Почему 9 этажей а не 10
Перейти к содержимому

Почему 9 этажей а не 10

  • автор:

Почему в городах СССР в основном строили дома в 9 этажей ⁠ ⁠

В советском союзе в городах, внутри кварталов самыми высокими зданиями были 9 этажные дома. Их называли «Старая Москва» и «Новая Москва», и это связанно не с тем, что выше не умели строить.

В архитектуре городов работали профессионалы своего дела, возводя новое здание, они заботились о многих вопросах, в том числе и о безопасности жильцов.

Самая распространённая модель пожарного автомобиля АЦ 130, (сконструирована на базе автомобиля ЗИЛ 130), была укомплектована несколькими ручными лестницами для эвакуации жильцов, вплоть до 4 этажа.

Встречались кустарные доделки пожарных автомобилей на местах, крепили дополнительно ещё одну лестницу, что позволяло эвакуировать погорельцев даже с 5 -го этажа.

Для эвакуации людей выше 4-го этажа применялся пожарный автомобиль АЛ-30, Авто Лестница выдвигалась до 30 метров в высоту, то есть только до 9-го этажа.

А почему бы инженерам не разработать такую автолестницу, которая дотянется и до 14, и до 16, и до 22 этажа. Оказывается такие наработки были, но для того что бы разместить выдвижную лестницу на базе грузового автомобиля, надо иметь большую, длинную и широкую раму грузовика. После изучения этой концепции, оказалось что автолестница высотой до 16 этажа, не сможет заехать в типичный городской двор, не сможет там развернуться, и не хватит места на придомовой дороге, что бы расставить лапы. Сейчас стало ещё хуже, кругом припаркованы машины жильцов, даже маленькому пожарному ГАЗону Некст и то тесно.

А как же кирпичные 14 этажные дома и панельные 16-ти этажки? спросите вы. Обратите внимание, что эти дома стоят рядом с широкой проезжей частью, а во вторых они оборудованы пожарными лестницами. И таких домов совсем немного.

. Архитекторы в СССР были грамотные и возводя новые здания, в первую очередь думали о людях. Сейчас дома строят коммерсанты, им плевать на людей, они строят что бы срубить бабла.

Мнение только моё.

На фото АЛ-30 родом из СССР длинна данного автомобиля 11 метров. Эта одна из самых компактных пожарных автолестниц в мире.

Почему в городах СССР в основном строили дома в 9 этажей Пожарная безопасность, Город, Текст, Длиннопост

На фото ниже коленчатый подъёмник BRONTO SKYLIFT несёт службу в городе Тольятти, его задача обеспечить безопасность сотрудников Автоваза, работающих в высотном здании Заводоуправления.

Высота коленчатого подъёмника 72 метра, достанет до 24 этажа. Длинна автомобиля 15 метров

Почему в советские времена строили дома высотой именно в 9 этажей, а не в 10?

Почему с советских времен строили дома высотой именно в 9 этажей, а не в 10?

Фото из архива редакции носит иллюстративный характер.

На такую этажность влияло несколько стандартов. Но основные причины – две.

Одна из главных причин – высота пожарной лестницы. Раньше на стандартной пожарной машине длина лестницы достигала 30 метров. Если сложить высоту каждого этажа, прибавить высоту цоколя, то получается, что такая лестница дотягивается только до девятого этажа.

Следующая причина – ГОСТы. Пятиэтажки строили без лифта, но в более высоких домах он должен был быть. В здании до девяти этажей полагалось оборудовать кабину для пассажиров, при десяти и выше нужно было устанавливать еще одну – грузовую. А это привело бы к росту затрат на строительство и последующий ремонт.

Кроме дополнительного лифта, в высоких домах требуются еще системы дымоудаления и эвакуационный путь – времени и средств на строительство такой инфраструктуры нужно больше, а стоимость квартир при этом возрастает.

Почему дома строили в пять и девять этажей?

Большинство горожан выросли в советских типовых многоэтажках. Но многие ли задумывались, почему у ленинградской хрущевки пять этажей, а у брежневки – девять? И почему высота дореволюционного старого фонда в Петербурге, как правило, ограничена семью этажами?

Выше 11 саженей – не строить

В начале своей истории Петербург был преимущественно двухэтажным и застраивался «образцовыми домами» – по типовым проектам, авторство которых приписывается первостроителям Трезини и Леблону.

В первой половине XIX века город подрос до трех-четырех этажей, а в последней четверти, с приходом промышленной революции, началось уплотнение и массовая застройка дворов семиэтажными корпусами.

В дореволюционном Петербурге действовал высотный регламент – «не выше Зимнего дворца». Так, в 1844 году Николай I издал указ, запретивший строить гражданские здания свыше 11 саженей (около 23,5 м). Данная высота позволяла вписывать в проекты доходных домов семь этажей по 3,2 м и сделать «неучтенную» жилую мансарду.

Лифтов в жилых зданиях ХIХ века не было, они начали появляться только в начале XX века – ими оснащались самые фешенебельные доходные дома, причем только парадные подъезды.

Сталинки: пять без лифта, семь с лифтом

Требование оснащать лифтами дома свыше пяти этажей появилось в советское время. Довоенные кировские пятиэтажки, конструктивистские рабочие городки и послевоенные типовые пятиэтажные сталинки ими не комплектовались. Но в семиэтажных домах того периода (например, в предвоенных домах для специалистов, а также в ампирных доминантах, которые возводили в 1950-е годы) они были всегда.

Дореволюционные дома (старый фонд) начали массово обеспечивать компактными лифтами также в период послевоенных реконструкций. Здесь делали выносные шахты-стаканы и устанавливали кабины, по габаритам больше похожие на ждановские шкафы.

Но такой модернизации подвергались не все дома, а только те, в которых имелись технические возможности.

Зачем «понизили» хрущевки

Почти одновременно, в начале 1960-х годов, началась «ковровая» застройка городских окраин хрущевками с миниатюрными квартирами и потолками 2,5 м. Пятиэтажными – чтобы, опять-таки, обойтись без лифтов. Ведь для того, чтобы к 1980-му году обеспечить каждую семью отдельной квартирой (именно такой курс был взят в хрущевские времена), надлежало строить быстро и предельно дешево.

Развитие лифтового хозяйства в эту доктрину не вписывалось. Результат: в соответствии с генпланом 1960-х годов на окраинах Ленинграда пятиэтажки строили до начала 1970-х, а в Ленобласти – до середины 1980-х.

Примечательно, что в строительных нормативах об этажности ни слова. В частности, сегодняшний стандарт (актуальная редакция СНиП 31-03-2003 «Здания жилые многоквартирные») требует, чтобы лифты предусматривались «в жилых зданиях с отметкой пола верхнего этажа, превышающей уровень пола первого этажа на 12 м» (полная высота пятиэтажек разных серий – 14-15 м).

Аналогичный стандарт действовал и полвека назад, и ему мы обязаны не только малой этажностью, но и низкими потолками. Поэтому пятиэтажные дома с высотой помещений 2,5-2,7 м (высота этажа вместе с перекрытием – 2,7-2,9 м) в него еще вписывались. Те, что выше (высота этажа 3,0 м), – уже нет.

Почему девять, а не десять

С середины 1960-х годов на смену массовой пятиэтажной застройке пришла девятиэтажная, также с высотой этажа 2,5 м, – с совмещенным лифтово-лестничным узлом и одним лифтом на блок-секцию (подъезд).

Почему же все-таки строили девять этажей, а не десять, к примеру, – так сказать, для ровного счета? Потому что стандартная высота автоматизированной пожарной лестницы на базе грузового шасси, которыми с 1960-х годов комплектовались пожарные части, – 30 м. Эти характеристики позволяют с небольшим запасом дотянуться из пожарного проезда до эвакуационной отметки 28 м.

При высоте здания свыше данной отметки проект должен предусматривать пути эвакуации в случае ЧП, а именно – незадымляемые лестницы и два лифта, пассажирский и грузовой. Брежневки тоже надлежало строить быстро и дешево. Поэтому возводить десятиэтажные дома с двумя лифтами и изолированной лестничной клеткой для стандартных блок-секций, где предусмотрены четыре квартиры на этаже (602-я серия) или шесть квартир (606-я), было экономически нецелесообразно.

С появлением грузовых лифтов высотность массовой застройки в середине 1970-х годов преодолела отметку в 28 м, а этажность возводимого жилья увеличилась сразу на три-пять этажей.

Четырнадцать этажей: от точечной застройки к массовой

Точечные кирпичные четырнадцатиэтажки серии 1-528КП-80 начали строить в начале 1970-х годов. При реализации этой серии впервые применено популярное по сей день планировочное решение, соответствующее требованиям пожарной безопасности: два лифта, один из которых грузовой, а также лестница, отделенная от парадного подъезда и входной группы переходом через балкон.

Этим же требованиям соответствует и самая массовая крупнопанельная 137-я серия, которую возводили с конца 1970-х годов. Примечательно, что преодоление 28-метровой отметки позволило сделать высокий бельэтаж (один из нелюбимых пожилыми горожанами атрибутов таких домов – высокое крыльцо) и увеличить высоту потолков до 2,7 м.

Кстати, грузовой лифт шириной или глубиной 2,1 м предназначен вовсе не для того, чтобы жильцы смогли привезти шкаф или рояль, а для возможности размещения человека на санитарных носилках.

Чем хороши квартиры в домах советской эпохи

Стоит ли покупать квартиру в доме 137-й серии

Как выбрать комнату в коммунальной квартире

Чем советские квартиры лучше новостроек

Что нужно знать, покупая квартиру в старом доме

В позднесоветское время благодаря 137-й серии рядовая застройка новых жилых районов увеличилась до 12-14-этажей. А на смену точечным 14-этажным кирпичным домам пришла 16-этажная серия 1-528КП-82.

Но, как выяснилось, для массивного дома с несущими кирпичными стенами, да еще и на проблемных питерских грунтах, 16 этажей – почти предел. Неизбежная плата за воплощенную в кирпиче высотность – не только массивные стены, но также небольшие комнаты, низкие потолки и планы этажей, напоминающие лабиринты.

Монолитный период: почти без ограничений

Технологии монолитного домостроения, которые начиная с 1990-х годов стали основными в домостроении, позволили преодолеть большинство технических ограничений. Они дали возможность новоселам насладиться высокими потолками и широким шагом несущих стен, а застройщикам – строить как «вверх», так и «вниз». Например, возводить дома почти неограниченной высотности над заглубленными многоуровневыми паркингами.

Любимым занятием девелоперов в 1990-х годах было пробивание увеличения этажности через надзорные инстанции – порой даже в процессе строительства. Не складывается бюджет? Не беда – добавим еще два-три этажа.

Так к 2005 году этажность рядовой монолитно-кирпичной и монолитно-панельной застройки достигла 16-17 этажей. В частности, модификации панелек (точнее, монолитно-панельных домов) образца середины нулевых (121-я серия «Оптима») – это уже многоподъездные 17-этажные дома.

В тот же период начали появляться и первые проекты жилых небоскребов. При этом несколько нереализованных либо реализованных впоследствии в «усеченном» виде проектов предусматривали высоту 140-145 м и от 40 до 45 этажей. Реализации девелоперских амбиций все время что-то мешало – то кризисы, то высотные регламенты и активность градозащитников.

А что в реальности?

В 2004 году был принят временный высотный регламент Санкт-Петербурга, ограничивающий допустимую высоту застройки 48 м. Но действовал он недолго. Под занавес 2007 года петербургское правительство опросным методом приняло изменения, увеличившие предельно допустимую высотную норму до 100 метров.

Однако к 2015 году застройщикам Петербурга удалось возвести 18 жилых зданий с высотой больше 100 метров. До 2003 года самым высоким жилым зданием в Петербурге был 27-этажный ЖК «Седьмое небо» на Кузнецовской улице. Его высота – 101 м. Потом он уступил первенство 108-метровому монолитно-кирпичному дому с угловой башенкой на Богатырском проспекте, 2.

В 2012 году в эксплуатацию введен «первый жилой небоскреб» – ЖК «Князь Александр Невский» на проспекте Обуховской Обороны (37 этажей, 126 метров). Этот рекорд в сегменте жилой застройки до сих пор не побит и, по всей видимости, уже не будет.

Назад, к брежневкам?

В последний год наметилось снижение высотности и этажности анонсируемых проектов. Во-первых, возведение жилых небоскребов, в особенности в период спада и снижения спроса, –удовольствие недешевое. Ведь каждый раз приходится применять сложные инженерные решения.

Во-вторых, как выяснилось, высокоплотная застройка, под завязку укомплектованная малогабаритными квартирами, сложна в эксплуатации и создает горожанам множество неудобств.

В-третьих, власти наконец-то начали наводить порядок. Согласно Градостроительному кодексу, предельная высота регламентируется местными правилами землепользования и застройки. Получить разрешение на отклонение от регламента крайне непросто: его приходится согласовывать со Смольным, который, в свою очередь, вынужден прислушиваться к гласу общественности.

Поэтому застройщики стремятся реализовывать проекты максимально допустимой высотности. Для большинства городских территорий и новых районов Петербурга она составляет 40 метров. Соответственно, на смену многоподъездным высоткам и башням, которыми в нынешнем десятилетии в массовом порядке застраивали периферийные районы, снова придут кварталы не выше 10-12 этажей.

Текст: Филипп Урбан Фото: Алексей Александронок

Количество этажей в многоквартирном доме: почему именно 5, 9, 12, 21?

Многоквартирный дом — это здание, в котором расположены жилые (квартиры) и нежилые (лестницы, коридоры) помещения .

  1. малоэтажные — от 1 до 4 этажей;
  2. среднеэтажные — от 5 до 8 этажа;
  3. многоэтажные — от 9 этажей и выше.

Но кто же определяет, какой высоты должен быть дом?

В большинстве случаев, высоту дома определяет сам застройщик. Он оценивает свои финансовые возможности, а также потребности населения, и на основе строительных норм и правил (СНиП) делает свои выводы.

Так, согласно СНиПам, здание высотой до 5 этажей может не иметь лифта. А вот в доме размером от 6 до 9 этажей должен быть обязательно минимум 1 лифт.

Чем выше здание, чем больше людей в нем проживает, и, соответственно, тем больше к нему требований. Таким образом, дома, высотность которых превышает 9 этажей, должны быть оснащены 1 пассажирским и 1 грузоподъемным лифтами.

Почему многоквартирный дом имеет конкретно 9 этажей?

Помимо требований к оснащению лифтами, существует множество и других норм, которые необходимо соблюдать застройщику при строительстве дома.

Например, до 2019 года ставить газовые плиты на кухне запрещалось выше 11 этажа. И застройщику приходилось думать, что же делать: установить электрические плиты или сделать здание ниже?

Еще одним интересным фактором, сильно влияющим на строительство домов, является длина лестницы пожарной машины.

Да, именно из-за нее большинство домов конца прошлого века были построены в 9 этажей. Все дело в том, что длина этой лестницы — 28 метров, что примерно равняется высоте девятиэтажки.

Это необходимо учитывать при обеспечении пожарной безопасности в доме. Если произойдет возгорание, то спасатели не смогут помочь людям на 12, 15 или 17 этажах.

Для это СНиП установили, что все здания выше 28 метров должны быть оснащены системами дымоудаления и эвакуационными лестницами.

Чтобы это осуществить, строительной компании необходим специалист, прошедший обучение по пожарной безопасности и знающий все тонкости законодательства этой сферы.

Установка дополнительного лифта, электрических плит, систем пожаротушения или других обязательных элементов обходится в копеечку, тем самым повышая среднюю стоимость квадратного метра будущего многоквартирного дома.

Если застройщик готов на такие траты и уверен, что даже по повышенной цене его квартиры раскупят, то он приступает к строительству высотки.

С течением времени, строительные нормы и правила неоднократно изменялись. Так, например, появились 10-этажные дома с 1 лифтом, который останавливается на всех этажах, кроме второго.

Появились 40-метровые лестницы на пожарных машинах, но их использование доступно, увы, не во всех городах нашей страны.

Еще одним фактором является местоположение: все больше людей стремятся переехать в региональные центры или столицу. Но как всех разместить? Построить дом повыше. 17-этажное здание занимает столько же места, как и пятиэтажка, но вмещает в 1,5 раза больше жильцов.

Таким образом, высота дома зависит от намерений застройщика и его готовности вложить средства. В современном мире все актуальнее становятся дома с индивидуальным дизайном и планировкой, отличающимся от стандартных советских девятиэтажек.

В тот период основной целью стройки являлось создание большого количества дешевого жилья, доступного каждому человеку. Сейчас же технологии продвинулись гораздо дальше, а покупатель жаждет уникальности, что и подталкивает строительные компании строить все более высокие, комфортные и безопасные здания.

С прибавлением этажей в доме, увеличилось и количество специалистов, необходимых для его постройки.

Наш учебный центр «Проф-Ресурс» проводит обучение для строителей в режиме онлайн, то есть без отрыва от работы. По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону, в онлайн-чате или оставляйте данные в форме обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *