Как определить неисправность щеток стартера
Перейти к содержимому

Как определить неисправность щеток стартера

  • автор:

Как понять, что щетки стартера вышли из строя?

Как самому понять, что щетки стартера вышли из строя?

Существует несколько признаков (симптомов) по которым можно самостоятельно понять, что щетки стартера вышли из строя и нуждаются в замене.

На примере стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 попробуем разобраться, что это за признаки и как их самостоятельно распознать.

Для начала определимся, что может произойти со щетками стартера, что бы они пришли в негодность.

Во первых, это усталостный износ. Который составляет для щеток стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 0,5 см. Если щетки ниже этой высоты, то они перестают нормально работать.

Во вторых, это разрушение щеток в следствии низкого качества или неправильной установки при ремонте.

И в третьих — это зависание щетки (подвисание), когда ее заклинивает в обойме и она перестает касаться коллектора якоря стартера.

Ну и еще можно добавить неисправность напрямую влияющую на работоспособность щеток — это загрязнение коллектора якоря, при котором нарушается контакт с ним щеток.

Неисправности щеток стартера

В любом из этих перечисленных случаев нарушается или вообще прекращается подача электрического тока через щетки на якорь стартера. Исходя из этого признаки неисправности щеток будут следующие.

Признаки (симптомы) неисправности щеток стартера

1. Стартер не крутит, но втягивающее реле щелкает.

При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартер» происходит срабатывание втягивающего реле стартера, но стартер не крутит двигатель. Срабатывания могут быть частыми или, наоборот не частыми. То есть электрический ток поступает на втягивающее реле и оно срабатывает (щелкает при замыкании «пятаков»). Но из-за повреждения щеток дальше на якорь стартера он не попадает и тот не крутит.

Помимо щеток причиной этой неисправности могут выступать и другие детали стартера и не только. См. «Срабатывает втягивающее (тяговое) реле стартера, но он не крутит».

2. Стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя.

Частота вращения вала стартера при пуске двигателя в пределах 1650 об/мин. Если при пуске стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя, либо, то вращает нормально, то замедляется (подклинивает), то скорее всего его щетки вышли из строя. А именно контакт щеток с якорем стартера уже нарушен, но еще не до конца. Имеется значительное сопротивление прохождению электрического тока.

Что делать, если есть подозрение на неисправность щеток стартера?

Выход тут только один. Необходимо снять стартер и проверить состояние его щеток. Если стартер не ремонтировался уже где-то около 100 тыс км пробега, то наверняка его щетки потребуют замены. Для доступа к щеточному узлу у стартера 29.3708 можно снять только задний защитный кожух. В ходе визуального осмотра определяем состояние щеток, проверяем свободу их перемещения и устраняем заедание. В случае необходимости заменяем их новыми. См. «Как заменить щетки на стартере ВАЗ 2108, 2109, 21099?».

Снимаем защитный кожух стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Помимо щеток причиной этой неисправности могут выступать и другие детали стартера и не только. См. «Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?».

Примечания и дополнения

— Принцип действия стартера 29.3708 и иных стартеров аналогичных ему основан на физическом явлении взаимодействия магнитного поля якоря с магнитным полем обмотки статора, при котором якорь выталкивается из магнитного поля сердечников обмотки статора и начинает вращаться. Что бы эта система сработала необходимо подать напряжение (электрический ток) на якорь стартера. Что и происходит через щетки, прижатые к коллектору якоря.

— Одной из наиболее распространенных моделей стартеров для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 является стартер 29.3708 и его модификации (например, 29.3708-01 и т.п.). Это четырех щеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением от постоянных магнитов, оборудованный приводом включения и двухобмоточным тяговым реле.

Вот характеристики его щеток.

Тип щеток – МГС-20

Размеры щеток – 7/16/20 мм

Сила натяжения щеточной пружины – 0,9-1,1 кГс

Как проверить и заменить щётки стартера

Когда невозможно завести двигатель машины сразу, стартер начинает издавать характерные шумы. Многие водители-новички с этим сталкивались вначале. Обычно виновником ситуации становятся щётки стартера.

Назначение и роль щёток

Стартерные щетки

У большей части нынешних автомобилей, оборудованных ДВС, за пуск двигателя отвечает стартер. Данный агрегат электрического типа за полвека применения кардинально не изменился. Главную часть его представляет электродвигатель ПТ, усиленный реле и агрегатом привода. Состоит пусковой агрегат из следующих компонентов:

  • якоря;
  • щёточного узла;
  • сборного корпуса с многовитковой обмоткой.

Рассмотрим узлы подробнее.

  1. Статор — это неподвижная часть стартера. Чаще применяются ЭЛМ статоры, в которых магнитполе создаётся обмотками возбуждения. Однако известны пусковые устройства на основе стандартных магнитов.
  2. Якорь — подвижная часть устройства. Здесь расположены катушки, коллектор, шестерни. Движение электрического мотора происходит за счёт магнитного поля, образующегося вокруг катушек.
  3. Щёточный узел — часть ПУ, состоящая из держателя и графитовых элементов. Последние соединяются с ротором, что и обеспечивает постоянную подачу тока на катушки якоря.

Все элементы конструктивно и принципиально одинаковые. Каждая типичная щётка состоит из двух основных частей: самой щётки и проводниковой части.

Разновидности

Различают несколько видов щёток:

  • искусственного графита — получаемого прессовкой и обжигом из кокса;
  • композитного материала.

Широко распространены щётки универсальные, комбинированные. За счёт включения меди такие элементы лучше держатся, медленнее изнашиваются. Правда, они тоже имеют недостатки. Так, главный — это повышенный абразивный эффект, приводящий к ускоренному износу якорного коллектора.

Угольные щетки

В классическом стартере предусмотрено разное количество щёток. Обычное их число составляет четыре, шесть или восемь штук. Одна половина деталей при этом соединяется на массу, а вторая — с катушками.

Проверка

Правильно действовать надо в следующей последовательности.

  1. На первом этапе диагностики проверить работу аккумулятора, а затем всей электрической цепи.
  2. На втором этапе спешить разбирать стартер опять не стоит — для начала рекомендуется определить состояние электродвигателя. Пускатель нужно подключить напрямую к массе: если двигатель завёлся и без проблем функционирует, следует заменить втягивающее реле. А вот мёртвая тишина подтвердит неисправность щёток.
  3. Далее уже можно определяться с конкретной причиной повреждения щёток. Различают две — перекос и износ.

Как заменить щётки

Чтобы заменить детали, надо проделать минимальный ряд действий:

  • снять и разобрать стартер;
  • отсоединить клеммы;
  • выкрутить винты на крышке вала;
  • снять крышку, извлечь сальники и прокладку;
  • вынуть щеткодержатель.

Как заменить щетки стартера

В процессе разборки механизма все детали надо раскладывать аккуратно и по порядку, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой. Замена щёток проводится после тщательного осмотра. Крайне важно прочистить все детали от грязи, провести центровку щёток и установить их на коллекторе. Также обязательно суметь правильно закрепить собранный щеткодержатель, поставить на место уплотнительные кольца, прокладки и крышку коллектора. В конце подсоединить питающий кабель, закрепить его специальной гайкой.

Зима Дм За последний год-полтора уже раз десять менял щетки на стартере, правда колхозил от ТАЗа. Хватает на месяц, потом начинает крутить похуже. Разбор показывает, что щетки крошатся по бокам. В чем может быть причина. Конечно если вылечить не получится куплю новый стартер, но 1) этот — Бош хоть и 20 лет б/у, 2)хочется разобраться.
Алекс78 Так если тебя 10 раз разборки-замены-сборки не убедили поставить родные щетки, думаешь есть смысл тебя уговаривать?
Зеон или можно просто купить себе ТАЗ, чтоб ни колхозить ни чего, а брать оригинал на него
Стрейнджер +1 ))) зачем колхозить то. покупаеш родные щетки. осматриваеш якорь еси все приемлемо то чистиш его нулевочкой.. еси уже борозды то моно попробовать проточить слехка. и будет тебе счастье. вот не понимаю таких людей кто от совковых машин ставит на иномарки. вот когда наоборот то респект )
Зима Дм Почему я ставил щетки от ТАЗа? Простая арифметика комплект щеток стоит 40 руб умножаем на 10 раз получаем 400 руб. Бош стоит ~2000 руб. Я согласен, что спокойствие стоит дороже, но во первых я не думаю, что отечественные щетки чемто отличаются от оригинала (кроме размеров конечно) и простая установка оригинала может привести к таким же результатам только в 50раз дороже, тем более что на форуме в ФАКе есть инфа по установке ТАЗовых щеток и вроде никто не жалуется. Поэтому проблема скорее всего в чемто другом. Был износ коллектора мне его шлифанули и полирнули, биения нет, ничего не помогло. Говорят, что подобное может случаться при замыкании одной из обмоток на массу. Поэтому я и думаю уж лучше сразу купить стартер за 3700, чем щетки за 2000 и хз на сколько их хватит. Собственно я спрашивал в чем может быть причина, а не какие мне щетки ставить. Сначала я тоже решил, что причина в том,что я так коряво обточил щетки и поэтому они разваливаются, но поверьте за 10 замен я так приспособился их делать, что от оригинала они мало чем отличаются.
Зеон не думаю что это очень приятная процедура каждый раз снимать стартер, хоть он и снимается легко. а где шлифовал коллектор? у вас есть мастерские, которые ремонтируют стартеры и генераторы?
Зима Дм В том то и проблема, что специализированных сервисов по стартерам нет, а то я бы давно проверил ротор. А шлифанул на обычном токарном станке. Снять-поставить стартер не проблема, вот обтачивать щетки — гемор, все в пыли нах
Зеон да по мне уж обточить щетки куда проще чем снять стартер. это можно сделать дома в тепеле, а вот крутить стартер на улице да когда еще за окном большой минус, это не самое лучшее занятие. ну если нет таких специализированных сервисов, то как вариант купить новый стартер за 3700, это я думаю будет более правильное решение, чем брать щетки за 2000, и не факт что они не выйдут из строя решать тебе, но я бы лучше купил новый, зато проблем меньше будет.
Алекс78 Я тоже точил щетки от ТАЗа. Похоже пока пилишь-точись, щетка начинает слоиться. А ротор потом её крошит по раслоениям-трещинам. Потому как «родные» щетки изнашиваются равно, а пиленные ТАЗовские — кусками рвет.
Яндиш Я тоже ставил от классики (размер щеток один к одному)- сперва черного цвета по 3 рубля отдельно продавались-при проверке как притерлись ,треснула одна.Я поставил тогда серого цвета
( из готового комплекта для ВАЗ 2106 выпаивал уже ). А потом отдельно немецкие щетки кто-то писал здесь на форуме 70 рублей стоили.А комплект реле для Бошевского гены в магазине иномарок у нас стоит 300рублей.Так что попробуй еще -варианты есть.
Алекс78 Ставил себе щетки Unipoint. 1.5 года без проблем Стоили они порядка 500 руб
Т4Бус Покупал щеточный узел от десятки, подтачивал щетки на тонкой шкурке, год как уже все работает. В оригинале поводки щеток приварены, десяточные надо будет припаять.
Олег3 Паять лучше латунью, а то отпаяться могут
Т4Бус Прошел год тьфу-тьфу, пока отпаиваться не собираются.
Олег3 Никогда не видел чтобы щетки в стартере производитель припаивал легкоплавким припоем, они всегда приварены, привернуты или приклепаны А отпаятся от самопального ремонта они могут, такое видеть приходилось.
Зима Дм Тебе повезло, а на мой мотор кроме ВАГа в экзисте ничего нет. Щас посмотрел, у тебя РП? Экзист показывает, что стартеры у нас взаимозаменяемые. У тебя случайно нет номера щеток? Если нормально пропаять с кислотой, то ничего не отваливается, если конечно стартером не крутить полчаса Еще такой вопрос. Насколько плотно садятся втулки на вал. У меня получается нормальный такой люфт, хотя размеры вала идеальные, а втулки новые
Алекс78 Брал давно, номера к сожалению нет. Просто зашел в магазин и спросил щетки. Мне нашли по каталогу. Кстати щетки я брал с щеткодержателем в сборе.
Т4Бус Естественно производитель ничего паять не будет, приварить это одно движение автомата.
Витаха Да понятно,что каждый выходит из положения в меру своих возможностей. Видел щетки,обжатые медными трубками,склепанные,скрученные мелкими болтиками и даже просто скрученные между собой а поверх обмотанные тонким медным проводком. Возможно,все эти варианты имеют право на жизнь.
Александрий Ну я не знаю, чтобы при качественной пайке толстый медный провод нагрелся за несколько секунд до 250 градусов, для этого надо, чтобы по нему прошёл ток несколько килоампер, а зимой, даже если закоротить аккумулятор, такого тока скорее всего не получить. Бывало, на больших грузовых моторах типа ямз зимой стартёр аж клинило при попытке пуска, однако ни одна паяная щётка там не отпала.

Замена щеточного узла стартера

Замена щеточного узла стартера

Даже далекие от понимания устройства автомобиля люди знают: если машина не заводится, скорее всего, неисправен стартер. Как говорят знающие люди, не крутит.

Что же должен крутить стартер?

Стартер — это обычный электродвигатель постоянного тока, который работает от аккумулятора. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, цепь замыкается и ток поступает на втягивающее реле. Стартер начинает вращаться.

Общее устройство стартера

Основные элементы любого стартера это:

  • Графитовые щетки (щеточный узел) — передает “плюсовой” ток на коллекторные пластины. Один конец замыкается на высоковольтный провод аккумулятора, два — на массу. Каждая щетка зафиксирована в щеткодержателе.

Щетки стартера

  • Втулки — передают “минусовой” ток к обмоткам ротора.
  • Втягивающее реле — подает питание от замка зажигания на мотор стартера.
  • Бендикс — ролик с шестерней. Запускает двигатель автомобиля — передает крутящий момент на маховик, своевременно отключает стартер. Когда двигатель начинает работать, обгонная муфта отсоединяет шестерню от маховика.
  • Якорь — фиксирует сердечник.

Все эти компоненты + металлические обмотки находятся внутри герметичного стального корпуса.

Разновидности неисправностей стартера

Автоэлектрики и водители делят неисправности стартеров на электрические и механические. К электрическим относят все, что связано с низким зарядом АКБ или плохим контактом прилегающих элементов.

Ситуация с механическими неисправностями осложняется тем, что у них практически идентичные симптомы: стартер не крутит, издает странные звуки, вообще не подает признаков жизни. Чтобы понять, что именно сломалось, нужно разбирать весь агрегат.

Неисправности щеток: причины, признаки

Самая популярная механическая неисправность — износ щеточного узла. И вот почему.

Щеточный узел состоит из коллектора и двух щеток, прижатых к ротору пружинами. Т.е. щетки находятся в постоянном контакте с коллекторными пластинами. Кроме того, в процессе щетки очень быстро быстро двигаются вверх-вниз — из-за этого расшатываются щеткодержатели, и щетки со временем выпадают.

Как опознать изношенные щетки:

  • втягивающее реле клацает, но стартер не запускается;
  • если стартер таки запустился, он издает странные звуки — щелкает, хрустит, потрескивает;
  • пахнет горелым.

Щеточный узел

Как меняют щетки стартера

Восстановить изношенные щетки нельзя — их можно только заменить.

Любой ремонт начинается с демонтажа. Т.к. стартер — электроприбор, в первую очередь мастер снимает минусовой вывод АКБ. Кстати, еще до демонтажа стоит проверить люфт вала привода: если втулки изношены и люфт есть, он очень быстро убьет даже самые качественные щетки.

  • Потом отсоединяет клемму, идущую от втягивающего реле.
  • Затем откручивает винты, соединяющие коллекторную крышку, снимает крышку и элементы под ней — кольцевое уплотнение, зажим, прокладку.
  • Откручивает винты крепления щеточного узла, вытаскивает щеткодержатель.После этого щетки сами выскочат из гнезд.
  • Т.к. щетки работают очень интенсивно, в процессе образуется графитовая пыль, которая оседает на внутренностях стартера. Мастер обязательно удаляет ее.
  • Дальше мастер оценивает состояние щеточного узла и самих щеток — не всегда нужно менять весь узел, в некоторых случаях достаточно только установить новые щетки. Их можно просто вставить в фиксаторы или припаять — зависит от конструкции узла. Для пайки щеток мастер использует контактную сварку (обычный паяльник не годится) и фтористую медь.
  • После замены щеток узел центруется и устанавливается обратно в корпус.
  • Мастер собирает и проверяет стартер.

Припаянные щетки стартера

Можно ли заменить щетки стартера самостоятельно

В теории в условиях гаража можно сделать что угодно, в том числе, подогнать размер щеток напильником, приварить их паяльником. И может получиться не хуже, чем на СТО. Однако, в этом случае вы сами отвечаете за качество работы и техпроцесс, сохранность других элементов стартера, технику безопасности.

Профессиональный инструмент и оборудование, которое используют профильные СТО, плюс, опыт мастеров гарантируют более качественный результат. К тому же, вы можете быть уверены, что все работы будут выполнены технически верно, а в случае форс-мажора подать рекламацию.

Какие бывают признаки неисправности стартера

Отремонтировать стартер выгоднее, чем его менять. Но эффективный ремонт возможен только в том случае, если большинство элементов агрегата не достигло критического износа. Регулярные диагностики позволяют вовремя фиксировать повреждения и поломки, и своевременно их устранять. Если вы не хотите переплачивать на обслуживании своего автомобиля, вам стоит регулярно приезжать в сервис для диагностики. И не откладывать визит, если появились первые симптомы, указывающие на неисправность.

Симптомы неисправности и причины их возникновения

Сбои и дефекты в работе стартера не останутся вами незамеченными. Можно назвать 5 основных признаков, появление которых должно быть для водителя сигналом, что пора навестить автомастерскую.

  • агрегат не крутит, но щелкает. Чаще всего это происходит из-за дефектов в контактной группе втягивающего реле. Контактная группа может быть разборной или неразборной, что и определяет специфику ремонта. Среди других причин – проблема с подшипниками или щетками. Также могут быть зафиксированы причины, не связанные напрямую со стартером;
  • не крутит, издает нехарактерный звук. Это происходит из-за поломки бендикса. В некоторых моделях подобное случается из-за наличия пластикового редуктора. Самая редкая причина – поломка вилки стартера;
  • полное отсутствие реакции – причина в износе щеток. Они истираются. Также может сгореть якорь, выйти из строя втягивающее реле;
  • после запуска слышен скрежет. Это происходит из-за некорректного выхода агрегата из зацепления маховика, что является следствием износа втулок. Также причиной может быть полное разрушение подшипников, проблемы с бендиксом;
  • механизм крутит слабо – обычно из-за выработки во втулках. Также подобный симптом указывает на то, что щетки стерлись и понадобиться их замена.

Оперативный ремонт стартеров в «Электросервисе»

Помните, что профилактика всегда будет дешевле ремонта. Поэтому не оттягивайте визит к специалистам. В профильной мастерской «Электросервис» обеспечивается квалифицированное обслуживание стартеров с полноценными гарантиями. У нас выгодные расценки, нет дополнительных доплат. Все свои действия наши мастера согласуют с клиентом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *