Стыкование арматуры сварными соединениями внахлестку как правило не допускается
Перейти к содержимому

Стыкование арматуры сварными соединениями внахлестку как правило не допускается

  • автор:

Требования к стыковке арматуры

Стыки арматуры внахлестку (без сварки) применяют при стыковании стержней с диаметром рабочей арматуры не более 40 мм.
Стыки растянутой или сжатой арматуры должны иметь длину перепуска (нахлестки) не менее значения длины L, определяемого по формуле
L= à*L0,an . (8.5)
где L0,an — базовая длина анкеровки, определяемая по формуле 10.1 (СП63.13330.2012) или по таблице;
коэффициент à — для растянутой арматуры принимают равным 1,2, а для сжатой арматуры — 0,9.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
— относительное количество стыкуемой в одном расчетном сечении элемента рабочей растянутой арматуры периодического профиля должно быть не более 50 %, гладкой арматуры (с крюками или петлями) — не более 25 %;
— усилие, воспринимаемое всей поперечной арматурой, поставленной в пределах стыка, должно быть не менее половины усилия, воспринимаемого стыкуемой в одном расчетном сечении элемента растянутой рабочей арматурой;
— расстояние между стыкуемыми рабочими стержнями арматуры не должно превышать 4 ds;
— расстояние между соседними стыками внахлестку (по ширине железобетонного элемента) должно быть не менее 2 ds и не менее 30 мм.
В качестве одного расчетного сечения элемента, рассматриваемого для определения относительного количества стыкуемой арматуры в одном сечении, принимают участок элемента вдоль стыкуемой арматуры длиной 1,3L. Считается, что стыки арматуры расположены в одном расчетном сечении, если центры этих стыков находятся в пределах длины этого участка.

Допускается увеличивать относительное количество стыкуемой в одном расчетном сечении элемента рабочей растянутой арматуры до 100%, принимая значение коэффициента à равным 2,0. При относительном количестве стыкуемой в одном расчетном сечении арматуры периодического профиля более 50 % и гладкой арматуры более 25 % значения коэффициента ? определяют по линейной интерполяции.
При наличии дополнительных анкерующих устройств на концах стыкуемых стержней (приварка поперечной арматуры, загиб концов стыкуемых стержней периодического профиля и др.) длина перепуска стыкуемых стержней может быть уменьшена, но не более чем на 30%.
В любом случае фактическая длина перепуска должна быть не менее 0,4àL0,ап, не менее 20 ds и не менее 250 мм. (п.10.3.30).

Требование СП14.13330.2012 «Строительство в сейсмических районах».

В изгибаемых и внецентренно сжатых элементах конструкций допускается осуществлять стыкование рабочей арматуры при диаметре стержней до 20 мм — в 7- и 8-балльных зонах внахлестку без сварки, а в зонах 9 баллов — внахлестку без сварки, но с «лапками» или другими анкерными устройствами на концах стержней.
Длина нахлестки должна быть на 30 % больше значений, требуемых по действующим нормативным документам на бетонные и железобетонные конструкции (СП 63.13330), с учетом дополнительных требований настоящего свода правил.
При диаметре стержней 20 мм и более соединение стержней и каркасов должно выполняться с помощью специальных механических соединений (опрессованных и резьбовых муфт) или сварки независимо от сейсмичности площадки.
Шаг хомутов в местах стыкования внахлестку без сварки арматуры внецентренно сжатых элементов должен быть не более 8d.
Стыкование арматуры сварными соединениями внахлестку, как правило, не допускается. При стыковании арматуры в малоответственных конструкциях, кроме элементов несущего остова зданий, возможно применение сварных соединений арматуры внахлестку. При этом значение длины сварных швов должно быть на 30 % больше значений, требуемых по ГОСТ 14098 для сварного соединения типа С23-Рэ.
В изгибаемых и внецентренно сжатых элементах стыки арматуры внахлестку со сваркой и без сварки следует располагать вне зон максимальных изгибающих моментов (п. 6.7.12).

  • Войдите чтобы оставить комментарии

Стыковые соединения арматуры железобетонных конструкций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

АРМАТУРА / ОБЖИМНАЯ МУФТА / ВИНТОВАЯ МУФТА / СВАРНОЙ СПОСОБ / СОЕДИНЕНИЕ ВНАХЛЁСТ / ВЯЗКА АРМАТУРЫ / МЕХАНИЧЕСКАЯ МУФТА / ЭКОНОМИЯ / НОВЫЙ ВИД / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / FITTINGS / CRIMP SLEEVES / SCREW COUPLING / WELDING METHOD / THE COMPOUND OVERLAP / MATING FITTINGS / MECHANICAL CLUTCH / SAVING / NEW SPECIES / USE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Александровский В.Г.

Применение стыковочных муфт является, на сегодняшний день, быстроразвивающейся и конкурентоспособной отрасли в сфере крепления и монтажа арматурных каркасов встык, внахлёст. В результате проведённого исследования можно сделать следующий вывод: среди существующих способов стыкования арматуры , стыкование встык, с помощью обжимных гильз и винтовых муфт , имеет самые хорошие показатели по экономии затраты труда, времени, материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Александровский В.Г.

Стыки продольной арматуры монолитных колонн
Создание универсального инструмента для обжатия строительной арматуры в стальных муфтах

Сравнительный анализ трудоемкости и стоимости контроля качества основных способов соединения арматуры

Определение и ранжирование организационно-технологических факторов, обусловливающих рациональные решения соединения арматуры

Способы соединения арматуры при строительстве
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Butt joints of reinforcement of reinforced concrete structures

Application of connecting joints is today a fast-growing and competitive industry in mounting and installation of reinforcement cages butt overlap. As a result of the study can be concluded that: Among the existing methods of splicing reinforcement stykovanie butt by crimp sleeves and screw coupling , has the good performance of saving labor costs, time and material.

Текст научной работы на тему «Стыковые соединения арматуры железобетонных конструкций»

Стыковые соединения арматуры железобетонных конструкций

В. Г. Александровский Ростовский государственный строительный университет

Аннотация: Применение стыковочных муфт является, на сегодняшний день, быстроразвивающейся и конкурентоспособной отрасли в сфере крепления и монтажа арматурных каркасов встык, внахлёст. В результате проведённого исследования можно сделать следующий вывод: среди существующих способов стыкования арматуры, стыкование встык, с помощью обжимных гильз и винтовых муфт, имеет самые хорошие показатели по экономии затраты труда, времени, материала.

Ключевые слова: арматура, обжимная муфта, винтовая муфта, сварной способ, соединение внахлёст, вязка арматуры, механическая муфта, экономия, новый вид, использование.

Обозревая существующие методы монолитного строительства: технологию монолитного возведения зданий и технологию сборного возведения зданий [1,2], рассматриваем этап армирования конструкции.

В данной статье изложены существующие способы стыкования арматуры для выявления приоритетных методов работы с арматурой. Сравнение существующих методик стыкования, сопоставление их характеристик даёт представление о приоритете будущих исследований.

На сегодняшний день в строительном производстве используются следующие виды стыкования арматуры: сварной способ, внахлестку, механический способ (обжимные гильзы, винтовые муфты). Рассмотрим их достоинства и недостатки.

Сварной способ является наиболее распространённым среди вышеперечисленных. Сварка проста, доступна, экономична и является отдельной веткой промышленного комплекса, специализируемого на производстве всех комплектующих: электроды, сварные аппараты и прочее. Кроме того, сварные работы позволяют снизить массу конструкций, частично автоматизировать процессы самой работы, снизив при этом

продолжительность производственного периода и количества рабочей силы [3,4]. В (ГОСТ 14098-91 Сварные соединения арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций) подробно описаны все возможные виды соединений с помощью сварки. Но у данного способа есть недостаток: ссылаясь на (ГОСТ 12004 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение), можно прийти к заключению: термическая обработка металла вызывает ряд изменений в структуре самого металла. Что может привести к уменьшению прочностных характеристик в местах соединения свариваемых элементов. Также сварные соединения плохо переносят случайные удары и хорошо работают на срез [5]. Не менее важную роль играют различия навыков сваривания у специалистов, выполняющих сварные работы. Качество сварного шва регламентируется по [6] документу.

Соединение внахлёст бывает трёх видов: стержни с прямыми концами с монтажом или приваркой на нахлестке стержней; профильные периодические стержни с прямыми концами; стержни с лапками, крюками, петлями [7]. Подробное описание и технические характеристике вязки арматуры приводятся в (ГОСТ 14098-91 Сварные соединения арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций).

Внахлест рекомендуется соединять арматуру диаметром не более 40 мм. Такое ограничение связанно с тем, что испытания надёжности соединения большей по диаметру не проводились. Соединение арматуры внахлёст не должно размещаться в местах концентрированного приложения нагрузки и местах наибольшего напряжения. С точки зрения экономии, перерасход арматуры внахлёст составляет около 27%. Кроме того в месте стыка арматур внахлёст, происходит ограничение объёма бетона: плохо уплотняется бетонная смесь; объём стали замещает объём бетона, что приводит к нарушению норм защитного слоя бетона и т.д. Соединение внахлёстку

применяют в конструкциях испытывающих динамические воздействия: мосты, платины, сооружения водоотвода, фундаменты и т.д. [8,9] Вязка арматуры внахлест обеспечивает, скорее фиксацию арматурного каркаса, нежели создаёт целостность конструкции в целом. Обычно вязка арматуры сопровождается варкой центральных узлов, что говорит о зависимости данного вида крепления арматуры. При детальном изучении конструкций вышедших из эксплуатации видно, что пространство между стыкуемыми арматурами чаще всего подвергнуто коррозии. Это происходит из-за неправильно спроектированных соединений арматурных стержней. С увеличением объёма арматуры в конструкции, должна возрасти величина защитного слоя бетона, чем обычно пренебрегают проектировщики или бригадиры на стройке.

Механически способ является более практичным методом стыкования арматуры [10], нежели варка встык или внахлёст. Механический способ выигрывает в скорости выполнения работ, не требует квалифицированных специалистов, сокращает расход материала, имеет готовый технический расчёт. Испытания механических опрессованных соединений проводились согласно (ГОСТ 12004 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение) и (ГОСТ 10922 Арматурные и закладные изделия). В результате испытаний были разработаны технические условия (ТУ У В.2.8-45.2-35641811-001:2008 Механические соединения арматурных стержней опресованием муфт. Технические условия.) и (ТУ У В.2.8-45.2-35641811-002:2008 Муфты соединительные для арматурных стержней. Технические условия). Данные документы содержат всю необходимую информацию для проектирования и монтажа соединительных муфт. Данный вариант — является альтернативным существующим способам стыковки арматуры [11]. Но и этот способ имеет отрицательные стороны. Процесс опрессования муфт сопровождается

определённым количеством оборудования: компрессор, газовые баллоны, подъемный механизм и т.д. При выходе из строя одного из сопроводительного оборудования, останавливается весь процесс.

Винтовые муфты подразделяются на: стандартные муфты, сварные муфты, переходные муфты, позиционные муфты, болтовые муфты, концевые муфты. Стандартные муфты предназначены для соединения стержней одного диаметра, когда хотя бы один из стыкуемых стержней может свободно вращаться.

Сварные муфты предназначены для соединения арматурных стержней с прокатным профилем.

Переходные муфты предназначены для соединения стержней разного диаметра.

Позиционные муфты предназначены для соединения стержней в тех случаях, когда ни один из стыкуемых стержней не может свободно вращаться.

Данные соединения имеют широкий спектр применения [12]. Параметры резьбы, длина и площадь поперечного сечения соединительных элементов, должны отвечать требованиям (ТУ 14-283-19-86 Рекомендации по применению в железобетонных конструкциях эффективных видов стержневой арматуры), результаты испытаний винтовых муфт приведены в диаграмме С.Н Карпенко [13]. Плюсами винтовых соединений является: простота монтажа, экономия соединяемого материала, надёжность соединения, выигрыш времени, не требует классифицированных специалистов.

К минусам можно отнести: качество исполнения муфт, материал изготовления.

Механический способ соединения арматуры постоянно развивается. В Украине были разработаны технические условия по требованиям к качеству выполнения работ (ТУ 4842-196-46854090-2005 Соединения арматуры механические LENTON производства фирмы ERICO). Механические муфты рассчитаны на номинальные значения предела текучести до 550МПа и значения предела прочности при растяжении до 750МПа. Украина, РФ не единственные государства, в которых проходила аттестация муфтовых изделий, к ним относятся: Австрия, Чехия, Франция, Германия и ряд других стран (ISO МА35 МА35В/В 558/99; 01-329; AFCAB M97/01; Z-1.5-148). Компания ERICO (Украина, Киев), выпускающая широкий спектр муфт LENTON хорошо зарекомендовала себя на мировом рынке. Так как механический способ получил такое широкое развитие, распространение и признание во всём мире не исключено появления новых видов стыковочных муфт.

В результате проведённого исследования можно сделать следующий вывод: среди существующих способов стыкования арматуры, стыкование в стык, с помощью обжимных гильз и винтовых муфт, имеет самые хорошие показатели по экономии затраты труда, времени, материала. Кроме того подобные стыкования арматуры хорошо прошли все аттестационные испытания, которые содержатся в соответствующих документах. Разработки и исследования в данной сфере продолжаются и есть вероятность появления новых видов крепёжных систем.

1. Фиговский О.Л., Футорянский А.М. Возведение многоэтажных зданий с монолитными железобетонными перекрытиями с помощью сборных крупноразмерных пространственных конструкций // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 ч.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2740

2. Лапина О.А. Возведение высотных зданий // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1301.

3. Строительные конструкции. Под ред. В.И. Сетков; Е.П. Сербин, 2005. с.297

4. Allen E., Iano J. Fundamentals of building construction: materials and methods. John Wiley & Sons, 2011. 1008 p.

5. Расчет, проектирование и изготовление сварных конструкций. Учеб. пособие для машиностроит. вузов. М., «Высш. школа», 1971. 760 с. с илл. Перед загл. авт.: Г. А. Николаев, С. А. Куркин, В. А. Винокуров. c.715

6. Справочник сварщика. Под ред. В.В. Степанова. Машиностроение, 1974. с.469

7. Армирование элементов монолитных железобетонных зданий. И.Н. Тихонов, 2007. с.38

8. Железобетонные и каменные конструкции. Бондаренко В.М; Суворкин Д.Г. с.122

9. Wang C. K., Salmon C. G. Reinforced concrete design. Harper & Row, Publishers, Incorporated. 1979. 918 p.

10. Нестеренко Ю.О., Амбарцумянц К.Р., Климович И.М. Механическое соединение арматуры, как альтернатива общепринятым методам стыковки. Одесса, 2012. URL: sprut-ukraina.com.ua/mehanicheskoe-soedinenie-armatury-kak-alternativa-obscheprinyatym-metodam-stykovki/

11. Свойства и особенности применения в железобетонных конструкциях резьбовых и опрессованных механических соединений: Дъячков В.В. Загорские Дали, 2009. с.76

12.Резьбовые соединения И.А. Биргер, Г.Б. Иосилевич Машиностроение. 1973. 256 с.

13. О результатах проверки прочности муфтовых соединений на резьбе по диаграммной методике С.Н. Карпенко, И.Г. Чепизубов, К.С. Шифрин Промышленное и гражданское строительство, 2008. № 11, с. 44-46

1. Figovskiy O.L., Futoryanskiy A.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №4 p.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2740

2. Lapina O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. №4 p.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1301.

3. Stroitel’nye konstruktsii. Pod red. V.I. Setkov; E.P. Serbin 2005 p.297 [Building structures. Ed. VI net]

4. Allen E., Iano J. Fundamentals of building construction: materials and methods. John Wiley & Sons, 2011. 1008 p.

5. Raschet, proektirovanie i izgotovlenie svarnykh konstruktsiy. Ucheb. posobie dlya mashinostroit. vuzov. M., «Vyssh. shkola», 1971. 760 s. s ill. Pered zagl. avt.: G. A. Nikolaev, S. A. Kurkin, V. A. Vinokurov. c.715 [Calculation, design and manufacture of welded structures.]

6. Spravochnik svarshchika. Pod red. V.V. Stepanova. Mashinostroenie, 1974. p.469 [Reference welder].

7. Armirovanie elementov monolitnykh zhelezobetonnykh zdaniy. I.N. Tikhonov. 2007. p. 38 [Reinforcing elements of monolithic concrete buildings.].

8. Zhelezobetonnye i kamennye konstruktsii. Bondarenko V.M; Suvorkin D.G p.122 [Reinforced concrete and stone structures.]

9. Wang C. K., Salmon C. G. Reinforced concrete design. Harper & Row, Publishers, Incorporated. 1979. 918 p.

10. Nesterenko Yu.O., Ambartsumyants K.R., Klimovich I.M. Mekhanicheskoe soedinenie armatury, kak al’ternativa obshcheprinyatym metodam stykovki. Odessa, 2012. URL: sprut-ukraina.com.ua/mehanicheskoe-soedinenie-armatury-kak-alternativa-obscheprinyatym-metodam-stykovki/ [Mechanical connection fittings, as an alternative to conventional methods of joining]

11.Svoystva i osobennosti primeneniya v zhelezobetonnykh konstruktsiyakh rez’bovykh i opressovannykh mekhanicheskikh soedineniy: D»yachkov V.V. Zagorskie Dali, 2009. 76 p. [Characteristics and features used in reinforced concrete structures and screw-molded mechanical connections].

12. Rez’bovye soedineniya I.A. Birger, G.B. Iosilevich Mashinostroenie. 1973. 256 p. [Threaded connections

13. S.N. Karpenko, I.G. Chepizubov, K.S. Shifrin Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel’stvo. 2008. № 11. p. 44-46.

Стыкование арматуры сварными соединениями внахлестку как правило не допускается

В пункте 7.163 СП 35.13330 даны указания на то, что «стыки арматуры внахлестку, как правило, следует располагать вразбежку. При этом площадь сечения рабочих стержней, стыкуемых на длине требуемой нахлестки, должна составлять при стержнях периодического профиля не более 50% общей площади сечения рабочей арматуры, при гладких стержнях — не более 25%», а указаний размерам этой разбежки нет (какое должно быть расстояние по центрам стыков в смежных стержнях). Всегда ориентировались на требования пункта 8.3.27 СП 52-101-2003 (данный документ присутствует в библиографическом списке к СП 35.13330), в котором приведены требования: «В качестве одного расчетного сечения элемента, рассматриваемого для определения относительного количества стыкуемой арматуры в одном сечении, принимают участок элемента вдоль стыкуемой арматуры длиной 1,3 ll. Считается, что стыки арматуры расположены в одном расчетном сечении, если центры этих стыков находятся в пределах длины этого участка». Но также в СП 52-101-2003 Раздел 1 дано пояснение о том, что требования данного документа не распространяется на проектирование мостов.

Исходя из изложенного, на какой пункт и какого документа ориентироваться для соблюдения величины разбежки?

1. Первый абзац пункта 7.155 свода правил СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (данный пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений») гласит: «Сварные соединения арматуры должны отвечать требованиям ГОСТ 14098-2014 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры и ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия» (см. также пункт 7.2.5 СП 435.1325800.2018 Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ).

2. В настоящее время взамен ГОСТ 10922-2012 действует ГОСТ Р 57997-2017 Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия, пункт 5.1 которого гласит: «Сварные соединения арматуры и закладных изделий следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативным документам на железобетонные конструкции, арматурные и закладные изделия в соответствии с технологической документацией».

3. Документом по стандартизации на проектирование железобетонных конструкций, содержащим базовые требования по рассматриваемому вопросу, является свод правил СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения — обязательные требования и СП 63.13330.2018 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения, включённый в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’.

При этом, обязательные пункты 10.3.29 и 10.3.30 СП 63.13330.2012 , регламентирующие требования к соединениям ненапрягаемой арматуры, полностью идентичны пунктам 10.3.29 и 10.3.30 СП 63.13330.2018 и пунктам 8.3.26 и 8.3.27 СП 52-101-2003 Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры.

4. Учитывая изложенное, применение положений пунктов 10.3.29 и 10.3.30 СП 63.13330.2012 при конструировании соединений ненапрягаемой арматуры в железобетонных конструкциях мостовых сооружений, представляется вполне легитимным.

  • Методическое пособие. Методические рекомендации по применению СП 35.13330.2011 ‘СНиП 2.05.03-84* ‘Мосты и трубы’
  • Практические методы и примеры расчета железобетонных конструкций из тяжелого бетона по СП 63.13330. Э. Н. Кодыш, Н. Н. Трекин, И. К. Никитин, К. Е. Соседов

Используемые нормативные источники

  • Методическое пособие. Методические рекомендации по применению СП 35.13330.2011 ‘СНиП 2.05.03-84* ‘Мосты и трубы’
  • СП 35.13330.2011. Мосты и трубы
  • СП 52-101-2003. Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры
  • Постановление 1521. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’
  • ГОСТ 14098-2014. Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры
  • ГОСТ 10922-2012. Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия
  • СП 435.1325800.2018. Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ
  • ГОСТ Р 57997-2017. Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия
  • СП 63.13330.2012. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения
  • СП 63.13330.2018. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения
  • Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’

Стыковка арматуры внахлестку – особенности и важные моменты

Строим дом Мечты сбываются

Сегодня в Непрошеных советах я продолжу тему о рабочих швах бетонирования и стыковке арматуры. Точнее, о швах мы уже поговорили, теперь поговорим о стыковке.

Далеко не всегда на стройку попадает арматура нужной длины, в итоге встает вопрос о том, что ее нужно стыковать. Как и с вопросом о швах бетонирования, многие проектировщики пытаются игнорировать эту проблему и отдают принятие решения на откуп строителям. Все, кто так делает, подвергают риску проектируемую конструкцию.

Строитель не обязан знать о том, где стыковать арматуру. Он состыкует ее в самом удобном для него месте, но одновременно – в самом опасном месте для конструкции. В «Рекомендациях по применению арматурного проката по ДСТУ 3760-98 при проектировании и изготовлении железобетонных конструкций без предварительного напряжения арматуры» хорошо описаны требования (см. п. 2.3.3), парочку, особо важных, я приведу здесь:

1. «Стыки рабочей арматуры внахлестку не рекомендуется располагать в растянутой зоне изгибаемых и внецентренно растянутых элементов в зоне действия максимальных усилий и местах полного использования арматуры. Стыки рабочей арматуры внахлестку не допускаются в линейных элементах, сечение которых полностью растянуто». Поясню немного. Мы должны четко донести до строителя, где ему можно стыковать арматуру. Нельзя стыковать в растянутой зоне: то есть, нижнюю рабочую арматуру в плите, например, нельзя стыковать в середине пролета, а верхнюю – над опорами (для многопролетных плит). Именно там плита растянута, об этом нам и эпюра моментов говорит, и даже просто попытка представить, как изогнется перекрытие в процессе нагружения: какие его поверхности будут пытаться растянуться, а какие – сжаться. Очень просто сделать на чертеже вот такую схему:

Схема стыковки арматуры внахлестку

Я привела пример для плиты перекрытия, но подобные схемы можно сделать для любой конструкции, арматура в которой заказана погонными метрами. Иногда проектировщик сразу задает раскладку стержней определенной длины с указанием мест стыковки. Здесь есть риск утонуть в переписке по согласованию все новых мест стыковки, т.к. у строителей может оказаться в наличии арматура совсем не предсказуемой длины. Величины L/4 и L/3 берутся из конкретного расчета и могут отличаться от приведенных мной.

2. «Стыки сварных сеток и каркасов, а также растянутых стержней вязаных каркасов и сеток внахлестку должны располагаться вразбежку. При этом площадь сечения рабочих стержней, стыкуемых в одном месте или на расстоянии менее длины перепуска ll, должна составлять не более 50% общей площади сечения растянутой арматуры.

Стержни должны располагаться по возможности без зазора, максимальное расстояние в свету между стыкуемыми стержнями не должно превышать 4d или 50мм.

Расстояние в свету между стыками, расположенными в разных местах по длине элемента, должно быть не менее 0,5 ll, или в осях стыков не менее 1,5 ll.

Соседние стыки внахлестку должны располагаться на расстоянии в свету не менее 2d и не менее 30 мм». Как все это донести до строителя? Я советую взять за основу рисунок 6 «Рекомендаций…» и привести на чертеже следующую схему:

Схема расположения стержней арматуры, стыкуемых внахлестку

Обратите внимание, величина нахлестки для рабочей арматуры в верхней и нижней зоне плиты отличается (см. коэффициент из таблицы 12 «Рекомендаций…»). В примере я привела схему для арматуры диаметром 12 мм.

Всегда обращайте внимание на то, что в одном сечении должно быть не более 50% стыков растянутых стержней арматуры. Иногда это требование очень сложно выполнить, особенно в стесненных обстоятельствах, и приходится менять диаметры стержней и их количество.

Вообще, советую Вам вдоль и поперек изучить рекомендации, прежде чем приступать к конструированию нахлестки в конкретной конструкции.

Еще хочу написать о стыковке арматуры в колоннах. Это специфическая тема, разгадка которой для меня еще не найдена. Как раньше, до введения проката по ДСТУ 3760, стыковали арматурные стержни по ГОСТ 5781? Вот рисунок из «Руководства по конструированию жбк»:

Схема устройства стыков продольных стержней

Из рисунка ясно, что половина стержней-выпусков выходят из перекрытия на длину нахлестки, вторая половина – на две длины нахлестки. Этим обеспечивается разбежка стыков – не более 50% в одном сечении. Но в гостовской арматуре были совсем другие длины нахлестки – в несколько раз меньше (!), чем для арматуры по ДСТУ 3760. Для примера глянем: для стержня по ДСТУ диаметром 20 мм в бетоне В25 величина нахлестки составляет 1630 мм (согласно расчету по «Рекомендациям…»). Две длины нахлестки – это уже 3260 мм (иногда, это меньше, чем высота этажа!). Что с этим делать, нормы молчат. Что с этим делают проектировщики? Либо выпускают все стержни на одну величину нахлестки (не скажу, что это верно), либо выбирают способ стыковки сваркой с накладками или методом опрессовки. Но все эти варианты нужно согласовывать с заказчиком – все-таки его деньги и его возможности.

Пожалуй, об особенностях стыковки арматуры в колоннах я расскажу в следующем выпуске. Успешного Вам проектирования!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *