Чем отличается отпускная цена от сметной
Перейти к содержимому

Чем отличается отпускная цена от сметной

  • автор:

Чем отличается отпускная цена от сметной

25 февраля 2024 Регистрация Войти
4 марта 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 марта 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 октября 2022 г. № 904/пр “Об утверждении Методики определения сметных цен строительных ресурсов”

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 октября 2022 г. № 904/пр “Об утверждении Методики определения сметных цен строительных ресурсов”

15 декабря 2022

В соответствии с пунктами 32, 33 статьи 1, пунктом 7.6 части 1 статьи 6, части 6 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2016, № 27, ст. 4302; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктами 5.4.23(1), 5.4.23(2) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2016, № 47, ст. 6673), приказываю:

утвердить прилагаемую Методику определения сметных цен строительных ресурсов.

Министр Н.Э. Файзуллин

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 26 октября 2022 г. № 904/пр

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНЫХ ЦЕН СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

I. Общие положения

1. Методика определения сметных цен строительных ресурсов (далее — Методика) устанавливает способы определения сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, созданной в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 959 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 40, ст. 5741; 2020, № 48, ст. 7765) (далее — ФГИС ЦС).

2. Сметные цены строительных ресурсов, к которым относятся сметные цены материалов, изделий, конструкций (далее — материальные ресурсы), сметные цены оборудования, сметные цены на затраты труда работников в строительстве, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов применяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный № 51079) (далее — ФРСН), при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитально строительства (далее — строительство) в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2016, № 27, ст. 4302; 2022, № 18, ст. 3010).

3. Сметные цены на затраты труда работников в строительстве и сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

4. Сметные цены материальных ресурсов и оборудования определяются в соответствии с Методикой по номенклатуре классификатора строительных ресурсов, формируемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 184; 2021, № 29, ст. 5664) (далее соответственно — КСР, постановление № 1452, Правила мониторинга).

5. Сметные цены материальных ресурсов и оборудования определяются в территориальном разрезе по субъектам Российской Федерации, частям территорий субъектов Российской Федерации (далее — ценовые зоны).

6. Сметные цены материальных ресурсов и оборудования определяются без учета налога на добавленную стоимость (далее — НДС). Рекомендуемый образец таблицы сметных цен материалов, изделий, конструкций и оборудования, применяемых в строительстве, приведен в приложении к Методике.

7. Сметные цены материальных ресурсов и оборудования определяются на основании информации об отпускных ценах материальных ресурсов и оборудования, затрат на перевозку материальных ресурсов и оборудования автомобильным транспортом в пределах соответствующей ценовой зоны, заготовительно-складских расходов (при наличии).

8. Отпускные цены материальных ресурсов и оборудования определяются в соответствии с Методикой на основании агрегированных отпускных цен материальных ресурсов и оборудования или сводных (средневзвешенных по объемам) отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, размещенных во ФГИС ЦС.

9. Агрегированные отпускные цены материальных ресурсов и оборудования рассчитываются в соответствии с главой III Методики на принятую единицу измерения на основании отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) таких материальных ресурсов и оборудования на территории ценовой зоны, а также цен предложений поставщиков соответствующих материальных ресурсов и оборудования, предлагаемых к реализации на территории соответствующей ценовой зоны.

10. Сметные цены материальных ресурсов и оборудования, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с подпунктом «а» пункта 3(1) постановления № 1452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 184; 2019, № 21, ст. 2566; 2022, № 16, ст. 2705), размещаются в ФГИС ЦС государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченным на создание, развитие и эксплуатацию ФГИС ЦС (далее — Учреждение).

II. Определение отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) и цен предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования

11. Отпускные цены (цены реализации) производителей материальных ресурсов и оборудования отечественного производства (произведенных на территории Российской Федерации) включают в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования) (при наличии), затраты на погрузку материальных ресурсов и оборудования на транспортные средства у склада производителя на территории соответствующей ценовой зоны.

12. Цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, представленные в соответствующей ценовой зоне, включают затраты на транспортировку до склада поставщика, необходимые для их реализации на территории такой ценовой зоны, затраты снабженческих организаций, затраты на погрузку материальных ресурсов и оборудования на транспортные средства у склада поставщика на территории соответствующей ценовой зоны.

13. Отпускные цены (цены реализации) импортеров материальных ресурсов и оборудования иностранного производства (ввезенных на территорию Российской Федерации) или цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования иностранного производства (ввезенных на территорию Российской Федерации) включают в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования) (при наличии), затраты на погрузочно-разгрузочные работы, доставку материальных ресурсов и оборудования до склада импортера или поставщика и погрузку на транспортные средства на складе импортера или поставщика, находящегося на территории соответствующей ценовой зоны, затраты снабженческих организаций, а также затраты на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные расходы.

14. Отпускные цены (цены реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования и цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования определяются без учета НДС.

15. В случае, если в отчетном периоде производителем (импортером) или поставщиком не предоставлена информация об отпускных ценах (ценах реализации) или ценах предложений материальных ресурсов и оборудования, для определения агрегированных отпускных цен и расчета сметных цен материальных ресурсов и оборудования принимаются последние отпускные цены (цены реализации) или цены предложений таких материальных ресурсов и оборудования, представленные этим производителем (импортером) или поставщиком за предыдущие отчетные периоды, но не более года назад, если такие цены удовлетворяют условиям, указанным в главе V Методики. Годовой индекс пересчета, определяемый в соответствии с данными прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1 , по строке «Инвестиции в основной капитал», к такой отпускной цене не применяется.

III. Расчет агрегированных отпускных цен материальных ресурсов и оборудования

16. Расчет агрегированных отпускных цен материальных ресурсов и оборудования осуществляется с учетом информации об отпускных ценах (ценах реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования и объемах реализации, предоставляемой в Учреждение, в соответствии с пунктом 3 Правил мониторинга (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 184; 2021, № 29, ст. 5664) и размещаемой в ФГИС ЦС производителями (импортерами) таких материальных ресурсов и оборудования или сведениях о ценах предложений, размещаемых в ФГИС ЦС поставщиками соответствующих материальных ресурсов и оборудования, включенными в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих информацию, необходимую для определения сметных цен строительных ресурсов (далее — перечень юридических лиц) 2 , в соответствии с формами предоставления информации, предусмотренными пунктом 24 Правил мониторинга (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 184; 2018, № 19, ст. 2738), удовлетворяющие условиям, указанным в главе V Методики.

Агрегированная отпускная цена материальных ресурсов и оборудования (ОЦ а ) рассчитывается как величина, взвешенная с учетом количества источников информации об отпускных ценах (ценах реализации) производителей (импортеров) и ценах предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования по формуле (1):

n — количество отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, принятое для расчета, удовлетворяющее условиям, указанным в главе V Методики;

m — количество цен предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, принятое для расчета, удовлетворяющее условиям, указанным в главе V Методики;

— сводная (средневзвешенная по объемам) отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, рассчитанная по формуле (4) пункта 17 Методики, рублей;

— сводная (среднеарифметическая) цена предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, рассчитанная по формуле (5) пункта 18 Методики, рублей.

При отсутствии в ценовой зоне производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, включенных в перечень юридических лиц (n=0), их агрегированная отпускная цена определяется как среднеарифметическое значение цен предложений, представленных в ФГИС ЦС поставщиками таких материальных ресурсов и оборудования.

В случае, если количество производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, представивших в ФГИС ЦС информацию о таких отпускных ценах (ценах реализации), больше количества поставщиков, представивших в ФГИС ЦС информацию о ценах предложений таких материальных ресурсов и оборудования (n>m), агрегированная отпускная цена материальных ресурсов и оборудования (ОЦ a) определяется по формуле (2):

n — количество отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, принятое для расчета, удовлетворяющее условиям, указанным в главе V Методики;

m — количество цен предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, принятое для расчета, удовлетворяющее условиям, указанным в главе V Методики;

— сводная (средневзвешенная по объемам) отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, рассчитанная по формуле (4) пункта 17 Методики, рублей;

— сводная (среднеарифметическая) цена предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, рассчитанная по формуле (5) пункта 18 Методики, рублей.

В случае, если количество производителей (импортеров), представивших в ФГИС ЦС информацию об отпускных ценах (ценах реализации) материальных ресурсов и оборудования, меньше либо равно количеству поставщиков, представивших в ФГИС ЦС информацию о ценах предложений таких материальных ресурсов и оборудования (n<=m), агрегированная отпускная цена материальных ресурсов и оборудования ( ) рассчитывается по формуле (3):

— сводная (средневзвешенная по объемам) отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, рассчитанная по формуле (4) пункта 18 Методики, рублей;

— сводная (среднеарифметическая) цена предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, рассчитанная по формуле (5) пункта 19 Методики, рублей.

17. Сводные (средневзвешенные по объемам) отпускные цены (цены реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования рассчитываются как средневзвешенные по объему реализации показатели отпускных цен (цен реализации), представленных в ФГИС ЦС производителями (импортерами) таких материальных ресурсов и оборудования, по формуле (4):

— сводная (средневзвешенная по объемам) отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) материального ресурса и оборудования, рублей;

; ; — отпускные цены (цены реализации), представленные 1, 2 . n производителями (импортерами) материальных ресурсов и оборудования за отчетный период (предоставление информации осуществляется по окончании отчетного периода), удовлетворяющие условиям, указанным в главе V Методики, рублей;

; ; — объем реализации производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования за отчетный период (предоставление информации осуществляется по окончании отчетного периода) в натуральном выражении, единиц.

18. Сводные (среднеарифметические) цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования рассчитываются как среднее арифметическое значение показателей цен предложений, представленных в ФГИС ЦС поставщиками таких материальных ресурсов и оборудования, и определяются по формуле (5):

— сводная (среднеарифметическая) цена предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, рублей;

; ; — цены предложений материального ресурса и оборудования, представленные поставщиками 1, 2 . m за отчетный период, удовлетворяющие условиям, указанным в главе V Методики, рублей.

В случае, если поставщиком в течение отчетного периода представлены данные о ценах предложений нескольких материальных ресурсов и оборудования соответствующих одной позиции КСР, то x1; х2; хm принимаются как среднеарифметические значения таких цен предложений поставщика, удовлетворяющих условиям, указанным в главе V Методики, рублей.

IV. Определение сметных цен материальных ресурсов и оборудования

19. Сметная цена материальных ресурсов и оборудования учитывает агрегированные отпускные цены материальных ресурсов и оборудования или сводные (средневзвешенные по объемам) отпускные цены (цены реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов на основании выполнения условий, определенных в главы V Методики, затраты на перевозку до приобъектного склада, заготовительно-складские расходы (при наличии) и определяется по формуле (6):

СЦ — сметная цена материального ресурса и оборудования, рублей/единицу измерения;

— агрегированная отпускная цена материального ресурса и оборудования или сводная (средневзвешенная по объемам) отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, для рассматриваемой ценовой зоны, рублей/единицу измерения;

ЗСР — заготовительно-складские расходы (при наличии), процентов;

Т — затраты на перевозку материального ресурса и оборудования автомобильным транспортом на расстояние 30 километров (за исключением отдельных групп ресурсов, отмеченных в ФГИС ЦС, таких как материалы, применяемые при строительстве линейных объектов железнодорожной инфраструктуры, сметными ценами которых перевозка автомобильным транспортом до приобъектного склада не предусмотрена), за единицу измерения с учетом массы брутто в пределах соответствующей ценовой зоны за предыдущий отчетный период, сформированные в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, рублей/единицу измерения.

Заготовительно-складские расходы (при наличии), учитываемые в сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования, включают затраты, связанные с:

— содержанием работников, осуществляющих материально-техническое снабжение, в том числе подготовкой и размещением заказов на поставку материальных ресурсов и оборудования, приемом на склад материальных ресурсов и оборудования, их взвешиванием, учетом, хранением на складе, ревизией, подготовкой к выдаче и выдачей со склада (в том числе расходы на оплату труда работников складов (с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2016, № 27, ст. 4176; 2018, № 32, ст. 5096);

— сопровождением и охраной грузов при их перевозке;

— содержанием и эксплуатацией приобъектных складов, в том числе расходы на отопление (теплоснабжение), энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, другие коммунальные услуги, расходы на оплату труда (с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников) уборщиц, дежурных слесарей, электриков и другого обслуживающего персонала.

Размер заготовительно-складских расходов (при наличии) дифференцируются по видам материальных ресурсов и оборудования и принимается в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

20. Затраты на перевозку материальных ресурсов и оборудования до приобъектного склада определяются исходя из схемы транспортировки материальных ресурсов и оборудования, являющихся строительными грузами, включающей автомобильные перевозки таких грузов на расстояние 30 километров с учетом массы брутто в пределах соответствующей ценовой зоны, времени простоя автотранспортного средства при их выгрузке на приобъектном складе, а также исходя из сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН и размещенных в ФГИС ЦС в текущем отчетном периоде (квартале).

21. Сметные цены на электроэнергию, расходуемую в период производства работ, а также на электроэнергию и горюче-смазочные материалы, необходимые для определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, принимаются по результатам мониторинга отпускных цен в соответствии с пунктом 3 Правил мониторинга, осуществляемого в отчетном периоде Учреждением. В качестве источников информации об отпускных ценах на электроэнергию используются тарифы (для юридических лиц) энергосбытовых компаний на территориях соответствующих ценовых зон.

22. Сметные цены на воду определяются по тарифам (для юридических лиц) организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территориях соответствующих ценовых зон.

V. Анализ и учет данных об отпускных ценах (ценах реализации) производителей (импортеров) и ценах предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования

23. При расчете агрегированной отпускной цены материальных ресурсов и оборудования используются отпускные цены (цены реализации) производителей (импортеров) или цены предложений поставщиков таких материальных ресурсов или оборудования стандартное отклонение ряда которых менее 25 процентов от среднеарифметического значения отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) или цен предложений поставщиков материальных ресурсов или оборудования в рассматриваемой ценовой зоне.

В случае, если стандартное отклонение всех отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) или цен предложений поставщиков на единицу измерения соответствующего материального ресурса или оборудования в ценовой зоне составляет более 25 процентов от среднеарифметического значения отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) или цен предложений поставщиков такого материального ресурса или оборудования в рассматриваемой ценовой зоне, отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) или цена предложений поставщиков соответствующего материального ресурса или оборудования, имеющая наибольшее отклонение от среднеарифметического значения (в обе стороны), исключается из расчета его агрегированной отпускной цены и такая процедура повторяется до тех пор, пока стандартное отклонение ряда отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) или цен предложений поставщиков указанного материального ресурса или оборудования в рассматриваемой ценовой зоне не будет составлять менее 25 процентов от их среднеарифметического значения (7):

— среднеарифметическое отпускных цен (цен реализации) производителей (импортеров) или цен предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, рублей.

Отпускные цены (цены реализации) производителей (импортеров) или цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, не соответствующие формуле (7) Методики, не принимаются для расчета агрегированных отпускных цен материальных ресурсов или оборудования.

24. В случае, если отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) или цена предложения поставщиков материального ресурса или оборудования представленная в ФГИС ЦС, отличная от единицы измерения соответствующего материального ресурса или оборудования, включенного в КСР, то такая отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) или цена предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования пересчитывается на единицу измерения соответствующего материального ресурса или оборудования в составе КСР с учетом соотношения кратных единиц измерения (например, килограммы в тонны, штуки в десятки штук), или если в технической документации, регламентирующей производство и использование указанных материальных ресурсов и оборудования, приведены данные, с использованием которых возможно выполнить пересчет отпускной цены (цены реализации) производителей (импортеров) или цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования в требуемую единицу измерения.

25. В случае, если индекс изменения сметной цены материального ресурса или оборудования, определенный как отношение сметной цены такого материального ресурса или оборудования, сформированной на основании агрегированной отпускной цены такого материального ресурса или оборудования в соответствии с главой IV Методики в текущем отчетном периоде, к сметной цене такого материального ресурса или оборудования в базисном уровне цен (уровне цен, сложившемся на определенную дату), действующем на момент расчета, отличается от индекса изменения сметной стоимости к группе однородных материальных ресурсов и оборудования, определенного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, более чем на 20 процентов в большую или меньшую сторону, сметная цена такого ресурса или оборудования, сформированная на основании агрегированной отпускной цены такого материального ресурса или оборудования, не подлежит публикации в ФГИС ЦС.

В случае, если для такого материального ресурса или оборудования индекс изменения сметной цены материального ресурса или оборудования, определенный как отношение сметной цены такого материального ресурса или оборудования, сформированной на основании сводной (средневзвешенной по объемам) цены реализации такого материального ресурса или оборудования, в соответствии с главой IV Методики в текущем отчетном периоде, к сметной цене такого материального ресурса или оборудования в базисном уровне цен (уровне цен, сложившемся на определенную дату), действующем на момент расчета, отличается от индекса изменения сметной стоимости к группе однородных материальных ресурсов и оборудования, определенного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, менее чем на 20 процентов в большую или меньшую сторону, или в случае, если сводная (средневзвешенная по объемам) цена реализации такого ресурса или оборудования сформирована на основании отпускных цен (цен реализации) двух или более производителей такого материального ресурса или оборудования, сметная цена материального ресурса и оборудования, сформированная на основании сводной (средневзвешенной по объемам) отпускной цены (цены реализации) такого материального ресурса или оборудования, подлежит публикации в ФГИС ЦС.

26. В случае, если сводная (средневзвешенная по объемам) отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров) материальных ресурсов и оборудования, являющегося ресурсом — представителем группы однородных строительных ресурсов, определенным в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, сформирована на основании одной отпускной цены (цены реализации) производителей (импортеров) такого материального ресурса или оборудования и если в соответствии с пунктом 25 Методики сметная цена такого материального ресурса или оборудования не подлежит публикации в ФГИС ЦС, Учреждением в течение 7 рабочих дней направляется письменный запрос подтверждения отпускной цены (цены реализации) лицу, представившему сведения о такой отпускной цене (цене реализации).

По результатам письменного подтверждения лицом корректности и достоверности такой отпускной цены (цены реализации), сметная цена материального ресурса и оборудования, сформированная на основании сводной (средневзвешенной по объемам) отпускной цены (цены реализации) производителей (импортеров) такого материального ресурса или оборудования, подлежит публикации в ФГИС ЦС в следующем отчетном периоде.

1 Пункт 54 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1234 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6598).

2 Пункт 10 Правил мониторинга (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017,№ 1, ст. 184; 2021, № 29, ст. 5664).

Приложение
к Методике определения сметных
цен строительных ресурсов,
утвержденной приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 26 октября 2022 г. №

СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ МАТЕРИАЛОВ, ИЗДЕЛИЙ, КОНСТРУКЦИЙ
И ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

(наименование субъекта Российской Федерации, номер ценовой зоны и наименование населенного пункта — центра ценовой зоны)

Отчетный период: _______________

Код строительного ресурса (материального ресурса или оборудования) Наименование Единица измерения Отпускная цена (цена реализации) производителей (импортеров), рублей за единицу измерения, без НДС Сметная цена, рублей за единицу измерения, без НДС
1 2 3 4 5

Обзор документа

Установлены способы определения сметных цен строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ценообразования в строительстве. К ним относятся сметные цены на материалы, изделия, конструкции, оборудование, на затраты труда работников в строительстве, на эксплуатацию машин и механизмов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Отпускная и сметная цена материальных ресурсов и оборудования

Материальные ресурсы это материалы, изделия и конструкции.

Отпускная цена (Методики 904/пр п.9-13)

Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование от 26.10.2022 г. № 904/пр (далее — Методика № 904/пр).

Отпускные цены (цены реализации) производителей материальных ресурсов и оборудования отечественного производства (произведенных на территории РФ) включают в себя:

  • стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии);
  • стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования) (при наличии);
  • затраты на погрузку материальных ресурсов и оборудования на транспортные средства у склада производителя на территории соответствующей ценовой зоны.

Цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования, представленные в соответствующей ценовой зоне, включают затраты:

  • на транспортировку до склада поставщика;
  • затраты снабженческих организаций;
  • затраты на погрузку материальных ресурсов и оборудования на транспортные средства у склада поставщика на территории соответствующей ценовой зоны.

Отпускные цены (цены реализации) импортеров материальных ресурсов и оборудования иностранного производства (ввезенных на территорию РФ) или цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования иностранного производства (ввезенных на территорию РФ) включают в себя:

  • стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии);
  • стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования) (при наличии);
  • затраты на погрузочно-разгрузочные работы;
  • доставку материальных ресурсов и оборудования до склада импортера или поставщика;
  • погрузку на транспортные средства на складе импортера или поставщика, находящегося на территории соответствующей ценовой зоны;
  • затраты снабженческих организаций;
  • затраты на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные расходы.

Отпускные цены, а также цены предложений поставщиков материальных ресурсов и оборудования определяются без учета НДС.

Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества.

1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость производства и реализации + Прибыль производителя.

2. Оптовая отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).

3. Оптовая цена закупки = Оптовая отпускная цена + Посредническая надбавка.

Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.

4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка.

Торговая надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.

Ценовая система – это упорядоченная совокупность различных видов цен.

Цены классифицируются по нескольким признакам.

I. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики:

1) оптовые цены на продукцию промышленности;

2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;

3) цены на строительную продукцию (сметная стоимость объекта или усредненная сметная стоимость единицы типового объекта, например, 1 кв. м. жилой площади);

4) тарифы грузового и пассажирского транспорта;

5) цены на потребительские товары;

6) тарифы на услуги;

7) внешнеторговые цены:

— импортные цены (устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных пошлин, валютного курса, акциза и НДС, расходов на реализацию).

К разновидностям оптовой цены относится трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями предприятия.

II. Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании:

1. Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:

2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:

III. Дифференциация цен по стадиям ценообразования:

1) оптовые цены изготовителя;

2) отпускные оптовые цены;

3) оптовые цены закупки;

4) розничные цены.

IV. Дифференциация цен по транспортной составляющей. Осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути движения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены:

1. Франко-склад поставщика – цена продукции на складе поставщика;

2. Франко-станция отправления – п.1 + расходы по доставке на станцию отправления;

3. Франко-вагон станция отправления – п.2 + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4. Франко-вагон станция назначения – п.3 + расходы по транспортировке до станции назначения;

5. Франко-станция назначения – п.4 + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6. Франко-склад потребителя – п.5 + расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.

V. Дифференциация цен по характеру ценовой информации: аукционные цены, биржевые (биржевые котировки), цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

VI. Дифференциация в зависимости от времени действия:

1) долговременные цены (не изменяются на протяжении длительного периода);

2) текущие цены (могут изменяться в рамках одного контракта, отражают конъюнктуру рынка);

3) скользящие или падающие цены (постепенно снижаются по мере насыщения рынка);

4) гибкие цены (быстро реагируют на изменение спроса и предложения, например при продаже скоропортящихся продуктов в конце дня цены ниже);

5) сезонные цены (действуют в определенный период времени, например. На путевки, туристское снаряжение).

Определение сметной стоимости материальных ресурсов, формирование транспортных схем их доставки, состав и структура сметной стоимости.

Преподаватель Института Прикладной Автоматизации и Программирования
Кандидат технических наук доцент Маслинин С.М.

В составе сметной стоимости строительной продукции стоимость материальных ресурсов занимает значительную часть, и составляет более половины от стоимости строительно-монтажных работ. Поэтому определение объективного уровня стоимости материальных ресурсов значительно способствует активизации реальной инвестиционной политики в строительной сфере.

Сметные цены на материальные ресурсы в строительстве определяются на основании Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99). Данные указания являются обязательным для всех организаций-разработчиков сметных цен на материальные ресурсы.

Сметные цены определяют нормативную сумму затрат на материалы (на установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки и предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ. Они применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ. Сборники сметных цен на материалы по своему назначению подразделяются на федеральный, территориальные, отраслевые и разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

Федеральный сборник сметных цен на материалы, разрабатываемый в уровне цен для базового района страны (Московская область) и является основой для разработки сборников федеральных единичных расценок.

Территориальные сборники сметных цен на материалы, включающие в свой состав полный набор материалов, применяемых в соответствующем регионе Российской Федерации, служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных единицах (регионах) страны.

Отраслевые сборники сметных цен на материалы, включающие в свой состав полный набор материалов, используемых для производственных объектов, разрабатываются для специализированных видов строительства. К ним относятся объекты энергетического, транспортного, водохозяйственного, горнокапитального видов строительства, газопроводы, связь, и другие виды промышленных объектов. Отраслевые сборники сметных цен на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.

Сметная цена на материал формируется на основе составляющих ее следующих элементов:

  • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
  • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
  • таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
  • стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ, как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы;
  • стоимости тары, упаковки и реквизита (если эти затраты не входят в отпускную цену);
  • заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

Для получения информации о материалах, поставляемых в регион для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, используются следующие данные:

  • наименования материалов;
  • коды материалов;
  • единицы измерения;
  • вид «франко», принятый в отпускных ценах;
  • отпускные цены предприятия-поставщика;
  • наценки снабженческих организаций.

Результаты анализа, обработки и обобщения полученной информации о стоимости материалов отражаются в форме калькуляции стоимости материалов, изделий, конструкций (Приложение 1- форма 9). При этом, при определении стоимости материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов, отпускные цены принимаются исходя из сложившейся конъюнктуры рынка.

Транспортная составляющая сметной цены в территориальных и отраслевых сборниках сметных цен на материалы определяется двумя способами:

1. фиксированного на определенный период процента (доли) к усредненной отпускной цене на любой вид или на соответствующий вид (группу) материалов, используемых в регионе или расчетов стоимости, составляемых исходя из фактически сложившейся в регионе;

2. расчетной (прогнозной), то есть установленной участниками строительства, транспортной схемы поставки соответствующего вида (группы) материалов. При этом транспортные расходы определяются с учетом веса тары.

Для отдельных наименований продукции (например: стальные строительные конструкции, поставляемые с заводов-изготовителей, расположенных вне территории региона, сборные железобетонные конструкции пролетных строений мостов и т.п.) транспортная составляющая сметной цены в сборнике сметных цен не учитывается. В таких случаях она рассчитывается по фактической транспортной схеме при составлении сметной документации, о чем в технической части соответствующего сборника сметных цен на материалы делается необходимая запись.

Метод определения в регионе транспортной составляющей в проценте (доле) к усредненной отпускной цене основывается на базе статистических и бухгалтерских данных.

На основании статистических и бухгалтерских данных, полученных за какой-то фиксированный период (например, за предыдущий отчетный год), определяется стоимость перевозок строительных грузов. При этом стоимость перевозок целесообразно дифференцировать раздельно по видам перевозок (автомобильным, железнодорожным, водным и другими видами транспорта).

Затраты по перевозке, соотнесенные к затратам на приобретение материальных ресурсов, составляют процент (долю) к отпускным ценам. Расчеты могут быть проведены, как в целом по всей номенклатуре, так и дифференцированно — по видам (группам) материалов. Анализ транспортной составляющей целесообразно продолжать и в последующем для выявления более точной зависимости и тенденции её изменения. С этой же целью для сопоставления могут быть использованы статистические и бухгалтерские данные за предыдущие годы, а также сметная и расчетная документация по ранее завершенным стройкам. При этом в основе определения стоимости затрат по перевозке грузов являются транспортные схемы.

При определении исходных данных по всем видам материалов следует принимать реальные и наиболее экономичные схемы их перевозки от предприятий-изготовителей (поставщиков) до районов сосредоточенной застройки.

Транспортные схемы в зависимости от вида «франко», принятого в отпускных ценах на материалы, должны учитывать условия и расстояния их транспортировки последовательно:

  • от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления;
  • от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения, на которой имеется база (склад) подрядной организации;
  • от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада строительной площадки;
  • от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки (при прямых перевозках).

Наиболее распространенные виды возможных транспортных схем приведены в приложении 2.

Места приемки и разгрузки материалов на железнодорожных станциях, открытых для грузовых операций, на которых имеются склады (базы) подрядной организации, или на ведомственных ветках (собственных или арендуемых, включая ветки строительных баз), должны быть подтверждены управлением (отделением) железной дороги МПС России. При определении расстояний поставок материалов по железной дороге должны учитываться установленные нормальные направления грузопотоков с соблюдением минимальных расстояний, на которые железная дорога принимает к транспортировке материалы, а также степень загрузки железной дороги в соответствующем районе.

Автомобильные перевозки материалов, как правило, следует принимать на расстояние до 200 километров. В отдельных случаях (отсутствие железных дорог в районе изготовления и потребления строительных грузов, непринятия железной дорогой этих грузов и в других подобных случаях) перевозка материалов автомобильным транспортом на расстояние допускается более 200 км.

Транспортные схемы на местные материалы не должны учитывать использование перевалочных баз и складов, за исключением смешанных перевозок, при которых использование прирельсовых (припортовых) складов обусловлено технологией перевозки и хранения грузов. В случае, когда по местным условиям, в виде исключения, доставка материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные затраты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС) или другими обосновывающими документами, должны учитываться в виде поправок непосредственно в сметной документации.

При строительстве в городах на территории застроенных кварталов, если ПОС предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования бетонных и железобетонных изделий, других материалов и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку этих изделий и погрузочно-разгрузочные работы определяются расчетом, исходя из количества изделий, завозимых на перевалочную базу, и учитываются непосредственно в сметах.

Сведения об источниках получения материалов, способах и расстояниях их доставки на строительные площадки (территории строительства) с указанием используемых транспортных средств и видов дорог приводятся в сводной ведомости, составляемой по форме приложения 3. В дальнейшем эта ведомость постоянно отслеживается и при необходимости может корректироваться и переутверждаться с учетом мнения участников строительства.

Определение размера затрат на перевозку материалов проводится по форме типовой калькуляции транспортных расходов, приведенной в прил. 4. Калькуляции транспортных расходов составляются по укрупненной номенклатуре материалов, принятой при подготовке данных об условиях и расстояниях перевозки этих материалов.

Позиции укрупненной номенклатуры должны быть специфицированы. По каждой позиции должен быть определен материал-представитель с указанием его технической характеристики. В случае, когда позиция укрупненной номенклатуры включает виды (разновидности) материалов, технические характеристики (параметры) которых существенно различаются, оказывая значительное влияние на величину транспортных расходов (габаритность, масса и т.п.), калькуляции транспортных расходов следует составлять по двум (или нескольким) материалам-представителям.

При определении размера затрат, включаемых в калькуляцию транспортных расходов, следует учитывать класс груза (при автомобильных и тракторных перевозках), тарифную схему и норму загрузки вагонов (при железнодорожных перевозках), тарифную схему (при водных перевозках), а также условия и расстояния перевозки.

Затраты на перевозку грузов автомобильным, железнодорожным, водным и тракторным транспортом, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы определяются по сметным ценам на перевозку грузов для строительства.

Сметные цены на автомобильные перевозки определены на 1 т перевозимого груза и устанавлены для условий перевозки грузов бортовыми автомобилями и автомобилями-самосвалами (са­мосвальными поездами) независимо от грузоподъемности транспортных средств, а также средней грузоподъемности подвижного состава автотранспортных предприятий и строительных организаций, класса дорог, по которым осуществляется движение, и зависят от класса перевозимых грузов.

Класс грузов определяется в соответствии с приведенной ниже номенклатурой и классификаци­ей. В «Сборниках средних сметных цен» (в дальнейшем ССЦ), выпускаемых каждый месяц Региональным центром по ценнообразованию в строительстве Санкт-Петербурга (РЦЦС С-Пб) эта номенклатура и классификация представлена в таблице 2.3.

В случае отсутствия какого либо груза в табл. 2.3., провозная плата взимается по классу груза, соответствующему фактической степени использования грузоподъемности автомобиля, исходя из следующей таблицы 2.4. ССЦ и примечаний к ней.

Провозная плата за перевозку грузов учитывает затраты, связанные с простоем автомобиля в пунктах погрузки и выгрузки, а порожний пробег автомобилей между пунктами разгрузки и погрузки (также как от местоположения автотранспортного предприятия до пункта первой погрузки и от пунк­та последней разгрузки до автотранспортного предприятия) учтен в тарифах и дополнительно не оп­лачивается.

В провозной плате не учтена стоимость погрузочно-разгрузочных работ, за исключением выгрузки из кузова автомобилей-самосвалов.

Провозная плата за перевозки грузов в специализированном подвижном составе, а так же крупногабаритных строительных грузов исчисляется с учетом надбавок в размерах, указанных в табл. 2.5. ССЦ:

Плата за пробег автомобилей до места выполнения работ (от автотранспортного предпри­ятия к пункту первой погрузки) или возвращение их по окончании работ (от пункта последней раз­грузки до автотранспортного предприятия) дополнительно учитывается в случаях, когда оба пункта (первой погрузки и последней разгрузки) находятся за чертой населенного пункта, в котором распо­ложено автотранспортное предприятие.

При направлении автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания дополни­тельно оплачиваются пробег автомобиля от места нахождения автотранспортного предприятия допункта назначения и в обратном направлении либо расходы по перевозке автомобилей и обслуживающего персонала железнодорожным или водным транспортом.

Провозная плата за перевозку грузов автомобилями-самосвалами в карьеры и из карьеров приведена для 1-го класса груза. При перевозке грузов других классов указанная плата исчисляется делением тарифной ставки для 1-го класса грузов на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.

За перевозку возвратных порожних универсальных контейнеров плата взимается по тарифам 1-го класса груза за номинальную массу брутто с коэффициентом 0,7.

Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы предназначены для определения стоимо­сти этих работ при автомобильных (тракторных) «перевозках строительных материалов, изделий и конструкций в случае их перевалки с одного вида транспорта на другой, а также при отвозке с объек­та строительства (реконструкции, капитального ремонта) мусора, отходов, строительных материалов и конструкций, полученных при разборке конструкций, зданий, сооружений, рубке насаждений.

Стоимость погрузочных работ учитывается в отпускных ценах на материалы, изделия и конструкции, а стоимость разгрузочных работ — в составе единичных расценок на работы.

Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы учитывает все затраты, связанные с эти­ми работами, включая пакетирование и перемещение материалов, изделий и конструкций по фронту погрузки и выгрузки, а также в местах складирования.

Затраты, связанные с транспортированием строительных грузов железнодорожным и речным подвижным составом, находящимся в ведении строительных организаций, следует учитывать по отдельному расчету в сметной документации в соответствии с ПОС.

При перевозке материалов автомобильным транспортом с использованием универсальных контейнеров затраты следует учитывать в следующем порядке:

  • для груженых контейнеров принимается их номинальная масса (грузоподъемность);
  • при перевозке порожних контейнеров в пределах города, подаче их под погрузку или при возврате их после разгрузки принимается их фактическая масса (собственный вес контейнера);
  • при перевозке порожних контейнеров в междугородном или межрегиональном сообщениях расстояние перевозки принимается не более чем на 200 км по их фактической массе (собственному весу контейнера).

Затраты на обратную доставку специальных контейнеров, пакетов и поддонов, предназначенных для перевозки кирпича автомобильным транспортом, в калькуляциях сметных цен не учитываются.

Размер расходов по доставке материалов следует определять с учетом массы брутто. Переходные коэффициенты от массы нетто к массе брутто принимаются по Сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства, часть I..

Затраты на тару, упаковку, реквизит включаются в сметную стоимость, если использование тары требуется техническими условиями, или государственным стандартом и договором поставки не учтено в цене приобретения. Эти затраты принимаются по данным Сборника сметных цен на перевозку грузов для строительства.

Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2 %;
  • по металлическим строительным конструкциям — 0,75 %;
  • по оборудованию -1,2%.

Затраты на оплату услуг снабженческих и посреднических организаций, а также товарных бирж (включая брокерские услуги) определяются исходя из размера этих услуг, установленных в процентах от цены приобретения материала.

Заготовительно-складские расходы учитывают непосредственные затраты строительно-монтажных организаций на содержание заготовительного аппарата и материальных складов, на покрытие нормативной утери и порчи материалов в пути и на складах. Государственные укрупненные нормы заготовительно-складских расходов рекомендуется применять в следующих размерах: для металлических конструкций — 0,75 %; для строительных, санитарно-технических и электротехнических материалов и конструкций — 2 % от сметной стоимости материалов франко-приобъектный склад.

Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.

В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.

Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.

Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям. В калькуляциях, кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих.

Калькуляция стоимости материалов, изделий, конструкций

Составлена в ценах на __________ 200 ___ г.

Наименование материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *