При столярных работах используется какое дерево
Перейти к содержимому

При столярных работах используется какое дерево

  • автор:

Древесина

Древесина в интерьер вносит нотку тепла и домашнего уюта, позволяет создать необычный дизайн, оформить дом в классическом стиле или решиться на смелые эксперименты. Натуральное дерево радует глаз, обладает особой энергетикой, вызывает позитивные эмоции.

Самые популярные виды древесины

Твердые или лиственные породы отличаются разнообразием цветовых оттенков, высокой прочностью, они имеют неповторимый узор и текстуру. Лиственные деревья растут в умеренном климате и в тропиках, стоимость определенного сорта древесины зависит от ее характеристик и ареала распространения.

Наиболее востребованы среди лиственных пород:

Данная древесина отличается высоким качеством прочностью, идеально подходят для производства мебели, воплощения самых смелых идей мастеров. Обладает высокими декоративными качествами: красивая текстура как при радиальном, так и тангенциальном разрезе. Лиственные породы древесины быстры в просушке и не трескаются. Мебель и предметы обстановки, изготовленные из нее, смотрятся дорого и являются долговечными.

Древесина может быть мягкой, средней или твердой. Мягкую древесину получают преимущественно из хвойных деревьев. Она имеет светлый оттенок, от бледно-желтого до коричневатого, характерный рисунок спилов, на ее поверхности заметны резкие цветовые контрасты между ранней и поздней древесиной в годичных кольцах. Такая древесина является менее качественной и прочной, поэтому ее не используют при изготовлении стильной и качественной мебели.

Основные правила выбора древесины

Поставщики лесоматериалов чаще всего используют мягкие породы деревьев, то есть ель, пихту и сосну, поскольку именно такая древесина является оптимальным выбором и лучшим сырьем для выполнения плотницких и столярных работ.
Сортировка дерева происходит с учетом выровненности слоев, наличия допустимых дефектов, среди которых сучки, неровности слоев и волокон, трещины. Многие дефекты древесины являются следствием неправильной сушки и затрудняют последующую обработку материалов. Неправильная сушка приводит к уменьшению размеров деталей, растрескиванию.

При выборе древесины для создания мебели и предметов интерьера специалисты учитывают несколько факторов:

  1. Вид и оттенок дерева;
  2. Фактуру;
  3. Рисунок, который обусловлен особенностями и клеточной структурой дерева;
  4. Механические характеристики материала.

Мастера делают ставку на эстетические факторы, однако не забывают о показателях прочности и устойчивости к воздействию влаги. Для производства мебели используют преимущественно древесину твердых сортов, которая отличается прочностью и долговечностью, легко обрабатывается, представляет особый интерес для специалистов, которые занимаются резьбой по дереву. Дубовый стол, стулья или шкаф прослужат долгие годы, украсят любой дом, а ореховая мебель станет достойным обрамлением классической гостиной.

Невозможно назвать материал, который может соперничать с натуральным деревом по показателям качества и долговечности, выглядеть так же красиво и оригинально. Выбирайте натуральную древесину для производства мебели и других предметов интерьера и отдыхайте душой в их окружении!

Древесные породы, используемые для столярно-плотницких работ

Все древесные породы разделяются на две большие группы — хвойные и лиственные. К хвойным относятся сосна, ель, лиственница, пихта, кедр, тис, кипарис, можжевельник.

Деревянные части зданий изготовляют преимущественно из хвойных пород, ствол которых по сравнению с лиственными породами имеет более правильную форму, а мебель делают из лиственных пород.

Древесина хвойных пород обычно меньше подвержена загниванию, чем древесина лиственных.

Сосна (рудовая сосна) имеет древесину красного цвета в здоровых и толстых бревнах. У этого дерева тонкая, ровная текстура, хорошая прочность, достаточная гибкость. Древесина сосны легка в обработке. При использовании гвоздей, шурупов, клея трудностей не возникает. Одной из стран, в которой произрастает редкий вид дерева — черная сосна, является черногория . Ее древесина имеет высокое содержание смолы; она эластичная, твердая и прочная.

Ель имеет древесину белого цвета с еле заметными годовыми слоями. У нее черные, хаотично разбросанные сучки, в отличие от сосны, у которой сучки расположены мутовками (группами в одном уровне). Древесина этого дерева белее, легче, рыхлее, сучковатее, менее смолиста и более подвержена загниванию, чем у сосны.

Лиственница имеет древесину красивого кремово-коричневого цвета, но, к сожалению, тяжелую и смолистую. Обрабатывается с трудом и засмаливает подошву инструмента. При быстрой сушке часты внутренние трещины. Для отделки применяют нитроцеллюлозные лаки, спиртовые не годятся.

Можжевельник — у этого хвойного кустарника ствол может достигать 10 см в ширину и имеет очень красивую текстуру. Его крепкая тонкослойная древесина хорошо обрабатывается и полируется. Засохшие старые можжевелины могут служить отличным поделочным материалом. Из-за малого диаметра стволов щитки приходится склеивать из мелких брусочков. Особенно красивы торцевые срезы можжевельника, пригодные для инкрустации. Приятный запах этого кустарника сохраняется очень долго.

Кипарис, туя. Их древесина похожа по свойствам на древесину можжевельника, но серее и широкослойнее. Кипарис нетрескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для иконных досок. Сушат кипарис в коре на воздухе под навесом 3—5 лет.

Кипарис, туя и можжевельник, хорошо поддаются мелкой резьбе. Остальные хвойные для мелкой резьбы менее пригодны, так как прямослойная древесина имеет склонность к скалыванию. Из-за четкого крупного рисунка годовых слоев мелкие фасонные штапики (раскладки) из хвойных пород невыразительны.

Лиственные породы имеют наибольшее значение в столярном деле. Особое место среди них на Руси занимает дуб.

Дуб. Грубая текстура, очень высокая прочность, хорошая гибкость. Легко поддается обработке. Древесина при тангенциальном разрезе имеет хорошо видимые поры, а при радиальном — сердцевинные лучи. Настоящий мореный дуб, пролежавший в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной. Он менее прочен, чем срубленный, хрупок, обрабатывается с трудом и тупит резцы. Мелкие профили из дуба невыразительны. Использование гвоздей, шурупов, клея не вызывает никаких проблем.

Естественная сушка дуба в коре 810 лет. Перед сушкой торцы дерева необходимо смазать петролатумом, клеем ПВА или заклеить бумагой.

Ясень. Древесина этого дерева похожа на древесину дуба, но несколько светлее, сердцевинных лучей нет. При морении и окраске приобретает неприятную седину, поэтому применяют его обычно в натуральном цвете. Распаренный ясень хорошо гнется. Древесина его прочна, вязка, обрабаты-вается вручную с трудом. При сушке ясень мало трескается.

Бук. Надо сказать, древесина этого дерева в чистом виде невыразительна. В радиальном разрезе проявляются блестящие пластинки, с торца видные как темные черточки. Такой распил придает древесине наиболее декоративные качества. Но зато по прочности бук почти не имеет себе равных. Шурупы, завинченные в бук, как правило, ломаются, но не выдирают древесины. Пригоден бук для изготовления профильных раскладок, хорошо поддается имитации при темном морении. Сушится быстро, не трескается. Бук легко впитывает атмосферную влагу, поэтому изделия из него необходимо покрывать лаком. На стволах бука иногда образуются наросты — капы.

Вяз. Текстура древесины этого дерева особенно красива в комлевой части. Древесина имеет темное ядро и хорошо видные годовые слои. В радиальном разрезе они образуют интересную рябоватость. По характеру обработки, твердости и прочим свойствам вяз близок к дубу.

Карагач — южное дерево с коричневой древесиной. На стволах карагача часто образуются капы. Пиленые дощечки из них исключительно красивы.

Платан, чинара (восточный платан). Древесина имеет
коричнево-бурое ядро. Косое направление волнистых линий в годовых кольцах придает текстуре чинары, особенно в радиальном разрезе, зернообразный вид.

Каштан съедобный. Древесина этого дерева имеет серо-бурое ядро, похожа на дубовую, но в радиальном разрезе не имеет блестящих сердцевинных лучей. Мягкость и равно-плотность древесины позволяют резать и обрабатывать ее во всех направлениях.

Каштан конский. Прочность этого дерева очень высока. Древесина обычно косослоиста, равномерно окрашена, сероватого цвета, пригодна для резных изделий и протрав.

Клен русский, явор, черноклен. Имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Особенно красив радиальный распил. Клен легко полируется и принимает протравы, им можно имитировать большинство редких пород древесины с ровной структурой.
Древесина этого дерева имеет равноплотное строение и поэтому хорошо режется. Из-за плотности древесины клен употребляют на подошвы строгального инструмента — фуганков, двойных рубанков, шлифтиков. Сушат клен в коре целиком или распиленным на доски по 5—6 см толщиной не менее года.

Клен американский, или ясенелистый. По текстуре древесина этого дерева напоминает древесину ясеня, но более плотная и с более мелкими порами. Обрабатывается и принимает полировку с трудом. Также пригодна для изготовления столярного инструмента.

Орех грецкий и маньчжурский. Цвет древесины — красно-бурый, иногда с темными прожилками. Строгается с трудом, хорошо поддается полированию и окрашиванию. Ореховые капы имеют особенно красивый рисунок. Капы режут на дощечки, собираемые на хвойной основе в щитки.

Граб. Цвет древесины — бело-желтый. Она очень тяжела, но пригодна для имитации черного дерева. В основном идет на подошвы столярного инструмента. Обрабатывается хорошо, полируется плохо.

Груша. Древесина этого дерева розового цвета с нежными линиями годовых слоев. Она плотная, тяжелая, хорошо полируется и окрашивается. Пригодна для мелкопрофильных резных изделий, чертежного инструмента. Мало коробится и растрескивается при сушке. Благодаря развитому центральному стволу груша дает длинные прямые заготовки.

Акация белая имеет широкое черно-серое или зелено — бурое ядро. Древесина этого дерева очень прочна, в сухом состоянии поддается обработке с трудом, во влажном — склонна к хрупкости. Но древесина хорошо полируется, и изделие имеет красивый внешний вид. Размеры дощечек невелики. Акация идет на ручки инструмента, вкладыши, инкрустацию.

Шелковица (тутовое дерево). Цвет древесины — красно-бурый, на свету темнеет. Обрабатывается с трудом, быстро тупит инструмент, хорошо полируется.

Древесина черешни, вишни, сливы, яблони, абрикоса — прекрасный поделочный материал для самых разнообразных изделий. Это очень твердая мелкослойная древесина различных оттенков — от бело-розового до черно-синего и фиолетового в сердцевинных частях.
За исключением черешни, куски древесины этих пород не бывают длинными из-за ветвистой структуры деревьев. Древесина фруктовых деревьев хорошо полируется и принимает разную протраву и морение.

Береза — весьма распространенная лиственная твердая порода. Древесина белого цвета, пригодна для разнообразного окрашивания, легко поддается обработке, но хрупка при обработке долотом.

В нижней части деревьев часто встречаются свилеватость и волнистость. Иногда внутренняя часть ствола имеет черный или красно-бурый цвет с высокими декоративными качествами.
Нередко на стволах березы образуются наросты — капы. Чтобы срезать кап, не обязательно валить дерево.
Если взять поперечное, остро отточенное узкое (10—12 мм) лучковое полотно с большим разводом и приклепать к нему проволочные ручки, то, работая вдвоем, такой пилой нарост нетрудно отрезать от ствола.

Срезать капы и заготовлять березовые стволы лучше осенью. Стволы распиливают вдоль посередине либо на доски. Сушить в коре нельзя. Но кап сушат именно в коре — обмазывают смесъю глины и коровьего набора и закапывают в сухой песок, на 23 месяца. Березовые доски при сушке сильно коробятся, поэтому целесообразно сушить их, под грузом или в связке. Хорошо выдержанные доски и брусья можно найти в отходах от строительства, где береза применяется как вспомогательный материал для опалубки и лесов.

История русского столярного искусства свидетельствует о том, что береза была одним из излюбленных материалов. Ее способность к полированию и окрашиванию, податливость инструменту и изгибанию (в распаренном состоянии) превосходят самые смелые ожидания. Не следует забывать — изделие, выполненное из цельной древесины, ценнее изделия, оклеенного фанерой, пусть даже и дорогих пород древесины.

Липа, осина, тополь, серебристый тополь имеют мягкую белую древесину. При высыхании она не трескается, мало усыхает, легко поддается резанию. Исключение — сухая осина, ее обработка чрезвычайно трудна. В древесине серебристого тополя встречаются участки, пронизанные точками и завитками, что может представлять несомненный интерес для декоративной отделки изделий.

Рябина. У этого дерева древесина белая, прочная, обладает свойством хорошо скользить, вследствие чего пригодна для подошв рубанков. Не следует забывать — древесину рябины следует тщательно высушивать, иначе она может покоробиться.
Для столярного дела пригодны и кустарники.

Сирень имеет твердую древесину. При обработке слабым раствором соляной кислоты она принимает пурпурную окраску и годна для инкрустаций.

Крушина, лесная жимолость имеют очень твердую, похожую на кость древесину, которая прекрасно принимает полировку и не трескается.

Боярышник имеет твердую древесину красивого желто-бурого цвета. Стволы старого боярышника бывают толщиной до 15 см.

  • Материалы для столярно-плотницких работ
    • Древесные породы для столярно-плотницких работ
    • Лесо- и пиломатериалы
    • Шпон, фанера, ДСП, ДВП
    • ДСП, как материал для изготовления мебели
    • Выбор и заготовка материала
    • Сушка материала, измерение влажности, виды деформации доски
    • Свойства древесины
    • Древесина, как строительный материал
    • Наиболее эффективные средства защиты древесины от огня
    • Измерительный и разметочный инструмент
    • Инструмент для тёски и распиловки древесины
    • Инструмент для строгания
    • Инструмент для долбления, резания, художественной резьбы, сверления
    • Верстак
    • Приспособления
    • Затачивание
    • Пиление
    • Строгание
    • Сверление
    • Соединение на клею
    • Соединение на гвоздях, винтах и другие виды крепления
    • Сплачивание
    • Сращивание
    • Наращивание
    • Соединение под углом (вязка)
    • Соединения в шпунт и гребень
    • Угловая вязка щитов в гребень и врезным гребнем
    • Вязка на «ус»
    • Виды полов. Укладка
    • Наборный паркет
    • Укладка паркета
    • Щитовой паркет
    • Паркетные доски
    • Строгание, циклевание и шлифование паркетных полов
    • Ремонт паркетных полов
    • Породы древесины для изготовления лестниц
    • Основные правила при строительстве лестниц
    • Методы расчёта лестниц
    • Параметры основных деталей лестницы из дерева
    • Составление чертежа лестницы
    • Лестничные перила
    • Соединения деталей деревянных лестниц
    • Деревянная лестница на косоурах
    • Деревянная лестница с тетивами
    • Чердачная винтовая лестница
    • Переносные лестницы
    • Ремонт старой деревянной лестницы
    • Оконные переплёты
    • Крепление коробок в деревянных зданиях
    • Остекление переплётов
    • Ремонт оконных переплётов и коробок
    • Дверные коробки
    • Дверные полотна
    • Наличники
    • Двери на гвоздях
    • Двери на шпонках
    • Двери, связанные в наконечник, шипами или на «ус»
    • Как установить деревянную дверь
    • Ремонт дверей
    • Обшивка
    • Перегородки
    • Деревянная арка
    • Ремонт стен
    • Устройство крыши
    • Кровельные материалы
    • Кровля из мягких материалов
    • Покрытие для металлочерепицы
    • Обессмоливание и отбеливание древесины
    • Лакирование

    Древесина в строительстве. Особенности разных пород

    Древесина в строительстве. Особенности разных пород

    Древесина — это один из самых распространённых строительных материалов в нашей стране. Из неё строят каркасные и брусовые дома, отделывают фасады, кроют кровлю. Древесина используется в столярном производстве, из неё делают авторские предметы интерьера и резные скульптуры. В сегодняшней статье мы расскажем об особенностях разных пород дерева.

    Породы древесины можно разделить на две большие группы: хвойные и лиственные.

    Хвойные породы древесины

    Традиционно на любом строительном рынке широко представлена древесина хвойных пород, к которым относится сосна и ель. Менее распространены лиственница и кедр. Рассмотрим подробнее каждую породу. Сосна. Можно сказать, что это общестроительный материал, из которого многие предпочитают строить дома. Сказывается распространённость этой породы дерева и простота обработки. Благодаря своей структуре сосна устойчива к загниванию. Кроме этого, из-за открытой структуры клеток, сосна имеет высокую воздухопроницаемость. Поэтому стены, возведённые из этого материала, «дышат». Если рассматривать сосну как древесину для столярных работ, то она часто используется при изготовлении мебели, дверей и оконных рам. Хорошо высушенная древесина сосны отлично пилится, режется, строгается, склеивается и окрашивается. Сосновая древесина имеет ярко выраженную текстуру, что делает её привлекательной для резных и мозаичных работ. Ель. Древесина этой породы сучковата, а текстура менее выражена, чем у сосны. Эти особенности накладывают ограничение на использование ели в столярных работах, а также при изготовлении мебели. Кроме этого, высушенная древесина ели подвержена расщеплению, поэтому её стараются не использовать в качестве напольного покрытия. Также ель более подвержена гниению, чем сосна. В строительстве ель востребована при изготовлении балок перекрытий, стропильных систем, подстропильных прогонов и слег — горизонтальных, промежуточных опор под стропила. Лиственница. Этот материал, в силу высокой прочности, плотности (выше, чем у сосны и ели на 1/3), маслянистости и устойчивости к биопоражениям и насекомым-вредителям, незаменим при возведении срубов. Лиственницу используют для нижней подкладной доски и венцов, т. е. — мест, расположенных близко к земле и подверженных наибольшему воздействию неблагоприятных погодных факторов.

    Лиственные породы древесины

    Если говорить о «столярке», то в этом деле традиционно востребованы лиственные породы древесины. В первую очередь, можно выделить дуб. Дуб. Всем известна высокая прочность, твёрдость и прочность дубовой древесины. Дуб устойчив к гниению, а благодаря обилию дубильных веществ, эта древесина хорошо протравливается. Древесина дуба вязкая, хорошо обрабатывается режущим инструментом, её можно гнуть. Текстура волокон древесины ярко выражена. Мебель, сделанную из дуба, не спутаешь ни с какой другой. Ясень. Древесина ясеня схожа с дубовой. Это прослеживается в схожести волокон, но текстура древесины ясеня более светлая, чем у дуба. Ясень обладает высокой прочностью и вязкостью, но при неблагоприятных условиях (повышенной влажности и сырости) древесина ясеня начинает гнить. Ясень в обязательном порядке нужно антисептировать защитными средствами. Бук. Древесина бука по прочности соответствует дубу. Так же, как и ясень, бук хорошо пилится, гнётся после распаривания, сверлится, обрабатывается режущим инструментом. Но, из-за подверженности влагонакоплению, древесина бука может начать гнить. Об этом стоит помнить, задумав использовать изделия из бука во влажных помещениях. Для защиты древесины бука следует использовать антисептики и окрашивание специальными красками.

    3. Отбор древесины для столярных работ

    Столярные работы бывают белодеревными и краснодеревными. Исходным материалом для белодеревных работ служит древесина хвойных и мягких лиственных (береза, липа, тополь), для краснодеревных – твердая древесина ценных лиственных пород. Для обоих видов работ применяются породы деревьев с относительной прямолинейностью ствола и небольшим количеством здоровых сучков.

    Влияние свойств древесины на выбор материала. Чтобы правильно выбрать древесину, необходимо знать свойства древесных пород.

    Хвойные породы используют в качестве основы при облицовывании деталей шпоном из твердых ценных пород; твердые лиственные породы (дуб, бук, береза обычная и карельская, грецкий орех, граб, клен обычный и «птичий глаз», ясень и др.) применяют в натуральном, цельном виде. В мозаичных работах используют шпон лиственных и хвойных пород. Для резьбы по дереву при последующем травлении и крашении древесины в темный цвет выбирают только некоторые лиственные породы – липу, осину, иву, рябину, березу. Если хотят оставить натуральный цвет деталей резного изделия, то для его изготовления берут грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др.

    Хвойные породы в основном имеют мягкую древесину, поэтому для лицевых деталей в изделиях используются редко. Это связано с тем, что мягкая древесина чувствительна к механическим повреждениям и ударам. Практика показывает, что при соблюдении требований к технологическому процессу хвойные породы можно с успехом использовать для изготовления мебели.

    Изделия небольших размеров изготовляют в основном из хвойной древесины без сучков, с красивыми, ярко выраженными годичными слоями (кипарис, можжевельник, лиственница, красная сосна и др.). Ель с большим количеством сучков, а также белая сосна и пихта – породы, требующие дополнительной декоративной отделки тонированием или орнаментальной резьбой. Древесина хвойных пород легко окрашивается, но при интенсивной окраске цветовой тон глушит ее декоративные достоинства.

    При высыхании древесина сжимается в объеме и подвергается естественному короблению.

    В столярном деле нужно правильно определять время сушки дерева, поскольку и недосушенный, и пересушенный материал в одинаковой степени непригоден для работы. В условиях эксплуатации с нормальной влажностью среды пересушенная древесина неизбежно впитает влагу с воздуха и покоробится. На нормальное состояние древесины пагубно влияет и переменное изменение температуры: материал при этом трескается.

    На состояние древесины, ее сушку и разбухание влияет ряд причин: время заготовки, длительность, условия выдержки и т. п. У дерева, заготовленного зимой, древесина (по сравнению с летней заготовкой) менее влажная, так как в этот период оно замедляет свой рост. Необходимо помнить, что недосушивание и пересушивание сильнее всего сказываются на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых. Для изделия необходимо подбирать древесину однородных по структуре пород, чтобы степень усыхания заготовок была одинаковой.

    Рис. 2. Усыхание деталей распиленного ствола дерева (коробление): 1 – заболонный участок; 2 – ядровая древесина

    У распиловочного материала при высыхании наблюдаются прогибы и выпуклости (рис. 2), т. е. происходит его коробление. У центровой доски коробление будет едва заметным, поскольку твердая ядровая древесина усыхает значительно меньше заболони. Пригодность столярного материала в какой-то степени можно определить по наружным признакам ствола сваленного дерева. При отборе древесины обращают внимание на лучевые трещины в торце: отсутствие их или наличие мелких трещин свидетельствует о доброкачественности материала; глубокие трещины являются признаком его низкого качества. При глубоких лучевых трещинах в стволе могут быть полости, которые, например, у сосны, заполняются смолистым веществом – живицей (этот дефект сосны называют засмолком). Если трещины идут по годичным слоям древесины, т. е. дугами, то такое дерево непригодно для столярных работ.

    При выборе древесины мягких хвойных пород обращают внимание на плотность годичных слоев. Чем они гуще и переходы их плавнее, тем древесина плотнее и однороднее, а значит качественнее. Широкослойность древесины указывает на ее рыхлость и незначительную прочность; изделия из такой древесины не должны подвергаться резким и переменным нагрузкам. Параллельность годичных слоев свидетельствует об относительной прямолинейности древесины в продольном разрезе, а следовательно, о доброкачественности материала.

    У отдельно растущих деревьев после валки и распиловки можно наблюдать непараллельность древесных волокон, т. е. косослойность. Вместе с косослойностью у таких деревьев ядровая часть смещена к заболони. Древесина с этими дефектами больше трескается и сильнее коробится.

    При отборе древесины следует обращать внимание на возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, а старая в большей степени подвержена гниению, поэтому лучше всего выбирать древесину среднего, зрелого периода роста. Так, для столярных работ лучшей считается древесина сосны в возрасте 80–90, дуба – 80–150, березы и ясеня – 60–70, ели – 120, ольхи – 60 лет и т. д. Возраст сваленного дерева определяют по его поперечному разрезу, на котором хорошо видны годичные слои.

    В столярном деле одни древесные породы считаются более гибкими, другие – менее гибкими (упругими). В то же время древесина осенней заготовки более гибкая, чем зимней. Установлено, что в наибольшей степени гибкость дерева проявляется в его среднем возрасте.

    Гибкая порода легко гнется, но трудно ломается. Следует знать, что по гибкости сосна уступает липе, а ольха – березе. Липа, береза, ильм, осина являются наиболее гибкими; затем следуют дуб, бук, ель, ясень, клен; наименее гибкими считаются лиственница, ольха, граб, пихта, сосна. Гибкость дерева во многом зависит от места его произрастания, наличия в почве различных питательных элементов, окружения, в котором растет дерево (в гуще леса или на открытом месте), наличия сучков и т. д.

    В столярном деле при гнутье древесины очень важным является такое ее свойство, как вязкость. При высокой вязкости дерево гнется по всем направлениям не ломаясь, но и не принимая прежней прямолинейности. Таким качеством обладают клен, вяз, можжевельник, орешник, береза, ясень, лиственница, бук, молодой дуб и т. д.; хрупкими породами считаются ольха, осина, ель и др.

    В большой мере на вязкость и хрупкость древесины оказывает влияние почва, на которой растет дерево. Так, если сосна и бук росли на влажной почве, то их древесина будет иметь высокую вязкость, а если на сухой – то среднюю. Дуб имеет высокую хрупкость, если произрастает во влажной или слишком сухой среде. В производственных условиях для получения однородной вязкости определенные породы перед обработкой предварительно пропаривают, насыщая древесину влагой, а затем подвергают гнутью.

    Древесина имеет свойство раскалываться по направлению волокон, и чем более прямолинейна ее структура, тем легче она раскалывается. Плотные и гибкие породы раскалываются легче мягких. Сучковатость, свилеватость, наплывность и перепутанность древесных волокон снижают степень раскалываемости. Легче раскалываются дуб, бук, ясень, ольха, ель и др., труднее – груша, тополь, граб и т. д. Для резьбы подбирают породы с более низкой степенью раскалываемости.

    Долгое хранение древесины снижает ее прочность, поэтому столяр должен соблюдать условия хранения материала, а готовые изделия защищать от атмосферных влияний, покрывая их лаками, мастиками и т. п.

    Отбирая материал для столярных работ, столяры обращают внимание на цвет в разрезе или в отщепе древесины. Если ее цвет неравномерный или слишком яркий, то это свидетельствует о начавшемся грибковом заболевании. Такое дерево непригодно для столярной работы.

    Сучки в деталях конструкций нежелательны, так как снижают прочность древесины. При высушивании древесины они обычно выпадают. У хвойных пород полость выпавшего сучка заполняется смолистым веществом, и тогда наблюдается «табачный» сучок. Материал с наличием большого количества сучков используют для неответственных конструкций.

    Рис. 3. Схема распиловки ствола дерева: 1 – брус; 2 – обрезная доска; 3 – необрезная доска; 4 – горбыль

    Пиломатериалы и продукты переработки древесины. Древесные материалы бывают в виде распиленной, измельченной и клееной древесины, а также шпона.

    Распиловочный сортамент, используемый в столярном производстве, получается в результате распиловки ствола дерева (рис. 3). Сортамент пиломатериалов определяется наличием различных дефектов древесины и зависит от точности ее распиловки, чистоты обработки и степени покоробленности. Приобретая или заготавливая материал, исходят из его размеров и необходимого объема. Материала заготавливают всегда чуть больше, чем необходимо, учитывая скрытый брак заготовок.

    Наиболее употребительные размеры пиломатериалов для работы в домашних условиях следующие: досок – толщина 13–45, ширина 80–250 мм; брусков – соответственно 50–100 и 80–200 мм; брусьев – сечение 130–250?130–250 мм. Длина пиломатериалов – не более 6,5 м.

    Для столярной заготовки используют обычно необрезные доски, выпиленные ближе к центру ствола. Они в меньшей степени подвержены усадке и высыханию. Для небольших изделий используют и дефектные в целом доски: со сбежистостью, кривизной, трещинами, незначительным косослоем, сучковатостью.

    Материал для столярных изделий покупают в магазинах. Но не следует забывать, что для их изготовления можно использовать старую мебель, тарную дощечку, отходы пиломатериалов, старый паркет, элементы разбираемых деревянных построек, балочных перекрытий и т. д.

    Продуктами переработки древесины являются строганый и лущеный шпон, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты.

    Строганый и лущеный шпон служит материалом для облицовочных и мозаичных работ. В магазины шпон поступает с деревообрабатывающих комбинатов или мебельных фабрик в пачках различной длины и ширины. Получают его при строгании или лущении древесины: лущеный – березы, ольхи, ели, сосны, бука, липы и других пород со слабовыраженной текстурой, строганый – грецкого ореха, ясеня, бука и т. д. Строганый шпон используют, как правило, для облицовывания мебели, а лущеный – столярных и древесностружечных плит. Для облицовывания в домашних условиях рекомендуется шпон толщиной 0,6–1,5 мм.

    Кроме строганого и лущеного шпона, для облицовывания изделий в столярном деле используют еще пиленый шпон толщиной 1–12 мм. В домашних условиях такой шпон получают, распиливая древесину обыкновенной одноручной пилой с соответствующим разводом зубьев. Пиленый шпон используют для облицовывания небольших изделий.

    Фанера состоит из нескольких (трех, пяти и более) склеенных слоев лущеного шпона. Основными породами древесины, используемой для изготовления фанеры, являются ольха, береза, бук, сосна, липа и др. В продажу фанера поступает шлифованной и нешлифованной с маркировкой согласно применяемым клеевым составам. Фанеру применяют в качестве конструкционного и облицовочного материала. Оклеивают ее строганым шпоном ценных пород – дуба, ясеня, березы, бука, грецкого ореха, красного дерева, клена и т. д. Вместо шпона фанеру можно облицовывать декоративными пленками или декоративной бумагой. Толщина фанеры 3–18 мм.

    Столярные плиты – это склеенные между собой рейки, облицованные лущеным шпоном или фанерой. Для облегчения конструкций изготовляют также плиты, в которых рейки размещены блоками с образованием пустот. Щиты, изготовленные таким образом, не гнутся и не трескаются. Толщина столярных плит 16–50 мм. В домашних условиях мастер может изготовить столярную плиту сам, используя соответствующие материалы и инструмент. Столярные плиты используют для изготовления предметов мебели.

    Древесно-стружечные плиты (ДСП) изготовляют из древесины и ее отходов, которые измельчают, сушат, сортируют, смешивают со связующим, формуют и при определенном давлении и температуре прессуют. Толщина плит 10–20 мм. Плиты бывают водостойкие и неводостойкие, разной плотности, шлифованные и нешлифованные. ДСП применяют в основном для устройства перегородок, обшивки каркасов конструкций и изготовления отдельных предметов мебели.

    Древесно-волокнистые плиты (ДВП) также изготовляют из дробленой древесины, которая проходит дополнительную специальную обработку. Толщина ДВП 2,5–25 мм. Плиты имеют различные плотность, водостойкость и степень звукопоглощения. ДВП повышенной твердости применяют для облицовывания каркасов мебели, щитовых конструкций раздвижных дверей, перегородок и т. п.

    Использование коры. В мозаичных работах используется кора некоторых деревьев. Наиболее широко применяется кора березы (береста), сосны в возрасте 45–60 лет, ивы, молодых побегов розового куста и др.

    Бересту заготавливают в мае—июне, когда особенно сильное сокодвижение. Лучше других – кора с обычной березы, особенно с деревьев, растущих на умеренно-влажных грунтах: она чистая, без черных отметин и штрихов. Бересту отслаивают со срубленного дерева острым еловым или рябиновым клином по сделанным предварительно надрезам. После отделения от дерева ее тщательно протирают тканью; хранят в пачках под грузом в прохладном затененном месте. Перед работой бересту вымачивают в горячей воде, после чего она становится мягкой и податливой. Иногда береста бывает толще строганного шпона, и чтобы сделать ее тоньше, снимают несколько внутренних слоев. В процессе работы на бересту давить не рекомендуется, потому что она от этого уплотняется и темнеет. Под лаком береста также немного темнеет.

    Кора сосны сверху имеет красно-оранжевую чешуйчатую структуру, под которой расположен зеленый подслой – молодая кора, легко снимаемая со ствола. Бить по коре не рекомендуется, так как в местах удара появляется почернение. После снятия с дерева кору сосны подсушивают до исчезновения излишков влаги. При высыхании она немного темнеет. После покрытия лаком цвет коры становится насыщеннее. Применяется кора сосны в основном для вставок, где необходим природный, зеленый цвет, в растительных орнаментах и т. д.

    Полезные замечания. Для определения влажности древесины на свежий скол отщепа от заготовки кисточкой наносят спиртовой раствор йода. Если дерево заготовлено зимой (менее сырое), то прожилки приобретут темно-фиолетовый оттенок, если летом (более сырое) – желтоватый.

    Если при ударе молотом или обухом топора по торцу заготовки получается глухой звук – древесина сырая, если звонкий – сухая. Однако определить таким образом влажность сучковатой заготовки трудно, так как наличие сучков будет усиливать «звучание» древесины.

    Лучше всего влажность древесины определить по стружке, снимаемой фуганком с заготовки. Древесина будет сырая, если тонкую и длинную стружку можно завязать в узел, и сухая, если стружка ломается.

    Плотность древесины можно определить по степени насыщения ее влагой. Так, чтобы отобрать дубовую доску высокого качества, одинаковые по размеру образцы нескольких досок помещают на несколько часов в воду, после чего их взвешивают. Самый тяжелый образец будет самого низкого качества, так как он впитал много воды, а это значит, что у него древесина менее плотная, чем у остальных.

    В соках, которыми питается дерево во время своего роста, содержится много различных солей. При высыхании древесины они остаются в порах клетчатой структуры дерева, куда при определенных условиях поступает и влага с воздухом. Это способствует загниванию материала заготовок. Чтобы избавиться от солей, заготовки с грузом опускают на чистое речное дно комлем против течения. Через определенное время (обычно 7–8 месяцев) вода вымоет из древесины все соли. После сушки дерево становится очень прочным, почти не коробится и не трескается. Следует помнить, что не из каждого дерева можно таким способом избавить от солей, так как многие породы во влажной среде загнивают. Поэтому выщелачиванию подлежат лишь те породы, которые выносливы к пребыванию во влажной среде: дуб, сосна, ольха, тис и некоторые другие.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    3. Шиповые соединения столярных изделий

    3. Шиповые соединения столярных изделий При производстве столярных изделий основным видом соединений является шиповое, состоящее из двух элементов: шипа и гнезда или проушины. В зависимости от толщины изделий, требуемой прочности бруски соединяют на один, два и более

    2. Виды столярных, плотничных и паркетных работ, выполняемых на строительстве

    2. Виды столярных, плотничных и паркетных работ, выполняемых на строительстве Деревянные конструкции на строительство поступают в виде готовых элементов – арок, полуферм, ферм, прогонов, балок, щитов перегородок, оконных и дверных блоков, готовых к монтажу. Деревянные

    3. Изготовление столярных перегородок и тамбуров

    3. Изготовление столярных перегородок и тамбуров Столярные перегородки изготовляют в виде щитов по технологии, аналогичной технологии изготовления рамочных дверей.Щиты столярных перегородок делают шириной 600, 1200 мм, высотой от 2300 мм и более, толщиной 54, 64, 74 мм. На стройку

    4. Монтаж столярных перегородок

    4. Монтаж столярных перегородок Перегородки устанавливают после настила полов, санитарно-технических и электротехнических работ, оштукатуривания стен и остекления окон.Столярные перегородки из готовых щитов рамочной (филенчатой) конструкции устанавливают на дощатую

    Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном

    Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном Общие положения. Облицовка столярных изделий появилась сравнительно недавно, сначала в странах, куда экзотические породы попадали в небольшом количестве, а затем и в других — из-за массового спроса на имитацию

    Отделка столярных изделий

    Отделка столярных изделий Отделка — завершающая операция, в результате которой изделию придается окончательный вид. В настоящее время существует много способов отделки; мы же остановимся лишь на нескольких видах, относительно традиционных и исполняемых вручную с

    Изготовление столярных изделий

    Изготовление столярных изделий Структура предмета. Прежде чем начать изготовление столярного предмета, нужно продумать его структуру, от которой зависит организация рабочего места, система обработки деталей, порядок склеивания и сборки.Все столярные изделия собирают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *