Чем отличается цетановое число от цетанового индекса
Перейти к содержимому

Чем отличается цетановое число от цетанового индекса

  • автор:

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

Дизельное топливо – это смесь углеводородов, которая используется, прежде всего, как моторное топливо, кипит при температуре в промежутке 200 – 350 °C и получают его, как правило, на нефтеперерабатывающем производстве. Важные для нас показатели дизельного топлива: цетановый индекс, цетановое число, точка воспламенения, точка засорения холодного фильтра (CFPP), точка помутнения (CP).

Цетановый индекс и цетановое число характеризуют самовозгорание дизельного топлива и способность равномерного горения. Цетановый индекс определяют с помощью расчетов, а цетановое число опытным путем. В случае низкого цетанового числа происходит запоздалая самовоспламеняемость топлива и быстрое горение (возникает «стук» мотора). В случае высокого цетанового числа топливо быстро воспламеняется и горит на кончике сопла не должным образом смешиваясь с воздухом (возникает «дымление» мотора). Цетановое число можно повысить с помощью примесей. Дело в том, что в случае недостаточного использования примесей при длительном хранении топлива цетановое число понижается. Поэтому следует добавлять эти примеси непосредственно перед применением топлива.

Точка воспламенения характеризует огнеопасность топлива и должна быть свыше 55°C. Даже при небольшом попадании бензина в дизельное топливо точка воспламенения понижается и огнеопасность растет. NB! Будьте осторожны при закачивании разных видов топлива одним и тем же прибором.

Точка закупоривания холодного фильтра и точка помутнения характеризуют возможности использования топлива при низких температурах. Находящиеся в дизельном топливе парафины при понижении температуры начинают кристаллизоваться, что вызывает засорение холодных фильтров и топливных труб, и даже может прервать подачу топлива. У топлива с большой вязкостью медленная текучесть.

Показатели морозоустойчивости дизельного топлива

Класс CFPP
C -5ºC
D -10ºC
E -15ºC
F -20ºC
Класс Помутнение CFPP
0 -10ºC -20ºC
1 -16ºC -26ºC
2 -22ºC -32ºC
3 -28ºC -38ºC
4 -34ºC -44ºC

Летнее дизельное топливо в Эстонской Республике должно соответствовать классу С , а зимнее дизельное топливо классу 1. Летним периодом в Эстонии считается промежуток с 1 мая по 30 сентября, а зимним периодом промежуток с 1 декабря по 29 февраля. Переходящим периодом считаются промежутки с 1 октября по 30 ноября и с 1 марта по 30 апреля.

Продаваемое на Olerex дизельное топливо соответствует эстонским стандартам EVS-EN 590.

Цетановый индекс и цетановое число

Всех приветствую!
Есть химики или просто шарящие? Как понимаю, цетановый индекс — это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок.
Обычно цетановое число > индекса, но на Шелле оказалось наоборот.

Как можно объяснить?

Запчасти

Точка опоры
ТОЧКА ОПОРЫ

Наконечник рулевой тяги Hyundai: Accent 00-05, Coupe 02-, Lantra 01-, Matrix 08/01-, KIA: Cerato 08/04-

5 февраля 2015 Метки: другое
Поделиться:

Ford Mondeo 2010, двигатель дизельный 2.0 л, 140 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — другое

Машины в продаже

Ford Mondeo, 2011

Нижний Новгород

Ford Mondeo, 2013

Ford Mondeo, 2010

Ханты-Мансийск

Ford Mondeo, 2008

Комментарии 5

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Сделай скрин на bp для сравнения, который дизель ультимейт у них, посмотрим что там, какие индексы

По пути нет BP… как рядом проезжать буду заеду

Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40—55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка горения (время между началом впрыскивания и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 48-51, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 48 единиц. Кроме того, технические условия для зимних сортов с депрессорными присадками разрешают выпуск арктического топлива с цетановым числом не менее 40.

Величина цетанового числа дизельного топлива зависит от его фракционного состава. Так наибольшие показатели имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Самые низкие цетановые числа у ароматических углеводородов, которые не имеют боковых цепей. Таким образом, конечное значение напрямую зависит от того, в каких пропорциях эти соединения содержатся в составе дизельного топлива.

Чем выше цетановое число, тем больше затраты на его производство. Для экономии средств, производители довольно часто применяют присадки, с помощью которых можно увеличить значение на 2-7-единиц. Обычно для этой цели используется изопропил или циклогексилнитраты. Дальнейшее повышение добавлением присадок недопустимо, поскольку ухудшаются другие показатели дизельного топлива.

Цетановое число дизельного топлива

Как для бензинового топлива октановое, так и цетановое число в отношении двигателей, работающих на дизельных составах, определяет свойства горючести смеси. Конечно, можно углубиться в терминологические тонкости, чтобы найти более подробные объяснения, но оба говорят о качестве воспламеняемости – цетановым числом измеряют именно скорость загорания дизельного топлива. Упростим любые объяснения таких характеристик: если октановый коэффициент показывает, насколько в топливе выражена способность сопротивления к детонации, то высоким цетановым числом напротив: обозначают легкость воспламенения – что и требуется для ровной, стабильной работы дизельных двигателей.

Какое цетановое число должно быть у дизельного топлива

Нормы цетанового числа в России

Цетановое число в других странах

Обозначение марок дизтоплива

Как повысить цетановое число

Присадки в процессе производства

Самостоятельное повышение цетанового числа

Какое цетановое число должно быть у дизельного топлива

Поскольку этот показатель прямо связан со временем, проходящим между впрыском и воспламенением топлива, одинаково губительным для двигателя станет и слишком короткий, и чрезмерно длинный период. При низком цетановом числе увеличивается период начала горения и скорость, с которой образуется давление в камере сгорания. Ухудшается качество работы двигателя и при высоком цетановом числе: от 65 единиц и выше мотор начинает «сбоить», последствия длительного использования дизельного топлива с неподходящим для условий эксплуатации цетановым числом катастрофичны. Это быстрый износ и выход из строя деталей ДВС, топливного насоса с последующей дорогостоящей заменой элементов.

Нормы цетанового числа в России

Содержание цетана (он же – гексадекан, насыщенный углеводород в топливной смеси) не должно опускаться ниже 40 единиц, хотя при низких температурах окружающей среды запуск мотора на топливах с низким коэффициентом гексадекана упрощается. Но такое исключение действует только в регионах с холодным климатом, для которых разработаны специальные дизельные топлива – арктические. В них в обязательном порядке уже на уровне производственного технологического процесса должны присутствовать депрессорные присадки, защищающие двигатель от преждевременного износа. В средней же полосе России оптимальные значения цетанового числа для дизельного топлива составляют 45-55 единиц.

  • Стандартному топливу присваивается значение от 48 до 51.;
  • Премиальному (высшего качества) – 51-55.

Есть мнение, что качественная работа мотора и слишком высокие цетановые индексы, например, числа дизельного топлива выше 60 несовместимы. Отчасти это так, если не принимать во внимание характеристики самого двигателя. Популярные турбированные модели капризны и требуют высоких значений, в отличие от моторов обычной конструкции. Какие цетановые числа хороши именно для имеющегося в авто двигателя, зависит от множества его характеристик.

Нормативные документы, регулирующие качество производства дизельного топлива:

  1. ГОСТ Р 52368-2005
  2. ГОСТ 32511-2013
  3. ГОСТ 305—2013

Обратите внимание, что ГОСТы Р 52368-2005 и 32511-2013 – это практически полный аналог европейского стандарта EN 590 : 2009. Это объясняет пометку «ЕВРО» для всех топлив, произведённых по условиям государственных российских стандартов.

Следует заметить, что именно в России дизельное топливо применяется в основном на коммерческом транспорте, в первую очередь, как экономически выгодное. На таких авто не предусмотрена установка высокотехнологичных скоростных двигателей – например, с турбонаддувом. Но владельцам машин с турбодизелем требуется заправка горючими смесями с самым высоким цетановым числом, какое только доступно на территории России, для достижения максимального КПД мотора и его сохранности на протяжении срока службы приветствуется также и использование специальных присадок, повышающих коэффициент цетана в топливной смеси.

Цетановое число в других странах

Европейские регламенты диктуют минимальный показатель, равный 40 ед., начиная с 2000 года. Стандартно на АЗС стран Евросоюза можно купить дизтопливо с показателем цетанового числа от 46 до 51 единиц содержания гексадекана. Евросолярку премиального класса предлагают с индексом около 60. Такие составы можно приобрести в Финляндии, в большинстве скандинавских стран и в целом в Северной Европе, что обусловлено в первую очередь климатическими условиями и только потом техническими особенностями автопрома.

Рекордсменом по цетановому числу топлива можно назвать марку Neste MY Renewable Diesel – этот состав продаётся в основном в Финляндии, имеет индекс в 70 единиц и считается одним из самых безопасных в экологическом аспекте (не содержит серы, ароматических веществ, токсичных добавок, да 90% снижен выброс отработки).

Несколько «отстаёт» от евро-показателей Северная Америка, стандарт для штатов составляет минимум 40, а средние значения всего лишь 42-45 единиц. Но в США большую популярность и при этом высокую безопасность имеет использование присадок – в ход идут добавки, повышающие не только индекс цетанового числа, но и смазывающие, моющие качества смесей, защита от отложений углерода, очистки форсунок и т.д.

Тот же производитель Neste MY Renewable Diesel, но уже в США, изготавливает экологически безопасные смеси с индексом содержания цетана в 75-85 единиц.

Обозначение марок дизтоплива

В целом путаница происходит только в обозначениях, а потребительские характеристики являются практически идентичными – в соответствии между ГОСТами и стандартами EN, а также влиянием технических регламентов таможенного союза (ТР ТС 013/2011). Разобраться в обозначениях не так и сложно, большинство проверенных производителей для упрощения соответствия указывают в паспортах качества к дизельному топливу обе маркировки.

Например, популярный состав Евро-5 можно встретить на АЗС и под маркировкой ДТ-З-К5, и как сорт F вид III.

Сорта A, B и С – это летние смеси (до минус 5 o С);

E и F – межсезонные и зимние для умеренного климата (до минус 20 o С).

В России экологические классы 1 и 2 запрещены, 3-й выводится из обращения, рекомендовано применение топлив не ниже 5 класса (III европейского).

Стоит учесть, что такое положение действует именно в регионах с умеренным климатом. Для районов с более суровыми зимами принято только обозначение кириллицей: ДТ – З – К3 (4 и 5) или ДТ – А (арктическое) – К 3 (4 и 5). Такие марки обеспечат запуск двигателя при температурах от минус 32 до минус 52 o С.

Как повысить цетановое число

Присадки – единственный надёжный, проверенный инструмент для улучшения эксплуатационных характеристик и в частности работы составов с недостаточным цетановым индексом. При этом добавление присадок не является противозаконным или противоестественным даже на этапе производства, а напротив, приветствуется, в отличие от бензиновых топлив. Видов присадок категории цетан-корректоров разнообразное и приятное множество, и все они чаще всего многофункциональны:

-повышают цетановое число;

-препятствуют окислению, появлению коррозии;

-обладают моющими и кондиционирующими свойствами;

-проявляют депрессорные, антигелевые свойства (не загустевает при морозах).

Конечно, стоит учитывать ожидания, возлагаемые на применение присадок, но если в планах присутствует не всегда логичное желание улучшить в разы КПД двигателя, то с помощью добавлений сторонних составов такое вряд-ли достижимо, поскольку возможности мотора ограничены его техническими характеристиками. Но ездить на лучшем топливе, чем продлить срок службы деталей и облегчить нагрузку на двигатель в процессе работы с помощью цетановых корректоров всё же можно.

Присадки в процессе производства

Как часть технологического процесса, введение в состав дизельного топлива различных фракций, улучшающих его качество, осуществляется только на специальных профессиональных установках, например, УСБ. Такие смесительные станции позволяют добиться высокого качества в топливах с наличием до 5 компонентов. К слову, именно с помощью станций компаундирования можно получить из летних дизельных составов зимние. Введение таких присадок регламентировано по ГОСТ.

Самостоятельное повышение цетанового числа

Если обобщить, добавление присадок в этом случае вряд-ли существенно скажется на экономии расходов и конечно же, не добиться фантастических показателей разгона и КПД. Но всё же автовладельцы непременно получают долгосрочную пользу от улучшения качества работы двигателя, если разумно придать увеличения цетановому числу:

  • легче запуск мотора;
  • меньше нагрузка на детали;
  • снижение шумов и стуков в двигателе;
  • минимум ненужных отложений на стенках и деталях.

Итого – меньший износ двигателя, что бесспорно придаёт владельцу авто, работающего на солярке, больше уверенности в финансовом планировании обслуживания. Вдобавок, способ применения таких добавок предельно просто – купить, вылить в бак, на время забыть о беспокойстве за мотор.

Присадки, которые проверенно повышают цетановые числа и доказали свою эффективность в России:

Speed Diesel от Liqui Moly – присадка из Германии от производителя, бесконечно уважаемого во всем мире. Незаменимый комплекс для всех, кто так или иначе вынужден заправляться на сомнительных АЗС.

Плюсы – дополнительная очистка форсунок, связывает минеральные вещества и воду, если таковые есть в смеси, снижает нагрузку на топливный фильтр, уменьшает токсичность выхлопа;

Минусы – цена, расход (25 мл присадки на 10 литров топливного расхода).

Цетан-плюс от Астрохим, присадка отечественного производства, повышает цетановые числа до 5 единиц (по описанию изготовителя), рекомендуется к применению в зимнее время.

Плюсы – подходит для двигателей с турбонаддувом, улучает качество запуска, работы мотора, увеличивает эксплуатационный ресурс ТНВД, форсунок;

Минусы – расход, маленькая ёмкость флакона (0,3 литра, хватает на 60 литров дизтоплива)

В целом все присадки, так или иначе, демонстрируют равноценные качества, выбор подходящей стоит делать на фоне доверия к производителю, приведем только несколько примеров популярных комплексов к топливам с АЗС.

Дизельное топливо — цетановое число или цетановый индекс что важно?

Не раз слышал о том что ДТ и бенз от ГЗ плохого качества, а ДТ от заправки ТЛ отличное, и на нем расход меньше, а динамика лучше, на АЗС Топлайн оно самое дорогое и маркируется как Race Diesel (гоночное ДТ)
Проехал по основным АЗС Омска Газпром Лукоил Топлайн сфотал паспорта топлива, в основном цетановое число 51-52, а цетановый индекс существенно больше на Топлайн почти 56, в сравнении с Лукоилом Екто — 53, по ГЗ странно что нет данных.

Загуглил и нашел инф по индексу: иточник chem21.info/info/730252/
Дизельный индекс характеризует степень парафинистости топлива чем выше дизельный индекс топлива, тем больше в нем парафиновых и меньше ароматических углеводородов и тем, следовательно, лучше топливо.
Между цетановым числом топлива и его дизельным индексом существует эмпирически установленная зависимость [c.177]
Первой общепризнанной формулой, выражающей эмпирическую зависимость между воспламеняемостью дизельного топлива-и другими его свойствами, был так называемый дизельный индекс . Этот показатель выражает зависимость воспламеняемости дизельного топлива от его удельного веса и анилиновой точки [c.108] Величина дизельного индекса для различных типов топлив колеблется от 9 до 65. Для тихоходных дизелей применяют топливо с дизельным индексом от 30 до 40, для быстроходных — от 45 до 60. [c.656]
Норма ДИ не менее 53 соответствует величинам ЦЧ не менее 45-48 (см. раздел 2.2.3). [c.144]

Чем выше дизельный индекс, тем больше цетановое число дизельного топлива. [c.170]

т.е. исходя из этой инф можно сделать вывод что показатель индекса тоже очень важен чем выше тем лучше горение меньше нагара и тп, и судя по паспортам самый высокий у Топлайн, хотя топливо судя по паспорту с НПЗ Газпрома, можно сделать вывод что НПЗ делает специально под заказ ДТ более лучшего качества, возможно поэтому оно самое дорогое на 3р цена выше.
Хотелось-бы какого экспертного мнения, возможно кто то в теме, или имеет соответствующее образование делитесь информацией.
Судя по ГОСТ 32511-2013 который используется на Омском НПЗ Омский НПЗ ГЗ индекс должен быть не ниже 46

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *