Как определяют степень износа деталей шарниров рулевых тяг
Перейти к содержимому

Как определяют степень износа деталей шарниров рулевых тяг

  • автор:

Как понять, что пора менять рулевые тяги?

Рулевая тяга – соединяющий элемент между рулевым наконечником и валом рейки, передающий усилие от руля к поворотным рычагам ступиц. На обоих концах детали расположены шарниры, благодаря которым осуществляется поворот колес с необходимым углом.

Именно шаровые шарниры наконечников чаще всего становятся причиной неисправности механизма. В результате длительной эксплуатации резиновые вкладыши в них приходят в негодность, что дает сбои в работе устройства. Сами тяги деформируются из-за серьезного механического воздействия (удар колеса о камень или край ямы). Как понять, что пора менять рулевые тяги? Существует несколько признаков неисправности компонента.

Rulevaya rejka 9

Когда нужно менять рулевую тягу в автомобиле?

Самым главным признаком наличия проблемы является стук рулевой тяги, проявляющийся при переезде неровностей. Другие симптомы неисправности:

  • биение руля, особенно в моделях без ГУР;
  • усиление люфта руля;
  • тугое вращение ведущих колес;
  • на скорости машину клонит в левую или правую сторону.

Важно! Признаки не всегда свидетельствуют о неполадке рулевой тяги. Посторонние звуки и некорректное поведение авто в пути может свидетельствовать о дефектах других механизмов. Прежде чем менять тягу, нужно убедиться, что проблема именно в ней. Иногда достаточно обычной регулировки. Как отрегулировать рулевые тяги? Для этого нужно найти гайку, которая отвечает за наладку запчасти и затянуть её с необходимым усилием.

Как проверить наконечники рулевых тяг?

Наконечники рулевого механизма подвержены наибольшему естественному износу. Детали приходят в негодность в результате скоростной езды, агрессивного вождения, поездок по плохим дорогам. Изношенность проявляется люфтом на рейке и отдачей в педаль газа при езде по неровностям и при разгоне/торможении.

Чтобы оценить степень износа наконечников тяг, нужно:

  1. Установить автомобиль на домкрат и снять колесо.
  2. Найти шарнир и нажать на него пальцами, меняя положение руля.
  3. Если он сжимается и есть люфт, значит, деталь нуждается в замене.

Своевременная диагностика и устранение неисправностей с применением качественных запчастей позволит избежать проблем в пути и продлить срок службы всего рулевого механизма автомобиля.

Оригинальные и качественные неоригинальные запчасти для иномарок Вы можете купить или заказать в сети магазинов ТД ЕВРАЗИЯ. Более 100 тыс. деталей в наличии, в случае отсутствия необходимых запчастей на складе, доставка составляет от 1 дня. Подробности у профессиональных консультантов по телефонам: 600-300, 600-305, 600-404.

3. Как определяют степень износа деталей шарниров рулевых тяг?

А) Выявляют люфт в шарнире при покачивании рулевых тяг рукой.

Б) Обхватывают шарнир ладонью, резко поворачивают рулевое колесо.

В) Наблюдают за шарниром во время резкого поворота рулевого колеса.

Г) Используют любой из перечисленных способов.

Лучший ответ
Все вместе, плюс считаю долгом периодчески попинать колеса.
Остальные ответы
ещё слушают стуки при резких движениях.
Для этого есть комплект приспособ.
Скорее всего А больше подходит. Это что за викторина вообще?
Кирилл ГагаринУченик (111) 5 лет назад
Кирилл ГагаринУченик (111) 5 лет назад
По профессии слесарь по ремонту автомобилей

Нежно, как Жиглов с Шараповым, колесо завешанное качают по горизонтали ,-тук-тук, тогда и определяются люфты, а не резким качением. Один качает, второй обхватывает не ладонью в большим пальцем в районе пыльника и ступицы, если яблоко, то через пыльник так же пробивается само яблоко.

Источник: Автомеханик.

Без ямы тяжко. Глазом не видно. Рукой, по самые яйца в грязи будешь. Когда научишься и сдашь экзамены, будет достаточно пальцы положить на диск колеса и покрутить рулём (с помощником естественно) и уже определишь? Рулевое долбит или шкворня. А так, всеми способами.

Рулевая тяга: как устроена, проверка и замена

Рулевая тяга любого авто передают вращающий момент и усилия, возникающего при повороте руля, на металлические кулачки. Конструкция рулевых тяг легковых ТС, минивэнов и внедорожников отличается. Они оснащены наконечниками по концам, некоторые модификации имеют резьбовой участок и стандартный наконечник.

С помощью соединительной металлической втулки и резьбовой части соединяются два наконечника. Они имеют разную длину для обеспечения необходимого угла поворота колёс Таким образом образуется регулируемая система рулевого управления.

Шарниры обеспечивают свободный ход всех подвижных элементов в системе рулевого управления машины. Элементы обеспечивают беспрепятственное перемещение деталей, входящих в систему рычагов. Шарниры поворачиваются в горизонтальной и вертикальной осях, имеют несколько степеней свободы. Привод передаёт на передние колёса усилия от руля. Он дает синхронный поворот колёс на различные углы. Чтобы колесо, расположенное внутри радиуса поворота, не шло «юзом», его необходимо поворачивать на больший угол.

Это обеспечивается работой как раз короткого и длинного наконечников. Тяга руля это стальная ось со сферическим приливом на конце. Он вставляется в металлический корпус и обжимается металлическим вкладышем, являющимся подшипником скольжения. Вкладыш изготавливается из мягких сплавов стали. Он обеспечивает плотную фиксацию, смазку и беспрепятственное перемещение шарика.

Неисправности рулевой тяги

Выявить неисправность тяги можно по первичным признакам. Для этого не нужно обладать специальными знаниями или измерять зазоры в рулевом управлении с помощью специнструмента.

Водитель может понять, что тяга работает ненормально, если:

  • в передней подвеске явно слышны глухие стуки
  • при повороте рулевого колеса на 5-100 колёса не реагируют
  • руль не возвращается в исходное положение после поворота
  • появился свободный люфт рулевого колеса. при повороте руля слышны «хрусты»
  • руль вращается с заметным усилием

Как правило, вышеописанные дефекты в системе рулевого управления возникают из-за предельного износа шарнира рулевых тяг. Если рулевые тяги разборного типа, то при ремонте выполняется восстановление их рабочих поверхностей. Если рулевая тяга неразборная она заменяется целиком.

В некоторых случаях предпосылками возникновения неисправности служат некачественные запасные части, приобретённые у сомнительных поставщиков. Поэтому при покупке необходимо обязательно требовать сертификат на продукцию. От исправности рулевого управления зависит безопасность водителя и пассажиров.

Как продиагностировать рулевую тягу

Определить изношенный шарнир весьма просто. Достаточно пошатать руками колесо автомобиля. Эту операцию выполняют на подъёмнике. В «полевых» условиях можно поочерёдно приподнять стороны автомобиля домкратом, вывесив передние колёса.

Неисправность ступичного подшипника легко определить по люфту колеса во всех направлениях. При предельном износе обойм и сепаратора при вращении колеса будут слышны посторонние звуки. Если колесо имеет свободный ход только по горизонтали, неисправен шарнир.

Проверку исправности рулевой тяги желательно выполнять вдвоём. Необходимо пошатать вывешенное колесо и одновременно осмотреть шаровую опору и тягу. О неисправности будет свидетельствовать большой свободный ход. Как правило, большинство неисправностей возникает из-за износа опоры и износа зубьев рейки.

Чтобы точно удостовериться в неисправности, необходимо взяться за шарнир, выкрутить рулевое колесо до упора и попытаться пошатать шарнир из стороны в сторону. Если чувствуется люфт, значит изношена рулевая рейка.

Элементарный тест: рулевое колесо фиксируется, а ключ вынимается из замка зажигания. Если при пошатывании колеса рулевая тяга свободно перемещается, это говорит о неисправности шарнира.

Основные неисправности рулевой тяги

Повредить саму рулевую тягу достаточно сложно: это прочный металлический стержень. Чаще всего проблемы возникают с:

  • Шарнирами, в которых изнашивается металлический вкладыш или сферическая поверхность пальца
  • Шплинтами, фиксирующими корончатые гайки
  • Пыльниками и чехлами шарнира, которые разрываются с течением времени
  • Втулками, резьбовые части которых изнашиваются при интенсивной эксплуатации автомобиля.

Порванный пыльник это дефект, который необходимо устранять незамедлительно. Грязь, влага, дорожные реагенты быстро выведут незащищённые металлические элементы из строя. Достаточно проездить одну зиму с порванным защитным чехлом, чтобы вывести систему из строя.

Причины постороннего стука в рулевом управлении

Опытный специалист всегда может понять по частоте звука и его силе о дефекте конкретного элемента системы. Если стук появляется при повороте руля и пропадает при движении автомобиля по прямому участку дороги это проблема с поворотными кулаками или ШРУСами. Звук неисправного ШРУСа может услышать даже начинающий водитель. Он напоминает монотонный вой, распространяющийся по всему салону при движении со скоростями 50-90 км/ч.

Звуки, которые доносятся в салон, похожи на постукивания элементов подвески.

Они возникают из-за:

  • деформации рулевой рейки
  • ослабления крепления рулевых наконечников
  • предельного износа шарнира

Посторонние механические звуки могут наблюдаться не только во время движения, но и на стоянке. Распространённая причина слабо затянутая тяга с наконечником после выполнения операции по регулировке схождения/развала колёс. Пошатайте колесо влево-вправо: слышен характерный глухой стук дело в незатянутой гайке.

Замена рулевой тяги и наконечников

В случае неисправности тяги её необходимо заменять немедленно. Дальнейшая эксплуатация авто приведёт к развитию дефекта и непредсказуемым последствиям. Замену узла лучше всего производить в специализированном автосервисе.

Если работы выполняются самостоятельно в гараже или мастерской, то сначала нужно зажать ручной тормоз, установить стопоры под задние колёса.

Процесс замены выглядит следующим образом:

  1. колёса выворачивают влево при замене правой рулевой тяги или вправо при замене левой
  2. передняя часть машины ставится на опоры
  3. раскручиваются гайки, с помощью которых шаровый шарнир удерживается на рычаге, снимаются фиксаторы
  4. с помощью специального съёмника из поворотного рычага вытаскивается палец шарнира
  5. отворачиваются концы стопорных пластин, откручиваются болты, тяга отсоединяется от рулевого механизма
  6. если необходимо заменить рулевой наконечник, он зажимается в тисках за шестигранник муфты, после этого ослабляется его гайка.

При снятии наконечника необходимо считать число оборотов гайки. Это необходимо для того, чтобы при установке нового затянуть его с точно таким же усилием. Перед установкой пылезащитного чехла он смазывается силиконовой смазкой.

Сборка рулевой тяги производится в обратном порядке.

Где и как приобрести тягу руля

Экономить на приобретении запасных частей для рулевого управления не стоит. Низкое качество деталей потенциальный риск поломки уже в первые недели эксплуатации автомобиля после ремонта.

Мы официальный дистрибьютор известных производителей узлов и комплектующих для легковых автомобилей, джипов и внедорожников европейского и японского производства.

У нас в каталоге можно выбрать и приобрести рулевые тяги для:

Наши менеджеры подберут рулевую тягу по марке и году выпуска автомобиля, ответят на технические вопросы, расскажут о возможных способах оплаты и сроках поставки. Звоните по контактным телефонам. Цены компании Вас приятно удивят.

Часть А. Проверка люфта в шарнирах рулевых тяг

Проверка люфта в шарнирах рулевых тяг. Для этого помощник должен установить колеса в положение движения автомобиля попрямой и покачать в обе стороны рулевое колесо. При этом возьмитесь рукой за корпус шарнира так, чтобы большой палец находился на поворотном рычаге (сошке, маятниковом рычаге). Если в шарнире есть люфт, то при покачивании помощником рулевого колеса вы ощутите люфт рукой. В этом случае необходимо проверить состояние деталей шарнира.

Диагностирование рулевого управления состоит в определении люфта рулевого колеса и усилия на его ободе, возникающего в результате трения в механизмах рулевого управления, а также проверке, крепления и состояния шарнирных соединений тяг рулевого привода.

Отказы и неисправности рулевого управления включают: ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный износ деталей рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослабление крепления рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червячной пары и неправильную регулировку рулевого механизма.

Проверка уровня масла в картере коробки пе­редач. Уровень масла проверяют при теплой, но не горячей коробке передач. Для проверки автомобиль следует вывесить на подъемники или установить на осмотровую канаву. В коробках передач могут применяться пробки контроля уровня масла и его заполнения, как со щупом уровня, так и без щупа — металлические. При наличии обычной металлической пробки ее выворачивают и пальцем руки проверяют уровень масла, который должен находиться у нижнего края отверстия. Если пробка имеет указатель уровня, ее выворачивают, тщательно протирают тканью, не оставляя ворсинок. Уровень масла должен находиться на максимальной отметке. При необходимости следует долить масло до требуемого уровня с помощью масленки или шланга.

Назовите характерные неисправности систем питания карбю­раторного двигателя. Опишите основные из­менения в узлах системы питания карбюраторных двигателей. Составьте технологическую последовательность операции по диагностированию топливного насоса. Предложите способ проверки топливного насоса непосредственно на автомобиле.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Ответ:

Характерными неисправностями систем питания карбю­раторного двигателя являются: нарушение гер­метичности и течь топлива из топливных баков и топливопро­водов, загрязнение топливных и воздушных фильтров.

В узлах системы питания карбюраторных двигателей из­меняется пропускная способность жиклеров карбюратора, происходит разрегулировка жиклеров холостого хода, в поплавковой камере карбюратора нарушается герметичность игольчатого клапана, изменяется уровень топлива. Изменяется упругость и длина пружины в ограничи­телях максимальных оборотов коленчатого вала. В топливном насосе возможны прорыв диафрагмы и уменьшение жесткости пружин.

Диагностика топливного насоса заключается в проверке развиваемого давления, а также герметичности его клапанов, с использованием прибора НИИАТ-527Б непосредственно на автомобиле. Перед проверкой прогревают двигатель до рабочей температуры, затем, остановив двигатель и разъединив топливопровод, бензонасос-карбюратор, присоединяют шланг прибора к карбюратору, кран — к топливопроводу от бензонасоса. Затем пускают двигатель и дают ему поработать при минимальных оборотах коленчатого вала; по шкале манометра проверяют давление (должно быть в 0,017-0,03Мпа).Далее полностью останавливают двигатель и определяют по манометру падение давления за 30 с; клапаны топливного насоса считаются исправными, если падение давления за это время не превысит 0,01 МПа. Затем выворачивают иглу крана прибора и пускают двигатель; дав ему поработать 10. 15 с, останавливают, определяют падение давления за 30 с и сравнивают его с падением давления, полученным при предыдущей проверке (более быстрое падение давления при повторной проверке указывает на неплотностьтопливного клапана поплавкового механизма карбюратора, которая приводит к повышению уровня топлива в поплавковой камере). Если топливный насос не развивает необходимого давления и не обеспечивает подачи топлива или из нижней части корпуса насоса происходит утечка топлива, насос снимают с автомобиля и подвергают ремонту с проверкой всех его деталей. В случае демонтажа топливного насоса необходимо отрегулировать его производительность путем регулировки выступания толкателя или штанги привода.

Если при проверке окажется, что пульсирующей струи топлива из топливного насоса нет, то следует отсоединить топливопровод от впускного штуцера топливного насоса и с помощью насоса для накачки шин продуть оставшуюся топливную магистраль в направлении от топливного насоса к топливному баку. При этом надо послушать, бурлит ли топливо в топливном баке. Если бурлит, то неисправен топливный насос.

5.Назовитехарактерные неисправности систем питания дизельного двигателя.Опишитепроверку и диагностированиесистемы питания дизельного двигателя.Составьте технологическую последовательность операции по диагностированию герметичности на участке низкого давления системы дизеля.Предложите способудаления воздухаиз топливной системы на рабочем двигателе.

Характерными неисправностями систем питания дизельного двигателя являются: нарушение гер­метичности и течь топлива из топливных баков и топливопро­водов, загрязнение топливных и воздушных фильтров.износ и разрегули­ровка плунжерных пар насоса высокого давления и форсунок.

Диагностирование систем питания дизельных двигателей включает в себя проверку герметичности системы и состояния топливных и воздушных фильтров, проверку топливоподкачивающего насоса, а также насоса высокого давления и форсу­нок.

Проверку герметичности на участке низкого давления системы дизеля определяют при помощи бачка. Для этого отъединяют от топливного бака топливопровод, отводящий излишек топлива, герметизируют его заглушкой, затем отсоединяют от бака подающий топливопровод и присоединяют к нему шланг бачка. Топливо из бачка, заполненного на 4 /5 его объема, подают в систему под давлением 0,3 МПа, которое предварительно создается имеющимся в бачке воздушным насосом. Негерметичностьтопливопроводовобнаруживают по появлению в местах соединений пузырьков воздуха иподтеканию топлива.Нарушение подачи топлива из-за присутствия в топливной системе воздуха затрудняет пуск дизеля.

Воздух из топливной системы удаляют при помощи насоса ручной подкачки. Для удаления воздуха необходимо: открыть кран или пробку на корпусе фильтра тонкой очистки топлива. При помощи насоса ручной подкачки прокачать систему, до появления топлива без пузырьков воздуха. После удаления воздуха из системы плотно завернутьпробку и рукоятку насоса ручной подкачки.

6.Назовитеосновныехарактерныенеисправности смазочной системы.Опишитеэффективность работы центробежногомаслоочистителя. Составьте технологическую последовательность операции на очистку и промывку центробежногомаслоочистителя.Предложите способ проверки правильность показаний штатного прибо­ра давления масла в смазочной системена рабочем автомобиле.

Основные неисправности смазочной системы — отсутствие давления масла, пониженное или повышенное давление, попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему и течь масла.

Эффективность работы центробежного маслоочистителя (цент­рифуги) проверяют по частоте вращения ротора и по продолжи­тельности его вращения после остановки двигателя. Для проверки времени вращения ротора работающий двигатель останавливают выключением подачи топлива. После остановки двигателя ротор исправного маслоочистителя должен вращаться не менее 35 с. Более быстрая остановка ротора указывает на неисправности: заедание ротора, засорение отверстий форсунок, низкое давление масла.

Очистку и промывку центробежного маслоочистителя производите при работающем дизеле или во время стоянки в следующем порядке: а) перекройте кран передмаслоочистителем; б) отверните гайку крепления колпакамаслоочистителя и снимите его; в) расшплинтуйте и отверните гайку на центральной оси и снимите с оси центрифугу; г) расстопорите шайбу и отверните гайку на соединительной стяжной втулке; д) очистите внутреннюю полость центрифуги и продуйте сопла. Сборку масляной центрифуги производите в обратном порядке. Если отложений внутри мало или их совсем нет, то при сборке проверьте, свободно ли вращается центрифуга на оси; е) откройте подачу масла в маслоочиститель, для чего откройте кран.

Правильность показаний штатного прибо­ра давления масла проверяют контрольным манометром, подклю­чаемым к масляной магистрали параллельно через штуцер. Допус­каемое давление масла в системе двигателей 0,3-0,5МПа.Рдзница между ними не должна превышать -0,02Мпа. При больших значениях прибор заменяют.

7.Назовитеосновныехарактерныенеисправности аккумуляторной батареи. Опишитепроверку идиагностирование аккумуляторных батарей.Составьте технологическую последовательность измерения плотности электролитааккумуляторных батарей.Предложите способ проверки уровня электролита в аккумуляторахнаисправном автомобиле.

К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: разряд и саморазряд, сульфатация, короткое замыкание пластин.

Диагностирование аккумуляторных батарей заключается в наружном ее осмотре, проверке уровня и плотности электро­лита, а также напряжения батареи под нагрузкой. Аккумуля­торная батарея, имеющая трещины моноблока, подлежит раз­борке, а моноблок ремонту или замене.

Плотность электролита измеряют ареометром. Трубку ареометра опустите в аккумулятор и резиновой грушей набирайте в нее электролит до тех пор, пока поплавок не всплывет. Деление, до которого будет погружен поплавок, и покажет плотность электролита.Разница в плотности отдельных банок батареи не дол­жна быть более 0,01 г/см 3 . Плотность электролита для средней полосы уста­новлена— 1,27, для южных районов — 1,25 и для Крайнего Севе­ра — 1,31 г/см 3 .

Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см 3 соответ­ствует разряду аккумуляторной батареи примерно на 6 %. Ак­кумуляторная батарея требует заряда или ремонта, если разряд достигает 50 % летом и 25 % зимой. После заряда плотность электролита доводят до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита плотнос­тью 1,4 г/см 3 .

Проверка уровня электролита в аккумуляторах. Для проверки уровня электролита выверните пробки заливных отверстий аккумуляторов. Стеклянную трубку с внутренним диаметром 3—5 мм опустите в заливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительную сетку, зажмите пальцем верхнее отверстие трубки и аккуратно извлеките ее из аккумулятора. Высота столбика электролита, оставшегося в нижней части трубки, должна быть в пределах 10 — 15 мм. Если уровень электролита ниже нормы, в аккумулятор нужно долить дистиллированную воду.

8.Назовите основныехарактерные неисправности сцепления. Опишитедиагностические работыпо механизмусцепления.Составьте технологическую последовательность операции по регулировкесвободногоходапедалисцепления.Предложите способпроверки на пробуксовку сцепления на автомобиле.

Основные неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает), неполное выключение (сцепление ведет), резкое включение сцепления, разрушение подшипника муфты выключения и неполномвозвращении педали в начальное положение.

Диагностические работы по механизмусцепленияпроверяют свободный ход педали,пол­ноту выключениясцепления при включении передач (поотсутствиюшума), отсутствиепробуксовки при передаче крутящегомомента иплавность включения.Пробуксовку сцепления рекомендуется проверить на динамометри­ческом стенде, асвободныйходпедалисцепления замеряют линейкой.

Регулируют свободный ход педали изменением рабочей длины тяги выключения сцепления. Для этого ослабляют контргайку, отвернув ее на несколько оборотов или при полностью отпущенной педали; затем, вращая сферическую гайку, изменяют длину тяги, при этом для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку надо завертывать, а для увеличения—отвертывать; после получения нормального свободного хода педали завертывают контргайку, не допуская при этом проворачивания сферической гайки.

Чтобы окончательно убедиться, пробуксовывает ли сцепление, необходимо на работающем двигателе затянуть ручной тормоз до отказа и включить прямую передачу. Затем плавно прибавляя газ, медленно отпускать педаль сцепления. Если при полностью отпущенной педали сцепления и открытой дроссельной заслонке двигатель заглохнет, то ясно, что сцепление не пробуксовывает, если он продолжает работать — сцепление пробуксовывает.

9. Назовите основные причины неисправности карданной передачи автомобиля.Опишите основные признаки и причины неисправностей карданной передачи.Составьте технологическую последовательность операции по диагностированию карданной передачи.Предложите способпроверкикарданной передачи на рабочем автомобиле.

Основные причины неисправности карданной передачи: Повышенный износ подшипников или крестовин карданов. Износ шлицевых соединений. Погнутость карданных валов (вмятины либо трещины на трубах). Ослабление креплений промежуточной опоры и фланцев вилок карданов.Течь смазки вследствие износа сальников.

Признаками неисправности карданных валов являются гул и прерывистый шум, усиливающиеся с увеличением скорости дви­жения автомобиля, а также вибрация карданных валов. Причины: нарушение балансировки, погнутость, износ цапф, крестовин, под­шипников, шлицевого соединения, отверстий в ушках вилок и флан­цев.

Диагностирование карданной передачи проверяют люфтомером-динамометром. Перед началом замера блокируют ручным тормозом карданную передачу. Захватную скобу прибора накладывают на ближнюю к заднему мосту крестовину карданного вала, затягивают подвижную губкускобы с помощью однозаходного червяка, затем рукояткойусилием 20—25 Н поворачивают карданную передачу до полной выборки люфта сначала в одну сторону. Затем, поворачивая карданный вал рукояткой в другую сторону (до щелчка), по цифровой шкале снимают показания,суммируют и получают люфтыкарданного вала.

Почувствовав неисправность карданной передачи, необходимо остановить автомобиль. Вначале проверить и, если нужно — подтянуть болты крепления фланцев вилок карданов, крышек игольчатых подшипников, промежуточной опоры. При проверке убедитесь, нет ли задиров в шлицевых соединениях, не погнут ли вал. Если есть задиры, их можно аккуратно зачистить, а погнутый карданный вал попытаться выправить.

10.Назовите основные отказы механической коробки передач автомобиля.Опишите основные признаки неисправностей коробки передач.Составьте технологическую последовательность операции по диагностированиюкоробки передач.Предложите способпроверкиуровня маслакоробки передач на рабочем автомобиле.

Отказы механи­ческой коробки передач происходят в результате износа зубьев шестерен, вы­крашивания их рабочих поверхностей, поломки зубьев, износа под­шипников и их гнезд, шлицевых валов, кулачковых муфт.

Признаками неисправностей коробки пе­редач являются: самовыключение (из-за неполного включе­ния шестерен, разрегулировки привода, износа подшипников, зубьев, шлицев, валов, фиксаторов); шумы при переключе­нии (из-за неполного выключения сцепления или неисправ­ности синхронизатора);одновременное включение двух пе­редач, повышенный шум, вибрации; затрудненное переключение передач.

Диагностирование коробки передач проверяютлюфтомером-динамометром. Перед началом замера блокируют ручным тормозом карданную передачу. Захватную скобу прибора накладывают на ближнюю к заднему мосту крестовину карданного вала, затягивают подвижную губкускобы с помощью однозаходного червяка, затем рукояткойусилием 20—25 Н поворачивают карданную передачу до полной выборки люфта сначала в одну сторону. Затем, поворачивая карданный вал рукояткой в другую сторону (до щелчка), по цифровой шкале снимают показания,суммируют и получают люфтыкарданного вала. Затем отпускают ручной тормоз, последовательно включают передачи и, поворачивая кардан­ный вал, измеряют общие зазоры, из которых, вычитая полученный ранее зазор в карданной передаче, получают люфты в каждой передаче коробки передач.

11. Назовите основныехарактерные неисправности ходовой части автомобиля. Опишитедиагностические работы ходовой части автомобиля. Составьте технологическую последовательность операции по проверке и регулировке установкипередних колес ходовой части автомобиля.Предложите наиболее популярный метод угловустановки колес в домашних условиях.

Основные ходовой части неисправности: износ деталей шарнирных соединений подвески, износ деталей амортизаторов и течь жидкости из них; поломка листов рессор и пружин подвески; изгиб и излом рамы;износ подшипников и их гнезда в ступицах колес; деформируется обод, повреждаются шины;нарушение углов установки передних колес.

Регулировочные работы по ходовой части автомобиля заключаются в проверке и регулировке углов установки передних колес, регу­лировке предельного угла поворота передних колес, регулировке осевого зазора между поворотным кулаком и проушиной балки передних колес и регулировки подшипников ступиц передних ко­лес.

Проверка и регулировка установки передних колес. Измерение углов установки передних колес производят при помощи оптического стенда или переносного прибора линейки-ГАРО.Наиболее простым прибором для контроля схождения передних колес автомобиля является телескопическая (раздвижная) линейка. Линейку устанавливают между колесами перед передней осью в горизонтальном положении так, чтобы конические упоры находились на расстоянии 190 мм от пола.При этом це­почки на концах линейки должны касаться пола. Шкалу передвигают до совмещения указателя с нулевым делением и фиксируют ее положе­ние стопорным винтом. Затем автомобиль перекатывают вперед до тех пор, пока линейка не займет симметричное положение за передней осью. Перемещение шкалы относительно неподвижного указателя по­зволяет определить линейную величину схождения колес. Углы схождения колес регулируют изменением длины поперечной рулевой тягой, или правой и ле­вой рулевыми тягами.

Наиболее популяризированный из них и в тоже время простой — метод с помощью шнура. Он способен показать наиболее высокую точность. Берут толстую леску необходимой длинны и на её концы приделывают крючки из обычной проволоки. Полученную конструкцию закрепляют на уровне центра задних и передних колёс. Далее между леской и боковой поверхностью заднего колеса вставляют регулируемую по размеру специальную подставку. Такой подставкой могут служить два деревянных бруска один широкий, другой узкий. Если леска, с подставленным широким брусом, касается переднего колеса и в тот же момент с двумя брусками касание не наблюдается, то угол наклона колёс нормальный. В том случае, когда результат негативный, то производят отладку колёс с помощью тяг.

12. Назовитехарактерные неисправности системы рулевого управления. Опишите диагностирование системы рулевого управления. Составьте технологическую последовательность операции по проверке и диагностированию суммарного люфта рулевого управления.Предложите способ проверки люфта в шарнирах рулевых тяг на рабочем автомобиле.

Проверка и диагностирование рулевого управления автомобиля прибором К-402. Закрепить на ободе рулевого колеса прибор К-402; Запустить двигатель, поставить передние колеса в положение движения по прямой; Установить двигатель на средние обороты и поворачивать рулевое колесо до начала поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое; Определить свободный ход (люфт) рулевого колеса; Суммарный люфт не должен быть более 15°; Проверить зазоры в сопряжениях рулевых тяг, поворачивая рулевое колесо с усилием 10 Н; Люфт в тягах не допускается. Заглушить двигатель.

13.Назовитехарактерные неисправности гидравлических рабочих тормозов автомобиля. Опишитевнешние признаки неисправностей гидравлических рабочих тормозов автомобиля. Составьте технологическую последовательность операции по проверке и регулировке рабочих тормозов.Предложите способ регулировки свободного хода педали тормоза.

Основные неисправности тормозного привода включают: износ накладок тормозных колодок и барабанов и увеличение зазора между ними, за­масливание, заклинивание колодок, сопровождающееся нагревом тор­мозных барабанов, заедание поршня рабочего цилиндра; утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре и главном цилиндре; заедание поршня главного цилиндра; повреждение или засорение шлангов, трубопроводов; подсос воздуха в системе вследствие ослабления крепления.

К внешним признакам неисправностей относятся: отклонение от прямолинейного движения при торможении; большой ход педали тормоза; скрежетание при торможении; визг, свист при торможении;

снижение усилия на педали при торможении; повышение усилия на педали при торможении; вибрация педали при торможении; низкий уровень тормозной жидкости в бачке.

Регулировка рабочего тормоза. Перед началом регулировки тормоза необходимо проверить и уст­ранить заедания в механизмах привода тормозов, механические по­вреждения, замасливание, смачивание тормозной жидкостью тормозных колодок и др. Регулировка зазора между тормозным барабаном и на­кладками производится при наличии регулировочных эксцентриков. Предварительно вывесить колесо автомобиля. Затем вра­щают от руки колесо вперед, а регулировочный эксцентрик передней колодки постепенно поворачивают ключом до начала при­жатия тормозной колодки к барабану. Затем поворачивают эксцентрик в обратную сторону, пока колесо не начнет свободно вращаться. В той же последо­вательности производят регулировку зазора между задней колодкой и барабаном, вращая при этом колесо назад.

Регулировка свободного хода педали тормоза. Свободный ход педали регулируют путем изменения длины тяги, соединяющей тормозную педаль с толкателем поршня главного тормозного цилиндра. Для этого устанавливают педаль в положение, при котором она упирается в резиновый буфер, отпускают контргайку и, вращая муфту в ту или другую сторону, устанавливают свободный ход педали, равный 8—14 мм. Зазор между первичным поршнем и толкателем главного тормозного цилиндра должен находиться в пределах 1,5—2,5 мм.

14.Назовите основные неисправности пневматического тормозного привода.Опишитеосновной признак неисправности пневматического тормозного привода.Составьте технологическую последовательность операции по проверке и регулировке рабочих тормозов.Предложите способ регулировки свободного хода педали тормоза.

Неисправностями пневматического тормозного привода являются: утечка воздуха в системе через неплотности в соединениях и падение его давления ниже установленной нормы; недостаточное давление в системе вследствие неисправности компрессора, произвольное притор­маживание на ходу вследствие неплотностей посадки клапанов управ­ления или регулятора давления.

Основной признак неисправности тормозной системы характеризу­ется увеличением длины пути торможения (при одной и той же скоро­сти движения и одинаковом состоянии дороги) и стремлением автомо­биля к заносу при торможении, нагреванием тормозных барабанов.

Регулировка зазора между накладками и барабанов в тормозах с пневматическим приводом может быть частичной и полной.

Перед регулировкой необходимо нажатием на педаль проверить величину выхода штоков тормозных камер, которая должна быть в пределах 20-40 мм. Если выход штока превышает установленную норму необходимо произвести регулировку.Для этого вывести колесо и вращая его поворачивать червяк до полной остановки колеса, а отпустить на 2-3 щелчка или до свободного вращения колеса.После регулировки проверяют выход штоков, которые должны быть одинаковыми для правых и левых тормозных камер одной оси.

Регулировка свободного хода педали тормоза сводится к изменению длины тяги, которая связывает педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. Длину
тяги изменяют, вращая вилку, навернутую на резьбовой конец тяги.

15.Назовите основные показатели технического состояния ходовой части колесного трактора. Опишитеуход за ходовой частьюколесноготрактора. Составьте технологическую последовательность операции по проверке и регулировке сходимости колес трактора.Предложите способ регулировки сходимости колес послеизменения ширины колеи ведущих колес трактора.

К основным показателям технического состояния ходовой части колесного трактора относятся: давление воздуха в шинах, состояние грунтозацепов, восхождение направляющих колес и величина зазоров в соединениях поворотных цапф и подшипников направляющих колес.

Уход за ходовой частью заключается в своевременном подтягивании резьбовых соединений, периодическом смазывании подшипников и регулировании их осевого зазора в направляющих колесах, регулировке схождения колес, соблюдении правил эксплуатации пневматических шин и уходу за ними.

Для измерения сходимости колес линейку раздвигают больше ширины колеи и устанавливают спереди между выпуклыми частями покрышек на уровне оси вращения колес. Устанавливают нулевое деление шкалы против стрелки-указателя и перекатывают трактор вперед на столько, чтобы линейка оказалась сзади на том же уров­не. По шкале напротив стрелки-указателя определяют сходимость. Регулируют сходимость колес изменением длины рулевых тяг.

Сходимость передних колес должна быть 8-12 мм. Для ее регулировки устанавливают рулевое колесо в среднее положение. Затем, отвернув контргайки крепления наконечников поперечных рулевых тяг и вращая их трубы, устанавливают колеса параллельно продольной оси трактора. После этого удлиняют каждую тягу, поворачивая еще на семь оборотов трубу тяги, и, проверив сходимость, затягивают контргайки наконечников.

16.Назовите основные неисправности гидросистемы. Опишитетехническое состояние составных частей гидросистемы.Составьте технологическую последовательность операции по проверке общего состояния гидросистемы.Предложите способ регулировки механизма переключениякоробки передачавтомобиля.

Основные неисправности гидросистемы. Навесное орудие не удерживается в транспортном положении и поднимается слишком медленно. Рукоятки распределителя не возвращаются автоматически из рабочих положений в нейтральное. Утечка масла в нагнетательных магистралях. Повышенный нагрев масла при работе на перепуск. Вспенивание масла и выплескивание через заливную горловину. Преждевременный автоматический возврат рукояток распределителя из положения подъема в нейтральное.

К показателям, характеризующим техническое состояние гид­рораспределителя, относят давление срабатывания автоматов золотников, перепускного и предохранительного клапанов, ве­личину утечек масла. Состояние насоса оценивают по величи­не подачи, а гидроцилиндра — по герметичности уплотнительных колец. Внешний признак неисправности — замедленный, с рывками подъем или самопроизвольное опускание навешен­ного рабочего органа.

Проверка общего состояния системы. Гидросистему необ­ходимо проверять следующим образом:

• проверить уровень масла в баке и при необходимости дове­сти его до нормативного значения.

• оценить визуально состояние маслопроводов; не допускает­ся их скручивание;

• пустить двигатель и, выполнив несколько подъемов и опу­сканий механизма навески, прогреть масло до температуры 50. 60 «С;

• установить максимальную частоту вращения коленчатого вала, переместить рукоятку золотника гидрораспределителя ра­бочего цилиндра в положение «Подъем» и, удерживая ее в этом положении в течение I мин, визуально проверить герметичность системы. Не допускается подтекание масла в соединениях гид­роагрегатов;установить номинальную частоту вращения коленчатого вала, поочередно перемещая рукоятку золотника в положения «Подъем», «Опускание», оценить визуально работоспособность гидропривода.Механизм навески дол­жен плавно, без рывков подниматься и опускаться при соответствующем по­ложении рукоятки гидрораспределите­ля, которая должна фиксироваться во всех положениях, а по окончании ра­бочего хода поршня силового цилинд­ра автоматически возвращаться в ней­тральное положение.

Регулировка механизма переключения коробки передач- зак­лючается в изменении длины промежуточных тяг для согласо­вания положения рычага переключения передач и шестерен коробки передач.

17. Назовите основные источники и потребители энергии автомобиля.Опишите основные неисправности генераторов. Составьте технологическую последовательность операции по испытанию генератора под нагрузкой.Предложите способ проверки генераторов без снятия с автомобиля.

К источникам энергии относятся аккумуляторные батареи и генераторы постоянного и переменного тока, а потребителями являются система пуска двигателя, приборы системы зажигания и управления приборы освещения, световой и звуковой сигна­лизации, контрольные приборы и дополнительное оборудование (вентилятор, стеклоочиститель и др.).

Неисправностями генераторов постоянного тока являются: загрязнение коллектора, износ щеток, поломка или ослабле­ние пружин щеткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения, межвитковые замыкания в катушках и замыкание катушек на корпус генератора, замыкание якоря на массу и обрыв обмотки якоря, ослабление или чрезмерное натяжение ремня и др.

Испытания генератора под нагрузкой производят следующим образом. Установить генератор на стенд, переключить рубильник в положение нагрузки (налево), плавно повышая обороты генератора и увеличивая нагрузку с помощью нагрузочного реостата, установить номинальный ток нагрузки согласно табличным данным при напряжении 12,5 В и снять показания тахометра, которые должны соответствовать техническим условиям.

Простейший способ проверки работоспособности генератора заключается в подключении вольтметра к полюсам аккумуляторной батареи. Запустите двигатель. При запуске напряжение на клеммах аккумулятора не должно опускаться ниже 8 В (при температуре окружающей среды 20 °С). Повысьте число оборотов двигателя до 3000 в минуту. Если на клеммах оно будет меньше 12,5 В, то генератору наверняка потребуется ремонт – демонтируйте регулятор напряжения в сборе со щеточным узлом.

18. Назовите основные приборы освещения.Опишите основные неисправности приборов освещения и сигнализации.Составьте технологическую последовательность операции по проверке и регулировке фар.Предложите способ устранения з апотевание фар без снятия с автомобиля.

К приборам освещения относятся головные фары, фонари, под­фарники, лампы освещения приборов, кабины и номерного зна­ка.

Неисправности прибо­ров освещения и сигнализации связаны чаще всего с перегора­нием нитей лампочек или выходом из строя переключателей, включателей стоп-сигнала и фонаря заднего хода.Наиболее серьезной неисправностью является нарушение регулировки положения фар на автомобилях и их силы света, от чего зависит безопасность движения. Положение фары счи­тается отрегулированным, если ее луч направлен вдоль оси дороги с захватом обочины и обеспечивает их освещение на расстоянии 30 м при ближнем свете и 100 м при дальнем.

Установку фар проверяют и регулируют на отдельном по­сту при помощи настенного или переносно­го экрана.Для проверки и регулировки фар следует установить автомобиль (без на­грузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану, расположен­ному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. В начале регулируют дальний свет фар,Для этого на экранеиспользуютгоризон­тальную линию А—А.Включают дальний свет фар и при закрытой правой фаре регулируют свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вер­тикальной линии. Для регулировки можно поворачивать винты вер­тикальной и горизонтальной регулировки фар.

Аналогичным образом регулируют правую фару.Отрегулировав дальний свет фар, нужно включить ближний свет. Центры пятен ближнего света должны лежать на линии Б—Б.

Запотевание фар. Если фары начали запотевать, следовательно, нарушилась герметичность и внутрь стала попадать влага. Для устронения достаточно разобрать фару и смазать ее стыки герметиком перед тем, как вновь собирать ее. Ну и, естественно, надо основательно протереть ее, чтобы убрать пыль и влагу, которые могли там собраться.

19. Назовите признаки неполадок стартера.Опишите основные неисправности стартера.Составьте технологическую последовательность операции по испытаниюстартера в режиме холостого хода.

Предложите способ проверки электродвигателя стартера без снятия с автомобиля.

Признаки неполадок стартера:-при повороте ключа зажигания стартер не включается,- втягивающее реле «щелкает», но стартер не вращается,- стартер вращает коленвал с малой скоростью (при заряженном АКБ), -стартер вращается, но коленвал неподвижен,- после запуска двигателя стартер не выключается.

К основным неисправностям стартера относятся: загрязнение и обгорание коллектора, износ и зависание щеток, пробуксовка или заклинивание муфты свободного хода и зубьев шестерни, разнос обмоток якоря, подгорание контактов включения стартера в тяговом реле, ослабление затяжки крышек стяжными винтами, выгорание изоляционных шайб и пластин щеткодержателей, заедание якоря тягового реле во втулке катушки электромагнита, износ подшипников, заедание при­вода па валу якоря стартера, обрыв обмоток тягового реле, ослабле­ние буферной пружины.

Испытание в режиме холостого хода. Установите стартера на стенд.Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения вала привода стартера, которые должны быть соответственно не более 80 А и 3000 об/мин при напряжении на клеммах стартера 11,5-12 В.Если сила тока и частота вращения вала привода отличаются от указанных значений, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке якоря или замыкание обмотки на массу,ослабление крепления выводов щеток, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.

Проверка электродвигателя стартера без снятия с автомобиля. Если при повороте ключа в выключателе зажигания электродвигатель стартера не вращается–Убедитесь,что аккумуляторная батарея заряжена, и проверьте надежность крепления проводов на клеммах батареи и на тяговом реле стартера. Если раздаются щелчки тягового реле при полностью заряженной батарее, значит, неисправны контакты реле или электродвигатель стартера, или двигатель стартера вращается медленно, проверьте подачу напряжения к стартеру, которое должно быть не менее 12,0 В.Если напряжение питания стартера нормальное, то снимите стартер для ремонта.

20.Назовите методы диагностированиямашин. Изложите краткую характеристику субъективных и объективных методов диагностирования. Охарактеризуйте достоинство субъективных методов диагностирования.Предложите простой способопределения качества масла на рабочем двигателе.

К методам диагностирования машин относятся: субъективные и объективные.

Субъективные методы позволяют оценивать техническое состояние контролируемого объекта: визуальным осмотром (выявляют места подтекания топлива, масла и технических жидкостей, определяется их качество по пятну на фильтровальной бумаге; наличие трещин на металлоконструкции; деформация шин и остаточная деформация металлоконструкции; заметная на глаз усадка штока силового цилиндра при нейтральной позиции рукоятки золотника распределителя, вспенивание жидкости, цвет выхлопных газов и т.д.);ослушиванием (характер шумов, стуков и вибрации); по степени нагрева механизмов и трубопроводов «на ощупь»; по характерному запаху.

Достоинство субъективных методов — низкая трудоемкость и практическое отсутствие средств измерения. Однако результаты диагностирования этими методами дают только качественную оценку технического состояния объекта и зависят от опыта и квалификации диагноста.

Самый простой способ, заключается в просмотре на свету тонкого слоя масла, нанесенного на стекло. Муть, потеки и крупинки укажут на присутствие в масле механических примесей. При их отсутствии слой масла будет выглядеть совершенно прозрачным.1. На отрезок стекла нанести несколько капель испытуемого масла.2.Вторым отрезком стекла провести по первому до образования тонкой масляной пленки. 3.Оба отрезка стекла просмотреть на свет.

21.Назовите основныепризнаки неисправностей двигателя.Опишите, по какой причине в процессе эксплуатации автомобилей снижается компрессия в цилиндрах двигателя. Составьте технологическую последовательность операции по проверке компрессии в цилиндрах двигателя. Предложите способ обнару­жение»течи» маслоотражательных колпачков.

Признаками основных неисправностей двигателя являются: падение мощности, повышенный расход масла, дымный выпуск, снижение давления конца сжатия (компрессии), стуки в дви­гателе.

Компрессия может понизиться при износе поршневых колец и гильз цилиндров, неплотном прилега­нии клапанов седлам, износе направляющих втулок, клапанов, ослаблении затяжки гаек крепления головок цилиндров, повреж­дении прокладки головки цилиндров, нарушении зазоров в газо­распреде-лительном механизме.

Компрессию двигателя проверяют после предвари­тельного прогрева двигателя до 70—80° С при вывернутых свечах, полностью открытых дросселе и воздушной заслонке. Установив ре­зиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи, провертывают стартером коленчатый вал двигателя на 10—12 оборотов и записывают показания компрессометра. Для двигателей автомобилей ГАЗ компрессия должна составлять 0,8 МПа, предель­но допустимое значение компрессии 0,6 МПа. Проверку выполняют 2—3 раза для каждого цилиндра. Разница в показаниях не должна превышать 0,07—0,1 МПа.Для выяснения причины неисправности в отверстие для свечи заливают 20—25 см 3 свежего моторного масла и повторяют проверку. Увеличение показаний компрессометра указывают на утечку воздуха через поршневые кольца. Если показания не изменяются, то возможно неплотное прилегание клапанов или подгорание.Компрессию в дизельном двигателе замеряют также поочередно в каждом цилиндре, но на работающем.

Способ обнару­жение «течи» маслоотражательных колпачков. 1. Дымление из выхлопной трубы при перегазовках. 2. Наличие масла на резьбовой части свечей («мокрая» резьба на свечах).

22. Перечислите характерныенеисправности гидроусилителя. Опишите подготовительные работы перед проверкой и регулировкой рулевого механизма и насоса. Составьте технологическую последовательность операции попроверке давления в гидросистеме, раз­виваемого насосом.Предложите способ удаления воздухаиз гидравлической системырулевого механизма.

Характерными неисправностями гидроусилителя рулевогомеханизма являются: недостаточный или слишком высокий уровень масла в бачке насоса, наличие воздуха (пена в масляном бачке) или воды в системе, неисправность насоса, повышенная утечка масла в рулевом механизме, засорение фильтров, неисправная работа перепускного и предохранительного клапанов насоса (периодическое зависание, заедание, отворачивание седла), недостаточное натяжение ремня привода насоса.

Перед проверкой и регулировкой рулевого механизма или насоса нужно проверить балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в, узлах рулевого управления и ступицах ко­лес, регулировку подшипников и тяг рулевого управления п правильность их положения, нормальную работу амортиза­торов, правильность установочных углов передних колес. Кроме то­го, следует проверить уровень масла в бачке насоса гидро­усилителя и натяжение его ремня, нет ли воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтрах насоса, утечки масла в соединениях трубопроводов.

Проверка давления в гидросистеме, раз­виваемого насосом. Для этого используется прибор, состоящий из тройника с запорным вентилем и манометром. В ходе проверки тройник устанавливают между насосом и шлангом высокого давления, идущего к золотнику. Темпера­тура масла должна быть в пределах 65—75°С. Пускают двига­тель на частоте холостого хода и, открыв вентиль приспособ­ления, поворачивают рулевое колесо до упора (чтобы был пол­ностью открыт золотниковый механизм) в любую сторону, с усилием не менее 100 Н (10 кгс).Давление масла для автомобилей ЗИЛ должно быть не менее 6 МПа. При меньшем давлении вентиль следует зак­рыть, следя за показаниями манометра — давление должно повыситься до 6,5 МПа. В этом случае насос считается исправ­ным, а рулевой механизм — нет. Если давление при закрытом вентиле повысится незначительно и не превысит 6 МПа, то неисправны и насос, и рулевой механизм.

Перед удаление воздуха из гидравлической системы проверьте уровень масла в бачке. Добавьте при необходимости. После откачайте воздух в следующем порядке:Запустите двигатель и установите обороты холостого хода, 3 – 5 раз поверните рулевое колесо в левое и правое крайние положения.и дайте маслу нагреться. Затем установите рулевое колесо в среднее положение, проверьте и отметеуровень масла в бачке. Выключите зажигание и остановите двигатель, выждите 3 – 5 минут после останова двигателя. Проверьте уровень масла, при необходимости долейте масло до указанного уровня.

23.Назовите основныепризнаки неисправностей форсунок дизельного двигателя.Опишите, по какой причине в процессе эксплуатации автомобилей выходит из строя форсунки. Составьте технологическую последовательность операции по проверке герметичностифорсунки. Предложите способ выявление неисправной форсунки без сканера в полевых условиях.

Неисправности форсунки. Неравномерная работа двигателя — работают не все цилиндры. Черный дым из системы выхлопа; Большой расход топлива; Перегрев двигателя; Сильный стук похожий на стук шатуна; Сизый дым из выхлопной трубы и потеря мощности двигателя. Неисправные свечи накаливания.

Причины выхода из строя форсунок. Некачественное топливо, с входящими в его состав примесями парафина и взвешанных частиц, что является основной причиной поломки и приводит к ремонту либо замене форсунок.

Форсунки подвержены и коррозии из-за воды в солярке. Коррозионные отложения в распылителе или в подвижных частях форсунки приводят к затрудненному ходу иглы и неправильному очертанию факела при распылении.

К тому же подвижные части форсунки и двигателя подвержены естественному износу. Что приводит к неправильной работе факела форсунок и к несвоевременному закрытию системы впрыска.

Проверка герметичности форсунки давления впрыска и качествараспыливания топлива производится на приборе КИ-3333установленном на указанном стенде. При проверке герметичности форсунки медленно завертывают ее регулировочный винт и одновременно, качая рычагом, увеличивают давление до 30 МПа. После этого прекращают подачу и наблюдают за снижением давления. Когдадавление снизится до 28 МПа,включают секундомер и определяют время спада давления до 28 Мпа.

Допустимое время падения давления для исправной форсункидолжно быть не менее 5 с, а с новым распылителем — в среднемне менее 20. 30 с. Подтекание топлива или увлажнение торца распылителя при указанном снижении давления не допускается.

Выявление неисправной форсунки без сканера в полевых условиях. Для выявления вышедшей из строя форсунки проделайте следующее: снимаем разъёмы с форсунок снимаем трубочки с обратки и одеваем капельницы, концы которых опускаем в мерную тару. Удобно использовать медицинские шприцы. Крутим двигатель — та форсунка, которая больше всего льёт в обратку неисправна.

24.Назовитеосновные неисправности карбюраторов.Опишите причины неудовлетворительной подачи топлива из бака к карбюратору. Составьте технологическую последовательность операции по регулировке карбюраторов на минимально устойчивую частоту вращения холостого хода.Предложите способ проверки уровня топлива впоплавковой камеры карбюраторов, в которых ось поплавка закреплена на крышкепоплавковой камеры.

Большинство неисправностей карбюраторов связано с неквалифицированным вмешательством в его регулировки, либо с засорением частицами или твердыми смолистыми отложениями отдельных калиброванных отверстий.

Неудовлетворительная подача топлива из бака к карбюратору. Причины:засорение сетки топливоприемника в баке смолистыми отложениями; засорение шламом топливопроводов и фильтров;образование паровых пробок в системе подачи топлива;подсос воздуха через неплотности с образованием воздушных пробок;неисправная работа бензонасоса;

Отрегулировать карбюраторы на минимально устойчивую частоту вращения холостого хода. Минимальная частота у всех карбюраторов регулируется с помощью упорного винта, ограничивающего закрытие дроссельной заслонки (заслонок), и винтами, изменяющими состав горючей смеси. Минимальная частота регулируется только на прогретом двигателе и совершенно исправной системе зажигания. В двухкамерных карбюраторах состав смеси регулируется в каждой камере самостоятельно. При завертывании винтов «качества» смесь обедняется, а при их отвертывании обогащается. Вначале необходимо завернуть винты «качества» 1 (5) нетуго до отказа, а затем отвернуть каждый винт на 2,5. 3,0 оборота. После этого пустить двигатель и установить с помощью упорного винта 2 положение дроссельной за- системы холостого хода карбюратора: 1 — винт «качества», 2 — упорный винт заслонки, при котором двигатель работает вполне устойчиво. Затем, завертывая или отвертывая один из винтов «качества» 1, находят положение, при котором, двигатель будет работать с наибольшим числом оборотов при неизменном угле открытия дроссельных заслонок. Потом повторяют такие же операции со вторым винтом «качества».

У карбюраторов, в которых ось поплавка закреплена на крышке поплавковой камеры, уровень топлива можно проверять после снятия крышки при помощи специальных шаблонов а, фиксирующих положение поплавка по высоте (И = 40—41 мм для карбюраторов К-126Г, К-126Н и 39—39,6 мм у карбюратора К-124В).

25. Назовите характерные неисправности автомобилей, влияющие на износ шин. Опишите ежедневный уход за шинами. Составьте технологическую последовательность операции по демонтажу шин. Предложите простой способ измерения остаточной глубины рисунка протектора шины.

Наиболее характерные неисправности автомобилей, влияющие на износ шин, следующие:неправильное схождение передних колес; неправильный угол установки передних колес;повышенный зазор в подшипниках передних колес и втулках поворотных кулаков; увеличенный люфт рулевого управления; неравномерно отрегулированные тормоза; ослабленные рессоры или увеличенный зазор между рессорной втулкой и пальцем; подтекание масла через неисправные сальники; слабая или неравномерная затяжка гаек колес и, как следствие, боковое биение колес.

Ежедневный уход за шинами производится перед началом и после окончания работы. Он заключается в наружном осмотре покрышек, удалении посторонних предметов, застрявших между сдвоенными шинами и в протекторах, проверке комплектности и исправности монтажного инструмента (колесный ключ, лопатки, домкраты), шинного манометра, запасных золотников. Необходимо проверить, не попадают ли на шину бензин и масло.

Демонтаж шины осуществляют в следующем порядке: перед демонтажом полностью выпускают воздух из шины; вводят плоский конец монтажной лопатки между бортовой закраиной и шиной и отжимают шину. В образовавшийся зазор вставляют изогнутую лопатку и отжимают ее вниз. Повторяя эту операцию по окружности, снимают борта шины с посадочных полок обода с обеих сторон; вставив острый конец прямой лопатки в демонтажный паз замочного кольца, отжимают его. Второй лопаткой приподнимают кольцо вверх, поддерживая кольцо одной лопаткой, второй лопаткой повторяют предыдущую операцию. Передвигая лопатки таким образом по окружности замочного кольца, извлекают его полностью; сняв бортовое кольцо, переворачивают колесо и освобождают его от шины.

Для измерения остаточной глубины рисунка протектора используйте глубинный штангенциркуль.

26. Назовите основные признаки неисправности главной передачиавтомобиля.Опишите основные отказы и неисправности главной передачиавтомобиля.Составьте технологическую последовательность операции по регулировке подшипников главной передачи.Предложите способпроверкизацепление конических шестерен главной пе­редачи.

Признаками неисправностей главной передачи могут быть: повышенные вибрации, шум, нагрев, люфт и увеличение ме­ханических потерь из-за износа или поломки зубьев шестерен, износа подшипников и их посадочных мест, ослабления креп­лений и разрегулировки зацепления зубчатых пар.

Отказы и неисправ­ности главной передачи характеризуются: износом или поломкой зубьев шестерен вследствие нарушения правильности зацепления и уменьшения поверхности соприкосновения зубьев; деформацией под­шипников и нарушением их регулировки; зазором и выкрашиванием в подшипниках вала ведущей шестерни; ослабление крепления шестер­ни, недостаточный уровень масла, износ подшипников полуосей и др.

Регулировкой затяжки подшипников главной передачи уст­раняют осевой зазор вала ведущей шестерни (для автомобиля ГАЗ-53 он не должен превышать 0,03 мм, а для ЗИЛ-130 дол­жен отсутствовать). Достигается это за счет уменьшения тол­щины регулировочных шайб до такой затяжки, при которой момент вращения ведущей шестерни, измеренный при помо­щи динамометрической рукоятки, не будет превышать 10— 35 Н м. Аналогично изменением числа стальных прокладок вос­станавливают предварительный натяг подшипников промежу­точного вала главной передачи. После регулировки подшипни­ков регулируют зацепление конических шестерен главной пе­редачи, изменяя число прокладок между фланцем стакана вала ведущей шестерни и торцом картера редуктора, а также переставляя прокладки под крышками роликовых подшипни­ков промежуточного вала.

Про­веряют зацепление зубьев шесте­рен на краску по пятну контакта, намечают краской зуб шестерни и прокручивают главную передачу. Если краска отпечатается по всей ширине зуба –это нормально, если в лево или вправо –необходима регулировка.

27.Назовите характерные отказы и неисправ­ности системы питания газобаллонных автомобилей. Опишитепризнаки неисправностей газовой системы питания. Составьте технологическую последовательность операции по проверке газового редуктора. Предложите способ обнару­жениеутечки сжиженного газа на автомобиле.

Отказы и неисправ­ности системы питания газобаллонных автомобилей заключаются в на­рушении герметичности соединений газопроводов, редуктора и смеси­теля, в негерметичности и разбухании клапанов редуктора, разрыве диафрагмы, заедания клапанов и рычагов газового редуктора.

Признаками неисправностей газовой системы питания могут слу­жить ухудшение пуска двигателя, неустойчивая работа на частоте вра­щения холостого хода и ухудшение приемистости (переход с малой на большую частоту вращения коленчатого вала двигателя). Внешними признаками значительной утечки сжиженного газа являются обнару­жение ее на слух или обмерзание соединения перепускающего газ.

Регу­лировку производят после присоединения к редуктору линии сжатого воздуха или газовой магистрали автомобиля.Давление газа в первой ступени редуктора регулируют гайкой (отпустив предварительно контргайку), при вращении которой изме­няется натяжение пружины диафрагмы.

Давление газа при регулировке контролируют по манометру низко­го давления, установленному на щитке кабины автомобиля. Давление в первой ступени должно составлять (для сжиженного газа) от 0,1 до 0,2 МПа. Давление во второй ступени редуктора изменяют вращением регулировочного ниппеля, при ввертывании ниппеля давление увели­чивается, при вывертывании уменьшается. Проверяют давление газа во второй ступени по пьезометру, который присоединят к штуцеру разгрузочного устройства редуктора или к штуцеру специальной крыш­ки, которую устанавливают вместо крышки люка второй ступени. При работе двигателя на холостом ходу давление во второй ступени ре­дуктора должно быть несколько избыточным — 0,05—0,1 кПа. С уве­личением нагрузки и в зависимости от давления газа в баллонах дав­ление во второй ступени снижается до атмосферного или до величины 0,01—0,02 кПа, а при полной нагрузке — до 0,16—0,25 кПа.

Способ обнару­жение утечки сжиженного газа на автомобиле. Наиболее распространенным методом проверки внешней герметичности системы, находящейся под избыточным давлением, является обмазывание сое­динений пенообразующим раствором (водный раствор хозяйственного мыла или лакричного корня). Соединения или участки системы, подлежащие проверке, очищают от грязи и кистью наносят на них пенообразующий раствор. В местах расположения мельчайших неплотностей появляются мелкие пузырьки, скопления которых могут быть обнаружены лишь при повторном осмотре.

28.Назовите факторы влияющие на срок службы воздушных фильтров. Опишите возможные неисправности воздушных фильтров. Составьте последовательность по определению воздухоочистителя, при неисправном штатном индикаторе. Предложите способ очистки от загрязнения воздушных фильтров.

Назовите факторы влияющие срок службы воздушных фильтров: места расположения воздухозабора, времени года, розы ветров и других. Выход из строя фильтров грубой и, тем более, тонкой очистки опасен попаданием в воздушный поток болезнетворных бактерий, вирусов и грибных спор, которые накапливались на фильтрах в течение всего срока работы.

Возможные неисправности воздушных фильтров. Неисправность фильтров ведет к ухудшению качества подаваемого воздуха и загрязнению оборудования вентиляционной сети. Выявляется по результатам замеров рабочего давления. Причина возникновения — естественный износ, способ устранения — замена фильтров. Отсутствие герметичности ведет к загрязнению воздуховодов, осаждению грязи на рабочем колесе вентилятора и других элементах системы.

При неисправном штатном индикаторе степень засоренно­сти воздухоочистителя необхо­димо определить сигнализато­ром следую­щим образом: снять с двигателя штатный индикатор и установить вместо него контрольный сигнализа­тор; пустить двигатель и уста­новить максимальную частоту вращения коленчатого вала; нажать на колпачок и за­фиксировать (визуально) поло­жение поршняотносительно смотрового окна корпуса. В этом положении рабочая ка­мера сообщается с впускным воздушным трактом и под дей­ствием избыточного давления на диафрагму поршеньпе­ремещается вниз, сжимая пру­жину. Чем больше величина разрежения, тем ниже опустит­ся поршень. Полное перекры­тие окна поршнем свидетель­ствует о предельном засорении воздухоочистителя и необходимости очистки (промывки) филь­трующих элементов.

Способ очистки.Для обслуживания первой ступени воздухоочистителя КамАЗ необходимо

отсоединить от фильтра магистраль отсоса пыли и воздухопроводы, снять крышку,отвернуть стержень крепления, вынуть фильтрующий элемент и снять корпус фильтра. Корпус с инерционной решеткой промывают в дизельном топливе или горячей воде, продувают сжатым воздухом и просушивают.

29.Назовите,с чего состоитпроцесс диагностирования и ТО составных частей машин.Опишите работы подготовительного этапа. Составьте перечень работвходящие вос­новной и заключительный этап по подготовке машин к диагностированию.Предложитеспособпроверки тормозного пути трактора.Ответ:

Процесс диагностирования и технического обслужи­вания составных частей машин состоит из подготови­тельного, основного и заключительного этапов.

Подготовительный этап включает следующие рабо­ты: очистку и мойку, установку машины на пункте тех­нического обслуживания; внешний осмотр и занесение его результатов в диагностическую карту; некоторые работы по техническому обслуживанию, монтаж пер­вичных преобразователей и средств измерений.

В ос­новной этап входят все работы по техническому обслу­живанию, предусмотренные действующими правилами, а также установление необходимых режимов работы дизеля или машины, измерение параметров состояния составных частей машины и занесение результатов в диагностическую карту. Заключительный этап преду­сматривает постановку диагноза, по которому опреде­ляют характер и объем работ по поддержанию машины в работоспособном состоянии, а также прогнозирование остаточного ресурса составных частей; снятие с маши­ны средств измерений и первичных преобразователей.

Проверка тормозного пути. Пускают дизель и при движении трактора проверяют работу тормозов на надежность и равномер­ность торможения.Тормозные системы колесных тракторов и составленных на их базе тракторных поездов должны обеспечивать их остановку на указанном в табл. 44 пути.Если тормозной путь превышает допустимые значения, тор­моза разбирают, промывают, изношенные детали заменяют.

30.Назовите работы выполняемые трактористом-маши­нистом. Опишите наибо­лее сложные работы выполняемыемастером-наладчиком.Составьте перечень работвыполняемыхмастером-диагностом.Предложитепростой способ проверки провисание гусеничной цепи трактора.

Тракторист-маши­нист выполняет очистительно-моечные, крепежные, смазочные и заправочные работы и помогает мастеру-наладчику.

Мастер-наладчик выполняет наибо­лее сложные работы и контролирует качество выполне­ния работ по техническому обслуживанию трактори­стом-машинистом, который в основном занимается очистительно-моечными, крепежными, смазочными и за­правочными работами. Слесарь помогает мастеру-на­ладчику и устраняет обнаруженные неисправности.

Мастер-диагност, выполняющий сложные диагностические и регулировочные работы при ТО-3 и после межремонтной наработки. Он анализирует результаты диагностирования, устанав­ливает виды и объем планово-предупредительных и ре­монтных работ, определяет остаточный ресурс состав­ных частей, заполняет диагностическую карту. Слесарь помагаетмастеру-диагносту и устраняет обнаруженные неисправности.

Провисание гусеничной цепи можно также проверить мас­штабной линейкой и рейкой. Для этого кладут рейку на наиболее выступающие почвозацепы звеньев, расположенных над поддер­живающими роликами, и измеряют расстояние от рейки до почвозацепа наиболее провисшего звена. Если провисание гусенич­ных цепей трактора Т-4А превышает 50 мм (номинальное значе­ние — 20. 30 мм), а тракторов Т-150, Т-130, ДТ-75В— 70 мм (номиналь­ное значение 40. 50 мм), то необходимо натянуть.

Составил преподаватель В.И.Мурзенок

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *