Прокудливая береза что это
Перейти к содержимому

Прокудливая береза что это

  • автор:

Усть-Вымь, приютившая Робинзона Крузо

Историю о том, как Стефан Пермский срубил древний зырянский идол – прокудливую березу, знают многие жители Коми. Но далеко не все бывали на месте этого исторического события – в селе Усть-Вымь. От Сыктывкара сюда можно доехать за час с небольшим – расстояние чуть более семидесяти километров. В древней столице Коми края побывал журналист «Республики», продолжая открывать для читателей интересные места родного края.

На месте прокудливой березы

Усть-Вымь – одно из старейших поселений в Коми. Еще в давние времена здесь было поселение Перми Вычегодской. Местный народ поклонялся своим богам, и здесь находилось крупное языческое святилище. Была в пантеоне и так называемая прокудливая береза (прокудливый означает проказливый, шаловливый или пакостливый). На днях с историей старинного села познакомились участники экспедиции, организованной председателем республиканской Федерации туризма Геннадием Марковским в рамках проекта «Родовой пас», который реализуется на грант президента России.

В 1380 году на вымскую землю из ростовского монастыря пришел Стефан Пермский. Миссионер срубил древнюю березу, вырубил лес на холме и поставил «келию и дом молитвенный». С этого времени началась официальная история села. В 1384 году рукоположенный в епископы святитель Стефан приступает к храмовому обустройству Пермской епархии. Своей резиденцией он выбрал Усть-Вымь. Первый зырянский монастырь возвели на месте прокудливой березы. При монастыре была открыта первая в Коми крае школа, в которой готовили священнические кадры. Преемники Стефана превратили Усть-Вымь в укрепленный городок, за валом и деревянными стенами которого находились церкви, монастырь и «двор владычен большой». В первой половине пятнадцатого века Усть-Вымь стала военно-административным и епархиальным центром края. Село находилось на перекрестке путей, ведущих за Урал через реки Вымь и Верхняя Вычегда. По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. Но она оставалась центром епископских владений на зырянской территории, а также местом паломничества к чудотворным мощам епископов Пермских – Герасима, Питирима и Ионы.

В начале восемнадцатого века в Усть-Выми, первом из селений Коми края, начинается каменное строительство. Путешественник академик Иван Лепехин, знакомясь в 1771 году с зырянским краем, поражался красоте и убранству усть-вымских храмов. В 1990 году село Усть-Вымь включено в список исторических населенных мест России. В 1996 году был возрожден Михайло-Архангельский монастырь, под обустройство обители выделена территория на ее историческом месте.

В честь 625-летия прихода в Усть-Вымь Стефана Пермского в центре села установили памятник – птицу счастья – работу скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.

Большинство туристов приезжают в Усть-Вымь именно для того, чтобы побывать в старинных храмах, набрать в источнике святой воды, увидеть монастырь. В местной церкви для нас провели небольшую экскурсию, рассказали о святынях. В храме поразили макет трехмачтового парусника и множество тяжелых камней, привезенных священником из паломничества по святым местам. Рядом с храмовым комплексом и по сей день растет несколько берез – вполне прокудливого вида.

Робинзон Крузо – первый турист

Первым интуристом в Усть-Выми можно смело назвать Робинзона Крузо. Удивительно, как моряк из Йорка, который двадцать восемь лет прожил на необитаемом острове, мог оказаться в этих краях. Робинзон – это все-таки литературный персонаж. Но волей придумавшего его Даниеля Дефо после возвращения в Англию Робинзон путешествовал по России и во время этой поездки побывал в Коми крае. В частности, Даниель Дефо упомянул про село Усть-Вымь.

После выхода первого «островного» тома, писатель, вдохновленный успехом, продолжил робинзонаду, и Крузо стал героем не одного романа, а литературной трилогии. В оригинале второй том называется «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим». В СССР название сократили до первых четырех слов. Первый полный перевод двух частей «Робинзона» на русский язык появился в 1843 году. В СССР было академическое издание 1935 года, а следующее вышло только в 1996 году. В последние годы второй том робинзонады стали переиздавать чаще. В этой книге герой снова отправляется в скитания: посещает свой остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой России. В завершение странствий, которые длились десять лет и девять месяцев, он и побывал в Коми крае.

В подлинность всех совершенных Робинзоном путешествий читатели той эпохи верили совершенно так же, как и в реальность его существования. Робинзон колесит по Южной Америке, затем отправляется на свой остров, находит там достаточно многочисленную колонию поселенцев, состоящую из испанцев и англичан. Крузо проводит на острове реформы, разруливает конфликты, передает поселенцам инструменты и технологии и отбывает дальше в восточные моря. Робинзон огибает Африку у мыса Доброй Надежды, затем посещает Мадагаскар и Индию. На море в схватке с дикарями гибнет Пятница. Оставшийся без спутника путешественник оказывается с грузом опиума в Китае, где лишается корабля. Он узнает, что в Пекин прибыл караван московских купцов, и решает вернуться с ними на родину по суше. Его путь пройдет через всю Азию, Сибирь и европейский север России.

«Через пять дней мы прибыли в Вестиму (Усть-Вымь) на реке Вычегде, впадающей в Двину, и таким образом счастливо приблизились к концу нашего сухопутного путешествия, ибо река Вычегда судоходна, и нас отделяло только семь дней пути от Архангельска, – пишет автор Робинзона о Коми крае. – Из Вестимы мы прибыли третьего июля к Яренску».

Наверное, для развития местного туризма в усть-вымском музее можно было бы оформить хотя бы небольшой стенд, посвященный визиту Робинзона в село: карту его маршрута, шапку из козьего меха, подзорную трубу, разные издания книги. Это бы не только заинтересовало местных школьников, но и могло бы привлечь туристов. А если наладить еще производство сувениров «робинзоновской» тематики, то они бы не залеживались на прилавке.

На приеме у уездного врача

Музей в Усть-Выми размещается в здании бывшей земской больницы, построенной в самом начале прошлого века. Экспозиция здесь вполне традиционная для районных музеев: археологические находки, царские монетки, портреты и биографии известных земляков (в данном случае – автора пьесы «Свадьба с приданым» Николая Дьяконова). Широко представлены материалы по христианизации древних коми. В частности, есть картина, на которой изображено, как Стефан Пермский сжигает языческих идолов, а зыряне сокрушаются по этому поводу. Очень интересные в музее старинные фотографии, которые можно рассматривать часами, подмечая с каждым разом все новые детали. Запечатленные на них первые пионеры и колхозники пристально всматриваются в далекое будущее. Вот на одном коллективном снимке бородатый мужчина держит за шею ребенка. Видимо, тот заснул, а отец решил хотя бы таким образом запечатлеть своего сына или дочь. На снимке 1924 года первые пионеры села. Самодельные галстуки, впереди голоногий барабанщик, позади – знамя с надписью: «На смену».

Недавно в музее появилась новая экспозиция «Кабинет земского врача». Стол, кушетка, ширма, рукомойник, весы, этажерка, вешалка с плащом, шляпой и зонтиком. На этажерке – дореволюционные врачебные издания с печатью усть-вымской земской больницы. В этом кабинете вспомнились рассказы о врачебной практике Михаила Булгакова и Викентия Вересаева, фильм Алексея Балабанова «Морфий». На полках среди банок и склянок прячется бутылка из-под гематогена с надписью: «СССР. Главмясо». Мало кто помнит, что когда-то гематоген выпускался в жидком виде и только потом стал жевательным. Врачебный кабинет в старинном больничном здании – настоящая изюминка музея. Земская больница была открыта в 1903 году. Тогда же было построено и первое больничное здание. В 1911 году над ним сделали второй этаж. Рядом построены еще три корпуса. Это была единственная больница на семь волостей, а это более 20 тысяч жителей. Комплекс больничных зданий – один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в республике.

О богатой истории вымской земли свидетельствует тот факт, что на Выми (правда, в Княжпогостском районе) находится самый известный археологический памятник – Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги и монеты, а также серебряный ритон. Несколько древних артефактов, найденных при его раскопках, хранятся в Эрмитаже. Самые известные из них – это деревянная чаша и серебряный ритон. Ритуальный сосуд-ритон относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы. Эти артефакты свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Вероятно, пришлые группы людей из азиатских степей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением.

С районом связаны молодые годы всемирно известного социолога Питирима Сорокина, который родился в 1889 году в старинном вымском селе Туръя (Княжпогостский район). В деревне Гам Усть-Вымского района маленький Питирим начал осваивать грамоту в местной двухлетке.

Уникальностью Усть-Вымского района можно назвать то, что райцентр здесь не в Усть-Выми, а в селе Айкино. А единственный город на территории муниципалитета – Микунь. В рукописи 1680 года Усть-Вымь упоминается как город Старая Пермь. С 1922 по 1928 год село было центром Усть-Вымского уезда, а с 1929 по 1943 год – центром Усть-Вымского района, после чего райцентр был перенесен в Айкино.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА

Почему деревья называли «прокудливыми»? как они выглядят?

В древности народ коми верил, что бывают «прокудливые» — злые, необузданные, вредоносные березы. Он же считал несчастливыми в постройках все те деревья, которые завились слоями против солнца. У бурят было поверье, что в постройку может затесаться «дерево с огнем» — оно дает много тепла, но от него всегда неожиданно может случиться пожар. А малайцам известны деревья, в которых обитают злые духи.. .

Практически у всех «особых» , обладающих свойствами «прокудливости» деревьев можно выделить следующие основные черты:
1. Дерево непременно старое, больше того: оно «всегда таким было» .
2. Как правило, дерево имеет дупло.
3. Около такого дерева «манит» , случаются странные видения или слышатся странные звуки.
4. Дерево может оказывать воздействие на здоровье и самочувствие человека, как позитивное, так и негативное.
5. Дерево в большинстве случаев имеет необычную форму: искривлённый или изогнутый ствол, наросты, несколько толстых разветвлений.
6. Дерево способно «мстить» , «наказывать» покусившегося на него человека.
7. Дерево гибнет или страдает от огня (костёр, молния) .

Остальные ответы

«прокудливый» значит проказливый, шаловливый, пакостливый. «Прокудить» или «прокужаться» означает издеваться над кем-либо. «Прокудлив как кошка» , – говорят в народе. Почему же «прокудливым» оказалось дерево?
Среди православных верующих широко известны деяния православного святого Стефана Пермского. Прославился Стефан обращением в христианство народов Пермского края, в частности, зырян. В числе прочих миссионерских «подвигов» житийная литература в подробностях живописует уничтожение святым Стефаном «главной кумирницы» зырян – «Прокудливой берёзы» :
«Эта вековая береза отличалась громадною высотою и толщиною; она росла в Усть-Выми, на высоком крутом берегу реки Выми при слиянии с Вычегдою. Все стволы, сучья и ветки ее обвешивались полосами разноцветных материй.
Ради упрочения своей проповеди св. Стефан пожелал разрушить главную кумирницу и срубить Прокудливую берёзу. Это дело было очень трудное, и святитель долго молился и просил у Бога помощи. И удостоился он получить откровение от Бога: ”Мужайся, Стефан, испепели кумирницу и искорени Прокудливую березу: Я твой помощник”. С твёрдою надеждою на Бога св. Стефан начал рубить дерево; после каждого удара, по зырянским преданиям, разносились по воздуху жалобные стоны и крики мужские, женские, старческие и младенческие: ”Стефан, Стефан! зачем нас гониши? Сие есть наше древнее пребывание”. Это вопили, по верованию зырян, тёмные, тайные духи, которые находились здесь. За каждым ударом лились из дерева разноцветные струи как бы крови, т. е. березового сока. В первый день св. Стефан не мог срубить дерева; на другой день утром он снова приступил к работе; к изумлению святителя и к ужасу язычников, дерево оказалось целым. Проповедник не смутился этим явлением и снова стал рубить дерево; только на третий день он успешно покончил с берёзой. Срубленная берёза свалилась с крутого утеса в реку Вымь: произошёл страшный шум, потряслась земля, всколыхнулась река. Когда наступила тишина, св. Стефан приказал зырянам-христианам рубить дерево на части, а кумирницу разрушить. При этом было много устрашающих воплей. Но святитель ничем не смущался и ободрял бывших с ним. Разрубленная берёза, разобранная на части кумирница и бывшие в ней идолы, – всё было сложено в костер, сожжено и обращено в пепел. Налетел внезапный бурный вихрь и развеял пепел; неожиданно прошёл сильный проливной дождь и омыл место» .
«Прокудливыми» (или «злыми» , «буйными» , «стоеросовыми» ) в народе называли также деревья, неудачно упавшие во время рубки, к примеру, придавившие человека, или выросшие посреди заброшенной дороги, ещё хуже, на перекрёстке дорог. как связано Мировое древо (Древо жизни) , священные почитаемые деревья с деревьями «прокудливыми» ? Дело в том, что свойство «прокудливости» , то есть в данном случае способности причинить вред, оказывается в большинстве случаев сопряжённым со способностями лечить, оберегать, исполнять желания, то есть творить некие чудеса. Вероятно, и слово «прокудливый» изначально восходит к древнерусскому «кудеса» . Так что «прокудливые» деревья» одновременно могли считаться священными. Практически у всех «особых» , обладающих свойствами «прокудливости» деревьев можно выделить следующие основные черты:
1. Дерево непременно старое, больше того: оно «всегда таким было» .
2. Как правило, дерево имеет дупло.
3. Около такого дерева «манит» , случаются странные видения или слышатся странные звуки.
4. Дерево может оказывать воздействие на здоровье и самочувствие человека, как позитивное, так и негативное.
5. Дерево в большинстве случаев имеет необычную форму: искривлённый или изогнутый ствол, наросты, несколько толстых разветвлений.
6. Дерево способно «мстить» , «наказывать» покусившегося на него человека.
7. Дерево гибнет или страдает от огня (костёр, молния) .

Прокудливая берёза на Троицу

Вчера у нас была Родительская суббота, сегодня Троица, завтра — Духов день. Наступило самое животворное время в году. Время делать счастливых детей, начинать новые проекты и писать гениальные книги, картины, музыку… И ещё помнить о тех, кому ты всем обязан.
Аврааму было почти 100 лет, у его жены Сары давно уже прекратилось то, что называют обыкновенным женским, а он всё надеялся на то, что бог даст ему сына. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши». Это и есть явление Троицы. Далее: «И они ели. И сказали ему: где Сара, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сары, жены твоей».

С Благовещения начинается настоящая жизнь, весеннее брожение. Но сперва надо всё-таки проводить зиму, которую олицетворяет чучело, сжигаемое на Масленицу. И тут, как говорит герой Достоевского, запятая. Когда у нас Масленица и когда Благовещение? Благовещение сегодня, а Масленица была бог знает когда, сходу и не упомнишь. Она потеряла самостоятельное значение, оказалась приурочена к началу Великого поста, который, будучи привязан к Пасхе, может начинаться 15 февраля (самая ранняя дата), а может 18 марта (самая поздняя). Но ведь и дата Благовещения сдвинулась. По церковному календарю это 25 марта, но из-за отставания Юлианского (церковного) календаря от Григорианского празднуется 7 апреля. И вот мы видим бессмыслицу, которая путает не только мозги, но и физиологические ритмы природы.

Именно в чуде рождения самая суть явления Троицы Аврааму. И то, что три ангела, возвестив ему рождение Исаака, прямиком направляются жечь огнём гнойных содомитов, только подчёркивает жизнеутверждающую силу Троицы. Правда, потом некий дух (собственно, бог евреев, которому поклоняются и христиане) нашепчет Аврааму зарезать Исаака. Но это уже проблемы их личных взаимоотношений, проблемы доверия к голосам, которые слышатся в ухе, психологические проблемы человека, который столько лет оставался бездетным… Может, и не нужен ему был этот сын, раз он с такой готовностью пошёл приносить его в жертву?
Оставим проблемы праотца его потомкам и поговорим о Троице на Руси. В церковном календаре праздник Троицы стоит сразу же вслед за Родительской субботой, праздником мертвецов. В этот день русские ходят на кладбища — поправляют могилы, поминают умерших родных, родителей. Но изначально это не только твои конкретные биологические родители, но и все предки вообще, Род, поколения предков. На Родительскую субботу с ними едят, пьют, уходя с кладбища, оставляют им яйца, хлеб, водку, табак. На Троицу в храмы приносят ветви и целые деревца берёз, охапки травы. Считается, что в свежей зелени скрываются души умерших, предки. Это древнее поверье. Даже в Евангелии оно отражается («Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода»), даже в биологии оно присутствует в виде разных вариантов «теории зародышевой плазмы». Но в народной религии Рода всё конкретней и проще: души предков просыпаются по весне вместе с растениями. Троицкие берёзы — символ Рода. Родителям, рассевшимся по ветвям прямо в церкви, кадят в этот день.
Вообще-то мертвецы бывают правильные и неправильные. Правильные мертвецы — это те, кто прожил отмеренный срок, естественным образом умер, был похоронен с соблюдением всех необходимых христианских обрядов и не слишком тревожит живых своими явлениями. Но есть другие. Весенней порой погулять средь цветущей природы выходят и те, кого несправедливо считают нечистью. Упыри болтаются по дорогам, русалки сидят на ветвях. Троица — подвижный праздник календаря, она привязана к Пасхе, но так или иначе падает на время русалий народного праздника мёртвых и Рода. Многие думают, что русалки — нечисть женского пола, но это ошибка, бывают и русалки с мужскими половыми признаками, русалы. Среди русалок немало детей. Другое наименование русалок — водяницы, ведь путь на тот свет лежит через воду. Народная молва связывает русалок, натурально, с растительностью. И это понятно: по представлениям животных, каковыми, по сути, являются ещё не умершие люди, мертвяк ведёт вполне растительный образ жизни. Недаром впавшего в кому называют овощем.
С точки зрения профанов, посмертье — какое-то неполноценное существование. Однако мёртвый — не значит не существующий. Это значит лишь: не живущий в физическом мире. Мёртвые появляются во снах, а в переломные моменты годового цикла (как Святки или сейчас, на Троицу) они являются в мир живых в виде призраков. Некоторым энтузиастам кажется, что в это время их даже можно потрогать, но это не так. Физический мир, мир яви, в который мы все являемся из мира нави (мёртвых) когда рождаемся, представляет собой как бы загон для скота, границы которого обусловлены известными физическими параметрами. Для полноценного существования внутри этого мира нужно обладать живым физическим телом, которого у мертвецов просто нет. Они его уже покинули. И живым, чтобы непосредственно соприкоснуться с неосязаемой навью, надо избавиться от тела.
Итак, отошедшие поколения, предки, родители, умирая, меняют форму существования, но при этом никуда не уходят, как-то живут среди нас. Необязательно верить в то, что они могут реально бродить по полям в виде призраков. Но нельзя усомниться, что они актуально живут в душах живых, действуют в них, даже если живые о них забывают, не осознают их присутствия.
Поселившийся в конце жизни около Троице-Сергиевой лавры Василий Розанов в «Возрождающемся Египте» говорит: «И вот я хожу «на могилу родителей» — на могилу «Судьбы моей». Которая всего меня «определила», «связала», дала «крылья», если я летаю, и дала ползанье, если я ползаю. «Кто друг мне в мире — то это могила моих родителей». Которая — и там, на кладбище. Но — и «в дому моем», вот когда я сижу один». А в пишущемся одновременно с «Возрождающимся Египтом» (весьма характерно) «Апокалипсисе нашего времени» (который автор хотел поначалу назвать просто «Троицкие берёзки») продолжает эту мысль так: «Но они умерли? — Умерли и живут. Умерли и творят добродетель; или умерли и творят зло. Они перешли «в космогонию». Каждый «умерший», как только он умер, точно «переходит в звёзды» и из звёзд начинает управлять тою частицею мира, которая ему принадлежит». Ну, в звёзды или нет, это нам точно неизвестно, но то, что предки продолжают жить в наших душах и действовать через нас, абсолютно точно.
Утверждение культа Троицы на Руси связано с именем Сергия Радонежского. Считается, что именно он построил первую Троицкую церковь из когда-либо возведённых на Земле. Павел Флоренский в статье «Троице-Сергиева лавра и её значение для России» обсуждал этот вопрос и пришёл к выводу: «Весьма мало вероятно построение храмов Троичных до этого роста Троичной идеи в ХIV веке; но если бы несколько таких храмов и в самом деле было в века предшествующие, то они не могли быть сознательно воздвигнутыми символами идеи, ещё не оформившейся и, следовательно, должны быть рассматриваемы либо как исторические случайности, либо как смутные предчувствия того целостного явления, которое раскрывается лишь с ХIV века». О самом же празднике Троицы он говорит: «Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон». И далее: «Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора — как чествование «Троицы» Андрея Рублёва».
Может быть, отец Павел что-нибудь здесь немножечко преувеличивает. Всё-таки живописный сюжет Ветхозаветной Троицы, изображающий гостеприимство Авраама (то, с чего начинается эта статья), был известен задолго до ХIV века. А самое раннее из известных изображений Живоначальной Троицы (без Сары с Авраамом, одни только ангелы) появилось в 1375 году над портретом отставного императора Иоанна VI Кантакузина. То есть, конечно, по времени Живоначальная Троица могла прийти сперва в голову Сергию Радонежскому, но, в конце концов, приоритеты здесь не так и важны, поскольку в русском культе Троицы в любом случае отражается в первую очередь дух русской земли, живёт религия предков. И великая заслуга Сергия Радонежского в том, что он сумел мягко и почти безболезненно соединить национальный культ Рода с духом христианства. Это как-то естественно вытекло из его жизни и жизни его родных.
Напомню, что уже говорил: после того, как обнищавшие Сергиевы родители Кирилл и Мария были переселены из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, брат Сергия Стефан женился и был счастлив. Но, родив двух сыновей, его подруга вдруг умерла. Бедняга был так потрясён, что больше не хотел жить в миру. Схоронив жену в Хотькове монастыре около Радонежа, он постригся в нём, чтобы быть рядом с ней. В тот же монастырь под конец жизни вместе ушли и его родители (монастырь был оптиным, то есть общим для мужчин и женщин). Эта история напоминает то, что я уже рассказывал о родителях другого пророка русской Троицы, Александра Свирского.
Как и большинство наших обителей, Хотьков монастырь стоит в месте силы, где когда-то наверняка было языческое святилище. Похоже, что там молились божеству продолжения рода. Имя этого божества ныне забылось, так пусть оно зовётся хоть Хотью, по имени места, где стоит Хотьков монастырь. Хоть (любовь, не будем путать её с похотью) и сегодня витает окрест тех мест. Вся мифология их связана с семейными ценностями. Здесь почитают могилу родителей Сергия, а в их лице и вообще всех родителей. Здесь Стефан предстаёт настоящим Орфеем, уходящим из мира живых за своей Эвридикой. И он же заботится о своих стариках до самой их смерти. Жизнь Стефана в Хотькове — воплощение высших добродетелей рода. И согласитесь, не так уж много мест на земле, где бы религиозно почиталась именно семья и создающая её скромная любовь.
Да, собственно, и вся округа там заряжена энергией любви и смерти. Энергией Рода. Это выражается и в топонимике. Например, в названии Радонеж отчётливо слышится Радоница. Этот праздник в христианское время оказался привязанным к Фоминой неделе, следующей за неделей Пасхальной. На Радоницу, как и в Родительскую субботу, люди ходят на кладбище к родителям, общаются, плачут. А вечером пляшут и бьют в ладоши — ведь мёртвые рады, когда живым хорошо. На Фоминой неделе, кстати, кроме Радоницы празднуют Красную Горку, день сватовства и опять-таки песен и плясок. Праздник родителей, продолжающих жизнь в своих детях, и должен быть связан с брачными играми.

Торжество православия можно рассматривать как символ победы цветущей сложности мира над любым частным принципом, стремящимся стать единственным. Возведение какого-нибудь частного принципа в абсолют — это то, что много раз повторялось в истории и будет всегда повторяться. Вот сегодня, например, глобализм представляет собой такую попытку наложения принципа, конституирующего западный социум, на всё многообразие проявлений жизни в мире.

После смерти родителей Сергий (тогда ещё Варфоломей) сказал брату: уйдём жить в пустыню. Стефану идея понравилась, и братья поселились на Маковце, где теперь Сергиев посад. Срубили избушку, церквушку. Во имя кого освятим нашу церковь? И Стефан, сославшись на покойных родителей, которые рассказывали, как будущий святой Сергий трижды прокричал во чреве матери (был такой факт), ответил: «Пусть церковь наша будет посвящена имени Живоначальной Троицы». Вот так и появилась первая в мире Троицкая церковь. Возникла просто из обстоятельств жизни семьи, в которой выросли Сергий со Стефаном. Но ведь в этих обстоятельствах воплощён жизненный опыт поколений — сперва язычников, а потом и христиан.
Христианство вбирало в себя опыт язычества и становилось русским православием. Как это происходило конкретно, видно из жития Стефана Пермского (это не брат Сергия, это его духовный друг). Родившись в Великом Устюге, он получил прекрасное образование в Ростове Великом. В 1379 году отправился в пермские земли крестить зырян по Вычегде и Северной Двине. Он создал для них алфавит на основе греческих букв и местного рунического письма, перевёл на их язык Священное Писание, нарисовал знаменитую Зырянскую Троицу. Никто не усомнится, что он был большой просветитель, но главный его подвиг состоит в том, что в Усть-Выми он срубил «прокудливую берёзу», которой поклонялись как божеству, и поставил на её месте христианскую церковь. Словарь Даля объясняет слово «прокудливый» как проказливый, бедокуренный, шаловливый, пакостливый. Конечно, всё, что касается народной веры, для попов прокудливо. А уничтожать народную веру под прикрытием охранной грамоты Дмитрия Донского — это не прокудливо, это государственная политика. Сколько таких берёз срубили миссионеры, вроде Стефана…
А политика Рода (воплощённого в народе) была сдержанной (правда, преемников Стефана всё же убили) и мудрой: проникать в само христианство. И вот результат: берёзу на Троицу вносят во все храмы. Потому что религия наших предков вошла в саму кровь православия.

Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника.

. Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его.

Из жития Святителя Стефана Пермского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *