Как выполняется готический витраж
Перейти к содержимому

Как выполняется готический витраж

  • автор:

Витражи в готическом стиле

Красивые витражи в готическом стиле

Витраж в дизайнерском оформлении помещения всегда завораживает, заставляет прочувствовать прекрасное и величественное, прикоснуться душой к вечному. Искусство витража дошло к нам из далекого прошлого, принесло с собой дыхание роскоши и богатства красок. Именно поэтому не остается равнодушных людей при взгляде на солнечные готические витражи.

Искусство витража в готическом стиле в интерьере

Витражи в готическом стиле

Витражи всегда прекрасны, витраж в стиле готика являются классикой, шедевром искусства. Мир современных технологий позволяет перенести в наши дни любой сюжет, рисунки, картинки или фото. Люди, обладающие безупречным вкусом, выбирают исключительно витражи готика.

Готические витражи всегда великолепны, наполняют дом божественной энергетикой, вселяют в человека чувство вечности, надежности и уверенности. Ваш дом преображается на глазах, он освещен преломленными солнечными лучами и дарит свет каждому члену Вашей семьи и гостям, заставляя переосмысливать бытие и заряжая позитивной энергией.

Применение готических витражей

Современные технологии позволяют выполнить витражные композиции практически в любом месте вашего жилья, эта задача не из легких, но вполне выполнима. Искусство витража позволяет визуально раздвинуть стены, увеличить высоту потолка, а оформление окон цветным стеклом раскрашивает все пространство завораживающим светом.

Готические витражи

Готические витражи в интерьере выполняются яркими, звучными красками, используются металлические каркасы, которые имеют заостренную форму, тянутся ввысь.

Мастера по изготовлению витражных композиций предлагают воспользоваться не только солнечным светом, но и искусственной подсветкой. Как замечательно можно обыграть потолок в мозаичном стиле в романтической спальне, сказочной детской комнате, выделить яркие цветные панно в ванной комнате.

Тематика витражной готики

Основная тема готических витражей религиозная, но также очень много сюжетов на тему рыцарских турниров, сцен из жизни королевских особ, трудовые будни земледельцев и ремесленников, отображаются чудовища из мифологических произведений, сказочные персонажи. Витраж в стиле готика, задействованный при оформлении картины на стене, придаст классически шикарный и роскошный шарм помещению.

Ложное окно, украшенное росписью и размещенное в нише или на стене, заставит восхититься и удивиться каждого человека, посетившего ваше жилье. За счет искусственной подсветки можно любоваться такими произведениями искусства, как витражи в готическом стиле не только в дневное, но и в романтическое вечернее время.

Особенности витража в готическом стиле

Витражи в стиле готика

Готика в интерьере существенно отличается от других стилей оформления. Прежде всего, это шикарные окна в помещении, вертикальность всех сооружений, витражные композиции создают эффектное световое решение. Формы сводов в готическом стиле всегда имеют сложную композицию, украшенную орнаментом, окна выполняются в форме розы.

Оконные проемы обычно делаются широкими и высокими, обрамляются металлом, состоят из специального выпуклого стекла. Стиль готики в витражном оформлении стремится ввысь, практикуя легкость, мистические направления и экспрессионизм. Полы в стиле готика деревянные или каменные, могут быть украшены коврами. Мебель имеет «состаренный» вид, очень богата и эффектна, украшается резьбой.

Захватывает дух и учащенно бьется сердце от такой волнующей красоты, дошедшей до нас из глубины веков. Заказывайте, наши мастера делают на заказ все виды витражей!

  • Обновление раздела

Обновился раздел «Освещение». При выборе витражей рекомендуем с ним внимательно ознакомиться! Читать далее.

Акция

В октябре скидка 10% на витражные потолки. Спешите сделать заказ. Читать далее.

  • Сделали в квартире витражные потолки. Очень понравилось. Виктория, Москва.
  • Евгения сделала авторский дизайн проект для нашей новой квартиры в Химках. Все наши пожелания были учтены. Мы получили подарок от студии и безумно рады проделанной работе. Огромное спасибо. Андрей, Химки.
  • г. Москва, Носовихинское шоссе, владение 4 (точка продаж)
  • Московская обл., пгт. Малаховка, ул. Шоссейная, 40 (производство)
  • +7 (495) 991-28-10+7 (985) 991-28-10
  • info@vitrazh1.ru

Готические витражи

Именно с расцветом этого стиля в архитектуре связано популяризация витражного остекления, о котором было известно еще в древнем Вавилоне. В те времена такое украшение могли позволить себе исключительно правители, знатные вельможи и Церковь. Сегодня же с помощью студии витража Светланы Михайловой эксклюзивный элемент дизайнерского искусства может быть доступен и вам. Но давайте обо всем по порядку.

Исторические предпосылки

Исторические предпосылки

Уже в 1100 году изготовление витражей было отнесено к изящным искусствам. В те времена окна все еще оставались узкими, поэтому в соборах (а это были основные заказчики витражей) применялись одиночные изображения святых. Появление в этот период в архитектуре каркасной технологии строений подразумевало большие оконные проемы. Решение заполнять их стеклами с рисунком возникло сразу же. Так как из-за конструкции стен фрески не могли полноценно размещаться на стенах, роспись стала занимать оконные проемы.

Стиль начал формироваться во времена перехода от Средневековья к Возрождению и, разумеется, носил на себе сильное влияние церкви. Это направление в архитектуре и искусстве 12-16 веков получило название «готический» стиль. Имя было дано по названию племени язычников – Готов, и в эпоху Возрождения означало не что иное, как «варварство» по отношению к римской архитектуре.

Символическое значение витражей в готике

Неудивительно, что средневековый обыватель воспринимал идущий сквозь картины Писания свет не иначе, как Божественный. Цветное стекло, лики святых и причудливая игра света создавали нужную атмосферу в католических соборах. После того как в 14 веке научились применять серебряную потраву при обработке стекла, было создано даже учение, будто бы свет, идущий сквозь церковные лучезарные окна, очищает души и делает их ближе к Богу.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Мастера того времени сначала рисовали эскиз на деревянной доске. Для этого использовали олово (цинк), черную или красную краску. После нанесения рисунок переводили на прозрачное стекло, а само изображение складывали из цветных фрагментов, спаивая их свинцом между собой и по краям. Палитра стекол, полученных путем добавления пигмента в расплав, была не богатой:

  • фиолетовый;
  • синий;
  • зеленый;
  • красный.

С появлением умений работать с окислами серебра появился способ получения и «лучезарного» стекла – желтого.

В Средневековье витражами занимались мастера своего дела, и путем многослойного наложения им удавалось получать уникальные оттенки в своих произведениях. В дошедших до нас образцах искусства насчитывается до 27 (!) слоев. Мелкие детали выполнялись росписью.

Причем ее тоже часто наносили послойно, меняя контуры и интенсивность. Такая техника создавала особый эффект: созерцая экспозицию под разным углом, смотрящий видел буквально «оживающие картины».

После того как витраж был окончен, его отправляли в печь на обжиг. В результате краски оставались запечатаны в расплав стекла на века, и сохранились в неизменном состоянии до наших дней.

Ценность витражей для культовых сооружений

Ранние работы в готическом стиле – это сплошь изображения святых и сцен из Писания. Церковь считала картины из расписного стекла своеобразными книгами для необразованной черни, и вкладывала через них в умы людей представление о мироустройстве, понятия добра и зла, греха и святости. Однако общество и религия были противопоставлены друг другу, и скоро в стиле стали появляться совсем иные мотивы.

Тематика и стилистические особенности готических витражей

Кроме религиозных сюжетов работы в готическом стиле

изобилуют изображением мифических и сказочных существ, выдуманных сюжетов, сценами из жизни ремесленников и торговцев, царствующих особ и героев эпохи Средневековья – рыцарей.

Отличительные особенности стиля в разное время

Готический витраж не мог не меняться с течением времени. Сегодня можно смело говорить о пяти временных отрезках, в которых стиль «впитывал» новые черты:

Период готического стиля

Используются витражные техники 9-12 веков (романский период), характерны большие окна, множество сюжетных композиций, преобладают библейские мотивы.

Витраж чаще представлен одной сюжетной композицией, в тематике присутствуют исторические сюжеты, трактовка Ветхого Завета. Отличает более сложная прорисовка деталей. Свойственны утонченные линии и формы, характерны повторяющийся мотив, управление объемом изображения и игрой света.

Витражи отличает многосложная роспись и внимание к мелким деталям. В орнаментах преобладают крестоцветы, масверк, «рыбий пузырь» (напоминает языки пламени), окна приобретают переплетающийся «текучий» узор. Эта эпоха знаменует вырождение стиля.

Возрождение 19 века

При изготовлении витражей применяются новые технологии обработки стекла, композиции активно применяются в жилой и общественной архитектуре, преобладают светские сюжеты.

Неоготика (20 век)

Сюжеты носят современные мотивы в стилизации Средневековья, композиции соединяют разные направления и элементы, представляя, по сути, «синтетический» стиль.

Ведущие европейские державы того времени накладывали «местный» отпечаток на бурно развивающийся художественный стиль.

Национальные особенности готических витражей

В результате можно выделить три наиболее ярких направления:

  • Французская готика. Родина готического стиля, в зрелый период отличается манерой изображения человеческих фигур с большой степенью детализации, ажурностью узоров и форм, насыщенными цветами. Также имеет значение форма окон – здесь первыми появились «розы» (круглые) и «розетки» (лучевые формы деления проемов).
  • Английская готика. Представляет собой неприкрытое копирование французского стиля, однако, со временем, появляются свои решения – каждая композиция обрамлена в растительный орнамент. Также к особенностям можно отнести ланцетовидные своды окон (угловые островерхие арки).
  • Немецкий готический стиль. Так как Германия того времени представляла собой множество удельных княжеств, этот стиль можно смело считать международным. Отличает глубокая прорисовка и множественность оттенков. Часто германские витражи того периода сравнивают со станковой живописью (рисунок на мольберте).

Если пристально взглянуть на эпоху средневекового развития витражной техники со стороны, можно увидеть отдельные «нити» в этом направлении искусства, из которых «сплетена» основа современной готики.

Современные готические витражи

Современные готические витражи

Это очень смелые решения, так как готический стиль сегодня – это широкие и высокие окна, многосложные потолочные своды, особые требования к окружающему интерьеру и меблировке, и даже напольному покрытию. Витражные композиции с нотками Средневековья обеспечат в помещении сказочную и даже мистическую атмосферу. При этом мотивы рисунка могут быть самые разные:

  • батальные сцены с изображением рыцарей и чудовищ;
  • романтические сюжеты;
  • древняя мифология;
  • изображения по мотивам притч (Соломона) и Ветхого Завета;
  • бытовые сцены из жизни обитателей городов средневековья и другие.

При этом у современных мастеров витражного дела на порядок больше возможностей, чем у их предшественников. И это не только большой выбор цветного стекла и способов его обработки. Могут быть использованы такие технологии создания готического витража:

  • Тиффани.
  • Классический.
  • Фьюзинг.
  • Роспись.
  • Пленочный и другие.

Чтобы вдохновиться лучшими работами мастеров прошлого, предлагаем вам небольшую подборку исторических объектов, где собраны уникальные шедевры.

15 лучших готических соборов Европы и их витражи

Солсберийский собор

Солсберийский собор

Знаменит не только красотой шпиля – здесь находится самый древний готический витраж в Англии, датированный 13 веком.

Собор Святой Варвары

Расположен в 60 км от Праги, в г. Кутна-Гора, самый необычный кафедральный собор Чехии украшен витражами в стиле викторианской готики по эскизам Франтишека Урбана. Первые работы датированы 1898 годом.

Аббатство Сен-Дени

Знаменит витражными композициями с сюжетной линией Первого Крестового похода и посещением Святой Земли Карлом Великим.

Шартрский собор

Содержит сразу несколько выдающихся витражных работ раннего и зрелого периодов готики:

  • Северная роза (Роза Франции) – 10,5 м в диаметре, создана по распоряжению Людовика 9 и его супруги, сюжетная линия посвящена Богородице, присутствуют изображения гербов Франции и Кастилии.
  • Южная роза – создана по заказу Герцога Бретонского, датируется 1230 годом. В ажурном своде изображены сцены из «Апокалипсиса», в центре – Спаситель. Отсутствие радиальных линий создает ощущение невесомости и парения витражных элементов.
  • Западная роза – передает образы Страшного Суда, расположенные концентрично по окружности.
  • «Окно голубой Девы» или Богоматерь с младенцем – по мнению искусствоведов, это лучший витраж 12 века, отличается замысловатой сюжетной линией и необычайно сильной игрой света.
  • Добрый Самаритянин – витражная композиция с самым подробным «пересказом» этой библейской истории. Развитие сюжетной линии демонстрируют 24 элемента, идущих, возвышаясь, от левого нижнего угла.

Ахенский собор

Место коронации Римских императоров украшают 13 стрельчатых окон высотой 25 метров. Оригинальные витражи не сохранились, но мастера постарались, насколько это возможно, воссоздать игру витражного света.

Церковь Св. Марии Магдалины в Труа

Церковь Св. Марии Магдалины в Труа

Витражный сюжет «Древо Иессеево» относится к яркому образчику пламенеющей готики мастеров из Сансе.

Глостерский собор

Здесь одновременно представлены витражи, датируемые 1350, 1500 и более поздними, включая 20 век.

Берстеттская протестантская церковь

5 витражей в действующем религиозном объекте г. Цюриха были выполнены рукой Марка Шагала.

Святая капелла Сент Шапель

Большая роза часовни украшена композицией по мотивам Откровений Иоанна Богослова «Апокалипсис». Стреловидные оконные своды символизируют Небесный Иерусалим.

Йоркский собор

«Окно пяти сестер» – такое название дал орнаментальному витражу Чарльз Диккенс. Витражная композиция обладает впечатляющими размерами – при ширине в полтора метра высота остроконечных проемов достигает 16 метров. Это самый крупный витраж с использованием гризайля (стекло, травленое серебром). При этом композиция не имеет сюжетной линии.

Кентерберийский собор

Кентерберийский собор

Знаменит витражной «Библией для бедных». Широкий проем разделен на три вертикальных ряда, в каждом из которых находится по семь религиозных сюжетов.

Большое восточное окно Капеллы королевского колледжа

Огромное витражное окно со сценами Распятия создал Дик Валле, фламандский мастер. Работа заняла 16 лет и была окончена в 1531 году.

Церковь Св. Лоренца в Нюрнберге

Окно Вольхамеров (имя дарителя работы) в 1481 году создал фламандский мастер Петер Геммель. Сюжетная линия повествует об обручении Екатерины Александрийской и Христа. Яркий образец поздней готики отличает изысканность линий и реалистичность изображения.

Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе

Витраж в стиле пламенной готики датируется 1501 годом. Сюжетная линия представлена сценами Страшного Суда. Под «розой» витражи также «рассказывают» сюжеты из деяний Апостолов с участием святого Стефана.

Большое восточное окно в Эксетерском соборе

Первые витражи Великого окна собора датированы 1380 годом, были демонтированы в 1530, но сохранены и восстановлены в переработанном виде в 1750 году. В конце 19 века Сэр Фредерик Дрейк (мореплаватель) предпринял попытку вернуть витражам прежний вид. В результате композиция содержит работы нескольких эпох и техник готического стиля.

Заключение

Великое разнообразие, заложенный глубокий смысл и тончайшая техника мастеров стекольного дела на протяжении пяти веков формировала изысканный стиль витражного искусства, доступный его ценителям и в настоящем. Студия Светланы Михайловой имеет большой опыт в создании стильных витражей для дома и бизнеса. Наши художники-дизайнеры разработают индивидуальные решения в готическом стиле, которые наилучшим образом впишутся в интерьер ваших помещений, выгодно подчеркнув роскошь и эксклюзив обстановки.

Готические витражи — типы витражей и техника изготовления

Технология изготовления витражей («картин-мозаик» из цветного стекла) была известна со времён античности, но широкое распространение она получила только с наступлением периода готики в средневековой архитектуре. Появление нового стиля было связано с появлением новаторской системы возведения зданий – каркасной системы. Инженеры научились рассчитывать нагрузку на опоры здания и планировать её распределение. На смену толстым стенами и массивным конструкциям романского периода пришли здания, построенные по новой системе. В них нагрузка распределялась на тонкий каркас здания, поэтому стало возможно возводить здания с большими оконными проёмами. Так как технологии изготовления прозрачного стекла большого размера не существовало, встала проблема застекления, именно это и побудило строителей и декораторов средневековья сосредоточиться на развитии витражного искусства.

Капелла в Шартрском соборе

В готических соборах и храмах нет настенной живописи, главным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, преломляется в храме целой радугой оттенков. Именно витражное искусство стало уникальным достижением эпохи, которая на долго определило облик новых зданий. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.

Такое количество стеклянных элементов в зданиях требовало от архитектора совершенно новых умений работы со светом. За несколько столетий существования готического стиля появилась целая плеяда новых мастеров, создавших совершенно новые, невиданные до этого, способы оформления интерьеров. Архитекторы разных стран и городов соревновались друг с другом в искусстве витража. Поэтому, со временем окна становились все больше и больше, пропуская больше света через стекло, а детали расписного стекла становились намного тоньше, постепенно напоминая картины.

Характерные признаки готических витражей:

  1. Окна большого размера.
  2. Стёкла соединены H-образным профилем, а детали изображения (лица, складки одежды) прорисованы вручную.
  3. Сюжетные витражи: множество миниатюр, объединённых одной темой – характерно для ранней и зрелой готики.
  4. Активно применяется роспись по стеклу для детализации и прорисовки изображения. Витражи позднего периода (после XIV в.) напоминают живописные картины на стекле.

Витражи в Вашингтонском соборе, постройка XX века в стиле готики

  • Содержание

1. Символическое значение витражей в готике

Готика – это, в первую очередь, стиль католических соборов, поэтому он насыщен разнообразной символикой. Практически все элементы декоративного оформления имеют религиозное значение. Средневековые монахи писали целые трактаты об истинном значении той или иной детали фасада собора или интерьера, подчёркивая связь символики со священным писанием. Поэтому, витражи – не просто элемент украшения.

Аббат Сугерий — автор первой значительной церкви (Церковь Сен-Дени в Париже), построенной в готическом стиле писал, что лучезарные окна необходимы, чтобы освещать разум людей, дабы они могли путешествовать, постигая свет Господа.

Витражные окна в церкви Сен-Дени

Несмотря на то, что в начале XIII века некоторые священники ещё спорили, не является ли богохульством размещение столь яркого декора в соборах, но эффект, который производили окна на зрителей был ошеломительным. Поэтому, очень быстро, сомнения рассеялись.

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. В церковных трактатах писали, что разноцветные лучи, наполняющие храм – символ «фаворского света». Фаворский свет — согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа. Фаворский свет описан во всех синоптических евангелиях: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Витражи, также, называли «Библией для бедняков» в средние века, так как они позволяли верующим, которые не умели читать по-латыни, изучать историю Евангелий. На самом деле подобное утверждение в высшей степени спорное. Даже в наши дни титулованные искусствоведы могут понять значение того или иного сюжета. Чтобы «читать» витражи необходимы обширные знания.

Большая роза капеллы Сент-Шапель, витраж

Сегодня, даже трудно себе представить, как много факторов учитывали мастера прошлого, работая со светом. Расположение витражных композиций в соборе планировалось таким образом, чтобы солнце, огибающее постройку в течении дня, подсвечивало в одно время одну группу изображений, а в другое время другую. Если войти в Шартрский собор сразу после восхода солнца в ясный день, глаза сначала будут обращены к восточным окнам, особенно к тем, которые находятся в подсобном помещении. Только они полностью оживут, а все остальные будут существовать в каком-то безмолвном сумраке. Постепенно по мере того, как солнце встает в небе, эти окна станут светлее. Тогда восточные окна начнут терять свой прежний блеск по сравнению с окнами на южном фланге собора, которые к полудню будут изрядно светиться от прямых солнечных лучей. Когда солнце заходит, весь собор снова погружается в глубокие сумерки, которые постепенно уменьшаются, пока не исчезают совсем.

2. Классификация, разновидности витражей

Признак

Специального временного деления для витражных конструкций не существует, используют общую для всего стиля классификацию, в национальных традициях разных стран названия могут отличаться. Наиболее распространённой является французская периодизация:

  1. Ранняя готика. Технологии были в значительной степен заимствованы в предыдущей романской традиции. Отличие заключалось в больших размерах окон. Витражи состоят из множества сюжетных сцен.
  2. Зрелая или лучистая(в английской традиции называется «декоративный стиль»). Окна с более сложной прорисовкой, акцент в витраже делается на один сюжет или изображение.
  3. Поздний период — пламенеющая или пламенная готика. Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.
  4. Период готического возрожденияXIX века.Появляется много витражей на светскую тему в жилых и общественных зданиях, которые изготавливаются с учётом современных (для 19 в.) технологий.
  5. Неоготика XX века. Современный витражи на разнообразную тему, зачастую отражают веяния моды времени, например, с авангардными сюжетами.
  1. Французская готика считается эталоном стиля, так как именно во Франции зародился стиль и было наиболее развито витражное искусство.
  2. Английская готика изначально копировала французский стиль, но со временем появилось множество собственных уникальных элементов.
  3. Немецкий готический стиль(поздняя готика). На месте современной Германии существовало множество автономных княжеств, поэтому «немецкая традиция» — это условное название, объединяющее несколько направлений. Также, этот стиль иногда называют международным, так как мастера по стеклу работали во многих странах одновременно, поэтому нельзя однозначно отнести их работы к какой-то конкретной школе. В целом, направление характеризуется глубокой прорисовкой рисунка с большим количеством оттенков, такие витражи больше напоминают произведения станковой живописи.

Большая часть изображений посвящена библейской тематике.

  1. Витражи, посвящённые какому-либо христианскому святому.
  2. Сложный сюжет на библейскую тему, например, группа иллюстраций к одной из книг Библии.
  3. Светская тематика, связанная с политической историей, историей правителей страны или историей города. Характерна для позднего периода и неоготики.
  4. Орнаментальный витраж без сюжета
  1. Классическое стрельчатое окно.
  2. Круглое окно-роза. Готическая розетка – обязательный элемент каждого французского собора, такой витраж является, как правило, центральным элементом фасада и интерьера. В английской традиции розы почти не использовались.
  3. Сплошное остекление. Вся стена оформляется рядом больших витражных окон. Например, Капелла Сант-Шапель во Франции.

Так как ранняя технология производства витражей изначально не позволяла делать полотна большой площади, оконную раму делили на части каменными стойками, так называемыми «переплётами». Очень быстро они стали неотъемлемой частью декора окна и украшались декоративным орнаментом «масверк».

Кроме того, мастера витражисты знают множество специфических техник изготовления готических витражей. Так как стиль развивался несколько столетий подряд, технологии постоянно совершенствовались. Однако, такая классификация интересна только профессиональным мастерам, и эта тема выходит за рамки нашей обзорной статьи.

3. Технология изготовления готического витража, этапы производства

Из всех видов живописи работа художников витражистов, пожалуй, самая сложная и трудоёмкая, оно гораздо сложнее обычной настенной живописи. Художник должен учитывать массу факторов: интенсивность внутреннего и внешнего освещения, способность материала пропускать свет, насыщенность красок, так как в разное время суток восприятие изображения может меняться, но в любое время суток цветовая гармония должна сохраняться. Поскольку витраж может считаться искусством рисования, его следует рассматривать, как искусство рисования светом. Какие бы методы или материалы не использовались, собственные уникальные эффекты витража всегда являются результатом окрашивания, преломления, затемнения и фрагментации света.

Витраж состоит из разноцветных стекол, а детали прорисованы, Сент-Шапель, Крещение, 13 в.

Производство витража – это сложный технологический процесс, состоящий из многих этапов. В производстве принимало участие одновременно несколько мастерских с мастерами узкого профиля. Мы перечислим в самом общем виде основные этапы.

Этап 1. Изготовление цветного стекла. Стёкла создавали стеклодувы в специальных мастерских. Стекло выдувалось с помощью трубки в сферический пузырь, который в горячем состоянии скатывался в цилиндрическую форму. Пока цилиндр был еще горячим, от него отрезали концы и деревянным шпателем расплющивали его в плоский прямоугольник.

Цвета были созданы путем добавления оксидов металлов; обычно оксид железа, медь и марганец к расплавленному стеклу. Красный был самым сложным для изготовления цветом, поскольку красный цвет пропускал очень мало света. В этом случае горячее выдувное стекло погружали в сосуд с красным красителем, который плавился со стеклом.

Этап 2. Разработка эскиза. На основе предварительного наброска художник по стеклу рисовал план металлического каркаса, скрепляющего стекло, и цвета каждой детали. Далее, выбирались цвета из образцов цветных кусочков, предоставленных мастером-стеклодувом. После утверждения плана точная копия плана в натуральную величину рисовалась углем на большом деревянном полотне, покрытом гипсом. Положение и цвет каждой фигуры были отмечены и пронумерованы.

Этап 3. Подготовка кусков стекла. Из листов стекла нужного цвета вырезались кусочки нужной формы, в точном соответствии с эскизом. Приложив горячее железо к краю листа, можно было образовать трещину, которую затем направить в более или менее нужном направлении. Затем мастер придавал осколку дополнительную форму, «поглаживая» или крошив осколки стекла с его краев с помощью зубчатого инструмента, известного как «утюг для шлифования».

Этап 4. Нанесение рисунка. Художник прорисовывал на кусочках стекла детали рисунка в соответствии с предварительным эскизом.

Художник прорисовывал лица, добавлял детали одежды, тени и другие элементы. В качестве краски использовали «гризаль» (специальную эмаль) — смесь оксида железа или порошка оксида меди с водой и гуммиарабиком, которая делала темно-коричневый или серый цвет. Его более или менее разбавили, чтобы изменить прозрачность. Цвет был смешан с «мягким» стеклом, своего рода стеклом с низкой температурой плавления, что позволяло добиваться сцепления смеси эмали с оконным полотном. Художники помещали витражную конструкцию на открытый мольберт, поставленный перед окном, или ставили стекло на прозрачный стол, чтобы видеть эффект света, проходящего через стекло. Важно понимать, что использовать гризаль – не значит рисовать по стеклу, т.к. эта эмаль имеет только несколько цветов (чёрный и серые оттенки), поэтому художник мог только прорисовать детали, а основой служило именно цветное стекло.

После того, как роспись была закончена, она запекалась в печи при температуре 600 градусов Цельсия, чтобы закрепить цвет и создать цельное изображение, способное сохраняться многие столетия.

Процесс реставрации средневекового витража из Вестминстерского дворца. Хорошо видны стыки стекол и свинцовый контур

Этап 5. Сборка. На завершающем этапе стёкла соединяли между собой свинцовыми H-образными профилями, которые удерживали их вместе. В целях гидроизоляции и прочности конструкции, промежутки между стеклом и свинцом были заполнены смолой, а края заделаны воском. Полоски свинца спаивались вместе, образуя единую законченную конструкцию.

Прорисовка деталей на белом фоне. Шартрский Собор, Житиё Святого Апполинария

Со временем технологии совершенствовались, что влияло на внешний вид витражей. Если в XIII веке мастера работали только с тремя цветами и небольшим количеством их оттенков (красный, синий и жёлтый), то к XIV веку палитра сильно расширилась. Хотя весь цветовой спектр с оттенками удалось полностью освоить только в XX веке. Ещё одним важным достижением была техника шлифовки и покрытия стекла серебряной эмалью. Благодаря этим новшествам мастера научились добавлять в витраж фоновый белый цвет. В результате к середине XIV века в моду вошло размещать один сюжет на стекле на фоне белого. К XV веку витражи перестали быть мозаикой разных цветов и стали намного ближе к станковой живописи.

Поздние витражи напоминают станковую живопись. Воскресший Христос, Монастырь в Ульме, 1480 г.

3.1 Видео, изготовление витража по классической технологии

В видео не показаны все этапы старинной технологии, а приводится пример изготовления современного готического витража. Тем не менее, это видео даст вам визуальное представление о производстве.

4. Примеры

Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах

Часть 1. Общие вводные статьи по теме

  1. Традиционные готические окна – классификация видов окон, декоративное оформление орнаментами;
  2. Круглые окна розы в готическом стиле
  3. Готические витражи – история, типы витражей, техника изготовления;

Часть 2. Национальные разновидности готических витражей

  1. Французские готические витражи – эволюция витражного искусства во Франции от средних веков до эпохи Возрождения
  2. Английские готические витражи – особенности технологии разных периодов, включая период готического возрождения XIX века.

Часть 3. Расшифровка средневековых сюжетных витражей

  1. Расшифровка витража «Добрый самаритянин» из Шартрского собора во Франции, XII в.
  2. Расшифровка витража «Роза Апокалипсис» в парижской капелле Сент-Шапель, XV в.

Часть 4. Рейтинги знаменитых витражных работ

  1. 10 знаменитых готических витражейцерковных соборов периода средневековья
  2. 10 лучших неоготических витражей 20 века – произведения знаменитых художников авангардистов, выполненные для церквей и соборов
  3. 10 самых оригинальных и необычных витражей в истории
  4. 10 знаменитых витражных розеток для готических круглых окон в католических соборах.

Дата последнего обновления: 14 Августа 2021

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • Дизайн Стили интерьеров (58)

Галерея

Готический стиль — признаки стиля, примеры интерьеров разных эпох (60 фото)
Объекты Исторические интерьеры (52)

Галерея

10 знаменитых готических соборов и церквей, часть 2 – от зрелой до «новой» готики
Объекты Исторические интерьеры (48)

Галерея

Неоготические интерьеры замков XIX века (часть 2)
Объекты Исторические интерьеры (64)

Галерея

Ношванштайн, Часть 2 — интерьеры залов и комнат замка

Готика, витражи и свет

Свет — самое благородное из природных явлений, поскольку он наименее материален и наиболее близок к чистой форме. Готические архитекторы придали ему ту же метафизическую направленность, что и пропорции или мере, что объясняет интерес к использованию витражей для возведения «прозрачных» стен.

Готическое новаторство

горгулья

В готической архитектуре были применены два новых конструктивных элемента: остроконечная арка и оживальный ребристый свод. Эти и другие разработки позволят изменить настенную и пространственную структуру зданий за счет использования новой архитектурной схемы по отношению к опорам. В трехнефных церквях контрфорсы находятся в боковых нефах, а летучий контрфорс необходим для передачи усилий от кровли наружу. Пинакль служит для соединения контрфорса с пролетным контрфорсом и вертикального отклонения возникающей системы сил.

  • Свет как активный принцип готического искусства с беспрецедентным световым эффектом.
  • Новаяэстетическая и пространственная концепция соотношения формы и функции здания.

Витраж, тайна света

Свет заливает все готическое пространство в виде мощных лучей, отфильтрованных витражами, цветные лучи которых проецируются на поверхность фрески. В реальности света через эти большие окна было бы гораздо больше, но архитекторы стремятся к другому. Они преследуют удивительный и трансцендентный эффект, стремясь вознести верующего в сверхчувственную сферу.

Свет плавит и преображает стены, пытаясь разбавить их в отражении витражей, словно желая превратить их в самих себя. Темные витражи с синими и фиолетовыми тонами создают в интерьере сверхъестественный эффект, который постоянно меняется в зависимости от атмосферных явлений и солнечного света.

Этот свет изменяет всю архитектуру и материальную субстанцию стен. Он проецирует себя на них и плавит их, трансформирует, растворяя в разноцветном отражении витража, как будто они хотят стать самими собой. Нет различия между трансцендентным и материальным светом : все проявления этого света являются отражениями божественности.

витражи собора Сент-Шапель в Париже

В отличие от византийской архитектуры, где структура невидима и реальный скелет здания не просматривается, готическая система определяется конструктивными элементами, к которым относятся все те, которые выполняют какую-либо функцию. Фигуры — это линии, а объемы исчезают.

Свет и единство формы и функции порождают новую пространственность. Свет сам по себе является источником и красотой, чему способствует и большая вертикальность центрального нефа, чья настенная артикуляция ни в одной точке не показывает, что является опорой, а что — поддержкой. Видны только восходящие формы, связывающиеся с ребрами сводов, которые являются точкой объединения линий силы.

Готический храм, кажется, сохраняет закон всемирного тяготения в самом мощном его проявлении, потому что изнутри не видно всех технических средств, которые используются для поддержания такого возвышенного произведения в рабочем состоянии. Существует открытое пространство центрального нефа, которое ограничено не компактной стеной как сплошным массивом, а текучий пространственный фон: нефы, трифорий и клиросы, где витражи излучают тот сверхчувственный свет, который помогает дематериализовать скудную каменную поверхность колонн. Здесь нет твердых и различимых пространственных границ, они изменчивы и очень сложны для восприятия.

Церковные витражи, Леонский собор

Эстетическое видение готической архитектуры

Готическая архитектура выражает концепцию, превращающую храм в земное перенесение божественного особняка, и это накладывает отпечаток на саму оценку архитекторов как ученых, владеющих математическими теориями и системами пропорций.

Можно утверждать, что в готическом искусстве эстетика света напрямую связана с метафизикой света. Строители соборов используют систему пропорций, заимствованную из эстетики числа, присутствующей в наследии святого Августина. Число может вести интеллект от совершенства сотворенных вещей к невидимой Истине, которая находится в прямой связи с идеей Бога.

Таким образом, при разработке пропорций плана и рельефа архитектор прибегает к использованию геометрии, применяя модуль, основанный на определенных правильных многоугольниках, таких как прямоугольник, который присутствует (планы и рельефы) в некоторых трактатах и графических документах, например, в альбоме «Архитектура» автора Виллар д’Оннекур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *