Из чего состоит стартер автомобиля
Перейти к содержимому

Из чего состоит стартер автомобиля

  • автор:

Устройство стартера

Как уже говорилось, стартер — это технически сложное устройство. Но это только технически. На самом же деле устройство стартера довольно простое, и именно поэтому он считается достаточно надежным агрегатом автомобиля. Для начала давайте разберемся, зачем же вообще он нужен?

Зачем нужен стартер

Если не вдаваться в подробности и различные технические определения, то он нужен исключительно для того, чтобы Ваша машина завелась. Вы, наверное, не раз замечали, что машина иногда заводится по-разному: бывает схватывает сразу, бывает прокручивает, а бывает и вовсе не заводится. Справедливости ради следует оговориться, что не всегда дело только в нем, но зачастую виноват именно он.

starter

Существует 4 типа стартеров: обычный, редукционный, планетарный и планетарный с сегментной обмоткой.

vidi starterov Piter-start

А. Обычный В. Редукционный С. Планетарный
D. C планетарным редуктором и сегментной обмоткой. 1. Шестерня коленчатого вала 2. Якорь 3. Промежуточная шестерня 4. Планетарная передача 5. Постоянный магнит

Мы выявили назначение стартера, а теперь давайте разберемся как же он все-таки устроен, из чего он состоит. Для чего нам это нужно, спросите Вы. Это нужно для того, чтобы когда Вы приедете на ремонт, Вас не начали «разводить». Если Вы поедете на ремонт стартера к нам, можете смело пропускать состав агрегата и сразу приезжать к нам на бесплатную диагностику.

ustroistvo startera PiterStart

Итак, в стартер входят: бендикс, шестерня, стопорное кольце, втулки, маска, пружина, вилки, сердечник втягивающего реле, само втягивающее реле, контактные болты, жгут, щетки, собственно щеточный узел, коллектор, ротор, статор и редуктор.

Не стоит пугаться, все не так сложно. Немного упростим информацию с рисунка.

Бендикс (он же обгонная муфта). Он отвечает за прокручивание маховика и является чуть-ли не самой главной деталью агрегата. Основной задачей является защита стартера в момент его сцепки с двигателем машины и дальнейшей его работы от губительного воздействия последнего. Если машина не заводится с первого оборота, то мы обычно крутим ключем пока не заведется, тем самым создавая огромную нагрузку на агрегат. Без обгонной муфты мы бы после пары таких «прокрутов» постоянно ездили бы в сервис на эвакуаторе (ну или на буксире). Также не стоит забывать, что рабочий диапазон стартера всего 50-100 оборотов в минуту, а у двигателя автомобиля такой диапазон в разы выше, и если бы не бендикс, агрегат попросту бы сгорал через несколько минут работы двигателя.

Втягивающее реле. Оно отвечает за включение и выключение стартера. Когда мы садимся за руль и поворачиваем ключ в замке зажигания для заводки автомобиля, на катушку втягивающего реле подается ток и в его обмотке создается магнитное поле. Магнитное поле втягивает сердечник вовнутрь, который в свою очередь выталкивает бендикс в маховик, после чего и заводится двигатель. Как только двигатель запущен, бендикс втягивается обратно. Если бы этого не происходило, Вы бы еще чаще приезжали к нам на сервис.

Щетки. Они отвечают за подачу тока на якорь и находятся, как это было бы ни странно, в щеточном узле. При больших нагрузках на стартер имеют свойство изнашиваться. Также, как и у любого другого компонента, у них есть определенный ресурс.

Основные части стартера мы рассмотрели, на других заострять внимание не будем, не хотим делать из статьи пособие «собери сам», да и Вы, наверное, уже устали все это читать.

Спасибо Вам за внимание.

Приезжайте к нам, мы будем Вам рады.

Искренне Ваша, команда мастеров Piter-Start.

Помните, что исправный стартер – залог безотказности Вашего автомобиля в любых погодных условиях.

Устройство стартера и принцип работы. Основные неисправности

Устройство стартера и принцип работы. Основные неисправности

Трудно представить себе современное средство транспорта с двигателем внутреннего сгорания без стартера. Название детали подсказывает, для чего он нужен. Стартер помогает водителю запустить машину. Этот механизм может быть большим или маленьким, но устройство и принцип работы почти не отличаются.

Устройство стартера

Стартер – это небольшой электрический мотор. Он заводится от аккумулятора, соединяется с двигателем внутреннего сгорания и приводит его в движение. Стартер есть на всех современных автомобилях. Он состоит из металлического корпуса с четырьмя магнитными сердечниками (их еще называют башмаками). Магниты составляют статор электродвигателя. Эта часть претерпела изменения. Раньше на башмаках была обмотка, на которую поступало питание от аккумулятора. На современных установках используют обычные магниты. Среднюю часть занимает якорь из легированной стали. Это вал с напрессованным сердечником и коллекторными пластинами. В пазах сердечника расположены рамки, соединенные с коллектором. К нему подходят щетки. Их всего четыре. Две положительные идут от аккумулятора, две отрицательные – на массу. В задней крышке установлены щеткодержатели. На них имеются пружины, прижимающие щетки к коллектору для лучшего контакта. Здесь же находится подшипник ротора. Входной контакт от положительного полюса аккумулятора идет на корпус. Провод, идущий к стартеру от АКБ намного толще. Для замыкания контактов при включении стартера предусмотрен медный пятак между плюсовым проводником АКБ и контактом электродвигателя. На валу якоря расположены направляющая втулка и бендикс с шестерней, которые могут перемещаться по оси. Это движение позволяет шестерне подкатить к маховику и соединиться с зубчатым венцом. Бендикс проворачивает вал и моментально отходит назад. На основном корпусе механизма расположен цилиндр меньшего размера. Это втягивающее реле. Через него идет питание на стартер. Кроме этого, втягивающее реле толкает рычаг коромысла, чтобы бендикс вошел в контакт с зубчатым венцом и привел двигатель автомобиля в движение. При всем однообразии пускачей могут иметь место небольшие отличия. Это прежде всего касается передней опоры якоря. Классический вариант, когда ось укреплена на двух подшипниках в передних и задних крышках. Такая конструкция называется двухопорной и считается более надежной. Бывают и одноопорные стартеры. В них нет передней крышки, соответственно и подшипника.

Основные компоненты

  • корпуса стартера и втягивающего реле
  • магнитный статор;
  • ротор;
  • щеточный узел;
  • коллектор;
  • втягивающая и удерживающая обмотки;
  • контактная пластина;
  • вилка;
  • шестерня бендикса;
  • редуктор;
  • бендикс.

Принцип работы

При проворачивании ключа в замке зажигания ток идет на обмотку втягивающего реле. Контактный пятак замыкает электрическую цепь стартера. Ток поступает к щеткам и к обмотке статора. Вилка толкает бендикс с шестерней навстречу зубчатому венцу. Ротор начинает вращаться и передает крутящий момент на кривошипно-шатунный механизм двигателя автомобиля.

Во время пуска двигателя внутреннего сгорания происходит возгорание горючей смеси. Поршни приходят в движение. Крутящий момент маховика возрастает вместе с частотой вращения шестерни бендикса. Водитель отпускает ключ – электрическая цепь размыкается, отключается втягивающее реле, а вместе с ним и стартер.

Принцип работы стартера на автомобилях с автоматической коробкой передач отличается. На таких механизмах должны быть установлены дополнительные обмотки, предотвращающие случайный пуск двигателя. Механизм разъединения шестеренок также может быть другим.

На стартере с редуктором принцип работы также немного другой. Ток поступает на якорь не напрямую, а через редуктор, который увеличивает его мощность в несколько раз. Этому способствуют специальные щетки с большим сопротивлением, чем у обычных пускачей и постоянные магниты.

Устройство бендикса

Для начала разберемся с непривычным для нас термином «бендикс». Слово имеет прямое отношение к изобретению механизма. Дело в том, что в далеком 1916 году стартер с обгонной муфтой создал американский инженер Винсент Гуго Бендикс. Механизм состоит из многих мелких деталей:

  • кожух;
  • ведомая обойма с шестерней;
  • кольцо;
  • фиксирующая шайба;
  • ролик;
  • прижимная пружина;
  • ведущая обойма;
  • буферная пружина;
  • опорная чашка;
  • кольцо крепления вилки;
  • стопор.

Виды стартеров

Прошло больше века, но этот механизм почти не претерпел изменений. Существуют всего две разновидности стартера: с редуктором и без. Выбор агрегата зависит от типа двигателя. Крутящий момент не может быть одинаковым для бензинового и дизельного двигателя. Последний работает на большей компрессии. Рассмотрим особенности каждого из видов стартеров:

С редуктором

Такой агрегат имеет планетарную шестеренку, которая позволяет быстро завести двигатель без большого расхода энергии. С этим стартером запустите машину, если даже аккумулятор очень слабый. Это становится возможным благодаря постоянным магнитам, из которых состоит статор. Они не расходуют энергию аккумулятора на срабатывание обмотки возбуждения. Отсутствие последнего позволяет уменьшить размер стартера. Механизм страдает от одного недостатка – быстро изнашивается шестерня. Хотя заводская деталь служит так же долго, как и на редукторных аналогах.

Это классический тип стартера, когда шестерня бендикса напрямую входит в венец маховика. Эти модификации удобны для ремонта и доступнее по цене. Рабочий ресурс установок увеличивается за счет небольшого количества деталей. Недостаток стартера без редуктора заключается в том, что ему нужно много энергии, чтобы привести двигатель в движение. На слабом аккумуляторе завести автомобиль вряд ли получится.

Основные неисправности

Стартер представляет собой небольшой электромотор, который приводит в движение большой двигатель внутреннего сгорания, работающий на топливе. Если при прокручивании ключа в замке зажигания, автомобиль молчит или щелчки слышны, но двигатель не запускается, причина неполадок в пусковом механизме. Неисправности установки делятся на две категории: электрические и механические. Рассмотрим их по-отдельности.

Электрические неисправности

Когда при включении установки не активируется тяговое реле, не крутится якорь или слабо вращается маховик мотора, неполадки нужно искать в электрической цепи. Неисправности могут быть следующие:

  • люфт в щетках;
  • износ коллектора ротора;
  • выход из строя стартерного реле.

Прежде чем снять стартер, лучше проверить бортовую сеть автомобиля от аккумулятора до пускача, обращая внимание на:

  • надежность соединения проводов с массой;
  • надежность крепления и целостность проводов, идущих на тяговое реле;
  • исправность замка зажигания.

Если проверка показала, что бортовая сеть в порядке, придется пусковой механизм снять и досконально изучить. Чаще всего подгорает коллектор ротора, коротят пластины.

Износ щеток

Одна из причин, когда при включении зажигания пусковой механизм щелкает, но не запускается, кроется в износе щеток. Бывает и так, что заводится электродвигатель, но только после нескольких попыток. В таких случаях водители стараются постукивать по корпусу стартера. Иногда помогает, но это сигнал к тому, что щетки пора менять. Изношенность этих деталей можно определить и по характерному стуку или треску. И еще один признак – тяговое реле щелкает с выделением запаха горелого, но стартер не срабатывает.

Поломка втягивающего реле

Эта деталь управляет электропитанием ротора. Его поломки связаны с:

  • износом реле;
  • повреждениями проводов, пробой на «массу» в обмотке;
  • нагаром на пятаках.

Неисправности часто возникают по причине проникновения внутрь воды. Подгоревшие пятаки – типичная причина, когда двигатель не хочет завестись на холодную. Контакты возвращают в рабочее состояние так:

  • распаивают клеммы:
  • вскрывают картер реле отверткой;
  • очищают пятаки;
  • переворачивают перемычку на штоке.

Чаще всего неисправное реле меняют на рабочее.

Механические неисправности

Если ротор крутится, а маховик не работает, причиной может быть механическая поломка. Наиболее часто встречаются такие случаи:

  • проскальзывает муфта;
  • соскакивает с оси отключающая вилка;
  • износился поводок обгонной муфты;
  • плохо работает разделительная пружина.

Если запуск автомобиля сопровождается скрежетом, это признак износа зубьев кромки маховика. В таких случаях следует обратить внимание на состояние привода шестерни и разделительной пружины в пусковом механизме. В целом, при появлении посторонних звуков в установке нужно обследовать стартер на предмет:

  • износа шеек вала якоря;
  • слабого крепления устройства;
  • износа зубьев шестерни;
  • биения ротора о статор.

Удары по статору возникают то износа втулок. Если их своевременно не поменять, стартер будет сильно греться и может расплавиться бакелит на обмотке. Это приведет к выходу ее из строя.

Неисправности бендикса

Это самая неутомимая деталь пускового механизма. Она состоит из шестерни и обгонной муфты. При выходе из строя эти детали целесообразно поменять. Вернуть работоспособность бендиксу можно, но овчинка выделки не стоит. О неисправности бендикса сигнализируют такие признаки:

  • Пускач работает, двигатель не запускается;
  • Ротор крутится, маховик стоит;
  • Слышны посторонние шумы изнутри установки при попытке запустить двигатель.

Скрипы могут быть связаны также с поломкой планетарного редуктора.

Неисправности якоря

Ротор самая ценная деталь стартера. Ее неисправность легко проверить. Якорь еле вращается, как при слабом аккумуляторе. Прежде всего это происходит от износа подшипников. Образовавшийся люфт становится причиной контакта якоря с неподвижными деталями. В результате увеличивается трение, КПД механизма снижается.

Пластины ротора смещаются, провоцируя замыкания. В таком виде стартер поглотит почти весь ток от АКБ. Такой ротор нужно обязательно поменять или купить новый стартер.

Пусковой механизм не отключается

Бывают случаи, что стартер включает двигатель и сам продолжает работать. Причинами такого поведения устройства могут быть:

  • заклинивание вилки или бендикса;
  • залипание контактов на стартерном реле;
  • неисправность пружины обгонной муфты.

Если стартер продолжает вращаться вместе с двигателем автомобиля, нужно поскорее отключить его от аккумулятора и приступить к выяснению причин.

Ремонт стартера — непростая задача, с которой справится не каждый автолюбитель. Даже зная устройство и основные неисправности стартера, Вы можете навредить и потерять круглую сумму денег.

Чтобы избежать нежелательных трат, при неисправностях и подозрении на поломку обращайтесь в компанию «Агрегат Моторс» — записывайтесь на диагностику и ремонт по телефону +7 (495) 136-60-37

Автомобильный стартер: устройство и принцип действия

Автомобильные стартеры можно классифицировать по множеству признаков, но основным является наличие встроенного редуктора.

В конструкциях стартеров с редуктором между якорем электродвигателя и шестерней, сидящей на выходном валу стартера, встраивается редуктор, понижающий частоту вращения в 3. 4 раза. При этом частота вращения вала электродвигателя может быть повышена до 15000 . 20 000 мин-1 в режиме холостого хода. Блок электродвигателя представляет собой механизм с малыми размерами, высокой частотой вращения и низким моментом. Конструктивно редукторы могут быть выполнены простыми рядными с внешним или внутренним зацеплением, а также планетарными. Наиболее перспективным является так называемый планетарный редуктор Джемса, применяемый для передачи движения с небольшими замедлениями (5. 7). Его достоинствами является симметричность передаваемых усилий, компактность и высокий КПД, превосходящий КПД соответствующих простых редукторов. Стартер применяется не только на легковых автомобилях с бензиновыми двигателями с объемом до 5 литров или дизельными с объемом до 2 литров, но и на современных грузовиках. Стартер имеет меньшие размеры и на 40% меньшую массу чем традиционные стартеры, спроектированные для тех же целей и обеспечивает эквивалентную или большую мощность.

Автомобильный стартер: устройство и принцип действия

Стартер состоит из:

3 — корпуса с полюсами и катушками обмотки возбуждения 22 ,

23 – якоря с коллектором 1 ,

электромагнитного втягивающего реле 4 ,

муфты свободного хода (бендикса) 15 с шестерней 11 ,

крышек 6 , 17 (со стороны привода; часто выполнены, как единая целая отливка) и 2 (со стороны коллектора),

щеточного узла 24 со щеткодержателями 25 ,

сердечника втягивающего реле 5 , вилки 7 , демпфера 8 и 9 , втулок 21 , 16 и 12 , редуктора.

Редуктор , в свою очередь, состоит из шестерней 10 , планетрного кольца (планетарки) 18 , вала 14 , набора стопоров 13 , корпуса 19 .

Корпус стартера является частью магнитной системы электродвигателя, служит несущей конструкцией для крышек, воспринимает вращающий момент и передает его элементам крепления стартера на двигателе. Корпус выполняют из цельнотянутой трубы или стальной полосы с последующей сваркой стыка. К корпусу винтами или заклепками прикреплены полюсы. Полюсы могут быть выполнены в виде статорной обмотки (медной или алюминиевой) или постоянных магнитов.

Якорь стартера имеет шихтованный сердечник в виде пакета стальных пластин толщиной 1,0. 1,2 мм, что уменьшает потери на вихревые токи. Крайние пластины пакета из электроизоляционного картона предохраняют от повреждения изоляцию лобовых частей обмотки якоря. Лобовые части обмотки якоря укрепляют бандажами из нескольких витков проволоки, хлопчатобумажного шнура или стекловолокнистого материала, пропитанного синтетическими смолами. Лобовые части секций изолируют одну от другой электроизоляционным картоном или полимерными трубами. Концы секций обмотки якоря укладывают в прорези петушков коллекторных ламелей, чеканят и соединяют с коллекторными ламелями пайкой.

Автомобильный стартер: устройство и принцип действия

Втягивающее реле стартера имеет две обмотки: втягивающую и намотанную на нее удерживающую, которые расположены на латунной втулке. В ней свободно перемещается стальной сердечник. Удерживающая обмотка рассчитана только на удержание якоря в притянутом состоянии. Она наматывается проводом меньшего сечения и имеет самостоятельный вывод на массу. Удерживающая обмотка работает длительное время и больше нагревается. Втягивающая обмотка подключена параллельно силовым контактам реле. При включении реле она совместно с удерживающей обмоткой создает необходимую силу притяжения.

Автомобильный стартер: устройство и принцип действия

Для предотвращения разноса якоря после пуска ДВС на валу стартера устанавливают муфту свободного хода (бендикс), которая передает усилие от якоря к шестерне и проскальзывает, когда шестерня вращается маховиком двигателя. В двух словах: при включении стартера крутящий момент от наружной ведущей обоймы передается роликами на внутреннюю обойму при заклинивании роликов. Как только двигатель будет запущен наружная обойма станет ведомой (ведущим будет зубчатый венец маховика), ролики расклиниваются и муфта начинает пробуксовывать.

Общее взаимодействие элементов конструкции стартера при запуске двигателя следующее: сердечник втягивающего реле, втягиваясь магнитным полем обмоток, перемещает вилку и связанную с ним муфту привода (бендикс). При этом шестерня бендикса входит в зацепление с венцом маховика двигателя. Подвижной контакт втягивающего реле замыкает цепь батарея -стартер, и якорь последнего начинает вращаться. Если шестерня не вошла в зацепление с венцом маховика (так называемое «утыкание» шестерни стартера в зубцы венца маховика), то вилка будет продолжать перемещаться, сжимая пружину бендикса. Как только якорь начнет вращаться, шестерня повернется и под действием пружины ее зубья войдут во впадины между зубьями венца маховика. Двигатель запуститься.

Наша компания предлагает качественный и быстрый ремонт и замену генераторов, стартеров для различных легковых автомобилей иномарок:

Как работает стартер автомобиля

Бендикс стартера: устройство, причины основных

В системе запуска двигателя автомобиля стартер играет главную роль. По своей сути он является электродвигателем, который включается от автомобильного аккумулятора и запускает двигатель.

Как устроен стартер

Стартер работает от автомобильного аккумулятора. Его напряжение может быть 12 либо 24 В. Стартер состоит из таких элементов:

  • статор(корпус с обмоткой или магнитами),
  • ротор (якорь с обмоткой),
  • щеточный узел,
  • тяговое реле,
  • бендикс(обгонная муфта).

Фото: Устройство стартера

Принцип работы стартера

⦁ После поворота ключа зажигания ток поступает на тяговое реле.
⦁ Реле сдвигает вилку бендикса так, что зубцы бендикса зацепляются с зубцами маховика коленчатого вала двигателя.
⦁ В один момент с выдвижением бендикса, замыкаются контакты, что подают ток на обмотки статора и ротора. Ротор стартера начинает вращаться и через зацепленные зубья маховика и бендикса вращает коленвал двигателя.
⦁ После запуска частота вращения двигателя возрастает и начинает превышать частоту вращения бендикса. Тогда зубья маховика выходят из зацепления с бендиксом и крутящий момент перестает передаваться стартеру.
⦁ С возвратом ключа зажигания в исходное положение, электрическая цепь размыкается, мотор стартера перестает вращаться, а тяговое реле возвращает в исходное положение бендикс.

Если стартер исправен, то на этом моменте его работа заканчивается до следующего запуска двигателя.

Какие бывают стартеры

Выделяют два основных вида стартеров: с прямым приводом и редукторные.

В стартере с прямым приводом бендикс закреплен прямо на валу ротора. Такие стартеры более долговечны и надежны, так как имеют более простую конструкцию. Их легче отремонтировать в случае поломки. Но таким стартерам для работы требуется больший ток. Из-за этого могут возникнуть сложности с запуском автомобиля зимой при разряженной аккумуляторной батарее.

Стартер с планетарным редуктором

Фото: Стартер с планетарным редуктором

Редукторные стартеры бывают с планетарным редуктором и со смещенным редуктором. Преимущество таких агрегатов в том, что для работы им требуется меньший ток, а значит они могут работать при меньшем заряде аккумулятора.

Планетарный редуктор

Фото: Планетарный редуктор

Почему стартер не срабатывает

Стартер автомобиля достаточно надежная конструкция. Но все же он тоже может сломаться. Среди возможных причин неполадок:
⦁ Недостаточный заряд аккумулятора. Если аккумуляторная батарея садится, она перестает выдавать достаточное количество тока, обеспечивающее быстрое вращение электродвигателя стартера. Подобная неприятность нередко наблюдается у безредукторных механизмов, нуждающихся в большом токе для запуска.
⦁ Нарушения токопроводимости на клеммах.
⦁ Сработанные щетки.
⦁ Межвитковое замыкание в роторе или статоре.

Фото: Межвитковое замыкание обмотки

⦁ Износ контактов (пятаков) во втягивающем реле.
⦁ Поломка тягового реле.
Износ бендикса (обгонной муфты) или неисправность вилки бендикса.
⦁ Износ зубьев шестерни бендикса или на венце маховика.

Износ зубьев маховика

Фото: Износ зубьев маховика

В стартере могут возникать механические и электрические неполадки, выявруеить и скорректировать которые под силу опытному мастеру.

Если у вас возникли проблемы со стартером — обращайтесь к нам в Master Service. Наши специалисты проведут диагностику на профессиональном оборудовании, выявят неисправности и предложат оптимальное решение.

Все нужные запчасти и агрегаты в наличии на внутреннем складе компании. Нужна замена стартера? Наши менеджеры подберут подходящий вариант: новый агрегат или восстановленный оригинал. На восстановление мы берем только агрегаты в которых нужно заменить не больше 20% деталей. Поэтому вы получаете рабочий оригинальный стартер по разумной цене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *