При какой разности смежных стрел
Перейти к содержимому

При какой разности смежных стрел

  • автор:

При какой разности смежных стрел

В процессе эксплуатации железнодорожного полотна под действием нагрузок создаваемых при движении поездов в пути накапливаются деформации. Одной из самых распространённых деформаций является отклонение пути от проектного (паспортного) положения в плане. Поста­новка пути в проектное положение в кривых невозможна без проведения предварительных обследований и расчетов. Умение грамотно обследовать и произвести расчет выправки кривой необходимо каждому инженеру-путейцу.

Состояние пути в кривых в плане оценивается с помощью стрел из­гиба. Для измерения стрел изгиба на рихтовочную рельсовую нить нано­сят метки, как правило, через 10 м. Метки начинают наносить на пря­мом участке пути и заканчивают также в прямой с таким расчетом, чтобы на прямой располагалось не менее двух точек. Стрелы изгиба измеряют в средней части шнура, концы которого прикладывают к головке рельса в точках разбивки через одну. На рис. 1 представлена схема измерения стрел изгиба.

В соответствии с расчетной схемой радиус кривой связан со стрелой изгиба следующей приближенной зависимостью

где f — стрела изгиба; a — длина хорды; R — радиус кривой.

При исправном состоянии кривой стрелы изгибы, в пределах переходных кривых, должны равномерно нарастать от начала к концу переходной кривой, а в пределах круговой кривой иметь постоянное значение. Например, у симметричной однорадиусной кривой график стрел изгиба имеет форму равнобедренной трапеции и большим нижним основанием (рис. 2).

Требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации к скорости движения поездов при отступлениях в плане приведены в табл. 1.

Степени отступлений по рихтовке

Разность смежных стрел, измеряемых от середины хорды длиной 20 м, мм, при длине неровности пути Требуемое ограничение скорости, км/ч
Более 10 до 20 м включительно Более 20 до 40 м включительно
более
25 35 120/90
35 40 60/60
40 50 40/40
50 65 15/15
60 90 (для путей необщего пользования 100) движение прекращается

На сайте «Железнодорожная документация» есть онлайн калькулятор расчета радиуса кривой железнодорожного пути по известным величинам хорды и стрелы изгиба. Калькулятор доступен по ссылке >>>

Опубликовано 2 года назад. Просмотров с момента размещения на сайте 6443

Учебник монтера пути — Содержание пути в плане

В плане путь должен содержаться: на прямых участках — без видимых извилин. При этом на прямых участках, где реализуются скорости до 120 км/ч, разность в величине соседних стрел неровностей рихтовочной нити при длине шнура 20 м не должна превышать 8 мм; на участках круговых кривых — плавно, без резких колебаний в стрелах изгиба рельсовых нитей; на участках переходных кривых — с равномерным нарастанием стрел изгиба. Стрелой изгиба f называется расстояние от средней точки дуги до хорды, стягивающей ее (рис. 89). Для участков со скоростями движения поездов до 120 км/ч нормы содержания пути в плане приняты следующие:
Разность в смежных стрелах изгиба, измеренных от середины хорды длиной 20 м, не должна превышать:
при радиусе 650 м .. 8 мм
» » от 650 до 401 м .. 10 »
» » 400 м и менее . 12 »
Отклонения от равномерного роста смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, на переходных кривых не должны быть более 6 мм.
Направление пути на кривых участках проверяют измерением стрел изгиба рельсовых нитей.
Как правило, стрелы изгиба измеряют при хорде длиной 20 м в точках, отстоящих одна от другой на 10 м. На длине переходной кривой стрелы изгиба должны нарастать плавно пропорционально удалению точки от начала переходной кривой. Стрела изгиба в начале переходной кривой должна быть 1—2 мм, а в конце переходной кривой — на 1—2 мм меньше стрелы изгиба круговой кривой.

Рис. 89. Схема измерения стрел изгиба в кривой:
«f6, f7, f8, f9» — стрелы изгиба кривой соответственно в точках ее делений
Перед измерением стрел изгиба (если кривая не была размечена на деления раньше) кривую разбивают на деления длиной по 10 м от начала переходной кривой, конец каждого деления отмечают на шейке наружного рельса с внутренней стороны колеи вертикальной чертой с надписью порядкового номера деления. В точках деления измеряют стрелы изгиба кривой от шнура (хорды), концы которого плотно прижимают к рабочей боковой грани рельса в предыдущей и последующей точках. Шнур при этом хорошо натягивают.
Для удобства текущего содержания пути на каждую кривую составляют по утвержденной форме паспорт, в котором записывают положение точек начала и конца кривой (пикет и плюс), номера точек деления, проектные и фактические стрелы изгиба кривой в каждой точке, длину хорды, от которой измерялись стрелы изгиба, длину переходной кривой, радиус круговой кривой.
При очередных проверках плавности кривой измеряют стрелы изгиба в тех же точках, сравнивают их значения с соответствующими им стрелами изгиба, значащимися в паспорте кривой, и в случае отклонений на величину, большую, чем это установлено допусками, выполняют расчет выправки кривой, а затем путь в кривой рихтуют в соответствии с расчетом.
В процессе расчета выправки кривой определяют измененные (проектные) стрелы и величины сдвига точек для получения этих стрел. При этом сдвиги могут иметь знак «плюс» или «минус». Знак «плюс» означает, что данная точка кривой должна быть сдвинута наружу кривой, а знак «минус» — внутрь кривой.
После рихтовки в паспорт кривой записывают полученные стрелы изгиба, для чего их измеряют после рихтовки во всех точках деления.

Особенности содержания кривых участков пути. Разница стрел прогиба

В отличии от прямых участков пути в кривых имеются различия в конструкции, в режимах эксплуатации, в скоростях движения. А именно:

— возвышение наружного рельса, зависящее от радиуса кривой и от скорости движения (максимально 150 миллиметров).

— эпюра шпал при радиусе более 1200 метров – 2000 штук на километр.

— наличие переходных кривых, для плавного изменения величены радиуса от нуля до необходимого значения .

— ширина колеи, зависящая от радиуса кривой:

R>350 м. – 1520 мм.

349>R>300 м. – 1530 мм.

— другой профиль балластной призмы.

— наличие центробежной силы, стремящейся вытолкнуть вагон из колеи.

— при торможении задние вагоны давят на передние.

— укладка укороченных рельсов во внутреннюю нитку колеи.

— более интенсивный износ головки рельсов.

Для контроля положения кривых, отступления от проектного положения используют разницу стрел прогиба. Для этого кривую разбивают на хорды, равные 10 метрам (если радиус менее 400 метров – то берут хорды по 5 метров), натягивают леску через точку и измеряют величину стрелы прогиба.

Рихтовочной нитью в кривой является внешняя, в прямой – правая по ходу километража или пониженная (допуск 6 миллиметров).

В зависимости от скоростей движения существуют допуски ( разность смежных стрел прогиба от хорды длиной 20 метров) в содержании переходных кривых с равномерным ростом стрел:

81-140 (71-90) км/ч 10 мм.

61-80 (61-70) 15 мм.

Примечание: без скобок – пассажирское движение, в скобках – грузовое.

Длина переходной кривой зависит от скоростей движения следующим образом . скорость длина переходной кривой

. до140 км/ч — возвышение наружного рельса h . в метрах

. 141-160 км /ч — 1,5 h

. 161-200 км/ч — 2,0 h

Существует несколько способов расчета выправки кривых ( метод Поликарпова). При сдвижке точки на величину А, стрелы прогиба в двух соседних точках изменяются на величину А/2 с обратным знаком.

Далее приведем пример расчета выправки кривой регулировочным способом.

На графике натурных стрел строят график проектных стрел. Причем ось этого графика совмещают с осью графика натурных стрел.

Линию графика проектных стрел строят так, чтобы она по возможности большее количество раз пересекала линию натурных стрел. На участке круговой cкриво ее проводим параллельно горизонтальной оси графика, а на переходной кривой – под наклонным углом, зависящим от длины переходной кривой.

Расчетную стрелу круговой кривой измеряют по расстоянию от горизонтальной оси графика до этой горизонтальной линии. Величины стрел переходных кривых устанавливают после соединения прямой в точке соединения НПК и КПК.

Сумма натурных и проектных стрел должна быть равна между собой, если это не выполняется, то расчетные стрелы прогиба изменить так, чтобы было верно это равенство и не нарушалась плавность кривой. Сумма разности стрел (графа 5) должна быть в последней точке равна нулю.

Для выполнения этих условий необходимо внести корректировки расчетных стрел и сдвижек с помощью графика полусдвигов. Этот график строят на основании графы 6.(масштаб: горизонтальный 1дел:1см, вертикальный 1:1 ).

Корректируют равенство стрел нанесением на график полусдвигов линии проектной кривой. Новая проектная линия должна сопрягаться с первоначальной в начале и конце полусдвигов. Она должна заканчиваться параллельно оси 0, а начинаться на оси 0. Если проектная линия идет на подьем, то “+”, если на спуск, то “-“. Переломы проектных линий должны совпадать делениями кривой. Разность ординат обеих кривых в первоначальной и проектной представляют собой график полусдвигов, необходимый для рихтовки кривой.

Поправки к проектным стрелам являются алгебраической разностью последующего и первоначального уклонов в точке перелома проектной линии. Вычисленные поправки записывают в графе под графиком и в графе 7 таблицы. В связи с тем, что разность уклонов – поправка в натурные стрелы, не следует проводить проектную линию под острым углом и значительными величинами разности уклонов, особенно в начале и коне кривой, так как поправки будут большими и нарушится плавность нарастания стрел переходных кривых. Распределение поправок делается в графе 8 симметрично относительно основной точки к которой относится поправка. Величину уклона определяют путем деления разности ординат на расстояние между этими точками, выраженное в делениях.

После распределения поправки вносятся в проектные стрелы и вписываются в графу 9, то есть графа 3 плюс граф 8 с учетом знака. Если есть необходимость, то стрелы окончательно регулируют на основании правила – при сдвижке точки на какую-то величину, две соседние точки сдвигаются на половину этой величины с обратным знаком. Графа 10 – окончательный результат.

Похожие материалы

  • Проектирование реконструкции железной дороги: Методические указания к курсовому проектированию
  • Расчет прочности и устойчивости при типе верхнего строения пути. Предпосылки расчета
  • Проект производства работ по демонтажу стрелочного перевода Р65 1/11 на железобетонном брусе (с/г) блоками с применением крана ЕДК-1000 ВП-4006

При какой разности смежных стрел

участки жд пути в кривых малого радиуса

Таблица 3. Допуски в содержании кривых в плане

Правильное содержание кривых в плане заключается в периодической проверке кривизны измерением стрел, в сравнении полученных стрел с паспортными и в случае расхождения, с учетом допусков, в приведении стрел к паспортным рихтовкой пути.

Выправка кривых осуществляется по предварительному расчету. В основе всех существующих расчетов выправки кривых лежит предположение, что сдвижка кривой из некоторого первоначального положения в другое, проектное, происходит по траектории эвольвенты, или развертки. Поэтому величина сдвижки е из старого «сбитого» (натурного) положения данной точки кривой в новое, проектное, положение принимается как разность эвольвент (рис. 16) натурной (Ен) и проектной (Еп) кривой, или е=ЕнЕп.

Величина эвольвенты Еп с достаточной для практических целей точностью может быть определена через величину стрел изгиба fi (рис. 17). Например, эвольвента точки 4 определится как

что можно видеть, если просуммировать дважды ряд соответствующих стрел (табл. 4).

участки жд пути


Таблица 4. Расчет эвольвент

В общем виде длина эвольвенты любой точки кривой определится как

Чтобы найти величину сдвижки в заданной точке n, достаточно определить разность эвольвент натурной и проектной кривых

где Fi — стрелы изгиба соответствующих точек проектной кривой.

6.jpg


Рис. 16. Зависимость между эвольвентами и величинами сдвижек

Отсюда вытекает, что разница в величине эвольвент, т. е. величина сдвижки любой точки кривой из сбитого (натурного) положения в проектное, равна удвоенной сумме сумм разностей натурных и проектных стрел кривой, взятых по всем точкам от начала кривой до рассматриваемой точки. В таком виде вывод расчетной формулы впервые дан проф. П. Г. Козийчуком (см. П. Г. Козийчук «Расчет кривых железнодорожного пути графо-аналитическим методом». Трансжелдориздат, 1946).


Рис. 17. Эвольвента круга и зависимость ее от величины стрел изгиба

Между сдвижками и стрелами кривой существует определенная зависимость, которая изображена на рис. 18. Уменьшение стрелы изгиба в точке n на величину enприводит к увеличению стрел в смежных точках n — 1 и n + 1 на величину 0,5*en. А следовательно, когда точки n, n-1 и n+1 будут сдвинуты соответственно на еn, еn-1 и en+1, стрела изгиба в точке n изменится и станет равной

8.jpg

В расчетах выправки кривых используется также зависимость между величинами стрел, измеренных от одинаковых хорд, и углом поворота кривой.

9.jpg


Рис. 18. Влияние сдвижки кривой в какой-либо точке на стрелы изгиба в соседних точках

Положим, имеем кривую АВ (рис. 19). Наметим на этой кривой точки деления на равном расстоянии друг от друга и отложим по одному делению на примыкающих прямых. Соединим точки деления хордами длиной l и измерим стрелы f0, f1, f2 . и т. д. Как видно из чертежа, угол поворота кривой нарастает постепенно и в целом составляет угол φ.

10.jpg


Рис. 19. Зависимость между углом поворота кривой и стрелами изгиба

Исходя из того что в треугольнике внешний угол равен сумме двух внутренних, с ним не смежных, и учитывая, что треугольники в данном случае будут равнобедренными, получаем:

а угол поворота всей кривой .

С другой стороны, вследствие малости углов поворота на протяжении длины дуги, стягиваемой хордой (обычно длиной 20 м), с допустимой неточностью можно принять (считая 1 за длину хорды одного деления):

13.jpg

14.jpg

15.jpg

и т. д. (в радианах).

Следовательно, угол поворота на протяжении всей кривой

16.jpg

Поскольку общий угол φ поворота каждой данной кривой остается постоянным независимо от того, правильно стоит кривая или часть ее сдвинулась наружу, а часть внутрь, и поскольку кривая каждый раз разбивается на деления одинаковой длины, т. е. длина хорд постоянно равна l, то из приведенной зависимости вытекает, что сумма стрел тоже всегда будет одной и той же.

В самом деле, если измеренные стрелы обозначены через fi, а после выправки через Fi, будем иметь

17.jpg

18.jpg

19.jpg

На отечественных дорогах применяется ряд способов расчета выправки кривых, в которых величины сдвижек подсчитываются по разности эвольвент. Эти способы отличаются друг от друга приемами определения проектных стрел. На основе изучения и практического сопоставления различных способов расчета выправки кривых Главным управлением пути МПС рекомендованы для практического применения на сети дорог графические и графоаналитические способы, разработанные инженерами М. А. Макуровым, А. Т. Крагелем, М. Д. Поликарповым, а также способ последовательного приближения с применением прибора доцента И. Я. Туровского.

Графический способ расчета выправки кривых, предложенный инж. А. Т. Крагелем, основан на теории проф. П. Г. Козийчука. Вычисления в этом способе расчета заменены графическими построениями при помощи циркуля-измерителя.

Инж. М. А. Макуров предложил способ расчета выправки кривых, основанный тоже на разности стрел, но по принципу проектирования проектных стрел отличающийся от способа проф. П. Г. Козийчука тем, что вариант выправки кривой выбирается не по графику стрел, а по графику суммы стрел.

Инж. М. Д. Поликарпов дополнил способ проф. Козийчука приемами, обеспечивающими более наглядный выбор наилучшего варианта проектного положения кривой.

Ниже подробно рассматривается способ инж. М. Д. Поликарпова, получивший наибольшее распространение. Исходными материалами для расчета выправки кривой являются данные, полученные при съемке кривой.

Процесс съемки заключается в измерении стрел изгиба кривой. Для этого кривую по наружной нити и примыкающие к ней прямые размечают на равные деления длиной 10 м (при радиусах кривой менее 400 м принимают пятиметровые деления). Разметку и нумерацию точек ведут в направлении нарастания километров. Метки наносят белилами на шейке рельса с внутренней его стороны. Это обеспечивает промер и рихтовку кривых всегда в одних и тех же точках. Разметку начинают и кончают на явно выраженных прямых с таким расчетом, чтобы на прямых получалось 3 — 4 метки. Нулевую точку деления увязывают с существующим пикетажем.

Стрелы измеряют в каждой точке деления при хорде, равной двум делениям. Шнур, применяемый в качестве хорды, должен быть тонким, крепким, без узлов в местах касания к рельсу, длиной несколько большей двух делений. Для большей точности промеров полезно применять шнур из тонкой проволоки диаметром 0,25 мм и струбцину ЦНИИ (рис. 20) для натяжения шнура.

20.jpg


Рис. 20. Струбцина ЦНИИ: а — струбцина; б — положение струбцины на рельсах при натяжении шнура

Шнур прижимают к незакругленной части рабочей грани головки рельса против меток, смежных с той, где измеряется стрела. Перед измерением стрелы колебание шнура надо остановить. Стрелы отсчитывают по стороне шнура, обращенной к рельсу, с точностью до 1 мм.

Если у входа или выхода из кривой имеется обратный изгиб кривой (когда вход «отбит» наружу), то стрелы этого обратного изгиба записывают со знаком минус. Концы шнура в этом случае прижимают к нерабочей грани рельса за пределами наплыва.

Кроме стрел, измеряют расстояния от оси пути до бровки земляного полотна и до всех близко стоящих сооружений, устройств. На двухпутных участках измеряют расстояния между осями путей. По этим данным определяют точки, не подлежащие сдвигу и имеющие ограничения по сдвигу в зависимости от ширины обочин земляного полотна, наличия искусственных сооружений и других местных условий (переезды, стрелки и др.).

Результаты промеров и привязки мест промеров к километрам и пикетам записывают в журнале съемки кривой.

Для обеспечения необходимой точности расчетов стрелы измеряют дважды, при этом проверяют, чтобы сумма измеренных стрел не отличалась от суммы паспортных более чем на ±0,5%.

Расчет выправки кривых не имеет сразу прямого решения, а выполняется поэтапно, в большей степени методом последовательного приближения.

Первый этап расчета заключается в том, что на основании имеющихся натурных стрел задаются расчетными стрелами, при которых кривая будет правильной, и проверяют, удовлетворяет ли она требованиям, предъявляемым к выправленной кривой, или нет. В последнем случае, что, как правило, и бывает на практике, производят второй этап расчета кривой, который состоит в том, что в первый вариант расчетных стрел вносят определенные коррективы, позволяющие прийти к удовлетворительному решению.

В качестве примера приводится расчет выправки сбитой кривой, имеющей длину 170 м (вместе с переходными кривыми).

Первый вариант проектных стрел намечают на графике натурных и проектных стрел (рис. 21).

21.jpg


Рис. 21. График проектных и натурных стрел: 1 — линия графика натурных стрел; 2 — линия графика расчетных стрел; 3 — линия графика проектных стрел

Масштабы обычно принимаются следующие: горизонтальный — одно деление кривой соответствует 1 см, вертикальный — 1:1.

За ось графика натурных стрел принимается одна из утолщенных горизонтальных линий сетки. Под осью графика помещаются три горизонтальные графы: для натурных, расчетных и проектных стрел и строка для номеров точек делений кривой.

Измеренные стрелы вписываются в соответствующую графу графика, и по ним строится график натурных стрел. Затем строится график расчетных стрел, причем ось этого графика совмещается с осью графика натурных стрел. Линия графика расчетных стрел проводится так, чтобы она возможно большее количество, раз пересекала линию натурных стрел; при этом на участке круговой кривой она проводится параллельно оси графика, а на участках переходных кривых — под некоторым углом, величина которого зависит от длины переходной кривой и расчетной стрелы круговой кривой. Расчетная стрела определяется из графика. В тех случаях, когда горизонтальную линию графика расчетных стрел наметить на глаз затруднительно, расчетную стрелу круговой кривой следует принимать равной среднему арифметическому значению натурных стрел в пределах круговой кривой.

Величина стрел переходной кривой устанавливается после соединения прямой линией точек начала и конца переходной кривой, при этом учитывается, что расчетная стрела в начале переходной кривой несколько больше нуля, а в конце переходной кривой несколько меньше стрелы круговой кривой. Это объясняется тем, что при измерении стрелы в начале переходной кривой половина измерительного шнура располагается на прямой, а другая половина — на переходной кривой; то же самое происходит и в конце переходной кривой: часть шнура располагается на переходной, а другая часть на круговой кривой.

Если начало переходной кривой (НПК) и конец переходной кривой (КПК) совпадают с точками деления кривой, то стрелы в этих точках определяются по формулам проф. П. Г. Козийчука: стрела в НПК равна

22.jpg

стрела в КПК равна

23.jpg

где f0 — расчетная стрела круговой кривой;

n — число делений переходной кривой.

Для рассматриваемого примера стрелы будут иметь следующие значения: стрела в НПК

24.jpg

25.jpg

После того как график расчетных стрел построен, в соответствующую графу графика выписываются определяемые по графику численные значения расчетных стрел для каждой точки кривой и подсчитывается их сумма. Сумма расчетных стрел должна равняться сумме натурных стрел. Если эти суммы не равны, то расчетные стрелы следует изменить так, чтобы это равенство было достигнуто и при этом не была нарушена плавность кривой.

В данном примере для соблюдения равенства сумм стрел в точке № 17 расчетная стрела была увеличена на 1 мм против первоначального значения.

Полученные расчетные и натурные стрелы заносятся в специальную расчетную таблицу (табл. 5), имеющую 14 граф.

26.jpg


Таблица 5. Расчет выправки кривой

В графу 4 вписываются разности между натурными и расчетными стрелами. Если натурная стрела больше расчетной, то разность пишется со знаком плюс, если меньше — со знаком минус. Алгебраическая сумма данных графы 4 должна равняться нулю.

В графу 5 вписывается нарастающим итогом алгебраическая сумма разностей стрел для каждой точки деления. В первой строке графы 5 пишется нуль; во второй строке пишется число второй строки графы 4, к нему прибавляется число третьей строки графы 4 и результат записывается в третью строку графы 5 и т. д. (в таблице показано стрелками).

В последней строке графы 5 должен получиться обязательно нуль. Затем подсчитывается итог — разность между положительными и отрицательными числами графы 5.

В графу 6 нарастающим итогом вписывается алгебраическая сумма сумм (расчетный полусдвиг) разностей стрел. Во второй строке пишется нуль; к нему прибавляется число второй строки графы 5 и результат записывается в третью строку графы 6, затем к полученному прибавляется число третьей строки графы 5 и результат записывается в четвертую строку графы 6 и т. д. (в таблице это показано стрелками). Величина полусдвига в последней строке графы 6 должна равняться итогу графы 5, что является контролем подсчета графы 6.

Расчет показывает, что первый вариант расчетных стрел оказался неудовлетворительным, так как не выполнено основное условие — равенство нулю полусдвига в последней точке кривой (в рассматриваемом примере в последней точке полусдвиг получился равным — 22, а должен быть равен нулю).

Для того чтобы было выполнено это условие, необходимо в первый вариант расчетных стрел внести некоторые коррективы.

Корректировка расчетных стрел и, следовательно, сдвижек производится с помощью графика полусдвигов (рис. 22).

27.jpg


Рис. 22. График расчетных и проектных полусдвигов: 1 — линия графика расчетных полусдвигов; 2 — линия графика проектных полусдвигов

Этот график строится на основании данных графы 6 табл. 5 в масштабах: горизонтальный — такой же, как и для графика стрел, а вертикальный выбирается в зависимости от размеров расчетных полусдвигов в пределах от 1:1 до 1:10.

Физический смысл этого графика заключается в том, что он характеризует взаимное расположение натурной и расчетной кривой. Действительно, если выпрямить расчетную кривую, превратив ее в ось абсцисс, и от нее отложить полусдвиги, то мы получим утрированный план натурной кривой. В нашем случае ось абсцисс II графика полусдвигов изображает выпрямленную расчетную кривую, стрелы изгиба которой записаны в графу 3 табл. 5, а кривая графика изображает положение натурной кривой. Этот график дает полное представление о том, насколько удачно подобраны расчетные стрелы. Так, на графике полусдвигов, изображенном на рис. 22, видно, что кривая графика в последней точке расчета, расположенной на прямой (точка 77), не сопряжена с осью абсцисс и не приняла горизонтального положения. По этому же графику можно судить, насколько приемлемы полученные сдвиги по величине и знаку в каждой точке.

Корректируют расчетные стрелы нанесением на графике полусдвигов линии новой проектной кривой 2. При этом новая проектная линия должна сопрягаться в начальной и конечной точках с линией полусдвигов 1 для того, чтобы в месте сопряжения кривой с прямым участком пути сдвиг был равен нулю, т. е. она должна начинаться на оси II и заканчиваться горизонтальной линией IIII, проходящей через последнюю точку графика.

Между начальной и конечной точками проектная линия 2 может проходить как угодно (со спусками и подъемами). Это зависит от желания получить те или иные сдвиги, учитывая, что расстояния от проектной линии до линии графика расчетных полусдвигов 1 есть величины проектных полусдвигов.

Проектная линия не должна выходить за пределы возможных (по местным условиям) сдвигов, тогда проектные сдвиги будут везде допустимыми.

Если проектная линия располагается ниже линии расчетных полусдвигов, то проектный полусдвиг будет со знаком плюс, если выше — минус (плюс — сдвиг наружу кривой, минус — внутрь кривой).

Переломы проектной линии назначаются с целью приближения ее к линии расчетных полусдвигов, а, следовательно, получения минимальных сдвигов. Переломы должны совпадать с делениями кривой; это упрощает дальнейший расчет. Каждый перелом — это поправка в расчетные стрелы (в первоначальный вариант проектных стрел). Чем круче переломы, тем больше поправки. Крутые переломы следует располагать в середине круговых и переходных кривых, что позволит более равномерно распределить полученные поправки по точкам.

Размеры поправок определяются по наклонам проектной линии относительно оси II. Величина наклона устанавливается путем деления разности ординат в смежных точках перелома на расстояние между этими точками, выраженное в делениях. Полученное значение должно быть обязательно целым.

Так, величина наклона проектной линии между точками 1 и 4 равна

между точками 9 и 13 равна

Знак наклона при подъеме — плюс, а при спуске — минус. Когда величины наклонов найдены, по ним определяются размеры поправок в расчетные стрелы для каждого перелома проектной линии. Общая поправка в точке перелома проектной линии равна алгебраической разности значений наклонов последующего и предыдущего участков проектной линии. Так, общая поправка в точке 9 будет равна -6-(0)= -6, в точке 13 равна -3-(-6)= +3. Сумма всех поправок должна быть всегда равна нулю, иначе нарушится равенство сумм проектных и натурных стрел.

В рассматриваемом примере: +3-3-6+3+2+1=0.

Общие поправки выписываются в соответствующую графу графика полусдвигов (рис. 22), а затем в графу 7 табл. 5.

Общие поправки почти всегда оказываются значительных размеров и потому их приходится распределять на ряд точек симметрично в обе стороны от точки перелома. Такое распределение делается в графе 8 табл. 5. Симметричное распределение общей поправки не изменяет общего направления проектной линии, а лишь заменяет один крутой перелом несколькими пологими переломами.

Графа 9 табл. 5 заполняется данными из графы 3 с учетом распределенных поправок графы 8. Может оказаться, что на одну и туже точку приходятся две, а иногда и три распределенные поправки, например, в точке 12 рассматриваемого примера. В таком случае поправка в расчетную стрелу будет равна алгебраической сумме распределенных поправок для одной и той же точки.

Проектные стрелы (расчетные с поправками) не должны иметь отклонений, нарушающих плавность кривой. Отклонения могут образоваться в результате неудачного распределения общих поправок в расчетные стрелы. Проектные стрелы, имеющие отклонения, должны быть отрегулированы. В стрелу, которая имеет отклонения, вносится основная четная поправка с определенным знаком; в целях сохранения суммы проектных стрел основная поправка компенсируется четным количеством поправок с обратным знаком, которые в сумме должны равняться основной поправке. Компенсирующие поправки распределяются на точки, симметрично расположенные относительно точки с основной поправкой.

В рассматриваемом примере плавность кривой с внесением поправок не нарушается. По данным графы 9 табл. 5 строится график проектных стрел (см. рис. 21).

Заполнение граф 11, 12, 13 табл. 5 производится так же, как и граф 4, 5, 6. В графу 14 вписываются проектные сдвижки, равные удвоенным полусдвигам, т. е. удвоенным данным графы 13.

Имеющиеся приборы для расчета кривых, например приборы И. Я. Туровского, основаны также на подборе проектных стрел исходя из натурных.

Для возможности быстрого сравнения натурного положения кривой с проектным на каждую кривую составляется технический паспорт.

Технический паспорт кривой состоит из таблицы-паспорта, в котором записывают радиус, возвышение наружного рельса, длины переходных кривых и круговой кривой, пикеты и плюсы начала и конца переходных кривых и другие данные.

Кроме того, в паспорте кривой имеется график проектных стрел; на этот график наносят и графики натурных стрел, вычерчиваемые ежегодно по данным осенней проверки в течение срока действия паспорта (4 года). Анализ этих графиков помогает выявлению неустойчивых мест кривой и причин ее расстройства, позволяет наметить мероприятия по предупреждению и устранению причин расстройства кривой.

Проблема неправильной укладки кривых участков пути, являющаяся основной проблемой безопасности движения на подъездных путях. Наибольшую тревогу специалистов вызывают именно кривые участки пути. Мониторинг ситуации на подъездных путях выявил не эффективность применяемых конструкций верхнего строения по соотношению цена-качество. Применяемые в настоящее время рельсовые скрепления на железобетонных шпалах типа КБ и СБ-3 не позволяют производить настройку номинального размера ширины рельсовой колеи отличную от 1520 мм. Частично данную проблему решаю при укладке деревянных шпал, но данное решение позволяет закрыть проблему на 3-5 лет , в зависимости от балласта.

Технический отдел ООО «Форснаб» готов произвести работу по пошпальному расчету номинального размера ширины рельсовой колеи и предложить техническое решение проблемы безопасности в кривых участках пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *