Сколько этажей в большом театре
Перейти к содержимому

Сколько этажей в большом театре

  • автор:

Большой гид по Большому театру

Большой театр… Звучит как что-то недостижимое, не так ли? Все мы без труда узнаем фасад исторического здания на Театральной площади. Это огромное сооружение в имперском стиле выглядит одновременно и как античный храм, и как неприступная крепость. Говорят, нужно заплатить 100 тысяч или простоять в очереди за билетом всю ночь, чтобы попасть внутрь. Но скажем по секрету, это неправда.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Историческая сцена

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Цена билета: 100 – 15 000 рублей (в некоторых случаях может быть выше).

Пожалуй, каждый житель России видел фотографию исторического здания Большого театра. Или, как минимум, его изображение на сторублевой купюре. Тем не менее, этот интерьер ошеломит любого, кто войдёт в здание впервые.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Ещё до спектакля капельдинеры (те самые женщины в красных костюмах, которые помогают заблудшим театралам отыскать своё место) порекомендуют вам осмотреть третий этаж здания. Не пренебрегайте их советами, ведь там вы увидите роскошное фойе. Как только вы в него войдёте, сразу почувствуете себя аристократом на приёме у императора. Вас окружат белые вазы с растениями, золотые люстры и бра, огромные окна с алыми драпировками. А если посмотреть наверх, то можно обнаружить потолок, расписанный в имитирующей рельеф технике гризайль. Завершает композицию элегантный белый рояль.

Как только вы насладитесь грандиозным Белым фойе, осмотрите и другие залы. Вы без труда найдёте два Императорских фойе, стены которых затянуты уникальным алым шёлком. Этот материал был изготовлен вручную специально для театра в ткацких мастерских московского Новоспасского монастыря.

А ещё у малого Императорского фойе есть секрет: если вы встанете по центру небольшого зала, ваш голос станет громче в несколько раз. По легенде такая акустика была разработана специально для Николая II, который не любил публичные выступления из-за слабого и тихого голоса.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Последние два холла на третьем этаже исторического здания – Экспозиционный и Хоровой. Здесь вы увидите экспонаты музея Большого театра, например, костюмы мировых звёзд балета и оперы или старые афиши спектаклей. Экспозиция в этих залах меняется несколько раз в год.

©Юлия Федорова / Журналист Online

На входе в зрительный зал вас встретит капельдинер, он же поможет найти ваше место и предложит сувенирный буклет и программку. Ослепительный блеск люстры, огромного количества бра и сотен золотых рельефов может дезориентировать. Но, как только глаза привыкнут к этому великолепию, обязательно обратите внимание на потолок. На нём располагается картина «Аполлон и музы», выполненная художником Алексеем Титовым в позапрошлом веке.

В зрительном зале внимание привлекают три ложи: Императорская, Директорская и Романовская. Ни в одну из них купить билеты невозможно. В Директорской ложе часто можно увидеть Махара Вазиева – руководителя балетной труппы Большого театра. Императорская ложа пустует гораздо чаще, в неё запрещено входить даже большинству работников театра. А ложа дома Романовых, расположенная слева от сцены, и вовсе обречена на одиночество. Когда-то она была предназначена для родственников российских императоров. В последний раз её посещал Иосиф Сталин. По рассказам современников, по залу растекалась особая мрачная атмосфера страха, когда генсек появлялся в ложе. С тех пор ложа дома Романовых стала считаться почти что проклятым местом.

На Исторической сцене проходят показы самых зрелищных спектаклей, таких как «Лебединое озеро», «Жизель», «Травиата», «Борис Годунов». Иногда сцена принимает гастролирующие труппы со всего мира и становится площадкой для проведения концертов.

Во время антракта буфеты на первом и седьмом этажах наполняются зрителями. Но если захотите перекусить или просто попить, будьте готовы: бутылка воды обойдётся вам в 150 рублей.

На -1 этаже с 11 утра до 5 вечера семь дней в неделю работает сувенирный магазин. В него также можно войти с левого фасада здания или заказать любой интересующий товар в онлайн-магазине на официальном сайте театра.

____

Зал Исторической сцены вмещает более двух тысяч зрителей. При виде его схемы с партером, амфитеатром, бельэтажем и ещё четырьмя ярусами балконов разбегаются глаза.

Если вы спросите у капельдинера, какие места здесь самые лучшие, она улыбнётся и покажет на Императорскую ложу. К сожалению, если вы не министр или высокопоставленный дипломат, вам вряд ли удастся в неё попасть. Но не расстраивайтесь: из центральных лож бельэтажа видно не хуже, особенно с первого ряда. А вот второй и третий ряды могут оказаться не лучшим выбором, особенно, если место перед вами займёт театрал высокого роста.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Прекрасно будет видно также из партера и амфитеатра. Лучшие места там находятся у центрального прохода. Правда, некоторые любители оперы и балета жалуются на то, что с этих точек не видно многослойных декораций и замысловатых рисунков танца.

Если же вы ищете билеты подешевле, то приготовьтесь к некоторым неудобствам. При выборе места на третьем ряду балкона 2 яруса, вы, вероятно, будете стоять весь спектакль. То же касается и второго ряда в ложах 1 яруса. Главное, при выборе мест помните: чем ближе кресло к центру зала и к первому ряду – тем лучше будет видно.

Новая сцена

Адрес: Большая Дмитровка, дом 4/2.

Цена билета: 300 – 7 000 рублей (в некоторых случаях может быть выше).

Новая сцена Большого театра находится через дорогу от исторической. Это пастельно-жёлтое здание в классическом стиле примерно в два раза меньше своего соседа, но всё же выглядит впечатляюще. Оно было построено в 2002 году на месте старых домов с коммунальными квартирами.

Интерьер нового здания не отличается помпезностью: здесь вы не увидите стен, покрытых красным шёлком и золочёных барельефов. Интерьер выдержан в спокойных тонах: бежевом, зелёном, белом, выделяются только редкие золотые акценты. Пол в главном холле покрыт паркетом, а высокие панорамные окна задрапированы лёгким полупрозрачным тюлем. Спиральные лестницы, множество люстр и мраморные ступеньки создают атмосферу лёгкости и аристократичности.

Главная достопримечательность зала Новой сцены – роспись на потолке, которая была создана по знаменитым эскизам Леона Бакста в редакции Зураба Церетели. Это яркая картина, изображающая тринадцать танцующих фигур среди разноцветных пятен. Если вы достаточно внимательны, то даже сумеете разглядеть изображение исторического здания театра на плафоне.

На Новой сцене поставлены многие всемирно-известные балеты и оперы «Кармен-сюита», «Иоланта», «Сильфида», «Ромео и Джульетта» и современные постановки, например, «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо. Кроме постоянного репертуара, Новая сцена также принимает гостей из различных театров со всего мира и становится площадкой для проведения концертов.

Как и в историческом здании, здесь каждый гость без труда найдёт буфет и сувенирный магазин. Они работают только для зрителей.

____

Зал Новой сцены гораздо меньше и комфортнее, чем зал исторической. Уклон достаточно крутой, чтобы соседи спереди не закрывали вам вид на сцену. Но и здесь я не рекомендую вам выбирать места по бокам балкона. Лучшие места, как и в историческом здании, – по центру партера, амфитеатра и бельэтажа. Но даже с самых высоких центральных мест вам будет отлично видно сцену, хотя, конечно, театральный бинокль на балконе 1 яруса не помешает.

Бетховенский зал

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Цена билета: 500 – 750 рублей.

Современный Бетховенский зал начинает свою историю с 2011 года. Эта небольшая сцена была построена на -1 этаже во время реставрации здания театра в 2005-2011 годах. До этого Бетховенским залом называлось Большое Императорское фойе.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Бетховенский зал напоминает уменьшенный в размерах античный театр. Полукруглые ряды кресел огибают совсем крохотную сцену и упираются в заднюю стену, которая имитирует фасад Петровского театра, предшественника Большого.

Бетховенский зал используется для камерных концертов и репетиций. У него есть свой собственный буфет, который зрители любят за отсутствие длинных очередей.

___

Бетховенский зал очень небольшой, поэтому с любого места вам будет хорошо видно и слышно исполнителей. Цена на билет не будет отличаться в зависимости от места.

Камерная сцена имени Бориса Покровского

Адрес: Никольская улица, дом 17.

Цена за билет: 500 – 3000 рублей.

Изначально, эта сцена принадлежала Московскому Камерному Музыкальному театру, который был основан Борисом Покровским в 1972 году. В здание на Никольской труппа небольшого театра переехала в 1997 году, а в 2018 Камерный театр был объединён с Большим.

На Камерной сцене вы можете увидеть оперы в постановках Бориса Покровского, Геннадия Рождественского и других менее именитых режиссёров, например, «Нос», «Один день Ивана Денисовича», «Москва, Черёмушки».

Интерьер этого здания выдержан в тёмно-синем, черном и белых цветах. Здесь вы найдёте небольшой буфет с милыми диванчиками, большие зеркала, чтобы подправить причёску и сувенирный магазин, который работает семь дней в неделю с 11:00 до 20:00.

Сцена здесь небольшая, но вы удивитесь, когда увидите, как много артистов и декораций могут уместиться на ней. Спектакли на Камерной сцене домашние, но зрелищные и необычные.

Пожалуй, самый заметный недостаток Камерной сцены – маленькое пространство, в котором очень быстро становится душно, так что не забудьте взять на спектакль веер.

___

В зале всего 17 рядов, по 12 мест в каждом, и цена не варьируется в зависимости от места, поэтому можно смело выбирать билет, руководствуюсь только личными предпочтениями. Мы посоветуем вам выбирать места ближе к сцене и к центральному проходу.

Как купить билет и избежать перекупщиков?

Перекупщики – злейшие враги театралов. Если вы видите, что билеты в Большой продаются за 50, 100 тысяч рублей и выше, будьте уверены: вы наткнулись на них. Но избежать перекупщиков нетрудно. Достаточно покупать билеты в кассах театра или на официальном сайте.

Не секрет, что билеты в Большой разбирают очень быстро. Так что приобретать их нужно в первый день продаж. График начала продаж вы найдёте на официальном сайте в разделе «Визит в театр». Там же указан диапазон цен на билеты.

Экскурсии

Посещение экскурсии по историческому зданию – отличный способ увидеть Большой театр изнутри, узнать его историю, осмотреть интерьеры, обратить внимание на необычные детали и, если повезёт, понаблюдать за репетицией на Исторической сцене.

Экскурсии проводятся по четвергам, начинаются в 11:00 и 11:30. Билет обойдётся вам в 1500 или 500 рублей по льготной цене для пенсионеров, студентов и учащихся 8-11 классов. Продажи открываются на сайте за неделю до экскурсии.

Большой театр – удивительное место с богатой историей, буквально пропитанное искусством. Так что, несмотря на все трудности, Большой, определённо, стоит посетить. Хотя бы раз в жизни.

Экскурсия в Большой театр

Здание Большого театра, на Театральной площади, является такой же достопримечательностью Москвы, как и Красная Площадь. Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Здание Большого театра настолько красиво снаружи, что хочется заглянуть и увидеть внутреннюю красоту. Сегодня мы с вами прогуляемся по историческому зданию и посмотрим, как устроено здание Большого театра.

Здание Большого театра в Москве

В принципе, на экскурсию по Большому театру, может попасть любой желающий, главное чтобы было желание 🙂

Экскурсии проводятся по вторникам, средам и пятницам. В каждый из этих дней проходит только одна экскурсия на русском языке и английском языке – продолжительностью один час. В составе каждой группы – 15 человек. Начало экскурсии в 11:00 и 11:30.

Билеты можно приобрести в кассе, расположенной в историческом здании театра (подъезд № 12, один из центральных), в день экскурсии. Стоимость входных билетов — 1 500 рублей для граждан Российской Федерации (экскурсия на русском языке), 1 500 рублей для иностранных граждан (экскурсия на английском языке). Время работы кассы – с 11:00. Лучше приходить к кассам заранее.

Экскурсия в Большой театр

Зайдя в здание Большого театра попадаем в фойе, где находятся театральные кассы, рамки досмотра для прохода в здание театра

фойе Большого театра

Первым делом мы спускаемся вниз, где находятся гардероб и сувенирный магазин Большого театра

гардероб Большого театра

Спуск оборудован лестницей и эскалатором (эскалатор появился после глобальной реконструкции в 2011 году)

внутри здания Большого театра

Рядом с магазином сувениров располагается Бетховенский зал

Большой театр Бетховенский зал

В этом зале проходят концерты артистов и оркестров. В это сложно поверить, но этот зал находится под фонтаном, который установлен перед зданием Большого театра

концертный зал – Бетховенский

Бетховинский зал — чудо инженерии, может принимать разные размеры и конфигурацию, в зависимости от количества выступающих и слушающих, становясь то камерным, то симфоническим. Оформлен он в псевдоренессансном стиле, так что концерт должен напоминать выступление в некоем аристократическом палаццо.

концерт в Бетховенском зале Большого театра

Для удобства гостей театра предусмотрен лифт. Лифт не обычной формы :):), никак мы привыкли квадратной или прямоугольной формы

лифт в Большом театре

В большом театре 7 этажей вверх и несколько этажей вниз. Вообще высота всех этажей театра с 15-ти этажный дом.

Большой театр этажи лифт

Все коридоры этажей имеют закругленную форму

посещение Большого театра

Давайте заглянем в партер амфитеатр

Большой театр партер

Входные двери в зал. Над входом видны цифры 1856 — это год, когда театр был восстановлен за три года. В 1853 году театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика.

Экскурсия в Большой театр

Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы звезд.

Зал Большого театра

Атланты держат Императорскую ложу на каменных плечах

Большой театр изнутри

Над Императорской ложей красуется герб царской России

Большой театр Президентская ложа

Зрительный зал вмещает 1768 человек

вместимость Большого театра

Не на все места можно купить билеты. На первом этаже, все ложи отданы спонсорам Большого театра — это очень крупные компании и корпорации

Большой театр зрительский зал

Комфортные стулья для посетителей в большом зале

Зал Большого театра

Под каждым креслом находится вентиляционное окошко

Посещение Большого театра экскурсия

Главная сцена Большого театра с декорациями оперы «Манон Леско»

декорации оперы

Оркестровая яма рассчитана на 100 музыкантов

оркестровая яма Большого театра

В случаях, когда оркестр не нужен, то это место могут заполнить креслами для зрителей

Большой театр оркестровая яма

Светильники над ложами

Интерьеры Большого театра

В 2005 году состояние постройки и фундаментов Большого театра было признано аварийным. С 2005 по 2011 год здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.

Зал и сцена Большого театра

Были предложены различные варианты реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате было решено восстановить исторический облик зрительской части театра и провести полную модернизацию служебной, включая и сценическое пространство.

как попасть в Большой театр

Интерьеры Большого театра восстановили по образцу разных эпох. Зрительный зал и часть его анфилады воссоздали по чертежам 1856 года. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, после перестройки театра к коронации императора Николая II.

ложи в Большом театре

Интересное наблюдение: вдоль балконов лож установлена сетка, это чтобы никому внизу не прилетел бинокль или телефон 🙂

безопасность Большого театра

Под потолком Большого театра красуется великолепная люстра

люстра Большого театра

Потолочный плафон украшает холст «Аполлон и музы»

холст «Аполлон и музы»

Дальше заглянем на балкон 4 яруса

ложа на 4-м ярусе Большого театра

Выйдя на этот балкон, мы попадаем под купол зрительского зала Большого театра

люстра Большого театра

На некоторых местах, люстра, может мешать смотреть выступление

Экскурсия в Большой театр Москва

Зрительский зал, оркестровая яма, сцена

Внутри Большого театра

Вот так выглядит зрительский зал с самого высокого балкона

схема мест Большого театра

Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.

Большой театр экскурсия

На самом высоком балконе, в углу, есть стоячие места для студентов. С них практически не видно сцену (для этого там висят экраны, на которые транслируется всё со сцены), но самое главное — это ЗВУК

Большой театр места для студентов

Билеты сюда стоят по 100 рублей, но попасть не так то просто. очередь

цена билетов в Большой театр

Примерно так видят сцену зрители — студенты

Большой театр изнутри

Люстра под куполом шикарна!

Большой театр люстра под куполом

А ещё интересный факт! Что над куполом большого театра находится Верхняя сцена, где проходят репетиции артистов.

Особое внимание, при реконструкции Большого театра, было уделено восстановлению легендарной акустики Зрительного зала. Малейшие детали реконструкции помещения, вплоть до выкройки складок на драпировках лож, согласовывались в обязательном порядке с акустиками. Но как говорят сами артисты, акустика стала хуже после реконструкции. а уж кому как не артистам знать

акустика Большого театра

Дальше спускаемся ниже и заглянем в ложу бельэтажа

ложа бельэтажа Большой театр

В ложе установлено три ряда стульев, при чем на последнем рядя установлены стулья с высокими ножками 🙂 для того, чтобы лучше видеть сцену

Места в зрительском зале Большой театр

Отличный вид открывется с ложи бельэтажа на сцену

сходить на экскурсию в Большой театр

Насмотревшись на великолепный зал, спускаемся в Белое фойе

Белый зал Большого театра

Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году

Зрители в Большом театре

Здесь коротают время гости перед выступлением артистов на сцене

посещение экскурсии Большой театр

Рядом с Белым фойе располагается Императорское фойе

Императорское фойе Большого театра

Здесь всё так и осталось, как было сделано к коронации Николая Второго

Большой театр Императорское фойе

Сейчас оно используется, как выстовочно-музейное пространство

Музей Большого театра

Императорский зал Большого театра

Гобелены столь ветхие, что сначала стоял вопрос о целесообразности восстановления, на их реставрацию ушло 5 лет, каждый сантиметр ткани чистили вручную при помощи хлопковых кисточек.

Большой театр посещение экскурсии

Заканчиваем нашу экскурсию в Музее Большого театра

Большой театр музей

В музее можно увидеть сценические костюмы артистов

костюмы артистов Большого театра

Раньше тут был Хоровой зал, а сейчас временные тематические экспозиции музея Большого театра

посещение Большого театра

Вот такой удивительный и красивый Большой театр внутри. Надо будет обязательно посетить балет, думаю ощущения будут не передаваемые!

Сколько этажей в большом театре в Москве ? ?

16 этажей вроде бы. Даже 17 скорее всего, из которых 7 подземных и 10 наземных.

НаблюдательУченик (48) 6 лет назад

Даже 17 скорее всего.

НаблюдательУченик (48) 6 лет назад

Из которых 7 подземных и 10 наземных.

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

После масштабной реконструкции открывается Большой театр

Большой театр выдержал долгую и мучительную эпопею с реконструкцией и реставрацией основного здания и сегодня вечером откроет свои двери для публики. Правда, как выяснилось, первыми в театр войдут не меломаны, а государственные лица и протокольные гости из разных стран. Список участников торжественной церемонии открытия утвержден поименно.

На первый спектакль в историческом здании Большого театра — премьеру «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки 2 ноября — рядовой публике также вряд ли удастся попасть. Прямые трансляции из Большого театра премьеры «Руслана» и «Спящей красавицы» 18 ноября увидят в кинотеатрах по всему миру. Кроме России. Представители отечественного кинобизнеса, по словам генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова, пока не желают участвовать в таких проектах. Но для своих поклонников Большой театр подготовил отдельный сюрприз: в ближайшее время здесь начнут проводить экскурсионные туры по залам и закулисью, являющиеся обычной частью жизни исторических сцен во всем мире.

Большой ансамбль

Отдел культуры «Российской газеты» стал одним из первых, кто прошел вместе с главой пресс-службы Большого театра Катериной Новиковой по отреставрированным и новым пространствам Большого театра. Оказалось, за годы реконструкции площадь исторического здания театра увеличилась в два раза, а сам Большой театр представляет уже не одно здание, а целый комплекс владений, панорамный вид на которые открывается с высоты прозрачного стеклянного мостика, соединяющего на уровне третьего этажа исторический корпус со Вспомогательным и Новой сценой. В ансамбль Большого театра вошел также старинный Дом Хомякова — памятник архитектуры, переданный театру и приспособленный под репетиционные помещения для хора, оркестра и балета. Парадоксально, но, по словам руководителя оперной труппы Большого театра Маквалы Касрашвили, за всю 236-летнюю историю Большого театра у его знаменитого хора, где поет сегодня 110 человек, никогда не было собственного зала для репетиций.

Балетные радости

Больше всего новых помещений появилось у балетной труппы, насчитывающей сегодня 220 человек. Помимо дополнительных репетиционных залов, где каждый день с 10 до 11 и с 11 до 12 утра проходят балетные классы, в историческом здании появился новый балетный зал N 1 с наклонным полом. Также отделали Верхнюю сцену, дублирующую формат исторической и даже имеющую собственную оркестровую яму. Когда-то верхнее помещение под куполом театра использовали под росписи декораций, но в советские времена знаменитый театральный художник Федор Федоровский, автор золотого гербового занавеса, настоял, чтобы Большому театру выделили отдельное помещение для декорационных мастерских. С тех пор артисты Большого все свои спектакли репетировали под потолком. Сейчас эту Верхнюю сцену отделали деревом, поставили ряды сидений для хора. Юрий Григорович уже проводит здесь репетиции «Спящей красавицы».

Художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин рассказывает: «Результатам реставрации исторической части театра можно аплодировать. Но для артистов важно и то, что мы получили новые залы, сделанные по последним технологиям, с хорошими полами. В артистических гримерках появились наконец удобства. Я помню, как пришел в театр 21 год назад, и на пять гримуборных для ведущих танцовщиков был один душ. А в комнате для кордебалета — такое окно, что его приходилось зимой закрывать одеялами, иначе мороз проникал с улицы. Теперь в каждой гримерке есть душ, диван, фортепиано. Кстати, во многих крупных театрах мира о таком комфорте даже не мечтают: стоят в помещении металлические шкафчики по кругу. Пришел, открыл шкафчик, повесил одежду, закрыл на ключик, и всё».

Анатолий Иксанов: Мы в каждой гримерке повесили тетрадки, чтобы каждый артист мог написать свои пожелания. И меня удивило, что чаще всего просили на стены крючки повесить. Есть шкафы с плечиками, но почему-то всем хочется крючков на стене.

Прыжок в будущее

Когда Большой театр встал на реконструкцию и реставрацию, опустился железный занавес (не идеологический, а настоящий — пожарный), разделив все пространство театра на две части. Все, что оказалось за железным занавесом, включая арьер-сцену, было снесено и превратилось в яму. А по эту сторону занавеса началась подробнейшая и названная уже экспертами ЮНЕСКО уникальной реставрация/реконструкция зрительской части.

Здание Большого театра просто спасли, потому что на момент закрытия в нем было 13 силовых трещин, рассекавших стены от пола до потолка, и держалось здание, по словам Иксанова, чуть ли не на электропроводке. Теперь на месте огромной ямы появилось новое пространство сцены и арьерсцены. Причем последняя вмещает два огромных павильона, где можно репетировать с оркестром. Появилась в театре и накатная фура с балетным полом. Большой театр — репертуарный, здесь ежевечерне чередуются балет и опера. И в таком режиме необходимо иметь специальный балетный пол, который можно легко выкатывать.

Иксанов: Одна из главных задач реконструкции была связана с новыми технологиями. Перед закрытием в 2005 году в трюме Большого театра стояли редукторы «Сименсы» 1905 года. Мы отставали от Европы на 100 лет. Во время реконструкции конкурс на сценическое оборудование выиграла серьезная немецкая компания «Бош Рексрот», не только знающая театральные технологии, но и имеющая собственные заводы по гидравлике, по перемещению сцен. Прогресс, конечно, не остановить, и завтра у кого-то будет лучше. Но на сегодняшний день — нам равных нет. Теперь благодаря новым техническим возможностям света, двигающихся площадок, накатов, наездов, целого комплекса компьютеризации, мы можем смело приглашать лучшие театральные дома мира — Ла Скала, Ковент-Гарден, Парижскую, Венскую, Рижскую оперы. И для нас это одна из новых миссий — знакомить российскую публику с достижениями лучших музыкальных театров мира.

Торжество истории

Зрительскую часть Большого театра в результате реставрации, выполнявшейся по всем научным канонам, превратили в пространство музейной красоты, вернув в театр роскошь императорской эпохи. Известно, что первоначальный декор здания, выстроенного на Театральной площади Альбертом Кавосом 155 лет назад, был практически утрачен в течение ХХ века. Зато теперь прямо от входного фойе можно начинать созерцать воссозданные исторические интерьеры — венецианскую напольную мозаику, мерцающие хрусталем канделябры, старинное французское зеркало, в которое смотрелись много поколений прекрасных дам. Во всех залах анфилады, открывшейся теперь для прогулок публики, восстановили живописную роспись на потолках, закрашенную прежде унылым бело-серым цветом, паркет по старым чертежам, уникальные настенные гобелены. В дореволюционную эпоху в Большом театре проходили коронационные торжества трех императоров — Александра II, Александра III и Николая II. Прямым «приветом» из той эпохи служит Круглый зал, или Малое императорское фойе, где восстановили малиновый интерьер 1895 года. Этот зал — своего рода акустический аттракцион: в месте, где стоял император, он мог говорить, не повышая голоса, и подданные его прекрасно слышали. А став по противоположным углам, можно и сегодня шептаться и отлично слышать друг друга, сколько бы народу не находилось в центре зала.

Бывший Бетховенский зал — самый красивый, декорированный старинной машинной французской вышивкой — шерсть на шелке. В советские годы вышитые на гобеленах символы двуглавого орла вырезали ножницами и заделали цветами. Сейчас орлов выткали заново. Теперь в театре беспокоятся, как сделать, чтобы публика не трогала руками вышивку, не портила дорогое полотно. Писать «запрещено» не хочется. А как раз за дверями бывшего Бетховенского зала начинается охраняемая зона ФСО.

Подземная музыка

Новый подземный музыкальный зал, которому передали почетное имя Бетховенский, появился в Большом театре в результате работы с зыбкими фундаментами здания, представлявшими собой, как выяснилось по ходу реконструкции, сгнившие деревянные сваи. Почва под театром всегда была болотистой. По воспоминаниям современников, когда первое историческое здание Большого театра XVIII века сгорело в 1805 году, на обгоревших руинах все двадцать лет, до появления следующего театрального здания архитектора Бове, громко пели лягушки.

Во время нынешней реконструкции подземные воды оказались главным препятствием для укрепления фундамента, и копать до уровня твердой почвы пришлось на глубину в двадцать метров. В результате под Большим театром и Театральной площадью появилось уникальное подземное пространство в шесть уровней. На одном из таких этажей, под самым фонтаном на Театральной площади, находится теперь концертный зал-трансформер, состоящий из пяти подвижных площадок. В конструкции зала используются уникальные технологии, двигающие платформы: зал может собираться в амфитеатр, в плоский уровень. Раздвигающийся по кругу акустический занавес надежно изолирует зал от внешних шумов, позволяя писать СD.

Иксанов: В ноябре в течение двух уикендов мы будет отлаживать акустику этого зала, и участок Замоскворецкой линии метро будет закрываться. Здесь должна быть идеальная тишина, а пока все-таки есть вибрация, не заметная на слух, но чувствительная для звукозаписывающей аппаратуры. Камерный зал должен стать второй после Дома звукозаписи московской студией, где будут записываться российские коллективы.

Музыкальная шкатулка

Самым серьезным моментом реставрации Большого театра было восстановление утраченной в ХХ веке уникальной акустики зала. Когда театр был построен в 1856 году Альбертом Кавосом, он был признан лучшим в мире по акустике, его сравнивали с огромной музыкальной шкатулкой. Кавос был сыном придворного композитора и отлично понимал значение акустики для музыкального театра. Он спроектировал форму зала и сцены, повторяющую контур скрипки. Стены были сделаны из акустической ели, а пустое пространство под полом служило акустической «подушкой».

Но в 30-е годы ХХ века при строительстве метрополитена, чтобы укрепить здание театра, в пустоту «подушки» закачали бетон и уничтожили феноменальную акустику зала. Разрушать ее продолжали и после войны, восстанавливая здание, в которое попала бомба: заливали поврежденные детали декора тем, что было под рукой: гипсом, пенопластом. Теперь их снова сделали из папье-маше, как это было изначально. Восстановили и первоначальный наклон зала, и воздушную подушку под полом. И, как говорят уже между собой артисты, бояться надо скорее не того, что певцов будет не слышно, а того, что на сцене даже в балете будет слышен каждый шепот.

Маквала Касрашвили: Солисты оперы очень волновались, какая будет акустика. И когда они впервые вышли на сцену во время проверки экспертами, разочарованы не были. Конечно, окончательно все будет ясно при полном зале, но для певца так же важно, чтобы на сцене было удобно петь. Например, во многих театрах, где я пела, звук в разных точках сцены неравномерный. Исключение — Метрополитен и Ковент-Гарден. А в Ла Скала надо знать точки, откуда хорошо летит звук.

Аполлон и музы

Аполлонов в Большом театре два. Один взнуздывает квадригу лошадей над входным портиком Большого театра. Второй — покровительствует музам, нарисованным на деревянном плафоне в зрительном зале, украшенном французской хрустальной люстрой.

Среди муз Аполлона была одна нетрадиционная, которой не было в Древней Греции, зато она есть в Большом театре. Это — муза Живописи, изображенная с кисточкой и красками в руках. Ее вместо музы Полигимнии еще в ХIХ веке нарисовал на плафоне академик Алексей Титов. В советские времена было несколько проектов заменить аполлонический сюжет плафона на картину торжества единства советских республик. Но Игорь Грабарь с товарищами смогли после войны сохранить «титовский» плафон. Во время нынешней реставрации муз аккуратно вырезали, а после ремонта плафона вернули на прежнее место.

На реставрации Большого театра возродилась целая школа позолотчиков. Людей, которые владеют русской техникой золочения на полимент, остались единицы. Их собирали по всей стране. Они не только позолотили сусальным золотом всю лепнину зала, все орнаменты, завитки и ангелов, но и обучили редкому искусству молодых реставраторов. Теперь в эту сияющую красоту будут перенесены в первую очередь те спектакли, которые с трудом приспосабливали свою роскошь под более демократический формат Новой сцены.

Филин: Когда я впервые вошел в партер, я не мог поверить, что все это происходит со мной! Такая красота! Конечно, главной работой нынешнего сезона будет для нас перенос больших балетных спектаклей с грандиозным оформлением на историческую сцену. Это «Лебединое озеро», «Корсар», «Спартак», «Дочь фараона», «Жизель», «Щелкунчик». А на Новой будет свой интересный репертуар. В том числе и балет для детей «Мойдодыр» Ефима Подгайца, победивший в конкурсе Большого театра на детскую партитуру. И многие наши танцовщики уже мечтают выйти на сцену в партиях зубных щеток и мыльниц.

Касрашвили: Оперная труппа в этом сезоне вернет на историческую сцену три спектакля: «Борис Годунов», «Огненный ангел» Прокофьева и «Турандот». А первая премьера состоится через несколько дней — «Руслан и Людмила». Потом появится никогда на ставившаяся в России опера Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (3 апреля) и в конце июня — «Чародейка» Чайковского. Мы будем и на исторической сцене продолжать практику приглашения солистов, российских и зарубежных, для участия в наших спектаклях, а также развивать Молодежную программу, которая нам уже дала талантливых новых солистов.

Кто придет в Большой театр?

В Большом театре всегда была взыскательная публика — особенная, просвещенная. Эта публика приходила сюда почти каждый вечер, не пропуская ни одного выступления своих кумиров. И знаменитые истории из жизни фанатов — «сыров» Большого театра, поклонниц Лемешева и Козловского, Плисецкой или Улановой, которые до сих пор хранят в памяти каждую спетую фразу или жест своих кумиров, стали сегодня такой же страницей истории Большого театра, как и его искусство. Как формировалась эта ни с кем не сравнимая театральная публика?

Людмила Жумаева, профессор, завкафедрой иностранных языков Московского Государственного университета культуры и искусств

В детстве, прежде чем научилась читать, я уже знала имена Ивана Козловского и Сергея Лемешева. В послевоенное время по радио постоянно передавали классическую музыку, а в доме у нас было радио в виде блина, которое всегда было включено. И я, еще не понимая смысла фразы «Сердце красавицы склонно к измене», пела ее наизусть. А когда мама впервые привела меня, дошкольницу, в Большой театр на «Евгения Онегина, это было настоящим чудом, потому что Ленского в спектакле пел Лемешев! С тех пор я ходила в Большой театр постоянно, застала всю его «золотую эпоху», слушала Галину Вишневскую, Ирину Архипову с Марио Дель Монако в «Кармен», Козловского в Юродивом, видела гастроли Ла Скала, не пропускала ни одного спектакля с участием Еленой Образцовой.

Позже судьба подарила мне дружбу с Иваном Семеновичем Козловским. Вообще, все, что связано с Большим театром, было для всех нас праздником и какой-то вершиной искусства. Мне не хочется верить, что все это в прошлом. Я очень рада, что Большой театр открывается, что он стал таким красивым внутри. И мне хочется пожелать ему, чтобы все, что происходит на его великой сцене, всегда несло в себе внутреннюю красоту содержания и талант исполнителей.

Итак, занавес пошел!

тем временем

Попасть на открытие Большого театра можно будет только по специальным приглашениям. В Интернете появлялись сведения о продаже билетов, однако в театре эту информацию опровергли.

На YouTube пройдет прямая трансляция гала-концерта, посвященного открытию. Трансляция будет доступна бесплатно зрителям из 36 стран. Кроме россиян, за концертом смогут наблюдать жители Северной, Южной и Центральной Америки. Зрители также смогут размещать на сайте ГАБТа свои видеопоздравления. Открытие Большого театра также покажут в эфире телеканалов «Россия1» и «Культура».

Гала-концерт будет транслироваться на экранах, расположенных на площади перед Большим театром. Во время трансляции полиция не планирует наглухо перекрывать метро и сквозные проезды. Тем не менее меры безопасности будут усилены, так как на открытие приедут первые лица страны. В связи с этим основной подъезд к Большому перекроют на некоторое время для проезда на открытие приглашенных гостей. В остальном меры безопасности будут стандартными и не должны создать неудобств для жителей и гостей столицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *