Интерполированная отметка на продольном профиле что это
Перейти к содержимому

Интерполированная отметка на продольном профиле что это

  • автор:

Создание интерполированного профиля

рис.1

Данная функция отрисовывает линию интерполированного профиля в окне Профиль и линию интерполированной земли в окне Поперечник. Отметка на профиле определяется интерполяцией между двумя точками поперечника с заданными семантическими кодами. Для создания интерполированного черного профиля выполните следующие действия:

рис.2

Воспользуйтесь элементом меню Профиль — Создать интерполированный профиль. Появится диалоговое окно:

Укажите код существующей оси, коды точек для интерполяции и щелкните на кнопке OK. Программа автоматически построит линию интерполированного профиля в окне Профиль и линию интерполированной земли в окне Поперечник, если они были созданы.

Интерполированный профиль аналогично черному профилю и другим элементам трассы хранится в специальной таблице и доступен для редактирования табличным способом.

рис.3

Таблицу интерполированного профиля можно открыть, воспользовавшись деревом структуры проекта:

Первые три столбца данной таблицы описывают положение линии интерполированной земли на продольном профиле, а последние три – на поперечниках.

road/work_with_track/longitudinal_profile/create_interpolated_profile/start.txt · Последние изменения: 2021/07/22 14:30 (внешнее изменение)

5 Проектирование продольного профиля

В зависимости от рельефа местности и гидрогеологических условий проектную линию проводят, руководствуясь следующими основными положениями:

– в равнинной местности на участках свободной проектировки (т.е. при уклонах местности, меньших наибольшего проектного уклона), в заболоченных местах – но принципу обертывающей линии, в невысоких насыпях. Отметка насыпи принимается на 0,4 – 0,6 м выше поверхности снегового покрова (при расчётной вероятности превышения 5%). Низ дорожной одежды должен быть выше уровня грунтовых вод на 0,4 – 1,9 м в зависимости от места расположения дороги и применяемых для возведения насыпи грунтов;

– в пересеченной местности проектная линия прокладывается по принципу секущей с примерным балансом земли для смежных участков насыпей и выемок. Следует избегать образования мокрых выемок (пересечения выемкой поверхности грунтовых вод) ввиду возможности оплыва откосов и необходимости применения дорогостоящих дренажных работ;

– в горной местности, на крутых косогорах проектную линию желательно проводить так, чтобы земляное полотно оказывалось расположенным в полунасыпи-полувыемке с тем, чтобы избежать устройства подпорных стенок или уменьшить высоту насыпи.

Установление положения поверхности дороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли называют проектированием продольного профиля, или нанесением проектной линии.

При нанесении проектной линии необходимо обеспечить:

– плавность продольного профиля, допустимый продольный уклон, достаточную видимость, позволяющие автомобилям развивать высокие скорости;

– отвод воды от земляного полотна;

– отсутствие пилообразной проектной линии.

Возможны два метода проложения проектной линии: обертывающая и секущая проектировки.

В условиях холмистого, сильно пересеченного рельефа при проектировании проектной как обертывающей продольный профиль дороги получается неспокойным. Движение автомобиля по дороге превращается в непрерывное преодоление подъемов с последующим спуском в долины и сопряжено с перерасходом топлива и снижением скорости перевозок.

В этом случае при интенсивном движении и благоприятных грунтово-геологических условиях более рациональна проектная линия, нанесенная как секущая со срезкой холмов выемками и использованием грунта из них для отсыпки насыпей в пониженных местах. Положение проектной линии должно по возможности обеспечивать баланс земляных работ в смежных насыпях и выемках, т.е. использование продольного перемещения грунта из выемок для отсыпки насыпей. Такое проложения проектной линии наиболее характерно для железных дорог и автомобильных дорог высоких категорий.

Для окончательного нанесения проектной линии наибольшее распространение получил метод проектирования продольного профиля вертикальными кривыми, сопрягающимися непосредственно друг с другом или при помощи прямых вставок.

В сложных условиях рельефа при чередующихся больших выемках и насыпях для нахождения лучшего положения проектной линии сравнивают несколько вариантов из нескольких взаимно сопрягающихся элементов.

Продольный профиль автодороги запроектирован в соответствии с требованиями СНиП РК 3.03-09-2006 «Автомобильные дороги» с дополнениями и измерениями, для II технической категории.

Запроектированный продольный профиль предусматривает максимальное сохранение существующих конструктивов дороги. Для сокращения объемов работ по досыпке земляного полотна и полного переустройства дорожной одежды радиусы выпуклых вертикальных кривых приняты 15000 – 30000 м., в отдельных случаях, в сложной пересеченной местности – 10000 м.

Принятые вертикальные вогнутые и выпуклые кривые обеспечивают требуемое наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля – 350 м и движение их с расчетными скоростями. Продольные уклоны профиля не превышают допустимых для II категории дороги.

На продольном профиле указаны грунты земляного полотна, местоположение искусственных сооружений, отметки верха существующего покрытия, интерполированные отметки земли и проектные отметки по оси проезжей части.

Проектная линия обеспечивает требуемую плавность дороги. Продольный профиль составлен в абсолютных отметках, по оси проезжей части.

Существующая насыпь земляного полотна отсыпана из боковых притрассовых грунтовых резервов, коэффициент уплотнения 1,05, заложение откосов насыпи от 1:1 до 1:2. Подробное описание грунтов и состояние насыпи приведено в приложениях к пояснительной записке по инженерно-геологическому обследованию.

Принятая толщина проектных слоев дорожной одежды не позволяет устройство земляного полотна шириной 15,0 м на существующем земляном полотне без досыпки и дополнительного уширения существующей насыпи. В проекте предусмотрено уполаживание существующих откосов до крутизны 1:4.

При уполаживании досыпаемые откосы перекрывают частично дно существующих резервов. Для обеспечения продольного водоотвода в проекте предусмотрена разработка притрассовых резервов с планировкой дна с уклоном 20‰ в полевую сторону и приданием продольных уклонов в сторону труб. На участках замкнутых котловин, где технически невозможно отвести поверхностную воду в проекте предусмотрены водоотжимные бермы с расчетной высотой бровки.

Руководящая рабочая отметка определена из условий обеспечения незаносимости снегом дороги и установлена по бровке земляного полотна с юго-восточной стороны равной 1,20 м. Проектная линия продольного профиля на проектируемом участке запроектирована с максимальным учетом руководящей рабочей отметки. Однако, учитывая сложный пересеченный рельеф, не всегда обеспечивается требуемое возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли. Учитывая, что существующая дорога практически повсеместно защищена снегозащитными лесополосами, то опасность снегозаносов снижается до минимума.

Переломы проектной линии продольного профиля при алгебраической разности 10‰ и более на линейных участках сопряжены вертикальными кривыми.

Основные показатели продольного профиля:

Минимальный радиус вертикальной кривой:

Наибольший продольный уклон — 50 ‰

Проектные и рабочие отметки продольного профиля даны по оси проезжей части. В круглых скобках дана разница отметок проектной оси проезжей части и оси существующей интерполированной земли.

Сплайновый метод проектирования

Сплайновый метод проектирования продольного профиля (в отличие от классического) может применяться для проектирования любых линий, образующих трассу (кромки, бровки, подошвы откоса, дна кювета и пр.). Оптимизация проектной линии сглаживающими сплайнами особенно эффективна при реконструкции и ремонте автомобильных дорог, когда в узкой полосе варьирования требуется найти наиболее плавное очертание проектной линии, проходящей через заданные точки.

Инструменты, доступные при использовании сплайнового метода, позволяют выполнять автоматический поиск оптимального (наиболее гладкого) сплайна с учётом ограничений на допустимые вертикальные перемещения его точек. Эти ограничения определяются:

  • в свойствах трассы в разделе параметров Ограничения ;
  • с помощью точек фиксации;
  • в параметрах оптимизации.

Для приведения линии продольного профиля к оптимальному (наиболее гладкому) виду следует воспользоваться операцией оптимизации. При этом соблюдаются ограничения на допустимые вертикальные перемещения точек профиля. Оптимизация может быть выполнена как для осевой линии, так и для других линий трассы.

Чтобы выполнить оптимизацию продольного профиля с учётом установленных ограничений, нажмите кнопку Оптимизировать профиль на панели инструментов или кнопку Оптимизировать , расположенную в инспекторе объектов в разделе Параметры оптимизации . Также можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+F9 .

Замечание. Если выделен участок продольного профиля, то оптимизация выполняется только на этом участке, в противном случае — на всей трассе.

ЗАМЕЧАНИЕ. В некоторых случаях даже многократное выполнение оптимизации не позволяет добиться того, чтобы график кривизны не выходил за пределы допустимых значений. Тогда необходимо вручную изменять отметки в некоторых точках.

Параметры оптимизации продольного профиля настраиваются в инспекторе объектов в разделе с одноимённым названием. В параметрах оптимизации можно настроить коридор сглаживания, задав верхнюю и нижнюю границы допустимых вертикальных смещений точек профиля относительно текущего положения.

В результате выполнения оптимизации проектные отметки максимально могут увеличиться на значение верхнего коридора сглаживания, а максимально уменьшиться — на значение нижнего коридора сглаживания. По умолчанию верхняя и нижняя границы коридора равны 3,0 м. При необходимости (например, при проектировании реконструкции или ремонта) границы коридора сглаживания могут быть уменьшены до требуемой величины.

Коридор сглаживания можно отобразить/скрыть в профиле. Для этого служат одноимённые кнопки раздела Коридор сглаживания . При включении отображения коридора сглаживания коридор допустимых границ смещений отображается в профиле серым цветом вдоль оси трассы.

Как правило, для достижения наиболее сглаженного продольного профиля приходится последовательно несколько раз выполнять оптимизацию. При этом следует иметь в виду, что по умолчанию каждая последующая оптимизация происходит на основании получившейся в результате предыдущей оптимизации линии профиля, т.е. коридор сглаживания перестраивается относительно полученной линии.

Однако в большинстве случаев последовательная оптимизация должна выполняться в пределах коридора сглаживания, который был задан для исходной линии профиля до выполнения оптимизации. Чтобы зафиксировать текущую линию профиля в качестве базовой линии, воспользуйтесь кнопкой Зафиксировать в поле Базовая линия . В открывшемся окне система запросит подтвердить создание базовой линии на всей трассе. Если задана базовая линия, то каждая последующая оптимизация будет производиться без перестроения коридора сглаживания, т.е. относительно зафиксированной линии.

Если необходимо зафиксировать текущую линию профиля в качестве базовой линии на определённом участке трассы, то необходимо выделить данный участок и нажать кнопку Зафиксировать в поле Базовая линия . В открывшемся окне система запросит подтвердить создание базовой линии на выделенном участке. Для подтверждения дайте положительный ответ на запрос системы.

На приведённом ниже рисунке изображён продольный профиль после оптимизации, а также базовая линия и заданный ею коридор границ смещений. Обратите внимание, что коридор сглаживания строится вдоль базовой линии.

Чтобы сбросить базовую линию, в строке Базовая линия нажмите кнопку и дайте положительный ответ в окне подтверждения.

Изменение отметки на текущем поперечнике

Чтобы изменить значения рабочей и проектной отметок на некотором поперечнике трассы, выделите соответствующий поперечник и нажмите кнопку Изменить отметку на панели инструментов или сочетание клавиш Ctrl+F3 . Откроется диалог, в котором можно изменить значения рабочей и проектной отметок.

Кроме этого, высотную отметку на текущем поперечнике можно изменить непосредственно в окне продольного профиля с помощью клавиш Стрелка вверх или W и Стрелка вниз или S . При использовании этих клавиш отметка меняется с шагом 1 см. Если удерживать нажатой клавишу Ctrl , то шаг изменения значения станет равным 10 см, а если удерживать клавишу Shift — 1 мм.

Изменение отметок на участке трассы

Команда Изменить отметки на диапазоне позволяет изменить отметки продольного профиля на выделенном участке трассы. Если выделенных участков трассы нет, то команда применяется для всей трассы. При выполнении команды открывается диалог, в котором можно уточнить начальный и конечный пикеты участка и выбрать один из вариантов изменения отметок на участке.

  • Задание абсолютной Z-отметки . Чтобы задать определённую Z-отметку на всём участке, установите переключатель Задать абсолютную и введите в поле, расположенном справа, нужное значение.
  • Смещение относительно проектной линии . Для выполнения параллельного переноса проектной линии на определённую величину относительно текущего положения установите переключатель Относительно проектной линии и введите значение смещения.
  • Смещение относительно интерполированной отметки . Проектная линия может повторять контур интерполированной поверхности с указанным смещением (вверх или вниз). Для этого установите переключатель Относительно интерполированной отметки и введите значение смещения.
  • Смещение относительно слоя . Чтобы проектная линия повторяла контур существующей поверхности или другого слоя проекта с указанным смещением, установите переключатель Относительно поверхности слоя , выберите в выпадающем списке нужный слой и введите значение смещения.
  • Смещение относительно ВПП трассы . Проектная линия может повторять контур проектной линии другой трассы проекта. Для этого установите переключатель Относительно ВПП трассы и выберите трассу.
  • Смещение относительно включенных облаков точек . Чтобы отметки проектной линии перестроились относительно облака точек, имеющегося в проекте, включите переключатель Относительно включенных облаков точек . С помощью специальных алгоритмов для каждого поперечника трассы среди точек облака будет найдено ближайшее соответствие. Контур линии, проходящей через найденные таким образом точки облака, будет спроецирован на проектную линию.

Задание уклона на текущем поперечнике

Выделите поперечник трассы и нажмите кнопку Задать уклон на панели инструментов. Откроется диалог, в котором можно уточнить пикет и ввести параметры уклона.

  • Чтобы задать уклон между текущим и следующим поперечником, установите переключатель Вправо вверх или Вправо вниз (в зависимости от направления уклона) и введите значение уклона.
  • Чтобы задать уклон между текущим и предыдущим поперечником, установите переключатель Влево вверх или Влево вниз (в зависимости от направления уклона) и введите значение уклона.

Замечание. Для текущего поперечника в строке статуса показываются уклоны справа (между текущим и следующим поперечником) и слева (между текущим и предыдущим поперечником):

Задание уклона на участке трассы

Выделите участок трассы и нажмите кнопку Задать уклон на панели инструментов. Откроется диалог, в котором можно уточнить пикеты начала и конца участка и ввести параметры уклона на этом участке.

  • С помощью переключателя зафиксируйте Начало либо Конец выделенного участка, после чего укажите в поле Уклон значение уклона на участке. Уклон в таком случае откладывается от зафиксированной точки.

  • Можно зафиксировать Начало и конец выделенного участка. При этом в поле Уклон будет отображено значение уклона отрезка, соединяющего начальную и конечную точки участка.

Совет. Фиксацию начальной и конечной точек участка можно использовать для того, чтобы выяснить текущее значение уклона на выделенном участке, после чего подобрать подходящее значение, а также для того, чтобы спрямить продольный профиль на данном участке.

Чтобы спрямить участок продольного профиля, выделите этот участок и нажмите кнопку Спрямить участок на панели инструментов или воспользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+F6 .

Задание точек фиксации

Точки фиксации позволяют задать дополнительные ограничения на изменение проектной линии при оптимизации. Чтобы установить точку фиксации, выделите поперечник и нажмите клавишу Enter . У проектной линии на текущем поперечнике появится символ фиксации.

Существует несколько видов точек фиксации.

  • Фиксация сверху . Z-отметка проектной линии на этом поперечнике не увеличится в результате выполнения оптимизации.

  • Фиксация снизу . Z-отметка проектной линии на этом поперечнике не уменьшится в результате выполнения оптимизации.
  • Фиксация сверху и снизу . Z-отметка проектной линии на этом поперечнике не изменится в результате выполнения оптимизации, но её можно будет изменить вручную.
  • Жёсткая фиксация . Z-отметка проектной линии на этом поперечнике не изменится в результате выполнения оптимизации. Кроме этого, её нельзя будет изменить вручную.

Чтобы изменить способ фиксации или отменить фиксацию, нажимайте клавишу Enter до тех пор, пока не появится необходимый символ. Также можно открыть подменю кнопки Задать фиксацию отметки на панели инструментов и выбрать в выпадающем списке нужный тип фиксации.

Фиксация может задаваться не только по отдельным поперечникам, но и для участка трассы. Для этого выделите участок и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter . Каждое следующее нажатие данного сочетания клавиш приводит к смене типа фиксации на участке. Также для выбора типа фиксации можно воспользоваться кнопкой Задать фиксацию на участке.

График кривизны, анализ продольного профиля на соблюдение ограничений

В информационной области отображается график кривизны проектной линии, по которому можно отслеживать соблюдение ограничений на минимальные радиусы выпуклых и вогнутых кривых. Напомним, что минимально допустимые значения радиусов кривых задаются в свойствах трассы в разделе параметров Ограничения . Если на каком-либо элементе разбивки график кривизны выходит за пределы пунктирных линий и отображается красным цветом, значит, радиус проектной линии на этом элементе меньше значения минимально допустимого радиуса.

Помимо графика кривизны, сплайновый продольный профиль можно анализировать по стандартным элементам профиля: уклонам и вертикальным кривым. Элементы профиля получаются путём «разбора» сплайна на составляющие его прямые участки и вертикальные кривые. Для неосевых линий на графике элементов профиля в скобках отображаются данные по реальной геометрии (для прямых участков уклон и длина)

Уклон, показываемый на прямом участке, является неким усреднённым значением на этом участке, а радиус, подписываемый на вертикальной кривой, говорит о том, что на данном участке радиус гарантированно не меньше, чем указанное значение.

Система позволяет настраивать параметры «разбора» сплайна на прямые участки и вертикальные кривые. Параметры находятся в инспекторе объектов в разделе Определение кривых/прямых .

  • Макс. радиус кривой . Участки кривых продольного профиля, на которых радиус принимает большее значение, чем указано в этом поле, считаются прямыми. Таким образом, это значение определяет максимальный радиус кривой продольного профиля.
  • Минимальная длина прямой . Если длина прямого участка менее, чем указано в этом поле, то в графике элементов этот участок будет присоединён к соседним кривым так, чтобы радиусы кривых оставались неизменны.
  • Минимальная длина кривой . Если длина кривой менее, чем указано в этом поле, то длина кривой будет увеличена за счёт соседних кривых так, чтобы длина кривой соответствовала минимально допустимой, а радиусы соседних кривых оставались неизменны.
  • Точность уклонов . Если разница между уклонами двух соседних прямых участков менее, чем указанное в этом поле значение, то они объединяются в один прямой участок.
  • Округлять значения радиусов до . Округление радиусов до заданного значения.

Настройки определения прямых/кривых можно задавать для неосевых линий. Для этого сделайте линию активной и нажмите кнопку Разрешить кривые в разделе Определение прямых .

Для неосевых линий трассы также доступна опция Считать уклоны по реальной геометрии . Поясним, в каких случаях она может использоваться. Неосевые линии трассы (например, линия кювета) в редакторе продольного профиля отображаются «развёрнуто», в проекции на ось трассы. В связи с этим на кривых малого радиуса могут появиться различия между реальным уклоном кювета и такой «развёрнутой» линией в редакторе. Чтобы увидеть на графике элементов профиля реальные значения уклонов, включите данную опцию.

Редактор продольного профиля

Редактор продольного профиля активной трассы открывается при нажатии кнопки Модель трассы > Продольный профиль и ВПП > Продольный профиль или кнопки Вид > Инструментальные окна > Продольный профиль . Также для этого можно воспользоваться клавишей F3 . Для не разбитой на поперечные профили трассы в окне продольного профиля отображается профиль существующей поверхности под осью трассы.

Окно редактора продольного профиля состоит из следующих элементов.

  • Панель инструментов включает инструменты для проектирования продольного профиля. Количество доступных инструментов зависит от выбранного метода проектирования.

  • Рабочая область расположена в центре окна, в ней представлен продольный профиль редактируемой линии трассы.
    • Сплошной чёрной линией отображается продольный профиль существующей поверхности.
    • Красной линией — продольный профиль осевой линии трассы.
    • Синей линией — продольный профиль интерполированной поверхности.
    • Вертикальные линии оранжевого цвета соответствуют поперечным профилям трассы.
    • Над редактируемой линией отображаются рабочая и интерполированная отметки (в скобках). Чтобы не отображать интерполированные отметки, отключите опцию Настройки рабочей области > Отображать интерполированные отметки в инспекторе объектов.
    • Дополнительно в профиле можно закрасить фон под круговыми кривыми и клотоидами плана. Для этого отобразите выпадающий список поля Настройки рабочей области > Фон под кривыми в плане и выберите один из вариантов: Не отображать , Отображать , Отображать контрастно .
    • Информационная область . В информационной области отображается информация по продольному профилю редактируемой линии трассы.
      • Отметки пикетов (красного цвета).
      • Типы поперечных профилей трассы.
      • Элементы профиля: круговые вставки и прямые участки.
      • Элементы плана трассы.
      • График кривизны (используется при проектировании продольного профиля сплайновым методом). Показывает кривизну проектной линии. Подробное описание графика см. в разделе Сплайновый метод проектирования.
      • График видимости в продольном профиле.
      • Данные о материалах укреплений кюветов.
      • Рабочие отметки (красного цвета).
      • Проектные отметки (красного цвета).
      • Отметки существующей поверхности (чёрного цвета).
      • Интерполированные отметки (синего цвета).
      • Рабочие интерполированные отметки (синего цвета).

      Выбор информации, отображаемой в информационной области, осуществляется через контекстное меню. Отображаемые данные отмечены флажками (включить/отключить флажок можно щелчком мыши). Настройка отображаемой информации выполняется индивидуально для каждой трассы. Чтобы применить заданные настройки ко всем трассам проекта, выберите вариант Установить для всех трасс .

      • Инспектор объектов расположен в правой части редактора продольного профиля. В нём отображается ряд параметров, предназначенных для задания свойств поперечных профилей, настройки редактируемой и отображаемых линий трассы, настройки параметров вершин трассы, выполнения оптимизации, соотношение насыпи и выемки на продольном профиле и пр. Подробно данные параметры рассматриваются ниже.
      • Строка статуса находится в нижней части окна и содержит информацию по текущему поперечнику и продольному профилю в целом.
        • Поле для выбора соотношения вертикального и горизонтального масштабов.
        • Пикетажное положение текущего поперечника, а также Z‑отметка трассы на нём.
        • Если используется классический метод проектирования продольного профиля, то на прямых участках показывается уклон, а на участках вертикальных кривых показывается значение радиуса и уклон, вычисленный как уклон касательной, построенной к окружности в данной точке.

          • При использовании сплайнового метода отображается значение радиуса, вычисленное следующим образом: по трём поперечникам (текущему и двум соседним) строится окружность и вычисляется её радиус. Также показываются уклоны слева (между текущим и предыдущим поперечником) и справа (между текущим и следующим поперечником).

          Замечание. Если значения радиусов и уклонов не выходят за пределы допустимых значений, то они отображаются зелёным цветом, иначе — красным цветом. Напомним, что ограничительные параметры задаются в свойствах трассы в разделе параметров Ограничения .

            • Пикетажное положение и Z-отметка точки, на которую указывает курсор в рабочей области.

            Просмотр изображения в рабочей области

            Навигация в окне продольного профиля осуществляется аналогично окну плана — с использованием колеса мыши. Прокручивая колесо мыши вперёд/назад, можно увеличивать/уменьшать масштаб изображения. Нажав и удерживая кнопку прокрутки мыши, можно перемещаться по продольному профилю. Кнопка Показать весь профиль на панели инструментов или сочетание клавиш Ctrl+Num* вписывает весь продольный профиль в рабочую область. Также вписать весь проект в рабочую область можно двойным щелчком по колесу мыши.

            Напомним, что в строке статуса находится поле с выпадающим списком, в котором можно выбрать определённое соотношение горизонтального и вертикального масштабов (например, 1:10 или 1:20 и т.д.). Выбранное соотношение не меняется при прокручивании колеса мыши, поскольку прокручивание колеса всего лишь увеличивает или уменьшает изображение продольного профиля.

            Менять соотношение масштабов можно также с использованием клавиш Ctrl и Ctrl+Alt . При прокручивании колеса мыши с клавишей Ctrl+Alt меняется горизонтальный масштаб, а с клавишей Ctrl — вертикальный масштаб.

            Выделение поперечников и участка трассы, перемещение по поперечникам

            Для выделения поперечника в окне продольного профиля достаточно щёлкнуть на нём мышью. Текущий поперечник показывается красной вертикальной линией.

            Для перемещения по поперечникам используйте клавиши Стрелка влево или A (переход к предыдущему поперечнику), Стрелка вправо или D (переход к следующему поперечнику). Клавиши Home и End позволяют переместиться в начало или конец трассы.

            Чтобы выделить участок трассы, нажмите кнопку мыши на начальном поперечнике участка и, удерживая кнопку нажатой, переместите указатель до конечного поперечника. Раздвигать и сужать границы выделения можно, удерживая клавишу Shift и нажимая клавиши Стрелка влево/Стрелка вправо . Также, удерживая клавишу Shift , можно щёлкнуть на каком-либо поперечнике — диапазон выделения расширится или сузится до этого поперечника. Для перемещения к первому или последнему поперечнику в выделенном диапазоне используйте клавиши Стрелка влево (переход к первому поперечнику в диапазоне) и Стрелка вправо (к последнему), удерживая клавишу Ctrl .

            Чтобы снять выделение с участка, щёлкните мышью в любом месте рабочей области за пределами области выделения или нажмите кнопку Снять выделение на панели инструментов. Также можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+D .

            Для выделения всей трассы следует нажать кнопку Выделить всё на панели инструментов или воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+A .

            Создание и удаление поперечных профилей

            Работая в окне продольного профиля, можно создавать новые поперечные профили и удалять существующие. Чтобы создать поперечный профиль, нажмите кнопку Добавить поперечник на панели инструментов. Щелчком мыши укажите положение нового поперечника на профиле, а затем в появившемся диалоге уточните его пикет и нажмите кнопку OK .

            ЗАМЕЧАНИЕ. В режиме вставки поперечника можно привязываться к точкам перелома существующей поверхности (при помощи клавиши Ctrl ) и к средней точке между имеющимися поперечниками (с зажатой клавишей Shift ).

            Для удаления поперечного профиля выделите его и нажмите кнопку Удалить текущий поперечник на панели инструментов.

            При работе с классическим продольным профилем предусмотрена возможность создавать поперечники в ключевых точках активного продольного профиля: на границах кривых и в точках экстремума кривых профиля. Такие поперечники можно добавить автоматически при повторной разбивке трассы на поперечные профили (вкладка Трассирование > Разбивка > Выполнить разбивку ). Включите в диалоговом окне с настройками повторной разбивки опции На границах кривых профиля , В точках экстремума кривых профиля , чтобы добавить на трассу поперечные профили в этих местах. Чтобы при переразбивке сохранились все созданные на текущий момент поперечные профили, в разделе настроек Удаление ненужных поперечных профилей выберите вариант Ничего не удалять .

            Выбор редактируемой и отображаемых линий

            В окне продольного профиля может быть отображена и отредактирована любая линия трассы. Список отображаемых и редактируемых в профиле линий представлен в инспекторе объектов в группе Доступные линии . Линия, которая редактируется в данный момент, является активной и отрисовывается в списке жирным шрифтом. По умолчанию в профиле отображается только осевая линия, она же является активной.

            Для добавления в список дополнительной линии трассы нажмите кнопку Добавить и выберите в выпадающем списке эту линию. Выбранная линия добавится в конец списка. Для активной линии можно также включить отображение линии верха земляного полотна, включив опцию Отображать подстилающий слой .

            Для отключения/включения видимости линий в окне продольного профиля снимите/установите флаг видимости с соответствующей линии. Чтобы сделать линию активной, дважды щёлкните на ней мышью.

            Чтобы удалить линию из списка, нажмите кнопку рядом с соответствующей линией. Если линия является активной, то после её удаления активной станет осевая линия.

            Выбор поперечных профилей для отображения в чертежах

            Как правило, не все поперечные профили трассы следует отражать в итоговых чертежах продольного и поперечных профилей трассы. Например, если на трассе имеется участок с более частой разбивкой на поперечные профили (5–10 м) — на кривой малого радиуса, на примыкании и т.д., — то не требуется показывать отметки по каждому поперечному профилю такого участка на чертеже продольного профиля и формировать чертёж каждого поперечника. В связи с этим у любого поперечного профиля трассы имеется дополнительное свойство, которое определяет, будет данный поперечный профиль фигурировать в итоговых чертежах или нет.

            В инспекторе объектов в разделе Параметры выделенного участка для выделенного поперечника доступна опция Скрытый поперечник . Если она установлена, то поперечник по умолчанию не выводится на чертежи продольного и поперечного профилей, а в окне продольного профиля отображается пунктирной линией. Сделать поперечник скрытым или, наоборот, снять этот признак можно также горячей клавишей H .

            Существует также другой способ задания скрытых поперечников. Он позволяет на определённом участке трассы скрыть все поперечники, пикет которых не кратен определённому числу. Для этого выделите участок трассы, в разделе Параметры выделенного участка укажите шаг прореживания и нажмите кнопку Проредить . В результате на выделенном участке будут скрыты все поперечники, чей пикет не кратен указанному шагу. Например, если поперечники выделенного участка имеют пикетаж 51+80, 51+90, 51+92, 52+00, 52+10 и шаг прореживания равен 20, то после прореживания поперечники 51+90, 51+92 и 52+10 окажутся скрытыми, и только поперечники 51+80, 52+00 не будут скрыты.

            Если установлена опция Не скрывать поперечники на главных точках трассы , то в результате прореживания те поперечники, которые расположены в точках сопряжения прямых участков, переходных и круговых кривых трассы, не будут скрыты, независимо от установленного шага. Включение опции Не скрывать ключевые позволяет не скрывать при прореживании поперечные профили с признаком «ключевой».

            Кнопка позволяет снять признак «скрытый» со всех поперечников выделенного участка.

            Заполнение данных о типах поперечных профилей

            В редакторе продольного профиля можно увидеть данные о типах поперечных профилей на участках трассы. Чтобы отобразить в информационной области эту графу, включите в контекстном меню флаг Типы поперечного профиля .

            Для заполнения данных о типах поперечников перейдите в раздел редактора продольного профиля Параметры выделенного участка > Тип поперечного профиля . Данные можно внести вручную или установить в соответствии с используемым сценарием откосов и кюветов.

            • Вручную . Выделите диапазон поперечных профилей одного типа. Введите номер типового поперечника на этом участке в текстовых полях Слева и Справа .
            • Из сценария . Если на трассе используются сценарии откосов и кюветов, можно автоматически заполнить данные о типах поперечников на выделенном участке или сразу по всей трассе. Для этого выделите диапазон поперечников и в строке Тип поперечного профиля нажмите кнопку Получить из сценария .

            Замечание. В используемом сценарии откосов и кюветов предварительно должны быть заполнены данные о типах поперечных профилей. Тип поперечного профиля прописывается для каждого диапазона сценария в разделе Общие настройки .

            Выбор типов укреплений кюветов

            В редакторе продольного профиля удобно задавать конструкции укрепления кюветов на участках трассы, ориентируясь на продольный уклон кюветов. Выделите диапазон поперечных профилей и в разделе Укрепление кювета выберите конструкцию укрепления для кюветов слева и справа из выпадающего списка. Список представлен краткими наименованиями конструкций из библиотеки укреплений откосов и кюветов.

            Таким образом можно изменить тип конструкции укрепления, уже заданного на поперечных профилях, либо создать укрепление на выделенном диапазоне. При выборе значения Нет укрепление на выделенном участке удаляется.

            Замечание. Чтобы укрепление автоматически появилось на поперечных профилях, в редакторе земляных работ предварительно должен быть создан объект Кювет слева / Кювет справа . Подробности о создании кюветов в редакторе земляных работ см. в разделе Нарезка кюветов.

            Данные об укреплениях кюветов выведены в информационную область редактора продольного профиля. Цвет заливки, который будет использован при отображении этой информации, задаётся в настройках библиотеки конструкций укреплений откосов и кюветов в редакторе поперечных профилей.

            Замечание. На границе двух типов укреплений в информационной области (и в соответствующем поле на чертеже продольного профиля) может возникнуть разрыв. Это связано с тем, что тип укрепления задаётся непосредственно для поперечного профиля и неизвестно, какая конструкция используется между поперечными профилями. Рекомендуем в таких случаях устанавливать в местах перехода близко расположенные поперечные профили с разными типами укреплений.

            Оценка видимости в продольном профиле

            В информационной области продольного профиля можно включить отображение графика видимости препятствия и встречного автомобиля. Для этого установите в контекстном меню флаг График видимости . Рассмотрим более подробно его свойства.

            • Верхняя половина графика показывает видимость в продольном профиле при движении по трассе в обратном направлении, нижняя половина графика — при движении в прямом направлении.
            • На тех участках трассы, где видимость находится в пределах нормы, график видимости совпадает с линией обеспеченной видимости.
            • Области, где по продольному профилю не обеспечивается видимость предмета и встречного автомобиля, ограничены на графике линиями соответствующих цветов. Значения расстояний видимости определяются в разделе Ограничения свойств трассы и зависят от заданной расчётной скорости.
            • Выбрать цвета линий для обозначения графиков видимости препятствия и встречного автомобиля можно в разделе Настройки цветов графиков видимости параметров продольного профиля.

            Расчёт соотношения насыпи и выемки на продольном профиле

            Насыпью считаются области, где проектная линия проходит выше линии существующей поверхности, выемкой — области, где проектная линия ниже линии существующей поверхности. Получить расчёт соотношения насыпи и выемки на всей трассе можно в инспекторе объектов продольного профиля в разделе Насыпь/выемка . В системе IndorCAD доступно два варианта расчёта этого соотношения: грубый и точный.

            Грубый расчёт осуществляется только вдоль оси трассы, что позволяет лишь примерно оценить соотношение насыпи и выемки. При этом система вычисляет площади областей насыпи и выемки на продольном профиле трассы и их среднюю толщину.

            При любом изменении продольного профиля этот параметр автоматически пересчитывается.

            Чтобы получить точный расчёт с учётом конструкций поперечных профилей, нажмите кнопку Рассчитать . Точный расчёт можно выполнить как для всей трассы, так и для выделенного участка. Для этого выделите диапазон поперечников в рабочей области и нажмите Рассчитать или Обновить (если расчёт уже был выполнен для всей трассы или другого участка).

            ЗАМЕЧАНИЕ. При изменении продольного профиля точное соотношение насыпи и выемки сбрасывается; в случае необходимости расчёт следует запустить повторно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *