Лобному месту, мимо церкви Василия Блаженного, по набережной и далее по Пречистенке мимо Колымажного двора», возглавлял церемонию Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

По прибытию на место заложения и по произнесению молитвы император Николай I в основании храма заложил крестообразную бронзовую доску с надписью: «В лето 1839, сентября 10 дня повелением Благочестивейшего и Самодержавнейшего Великого Государя императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим императором Александром I, собственною Августейшей рукой императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьёвых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного храма».

В этот день вручали медаль, специально отчеканенную к этому событию. Праздник «… заключился торжественным гулянием в Кремлёвском саду, хоры полковых музыкантов услаждали гуляющую публику орфейскими звуками; стены Кремлёвские пламенели иллюминовкаю, так, что движущаяся масса народа освещалась как бы при наступлении волшебного дня».

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года, с 1839 по 1883 г. Его высота от основания до креста составляла 103,5 м, толщина стен достигала 3 м 20 см. В двойных стенах были проложены коридоры, в которых разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 г. и русских походов 1813-1814 гг. в хронологическом порядке. Росписи выполнили 38 художников: В. В. Верещагин, В. И. Суриков, К. Е. Маковский, Ф. А. Бруни, И. Н. Крамской, Г. И. Семирадский и др.

Торжественное открытие храма состоялось 26 мая (7 июня) 1883 г., в праздник Вознесения Господня и в год коронации Александра III. На него были отдельно приглашены ветераны войны 1812 г.

5 декабря 1931 г. храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. На его месте решили построить Дворец Советов (высотой 500 м.), но началась Великая Отечественная война, и здание пришлось разобрать. В 1958 г. на месте собора появился плавательный бассейн «Москва».

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя, и в 1990 г. с востока от бассейна установили закладной камень. Уже в декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличается от прежнего стилобатной частью (сильно расширенным цокольным этажом), в которой разместились музей, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В новом храме есть и некоторые старые элементы — мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

После восстановления храм Христа Спасителя стал кафедральным собором митрополита Московского, в нём проводятся главные праздничные службы.

Лит.: Храм Христа Спасителя (Возрождение Святыни). М., 2000; Кириченко Е. И., Романова С. Н. История храма [Электронный ресурс] // Храм Христа Спасителя. Б. г. URL.: http://www.xxc.ru/istoriya/index.htm; Храм Христа Спасителя в Москве: История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. М., 1992; Храм Христа Спасителя: Сб. М., 1997.

См. также в Президентской библиотеке:

История Дворца Советов — главного здания советской Москвы

Проект Дворца Советов, архитектор Б.Иофан

История Дворца Советов на месте снесённого Храма Христа Спасителя на Волхонке — одна из ключевых мифологем московского пространства. О ней мы рассказываем нашим зарубежным гостям, проявляющим огромный интерес к этой почти кинематографической истории.

История метаморфоз одного места, где на коротком историческом интервале сменяли друг друга Монастырь (Алексеевский), Храм Христа Спасителя (первый), Дворец Советов (начатый, но не завершённый), бассейн «Москва» и Храм Христа Спасителя (новый).

Как на одном месте с трудом строились, а затем с легкостью сносились одни объекты и возникали другие?

Этот вопрос волнует не только иностранных гостей Москвы, но остаётся неясным и самим россиянам.

  • 1. Что представлял из себя проект Дворца Советов?
  • 2. Основные параметры Дворца Советов
  • 3. Дворец Советов — основная доминанта и отправная точка Москвы
  • 4. Строительство Дворца Советов
  • 5. Дворец Советов — не утопия
  • 6. Следы проекта Дворца Советов в Москве
  • 7. Почему Дворец Советов так и не был построен?

Храм Христа Спасителя (первый), 1883-1931 гг.

Алексеевский монастырь уступил место Храму Христа Спасителя (первому). Десятилетия строительства (1837-1883) и меньше 50 лет работы — Храм был взорван в 1931-м году.
Однако феерический и невероятный Дворец Советов на его месте так и не был построен, оставшись не воплощённой советской мечтой. Самое высокое здание в мире превратилось в бассейн «Москва» на очередные 30 лет, чтобы в итоге также быть снесённым. В этот раз — под амбиции новой российской (московской) власти, для возведения нового Храма Христа Спасителя, крайне спорного по своим архитектурным и эстетическим качествам.

Свидетелями грандиозного проекта Дворца Советов остались два объекта на улице Волхонка: станция метро «Кропоткинская» (ранее — «Дворец советов») и правительственная бензозаправка.

Бассейн Москва на месте Храма Христа Спасителя и Дворца Советов

Мы создали это видео для наших гостей на французском языке. В нём мы постарались собрать и поделиться ключевой информацией об истории, замысле и строительстве Дворца Советов:

— снос Храма Христа Спасителя в 1931-м году и замысел Дворца Советов;
— международный конкурс на проект Дворца и архитектурный стиль;
— процесс строительства и его остановка после начала войны в 1941-м году;
— строительства бассейна «Москва» — крупнейшего бассейна под открытым небом в Европе;
— закрытие бассейна «Москва»;
— оставшиеся от проектирования Дворца Советов объекты поблизости.

К видео приложены субтитры на русском языке для русскоязычных зрителей.

На экскурсиях по советской Москве разговор о проекте Дворца Советов становится одним из ключевых, поскольку именно от него отталкивался план реконструкции города 1935-го года. Даже непостроенный Дворец Советов оказал влияние как на уровне планировки и структуры города, так и в плане архитектурного стиля.

В этой истории пересекается сразу несколько уровней, что делает разговор о ней многогранным: история, архитектура, политика, религия — всё сошлось в этом небольшом прямоугольнике недалеко от Кремля. С проектом Дворца Советов связаны и семь сталинских высоток, и поиски архитектурного стиля в 30-е годы.

Экскурсии мы проводим на французском, английском, испанском, португальском и немецком языках.

Ниже приводим основной текст из нашего видео (если вы предпочитаете чтение)

Сегодня я расскажу вам о Дворце Советов – советском чуде, которое так и не увидело свет. Но оно незримо здесь присутствует и последствия его очевидны. Под это здание перепроектировалась вся Москва в 1935 году по сталинскому плану и образ этой утопии незримо всё равно остается с нами.

Мы находимся возле Храма Христа Спасителя. Это не подлинный храм, его оригинал был взорван в 1931 году. Довольно драматичное событие, но в СССР религию объявили дурманом и это было в порядке вещей – церкви сносили повсюду. И вот на месте старого взорванного Храма должен был встать новый Храм, коммунистический – Дворец Советов.

Что представлял из себя проект Дворца Советов?

Это, конечно, чудо в прямом смысле. По функции – здание административное, для заседаний верховного совета СССР. Как и всегда в государствах идеологизированных – архитектура выполняла не столько функциональную роль, сколько идейную. Эта нагрузка (идеологическая) была в данном случае приоритетной. Задача не построить здание для заседаний, но удивить и покорить весь мир своим совершенством. Своего рода религиозный посыл.

Если кратко, то это «самое-самое-самое» здание на Земле. Самое высокое, самое оригинальное, самое красивое, из самых передовых материалов и инженерных ухищрений.

Основные параметры Дворца Советов

Высота здания – 415 метров. 100 из которых – статуя Ленина. Из-за статуи Ленина здание становилось не только зданием, но таким пьедесталом под эту статую, подставкой.

Невероятные объёмы и внутри: зал заседаний на 21 тысяч участников, огромный амфитеатр с куполом высотой в 97 метров. Уникальные материалы интерьеров и инженерные конструкции: зал мог трансформироваться в арену или сцену или каток.

Главное здание Москвы должно было быть видно из любой части города – это становилось доминантой столицы коммунизма.

Специальный «институт Дворца советов» был создан и в нем десятилетиями занимались проектом на всех уровнях. Создана специальная марка стали и бетона «ДС» — сверхпрочные. Спроектирована художественная часть: эскизы картин, фресок и мозаик на тысячи квадратных метров (то есть произведения тут измерялись не сюжетами, а квадратными метрами).

Дворец Советов — основная доминанта и отправная точка Москвы

Макет Дворца Советов и Кремля

Это новый центр Москвы – не Кремль, а вне его. Все улицы города и другие объекты стали ориентироваться на будущую доминанту. В частности, сталинские высотки – как уравновешивающие гигантский дворец.

Был объявлен международный конкурс.

Из известных участников международного конкурса – Ле Корбюзье. Но победителем стал Борис Иофан, русский архитектор и автор стоящего здесь напротив Дома на набережной.

Победа его проекта и сам конкурс подвели важную черту – в архитектурном стиле СССР уходил от поисков конструктивизма и авангарда 20-х годов, нужен был язык архитектуры, где доминировала не только функция здания. Этим языком стал Ар Деко. Зачастую можно встретить рассказ о том, что Дворец Советов – воплощение так называемого сталинского ампира, но это ошибка. По стилю это, безусловно, Ар Деко в советской версии, международный стиль, просто пришедший в СССР с опозданием на 10 лет.

Масса литературы относительно архитектуры Дворца Советов и её влияния на русскую и мировую архитектуру, это материал для отдельного видео: элементы каких стилей. Скажу лишь остроумное наблюдение некоторых искусствоведов и историков архитектуры. В частности, Анны Броновицкой, о том, насколько схожа общая форма утвержденного проекта с формой многоуровневого свадебного торта. Не совсем понятно, что это была за диверсия архитектора Иофана, но не нужно сильно тренировать воображение, чтобы заметить сходства.

Строительство Дворца Советов

Немецкая аэросъёмка 1941 г.

Итак, что получилось? Начали строить, сделали уникальный фундамент ниже уровня Москва-реки, чтобы выдержать тяжесть дворца – он и сейчас под нами, его никто не выкапывал. Построили стальной каркас почти в 10 этажей. Но затем началась война и каркас пошел на противотанковые ежи и починку мостов. Всё разобрали. И по загадочным причинам после войны официально проект не отменили, но и строить не продолжили.

Немецкая аэросъёмка во время войны показывает, что здание Дворца Советов уже в активной фазе строительства. Мы хорошо видим амфитеатр большого зала заседаний.

Дворец Советов — не утопия

Если самого дворца не случилось, то кое-что всё-таки Москва унаследовала.

Я уже говорил о генплане 1935-го года, ориентации улиц, расширении проспектов – частично это всё воплотилось и учитывало будущий Дворец Советов. Сомнений в его возведении не было никаких. В этом фрагменте фильма 1938-го года мы видим будущее здание Дворца Советов.

В нашем видео о Северном речном вокзале Вы найдёте медальоны фасада, на одном из которых запечатлен будущий Дворец Советов. Поэтому называть его некой утопией или фантомом не представляется корректным, все эти факты подтверждают, что Дворец Советов был более чем реальным проектом, как в теоретическом плане, так и в практическом (над его воплощением реально трудились тысячи людей). Впрочем, Вы встретите массу текстов с заголовками со словом «утопия» — чего ни напишешь ради внимания читателя.

Следы проекта Дворца Советов в Москве

Мы находимся на станции метро Кропоткинская, которая называлась «Дворец советов» и построена специально для обслуживания Дворца. Это одна из самых красивых станций московского метро. Её наземный павильон построен на месте другой снесенной церкви. Величественная и при этом с минимальным декором станция – была своего рода входом во Дворец. По этой лестнице планировался вход напрямую в здание, сейчас это просто выход на улицу.

Еще один свидетель проекта – кремлевская АЗС. Ей уже 90 лет. Здесь заправляются только машины администрации президента по талонам – и колонка явно архаична. Мы все боимся, что её вот-вот снесут и перенесут куда-нибудь. Зная градостроительную активность московских властей и специфичное понимание ими понятий культурного наследия, исторической подлинности — такой снос более чем вероятен. А это единственный реальный остаток той задумки комплекса зданий вокруг Дворца советов. Москвичи любят её как единственную в своем роде. Вот собственно и всё что осталось от великого замысла.

Почему Дворец Советов так и не был построен?

Главный вопрос, который задают все – почему же после войны Дворец Советов так и не построили? И четкого ответа нет. Не было денег? Вряд ли. Ведь построили 7 сталинских высоток, например. Тоже очень дорогих. Поменяли концепцию? Нет, наоборот, после войны расцветает сталинский ампир, страна как никогда верит в победу советского строя на планете. Здесь много вопросов и домыслов. Скорее всего, это ряд факторов, в том числе (но не только) экономических. Строительство постоянно откладываось, а затем Сталин умер, Хрущев провозгласил борьбу с «излишествами в архитектуре».

Вместо Дворца тут вырос бассейн «Москва» – анекдотично, но факт – он поместился как раз на площади зала заседаний. 30 лет граждане плавали в зале заседаний круглый год. Разумеется, это был «самый большой» бассейн в Европе.

А в 1995 году бассейн снесли, чтобы «восстановить» исторический для этого места Храм Христа Спасителя. Вот он и получился. Но это совсем другая история.

Идея Дворца Советов по-прежнему витает, мы проводим экскурсии по генплану Сталина 1935-го года и показываем, как те или иные здания ориентировались на Дворец Советов. Да и в современном кино России проект по-прежнему жив – ностальгия по временам не отпускает некоторых авторов, смотрите, например, фильм «Шпион» последних лет, с визуальной реконструкцией Дворца.

Главный бассейн вместо главного храма: история исчезнувшего бассейна «Москва»

Немногие помнят, что на месте Храма Христа Спасителя три десятка лет находился огромный открытый бассейн. Для одних он был точкой притяжения, для других — жутковатым местом, овеянным страхами и слухами

17 мая 2023

В 1931 году в Москве взорвали Храм Христа Спасителя — необходимо было расчистить площадку для строительства Дворца Советов и одновременно уничтожить одну из русских святынь. Храм был возведен в честь победы над Наполеоном, на его стенах были выведены имена офицеров, павших в Отечественной войне и заграничных походах конца XVIII — начала XIX века, росписью занимались Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский и другие мастера.

Сначала предполагалось разобрать храм, но работы затянулись, и тогда решили использовать динамит. Понадобилось два взрыва, чтобы здание рухнуло: первый подорвал лишь один из пилонов, на которых держался купол, второй довел дело до конца. Кинооператор Владимир Микоша, которому было поручено снимать этот исторический процесс, описывал происходившее как страшный сон: фигуры ангелов летели вниз, объектив камеры ловил то ангельские лики, то крылья.

Храм перед разрушением. Фотография Брэнсона Деку, 1930 год, и снос храма в 1931 году.
Фото wikipedia.org

Дворец Советов, который должен был быть возведен на месте разрушенного храма, задумывался не только как здание для проведения собраний и съездов, но и как архитектурная доминанта Москвы и одновременно символ грядущего торжества коммунизма. Идея строительства «дворца рабочих и крестьян» принадлежит Кирову, который еще в 1922 году предложил вложить «все наше рабоче-крестьянское творчество» в этот памятник.

Проектирование дворца продолжалось несколько десятилетий, было проведено несколько конкурсов на лучший проект, в которых участвовали не только советские, но и зарубежные архитекторы, предложившие собственное видение символа победы коммунизма. Народные, то есть непрофессиональные проекты тоже рассматривались. Но здание так и не было построено — помешала война.

От планов строительства грандиозного дворца советское правительство отказываться не собиралось, но после Великой Отечественной войны его решили строить не на Волхонке, а на Воробьевых горах. А на месте взорванного храма остался котлован, весной заполнявшийся талой водой. Болото в центре города вызывало у москвичей не самые приятные эмоции, и в конце 1950-х, если верить легенде, Никита Хрущев предложил превратить его в открытый бассейн.

Разработкой проекта занимался Дмитрий Чечулин, лауреат трех Сталинских премий, в сороковых — главный архитектор Москвы. Поскольку нужно было использовать заложенный для строительства дворца фундамент, бассейн получил круглую форму и внушительный размер: площадь водного зеркала составляла 13 тысяч квадратных метров, объем вмещаемой воды — 25 тысяч кубометров .

Бассейн «Москва» открылся в 1960-м году, это был не только один из самых больших бассейнов в мире, но и шедевр инженерной мысли. Вода поступала в резервуар из городского водопровода и нагревалась в бойлерной. Перед подачей ее пропускали через фильтры и хлорировали. В учреждении функционировала специальная лаборатория, регулярно проверявшая качество воды, проверки проводила и городская санэпидстанция. Считалось, что этих мер санитарного контроля достаточно для обеспечения безопасности, поэтому медицинские справки у посетителей не спрашивали.

Летом бассейн превращался в городской пляж в двух шагах от Кремля. Водная чаша была окружена площадкой шириной 11 метров с насыпью из морского гравия. Здесь же были устроены пять детских мелких бассейнов, стояли скамейки и росли деревья. Рядом с пляжем находились павильоны с кассами, гардеробом, буфетом, которые могли вместить две тысячи человек одновременно. В них продавали и выдавали напрокат купальные принадлежности: купальники, плавки, шапочки, шлепанцы и полотенца. У любого москвича или гостя столицы была возможность, проходя мимо, завернуть в бассейн и провести в нем время с пользой для здоровья: билет стоил полтора рубля. Но возможность существовала только в теории, потому что у касс всегда тянулись очереди.

Основной задачей бассейна-гиганта было «массовое оздоровительное купание и отдых». Для широкой публики работали группы лечебного и оздоровительного плавания для детей и взрослых, группы по синхронному плаванию и водному поло. Для профессионалов был оборудован спортивный сектор с отдельным входом. Чаша для спортивного плавания была разделена на восемь дорожек, а в центре установили 10-метровую вышку с возможностью прыгать с разной высоты. Была здесь и баня с сауной.

Бассейн работал круглогодично, принимая посетителей даже в двадцатиградусные морозы. Температура воды регулировалась с помощью системы искусственного подогрева и не опускалась ниже 18°С в летний и 22°С в зимний периоды. В морозы вода прогревалась до 32-34°С. Если столбик термометра опускался ниже двадцати градусов, бассейн не работал — плотный густой пар над поверхностью воды затруднял наблюдение за пловцами и работу спасателей.

Открытый бассейн был одной из московских достопримечательностей: сюда в обязательном порядке привозили лидеров дружественных государств. В ноябре 1960 года в «Москве» побывал представитель правительственной делегации Кубы Эрнесто Че Гевара. Для москвичей бассейн тоже был важным местом, особенно для тех, кто жил не в центре, а в рабочих районах на окраинах.

В Википедии можно прочитать воспоминания протоиерея Алексея Уминского, настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, который очень тепло говорит о легендарном бассейне: «Я вырос в Перово, и „Москва“ — это самые прекрасные годы моего отрочества. Тогда мы понимали лишь одно: в самом центре Москвы есть потрясающе таинственное место, над которым в мороз висит пар, и куда так сложно попасть. Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с „Красного Октября“ доносится запах карамели и шоколада».

Но были и те, кому бассейн с клубящимся над ним паром казался чуть ли не воротами ада. Те, кто повторял поговорку «Сначала был храм, потом хлам, а теперь — срам». По Москве ходили слухи о злобных «топителях», которые губят людей, осмелившихся предаваться развлечениям на месте разрушенного храма. Слухи возникли не на пустом месте, потому что несчастные случаи действительно были, и в конце концов дно бассейна в самом глубоком месте залили бетоном, приподняв до уровня 1,85 м (вместо 4 м).

Но закрылся бассейн «Москва» не из-за несчастных случаев на воде, и не из-за жалоб сотрудников Пушкинского музея, утверждавших, что соседство с открытым бассейном плохо сказывается на состоянии музейных экспонатов. В 1991 году отпустили цены на горячую воду и электроэнергию, и содержание бассейна стало нерентабельным. Три года он простоял заброшенным, а в 1994-м его разобрали. К этому моменту в Москве уже действовала группа сторонников восстановления Храма Христа Спасителя, шел сбор средств и широкое обсуждение проекта нового храма. В 1999-м он был воссоздан как копия своего предшественника и стал самым большим православным храмом России. А от бассейна «Москва» остались только старые советские фотографии. Тем, кто скучает по плаванию под открытым небом, приходится довольствоваться бассейном «Чайка»: он тоже ветеран, строился к московскому фестивалю молодежи и студентов 1957 года и ухитрился дожить до наших дней.

Материалы по теме

  • Команда
  • Реклама
  • Пользовательское соглашение
  • Политика использования cookie-файлов
  • Рекомендательные технологии
  • Техподдержка

Сетевое издание Mydecor.ru (Майдекор.ру)

Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 — 83389

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03.06.2022 18+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Диджитал Технологии»

Главный редактор: Парфенова Т. Н.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): Эл. почта: mydecor@sholding.ru телефон: +7(495) 633-5-633

Copyright (с) ООО «Шкулёв Диджитал Технологии», 2024. Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

© РИА Новости / В. Шияновский | Перейти в медиабанк Открытка начала XX века с изображением улицы Волхонки.

Открытка начала XX века с изображением улицы Волхонки.

Читать ria.ru в

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *