Что делают из бересты
Перейти к содержимому

Что делают из бересты

  • автор:

Береста на Руси. Что делали из бересты наши предки

Самым почитаемым деревом в России во все времена, была и остается береза. Верхний слой коры этого дерева, белый снаружи и золотистый внутри, называется береста. Эта часть березы была особым материалом для мастеров в Древней Руси, наряду с деревом.

На бересте писали, из нее делали поделки, сосуды, туески, огромные коробы, поплавки, прокладки для прочности кожаных изделий (сапог, ножен); берестой могли оплетать глиняные горшки, если они трескались.

Письменность на бересте

Кора берёзы в качестве писчего материала использовалась начиная с первой половины XI века. Функцию главное материала для письма береста выполняла 400 лет, до того времени, пока бумага на Руси не стала достаточно дешёвой, чтобы занять место бересты в массовом употреблении (середина XV века).

Берестяные грамоты оказались весьма долговечными и явились ценнейшим источником исторических сведений для современных археологов. На сегодняшний день обнаружено более 1 тыс. грамот в десятках городов России, Украины и Белоруссии. Любопытно, что береста была популярным писчим материалом не только у восточных славян, многие народы мира использовали берестяную письменность.

Берестяная тара: посуда, короба, сумки

Береста обладала не только прочностью и эластичностью, но и антисептическими свойствами, что позволяло в сосудах, сделанных из нее, хранить не только какие-то вещи или одежду, но и некоторые сыпучие продукты: крупы, соль, муку и пр. Также сосуды из бересты использовались для сбора ягод, а иногда в них хранили напитки или моченые ягоды.

Искусно сделанные сосуды с использованием бересты не пропускали влагу, что и позволяло хранить в них некоторые напитки, не волнуясь, что они прольются, или дерево может разбухнуть. Чаще всего береста использовалась на днищах таких сосудов, что подтверждают археологические исследования.

Берестяные сосуды были разного вида, наиболее часто встречаемые — туески, лукошки, коробы и кошели. На одной из находок в Новгороде археологи обнаружили надпись «федкино лукошко». Лукошко или лукно часто использовали в качестве меры веса, эти факты встречаются в древнерусских берестяных грамотах, дошедших до наших дней.

Наиболее важный признак определения типа сосуда — его размер и форма.

Если берестяные туеса были высокими, небольшими, и чаще имели цилиндрическую форму, то диаметр дна таких сосудов варьировался от 90–100 до 140–150 мм, то лукна и лукошки напротив были невысокими. Их использовали в качестве корзинки во время сбора ягод, грибов и т. д., в них же хранили в них и сыпучие продукты.

Днища туесков собирались из нескольких слоев бересты, наложенных друг на друга, эти слои сшивались между собой лыком по краям; стенки, как правило, состояли из большого и широкого куска бересты, свернутого в трубку. Стыки склеивали или скрепляли замком специально вырезанные зубцы. Снизу или сверху конструкцию укрепляли ободками. Для индивидуализации туесов берестяные мастера использовали резьбу или тиснение, в качестве украшения ободков, а иногда и крышек. Иногда бересту украшали различными надписями и загадками. Одна такая надпись-загадка на берестяном изделии была обнаружена учёными:

«Есть град между небом и землей, а к нему еде посол без пути. Сам ним, везе грамоту непсану»

Еще одним популярным предметом из бересты были коробы. Эти изделия могли иметь совершенно разный размер, объем и даже форму. Диаметр днища коробов варьируется от 170–200 до 500–600 миллиметров. В некоторых случаях диаметр мог достигать 1 метра. Наиболее распространены коробы среднего размера (250–400 мм), составляющие почти половину всех археологических находок.

Наряду с округлыми формами днищ, находят и овальные, но, к сожалению, целых коробов при раскопках найдено не было. Чаще всего это было просто днище, редко с остатками стенок, высота которых, в отдельных случаях, достигала 200–300 мм.

В отличии от туесов и лукошек, днища которых были собраны из нескольких слоев бересты, основой короба был луб, которым укреплялось не только его дно, но и стенки. Листами бересты обшивались стенки коробов, после чего они украшались. Короба, как и другие берестяные изделия, украшали прорезным или тисненым орнаментом. Иногда крышку короба делали из переплетенных волос бересты, что не только придавало предмету особую эстетику, но и упрочняло всю конструкцию.

Для украшения изделий из бересты использовали роспись, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде куски бересты с остатками красок. Благодаря этим находкам, удалось не только установить факт росписи берестяных сосудов, но и более подробно воссоздать особенности, композицию и цветовую гамму берестяной росписи.

В частности, исследователям удалось выяснить, что палитра для росписи коробов состояла всего из пяти цветов: черного, коричневого, красного, синего и желтого.

Орнамент росписи состоял из трех полос разного размера, опоясывающих стенки берестяного короба по кругу. Верхний и нижний пояса представляли собой чередование цветных параллельных или зигзагообразных линий. Средний пояс был покрыт плетенкой или переплетающимся геометрическим узором, а иногда и вовсе оставался нетронутым, без росписи. Пояса никогда не повторялись, отличаясь как по ширине, так и по схеме рисунка и цвету.

Берестяные кошели, по определению В. И. Даля, представляли собой мягкую складную корзину. Их особым отличием от других берестяных поделок была форма: плоская сума, которая создавалась переплетением полос бересты, по ширине не превышающих 20–30 мм. Такие кошели были известны примерно с XIV в., в культурных слоях X–XIII веков аналогичных находок не обнаружено.

Наряду с берестяными сосудами, при раскопках были найдены элементы плетеных сосудов. О размерах и технике изготовления таких кошелей можно судить только по частям найденных стенок. Несмотря на скудность информации учёным удалось воссоздать и описать такие сосуды. Основой сосуда являлся прут диаметром 30–40 мм, идущий по спирали, который оплетали лозой из тонких сосновых корней. Формы и размеры могли быть совершенно разными. Согласно этнографическим материалам, исследователи установили, что наиболее распространены были пузатые плетенки для хранения сыпучих продуктов и огромные бельевые корзины с крышками.

Береста в рыболовстве и обувном ремесле

Популярным изделием из бересты в средневековой Руси были так называемые поплавки для сетей, обнаруженные археологами при раскопках в больших количествах. Наиболее часто встречаются плоские поплавки, состоящие из двух-трех слоев бересты, и имеющие круглую форму. Размер этих предметов варьируется в диапазоне 90-120 мм, по краям они прошиты лыком по краям. Некоторые изделия прошивались для прочности и посередине.

В качестве украшения или же для более практических целей, на таких поплавках вырезались символы или буквы, скорее всего это были инициалы владельцев сетей, на которых и вешались берестяные поплавки.

Другой частой разновидностью были скрученные поплавки, получившие свое название от способа их изготовления: длинные полосы бересты шириной 50–70 мм скручивались в трубочку.

Находки таких скрученных поплавков очень часты, в одном лишь Новгороде были найдены несколько сот таких экземпляров, правда известны они стали с XIII века, так как при раскопках в более ранних слоях такие предметы отсутствовали.

В средневековой Руси береста также активно использовалась в обувном ремесле: её применяли при создании кожаной обуви в качестве прокладок: в частности, при изготовлении задников кожаных сапог, состоящих из нескольких слоёв кожи. В качестве прокладки бересту применяли и при изготовлении ножен для мечей и ножей.

Помимо всего перечисленного, береста использовалась и в качестве прокладок, при изготовлении кожаной обуви. Самым ярким примером служат задники кожаных сапог, сделанные из нескольких слоев кожи, между которыми размещались куски бересты, в качестве прокладки для укрепления изделия. Кожаные ножны с боковым швом, также содержали подобного рода берестяную прокладку.

Неоднократны находки оплетенных берестой горшков, а также мотков берестяных лент, приготовленных для оплетения горшков, частей лука и других предметов. Об этом свидетельствуют многочисленные находки таких вещей в Новгороде.

Стоит ли говорить о том, что береста была одним из основных материалов для плетения лаптей – обуви, получившей массовое распространение от Прибалтики до Поволжья. В том или ином виде лапти (правда сплетённые уже совсем не из бересты) использовали японцами, североамериканскими индейцами и австралийскими аборигенами.

Берестяные изделия на Руси

АЛИ

Береста — уникальнейший материал, подаренный нам природой. Мягкий, податливый, очень нежный и легкий в обработке. Мастера по дереву всегда любили работать с березовой корой, изготавливая из него различную кухонную утварь, предметы быта, и, даже, одежду и обувь. Какие только вещи не умудрялись сделать ремесленники, удивляя почитателей этого теплого материала, да и по сей день не перестают удивлять.

Особенности бересты. Березовая кора, кроме того, что материал мягкий и податливый, еще и обладает рядом полезных свойств. Благодаря своей водонепроницаемости и антибактериальным свойствам, посуда из бересты позволяет хранить в ней продукты бесконечно долго, можно не опасаться, что хлеб начнет цвести или гнить, а молоко подкисать, сыпучие продукты не слеживаются. Кроме того, энергетика березы очень положительна.

Берестяные изделия. Надо ли говорить, что с давних времен люди изготавливали из этого необычайно пластичного и экологически чистого материала самые различные предметы, начиная от детских игрушек, заканчивая лодками и челнами. Сегодня многие изделия уже не столь популярны у населения, но кухонная посуда и предметы быта все еще пользуются огромным спросом у почитателей бересты. Да это и не удивительно, ведь практически все они не только функциональны, но и выполнены вручную, каждый туесок или шкатулка – образец совершенной работы мастера. Берестяные туески для меда, чая или кофе – прекрасно сохраняют продукты. Благодаря плотной крышке, влага не попадает вовнутрь, что препятствует порче продуктов. На каждом туеске мастером выжжен декоративный рисунок и надпись, что позволит вам не перепутать емкости для хранения.

Берестяные хлебницы – настоящее украшение для вашей кухни. Ведь хлебу в доме всегда уделялось особое внимание, он был символом достатка и благополучия в доме, и ему отводилось почетное место на столе. Каждая хлебница выполнена с особым мастерством, подчеркивает ваше желание быть гостеприимным хозяином в доме. Наборы для специй, сделанные из березовой коры – прекрасно дополнят ваш интерьер, а природные свойства древесины позволят долго сохранить соль и перец.

Замечательные шкатулки из бересты – станут чудесным подарком милым дамам. Ведь они могут хранить не только украшения и безделушки, но и воспоминания. Каждая шкатулка – произведение искусства, декорированная орнаментальным рисунком, удобная и вместительная. Кухонная утварь и предметы быта сделанные из нежного и бархатного дерева заставляют нас окунуться в ту пору, когда особая ценность придавалась ручному художественному труду. Их узоры — изображения зверей и птиц, ароматных луговых цветов делают изделия нарядными и неповторимыми.

С давних пор береста была популярна, использовалась во многих сферах жизни, заменить ее было сложно. Эластичный и податливый материал, способный выдерживать большие нагрузки, был, действительно, идеален в быту. Из него изготавливали кухонную посуду, различные шкатулки, емкости для хранения, лапти, сумки, короба и корзинки. Русские мастера любили дерево за его покладистость и долговечность, способность передавать энергетику природы, теплую и положительную. Полезные свойства бересты. Чем же так особенна береста – кора березового дерева? За что ее любили и почитали? Во – первых, береза — дерево теплое, обладающее способностью снимать усталость, приводить давление в норму. Во – вторых, береста обладает водонепроницаемостью, а значит продукты, хранящиеся в туесках или солонках, будут надежно защищены от влаги. В – третьих, кора дерева обладает бактерицидными свойствами, защищающими как продукты, так и предметы обихода от гниения или плесени. Как видите, уникальность бересты сомнений не вызывает, сочетая в себе простоту и полезность. Удивительные берестяные изделия. С мая по июль — сезон сбора березовой коры, берестянщики заготавливают материал для работы, из которого потом получаются красивые, долговечные и уникальные вещи. Бересты срезают сразу много, каждый мастер делает заготовок на 30-100 кг. И вот ведь, что удивительно — даже при таком количестве срезанной коры, дерево не погибает, продолжает расти и зеленеть, через несколько лет снова обрастает корой. Ну, а из высушенного и подготовленного материала, берестяных дел мастера делают потрясающе красивые и нужные вещи для хозяюшек. Хлебницы из бересты – конечно, ни один дом не обходился без них. Да и сейчас, они украсят интерьер любой кухни. Искусно обработанная кора, декоративный орнаментальный узор – замечательный подарок для ваших близких, очаровательный и практичный. Шкатулки из бересты, сундучки – удивляют своей простотой и красотой одновременно. Не стоит думать, что изделия призваны играть только декоративную роль в интерьере, они прекрасно подойдут для хранения украшений и расчесок, наборов для рукоделия и пуговиц. Каждая шкатулка — образец тонкой ручной работы. Тисненый рисунок и прочная кайма изделий способны удовлетворить любого, даже самого требовательного покупателя.

Замечательные туески – емкости для хранения сухих продуктов (соль, сахар, чай, крупы), меда. Плотная крышка, бактерицидные свойства коры и влагоустойчивость позволяют сохранить продукты достаточно долго и не опасаться их повреждения. А, кроме того, туесок способен играть роль термоса – летом, в жару, он чудеснейшим образом удерживает температуру холодного кваса или сока, зимой – горячей воды. Вы можете задаться вопросом: зачем мне нужны берестяные изделия? Ведь сегодня огромный выбор разнообразной посуды… но подумайте: какие еще изделия могут порадовать вас ручной работой, натуральным экологически чистым материалом и, что немаловажно, своей красотой и очарованием, которыми так богата славянская культура.

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Гурвич Л.И.
Справочный материал по теме: «Береста, изделия из бересты» @kizhi

Музей «Кижи», 1978 год

Береста. Полузабыто это слово, стариной веет от него. Ныне в обиходе редко где увидишь берестяную вещь, чаще изделия из бересты красуются в современных квартирах в качестве сувениров. Когда смотришь на крохотные берестяные корзиночки, миниатюрные лапти, становится немного обидно за этот чудесный материал, имеющий древнюю историю и обладающий богатейшими возможностями.

В толковом словаре живого русского языка, составленном В.И.Далем, говорится, что слово «береста» женского рода и правильно произносится с ударением на второй слог – береста.

Сейчас даже трудно предположить с какого времени береста стала использоваться практически. В «Песне о Гайовате» американского поэта Генри Лонгфелло, сложенной на основании легенд североамериканских индейцев, в главе «Письмена» говорится:

Из мешка он вынул краски Всех цветов он вынул краски И на гладкой на бересте Много сделать тайных знаков Все они изображали Наши мысли, наши речи. [1] .

Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В.Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам. Среди них четыре грамоты, проливающие свет на отдельные события истории Карелии. В одной из них говорится: «Бьют челом карелы из погостов Колюлакского и Кирьякского Господину Новгороду. Обижены мы с немецкой половины. Земля отцов наших и дедов… у выловцев, господа, отняли кречетов… Верши рыболовные пограбили, а сами мы…» [2] . Как известно, после войны 1323 года был заключен договор межу новгородцами и шведами на Ореховом острове, в истоке Невы.

Желая устранить причину постоянного столкновения на границе, новгородцы передали Швеции три карельских погоста, до тех пор принадлежавших Новгороду. И вот текст вышеприведенной грамоты свидетельствует о том, что хозяйственные взаимоотношения на границе оставались сложными и содержали в себе постоянную опасность новых столкновений.

Участник новгородских археологических экспедиций В.А.Янин в книге «Я послал тебе бересту…» рассказывает о четырех новгородских грамотах, написанных на карельском языке. Одна из них была найдена в слоях середины XIII века. Это грамота №292. В ней надпись в три строки: «Юманануоли 10 ншмижи ноулисе хан оли омю боу юмола соудьни иохови». Долго бились ученые над непонятными словами этого документа. Прочел грамоту специалист по финской филологии Ю.С.Елисеев. Оказалось, что грамота написана русскими буквами на карельском языке. Текст ее таков: «Божья стрела десять имен твоих стрела та она принадлежит Богу. Бог судный направляет». [3] Это заклинание, языческая молитва. Пережитки язычества в XIII–XIVвв. в Новгороде и в землях новгородских были устойчивы даже в среде православного населения.

Прочтение грамоты было большой удачей для лингвистов, этот текст на 600 лет старше всех известных на сегодняшний день текстов, написанных на карельском языке.

Интересен еще тот факт, что шесть из восьми «карельских» грамот XIII–XIV веков найдены были на территории одной усадьбы (она была условно названа усадьбой «Е»). Известно, что в усадьбе «Е» в середине XIV века жил «данник» Дмитр, собиравший дани в карельской земле. Все это дает возможность исследователям предположить, что право собирать дани в определенном районе, в данном случае, в Карелии, принадлежало определенной семье. Вот так, благодаря берестяным грамотам, прочтена еще одна страница истории нашего края. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В музеях и архивах нашего времени сохранилось довольно много документов, написанных на бересте и относящихся к более позднему времени. В Сибири в 1715 году в берестяную, сохранившуюся до наших дней книгу, записывали ясак, дань в пользу московского царя.

Этнограф С. В. Максимов, видевший в середине XIX века берестяную книгу на реке Мезени, восхищался этим необычным для нас писчим материалом. Только один недостаток отметил он, что береста разодралась от частого употребления в мозолистых руках поморских чтецов по тем местам, где находились в бересте прожилки.

Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

Известно о берестяных письмах в Швеции XV века и позднее в XVII и XVIII веках. А во Франции в 1836 году были сделаны попытки выделки бумаги из бересты.

… [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Значение бересты для крестьянского хозяйства трудно переоценить. О том, насколько оно было велико, можно судить по пословице «Кабы не лыко, дп не береста, так мужик бы рассыпался».

В каждой северной крестьянской избе на надлавочнице хранился клубок берестяной заготовки. Смастерить пастуший рожок, «подкотельник» (подставка под котелок), сплести берестяной мячик или птичку детям на забаву (тот же мячик с камешком внутри превращался в погремушку для самого маленького в семье) – все это было делом обычным.

Собрался северный крестьянин в лес или в поле – за плечами у него берестяной «кошель», с собой у него дорожная солонка – утица с пробкой–клювиком. Береста легка и прочна, вещи из нее не тяготят в пути. Перейти топкие болота помогут берестяные сапоги, которые особенно распространены в Северной Карелии, футляр из бересты предохранит ружье во время дождя.

И в рыболовстве не обойтись без ее помощи. Грузило к сетям, поплавки, короба для хранения сущика – широко бытовали на севере. В приморских районах Сибири пользовались «берестянкой» – челноком из березовой коры на одного–двух человек. Основа ее – легкая деревянная рама, прокалываемая специально выделанной берестой. Во время археологических раскопок крепости «Орешек» в постройках и культурных слоях XV–XVI вв. было собрано много предметов, относящихся к рыболовству. Среди них очень интересные по форме берестяные поплавки, сшитые из нескольких слоев. Сохранившиеся следы разметки каленым железом говорят о том, что разметка производилась по шаблону, чтобы поплавки имели более или менее одинаковые размеры. [4]

Берестяное плетение одно из самых древних, а сегодня одно из самых редких ремесел. Бересту для плетения заготовляли ранней весной. В зависимости от условий и места произрастания березы и от части ствола, с которого снимается береста, различают следующие сорта: верховая (с верхней части ствола) – лучший, более тонкий слой, с середины ствола – более толстый. Берестяную ленту (саргу) срезали со ствола березы по спирали. Перед началом работы саргу смазывали льняным маслом. При плетении пользовались клинообразным инструментом из дерев, железа и лосьего рога – кочедыгом. Финский этнограф Ниило Валонен отмечает, что иногда пользуются костяной палочкой (берется суставная кость овцы или теленка, ее вываривают, шлифуют, заостряют один конец в виде лезвия). [5] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Плетение велось в три–четыре сарги, благодаря чему получалась прочная вещь, не пропускавшая даже воду и воздух. Но, чтобы обеспечить берестяной вещи герметичность и водонепроницаемость, ее время от времени немного размачивали.

В крестьянском быту было очень много берестяных изделий. Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготовлялись из бересты. Они были основой будничной, а в некоторых районах и праздничной летней обувью. Иногда их носили зимой.

Старинные лапти с одной острой пяткой, а позже возник новый тип – с двойной пяткой, с заострениями по углам. Наиболее распространен «московский» тип лаптей. Их плели с крупной головкой и толстыми бортами.

На северо–западе (в Псковской и Новгородской губерниях) был распространен «северный» тип лаптей. Северные лапти плели косым плетением, с низкими бочками.

Бытовали и берестяные «ходоки», которые носили на босую ногу, не привязывая к ноге, такая обувь имела форму башмаков или сапог. В них ходили в баню или убирали за скотом. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Береста легка, дешева, а главное не обладает запахом, который мог бы предаться пищевым продуктам и отразиться на их качестве. Большое место в числе берестяных изделий занимала различная хозяйственная посуда для кухни, для обеденного стола, для погреба и кладовых, где хранились продукты, приготовленные впрок. Здесь и кужонки для хранения муки и крупы, бурак для хранения соли, подкотельник, черепуга для взятия воды из колодца, туеса для хранения молока, простокваши, кваса. Наиболее распространенной формой берестяной посуды был туес – цилиндрический сосуд с откидной крышкой, легкий и прочный, незаменимый для хранения и переноса молока, кваса и других пищевых продуктов. В таких туесах квас и молоко остается свежим, прохладным и в них обычно женщины и дети носили косарям напитки в пору сенокоса.

Во время раскопок в Новгороде наряду с грамотами было найдено большое количество берестяных обрывков – остатков туесов. На большей части этих обрывков имеются следы прошивки. Там же в 1951 году был найден ободок туеса, на котором процарапан текст загадки: «Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути. Сам немой, везет грамоту неписанную». Имеется в виду Ноев ковчег с лавровой ветвью. Судя по найденным фрагментам – донцам, крышкам – туеса были различные по размерам и по форме.

Более древняя форма туеса – эллипсовидная. Исследователи считают, что с XII века, в связи с усилением дифференциации ремесла начинают изготовлять более простые круглые туеса. [6]

Большая часть туесов расписывалась краской, но фон никогда не закрывался целиком. Орнамент обычно состоял из прямых и волнистых линий, нанесенных красной и черной краской, иногда орнамент наносился в технике процарапывания и представлял собой своеобразный гравированный узор.

В крестьянском быту большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно и просто закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку удобно взять с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку утицу ставили первой. В Архангельской губернии финский исследователь Н.Валонен наблюдал даже рукомойник, плетеный из бересты в виде уточки. [7] . [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Велика было тяга северного человека к прекрасному. Народное искусство не оставило без внимания ни одного материала, способного воспринять художественную обработку и отразить стремление народных творческих сил, отыскать и запечатлеть красоту жизни.

Мягкая поверхность бересты предоставляла возможность использовать ее для удовлетворения не только бытовых нужд, но и эстетических потребностей. Крестьянские девушки хранили свои немудреные украшения в берестяных шкатулках.

Папенька, папенька, Родимый батюшко, Ты сострой-ко мне ларец Ларчик золоченый С берестой сеченой, –

поется в северной народной песне. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Поверхность бересты и без того очень красивую по цвету и фактуре украшали резьбой, чеканным (тисненым) и прорезным орнаментом.

Чеканный узор выполняется оттиском на бересте деревянного или костяного штампа (чуекана).

Большую известность получила шемогодская прорезная береста. Резной узор, сделанный ножом, состоит из круглых геометрических фигур, переплетений веток, листьев. Исторические корни шемогодской резьбы до конца не выяснены, вопрос этот остается спорным. Известно, что художественные приемы прорезной резьбы, как и тиснение по ней, существовали еще в глубокой древности.

Роспись на бересте широко распространена на Севере, особенно в деревнях Архангельской губернии. «Роспись на туесах на берегу Северной Двины сохранилась до наших дней». [8]

Прекрасное знание свойств материала, очень традиционные формы, которые совершенствовались веками, все это позволило эти простые и не броские на первый взгляд вещи превратить в произведения искусства. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Народные мастера не создавали произведений, лишенных практического смысла. Как правило, при наличии подходящего материала: глины, дерева, льна, меди, бересты – эти изделия производились на месте.

Крупнейший исследователь крестьянского искусства В.Воронов отмечал, что постоянная и неразрывная связь с материалом и техникой его обработки не позволила развиться в крестьянском искусстве чертам экзотичности, произвольности.

Декоративность произведений народного искусства была органически слита с его практическим назначением и никогда не лишает его реально–бытовой ценности. Трезвая конструктивность – основная черта этого искусства. Эти основные художественные черты: декоративность, конструктивность и орнаментальность – сливаясь в каждой отдельной вещи воедино, дают крестьянскому бытовому творчеству крепкое художественное основание, они являются признаком, по которому всегда можно отличить изделие художественного крестьянского труда.

Словарь

  • Береста – ж. р., «Баба не горшок, берестой не повьешь», «Бела береста, а деготь черный» (из толкового словаря В. Даля)
  • Берестянка – челнок из березовой коры на одного–двух человек. Основа ее – легкая деревянная рама, покрываемая специально выделанной берестой.
  • Кошель – плетеный берестяной заплечный короб в форме конверта.
  • Кочедык – клинообразный инструмент из дерева, кости, железа или лосьего рога, используемый при снятии и плетении из бересты.
  • Кужонка – разновидность корзинки, плетеной из бересты. Дно квадратное, верх круглый.
  • Лопатошник – берестяная поясная сумка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу.
  • Сарга – берестяная лента, ее срезали со ствола березы по спирали.
  • Туяс – (бурак) – цилиндрический берестяной сосуд со вставным дном и крышкой для хранения продуктов.

Библиография

  1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М. 1970.
  2. Арбат Ю. Путешествия за красотой. М. 1966.
  3. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте. М. 1958.
  4. Бабанова Г.Г. Изучение и описание музейных предметов из дерева. // Изучение и описание памятников материальной культуры. М. 1972.
  5. Богуславская И.Д. Русское народное искусство. Л. 1968.
  6. Бочаров Н. Прикладное искусство Великого Новгорода. М. «Наука». 196.
  7. Блинов Л. Сказки без слов. Тула. 1974.
  8. Блинов Л. Кони-звери. М. 1977.
  9. Василенко В.М. Народное искусство. М. 1974.
  10. Воронов В. Крестьянское искусство. М. 1972.
  11. Валонен Н. Плетение и другие работы из бересты. Ваммала. 1952.
  12. Гусев А.И. Псковский историко-художественный музей. Д. 1976.
  13. Ильин М. Русское народное искусство. М. 1959.
  14. Крестьянская одежда населения Европейской России. (определитель). М. 1971.
  15. Кильдюшевский В.И. Рыболовные принадлежности из раскопок древнего Орешка. Краткие сообщения АН СССР. Вып.135.
  16. Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск. 1905.
  17. Лукин М.Н., Давыдова Н.М. Народное искусство устюжан. Вологда. 1971.
  18. Лихачев Д.С. Новая наука – берестология. // Новый мир. 1966. № 2
  19. Иванов С. Маски народов Сибири. ДИ. № 1. 1977.
  20. Майнов В.Н. Поездка в Обонежье. СПб. 1877.
  21. Николаев С. Береста – чудо шемогодское. // Советская культура. 1975. 22 июля.
  22. Г.Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
  23. Об изделиях из луба и лыка. // Промыслы по обработке дерева. В сб. Кустарная промышленность России. СПб. 1913.
  24. Пятницкая И.А. Исторические корни и эволюция шемогодской резьбы. // Искусство Севера. Л. 1968.
  25. Памятная книжка Олонецкой губернии на 1866.
  26. Полная энциклопедия русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ней наук. СПб. 1900.
  27. Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. М. 1957.
  28. Оленев И.В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. (путевые очерки). СПб. 1917.
  29. Разина Т.М. Русское народное творчество. М. 1970.
  30. Об изделиях из луба и лыка. // Промыслы по обработке дерева. В сб. Кустарная промышленность России. СПб. 1913.
  31. Толковый словарь В.Даля.
  32. Федорова-Дылева Н.А. Чекан по бересте // Географическое общество СССР. Материалы по этнографии. Вып.2. Л. 1962.
  33. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. М. 1965.
  • [1] Г.Гонфелло. Песнь о Гайовате. С.99.
  • [2] А.В.Арциховский
  • [3] В.А.Янин «Я послал тебе бересту…». М., 1965. С.77.
  • [4] Кильдюшевский В.И. Рыболовные принадлежности из раскопок Древнего Орешка // Краткие сообщения АН СССР. №135. С.107.
  • [5] Н.Валонен. Плетение и другие работы из бересты. Ваммала. 1952.
  • [6] Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Великого Новгорода. М. 1969. С.68.
  • [7] Валонен Н. Указ. соч. С.182.
  • [8] Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М. 1970. С.65.

// Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

© Музей-заповедник «Кижи»
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.
Во исполнение положений статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» информирует о том, что любая обработка персональных данных, размещенных музеем на настоящем сайте, без получения согласия субъекта на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не допускается.

Берестяные изделия. История, свойства, технологии обработки.

Берестой называют наружный слой берёзовой коры. Еще в древности человек научился использовать бересту и ее уникальные свойства в быту.

Береста материал

Так при археологических раскопках в Каргопольском районе Архангельской области было найдено поселение человека, относящееся к эпохе мезолита (6-8 тыс. лет до н. э.). В древних отложениях торфа сохранились различные предметы, сделанные из бересты: туеса, ручки для костяных ножей. Кроме того, береста служила для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания. В поселении Берендеево, обнаруженное недалеко от Переславля, археологи нашли погребение, относящееся к 3 тыс. до н. э. Человек был захоронен, завернутым в широкий берестяной цилиндр из 3-х слоев. Несмотря на влажную почву, береста очень хорошо сохранилась и сохранила останки нашего далекого предка. Раскопки в древнем Новгороде принесли свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью.

Древние берестяные изделия находили и в других регионах земного шара. Например, в гробнице Тутанхамона (14 в. до н. э.) и в захоронениях скифов — 2-е тысячел. до н. э.

Позже в крестьянском быту береста прочно заняла место, как строительный материал, также как материал для изготовления посуды, одежды и обуви, мебели, игрушек. Наши предки использовали ёмкости из бересты для хранения скоропортящихся продуктов: рыбы, мяса, молока, хлеба. Что же обеспечило такое широкое распространение этому природному материалу.

Конечно же это уникальные свойства бересты:

  • Гигроскопичность. Она прекрасно впитывает влагу. Именно поэтому сахар и соль в берестяных ёмкостях всегда остаются сухими и не сваливаются в комочки даже при высокой влажности.
  • Бактерицидное свойство, благодаря высокому содержанию природного дегтя – модифицированной березовой смолы. В берестяных коробах долго не скисает молоко, не портятся крупы, не засыхает хлеб, хранятся сушёные грибы. В муке, помещенной в берестяной туес, никогда не заведутся жучки.
  • Антигрибковое. На материале не растёт плесень и грибок.

Считается даже, что запах бересты благотворно действует на нервную систему, успокаивает, восстанавливает энергию и избавляет от головной боли. Берестяные вещи забирают плохие эмоции, успокаивают, одаривают теплом. Берёза на Руси всегда считалась деревом здоровья.

Изделия из бересты очень лёгкие и вместе с тем достаточно прочные, хорошо держат форму. А ещё они сохраняют тепло даже в холодных помещениях и очень приятны на ощупь.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая — июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры.

Есть еще один аспект, характерный для берестяных предметов. Они легко обрабатываются: сворачиваются, режутся, плетутся. Эти свойства позволяют мастерам создавать не только полезные, но и очень красивые изделия. В России бересту использовали практически во всех регионах от западных районов до Камчатки, от Крайнего Севера до Закавказья.

Мастера, работающие с берестой, никогда её не окрашивают, не покрывают лаком. Тем самым сохраняется природная красота натуральных оттенков и свойства уникального материала. Иногда для защиты от внешних воздействий и придания блеска изделия натирают натуральным воском.

Чтобы получить декоративный эффект бересту можно опалить. Для этого изделие или его часть помещают в горячий песок. Это позволяет создавать контрастный рисунок на материале в сочетании со светлой берестой, а также в сочетании с деревянными и металлическими элементами.

Украшать берестяные вещи можно разными способами: тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, плетением. Для разных регионов России исторически складывались разные техники обработки бересты, а также орнаменты и типовые рисунки, наносимые на нее.

Широко известна Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий. Роспись производится сухими порошками красок с прибавлением клея. При любом цвете фона мастера подбирают соответствующую ему мягкую, спокойную гамму красок, умело включая в нее традиционные цвета — голубой, розовый, белый, светло-лиловый, зеленый, коричневый. Основные мотивы росписи — это изображения веточек, цветов и птиц.

Верхнеуфтюжская роспись по бересте

В северодвинских берестяных изделиях мы встречаемся с мотивами росписи, перенесенными с деревянных прялок, люлек, братин и берестяных лукошек, а в городецких туесах с донец – основ прялок.

Вологодские и городецкие туеса

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России и даже зарубежом. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, впадающую в Северную Двину ниже Великого Устюга. Изящный растительный орнамент украшает стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядит как дорогой материал.

Шемогодская и Вологодская береста

Промысел туесов существовал в Вологодской и в Вятской губернии. Еще вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

В Олонецкой губернии существовал промысел берестяных веревок и дешевой конской упряжи.

В нижнем течении реки Чусовой рядом с Пермью существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, покрывал берестяные туеса сверху донизу и не нарушал целостности материала.

В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска — это своеобразный ковер размером до 2 кв. м., который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.

Киска_береста

Береста очень неприхотлива в уходе. Предметы, сделанные из этого материала, можно и нужно мыть в теплой воде и даже в посудомоечной машине! После мытья они приобретают особую мягкость и эластичность, не теряя формы и высохнув снова становятся плотными. Береста любит влагу, и изготовленные из неё предметы нужно периодически протирать влажной тканью. Иначе они могут стать ломкими и непрочными.

Если за берестяными изделиями правильно ухаживать, они всегда будут иметь привлекательный вид, и будут служить долго.

Изделия из бересты стали российским брендом, известным за пределами страны. Такие сувениры привлекают внимание, ценятся за оригинальность, красоту и экологичность. Их вручают главам международных делегаций, общественным деятелям, руководителям государств как символ великой русской культуры, образец народных промыслов.

Берестяные изделия

Приобретая любой предмет из бересты вы получаете функциональное, красивое, экологически чистое и полезное для физического и эмоционального здоровья изделие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *