Почему проваливается педаль тормоза
Перейти к содержимому

Почему проваливается педаль тормоза

  • автор:

Почему проваливается педаль тормоза: причины

Одна из частых проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей — это проваливание педали тормоза. Причин тому может быть много: от попадания воздуха в систему до простого износа деталей тормозной системы. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым педаль тормоза автомобиля выходит из строя.

Как работает тормозная система

Для того чтобы ваш автомобиль остановился, ему необходима тормозная система. Если коротко, эта система состоит из главного цилиндра, который соединен с гидравлической тормозной системой автомобиля. Главный цилиндр подает жидкость под давлением через набор шлангов со стальной оплеткой в ряд суппортов или колесных цилиндров, расположенных на каждом колесе. При нажатии на тормоза эти компоненты работают вместе, создавая трение между роторами и колодками, чтобы Ваш автомобиль замедлился или остановился.

Основные причины неисправности

Наличие воздуха в системе

Появление воздушных пробок в системе — одна из самых распространенных причин, по которым педаль тормоза проваливается. Это может привести к тому, что педаль станет мягкой или не будет реагировать на нажатие. Чтобы устранить эту проблему, чаще всего необходимо прокачать систему, либо заменить тормозную жидкость.

Проблемы с главным тормозным цилиндром

Главный тормозной цилиндр отвечает за контроль давления и силы нажатия на педаль тормоза. Если он вышел из строя, то это приведет к тому, что педаль тормоза не будет реагировать на нажатие или будет ощущаться слабо. Для устранения этой проблемы может потребоваться замена как всего цилиндра, так и отдельных его частей, в зависимости от того, что именно вышло из строя.

Износ тормозных дисков и других деталей

Тормозные диски отвечают за преобразование кинетической энергии в тепловую при торможении, и если они слишком изношены, то больше не смогут выполнять свою работу должным образом, что приведет к нарушениям в работе тормозов. Замена дисков должна решить эту проблему, но Вы также должны проверить, нет ли признаков износа других деталей: барабанов или колодок.

Сломанные ступицы

Ступицы играют важную роль в обеспечении стабильности колес автомобиля, поэтому если имеется поломка ступиц, это может привести к нестабильности, что напрямую приведет к проблемам с рулевым управлением, а также к снижению тормозного усилия из-за того, что во время движения на некоторые участки приходится большее усилие, чем на другие. Это можно заметить при проваливании педали тормоза во время вхождения в повороты. Замена ступиц решит данную проблему.

Пространство между колодками и барабанами

Колодки и барабаны в тормозном аппарате авто отвечают за обеспечение трения. Если между ними слишком много пространства, это может привести к неэффективному срабатыванию или даже полному отказу из-за недостаточного трения. Для устранения этой проблемы, вероятно, будет достаточно отрегулировать зазор в соответствии с конструктивными особенностями автомобиля.

Низкое качество тормозной жидкости

Использование некачественной тормозной жидкости может привести к целому ряду проблем: она может разрушить детали тормозной системы или истончить их стенки. В результате может появиться добавочный объем, и педаль тормоза проваливается. Использование жидкости более высокого качества должно устранить эту проблему, но если это не решит проблему, то вам может понадобиться помощь специалиста для более глубокой диагностики.

Зазоры между деталями тормозной системы

Зазоры между деталями тормозной системы автомобиля, например, между колодками и барабанами, могут значительно снизить ее общую эффективность — особенно во время экстренной остановки, когда требуется большее давление, чем обычно — поэтому убедитесь, что все компоненты плотно прилегают друг к другу, иначе может потребоваться дальнейший дорогостоящий ремонт!

В заключение следует отметить, что помимо описанных, существует множество других причин поломки тормозов автомобилей. Если вы заметили, что в Вашем авто проваливается педаль тормоза, советуем сразу обратиться за ремонтом тормозной системы к профессионалам, которые знают, как лучше всего решать такие проблемы. Это поможет снизить риски, связанные с небезопасными условиями вождения, вызванными недостаточно работающими тормозами!

Почему педаль тормоза проваливается, а уровень жидкости в норме

Нередко бывает так, что при замедлении автомобиля водитель чувствует некую вялость тормозных механизмов или главная педаль в машине начинает резко уходить в пол. При этом бачок с «тормозухой» полный, а вокруг сухо — утечек нет. О том, где может быть «зарыта» проблема, рассказывает портал «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение Почему педаль тормоза проваливается, а уровень жидкости в норме

Если посмотреть на устройство главного тормозного цилиндра совсем примитивно и отбросить систему клапанов и деление на контуры, то получается, что он работает как обыкновенный медицинский шприц. Когда на шток идет давление, поршень толкает тормозную жидкость, подавая ее в систему.

В случае, когда манжеты этого самого поршня сильно изношены, «жижа» просачивается в пространство за ним, из-за чего педаль и проваливается. При этом уровень жидкости в бачке остается на прежнем уровне, ведь вся конструкция герметична. К сожалению, в этом случае поможет лишь демонтаж с последующим ремонтом либо заменой тормозного цилиндра.

Идем дальше. До сих пор на многих автомобилях сзади можно встретить «барабаны», а не дисковые механизмы. Они не менее эффективны, но закрытая конструкция не дает оперативно проконтролировать износ колодок. Причем не во всех моделях есть и так называемая система автоподвода.

5 мелочей, которые «убивают» тормозные диски и колодки

Халатность обойдется дорого

Фото: Drive2.ru (Totem13)

Читайте также

Если расходники износились, то расстояние от них до корпусов «барабанов» будет слишком большим. Чтобы его преодолеть, надо накачать внушительное количество «тормозухи». Вот педаль и проваливается. Здесь поможет только плановая замена запчастей.

Не будем забывать и про завоздушивание, ведь DOT4 — несжимаемая субстанция, а воздух — наоборот. То есть если в системе появляется газовая пробка, при активации тормоза она сожмется. Результат — движение ноги водителя не приведет к сдвигу колодок. Надо давить еще раз, дабы не приехать кому-нибудь в задний бампер.

Воздушные пробки образуются по разным причинам. Самая частая — старая жидкость или наличие микротрещин в сочленениях магистралей. В последнем случае воздух постепенно затягивается из окружающей среды. Лекарство тут одно — поменять как саму «жижу», так и патрубки. И будет вам счастье.

Забытый элемент: неочевидная причина, почему в машине могут клинить тормоза

Когда «улучшайзинг» выходит боком

Фото: globallookpress.com

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

  • #дешевые машины
  • #бюджетные авто
  • #автосервис
  • #ремонт
  • #запчасти
  • #техническое обслуживание

Проваливается педаль тормоза: причины, диагностика неисправностей

В чем проблема? Если машина плохо останавливается, проваливается педаль тормоза, причины такой неисправности могут быть самые разные: от завоздушивания тормозной системы до поломок или износа ее отдельных элементов.

Что делать? В первую очередь нужно искать место утечек. Малый уровень тормозной жидкости является самой частой причиной провала педали тормоза. Также необходимо проверить степень износа колодок, не лишним будет прокачать тормоза.

В этой статье:

  1. 5 основных причин, почему проваливается педаль тормоза
  2. Причины провала педали тормоза после прокачки
  3. Неочевидные причины провала педали тормоза
  4. Как прокачать тормоза, чтобы не проваливалась педаль
  5. Часто задаваемые вопросы о причинах провала педали тормоза

Скачайте и узнайте 4 безотказных способа привлечения новых клиентов в автосервис
Увеличение клиентской базы до 40% за 3 месяца

5 основных причин, почему проваливается педаль тормоза

Утечка тормозной жидкости

Если проваливается педаль тормоза и пропали тормоза, причиной может быть утечка тормозной жидкости. Когда ее не хватает, свободное пространство заполняется воздухом, на который цилиндр давит при нажатии на педаль, и усилие не доходит до тормозных колодок. Педаль проваливается, торможение не происходит.

В этом случае нужно осмотреть распределительный бачок, проверив в нем объем жидкости. Если уровень опустился ниже минимальной отметки, то половина проблемы уже выявлена. Дальнейшая диагностика может вызвать сложности. Не всегда легко найти место утечки.

Если вы уже отъехали от места, где произошла утечка, то нужно остановиться и осмотреть подкапотное пространство. Тормозная жидкость очень жирная и оставляет хорошо заметный след. Отдельное внимание нужно уделить патрубкам, распределительному бачку, пространству около колес, ступицам, суппортам. Чаще всего следы обнаруживаются на главном тормозном цилиндре.

Если при проваливающейся педали тормоза в момент торможения удалось обнаружить причину неполадок, то необходимо заменить неисправную деталь, а затем прокачать тормоза, чтобы выгнать из системы воздух. Наиболее часто приходится менять тормозные цилиндры, трубки. Утечка тормозной жидкости через уплотнители может возникать по причине износа их материала.

Воздух в системе

Если педаль тормоза проваливается в пол по причине завоздушивания системы, то это не всегда означает наличие протечки. Воздух образует пробки в магистралях. В результате цилиндр не давит на жидкость, и тормоза не работают. При этом распределительный бачок может быть полным.

Воздух, в отличие от жидкости, может сжиматься. Если главный цилиндр давит на него, а не на тормозную жидкость, то сжатие оказывается недостаточным для плотного примыкания колодок к дискам. Если герметичность системы не нарушена, то при проваливающейся педали тормоза найти причину неполадки очень сложно.

Если уровень тормозной жидкости в бачке в норме, однако при нажатии на педаль торможение не происходит, то это почти со стопроцентной вероятностью указывает именно на завоздушивание системы. Такая неисправность может обнаружиться даже при недавней прокачке тормозов, если она была выполнена неквалифицированным специалистом. В этом случае данную процедуру нужно повторить.

Некачественная тормозная жидкость

90 % состава большинства тормозных жидкостей приходится на гликолевые компоненты. Остальные 10 % – различные присадки, которые должны предохранять детали тормозной системы от повреждений изнутри, коррозии и т. д. Если купить дешевую жидкость, то в ней эти присадки или отсутствуют, или имеют неправильную пропорцию в составе. Соответственно, тормозные детали не получают необходимой защиты. Кроме того, даже при использовании составов от надежных брендов нужно иметь в виду, что продуктивность добавок со временем снижается.

Применение некачественной тормозной жидкости приводит к тому, что резиновые патрубки могут разбухать и расслаиваться изнутри. Это вызывает их разрыв, нарушая герметичность всей системы. В итоге жидкость вытекает наружу, а освободившееся пространство заполняется воздухом.

Еще одной деталью, на которую пагубно влияет некачественная жидкость, является уплотнительная манжета в главном тормозном цилиндре. Разумеется, это также приводит к потере герметичности, и жидкость выливается наружу. Педаль тормоза проваливается, и машина плохо тормозит, что может стать причиной серьезной аварии.

Неисправный главный тормозной цилиндр

Эта неисправность встречается не так часто, и определить ее бывает непросто. Обычно на это указывает потеря эффективности торможения при нескольких нажатиях на педаль, после которых тормоза начинают работать нормально.

Если иногда проваливается педаль тормоза, то причиной может оказаться дефект резиновых уплотнителей. Это происходит как в силу естественного эксплуатационного износа материалов, так и из-за использования некачественной тормозной жидкости. В результате возникают зазоры между деталями, пропускающие внутрь воздух.

Устранить данную неисправность довольно просто, однако потребуется терпение. Необходимо заменить все резиновые уплотнители, сальники, саму тормозную жидкость. Также не забудьте прокачать систему, иначе оставшийся в ней воздух приведет к тому, что при нажатии на педаль тормоза снова не будут работать.

Тормозная жидкость давно не менялась

Производители автомобилей обычно рекомендуют менять жидкость в тормозной системе через каждые 40 000 километров пробега. Однако многие автолюбители пренебрегают данным советом и далеко не всегда приводят обслуживание по достижении 100 000 и даже 200 000 километров. Конечно, при такой эксплуатации жидкость меняет свои свойства, в трубки начинает попадать воздух, эффективность работы присадок снижается, педаль при торможении начинает проваливаться в пол.

О необходимости замены тормозной жидкости говорит изменение ее цвета с прозрачного на темный. Это явление объясняется гигроскопичностью – попаданием в систему влаги, которая меняет исходный химический состав и снижает эффективность работы системы. В результате начинаются процессы коррозии, которые со временем разрушают металлические детали системы торможения.

Кстати, о воде. Иногда можно встретить заблуждение, что она сжимается сильнее и даже повышает эффективность торможения. Это совершенно не соответствует действительности.

Причины провала педали тормоза после прокачки

Во многих случаях после замены колодок, дисков, барабанов, залива новой жидкости педаль тормоза начинает проваливаться. Причины неисправности могут быть следующие.

Если производилась замена колодок, дисков, жидкости, выполнялась прокачка системы, то тормоза не будут сразу работать как новые. Могут возникать вибрации, которые передаются на руль. Новым запчастям нужно притереться друг к другу. Когда это произойдет, автомобиль начнет тормозить нормально, и педаль перестанет проваливаться при нажатии на нее. На притирку в среднем требуется 250-400 километров езды. Если по прохождении этой дистанции дефект сохраняется, необходимо проверить качество установки новых деталей и при необходимости выполнить ремонт.

Во многих случаях причиной неисправности оказывается поврежденный или поведенный суппорт. Его вертикальная ось сдвигается относительно плоскости тормозного диска, и тормоза не могут работать должным образом. Кроме того, исправный суппорт бывает некачественно закреплен, что вызывает проблему при притирке дисков к колодкам.

При неправильной работе суппорта неполное прилегание фрикционного слоя к диску вызывает снижение качества торможения. Колодки быстро изнашиваться, а педаль тормоза начинает проваливаться в пол все больше. В этой связи необходимо внимательно следить за положением суппорта по отношению к диску. Контроль надо проводить как при замене суппортов, дисков и колодок одновременно, так и при установке любой из этих деталей в отдельности.

Неочевидные причины провала педали тормоза

Значительный зазор между педалью тормоза и усилителем

В рассматриваемом случае нажатие на педаль не приводит к передаче достаточного усилия на цилиндр и жидкость. Эта неисправность определяется очень легко. Прежде всего, нужно учитывать, что она не встречается в тормозных системах, в которые не выполнялось стороннее вмешательство после схода авто с конвейера. Также нужно обратить внимание на уровень жидкости при нажатии педали – при избыточном зазоре он остается неизменным. Кроме того, при наличии определенного опыта управления автомобилем такую неполадку можно заметить по ощущениям ноги при нажатии на педаль.

Устранение неисправности сводится к ликвидации зазора между педалью и цилиндром. Между тем к провалу может приводить механический износ деталей. В этом случае проблема решается их заменой.

��‍�� Проваливается педаль тормоза — 12 причин и ремонт без СТО

Проваливается педаль тормоза, понятное дело, по разным причинам. Если собрать по крупице опыт автолюбителей, то таких причин можно накопить не менее 12 штук. Здесь они все рассмотрены по следующему принципу: как себя проявляют (провалы разные бывают), почему, куда смотреть, чтобы выявить проблему или исключить её, и каким образом восстановить тормоза без помощи специалистов. Также вы узнаете немного об устройстве и принципе работы системы. В довесок получите три приёма, позволяющие остановить автомобиль, когда проваливается педаль тормоза.

Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля

С этого надо начинать всегда. Чтобы заработал компьютер, на него надо установить, в первую очередь, операционную систему. А чтобы заработала голова, в неё необходимо заложить хотя бы базовую информацию о проблеме. Таковой является именно устройство и принцип работы. Зная и понимая их, добрую половину рассмотренных здесь причин провала педали тормоза вы поймёте без дополнительных наводок.

Устройство

Устройство тормозной системы автомобиля

Классическая гидравлическая тормозная система автомобиля без всяких наворотов состоит из следующих узлов и деталей:

Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель

  • Тормозные механизмы — находятся на ступицах колёс, оснащены тормозными приводами, которые прижимают колодки к дискам или барабанам.
  • Главный тормозной цилиндр — стоит под капотом, а представляет собой устройство с четырьмя отсеками, наполненными тормозной жидкостью, и поршнями, которые эту жидкость «давят» к колёсам.
  • Магистрали или контуры — система трубок, по которым рабочая жидкость поступает от главного цилиндра к тормозным механизмам.
  • Вакуумный усилитель — находится между главным цилиндром и педалью тормоза, предназначен для увеличения усилия ноги, прилагаемого водителем во время торможения.
  • Педаль тормоза — орган управления тормозной системой.
  • Расширительный бачок — резервуар для заправки, доливания и контроля уровня рабочей жидкости, расположен прямо над главным цилиндром.

Естественно, это сильно упрощённое описание устройства тормозной системы. Но его с головой достаточно для того, чтобы понять, почему проваливается педаль тормоза, и где искать причину.

Принцип работы

Функционирует тормозная система автомобиля до гениального просто. Чтобы замедлить вращение колёс, тормозные колодки прижимаются к дискам или барабанам. В результате действия сил трения двигательная энергия, которую выработал мотор, превращается в тепловую и рассеивается в окружающее пространство. А где нет энергии, там нет движения.

Чтобы прижать колодки к дискам или барабанам, используется тормозной механизм. Реализован он на суппортах. В каждом из них есть цилиндрик с поршеньком, который под воздействием поступающей под давлением рабочей жидкости толкает колодки. Когда жидкость не подаётся, колодки разжимаются под воздействием пружин, и торможение прекращается. Регулируя давление рабочей жидкости, мы можем дозировать интенсивность торможения в широком диапазоне.

Чтобы в нужный момент подать рабочую жидкость к тормозным механизмам, да ещё и под высоким давлением, нужен главный тормозной цилиндр. Тормозная жидкость должна находиться в нём постоянно. Отвечает за это расширительный бачок. Если по каким-либо причинам жидкости недостаточно, система начинает работать с воздухом. А это основная причина, по которой педаль тормоза проваливается.

Весь принцип работы гидравлической тормозной системы базируется на том, что жидкость не уменьшается в объёме под давлением. То есть, если её «толкать» по трубкам с определённым усилием, то такое же усилие передастся и на исполнительные механизмы. Если же в такую систему попадает воздух, который является газом, а не жидкостью, начинаются проблемы. Газ значительно уменьшается в объёме под давлением. Это значит, что передаваемое по системе усилие уменьшается или пропадает вовсе, не доходя до тормозных механизмов.

В действие главный тормозной цилиндр приводится через педаль тормоза в салоне автомобиля. Водитель нажимает на неё, усилие увеличивается вакуумным усилителем, и передаётся поршням. Ну а те уже расталкивают рабочую жидкость по контурам к колёсам. Собственно говоря, описанная система вполне может работать и без вакуумного усилителя. Он нужен лишь по той причине, что мускульной силы водителя недостаточно для того, чтобы создать в главном тормозном цилиндре необходимое давление. Но к этому узлу мы ещё вернёмся позже. В разделе про мифы от диванных «экспертов».

Разные виды провалов педали тормоза

Теперь в общих чертах рассмотрим разновидности нашей неисправности. Дело в том, что педаль тормоза может проваливаться по-разному, и это надо учитывать при поиске причины. Ещё важно принимать во внимание обстоятельства, при которых случаются провалы. Это помогает быстрее исключить поломки, которые к отдельным ситуациям не имеют никакого отношения.

Виды провалов педали тормоза:

  • при работающем двигателе;
  • после замены колодок;
  • после прокачки тормозов;
  • резкие провалы;
  • плавные провалы;
  • педаль проваливается иногда;
  • проблема исчезает после нескольких нажатий;
  • педаль проваливается и жидкость не уходит.

Если педаль проваливается при неработающем двигателе, то это означает полное отсутствие тормозов и грядущий серьёзный ремонт. «Хороша» такая поломка тем, что найти её причину несложно. Обычно она где-то на видном месте, и сразу же обнаруживается при беглом осмотре. Но, как правило, такое встречается не очень часто. В основном педаль тормоза проваливается при работающем двигателе.

Провалы после замены колодок, жидкости и других манипуляций с тормозной системой — это отдельные истории. Каждой из них ниже уделено внимание. Если удалось сопоставить неисправность с недавним ремонтом или обслуживанием системы торможения, это будет отличной подсказкой при поиске причины.

Резкие провалы, плавные, периодические и исчезающие после нескольких нажатий — это всё не очень сильно помогает найти проблему. Однако позволяет оценить масштабы катастрофы. К примеру, если педаль проваливается лишь иногда, это говорит о том, что поломка не критическая, и её будет сложнее искать. Резкие провалы, с одной стороны, более пугающие, но с другой стороны упрощают диагностику.

Последняя распространённая разновидность неисправности системы — это когда педаль тормоза проваливается, но жидкость не уходит. То есть, герметичность не нарушена. На что указывают такого рода симптомы, тоже рассмотрено ниже.

Почему проваливается педаль тормоза

Проваливается педаль тормоза

Базовую информацию проговорили, теперь перейдём к конкретике. Составим для начала своеобразную шпаргалку, которой позже можно будет воспользоваться, находясь у машины. Перепишите её на листочек, сфотографируйте на телефон или, если с него и читаете эту статью, сохраните страницу в закладках.

Причины провалов педали тормоза:

  1. Утечка тормозной жидкости.
  2. Воздух в системе.
  3. Залита некачественная тормозная жидкость.
  4. Неисправный главный тормозной цилиндр.
  5. Тормозная жидкость давно не менялась.
  6. Большой зазор между педалью тормоза и усилителем.
  7. Большой зазор между колодками и барабанами.
  8. Неисправности ступиц.
  9. Износ тормозных колодок.
  10. Перегрев тормозов.
  11. Не притёртые детали тормозной системы.
  12. Не прокачанные тормоза.

Теперь пройдёмся по каждому пункту нашей шпаргалки. В том числе, рассмотрим, в чём заключается суть причины, как она себя проявляет, где её искать, и каким образом устранять. Даже если самостоятельный ремонт покажется вам страшным и невыполнимым, вы будете знать, что говорить специалисту. А у него, в свою очередь, не останется шансов навязать вам несуществующие поломки, требующие дорогостоящего «ремонта».

Причина №1. Утечка тормозной жидкости

Суть этой причины провала педали тормоза очень простая. Если в системе уменьшается объём жидкости, он восполняется воздухом. В результате вы пытаетесь тормозить, а главный цилиндр начинает сжимать воздух в системе. Зная принцип работы, вы теперь понимаете, что до тормозных колодок ваши усилия не доходят. Педаль проваливается. Машина не останавливается.

Первое, что стоит сделать, это посмотреть на уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Если он опустился ниже соответствующей метки, половину проблемы вы уже решили. Гораздо сложнее бывает найти, куда подевалась тормозная жидкость. Если провалы педали были обнаружены в том же месте, где произошла утечка, локализировать её можно по лужам или пятнам под машиной.

Если же вы отъехали от места, то следует осмотреть внимательно детали всей системы. Тормозная жидкость весьма «жирная», и оставляет хорошо заметные следы. Искать их, в первую очередь, следует возле колёс. На ступицах, суппортах, подходящих патрубках. Потом смотрите под капотом. Если течь там, то она, скорее всего, будет обнаружена на главном тормозном цилиндре. Бывает, что и расширительные бачки текут.

Если проблема найдена, решается она заменой потёкшей детали. Не забудьте после этого прокачать тормоза, дабы удались из системы воздух. Текут чаще всего рабочие тормозные цилиндры, затем от старости и неблагоприятных условий приходят в негодность трубки. Под капотом течи случаются из-за плохих уплотнителей. Они либо рассохлись, либо были убиты некачественной тормозной жидкостью. Но об этом позже.

Причина №2. Воздух в системе

На первый взгляд может показаться, что эта причина мало чем отличается от предыдущей. Но это не так. Дело в том, что воздух в тормозной системе далеко не всегда означает утечку и недостаток уровня жидкости в расширительном бачке. Бывает и так, что воздух образуется в магистралях в виде пробок. Когда вы смотрите на бачок, тормоза не работают. То есть, внутри не создаётся давление. Воздух заполняет собой большой объём, и жидкость в бачке занимает нормальный уровень.

Однако, когда вы нажимаете на педаль тормоза, и она проваливается, то в этот момент как раз и срабатывают воздушные пробки. Они сжимаются под давлением, уменьшаясь в объёме. В результате, создаваемое главным цилиндром усилие уменьшается. Нередко до такой степени, что на срабатывание колодок вообще ничего не остаётся. Система, при всём при этом, может оставаться абсолютно герметичной. Понятно, что такой расклад значительно усложняет поиск причины.

С другой стороны, если уровень жидкости в бачке на месте, а педаль ватная, то это, в первую очередь, указывает как раз на воздух. Решается проблема прокачкой системы. Вполне возможно, что эту операцию проводили недавно, но недостаточно качественно.

Причина №3. Некачественная тормозная жидкость

На 90% тормозная жидкость состоит из гликолевых компонентов. Остальное — это так называемые присадки. Нужны они для того, чтобы защитить систему от разрушения изнутри. Так вот, если жидкость попалась некачественная, этих самых присадок может либо вообще не быть, либо нарушена их правильная концентрация. Кроме того, они не вечные, и со временем теряют свои первоначальные свойства.

Но вернёмся к низкому качеству. Автолюбители, которые сталкивались с такой проблемой, говорили о том, как расслаиваются и разбухают резиновые шланги магистралей изнутри. Со временем это приводит к их разрушению и потере герметичности. В результате всё сводится к причине №1 из нашего списка. Жидкость уходит, а её место занимает воздух.

Собственно, пострадать от некачественной тормозной жидкости могут не только резиновые патрубки. Этот материал также используется для изготовления уплотнительных манжет в главном тормозном цилиндре. Понятно, что их разбухание и расслоение ни к чему хорошему не приводит. Со временем нарушится герметичность, жидкость под давлением будет уходить, а педаль начнёт плавно проваливаться. Эффективность тормозов, при этом, ясное дело, пострадает.

Причина №4. Неисправный главный тормозной цилиндр

Поломок у этого узла бывает не так уж много. Одну из них мы уже обозначили выше. Кроме этого, не исключён естественный износ деталей цилиндра. В некоторых случаях его возможно восстановить, если удастся найти подходящие ремкомплекты. Чаще же всего главный тормозной цилиндр просто заменяется на новый, или бывший в употреблении, но в рабочем состоянии.

Главный тормозной цилиндр

Вычислить эту причину провалов педали тормоза не всегда является простой задачей. Конечно, если он явно течёт, то это видно невооружённым взглядом. А вот что касается износа, то определить его можно только после демонтажа и полной разборки узла. К последнему методу, как правило, прибегают уже тогда, когда ничего другое не помогает устранить провалы педали тормоза.

Причина №5. Тормозная жидкость давно не менялась

Согласно рекомендациям большинства производителей легковых автомобилей тормозную жидкость необходимо менять на свежую каждые 40 000 километров пробега. Этому правилу следуют далеко не все автовладельцы. Оно и понятно. Такой пробег — это ведь не гарантия, что жидкость моментально утратит свои свойства, и педаль начнёт проваливаться. У некоторых автолюбителей она не меняется и через 100, и через 200 тысяч.

Помимо пробегов автомобиля существуют и другие способы понять, что тормозную жидкость пора бы уже заменить. Самый первый признак её «старения», это потеря прозрачности и приобретение тёмного цвета. Происходит такое из-за так называемой гигроскопичности. То есть, она постепенно набирает влагу, которая «убивает» первоначальный химический состав. Педаль от этого, может быть, и не проваливается, но она будет это делать из-за коррозии деталей системы. Кстати, касательно воды, и что она, якобы, сжимается сильнее, чем тормозная жидкость, сказано ниже в мифах от диванных «экспертов».

Причина №6. Большой зазор между педалью тормоза и усилителем

Здесь всё предельно просто. Если указанный зазор чрезмерно большой, нажимая на педаль, вы банально не передаёте на главный цилиндр всё положенное ему усилие. Выявить такую причину ещё проще, чем все остальные. Во-первых, она обычно не встречается, если до этого с тормозами ничего не делали. Во-вторых, педаль тормоза проваливается, но жидкость не уходит при этом. В-третьих, из-за большого зазора тормоза срабатывают позже, чем положено, что при определённом опыте можно ощутить ногой.

Как решается проблема, зависит от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Помимо регулировки зазора не следует забывать о случаях, когда она вовсе отсутствует. А педаль проваливается описанным образом из-за механического износа деталей. Соответственно, их замена поможет устранить провалы.

Причина №7. Большой зазор между колодками и барабанами

Если на машине задние тормоза барабанного типа, что стоит проработать также и эту возможную причину. Суть её в следующем. Когда между колодками и рабочей поверхностью барабанов имеется чрезмерно большой зазор, контакт между ними начинается с запозданием. В итоге часть тормозной системы в определённые моменты работает вхолостую. Как результат — педаль проваливается.

Зазоры между колодками и барабанами

Понятно, что эта причина не сопровождается утечками жидкости и другими возможными симптомами, рассмотренными здесь. Вычислить проблему и её характер тоже обычно несложно. Такое наблюдается при износе колодок, их перекосе или ослаблении. Регулировка зазора зависит от конструкции тормозной системы и, как правило, описывается при наличии в руководстве по эксплуатации. Универсального алгоритма нет, потому по этому поводу ничего говорить не будем.

Причина №8. Неисправности ступиц

Наиболее часто встречающаяся неисправность в этом направлении — это ослабление креплений ступицы. При таком раскладе провалы педали тормоза могут наблюдаться в поворотах. Происходит это из-за того, что ослабившаяся ступица перекашивается и раздвигает тормозные колодки. Если последние ещё и порядком изношены, то проблема усиливается.

Найти и устранить данную причину проще простого. Для этого нужно вывесить по очереди все колёса, снять диски и пройтись по оставшимся деталям руками. Если где-то что-то ослабилось, это легко определяется. Ремонт такой де простой — затянуть, установить колёса и всё. Бывает такое, что при проверке деталь болтается, но крепёж, вроде бы, держит хорошо. В таком случае на лицо, как говорится, износ. Здесь помогает только замена.

Причина №9. Износ тормозных колодок

Изношенные тормозные колодки

Далеко не всегда изношенные колодки проявляют себя в виде провалов педали тормоза. Но и исключать эту причину из шпаргалки нельзя. Суть проблемы должна быть очевидна. Чтобы «добраться» до рабочей поверхности дисков или барабанов, тонким изношенным колодкам надо пройти большое расстояние. Соответственно, часть этого расстояния они преодолевают вхолостую, из-за чего и проваливается педаль тормоза под ногой.

В данном случае сами по себе тормоза не пропадают, а всего лишь начинают срабатывать позже. Это позволяет без лишних телодвижений почти с первого раза понять, в чём причина провала педали тормоза. Ватная или чрезмерно мягкая она становится только в начале своего хода, а дальше работает, как надо. Если у вас так, то обратите, в первую очередь, своё внимание на степень изношенности колодок. Не забывайте, что на каждом колесе их по две штуки. Часто на колодку с внутренней стороны посмотреть забывают. А ведь она не обязана изнашиваться ровно настолько же, насколько и внешняя.

Устранение причины очевидное. Колодки под замену. Менять лучше сразу весь комплект. После замены не забывайте прокачивать тормоза. Иногда в этом нет крайней необходимости. Но лишь иногда.

Причина №10. Перегрев тормозов

Перегрев жидкости и провалы педали тормоза

Такое случается нечасто, но, как вариант, исключать тоже нельзя. Перегреть тормоза проще всего при езде в городском режиме на перегруженных транспортом дорогах. У каждого автомобиля свой предел в этом плане. Всё зависит от конструкции, качества материалов, как устроено охлаждение и так далее. Понятно, что устранить такую причину провала педали тормоза безвозвратно невозможно. Периодически она, всё равно, будет себя проявлять.

С другой стороны, перегрев тормозной системы не является неисправностью. То есть, чинить ничего не придётся. Так что, если педаль вдруг начала через раз проваливаться, обратите внимание на режим езды. Возможно, стоит либо менее агрессивно ехать, либо вообще остановиться, пока машина вовсе не оказалась без тормозов. Внимание! Проверять руками температуру тормозной системы категорически запрещено. Ожоги гарантированы. Даже колёсные диски трогать не следует, так как охлаждение тормозов осуществляется частично и через них.

Кстати, из-за перегрева, помимо провалов педали, может наблюдаться гул тормозов.

Причина №11. Не притёртые детали тормозной системы

Когда педаль тормоза проваливается после замены колодок, дополнительно могут наблюдаться биения. Другими словами, в ногу при нажатии идёт заметная отдача. Часто по характеру это больше похоже на вибрации. К счастью, неисправностью симптом не является. Но при условии, что вы действительно недавно заменили колодки. Если же нет, то искать причину провалов педали следует среди других вариантов.

Новые тормоза

Что же касается описанных симптомов, то они пропадают сами по себе. Как быстро — зависит от того, насколько интенсивно используется торможение. Обычно говорят о 500 километрах пробега. Но это не то, что приблизительно, а вообще ни о чём не говорит. Так, если вы проедете по трассе это расстояние, провалы педали, ясное дело, не исчезнут. При езде в городском режиме детали могут притереться ещё на первой сотне километров. От качества самих колодок тоже, кстати, зависит.

Самое главное, если после замены колодок наблюдались провалы педали тормоза, то об этом не следует забывать, когда проблема уйдёт. Как правило, по завершению притирки слегка падает уровень жидкости в расширительном бачке. Этот момент желательно не прощёлкать. Жидкость нужно долить, а в идеале ещё раз прокачать тормоза.

Причина №12. Не прокачанные тормоза

Эту причину провалов педали тормоза можно было уже и не расписывать отдельно. После прочитанного должно быть понятно, к чему приводит воздух в системе. Тем не менее, прокачкой часто пренебрегают, либо выполняют её недостаточно тщательно. Поэтому, пускай эти пару строк будут вам, как напоминание. После любых манипуляций с тормозной системой — прокачайте. Это несложно, не очень долго и бесплатно, если делать своими руками. Единственная трудность заключается в том, что нужен помощник.

Два мифа от диванных «экспертов»

Поскольку мифы не очень помогают решить проблему с провалами педали тормоза, особо расписывать их не будем. Тем не менее, знать о них желательно, так как упомянутые две причины часто приписывают к рассматриваемой проблеме. Одни делают это из-за непонимания принципа работы систем автомобиля. Другие таким образом пытаются навязать несуществующие проблемы. Третьи просто решили поумничать.

Миф первый. Педаль тормоза проваливается при работающем двигателе из-за пробитой мембраны вакуумного усилителя. На самом деле это не так. Когда мембрану пробивает, педаль не становится ватной. Скорее, наоборот. Она становится неимоверно жёсткой. Такой, как при заглушенном двигателе. Тормоза, при этом, никуда не пропадают, в отличие от рассмотренных выше случаев. В этом легко можно убедиться, если посмотреть на вакуумный усилитель в разрезе.

Вакуумный усилитель тормозов в разрезе

Миф второй. Вода, которая попала в систему, сильнее сжимается, чем тормозная жидкость, и из-за этого может проваливаться педаль тормоза при торможении. На самом деле это бред. Сжимаемость у всех жидкостей примерно одинаковая. По крайней мере, не настолько разная, чтобы это как-то влияло на объём под давлением в системе торможения автомобиля. Конечно, наличие воды в данном случае — это плохо. Но не потому, что она якобы сильнее сжимается. Проваливается педаль из-за неё по другим причинам, рассмотренным выше.

Проваливается педаль тормоза — как останавливать автомобиль

В арсенале любого водителя просто обязаны быть эти три способа, значительно повышающие шансы в экстренной ситуации избежать трагедии. Единственное «но» — простое знание не поможет. Нужна тренировка. Поэтому, не дожидаясь очередного отказа тормозов, заранее проработайте на практике предложенные техники остановки машины (окромя последнего).

Способ первый — торможение двигателем. С этой техникой, по идее, вы должны быть знакомы ещё с автошколы. Если по каким-то причинам данного способа управления машиной вы не знаете, вкратце рассмотрим суть. Торможение двигателем заключается в замедлении автомобиля при помощи сопротивления пониженных передач механической трансмиссии. На практике всё просто — выжимается педаль сцепления, включается как можно более низкая передача, затем сцепление возвращается в исходное положение. Акселератор, при этом, не трогаем. Пускай и не так эффективно, как со штатными тормозами, но машина сбросит скорость. Уже этого иногда достаточно, чтобы избежать беды, или хотя бы минимизировать её масштабы.

Способ второй — торможение стояночным тормозом. Внимание! Метод крайне опасный при неумелом использовании. Можно сделать ещё хуже, чем было, так как есть риск заблокировать задние колёса. Тем не менее, научиться эффективно останавливать автомобиль при помощи одного лишь стояночного тормоза вполне реально. Для этого не надо его дёргать, как показывают в фильмах про гонки. Уверенное, но плавное оттягивание ручника — поэффективнее торможения двигателем. Так что есть смысл заранее потренироваться на свободной от людей и машин площадке.

Способ третий — контактное торможение. Метод не из приятных. Но когда вариантом немного, то почему бы и нет. Суть способа заключается в попытке остановить машину, вводя её боковые части в контакт с окружающими предметами. Это может быть ограждение, стена и так далее. Кстати. Это единственный из трёх способов, отрабатывать который без нужды, ради тренировки, не стоит. Просто знайте, что так тоже можно иногда выйти из сложившейся ситуации.

ВИДЕО: отказали тормоза — что делать

Краткие итоги

В качестве итогов не будем, наверное, подбивать то, что уже и так сказано. Добавим лишь несколько напутствий. Во-первых, если вы вдруг обнаружили, что педаль тормоза стала проваливаться даже чуть-чуть — дальнейшая эксплуатация машины смертельно небезопасна. Во-вторых, торможение является далеко не единственным методом избежать столкновения. Бывают ситуации, когда лучше, наоборот, поддать газу. Проверено на практике.

Автор: Петренко Сергей Категория: Тормозная система Доступны: Обновлено: 25 января 2024 Просмотров: 147523

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *