Почему стоит посетить зимний дворец
Перейти к содержимому

Почему стоит посетить зимний дворец

  • автор:

Все, что нужно знать про Зимний дворец в Петербурге

Зимний дворец — это резиденция русских императоров в Санкт-Петербурге. Я считаю, что его по праву можно считать главной достопримечательностью Петербурга. Интересно, что когда-то по указу Николая I в Петербурге было запрещено возводить постройки выше Зимнего дворца. Все равнялись на резиденцию русских императоров — так она стала лицом города, определяющим архитектурную моду Петербурга.

Как начать знакомство с Зимним дворцом?

Этим летом я ездила на сегвее по Дворцовой площади, вокруг Александровского столба. Именно в этот момент в моей голове возникла причудливая космогоническая метафора. Если Александровский столб — это солнце Петербурга, то резиденция императоров — самая близкая и горячая планета, на которой жизнь простых людей вряд ли возможна, здесь могут жить только светила русской истории, правители империи. По мере отдаления от здания, в мое поле зрения попадала вся панорама площади, но оно по-прежнему стояло в центре картинки. При приближении к нему, он вынуждает фокусироваться на отдельных деталях постройки: часы, пилястры, барельефы… Такое экстремальное знакомство не может оставить равнодушным никого. Хватайте велосипеды, самокаты, ролики и отправляйтесь в это захватывающее путешествие. Но такое знакомство хорошо лишь на эмоциональном уровне. Чтобы понять всю прелесть данного сооружения, нужно углубиться в историю Петербурга. Поэтому я оставила свое оригинальное средство передвижения и отправилась разглядывать внутреннее убранство уже в обычной обуви, без колес.

Тайна названия

Если ты никогда не видел Зимний или был в нем очень давно, то я предлагаю сыграть в игру! Давайте вместе проверим, какие ассоциации вызывает его образ. Он похож на замок Снежной королевы из советского мультфильма? Или это вполне реальное здание, но вокруг пейзажи русской зимы?

Я думаю, что все те ассоциации, которые возникнут в вашем сознании, будут верны и так или иначе послужат ключом к открытию тайны.

Несмотря на говорящее название, посетить данную достопримечательность в Петербурге можно в любое время года, не только зимой. Интересно узнать, почему же его назвали именно так. Во-первых он был построен зимой, а во-вторых русские императоры жили здесь именно в это время года. Так что Зимний в Петербурге стал символом превосходства человека над стихией, природой, над русскими морозами. В этом месте можно не только укрыться от любых бурь и ветров, но и рассмотреть удивительные по красоте интерьеры. Внутри много золота, света, а благодаря огромному количеству зеркал пространство все время расширяется. Русские императоры не любили лежать без дела, поэтому в здесь даже в лютую стужу принимали послов из разных стран. Сегодня резиденция не является обособленным объектом, она входит в комплекс зданий Эрмитажа в Петербурге — музея, о котором вы можете подробнее прочитать здесь. Я же расскажу вам именно о Зимнем дворце.

История

На самом деле Зимний дворец в Петербурге перестраивался пять раз. Самый первый вариант был сделан из дерева и больше походил избушку. В нем не было того шика, который мы видим сейчас. Этот деревянный домик стал подарком Петру от губернатора Петербурга. Вторым архитектором был Георг Маттарнови. Постепенно здание эволюционировало. Именно это архитектурное взросление и интересует нас, ведь через историю конкретного здания можно проследить, как совершенствовалась сама Россия: менялись ее дома, улицы, внешний облик людей. Третье здание было возведено по проекту Растрелли в 1762 году. Строительство шло семь лет. Сам архитектор считал, что создает дворец для всероссийской славы.

Как известно, вся архитектура Петербурга делится на два типа. С одной стороны, мы можем видеть Петербург Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского — город с мрачными улицами, униженными и оскорблёнными людьми. Такой Петербург наполнен мистикой и безысходностью человеческого существования. Но есть и другая его сторона, о которой невозможно забыть. И одной из главных достопримечательностей этого «праздничного» и счастливого Петербурга является Зимний дворец. От него веет шиком и беззаботностью. Широта русской души и европейская упорядоченность, легкость и тяжесть, задумчивость и веселость — эти противоречия рождают гармонию.

Его перестраивали разные архитекторы и правители. Так вырос целый комплекс, который сегодня может посетить каждый. В 1837 году в здании вспыхнул пожар, который нельзя было потушить около суток, многие бесценные вещи были утрачены. После пожара был создан план по реконструкции. Стасов и Брюллов взялись за это дело. Через 15 месяцев большая часть здания была восстановлена.

Что находится в Зимнем дворце

Дворцовая площадь, где находится Зимний дворец в Санкт-Петербурге, — главная площадь города. Не нужно много думать о том, как попасть в Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Просто покупаем билет и заходим. Вход в Зимний дворец (Санкт-Петербург) находится прямо на Дворцовой площади. Есть на что посмотреть в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге! От входа Зимнего дворца в парадные залы ведет Посольская лестница. Послы из других государств сразу могли познакомиться с русскими традициями гостеприимства, восходя по красной дорожке.

В XIX веке лестницу начали называть Иорданской, так как во время праздников крещения по ней спускались члены императорской семьи к проруби в Неве.

Парадную часть восстанавливал архитектор Стасов. Он пытался сохранить стиль барокко с присущим ему богатым убранством, лепниной, зеркалами в тяжелых позолоченных рамах.

Петровский зал посвящён памяти первого русского императора Петра Великого. В оформлении интерьера преобладает красный французский бархат, на нем вышиты вензель Петра и растительный орнамент.Картины войн напоминают о силе России. Также интересен портрет императора: на нем Петр изображен рядом с богиней мудрости.

В Гербовом зале можно увидеть гербы всех российский губерний. Кроме того, здесь находятся скульптуры русских воинов. В этом же зале раньше устраивались официальные приемы.

Далее перед посетителями предстает Военная галерея — это длинный коридор, на стенах которого представлены портреты 322 генералов. В общем, весь цвет российской армии XIX века: Кутузов, Багратион, Платов, Раевский…

Малахитовая гостиная была создана для жены Николая I. В этом зале много малахита из рудников братьев Демидовых. Перед скульптором стояла задача практически государственной важности: он должен был продемонстрировать мощь и богатство русских земель, найти тот природный материал (минерал или камень), который бы олицетворял Россию. Зеленый цвет малахита наилучшим образом подчеркнул статус Российской империи. Малахит является символом жизни и роста.

Билеты

Для того, чтобы попасть в Зимний дворец в Петербурге, необходимо купить билет в кассах или в электронной форме. Второй вариант наиболее удобен, так как вам не придется стоять в длинных очередях.

Цены разнятся от 300 до 1000 рублей, сколько стоит побывать в Зимнем дворце в Петербурге, зависит от возраста. Для студентов, школьников и для других льготников вход свободный и бесплатный. Так как резиденция императоров в Петербурге входит в комплекс архитектурных сооружений, то и в сумму билета входит комбинированный список мест, которые вы сможете посетить: Эрмитаж, дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода… Выбирайте тариф с умом, так как в один день можно увидеть несколько достопримечательностей. Это будет дешевле и плодотворнее, чем по отдельности. Перед тем как посетить Зимний дворец самостоятельно, почитайте о нем и его экспозициях, это позволит лучше ориентироваться внутри. Но самый лучший вариант — пройти по залам с экскурсоводом, хотя бы в первое посещение.

Есть еще одна приятная новость: первый четверг каждого месяца — это день бесплатного посещения. Подробнее о ценах можно узнать на сайте Эрмитажа.

Как добраться

Как добраться: в Петербурге от станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект». Двигаться нужно по Невскому проспекту, в сторону Васильевского острова. После того, как Невский проспект закончится, вы выйдите на дворцовую площадь. Ориентироваться нужно на огромную арку, внутри которой возвышается Александровский столб. Вход в Зимний дворец в Петербурге находится прямо напротив Эрмитажа.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2 / Дворцовая набережная, д. 38. Зимний дворец посетить можно с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17:00), понедельник — выходной день.

Читайте также:

  • Что привезти из Непала: cувениры и подарки
  • Готический квартал
  • Жилье в Томске: гостиницы, хостелы, апартаменты, санатории
  • Хорошие четырехзвездочные отели в Египте с аквапарками

Зимний дворец

Зимний дворец фото

Зимний дворец, без сомнения, известен во всем мире и его хотят посетить миллионы людей ежегодно. И такое желание вполне понятно. Это поистине легендарное сооружение является не толькосимволом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью, а и олицетворением целой эпохи царского правления. Однажды даже был издан указ Николаем I, согласно которому ни одноздание города не должно было превышать верхнюю точку царской резиденции. И чтобы понять всю ценность Зимнего дворца, нужно непременно окунуться в его историю, уходящую корнями вдалекий 18-й век.

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания. Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения. По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Пожар в Зимнем дворце

Зимний дворец едва не был уничтожен огнем в 1837 г. из-за, вышедшей из строя, печной трубы. Пожар не могли потушить около суток и огненная стихия унесла много шедевров мирового искусстваи внутреннего роскошного убранства с собой. Все имущество, которое успели вынести, было сложено на дворцовой площади, вокруг Александровской колонны. Реконструкция дворца продолжалась3 года. Всеми работами занимались Стасов и Брюллов, которым удалось восстановить большую часть Зимнего дворца и сохранить первозданный стиль русского барокко.

После убийства Александра II, принимается решение о переносе императорской резиденции в Гатчину и только с началом правления императора Николая II, вся чета снова переезжает в Зимнийдворец и остается там до начала революции 1905-1907 гг. Императорской резиденции больше никогда не представится увидеть особ царской крови и укрыть их за своими стенами.

В 1918 г. Зимний дворец отводится для музея Революции, что и послужило причиной внутренних изменений убранства. Именно тогда была уничтожена Романовская галерея, в которой размещалисьпортреты всего царского семейства. Гербовый зал был отведен для театральных постановок, а в Николаевском стали снимать кино. В 1922 г. весь комплекс был передан государству, гдеобосновался Эрмитаж, который мы знаем и можем посетить.

Зимний дворец сегодня

Сегодня Зимний дворец всячески выделяется на общем фоне города и поражает своей красотой и размерами. Построенный в виде огромного квадрата, размеры которого 137 на 106 метров сбольшим внутренним двором, дворец подчеркивает индивидуальность города и дополняет его общую архитектуру, а также является прямым доказательством величия российских императоров.

Зимний дворец повидал на своем веку многое и хранит по сей день много тайн и загадок. Этим достоянием истории необходимо гордиться и всячески его оберегать для будущих поколений.

Рекомендуем

Танец как философия: модерн и contemporary

Основные театральные термины

Много шума из ничего

Приют Комедианта: стремление к постмодерну

Как занять ребёнка на новогодних праздниках. Полезные советы.

Древнегреческий театр: от вакханалий до Аристофана

Подберем мероприятие для вас

На этой неделе В эти выходные Следующие выходные

  • Анонсы
  • Места
  • Новости
  • Интересные статьи
  • Спектакли по Достоевскому
  • Спектакли по Толстому
  • ТОПы и подборки

Информация от BILETSOFIT

Зимний дворец

Зимний дворец фото

Зимний дворец, без сомнения, известен во всем мире и его хотят посетить миллионы людей ежегодно. И такое желание вполне понятно. Это поистине легендарное сооружение является не толькосимволом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью, а и олицетворением целой эпохи царского правления. Однажды даже был издан указ Николаем I, согласно которому ни одноздание города не должно было превышать верхнюю точку царской резиденции. И чтобы понять всю ценность Зимнего дворца, нужно непременно окунуться в его историю, уходящую корнями вдалекий 18-й век.

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной. В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император. Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью. По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией. После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени. Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания. Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения. По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения. Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра. После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом. В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Пожар в Зимнем дворце

Зимний дворец едва не был уничтожен огнем в 1837 г. из-за, вышедшей из строя, печной трубы. Пожар не могли потушить около суток и огненная стихия унесла много шедевров мирового искусстваи внутреннего роскошного убранства с собой. Все имущество, которое успели вынести, было сложено на дворцовой площади, вокруг Александровской колонны. Реконструкция дворца продолжалась3 года. Всеми работами занимались Стасов и Брюллов, которым удалось восстановить большую часть Зимнего дворца и сохранить первозданный стиль русского барокко. После убийства Александра II, принимается решение о переносе императорской резиденции в Гатчину и только с началом правления императора Николая II, вся чета снова переезжает в Зимнийдворец и остается там до начала революции 1905-1907 гг. Императорской резиденции больше никогда не представится увидеть особ царской крови и укрыть их за своими стенами. В 1918 г. Зимний дворец отводится для музея Революции, что и послужило причиной внутренних изменений убранства. Именно тогда была уничтожена Романовская галерея, в которой размещалисьпортреты всего царского семейства. Гербовый зал был отведен для театральных постановок, а в Николаевском стали снимать кино. В 1922 г. весь комплекс был передан государству, гдеобосновался Эрмитаж, который мы знаем и можем посетить.

Зимний дворец сегодня

Сегодня Зимний дворец всячески выделяется на общем фоне города и поражает своей красотой и размерами. Построенный в виде огромного квадрата, размеры которого 137 на 106 метров сбольшим внутренним двором, дворец подчеркивает индивидуальность города и дополняет его общую архитектуру, а также является прямым доказательством величия российских императоров. Зимний дворец повидал на своем веку многое и хранит по сей день много тайн и загадок. Этим достоянием истории необходимо гордиться и всячески его оберегать для будущих поколений.

Эрмитаж — Зимний Дворец: как посетить все комплексы со скидкой

Зимний дворец принадлежит к шедеврам елизаветинского барокко и наряду с постройками дворцов Строгонова, Воронцова, Аничкова и Смольного монастыря является главной содержательной достопримечательностью Северной столицы. Все эти архитектурные ансамбли создавались в 18 веке специально выписанным из-за границы зодчим Растрелли, однако именно Зимний является художественной «визиткой» этого художника.

Дворец возводился, как пишут современники, «не подрядом, а нарядом», в помощниках у графа Растрелли было только два лица «архитектургии гезеля» — это Федор Шанин и его ученик Николай Васильев. Впрочем, нынешний Зимний — это уже 4 (по другому счету – 6) «наследник» в истории императорских резиденций столицы.

Музеи Эрмитажа за копейки

Мало кто знает, но посетить все музеи Эрмитажа и просмотреть все коллекции можно по единому билету музея. Новый билет с правом посещения всех филиалов на два дня стоит всего 1000 рублей.

Что можно посмотреть:

1) Главный музейный комплекс

Главный музейный комплекс Эрмитажа включает в себя несколько зданий — Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и здание Эрмитажного театра — всего более чем 350 залов, наполненных произведениями искусства разных эпох и направлений.

Место: Дворцовая площадь, 2.

2) Главный штаб

Дворцовая площадь

Фото: Ольга Лисичкина

Восточное крыло с 1993 года принадлежит Государственному Эрмитажу. Построенное в первой половине XIX века здание Главного штаба в разное время служило центром для Военного министерства, Министерства иностранных дел и Министерства финансов. Впрочем, западное крыло и сейчас занимает командование Западного военного округа России.

Место: Дворцовая площадь, 6/8.

3) Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I находится в здании Эрмитажного театра. Попасть сюда можно только через отдельный вход со стороны Дворцовой набережной, кассы расположены там же.

Место: Дворцовая набережная, 32.

4) Дворец Меншикова

Построили его к 1714 году, но отделочные работы продлились аж до 1727 года. Над строительством работали известные европейские мастера: Франческо Фонтана, Доменико Трезини, Готфрид Шедель, Карло Растрелли и другие. Дворец выполнял административную функцию и служил резиденцией правой руки Петра. В советские годы здесь находилось Военно-политическое училище, а под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени.

Место: Университетская набережная, 15.

5) Музей Императорского фарфорового завода

Музей Императорского фарфорового завода — это уникальное место, где история России отображена через фарфор: около 30 тысяч уникальнейших экспонатов, собиравшихся на протяжении двух с половиной веков.

Место: Пр. Обуховской Обороны, 151.

Из истории петербургских «зимних дворцов»

Постройка одного из первых строений царского Зимнего дворца приходится по времени на царствование Анны Иоанновны. Тогда августейшая резиденция представляла собой по форме неправильный квадрат (65м. по длине на 50м. по ширине) высотой в 4 этажа, который находился на месте дома графа Апраксина и перешёл к царской фамилии по завещанию умершего вельможи.

Им владел Петр II.

Готовясь вернуться в Петербург после своего коронования, императрица Анна годом ранее приказывает достроить этот дом, добавив к имеющимся в нём постройкам ещё и церковь, покои и прочее.

Все это поручается ведущему тогда царскому зодчему Трезини, который выполняет указ за 7 месяцев, и резиденция становится готовой к приему августейшей монархини еще осенью. Однако Анна Иоанновна ждет зимы, чтоб добраться до нового дворца по снегу, так называемым зимним путем.

Снег выпадает в январе, и весь царский двор за трое суток добирается из Москвы на невские берега. Ступив на порог перестроенного дома, императрица утверждает его главным дворцом новой русской столицы.

Однако эти палаты Апраксина, даже будучи перестроенными, не могли соответствовать царским запросам. Историки пишут, что это здание не имело к тому же ни одного приличного зала для размещения царского трона, не говоря о должном антураже для приёма иностранных гостей.

Так появляется задача возведения нового Зимнего дворца, первый камень которого закладывают в 1732 году 27 мая, а уже в 1737 году в городе появляется ещё одна царская резиденция, но сооружаться она будет уже для новой владелицы русского престола – Елизаветы Петровны. К слову, для возведения дворца привлекают всю имеющуюся в столице рабочую силу, забирая мастеров даже со строительства Александро-Невского монастыря.

Этот «новый» Зимний уже имеет специальный тронный зал, церковь и 70 покоев разной площади. В нем также размещён и театр. Дворец по-прежнему поначалу перекрыт гонтом, но затем крыша заново покрывается железом. Разобранный гонт императрица передает в дар казармам Измайловского полка. Интересно, что для обогрева новых покоев задействуют целых 90 печей! Современники пишут, что новый Зимний был очень хорош внешне – он имел два главных подъезда (с Невы и со двора), три балкона (на Неву, на Адмиралтейство и на луг), парадные лестницы в нем были белокаменные, а сами подъезды украшались точеными балясами и имели поручни ручной работы. Окон в Зимнем было 407:

111- нижний этаж;
180 – средний;
116 — верхний.

Дверей имелось 130 штук, все они были из дуба.

Внутреннее убранство также было великолепным.

Тем не менее, здание и интерьеры все равно постоянно «модернизируют», зодчий Растрелли работает над обустройством придворного театра императрицы и иных сооружений.

Однако опять-таки все пристройки или переделки старых покоев снова не удовлетворяют императрицу, они не обеспечивают всех необходимых двору удобств. К тому же этот Зимний имел странное и весьма непривлекательное соседство: одна его сторона примыкала к палатам Рагузинских, которые имели ветхий вид, а панорама от ворот дворца и вовсе была недостойной императорских покоев. Так, там сгрудились деревянные постройки, конюшни, какие-то сараи, да и вся местность была грязной и слишком пестрой.

Поэтому Елизавета приходит к решению о сооружении ещё одного Зимнего, который будет статусно соответствовать российской монархии.

И в 1754 году этот дворец был заложен. Императрица возжелала жить пока что в Летнем доме, а новый дворец возводить на пустом месте от бывшего Гостиного двора, что у Полицейского моста.

Нева заполнилась барками, а вся местность от нового дворца до Мойки – рабочими палатками-шалашами. Работа шла очень медленно, строителей не смогли расселить в нормальные помещения (они жили в землянках или шалашах), лучших специалистов с трудом «пристроили» в казенных домах. К тому же, работы несколько раз останавливались из-за недофинансирования. Известно, что бюджет предусматривал до 120 тыс. в год, а отпускалось то 70 тыс., то 40 тыс. руб. Растрелли от таких ситуаций даже заболел, и все отчеты вместо него пришлось подписывать другому великому зодчему Питера – Фельтену.

Тем не менее, к положенному сроку (осень 1761) черновой вариант Зимнего был готов.

Елизавета желает лично обозреть сооружение и приказывает Растрелли подготовить место для подъезда её экипажа и подъемный стул для себя. Визит императрицы проходит на Святой неделе, Елизавета остается всем довольна и желает скорейшего завершения постройки. Растрелли просит её лишь о правильном и своевременном отпуске денег и обещает закончить в срок (сентябрь 1762). Но, как мы знаем, Елизавета Петровна оказалась лишенной удовольствия принять Зимний дворец во всей его красе в свое владение, в декабре 1761 года государыня умирает.

Первым новосёлом дворца становится елизаветинский наследник Петр III, который поселяется там в апреле перед Пасхой. Зимний ещё не готов полностью, отделка дворца не завершена, а вся площадь перед ним завалена строительным мусором и заставлена сараями, шалашами и проч. Причем, все это необычайно затрудняет сам подъезд ко дворцу. Выход находит генерал-аншеф Корф, тогдашний генерал-полицмейстер столицы. Он предлагает отдать всё это даром народу. Приказ царя был мгновенен. Еще быстрее оказалась реакция на него. За пару часов на площадь прибежала тьма горожан, которые разобрали весь хлам и рухлядь по личным нуждам. Историки говорят, что император почти не отрывался от окна, глядя на это «презабавное» зрелище. К вечеру вся площадь была расчищена, причем даже на мусор и щебень нашлись свои желающие.

Официально царская семья переезжает в Зимний в Великую Субботу, тогда же освящается и придворный храм.

Этот переезд не ознаменовал собой полного окончания работ, еще поправлялась крыша, потолки, велась отделка, затем был устроен висячий сад и манеж. Известно, что завершением этих работ руководила уже Екатерина Алексеевна. По сводкам расход на отделку дворца тогда составил в итоге (на 1768 год) – 2, 622 млн. руб.

В 1767 году было начато строительство пристройки к Зимнему, которую императрица назвала Эрмитажем.

В судьбе этого главного здания царской России было еще много событий. Одно из них следует упомянуть обязательно. Это пожар 1838 года, который существенно разрушил Зимний, когда дворец горел 30 часов кряду.

Архитектурное совершенство зодчего Растрелли.
Мы уже отмечали, что данное сооружение имеет статус шедевра русского зодчества и является апофеозом растреллиевского барокко.

Зимний – это доминанта центральной части столицы, которая задумана как символ величия империи.

Здание решено в виде большого прямоугольного блока, который имеет:
— Обширный крестообразный внутренний двор;
— Крупные угловые выступы.

Зимний рассчитан на восприятие со всех сторон, причём как на дальних, так и на близких расстояниях.

Его фасады имеют длинную протяженность, отсюда зодчим принято решение сильной пластики членения дворца и её больших объемов. Этим же оправдываются массивные ризалиты и могучий рельеф ордера. Кроме этого, фасады имеют двухъярусное членение, которое обработано трехчетвертными колоннами – удлиненными вверху и короткими внизу.

Интересно, что два парадных фасада Зимнего имеют разное воплощение.

Фасад, который выходит на Неву – северный, имеет заглубленную среднюю часть и широкие ризолиты по бокам, что оформлены непрерывными колоннадами.

Фасад на площадь (южный) – отличается динамикой и экспрессией ритма форм. Его центр немного выступает вперед, по его сторонам прослеживаются то выступающие, то западающие фасадные части. Рисунок расположение колонн неодинаков, эти элементы то собраны вместе, то будто «разбросаны» по всей длине здания. Также фасад имеет тройную прорезь для проезда во двор.

Фасады располагают к тому же удивительным оформлением окон. Все проемы имеют 12 типов окон, которые, в свою очередь, имеют 22 варианта своего обрамления.

Принцип декора Зимнего – это нарастание элементов снизу вверх.

Тем не менее, для плана самого дворца характерна строгая и четкая структура — он исключительно прямоугольный и не имеет никаких барочных закруглений.

Интересно, что великий Растрелли не смог закончить задуманное, отделка дворца завершалась без него. Екатерина Вторая дала талантливому зодчему полную отставку.

Позже помещения дворца перестраивались:
1760-90гг. – под «классицизм» архитекторами Фельтеном, Ринальди, Кваренги, Валлен-Деламотом.
1820-30гг. – под «ампир» — Росси и Монферан.

После пожара восстановление проводили Брюллов (эклектика) и Стасов. Тогда же в нем появляются металлические перекрытия конструкций, которые не горят.

В ноябре 1917 Зимний дворец становится частью государственного Эрмитажа.

Зимний дворец

С середины XVIII и до начала ХХ века Зимний дворец был резиденцией российских императоров.Во времена Первой мировой войны в здании располагался лазарет, после Февральской революции в Зимнем дворце заседало Временное правительство, позднее помещение занимали разные учреждения и ведомства. Но большинство людей привыкло видеть в нем Эрмитаж – один из крупнейших музеев во всем мире.

Расположение
Дворцовая набережная, 32
Время работы
со вторника по воскресенье: 10:30-18:00, по средам до 21:00, понедельник – выходной

Стоимость билетов:

Главный музейный комплекс и филиалы: полный — 700 рублей

Дети, студенты, пенсионеры — бесплатно

Бесплатный вход всем: третий четверг каждого месяца, 18 мая и 7 декабря

Что происходило в Зимнем дворце?

  • 29 декабря 1837 года дворец вспыхнул. Пожар продолжался в течение трех дней, при его тушении погибли 13 человек. Пришлось восстанавливать все практически с нуля, ценой невероятных усилий рабочие уложились в пару лет. Тогда, для большей прочности, многие деревянные конструкции дворца заменили на металлические;
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем прогремел взрыв. Его автором был революционер С. Н. Халтурин. Главной цели — убить Александра II достигнуть не удалось;
  • 9 января 1905 года на пути к дворцу были расстреляны мирные демонстранты из числа рабочих. Расстрел вылился в первую российскую революцию XX века;
  • В октябре 1915 года резиденция служила в качестве военного госпиталя. Под палаты были отданы залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский;
  • В ночь с 7—8 ноября (по новому стилю) 1917 года Зимний дворец был взят силами подвижников Октябрьской революции. Уже тогда здание начали использовать в просветительских целях, организуя там кинопоказы, концерты, лекции;
  • В 1920-22 гг. во дворец перенесли ценности Государственного музея Революции и шедевры Государственного Эрмитажа. Оба музея занимали одно здание до 1941 года;
  • Когда началась Великая Отечественная война, подвалы Зимнего переоборудовали под бомбоубежища. До 1942 года там постоянно находилось около двух тысяч человек. Вместе с людьми от бомбежек укрывались многие не эвакуированные экспонаты из пригородных императорских владений и различных учреждений Ленинграда.

Главные помещения Зимнего дворца

Всего в Зимнем четыре основных корпуса, которые соединены многочисленными залами, галереями, комнатами — их почти 500.

Парадная Иорданская лестница

При входе во дворец нас встречает великолепная лестница, получившая свое название от Иордани, — крещенской купели. Именно по Иорданской лестнице крестный ход направлялся к реке для последующего омовения.

Георгиевский или Большой тронный зал

Когда-то — главный зал страны. Именно там испокон веков стоял трон: начиная с 18 века, на нем восседали российские монархи. Пожар 1837 года совершенно уничтожил данный символ самодержавия, но мастерам удалось воссоздать былое великолепие. После революции трон разобрали и вернули только спустя много десятилетий — в конце 1990-х.

Эрмитажный театр

Изящный небольшой театр в былые времена предназначался для избранных: членов царской семьи и приближенной знати. Сейчас его двери открыты для каждого: на легендарной сцене проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, научные диспуты и симпозиумы.

Большая церковь Зимнего дворца

Имелась у монарших особ и собственная церковь: в этих роскошных интерьерах обращало свои молитвы к Богу не одно поколение российских правителей. Простым смертным вход сюда был запрещен. После великого пожара 1837 года помещение реконструировали с большой точностью, однако в целях безопасности деревянные элементы заменили на конструкции из папье-маше.

В церкви находятся бесценные православные реликвии: образ 17 века в золотой ризе с бриллиантами, десница Св. Иоанна Предтечи и ковчег из золота с частицей ризы Господней — наследие могущественного ордена госпитальеров.

Интересные факты

Настоящим символом Зимнего дворца в целом и Эрмитажа в частности стали усато-полосатые защитники музейных ценностей от грызунов. История эрмитажных котов началась при Елизавете Петровне, выписавшей из Казани несколько десятков мышеловов. Каждый год весной проходит праздник — «День эрмитажного кота». В этот день все желающие могут пройти в подвалы музея, покормить котиков и поиграть с ними. Еще, любому животному можно подарить дом.

Зимний дворец входит в состав почти всех обзорных экскурсий по Санкт-Петербургу. Обязательно приходите, будет интересно!

  • Интерьеры Зимнего дворца несколько раз менялись. Сохранила свой вид только Иорданская лестница, по которой императорская семья спускалась в день проведения водосвятия – купания в проруби.
  • Сегодня мы видим пятый по счету Зимний дворец. Первый строился для Петра I в 1708 году и был значительно меньше. Позже здание перестраивалось разными архитекторами.
  • На момент строительства Зимний дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, и до 1905 года возводить дома выше него было запрещено законом.
  • К строительству Зимнего дворца привлекли 4 тысячи человек со всей страны.
  • Простые люди впервые попали во дворец в 1851 году, когда в части комнат открыли музей. Билетов продавали мало, и стоили они очень дорого.
  • В 1830-х Зимний дворец серьезно пострадал от пожара. Работы по восстановлению здания продолжались полтора года.
  • Александр Сокуров снимал в здании Зимнего дворца первый российский фильм без использования монтажа. Съемки заняли полтора часа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *