Что означает расход топлива
Перейти к содержимому

Что означает расход топлива

  • автор:

Расход топлива: съест-то он съест, да кто ему столько даст!

Для обыкновенного человека все просто. Сколько съест бензина его железный друг за определенное расстояние (как правило, за 100 км пути), столько и составляет расход. Автопроизводители замеряют по-другому. Как мы знаем, в технических характеристиках автомобиля регламентируют расход топлива по трем основным категориям: на трассе, в городе и смешанный режим. Также в руководстве по эксплуатации любого автомобиля можно найти рядом с данными расхода топлива таблицу токсичности, что не случайно. Две эти характеристики напрямую связаны друг с другом. Дело в том, что автопроизводитель считает расход топлива в зависимости от объема выхлопных токсичных газов. Чем больше объем двигателя, тем больше выхлопных газов. Логично. (Не путать с концентрацией веществ, речь идет именно об объеме). Существует специальная директива, которая устанавливает стандарты выхлопа. В соответствии с ними каждый европейский производитель должен измерять уровень расхода топлива и токсичности выхлопа автомобилей.

Фактически, расход топлива не измеряется напрямую в ходе испытаний, а рассчитывается по стандартной формуле на основе данных, полученных при проверке уровня токсичности выхлопа. То есть расчет чисто математический. А в реальной жизни существует масса факторов, которые значительно влияют на повышенный расход топлива.

В реальности…

Перечислим основные из этих факторов.

Кондиционер входит в стандартную комплектацию большинства современных автомобилей. Сердце этой системы — компрессор, который приводится в движение от двигателя. И, естественно, на это нужна дополнительная энергия. Источником ее будет, правильно, — топливо. Поэтому при запуске климатической системы, расход существенно возрастает. Особенно это заметно на автомобилях с малолитражными двигателями.

2. Давление в шинах. Низкое давление в шинах также увеличивает расход в связи с большими затратами энергии на сопротивляемость качению. Поэтому следует поддерживать необходимое давление в колесах в зависимости от загрузки автомобиля.

3. Условия загрузки автомобиля. Чем больше автомобиль весит, тем больше нужно энергии, чтобы сдвинуть его с места и разогнать до нужной скорости. Все просто и понятно.

4. Условия движения и состояние дороги. К большему расходу ведет низкая скорость, движение на подъем, частые крутые повороты и плохое состояние дорожного покрытия. Частые холодные запуски и поездки на короткие расстояния приводят к значительному расходу топлива. Например, за время трехминутной остановки в пробке, расходуется такое же количество топлива, как за 1 км поездки. Длительное движение на высокой скорости также существенно влияет на расход топлива, так как основным фактором здесь будет сопротивление воздуха. А оно с увеличением скорости растет в геометрической прогрессии. Испытания производителей показывают, что увеличение скорости на каждые 8 км/ч начиная со 120 км/ч увеличивает расход топлива в среднем на 10%.

5. Стиль вождения. Нет двух людей, которые проехали бы по одному маршруту одинаково, и даже если бы они вели один и тот же автомобиль, расход топлива оказался бы различным. Более или менее интенсивное ускорение,

6. Включенные электрические потребители (свет, печка, прикуриватель ) хоть и незначительно, но влияют на расход топлива. Когда включено много потребителей, генератор старается восполнить нагрузку, в этот момент электромагнитное поле генератора имеет большее сопротивление вращению. Соответственно, требует большей энергии.

7. Плохое качество бензина. Большинство современных автомобилей оборудованы кислородными датчиками и катализаторами. Тот датчик, что стоит на выпускной системе при плохом качестве топлива подает информацию о том, что смесь бедная. Компьютер пытается выровнять ситуацию и обогащает смесь. Время впрыска топливной форсунки увеличивается и, как следствие, опять идет повышение расхода.

И это еще не все. Существует масса других факторов, таких как прогрев двигателя и движение на непрогретом ДВС и прочие.

Решение

Что же делать рядовому автолюбителю, чтобы грамотно замерить расход топлива и убедиться, что с автомобилем в отношении расхода топлива все в порядке? Существует много методов, мы приведем основной и наиболее простой для понимания.
Вы выезжаете за город. Заправляетесь на выезде из города до полного бака, до «отстрела» (когда срабатывает защита заправочного пистолета). Особенно обратите внимание на выступы заправочного пистолета: на сколько зубцов вы погрузили пистолет в заливную горловину, чтобы при следующей заправке погрузить также. Обнулив счетчик, отправляетесь в путь, чтобы не было пробок и прочих факторов, влияющих на расход топлива. Держите скорость около 90 км/ч. Проехав не менее 50 км (как правило, 50−100км), возвращаетесь на эту же заправку и обязательно на эту же колонку. Повторяете процедуру заправки, описанную выше. Таким образом, вы получаете наглядный результат. Например, проехав 100 км и заправив 8 литров, вы получаете более объективный показатель. Так что прежде чем, косо смотреть в сторону своего железного друга, сделайте качественный замер.

Расход топлива автомобилей

Расход топлива — количество израсходованного автомобилем топлива.

В настоящие время является одной из важных характеристик автомобиля и его двигателя, в первую очередь, в странах Европы и развитых странах других частей света. На протяжении последних десятилетий ведущими инженерами и конструкторами всего мира решается проблема снижения расхода топлива.

За рубежом эту проблему решают за счёт применения инжекторных систем смесеобразования, в СССР и странах СНГ были разработаны адаптивные системы управления ДВС и свечи зажигания нового поколения с форкамерой и соплом Лаваля, применение которых позволяет без переделок ДВС снизить потребление топлива и токсичность бензинового двигателя [источник не указан 325 дней] .

Единицы измерения

Обычно измеряется как:

  • объём топлива, израсходованного автомобилем при прохождении заданной дистанции. Широко распространено в странах с метрической системой мер, где расход измеряется в литрах на 100 км пробега автомобиля (л/100 км) [источник не указан 325 дней] . Чем значение меньше, тем экономичней автомобиль;
  • дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива. Широко используется в странах с английской системой мер, где расход измеряется как количество миль, которое автомобиль может проехать на одном галлоне (британском или американском) топлива (миль / галлон, miles per gallon (MPG)) [источник не указан 325 дней] . Чем значение больше, тем экономичней автомобиль. В Индии и Японии экономичность измеряют в км на литр топлива.
  • литр/100 км = 282,48 / галлон (для британского галлона);
  • литр/100 км = 235,21 / галлон (для американского галлона).

Метрическая система/Дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива (красная кривая — на базе английского галлона, синяя кривая — на базе американского галлона)

Особенности подсчёта

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 января 2012.

Основной особенностью подсчёта является то, что все данные, которые указываются в технических документах, получаются при проведении заводских испытаний водителями-профессионалами на специальных треках [источник не указан 325 дней] . Поэтому заводские данные и фактические данные, получаемые при непрофессиональном измерении на дорогах общего пользования водителями, часто расходятся. Для более точных подсчётов выделяют специальные циклы:

  • «городской» цикл — характеризуется большей интенсивностью изменения скорости автомобиля, в том числе необходимостью прогрева, работой двигателя во время стоянки на светофорах и в «пробках», а также разгонами и резкими сбросами скорости до нуля. Как следствие, повышенный расход топлива;
  • «загородный» цикл — характеризуется большей плавностью хода и стабильно удерживаемой скорости, близкой к крейсерской. Следствие: относительно низкий расход топлива [источник не указан 325 дней] ;
  • «смешанный» цикл — является своего рода «золотой серединой», то есть подсчёт ведётся в условиях, когда используются и резкий «городской», и спокойный «загородный» стили вождения. Причём, не обязательно, чтобы «загородная» часть цикла осуществлялась вне города: главное — сохранение манеры езды как при «загородном» цикле.

Факторы, влияющие на расход топлива

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 января 2012.

На расход топлива влияют много факторов, в том числе и случайные. Основные причины нежелательного повышения расхода следующие:

  • неисправности двигателя и его систем;
  • скорость и ускорение движения автомобиля;
  • повышенное сопротивление движению (неисправности трансмиссии, неверные углы установки колес, низкое давление в шинах, заклинившие тормоза, загруженность автомобиля, сопротивление воздуха);
  • «агрессивная» манера вождения.

Залогом наименьших затрат на топливо будут являться исправное техническое состояние автомобиля, выбор оптимального режима движения (медленный разгон), опыт водителя. [источник не указан 461 день] Другие маловажные факторы:

  • аэродинамика
  • передаточные числа трансмиссии (отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей КПП или редуктора)
  • снаряжённая масса

Нормирование расхода топлива

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 января 2012.

Транспортные организации и компании устанавливают предельно-допустимый уровень потребления топлива при эксплуатации транспортных средств. При этом различают базовый уровень расхода и расчётно-нормативный уровень расхода. Базовый уровень расхода топлива определяется для транспортного средства по стандартной методике и устанавливает норму расходования при обычных условиях использования. Расчётно-нормативный уровень расхода учитывает конкретные условия эксплуатации транспортного средства, а также другие факторы, в частности, ремонт. При этом, в состав норм не включаются расходы топлива на гаражные, технические и другие хозяйственные нужды, которые устанавливаются отдельно.

Распространены следующие виды норм:

  • норма расхода на 100 км пробега;
  • норма расхода на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива, при перевозке груза);
  • норма расхода в зависимости от категории транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, автобус и т. д.);
  • норма расхода в зависимости от вида двигателя (бензиновый, дизельный, газ).

Для корректного учёта всевозможных факторов эксплуатации вводят поправочные коэффициенты.

Нормы расхода топлива повышаются:

  • при работе в зимнее время в южных и северных районах страны, а также в районах Крайнего Севера;
  • при работе в горных местностях, в зависимости от высоты над уровнем моря;
  • при работе на автодорогах со сложным планом (не менее 501 поворота на 100 км пути);
  • при работе в городах, в зависимости от количества населения;
  • при перевозки крупногабаритных, опасных и т. п. грузов;
  • при работе на новых автомобилях или на автомобилях после капитального ремонта;
  • при работе в тяжелых дорожных условиях (снег, наводнения, распутица и т. п.);
  • при учебной езде;
  • при использовании кондиционера в салоне;
  • другие условия [1] .

Контроль расхода топлива

График, демонстрирующий факт хищения топлива

В связи с массовыми хищениями топлива в транспортных организациях и компаниях, остро стоит вопрос по контролю над его надлежащим расходованием. Для устранения растрат топлива, помимо жесткого нормирования расхода, широко используются технические методы контроля. Например, применяются датчики уровня топлива по изменению уровня в баке или по измерению проходящего топлива в топливной магистрали двигателя. Часто они являются составляющей частью систем мониторинга транспорта, которые позволяют операторам удалённо вести контроль как за местонахождением транспортных средств, так и за показанием датчиков. Современные высокоточные датчики топлива позволяют достичь точности в показаниях до +/- 1 %, что намного превышает точность штатных бортовых систем.

Учет расхода топлива

Современные автопроизводители рекомендуют осуществлять письменный учет расхода топлива. Для контроля расхода топлива можно вести бортжурнал. Это несложно, но непременно принесет выгоду. Так вы сможете своевременно выявлять любые изменения (как положительные, так и негативные) и принимать соответствующие меры. В случае значительного повышения расхода топлива вы должны задуматься о том, как, где и при каких обстоятельствах автомобиль эксплуатировался со времени последней заправки [2] .

Вести бортжурнал для контроля расхода топлива можно онлайн, используя специализированный интернет сервис DriverNotes и его мобильные приложения для различных платформ.

См. также

  • Часовой расход топлива самолётов
  • Спутниковый мониторинг транспорта
  • FMS
  • DriverNotes

Примечания

  1. Приказ МВД РФ от 25 мая 1998 г. N 314 «Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов»
  2. new.skoda-auto.com | ŠKODA Octavia — production period 11/2010-04/2011 — Owner’s manual

Ссылки

  • Контроль расхода топлива — методика проверки расхода топлива автомобиля
  • Моторное топливо
  • Двигатель внутреннего сгорания

Расход топлива

Как вычислить показатели потребления горючего?

Зачем нужен расчет потребления горючего?

Один из существенных показателей для автомобилиста — расход топлива. Эта информация позволяет не только планировать траты, но и грамотно составлять маршруты поездок, выявлять неисправности в топливной системе, подбирать оптимальный стиль вождения, снижать нагрузку на автомобиль и т. д.

Для экономии потребления топлива необходимо тщательно изучать техническую документацию на автомобиль и отзывы владельцев перед покупкой.

Малолитражки расходуют в 2–3 раза меньше топлива, чем внедорожники на каждый километр.

Что увеличивает потребление топлива?

В технической документации на автомобиль указаны показатели при расчете на 100 км, которые рассчитывались в идеальных условиях. В реальной жизни разница с заявленными параметрами может существенно отличаться в зависимости от множества факторов, таких как:

✔ тип коробки передач;

✔ передний или задний привод;

✔ износ двигателя — при обкатке нового авто расход топлива повышен;

✔ аэродинамические показатели (открытые окна, наличие багажника на крыше автомобиля);

✔ состояние двигателя — непрогретый потребляет значительно больше;

✔ давление в шинах;

✔ технические неполадки — загрязненный воздушный фильтр, сбои в электронике, неисправности топливного насоса, некачественный бензин, изношенные свечи и прочее.

Увеличение расхода горючего наблюдается при ухудшении погодных условий, плохом состоянии дорожного полотна, неровном рельефе местности. При движении в плотном городском потоке расходы топлива всегда выше, чем при езде по трассе. В общей сложности разница с заявленными производителем параметрами может отличаться на 40%. Кроме того, один и тот же автомобиль потребляет разное количество бензина при эксплуатации в определенных обстоятельствах.

Как вычислить показатели потребления горючего?

Чтобы узнать потребление горючего на 100 км, можно воспользоваться специальным калькулятором либо провести самостоятельные вычисления без учета дополнительных параметров.

Расчеты выполняют после опустошения полного бака с сохранением стиля езды, загруженности транспортного средства. Также фиксируют пройденные километры.

Самый простой способ — разделить количество потраченных литров на пройденное расстояние. Полученный результат (потребление на 1 километр пути) нужно умножить на 100. Это усредненные данные.

Для получения более точных сведений необходимо учесть дополнительные потребители топлива (прибавить к общим расчетам, умноженным на 100):

✔ приспущенные шины — 4%;

✔ работающий кондиционер — 15%;

✔ неотрегулированный развал-схождение — 10%;

✔ непрогретый двигатель — 12%;

✔ открытые окна при скорости более 50 км/ч — 4%;

✔ засоренный воздушный фильтр — до 7%;

✔ включенные фары — 5%.

Качество горючего и агрессивный стиль вождения добавляют около 30% на каждый километр пути к потребляемому объему топлива. Наиболее оптимальные показатели достигаются при плавной езде на высокой передаче с оборотами в 2000–2500.

Получить более точные результаты помогает бортовой компьютер, который отслеживает информацию о расходе горючего. Он предоставляет данные об общем потреблении, мгновенном расходе топлива во время движения, показывает запас до следующей заправки.

Зачем нужен расчет потребления горючего?

Данные о среднем потреблении автомобилем горючего применяют в нескольких целях:

✔ Экономия на топливе. Позволяет рассчитать траты на месяц, неделю. Оценить стоимость длительного путешествия на машине.

✔ Когда заправиться. Зная нормы потребления своего автомобиля, можно рассчитать примерный расход: получится ли дотянуть до следующей заправки с качественным топливом, на какое расстояние хватит полного бака в черте города или на трассе.

✔ Диагностика. Разница самостоятельных расчетов потребления горючего с базовыми данными производителя не должна сильно отличаться. В противном случае у машины есть неисправности, которые критично влияют на расходы горючего.

Узнать базовые нормы потребления можно в технической документации на автомобиль.

Проверку потребления рекомендуют проводить раз в полгода: это поможет своевременно выявить неисправности автомобиля и не переплачивать за горючее.

Как рассчитать расход топлива

Траты на горючее – обязательная статья расходов в случае с любым автомобилем, оснащенным ДВС. О тратах можно узнать самостоятельно, произведя нехитрый расчет потребления топлива. Как это сделать правильно, а заодно узнать траты на каждый километр пробега?

Практика показывает, что большой расход горючего порой способен сильно опечалить даже очень обеспеченного человека. Ну а широкие народные массы стараются приобретать машины, которые гарантированно не будут пожирать бюджет своим непомерным аппетитом. Другое дело, что потребление топлива в реальных условиях может заметно отличаться от данных, заявленных компаниями-производителями – например, замеры по ездовому европейскому циклу NEDC проводились в условиях, заметно отличавшихся от привычных эксплуатационных режимов. Произвести расчет потребления бензина или дизельного топлива можно легко и просто с помощью многочисленных онлайн-калькуляторов, хотя не возбраняется сделать это самостоятельно, благо ничего особенно сложного в этом нет.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Практика показывает, что большой расход горючего порой способен сильно опечалить даже очень обеспеченного человека. Ну а широкие народные массы стараются приобретать машины, которые гарантированно не будут пожирать бюджет своим непомерным аппетитом. Другое дело, что потребление топлива в реальных условиях может заметно отличаться от данных, заявленных компаниями-производителями – например, замеры по ездовому европейскому циклу NEDC проводились в условиях, заметно отличавшихся от привычных эксплуатационных режимов.

Произвести расчет потребления бензина или дизельного топлива можно легко и просто с помощью многочисленных онлайн-калькуляторов, хотя не возбраняется сделать это самостоятельно, благо ничего особенно сложного в этом нет.

Необходимые действия для расчета расхода топлива

В первую очередь заправьте полный бак бензина или солярки, не забыв обнулить суточный километраж, находящийся на панели приборов рядом с основным пробегом автомобиля, «обнулять» который не рекомендуется. После этого вам надо проехать пару-тройку сотен километров, затем снова заправить автомобиль до полного бака, дабы узнать, сколько горючего войдет в резервуар. После этого вы сможете узнать реальный средний расход топлива своего транспортного средства.

Куда ехать и что делать потом

Как правильно рассчитать расход? Если вы хотите узнать всю правду об аппетитах своего автомобиля, то постарайтесь обойтись без «читинга», то есть без условного жульничества. Не пытайтесь едва давить на педаль газа или стараться все время ехать накатом – ведите себя естественно и езжайте в привычной для вас манере. Крайне желательно, чтобы ваш маршрут пролегал не только по городу, но и по шоссе – так вы сможете выяснить среднее потребление топлива. Рекомендуется примерно две трети времени посвятить городской толчее, а оставшееся – свободе загородных трасс. После того, как вы намотаете на одометр двести-триста километров, вновь заправьтесь под завязку. Так вы узнаете, сколько топлива реально ушло на поездку и сравните фактический расход с цифрами, которые предоставляет ваш бортовой компьютер.

Формула расчета расхода топлива

Теперь рассчитаем расход топлива автомобиля. Для этого используется очень простая формула: израсходованное количество топлива вы делите на пройденное расстояние и умножаете получившееся число на сто (100). Дабы это не казалось вам чем-то сложным, приведем пример. Допустим, вы потратили 28 литров на 300 километров пути. Вычисления будут такими: 28 / 300 x 100 = 9,3 л/100 км.

Формула для расчета трат на топливо

Выяснив фактическое потребление горючего, вы можете узнать, во сколько вам обходится каждый километр пути, воспользовавшись данными, описанными выше, а затем порадоваться или ужаснуться. Формула следующая: значение среднего расхода умножается на стоимость топлива и делится на 100. Итак, во время контрольной поездки у вас получилось 9,3 л/100 км. Допустим, ваш автомобиль потребляет бензин Аи-95, который сейчас стоит порядка 46 рублей за литр. Полученный результат: 9,3 x 46 / 100 = 4,3 рубля на каждый километр или 430 рублей на 100 километров пробега.

Почему расход топлива может быть завышенным

Обратите внимание: наша гипотетическая цифра в 9,3 л/100 км – не самый плохой результат среднего потребления горючего. Допустим, именно столько у вас и должно было получиться, однако расчеты показали, скажем 12-14 литров при привычном ритме движения. Каковы причины перерасхода «золотого» нынче топлива? Их очень много, начиная стилем вождения и заканчивая многочисленными техническими неисправностями. Перед тем как искать причину в технических проблемах, предлагаем начать с малого, и первым делом проверить давление в шинах. Если они снижено, то аппетит двигателя может возрасти и довольно заметно. На крыше есть багажник? Он создает аэродинамическое сопротивление и это также увеличивает расход топлива вашей машины. А еще свое веское слово может сказать включенный кондиционер.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Что касается технических неисправностей, то виновником может быть загрязненный воздушный фильтр, ставящий на пути воздуха труднопроходимый барьер, либо неисправные форсунки или топливный насос. Неоптимальное соотношение топливно-воздушной смеси напрямую влияет на масштабы потребления горючего, а в особо запущенных ситуациях могут стать причиной серьезных поломок. Изношенные свечи, высоковольтные провода и катушки системы зажигания также способны повлиять на увеличение расхода топлива и заметно повлиять на поведение автомобиля.

Неисправные тормозные механизмы, например, «подклинивающий» суппорт, вышедшие из строя ступичные подшипники и неотрегулированный сход-развал также имеют самое прямое влияние на траты. Но, повторимся, все эти неисправности имеют очень характерные последствия, не заметить которые довольно сложно. Если суппорт «подклинивает», то будет сильно греться тормозной диск, приказавший долго жить подшипник будет гудеть, а из-за кривого сход-развала быстро придут в негодность шины.

Как снизить расход топлива

Существует перечень правил, позволяющий уменьшить потребление горючего. Прежде всего, помните, что на аппетиты зависит техническое состояние машины. Если вы водитель, исповедующий активный стиль пилотирования, и при этом желаете тратить на бензин поменьше, то ломайте привычки. Разгоняйтесь плавно, старайтесь избегать интенсивных ускорений и пораньше переключайтесь на более высокую передачу. Если позволяет дорожная обстановка и рельеф местности, то практикуйте езду накатом. Кстати, на светофорах и в глухих пробках вы сами можете играть роль системы стоп-старт (автоматической выключение и включение двигателя при остановках), которую нынче можно часто встретить на современных машинах – просто глушите агрегат при более-менее длительных паузах. Вырвавшись на трассу, помните, что быстрая езда с не оптимально высокими оборотами двигателя также ведет к заметному перерасходу. Выбрав скорость в 100-110 км/ч вы не выйдете за пределы разумного потребления топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *