Чем отличается глина от керамики
Перейти к содержимому

Чем отличается глина от керамики

  • автор:

Плюсы и минусы керамической посуды

керамическая и глиняная посуда

Первая посуда была изготовлена из глины. И хотя прошло уже немало времени, она никогда не выходит из моды, поскольку глина – материал номер один по производству качественной и экологически чистой посуды.

Многие интернет-магазины посуды, утверждают, что керамическая посуда улучшает вкусовые качества блюд. Это доказано специалистами, ведь глина не выделяет никаких примесей в пищу, а только подчеркивает ее аромат. Поэтому пища, приготовленная в глиняных горшочках, такая вкусная и популярная.

Многие считают, что керамическая и глиняная посуда – это два разных вида. На самом деле, это не так. В основе лежит все та же глина, только в первом случае она покрыта глазурью и разрисована, а во втором – обожженная в печи. Фарфор, фаянс и терракот относятся все к той же керамической посуде.

Во время обжигания в печи, керамика становится прочной и устойчивой к высоким температурам. После ее покрывают глазурью и наносят узоры натуральными красками, что защищает глину от впитывания в нее грязи, от резких перепадов температуры, от влаги и жира.

Есть ряд советов по эксплуатации керамической посуды:

  • Нежелательно готовить пищу в такой посуде на газовой или электрической плите – она может пригореть.
  • Поры глины могут впитывать в себя грязь, поэтому керамическую посуду нужно мыть сразу после приготовления пищи, чтобы она могла прослужить дольше.
  • После мытья обязательно нужно эту посуду насухо вытереть и оставить ее на открытом воздухе. Также нежелательно накрывать керамику при хранении пищи крышкой – может появиться неприятный запах.
  • При приготовлении пищи в керамической посуде создается конденсат – пар не испаряется, а стекает обратно по стенкам в пищу. С целью поддержания этого свойства посуды нужно перед эксплуатацией оставить ее на пятнадцать минут в воде, чтобы поры глины впитали влагу.
  • И еще: чтобы посуда не впитывала в себя грязь и аромат, нужно покупать керамические изделия, покрытые глазурью с внешней и внутренней стороны.

О керамической посуде эксперты отзываются наиболее положительно, сравнительно с другими видами кухонной утвари. Глина сохраняет долго тепло, но в то же время, если в чашку из керамики налить холодной воды, то она будет такой достаточно долго. Керамическая посуда полностью безопасна для здоровья, она только подчеркивает вкусовые характеристики пищи и долго сохраняет свежесть.

Окт 12, 2014 Marina

Если информация оказалась вам полезной, не жадничайте пожалуйста — поделитесь с друзьями в социальных сетях, вы сделаете нам приятно! ))

Глина или керамика?

Керамическая посуда или глиняная? Какую выбрать. Какая посуда лучше для готовки, а какая — для сервировки или ежедневного использования?

Хватит споров. Глиняную и керамическую посуду разделить нельзя!))) Бывает, что это деление делается так: одна (глиняная) — без глазури, а вторая (керамическая) — глазурованная. Но. нет. Все не так). Вся посуда, в производстве которой используется глина — а это ооочень широкое понятие — называется керамической. Фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика, тонкокаменные изделия и гончарная — это все она:

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Так гласит заумное определение из Википедии. Попросту — керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

А вот чем отличается тот или иной вид керамики от другого, читайте в других наших статьях.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества

Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества

Каждый день человек пользуется предметами, сделанными, согласно мифам и священным текстам, из того же вещества, что он сам: по преданиям, люди были созданы из глины.
Керамика — это обожженная глина с добавлением неорганических веществ и минералов. Из этой статьи можно узнать, какие бывают виды керамики, чем они отличаются. А также ознакомиться с другими интересными фактами.

Разновидности керамики

В быту керамикой называют почти каждое глиняное изделие, покрытое глазурью. Хотя не всю керамику глазурируют. Например, изделия из красной глины часто оставляют без глазури. Такая глина называется «терракота», цветная пористая глина. Применяется в обиходе и декоре, строительстве.

С терракотой связана необычная историческая находка, поразившая весь мир: весной 1974 года китайские крестьяне обнаружили под землей терракотовую армию. Это было глиняное войско из семи тысяч солдат ростом до двух метров, повозок и лошадей, других животных и птиц. Черты лица и прически каждого из стражников отличались. Оружие было настоящим, обработанным так, что не испортилось. В ходе исследований установили, что каждую фигуру обжигали при температуре 1000°С. Благодаря этому фигура становилась именно терракотового цвета. Затем образ каждого воина дополнялся ручной росписью. Терракотовая армия стала культурно-исторической сенсацией. В Китае был создан посвященный ей музей. А созданы глиняные стражи были для того, чтобы охранять в загробной жизни Цинь Шихуанди, первого императора Китая. Правил он с 210 года до нашей эры. Также прославился строительством Великой Китайской стены.
Сейчас из керамики тоже делают масштабные композиции, с эстетической или практической целью.

  • красная глина, о которой мы говорили выше;
  • фарфор;
  • фаянс;
  • шамот.

Изготовление фарфора в Европе традиционно соотносят с восемнадцатым веком. Но этот опыт завершился успехом несколько раньше, под конец века шестнадцатого. Это было во Флоренции, в мастерской, основанной Франческо Первым из знаменитой фамилии Медичи. Поэтому изделия той поры называли «фарфором Медичи». Он был схож с керамикой из Никеи (Турция) и традиционной, китайской, которая была сине-белой расцветки. На обороте флорентийских образцов ставили клеймо в виде купола Брунеллески. Но это производство было достаточно дорогим и завершилось после смерти покровителя. До наших дней дошло только несколько десятков фарфоровых вещиц, сделанных при поддержке знатного сеньора.

Фарфоровое блюдо Медичи

Синий фарфор Медичи

На сегодняшний день изделия из фаянса и фарфора хорошо знакомы каждому из нас. Внешне они похожи, но у них есть отличия. Рассмотрим, какие.

Чем отличаются фаянс и фарфор

Фаянс делают, смешивая каолин с присадками. Каолин представляет собой частицы разрушенного минерала. Затем смесь погружают в воду, добавляя кварцевый песок в нужном количестве. Полученное вещество процеживают и обогащают. Изначально фаянс производили города Фаэнца (Италия) и Файанс (Франция). От этого произошло название керамического материала.

Черепок фаянса — белый, плотный, с мелкими порами. Белая глина (каолин) — основа фаянса. Изделия из него обычно мягкой, обтекаемой формы. Стенки таких сосудов отличаются толщиной и непрозрачностью. Фаянс не пропускает свет, а фарфор — просвечивает.
Также фарфор более устойчив к высоким температурам. Именно из-за разницы температур при обжиге фарфоровые изделия могут называться твердыми, мягкими и костяными. Костяной фарфор имеет в основе костную золу. Это — один из самых дорогих сортов благодаря тонкости и прозрачности.

Черепок фарфора — белого цвета, делается из каолина и различных минералов, таких как полевой шпат и кварцевый песок. Минералы смешивают с каолином и перемалывают в специальных шаровых мельницах. Затем происходит обжиг при температуре от 1200°C до 1350°C. Таким образом шпат становится сплавом, и образуется непористое, натуральное стекло — это и есть стекловидность фарфора.

Как определить, из чего выполнено изделие

Выбирая посуду, стоит изучить ободок на донышке: светло-серый или бежевый укажет на фаянс, белый — на фарфор. Если нужно понять, из чего сделана керамическая статуэтка, тоже смотрят на дно — у фарфорового изделия оно не покрыто глазурью. На это влияет технология обжига: из-за высокой температуры фарфор может прилипнуть к подставке. Чтобы этого не произошло, глазурь убирают. Фарфор, которой вообще не покрыт глазурью, называют бисквитным.

В настоящее время одним из самых оригинальных считается чайный фарфор от дизайнера Рэйчел Боксбойм: мастер делает выкройки и шьёт комплект из грубой материи, кружев. Затем предметы заливаются фарфором. В результате получается необычная посуда с мятой поверхностью и тканевой структурой.

Фарфоровая посуда Рейчел Боксбойм

Скроенный фарфор Рейчел Боксбойм

Шамот

Хотя произведением искусства может стать и то, что, на первый взгляд, ценности не имеет. Пример этому — изделия из шамотной глины. Шамот — это пережженная глина, смолотая в крошку фракцией от 0,2—5мм, которую смешивают с керамической массой для придания прочности или иногда для какого-либо декоративного эффекта. Изделия из шамота выдерживают большие перепады температур. Шамотной плиткой делают облицовку стен и пола. Бывает и шамотный кирпич. Также шамот востребован в садово-парковом искусстве.

Старинные способы обработки керамической посуды

  • лощение;
  • обварка;
  • молочение.

Лощение

Лощеная керамика — это предметы из красной глины. Перед обжигом изделие лощат, то есть обрабатывают поверхность до блеска ложкой или другим металлическим предметом, уплотняя верхний слой. А затем держат в дыму, в печи, которая остывает, — подвергают дымлению. При этом в печь добавляют смолистые дрова: изделия получаются привлекательного черного цвета. Это — чернолощеные керамические изделия.

чернолощеная керамика

Чернолощеная керамика

Обварка

Один из древнейших и простых способов декорирования керамики — обварка. Процесс состоит из двух этапов: утиль (первый обжиг) и окунание. В печь помещают сухие изделия, затем постепенно повышают температуру до 900—1000°C. Пока происходит обжиг, готовится болтушка: из муки с водой, воды с травами, сусла, растительных масел. После окончания обжига нужно подождать, чтобы печь остыла. По достижении 750°C изделие вынимают специальными щипцами с длинными ручками и окунают в болтушку попеременно с разных сторон. Болтушка липнет к керамике, изделие «обваривается» этой смесью, которая постепенно охлаждается. При этом на каждом предмете образуется свой неповторимый рисунок. Двух совершенно одиноаковых изделий в данном случае не будет.

Для спекания следует подержать изделие на воздухе, недолго. И снова опустить в жидкость для обварки. Готовые изделия помещают в посуду с чистой водой, как только они полностью остынут, моют и просушивают.

Технология обваривания керамики

Обварная керамика

Молочение

Молочение — это обжиг молоком. Цвет такого изделия зависит от температуры при обжиге и жирности молока. Керамика может быть зеленоватой, бежевой, коричневой, черной. На первом этапе молочения, после утельного обжига, предмет целиком погружается в молоко. Изделие можно смочить со всех сторон губкой или применить разбрызгиватель. Держат керамику в молоке до двух-трех минут. Если меньше, то после второго обжига покрытие станет прозрачнее. Если передержать, возможно отслоение черепка. Пропитанное молоком изделие просушивают, не прикасаясь к поверхности, чтобы избежать отпечатков. Затем молочную керамику помещают в холодную печь или духовку, выбирают температуру. Прогревают двадцать минут, выдерживают от двадцати минут до получаса. Изделие должно постепенно остыть. Шкала температур при молочении:
220—250°C — золотистый цвет;
250—300°C — хлебный;
300°C и выше — оттенок темного шоколада.

После молочения черепок обрабатывают ганозисом для защиты и блеска. Так как ганозис — это воск, масла и другие добавки, он наносится на наружную поверхность изделия.
Важно: молоченые изделия моют вручную, мягкими средствами. И тщательно просушивают.

Освойте любой вид керамики

В древности человек считал, что глина вбирает в себя отрицательную энергию. Поэтому в каждой культуре есть множество глиняных предметов — не только хозяйственных, но и выполняющих роль оберега. Керамика состоит из воды и глины. То есть художественная керамика — безопасный для здоровья вид творчества. Занятия керамикой развивают воображение, способствуя внимательности, усидчивости. Гончарное ремесло улучшает мелкую моторику и успокаивает психику человека. Можно сказать, что это — медитативное занятие, в процессе которого можно создать своими руками нечто ценное. Стать керамистом — значит проявить себя, сделать повседневность более яркой и красивой. Осуществить эту цель помогут курсы керамики, которые проводит Русская Академия Ремесел.

Текст написала Екатерина Глущенко для Русской Академии Ремёсел
Благодарим Логачеву Залину за помощь в подготовке материала
На обложке и в анонсе статьи — фото работ выпускников курса «Художественная керамика» Русской Академии Ремёсел

Уроки гончарного дела

Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность

Главная > Уроки > Глина > Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность

Автор: Юрий Горний 15.11.2018

Свойства глины

Глины бывают разные — черные, белые, красные, но всем одинаково хочется… стать посудой) Или, хотя бы, цветочным горшком!

На просторах нашей необъятной Родины, а тем более по всему миру можно найти сырье для производства керамики практически на любой вкус и цвет. (Кстати говоря, на нашем форуме есть карта месторождений глин, в создании которой может поучаствовать каждый желающий). И как правило, там, где есть месторождение хорошей глины, существовал или еще поныне здравствует какой-нибудь керамический промысел. Например, Филимоновская игрушка, Скопинская керамика, Гжель и другие. А что же значит «хорошая глина»? Давайте разбираться.

У глины есть несколько основных свойств, которые определяют их пригодность для лепки или формовки на гончарном круге, а также для других процессов.

Первое свойство — это пластичность. Глины по этому свойству могут разделяться на сверхпластичные (или связующие), пластичные (жирные), тощие и непластичные. Самый высокий показатель пластичности у бентонитовых глин — из них очень сложно лепить и тем более выкручивать на гончарном круге — изделие просто не может держать форму и сваливается. Бентонит очень сильно набухает при затворении его водой, что очень полезно для добавления в глазури, но для лепки масса получается чрезмерно «водянистой». Тощими глинами являются суглинки, в которых содержится очень большое количество песка. Как правило, суглинки являются красножгущимися, и их часто используют для производства кирпича.

Простой способ определить пластичность глины — это скатать жгутики примерно 1см в диаметре и согнуть их дугой. Тощая глина будет ломаться, сверхпластичная будет совершенно гладкой, а средней пластичности — с небольшими трещинками.

Свойства глины. Пластичность

Всеми известные голубые (кембрийские) глины, например Никольского месторождения под Санкт-Петербургом, не столь пластичны, как бентонитовые, и очень хорошо подходят для ручной лепки. Найти такую глину можно практически в любом магазине для творчества — одно из наиболее частых названий «Голубая волшебница». Продается она либо в готовом виде, либо в порошке. После обжига такая глина имеет приятный красновато-кремовый оттенок.

Глина Голубая волшебница

Подобного рода глины встречаются повсеместно — например, в Самарской области — это карьеры рядом с поселком Образцовый, рядом с селом Валы, а также рядом с городом Отрадный. К сожалению, глина здесь загрязнена инородными включениями — кусочками кварца и извести, которые при обжиге (а иногда и значительно позже) выстреливают, и на поверхности остаются некрасивые ямки. Чтобы этого не происходило, глину распускают до жидкого состояния, затем просеивают через сито или отмучивают. Некоторые мастера так и делают, но это довольно трудоемкий процесс, и не всегда это оправдано экономически.

Встречаются также и красные высокопластичные глины — например, гжельская. Чем больше у глины число пластичности, тем больше у нее и усадка при сушке. Воздушная усадка — это еще одно важное свойство глин, благодаря которому глина уменьшается в размерах при высыхании. Чем сильнее усадка, тем больше изделие может быть подвержено растрескиванию и деформации при сушке. Поэтому, если вы работаете с чистой гжельской глиной, сушить ее нужно медленно, закрывая в первое время полиэтиленом или тканью.

Кроме воздушной, есть также и огневая усадка, но она не такая большая, как воздушная. Если вам нужно сделать изделие точно в размер, например, изразец или плитку, то нужно обязательно сделать пробники, обжечь на конечную температуру и посчитать на сколько процентов уменьшаются размеры.

Свойства глины. Усадка

Как правило на пробнике делают два отрезка, пересекающихся под прямым углом. После обжига длины этих отрезков складывают и делят пополам — получается среднее значение. В среднем общая усадка составляет около 10%.

Как уже говорилось, пластичные глины хорошо подходят для ручной лепки, но работать на гончарном круге с ними сложно — стенки собираются в гармошку, плохо держат форму. Для гончарного круга лучше всего подходят глины и массы средней жирности.

А что же делать c высокопластичной глиной, чтобы с ней можно было работать на гончарном круге и уменьшить усадку? Ответ очень прост — нужно добавить в нее более тощую глину — пропорция подбирается опытным путем. Или же можно смешать глину с отощителем. Отощители — это как правило совершенно не пластичные вещества — например, песок, шамот, перлит, полевой шпат и другие. (Кстати говоря, последние два — перлит и полевой шпат — являются также и плавнями при определенных условиях, но об этом позже…) Отощителями также могут служить и выгорающие добавки — опилки, бумага, рогоз. Например, глина смешанная с бумагой (paperclay) позволяет изготавливать изделия очень сложной формы, при этом присоединять детали можно практически к уже высохшему изделию.

Еще одно свойство, связанное с пластичностью — это дисперсность глины. Дисперсность определяется размером частиц. Чем мельче частицы, тем, как правило, глина пластичнее. Глина (или масса) средней пластичности при этом может состоять как из частиц одного размера, так и быть смесью мелких и крупных частиц. Например, если мы возьмем очень популярную испанскую массу PF, производства Sio2, то в ней частицы примерно одного размера. В аналогичной же испанской HR от Vicente Diez можно увидеть и почувствовать смесь частиц разного размера. Это также справедливо и для красных масс, поставляемых с Донбаса. По пластичности же они очень похожи.

Керамическая масса PF

Разный размер частиц в массе часто делают намеренно, например, добавляя фракцию крупных частиц. Помимо того, что они служат отощителем, крупные частицы становятся своего рода каркасом, на который опирается основная глиняная масса. При этом, если температура плавления этих частиц выше температуры обжига изделия, то такой каркас работает также и во время обжига. Наглядный пример — это шамотные массы. Помимо пластичных материалов в них входят кусочки уже обожженой и раздробленной огнеупорной глины (или других материалов). Чем крупнее эти камешки, тем более массивные изделия можно изготавливать из такой массы — она очень хорошо держит форму при лепке и других способах изготовления изделий.

Также шамотные массы хорошо переносят тепловой удар, что делает их подходящими для изготовления термостойкой керамики. Например, огненной скульптуры.

Огненная скульптура

Для гончарного круга желательно выбирать массу с небольшим размером шамота — до 0,2 мм, более крупные частицы будут травмировать руки при работе.

Итак, мы познакомились со свойствами, которые определяют, насколько глина подходит для формовки изделия. В следующий раз мы поговорим о тех свойствах, которые проявляются после обжига и делают глину подходящей для того или иного вида изделий — посуды, сувениров, ландшафтной керамики и др.

До новых встреч в эфире! И успехов вам в гончарном деле!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *