Что означают цифры на гбц ваз 2109
Перейти к содержимому

Что означают цифры на гбц ваз 2109

  • автор:

Головка блока цилиндров 21083 на блок цилиндров ВАЗ 2108 и ВАЗ 21081

ГБЦ 21081 устанавливали на блоки 2108 и 21081 (1300 и 1100), ГБЦ 21083 устанавливают на блок 21083 (1500). До 1991 года на блок 21083 устанавливалась головка 2108, которая полностью аналогична своими характеристиками ГБЦ 21083. В ГБЦ 21081 два резьбовых отверстия под шпильку натяжного ролика зубчатого ремня. Так как высота блока цилиндров разная, а ремень ГРМ применяется одного типа (111х19) на двигателях, то устанавливать шпильку необходимо:
-для двигателей 1300 в левое резьбовое отверстие (если смотреть на блок с торца), которое ближе к салону;
-для двигателя 1100 в правое, которое ближе к радиатору.

Фото в бортжурнале Lada 2108

ГБЦ мотора 21083 (1500) подходит для двигателей 2108 и 21081, так как посадочные места одинаковые. С ГБЦ «1500» увеличивается мощность и крутящий момент на 3-6% двигателей «1100» и «1300».

Фото в бортжурнале Lada 2108

Однако если все-таки устанавливать головку от «1500» на более «слабых» родственников, то стоит уделить внимание натяжению и установке ремня ГРМ. Если при установке фаз газораспределения ошибиться хотя бы на один зуб, то впускные клапана увеличенного диаметра могут коснуться днища поршня, при этом большая вероятность повреждения клапанов и поршней, что влечет за собой ремонт двигателя.

Фото в бортжурнале Lada 2108

На днище поршня мотора 21083 предусмотрены специальные выемки в которые попадают тарелки клапанов при обрыве зубчатого ремня или неправильно установленных фазах. На поршнях двигателей 21081 и 2108 изначально выемки не делались.

Фото в бортжурнале Lada 2108

На более поздних двигателях появились небольшие выемки, предотвращающие встречу клапанной тарелки и поршня при смещении фаз, но не более чем на 2 зуба по шкиву распредвала. Сделать выемки глубже — на весь ход клапана, либо шире — под впускные клапана ГБЦ 21083, диаметр которых 37 мм вместо 35 мм, нецелесообразно. Это невозможно так как в двигателях 1100 и 1300 поршни в блоке поднимаются высоко и не достают до привалочной плоскости блока на расстояние в два раза меньше чем у двигателя 1500. Если сделать выемки на полный ход клапанов, как это сделано на поршнях от 1500, то они получились бы слишком глубокими, тем самым повлияли бы отрицательно на сгорание рабочей смеси. Что в свою очередь вызовет потерю мощности. Поэтому мастере — кулибины которые протачивают выемки в стандартных поршнях скорее не повышают ресурс двигателя, а снижают его. Днище поршня в местах выемок становится тоньше, поршень быстрее прогорит, чем получит повреждения от оборванного ремня.

UPD 09.06.2019
Приведу графики на которых видно как изменится мощность и крутящий момент после установки ГБЦ 21083 на блок 2108.

Фото в бортжурнале Lada 2108

Как видно из приведенного выше графика, блок 2108 с ГБЦ 21083 выдает больше мощности чем блок 2108 с ГБЦ 21081 (завод) на оборотах от 4500 об/мин и выше. На оборотах до 4500 об/мин немного проигрывает заводской конфигурации.

Фото в бортжурнале Lada 2108

На графике крутящего момента лучше видно превосходство ГБЦ 21083 на оборотах свыше 4500 об/мин. На низах с ГБЦ 21081 блок 2108 выдает больше крутящего момента.
Также возможен вариант установки на блок 2108 ГБЦ 11183, все параметры которой точно повторяют ГБЦ 21083 за исключением объема камеры сгорания, у этой головки он больше. График с этой ГБЦ не привел, так как получается что то среднее между 21081 и 21083.

Объем КС:
ГБЦ 21081 = 21
ГБЦ 21083 = 23
ГБЦ 11183 = 26

Степень сжатия (геометрическая):
блок 2108+гбц 21081 = 9,93
блок 2108+гбц 21083 = 9,46
блок 2108+гбц 11183 = 8,84

Превосходство ГБЦ 21083 на высоких оборотах достигается за счет лучшего наполнения цилиндров рабочей смесью за счет впускных каналов и клапанов большего диаметра. Диаметр впускного канала ГБЦ 21081 = 30,5 мм, сужается до 28 мм в месте привалочной плоскости впускного коллектора. У ГБЦ 21083 = 32 мм, сужается до 31 мм. Диаметр выпускных каналов одинаков, и составляет 27 мм на всем протяжении канала.

Введена маркировка блоков цилиндров двигателей ВАЗ

В целях выполнения требований ОСТ 37.001.269-96 «Транспортные средства. Маркировка» с июня 2004 года в ОАО «АВТОВАЗ» внедрена маркировка блоков цилиндров двигателей ВАЗ, отгружаемых в запасные части. На блоки цилиндров наносится идентификационный номер, указывающий код года изготовления и порядковый номер блоков цилиндров.

На блоки цилиндров 2101-1002011, 21011-1002011, 2103-1002011, 2106-1002011 наносится идентификационный номер, состоящий из восьми знаков. Первый знак (цифра или латинская буква) означает код года изготовления блока цилиндров, остальные семь цифр — порядковый номер блоков цилиндров. Коды изготовления: 2004 – 4, 2005 – 5, 2006 – 6, 2007 – 7, 2008 – 8, 2009 – 9, 2010 – А.

На блоки цилиндров 21083-1002011, 2110-1002011, 2112-1002011, 2123-1002011-20, 21213-1002011, 21214-1002011, 1111-1002013, 11113-1002013 наносится идентификационный номер, состоящий из десяти знаков: первый и последний знаки представляют собой звездочки (*); второй знак (цифра или латинская буква) означает код года изготовления в соответствии кодами; — остальные семь цифр — порядковый номер блоков цилиндров, сдаваемых в запчасти.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Внешние отличия двигателей ВАЗ 2108

вообщето на блоках 21081,2108,21083,2111 есть маркировка литьем нада смотреть со сторони радиатора номер блока вибит над местом где коробка стикуеццас блоком. также маркировку имеет и головка блока .

EVIL
Особый гость

Регистрация 15 Апр 2011 Сообщения 4,577 Откуда Брянск Авто 21093, 21043, Ford escort

Друг купил себе 8, регистрацию проходил «по блату за бабло» так в ПТС у него объем написано 1.3л а на ГБЦ маркировка каталожного номера 21083-1003015, как и у меня на 1.5л. А на кузове вообще написано 21081(1.1л) так вот отличий по ГБЦ и каталожным номерам не знаю, и хочется узнать какой всё же у него объем двигателя.
з.ы. номер двигла написано «бн», и его и в правду не разглядеть

Устройство ГБЦ на ВАЗ 2109

Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 — это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.

Ремонт агрегата

Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109

Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:

  • картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
  • газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
  • резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
  • посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
  • прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.

Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов. Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.

Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.

Причины ремонта головки блока цилиндров

В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:

  • система охлаждения и атмосферный воздух;
  • система смазки и атмосферный воздух;
  • система охлаждения и система смазки;
  • система охлаждения и камера сгорания.

Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.

Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.

Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.

Снятие ГБЦ с блока цилиндров

Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.

Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:

  • снимите воздушный фильтр;
  • если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном — инжектор;
  • отсоедините штаны от коллектора;
  • снимите трамблер;
  • открутите крышку гбц;
  • снимите карбюратор и коллекторы.

Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг—усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.

Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.

После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.

Установка новой прокладки и монтаж головки

Поместите прокладку головки блока цилиндров на ее штатном месте. Добейтесь точного совмещения отверстий. Установите головку блока. Наживите все десять болтов. Если у мотора 8 клапанов, используйте новые болты, при 16 можете ставить годные старые.

Наступил момент затяжки головки. Эта операция ответственная и выполняется по специальной схеме. Схема затяжки предусматривает последовательную закрутку болтов от центра головки к периферии и чередование болтов ближнего и дальнего рядов. Порядок затяжки болтов таков:

  1. Динамометрическим ключом, выбирая болты для закручивания по схеме, затяните их с усилием 20 Нм.
  2. После этого динамометрическим ключом необходимо затянуть болты с усилием 80 Нм.
  3. Обычным воротком, выбирая болты для закручивания по схеме, поверните каждый на 90 градусов.
  4. Еще раз доверните каждый болт на 90 градусов воротком, выбирая болты по схеме. Затяжка на последнем этапе требует особой осторожности из-за риска сорвать болт.

При затяжке болтов не нужно принимать в расчет порядок работы цилиндров ВАЗ 2109. После затяжки всех болтов соберите ранее снятую навеску в порядке, обратном демонтажу. Замена прокладки головки блока цилиндров закончена.

  • Пружины на авто ВАЗ 2109
  • Боремся с хрустом гранаты на ВАЗ 2109
  • Заменим маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109
  • Подробности о накладке на панель в авто ВАЗ 2109
  • Подшипник задней ступицы ВАЗ 2109 и его замена
  • Производим замену поршневых колец ВАЗ 2109

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *