Совмещенная колея как устроена
Перейти к содержимому

Совмещенная колея как устроена

  • автор:

Совмещённая колея

Железнодорожный путь совмещённой колеи предназначен для использования подвижным составом с разной шириной колеи.

Сооружение пути совмещённой колеи по сравнению с двумя или несколькими отдельными путями для каждой колеи позволяет экономить площадь и средства на строительство искусственных сооружений (земляных насыпей, мостов, тоннелей), а также контактной сети и устройств сигнализации.

Чаще всего совмещается две колеи (в трёх-, но иногда четырёхниточном пути), однако известны примеры совмещания и большего их количества. Например, на заводе «General Motors», выпускавшем локомотивы для разных стран, существовал семиниточный испытательный путь.

Три рельса используются в том случае, когда разница в ширине двух колей достаточна, чтоб вместить рельс меньшей колеи в большую, а один из рельсов использовать как общий. Например, 1668 и 1435 мм в Испании, 1435 и 1067 мм в Австралии и Японии, 1520 и 1067 мм на Сахалине, 1676 и 1000 мм в Бангладеш. Для разъезда поездов в месте расхождения путей используются специальные стрелки и сигнализация.

Четыре рельса используются для сплетения в одном пути несовместимых колей, мало отличающихся между собой по ширине, например 1435 и 1520 мм (разница 85 мм), 1000 и 1067 мм (разница 67 мм). Сплетение путей остается независимым и не требуются стрелки для прохождения поездов по разъезду.

Иногда четыре рельса используются для комбинаций «широкая колея + узкая колея», когда меньший по ширине путь полностью и симметрично умещается внутрь более широкого. Используется для мостов и путепроводов в некоторых странах. Помимо экономии пространства под насыпь или пролеты моста, обеспечивается возможность неуправляемого разъезда без стрелок.

Связанные понятия

Ка́пская колея́ — ширина железнодорожной колеи, равная 1067 мм. Общая протяжённость дорог с Капской колеёй оценивается в 112 тысяч километров. Капская колея является самой широкой из распространённых стандартов узкоколейных дорог и выполняет роль магистральных железных дорог со значительным объёмом грузовых и пассажирских перевозок во многих странах. Значение 1067 мм, которое выглядит необычно в метрической системе, при переводе в футы соответствует круглой величине 3,5 фута или 3 фута 6 дюймов.

Индийская колея — ширина железнодорожной колеи, равная 1676 мм (5½ футов). Это самая широкая колея из используемых в мире для магистральных железных дорог общего пользования.

Перестановка вагонов — замена вагонных тележек железнодорожных вагонов для обеспечения бесперегрузочного (беспересадочного) железнодорожного сообщения на железных дорогах с различной шириной колеи.

Ширина́ колеи́ — в железнодорожном транспорте, — расстояние между внутренними гранями головок рельсов.

Габари́т подвижно́го соста́ва — предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться на прямом горизонтальном пути железнодорожный подвижной состав как в порожнем, так и в гружёном состоянии. Габарит подвижного состава отличается в разных странах и может отличаться на разных линиях в пределах одной страны. Например, габарит подвижного состава метрополитена может быть меньше, чем на обычной железной дороге, что позволяет уменьшить диаметр тоннелей.

Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.

Европейская колея (в применяющих странах называется «Стандартная колея») — железнодорожная колея шириной 1435 мм.

Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.

Верхнее строение пути — часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колёс подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колёс по рельсовой колее.

Соединённый поезд — поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой поездов. Согласно ПТЭ, одним из условий соединённого поезда является наличие в голове каждого поезда действующих локомотивов (у сформированного соединённого поезда они будут располагаться в голове и середине), однако зачастую локомотивы могут располагаться и в хвосте (не путать с толкачом) сформированного поезда, также существуют соединённые поезда, составленные из МВПС. Не стоит путать соединённые поезда с применением.

Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.

Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.

Экспресс — поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.

Путево́е хозя́йство — одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями; объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые, промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт пути; путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции; средства механизации ремонтно-путевых и других работ. На долю путевого хозяйства приходится более 50 процентов.

1000 мм, метро́вая колея́ — ширина колеи узкоколейных железных дорог. Расстояние между внутренними гранями головок рельсов составляет 1 метр или 1000 миллиметров.

Железнодорожная сигнализация — совокупность средств и объектов, обеспечивающих движение по железнодорожным путям.

Высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ) — наземный железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо со скоростью более 200 км/ч по существующим путям. Движение таких поездов, как правило, осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ), либо на магнитном подвесе (маглев).

Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах.

Железнодорожный транспорт в Монголии — один из видов транспорта в Монголии. Железнодорожным транспортом в 1990 году выполнялось 75% грузоперевозок в стране. Общая эксплуатационная длина дороги — 1815 км.

График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов.

Конта́ктный рельс — жёсткий контактный провод или третий рельс, предназначенный для осуществления скользящего контакта с токоприёмником подвижного состава (электровоза, моторного вагона) изобретенный афро-американским инженером Гранвиллом Вудсом.

Сортировочный парк — парк путей (сортировочных), предназначенная для накопления перерабатываемых вагонов согласно назначениям плана формирования и имеющая необходимое техническое оснащение. Часть сортировочного комплекта сортировочной станции, идущая после сортировочной горки и перед парком отправления.

Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.

Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) — Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.

Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и классным требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить.

Автоведение — система частичного или полного автоматического (без непосредственного постоянного участия машиниста) управления поездом. В России подобные системы внедрены на Российских железных дорогах, Санкт-Петербургском и Казанском метрополитенах. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение».

Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.

Пункт технического обслуживания (или ПТО) — пункт, в котором проводится техническое обслуживание подвижного состава.

Двухэтажный вагон или двухъярусный вагон — вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров, один над другим.

Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.

Кратная тяга — тип тяги поездов с помощью двух (двойная тяга), трёх (тройная тяга) или более локомотивов, размещённых в голове (передней части) поезда, при этом каждый локомотив обслуживается отдельной локомотивной бригадой. Наиболее распространена двойная (двукратная) тяга, когда используются два локомотива. Система многих единиц (СМЕ), при которой несколько локомотивов, у которых объединены цепи управления, обслуживает всего одна локомотивная бригада, является разновидностью кратной тяги.

Сортиро́вочная го́рка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне — просто «горка») в сортировочных станциях или сортировочных парках станций — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.

Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.

Моторвагонный подвижной состав (МВПС) — общее название подвижного состава железных дорог, имеющего обмоторенные вагоны. К МВПС относятся железнодорожные электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы, электропоезда (и служебные дизельпоезда) метрополитена. Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нём все или некоторые вагоны как оборудованы двигателями и предназначены для тяги, так и имеют салоны для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной.

Цепные контактные подвески применяются на железнодорожном транспорте, трамвае и троллейбусе.

Железнодоро́жный перего́н — участок железнодорожной линии, который соединяет смежные раздельные пункты.

Конта́ктная сеть — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса, фуникулёра), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав.

Трамва́й Росто́ва-на-Дону́ — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. В 2018 году стоимость проезда в трамвае составляет 17 руб., льготный проезд для пенсионеров и школьников — 8,5 руб. (по транспортной карте). Оплата при входе водителю.

«Авро́ра» — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах.

Поворо́тный круг — устройство, с помощью которого можно развернуть на 180° или поставить на нужный путь в веерном депо единицу подвижного состава, обычно локомотив, реже вагон или автомотрису.

Трамвайные системы начали создаваться в Азии в начале XX века, а уже в 1930-х пришли в упадок. Демонтаж не заставил себя ждать, и в 1960-х закрылось большинство систем. До наших дней системы «тех времён» остались лишь в некоторых городах Японии и Китая, а также в Калькутте (Индия). Более современные системы построены за последние 20 лет в ОАЭ и Турции.

Железнодорожный светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней). Как правило, показание светофора предназначено для членов локомотивной бригады или для машиниста подвижного состава, а сам светофор, за исключением локомотивного светофора, является напольным устройством.

Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.

Путева́я машинная станция (ПМС) — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства, выполняющее плановые путевы́е работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог. Как правило, ПМС состоит из подготовительной, основной и отделочной колонн (звенья пути собираются и разбираются на автоматических и полуавтоматических линиях производств).

Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.

Поезд с наклоняемым кузовом (англ. Tilting train) — тип поезда с механизмом наклона вагонов при повороте, позволяющим проходить повороты на обычной железной дороге с бо́льшей скоростью без ощущения дискомфорта пассажирами.

Общий вагон — пассажирский железнодорожный вагон в составе пассажирских поездов, не относящихся к скорым и скоростным, предназначенный для перевозки пассажиров сидя (не имеет мест для лежания). Обычно используется для перевозки пассажиров, чья поездка превышает маршрут обычного пригородного электропоезда, но по длительности не занимает больше 12 часов (в зависимости от маршрута поезда).

Автосце́пка Ша́рфенберга — автоматическое сцепное устройство жёсткого типа, применяемое на железнодорожном и легкорельсовом транспорте Европы, России, стран СНГ для сцепления между собой единиц подвижного состава. В сцепке Шарфенберга осуществляется одновременное механическое соединение и подключение электрических цепей. Сцепка применяется, как правило, только на электрических моторвагонных поездах, где её сложность оправдана удобством эксплуатации.

Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.

Ру́сская колея́ — ширина железнодорожной колеи, равная 1520, 1522 или 1524 мм (в России допускается к эксплуатации на скоростных железных дорогах от 1516 до 1528 мм). Она является основной на территории стран бывшего СССР, а также в Финляндии и Монголии.

Ширина железнодорожного пути: где, как, почему?

На железных дорогах мира сегодня насчитывается 16 типов ширины железнодорожного пути, которые относятся к сверхшироким, широким и узким колеям и различаются по распространению и назначению.

Ширина железнодорожного пути

Европейская колея равна 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов) и занимает первое место в мире по распространенности (до 60% от общей длины всех железных дорог). Такую колею имеют железные дороги Центральной и Западной Европы (за исключением стран Балтии, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии), США, Канады, Китая, Северной и Южной Кореи, Австралии, Ближнего Востока, Северной Африки, Мексики, Кубы, Панамы, Венесуэлы, Перу, Уругвая и линии Синкансэн в Японии.

Считается, что ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая с одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы Римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами — 1435 мм. Длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейский воз можно было запрячь двух лошадей. Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в XIX столетии в Англии строили первую железную дорогу — паровые машины создавали шириной с дилижанс.

Да, именно эта ширина колеи была принята для строительства первой пассажирской железной дороги Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Но не все так однозначно. Фактически эта колея была самой узкой из существующих многочисленных вариантов широкой колеи, и выбрана для того, чтобы прокладка железнодорожного полотна не требовала дополнительных капиталовложений для перестройки мостов, насыпей и тоннелей. В то же время одна из первых британских железнодорожных компаний Great Western Railway использовала широкую колею 2140 мм. В 1866 году протяженность дорог на широкой колее этой компании составляла 959 км. Борьба между различными стандартами колеи в 1844-1846 годах в Англии вылилась в так называемые «колейные войны» (Gauge
Wars). В 1846 году английский парламент признал стандартной ширину колеи 1435 мм и она должна была использоваться для строительства новых дорог, а линии с широкой колеей в 2140 мм позже были перешиты на стандартную колею.

Ширина железнодорожного пути

Второй по распространенности в мире (17% общей длины железных дорог) является русская колея. С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи (позже — СССР), Финляндии и Монголии была выбрана ширина колеи 1524 мм. С мая 1970 года по начала 1990-х, железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при эксплуатации товарных поездов, повысить скорость их движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его территории. Железные дороги Финляндии до сих пор продолжают использовать бывший стандарт — 1524 мм.

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе строительства Николаевской железной дороги (середина XIX века). Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время эта ширина колеи была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили российские инженеры П.П. Мельников и Н.А. Крафт, которые посетили Америку до строительства Николаевской железной дороги.

Существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию. Также, есть версия, что такую ширину колеи «пролоббировали» русские купцы, чтобы ограничить поток товаров из Европы. Но никаких документальных подтверждений этих версий нет.

И возможно, все гораздо проще — это ширина колеи была удобна тем, равна круглому числу — 5 футов.

Какой бы ни была истинная причина выбора русского стандарта ширины колеи в 1524 мм, в наше время разница между европейским и русским стандартом добавляет проблем на территориях, которые находятся на границе использования этих стандартов. Приходится или строить дополнительные пути с необходимой шириной колеи, или на границе перехода с одной ширины колеи на другую осуществлять пересадку пассажиров и перегрузку грузов, перекачку жидкостей из цистерн или менять тележки колесных пар под поездом. Все это составляет дополнительные логистические издержки, замедляет пересечение границы, а также влияет на стоимость билета для пассажира.

Ширина железнодорожного пути

На приграничных территориях, где используется различная колея, иногда используют пути с совмещенной колеей, в частности, от Калининграда (Россия) до станции Бранево (Польша). Далее идет европейская колея.

Соседние с Украиной Словакия и Польша имеют также участки железной дороги с широкой (1520 мм) колеёй. Их строительство было вызвано необходимостью обеспечения грузоперевозок с СССР. Известна 88-километровая магистраль Ужгород-Ганиска при Кошице (ŠRT), которая используется только для перевозки грузов, преимущественно железной руды для Восточнословацкого металлургического завода Ю. С. Стил Кошице (U.S. Steel Коšice). Была построена в 1964-66 годах, электрифицирована в 70-х годах. Есть план продолжения этой ширококолейной магистрали до Вены.

Польская «Металлургическая ширококолейная магистраль» является одноколейным участком длиной 394,65 км, который соединяет украинскую железную дорогу (ст. Владимир Волынский) с металлургическим комбинатом «Гута Катовице» (г. Славкув). Была построена в 70-х годах 20 века для поставки руды в Польшу, а также угля и серы в СССР.

35-километровый ширококолейный грузовой отрезок Загонь-Еперешке используется венгерскими железными дорогами, он соединен с украинской станцией Батево. 40-километровый ширококолейный отрезок по территории Румынии (ст. Сыгит-Мармароский) соединяет станции Тересва и Берлебаш Львовской железной дороги (Закарпатская обл.), но он используется крайне редко (для грузовых перевозок, пассажирские перевозки приостановлено). Есть 20-километровый отрезок колеи 1520 мм от украинской станции Рени (Одесская обл.) и молдавской Джурджулешть к румынскому дунайскому порту Галац.

В Украине также используется колея европейской ширины, в частности, в Закарпатской области на участках Чоп-Мукачево, Чоп-Королево-Дьяково, в Львовской области — Старжава-Хиров-Нижанковичи, на пограничных станциях Ягодин, Рава-Русская, Мостиска-2, Вадул-Сирет. Ведутся переговоры о продлении колеи европейской ширины от Перемышля (Польша) через Мостиска до станции Львов.

На таких пограничных отрезках европейская колея часто располагается рядом с широкой как совмещенная 4-нитная колея, а на пограничных станциях используется оборудование для замены колесных пар. Впрочем, процесс замены длительный и значительно задерживает движение. В Мостисках-2 работает система автоматического расширения-сужения колесных пар SUW 2000, которую недавно разработал польский инженер Ришард Сувалски. Благодаря этой
системе проезд границы длится всего 30 минут, а не 2-3 часа, как это было ранее, но широкого распространения эта система до сих пор не получила.

Таким образом, техническое совершенствование колеи и подвижного состава для улучшения движения в местах перехода с одного стандарта ширины колеи на другой является актуальной задачей на сегодня.

Узнавайте первыми самые свежие новости железнодорожной отрасли в Украине и мире на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, читайте журнал Railway Supply онлайн.

Почему ширина «русской» железнодорожной колеи отличается от европейской?

В разных странах железные дороги имеют разную ширину колеи (то есть расстояние между внутренними сторонами рельсов). Главным образом, они делятся на узкоколейные и ширококолейные. В этой статье речь пойдёт о размерах колеи ширококолейной железной дороги, которая может быть разной в разных странах. В чём причина этого явления?

Почему ширина «русской» железнодорожной колеи отличается от европейской?

«Стандартная» железнодорожная колея

Первая в мире железная дорога на паровой тяге была построена в Англии отцом и сыном Стефенсонами в 1825 г. Ширина её колеи составляла 1435 мм (56,5 дюймов). Неизвестно, почему был выбран именно такой размер, но эта колея стала основной для железных дорог мира и получила название «стандартная колея», или «колея Стефенсона».

Сегодня «стандартную» колею используют 60% ширококолейных железных дорог мира. В бывших республиках СССР, Финляндии и Монголии принята ширина колеи 1520 мм.

Свои размеры ширины колеи используются в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки, но имеется тенденция к их переходу на «стандартную» колею.

Железнодорожная колея в Российской империи

Почему ширина «русской» железнодорожной колеи отличается от европейской?

Российская империя является одной из первых стран, где появилась железная дорога на паровой тяге. Она была построена на Урале отцом и сыном Черепановыми для перевозки руды из карьера к металлургическому заводу. Но этот почин не получил развития, в отличие от истории железных дорог в развитых западных странах, где очень быстро создавалась сеть железнодорожных путей для перевозки грузов и пассажиров.

Август Васильевич Петцольт, «Николаевский вокзал в Петербурге. Дебаркадер»

В середине XIX в. в Российской империи существовали всего три железные дороги, все они имели разную ширину колеи. Самая новая из них — Николаевская (между Петербургом и Москвой) — строилась при участии американских консультантов и имела ширину колеи 1524 мм, что соответствует ровно 5 футам или 60 дюймам.

Такая колея в то время применялась на некоторых железных дорогах Англии и была популярна в южных американских штатах. Этот размер стал стандартным для России, но со временем перестал применяться в Англии и США в результате унификации под «колею Стефенсона».

С конца 1960-х годов в СССР стандарт ширины колеи был заменён на 1520 мм. Уменьшение на 4 мм произошло без замены ширины колёсных пар вагонов и локомотивов.

Технические трудности и их решение

Отличие советской ширины колеи от европейской создаёт понятные технические трудности для общеевропейского железнодорожного сообщения. Но это обстоятельство сыграло положительную роль во время Первой и Второй мировых войн, создавая транспортный барьер на границе СССР, затруднивший снабжение наступающих немецких войск.

Но существуют ли отработанные способы решения этой проблемы, которые позволяют не пересаживать пассажиров в другой поезд, а продолжать движение тех же вагонов? Оказывается, такие способы есть и их несколько:

1. Двойная, или совмещённая, колея. Предусматривает наличие четырёх расположенных рядом рельсов, формирующих две разные колеи.

Такая колея позволяет использовать составы с разными колёсными парами. Её преимущество в том, что она не требует никакой подготовки вагонов, но поезд по ней может следовать только до того пункта, где кончается «его» колея.

2. Замена колёсных пар, точнее, тележек вагонов. Самый радикальный способ, который давно широко применяется при пересечении границы. Замена тележек вагонов пассажирского поезда занимает несколько часов.

3. Вагоны с переменной шириной колеи или раздвижными колёсными парами. Сегодня существуют вагоны, которые способны менять расстояние между колёсами каждой колёсной пары. Такая трансформация происходит при прохождении поездом специально оборудованного переходного участка прямо на ходу со скоростью около 15 км/ч. Безусловно, это самый приятный и самый перспективный способ.

Ширина советской железнодорожной колеи досталась по наследству от Российской империи, где она была выбрана из двух основных вариантов, существовавших в Англии и США.

В позднесоветский период ширина колеи была уменьшена на 4 мм и составляет 1520 мм.

По общей протяжённости железных дорог «русская» колея 1524/1520 мм сегодня занимает второе место после «стандартной» колеи в 1435 мм.

Двойная колея — Dual gauge

A Двойная колея железная дорога — это путь, по которому проходят поезда с двумя разными шириной колеи. Иногда ее называют «смешанной колеей». Путь с двойным колеей состоит из трех рельсов. Будет два жизненно важных рельса («колеи»), по одному для каждой колеи близко друг к другу, а третий рельс, «общий» рельс дальше. Иногда для создания двойных колеи требуется четыре рельса с использованием двух внешних и двух внутренних рельсов. Двойную колею не следует путать с «третьим рельсом » (тяговым рельсом электрическим током) или «контрольными рельсами или ограждениями ».

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Допуск
    • 1.2 Разрыв датчика
    • 1.3 Преобразование датчика
    • 2.1 Три рельса
    • 2.2 Четыре рельса
    • 2.3 Тройной калибр
    • 2.4 Счетверенная ширина колеи
    • 4.1 Отдельная ширина колеи
    • 4.2 Перекрывающаяся ширина колеи
    • 7,1 Австралия
    • 7,2 Бангладеш
    • 7,3 Бельгия
    • 7,4 Болгария
    • 7,5 Чешская Республика
    • 7,6 Франция
    • 7,7 Германия
    • 7,8 Гана
    • 7,9 Греция
    • 7,10 Индонезия
    • 7,11 Ирландия
    • 7,12 Италия
    • 7,13 Япония
    • 7,14 Мексика
    • 7,15 Польша
    • 7,16 Россия
    • 7,17 Испания
    • 7,18 Швеция
    • 7,19 Швейцария
    • 7.20 Соединенное Королевство
    • 7.21 США
    • 7.22 Вьетнам
    • 8.1 Европа галерея
    • 8.2 Америка
    • 8.3 Галерея Океании

    Фон

    Ширина колеи, расстояние между внутренней поверхностью Размеры головок путевых рельсов — важная характеристика железной дороги. Рельсовые пути и колесные тележки должны иметь одинаковую ширину колеи в пределах инженерного допуска 13 мм (0,5 дюйма). Если правильная колея не достигнута, поезд упадет с рельсов и не сможет проезжать стрелочные переводы и переходы.

    Поезда с двойным колеей могут использовать платформу низкого уровня, потому что их вагоны стоят выше платформы. В случае трех рельсов и высоких платформ одна колея может быть слишком близко или слишком далеко, в зависимости от положения общей шины. Другой вариант на платформех — построить отдельные пути, по одной для каждой колеи.

    Допуск

    Если разница между шириной колеи двух рельсов достаточно мала, т.е. находится в пределах разрешений друг друга, то они могут использовать один и тот же подвижной состав.

    На границе Финляндия — Россия ширина колеи Финской железной дороги составляет 1524 мм, а Российская колея — 1520 мм.. Когда Советский Союз изменил ширину колеи на своих железных дорогах в России в 1970-х годах на 1520 мм, это не привело к разрыву колеи и никаких работ по переоборудованию путей не проводилось. Изменение калибра стало новым определением методов измерения допусков. Обе железные дороги оставались в пределах допустимого диапазона друг друга и могут использовать один и тот же подвижной состав.

    Однако нахождение в пределах допуска по колее не всегда означает, что две разные системы могут успешно управлять одним и тем же подвижным составом. Например, MTR (общественная транзитная железная дорога) в Гонконге 1432 мм (4 фута 8 ⁄ 8 дюймов) Электроагрегат (EMU) может работать по рельсам Коулун-Кантонская железная дорога (KCR) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма), но для этого потребуется локомотив или тягач KCR EMU из-за разницы в напряжениях электрификации. Двойное напряжение и частота EMU — другое решение.

    Обрыв колеи

    «Обрыв колеи» происходит, когда встречаются рельсы разных размеров за пределами нормального допуска. Пассажиры и грузы должны перемещаться между поездами, либо необходимо поднять подвижной состав и переоборудовать тележки для новой колеи. Предотвращение поломки колеи снижает затраты и позволяет совместно использовать такую ​​инфраструктуру, как платформу, мосты и туннели.

    Преобразование колеи

    Операторы железных дорог могут перейти с одной колеи на другой в течение периода работы с двойным колеей. Например, Грейт Вестерн Рейлвей (GWR) перешла с 7-футовой широкой колеи на стандартную колею через период работы с двойным колеей в своей сети. Новый подвижной состав GWR и локомотивы того времени были построены с учетом изменений.

    Если рельсы слишком легкие для нагрузки железнодорожных вагонов с большей колеей, использование рельсов двойной колеи может оказаться невозможным. В этом случае устанавливаются более тяжелые рельсы .

    Конфигурация

    Одна направляющая и две другие внешние направляющие общие двойную колею. На линиях с двойной колеей стрелочные переводы (точки) являются более сложными. Поезда должны иметь надежную сигнализацию на обоих датчиковх. Рельсовые цепи и механическая блокировка также должны работать на обоих калибрах. Другой особенностью является то, что общий рельс больше изнашивается, чем два других внешних рельса.

    Три рельса

    Три рельса двойные колеи в Южной Австралии. Поперечные сечения рельсов с усиками, которые могут опираться непосредственно на шпалы, и рельсы сором уп, которые сидеть в стульях (не показано).

    Рельсы двойные колеи с тремя рельсами меньшей длины между шириной колеи подножия рельса. Это необходимо для обеспечения места для крепления рельсов, например шипов и зажимов.

    Функциональная пара датчиков включает: 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюймов) стандартный калибр и 1,676 мм (5 футов 6 дюймов) ; 3 фута (914 мм) и 3 фута 6 дюймов (1067 мм); и 5 футов (1524 мм) и 6 футов (1829 мм). 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) стандартный калибр и 1600 мм (5 футов 3 дюйма) также могут иметь двойной калибр, хотя и с более легким и узким рельсы на ногах. Пример этого соединения можно увидеть в Виктория, Австралия.

    Четыре рельса

    Калибры, которые слишком близки для работы в трехрельсовой конфигурации, включая 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюймов) калибр и 3 фута 6 дюймов (1067 мм) (распространено в Африке); 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) и 3 фута (914 мм) (распространено в Южной Америке); и 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) и 1524 мм (5 футов), и 1524 мм (5 футов) и 1676 мм (5 футов 6 дюймов). Последняя комбинация распространена в Афганистане, Центральной Азии, Северной и Восточной Европы, России, Северной Америки, Иране и Китае. В Европе это имело стратегическое значение во время Второй мировой войны.

    . В этих случаях строится перчатка с четырьмя рельсами. Примером этого является проект Rail Baltica, конечной целью которого является соединение центральной северной Европы железнодорожным транспортом.

    Четыре рельса также могут быть использованы там, где необходимо совместное расположение колеи двух колеи. Это может произойти в узких туннелях или на прошлых платформах. Пример можно увидеть на железнодорожной станции Рома-стрит в Брисбене, Квинсленде, Австралия. Здесь используются как трехрельсовые, так и четырехрельсовые системы двойной колеи между шириной колеи от 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) до 1067 мм (3 фута 6 дюймов).

    • 1524 мм и стандартный калибр на мосту между Хапаранда (Швеция) и Торнио (Финляндия)
    • Метр в пределах пути стандартной колеи, Chemin de Fer de la Baie de Somme, Франция
    • Четыре рельсовых пути со сложным стрелочным переводом на Chemin de Fer de la Baie de Somme.
    • Смешанная колея 1520 и 1435mm на колее Литовской части линии Rail Baltica между Моцкава и Шештокай

    Тройная колея

    Тройная колея, используемая на станционных станциях в Гладстон и Питерборо в Южной Австралии

    Прорыв колеи происходит в некоторых тройных гидрометрических станциях. В приведенных ниже примерах тройная колея использовалась на железнодорожных станциях, где поезда ходят с низкой скоростью. Таким образом, при необходимости использовать легкорельсовый транспорт, чтобы расположить рельсы вплотную друг к другу. Легкорельсовый транспорт не использовался на подвесном мосту Ниагарского водопада, и он не будет работать на основной линии на высоких скоростях.

    Площадь Датчик 1 Датчик 2 Датчик 3 Примечание
    Порт-Пири, Южная Австралия 1067 мм (3 фута 6 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) 1600 мм (5 футов 3 дюйма) 1938–1970
    Гладстон, Южная Австралия 1067 мм (3 фута 6 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) 1600 мм (5 футов 3 дюйма) 1968-1980-е
    Питерборо, Южная Австралия 1067 мм (3 фута 6 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюймов) 1600 мм (5 футов 3 дюйма) 1968-1980-е годы Некоторые годы выживают в Стимтаунском историческом железнодорожном центре
    Латур-де-Кэрол, Франция 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) 1,668 мм (5 футов 5 ⁄ 32 дюймов) все еще используется
    Андай, Франция 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюймов) 1435 мм ( 4 фута 8 ⁄ 2 дюймов) 1668 мм (5 футов 5 ⁄ 32 дюймов) все еще используется
    Виноградов, Украина 750 мм (2 футов 5 ⁄ 2 дюймов) 1520 мм (4 футов 11 ⁄ 32 дюймов) 1435 мм (4 футов 8 ⁄ 2 дюймов) Стандартные и ширококолейные пути представляют собой жгут между Халмеу, Румыния и Чиерна-над- Тисоу через Украину. Узкоколейный путь принадлежит Боржавской Узкоколейной железной дороге. Все еще используется.
    Векше, Швеция 891 мм (2 фута 11 ⁄ 32 дюйма) 1067 мм (3 фута 6 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюйма) по крайней мере до 1974 года
    Монтрё, Швейцария 800 мм (2 фута 7 / 2 дюймов) 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйм) все еще используется
    Jenbach, Австрия 760 мм (2 фута 5 ⁄ 16 дюйма) 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) все еще используется
    Capolago, Швейцария 800 мм (2 фута 7 / 2 дюймов) 1000 мм (3 фута 3 / 8 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) линия измерителя закрыта в 1950 году
    Волос, Греция 600 мм (1 фут 11 ⁄ 8 дюймов) 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюймов) Колея 600 мм (1 фут 11 ⁄ 8 дюймов), закрытая в 1970-х годах, 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 в) колея закрыта 1998 г.
    Торонто, Канада 1067 мм (3 фута 6 дюймов) 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюймов) 1676 мм (5 футов 6 дюймов) Преобразовано в толщину 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюймов)
    Подвесной мост Ниагарского водопада, Канада / США 4 фута 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм). Нью-Йоркская центральная железная дорога 5 футов 6 дюймов (1676 мм). Great Western Railway 6 футов (1829 мм). Erie Railroad. (отменено) 6 футов (1829 мм) никогда не строились через мост на канадском участке из-за препятствий.. Преобразовано в 4 фута 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм) в 1870-е годы

    Четверная колея

    Четверная колея на локомотиве Алан Киф работает на Ли, Херефордшир в Соединенном Королевстве.

    На заводе или ремонтной площадкеной вакансии, разделение из четырех или более отдельных колеи. В Алан Киф в Ли, Херефордшир на коротком участке линии используются рельса, чтобы локомотивам 2 фута (610 мм), 2 фута 6 дюймов (762 мм), 3 фута (914 мм) и 3 фута 6 дюймов (1067 мм) для ввода в эксплуатацию.

    В Национальном железнодорожном музее, Порт Аделаида в Аделаиде, Австралия, есть три основных колеи и 18 дюймов (457 мм) колея железная дорога наследия.

    В 1960-х и 1970-х годах на заводе Дизель с электродвигателем (EMD) в Маккуке, штат Иллинойс эксплуатировалось небольшое количество многоколейных путей, наибольших до семи параллельные рельсы для поддержки большого разнообразия производимых экспортных локомотивов. На этом пути действительно был стрелочный перевод, отделяющий путь стандартной колеи от пути с семьей рельсами. Потребовалось восемь лягушек подряд.

    Переключатели

    Переключатели с двумя датчиками (также известные как «стрелочные переводы те» или «точки»), когда у обоих датчиков есть выбор маршрута, более сложны, чем, где два датчика являются отдельными или один датчик. переключатели. Поезд должен двигаться через переключатель с двойной шириной колеи очень медленно. Концы переключателей с двойным манометром легче сконструировать, если работа будет электрической, а не механической.

    Если два датчика одинаковую ширину, в переключателе, который они используют, будет много мелких деталей, которые трудно поддерживать. Переключатель также будет ограничен в скорости. Разница между калибрами должна быть на 50 мм больше ширины основания рельсов. На железнодорожной станции слабых переключателей с двойным колеей избегают пути разделения колеи и использования переключателей с одной шкалой и ромбовидных переходов с двойным колеей . Делители колеи используются для поездов одной колеи. Фиксированный тип имеет движущихся частей, и поезда движутся по ним медленно. Механические делители манометров работают как обычные выключатели.

    Другие конфигурации

    Раздельная колея

    Линии двойных колеи разделяются путем построения двух колей, по одной каждой колеи, бок о бок. Останется ли линия с двойным колеей, зависит от объема железнодорожных перевозок, которые она несет, а также от ее местоположения, например, через мост или через туннель. Разделенные линии разделяют инфраструктуру, такую ​​как сигнальные боксы и сигнализаторы.

    В Виктории (Австралия), на линии Мельбурн — Джилонг ​​ 80 км (50 миль), единственная длина 1435 мм (4 фута) Линия 8 ⁄ 2 дюйма) стандартной колеи проходит через двухколейной широкой колее.

    До 1941 года линия длиной 58 км Джокьякарта — Суракарта в Ява, в Голландской Ост-Индии, имелась одинарная линия 3 фута 6 дюймов (1067 мм), параллельную двойную колее 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) и 3 футов 6 дюймов (1067 мм) на линии.

    В 1960 году в Австралии линия от Перт до Нортам должна была быть 3 фута 6 дюймов (1067 мм) узкой колеей гусеница, идущая линия 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма). Затем проектировщики поняли, что установка двойной двойной колеи увеличит пропускную способность.

    Ширококолейная дорога Ужгород — Кошице в Словакии проходит двухколейке 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюймов) строка.

    Пересечение колеи

    ское пересечение лиссабонских трамваев ‘колея колеи 900 мм (2 фута 11 ⁄ 16 дюймов) с обычными грузовыми путями на иберийском языке колея

    Железная дорога одной колеи может быть продлена на территории, где используется другая колея. Это поможет избежать перегрузки . Например, линия колеи 1524 мм (5 футов) проходит от железорудного рудника в Украине до сталелитейного завода в Словакии. Часть четырехрельсовой линии с двойным колеей (1435 мм и 1520 мм) проходит из Словакии в Румынию (обе стандартной колеи) через Украину (российская колея).

    Другие процедуры

    Вагоны-транспортеры, грузовики-транспортеры и роллбоксы используются для перевозки автомобилей, построенных для одной ширины колеи, по линии с другой шириной колеи. Они могут управлять поездом за раз. Мосты и туннели должны быть на метр выше, чем обычно. Системы

    замены тележек поднимают вагон , в то время как тележки или тележки заменяются на другую ширину колеи. Эта система не подходит для четырехколесных вагонов. Автомобильное передаточное устройство Ramsey — это еще один способ замены тележек.

    Оборудование с регулируемой шириной колеи или оси с изменяемой шириной колеи позволяет изменять размер колеса. Процедуры перегрузки перемещают контейнеры и людей из одного поезда в другой.

    Модельные железные дороги / миниатюрные железнодорожные пути

    Тиллиг изготавливает модели железнодорожных путей с двойным колеей.

    Многие миниатюрные железные дороги используют двойную колею, часто с моделями тот же прототип построен в разных масштабах, чтобы соответствовать калибру.

    Железные дороги с двойным колеей по странам

    Выбранные примеры в алфавитном порядке.

    Австралия

    В Виктория есть секции с двойным колеей размером 5 футов 3 дюйма (1600 мм) и 4 фута 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм) трек между станцией Саузерн Кросс и Вест Футскрей, Саншайн и Ньюпорт, Альбион и Джакана, Северный Джилонг ​​ и Герингхап, Мэриборо и Данолли, а также на различных товарных площадках и промышленных подъездных путях. До 2008 года между Уодонга и Бандиана.

    существовала линия с двойным колеей. На железнодорожной станции Олбери, Новый Южный Уэльс было 5 футов 3 дюйма в (1600 мм) и 4 фута 8 ⁄ 2 дюйма (1435 мм) линия с двойной колеей до 2011 года. На железнодорожной станции Токумвал существует двойная колея, но в 1988 году стандартная ширина колеи была выведен из употребления.

    В 1900 г. в Австралии была предложена трехрельсовая система с двойной колеей, чтобы избежать нарушения колеи. Однако первоначально было заявлено, что проектирование переключателей затруднено из-за расстояния в 6.5 дюймов (165,1 мм) между 4 футами 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм) и викторианской широкой колеей (5 футов). 3 дюйма или 1600 мм). После двадцати лет разногласий от предложения двойной калибровки отказались. Намного позже Австралийская железнодорожная корпорация (ARTC) успешно внедрила переключатели с двумя габаритами.

    В Западной Австралии есть 3 фута 6 дюймов (1067 мм). и 4 фута 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм)) двухколейная двухколейная колея, протянувшаяся на 120 км (75 миль) по главной линии от Ист-Перт до Нортам. Путь с двойной колеей также используется от треугольника в Woodbridge до Cockburn Junction, затем до Kwinana на одном ответвлении и North Fremantle на другой. Система сигнализации определяет ширину колеи приближающегося поезда и подает сигнал об остановке, если маршрут установлен на неправильную колею. Это легче сделать, если сигнализация будет электрической, а не механической.

    В Квинсленд есть участок пути с двойной колеей 3 фута 6 дюймов (1067 мм) и 4 фута 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм) с двойной колеей. связь между железнодорожными грузовыми ярдами в Acacia Ridge и Park Road Station, которая используется как пассажирскими, так и грузовыми поездами. Грузовые поезда в порт Брисбена используют двухколейную линию Фишерман-Айлендс, которая проходит параллельно железнодорожной линии Кливленда от Парк-роуд до Линдум. Пассажирские поезда используют участок с двойной колеей железнодорожной линии Бинли, идущий параллельно электрической пригородной узкой колее линии Квинсленд Рейл-Сити через мост Меривейл в Платформы 2 и 3 на станции улица Рома. Это используется стандартными межгосударственными рейсами NSW TrainLink XPT, обслуживающими Сидней. В 2012 году была проложена линия с двойной колеей между Acacia Ridge и Bromelton для обслуживания нового грузового узла в Bromelton.

    Протяженность 1700 км (1100 миль) Внутренняя железная дорога (строится в 2020 году) имеет около 300 км (190 миль) с двойной колеей.

    Бангладеш

    Бангладешская железная дорога использует три рельса, чтобы избежать разрыва колеи широкими и метровыми колеями. Новый мост Джамуна, соединяющий восточную и западную железнодорожные системы, представляет собой линию с четырьмя рельсами с двойной колеей.

    Бельгия

    Трамвайные пути в Брюсселе однажды объединенные 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) метров колеи линий для меж- городские трамваи и 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) линии стандартной колеи для городских трамваев. Когда междугородные трамваи вышли из строя, в сети использовалась только колея стандартной колеи.

    Болгария

    На трамвае София используется смесь узкой и стандартной колеи. Участок пути 2,6 км (1,6 мили) между депо «Красная поляна» и улицей Пироцкой имеет двойную колею, разделяемую 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) стандартной шириной колеи маршрутами 22 и 1009 мм (3 фута 3 ⁄ 32 дюйма) узкоколейка маршрут 11.

    Чешская Республика

    В Чешская Республика, имеется 2 км двойной колеи (1435 мм или 4 фута 8 ⁄ 2 в стандартной колее и 760 мм или 2 фута 5 ⁄ 16 дюймов) путь возле Йиндржихув-Градец. В 1985 году его первоначальные четыре рельса были преобразованы в три рельса. 9 сентября 2004 г. в Йиндржихув-Градец на стрелке, где разветвляется железная дорога с двойной колеей, экспресс Юнак из Пльзень в Брно сошел с рельсов из-за ошибки сигнализации. Поезд стандартной колеи был переведен на узкоколейный путь. Машинист экспресса получил легкие травмы.

    Франция

    Chemin de Fer de la Baie de Somme во Франции — это двойная колея между Нуаель-сюр-Мер и Saint -Валери-сюр-Сомм. Линия имеет четыре рельса со стандартной шириной колеи.

    Германия

    В 1970-х годах на трамвайных линиях Stuttgarter Straßenbahnen был произведен переход с ширины колеи 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) на стандартную колею.. Это было частью модернизации Stuttgart Stadtbahn. В 1981 году была построена двухколейная колея 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) и 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма), так что новые вагоны DT-8 Stadtbahn и старые трамваи могли делить сеть. В 2008 году была завершена дальнейшая переоборудование колеи. В музее Штутгарта Штрассенбан по выходным и в особых случаях используются трамваи шириной 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма).

    В Крефельде на Оствалле, Германия, трамвайные линии имеют двойную колею, поэтому стандартные 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) Рейнбан U76 Stadtbahn вагоны и трамваи шириной 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) метровой колеи колеи могут разделять линии. В северном конце маршрута, на пересечении с Rheinstraße, трамваи разворачиваются. На этом линия стандартной шкалы заканчивается, а линии шкалы метра продолжаются. На Hauptbahnhof, на Oppumer Straße, продолжается двухколейная колея. На концах Oppumer Straße расходятся гусеницы шириной 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) и стандартные 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма).

    В Мюльхейм аналогичная ситуация. Трамвайная линия Дуйсбург 901 соответствует местной линии 102. В трамвайной системе Дуйсбурга используется колея колеи 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма), а на трамвайном маршруте от Виттен до Мюльхайм используется колея 1000 мм (3 фута). Колеи 3 ⁄ 8 дюймов). Линии 901 и 102 разделяют участок туннеля между Mülheim (Ruhr) Hauptbahnhof и Schloss Broich. Линии расходятся на уровне улицы.

    Трамвайная сеть между Верне и Бад-Хоннеф большая, с различными операторами и шириной колеи. Трамваи в Вуппертале использовали колею шириной 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) на линиях восток-запад и 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма).) колея на линиях север-юг. Трамваи в Дуйсбурге использовали колею 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) на линиях к югу от Рура и 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюймов) на линиях к северу от Рура. Северные линии закрылись в 1960-х и 1970-х годах. Три маршрута Дуйсбурга были преобразованы в колею шириной 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюйма).

    Гана

    Гана переводит свою узкую колею на стандартную и устанавливает шпалы двойной колеи в качестве промежуточного этапа.

    Греция

    В Греции линия между Афинами и Элефсисом (сейчас закрыта) была двойной шириной, чтобы обеспечить расстояние 1000 мм (3 фута 3 ⁄ Поезда колеи 8 дюймов железнодорожной сети Пелопоннеса. Это также позволило поездам стандартной колеи достигать верфей Elefsis. В Волос на коротком участке пути между главной станцией и гаванью использовалась необычная тройная колея, чтобы принимать поезда стандартной колеи из Лариса, поезда метровой колеи из Каламбака и поездов шириной 600 мм железной дороги Пелион.

    Индонезия

    В 1899 году в Голландской Ост-Индии был проложен двухколейный путь между Джокьякартой и Соло. Гусеница принадлежала частной компании Nederlandsch-Indische Spoorweg Maatschappij, которая в 1867 году построила линию колеи 4 фута 8 ⁄ 2 дюйма (1435 мм). Третий рельс был установлен, чтобы позволить пассажирам и товарам, путешествующим по государственной железной дороге шириной 3 фута 6 дюймов (1067 мм), прямое сообщение. Позднее правительство построило новые пути, чтобы обеспечить большую пропускную способность и более высокие скорости. В 1940 году был проложен третий рельс между Соло и Гунди на линии до Семаранг, что позволило поездам шириной 3 фута 6 дюймов (1067 мм) перемещаться между Семарангом, Соло и Джокьякартой через Гамбринган, на линии до Сурабая вместо исходной линии через Кедунгджати.

    В 1942 и 1943 годах в Яве, в соответствии с японским правилом, преобразование произошло из 4 футов 8 ⁄ 2 дюймов (1435 мм) в 3 фута 6 дюймов (1067 мм) на главной линии Брумбунг –Кедунгджати – Гунди и ответвлении Кедунгджати – Амбарава.

    Некоторые железные дороги сахарных заводов на Яве имеют участки с двойной колеей.

    Ирландия

    Ирландская Ольстерская железная дорога претерпела преобразование ширины колеи с 6 футов 2 дюйма (1880 мм) на новый ирландский стандарт 5 футов 3 дюйма (1600 мм). Dublin Drogheda Railway претерпела изменение ширины колеи с 5 футов 2 дюйма (1575 мм). Этот и новый ирландский стандарт были слишком близки, чтобы позволить линию двойной колеи.

    Италия

    Линия Потенца — Авильяно Лукания в Италии представляет собой рельсы двойной колеи с шириной 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) и 950 мм (3 фута 1 ⁄ 8 дюймов) треков.

    Япония

    Гусеница и точечная система смешанной колеи (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма (1435 мм) и 3 фута 6 дюймов (1067 мм)) в Одавара

    В Японии национальным железнодорожным стандартом является узкоколейная колея 1067 мм (3 фута 6 дюймов). Двойная колея используется там, где линии Синкансэн (сверхскоростной пассажирский экспресс) присоединяются к основной сети. Например, часть главной линии u стала частью Akita Shinkansen и была преобразована в двойную колею на ограниченном участке. Самый длинный (82,1 км (51,0 миль)) участок с двойной колеей в Японии составляет около туннеля Сэйкан.

    Мексика

    Мексика, ранее он имел 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюймов).) стандартная колея и 914 мм (3 фута) двухколейная гусеница.

    Польша

    В Польше есть 3 км 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) и 750 мм (2 фута 5 ⁄ 2 дюйма) участок с двойной колеей в Великопольском воеводстве, соединяющий Плешев с ближайшей железнодорожной станцией. Его обслуживают узкоколейные пассажирские поезда и грузовые поезда стандартной колеи.

    Россия

    Путь смешанной колеи на железнодорожной станции Суйфэньхэ недалеко от китайско-российской границы

    В период с октября 2008 г. по февраль 2012 г. на 2-километровом (1,2 мили) участке пересечения границы восстановлена ​​трасса между Россией и Северной Кореей. Это линия двойной колеи с шириной 1520 мм (4 фута 11 ⁄ 32 дюйма) российской колеи и 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюйма) пути стандартной колеи между Хасаном в России и Раджином в Северной Корее.

    Испания

    В Испании в Линия AVE от Сарагоса до Уэска ​​, может использоваться как для высокоскоростных поездов стандартной ширины 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма), так и для 1668 мм. (5 футов 5 ⁄ 32 дюймов) иберийская колея Испанские поезда (21,7 км). В 2009 году Адиф объявил тендер на установку третьего рельса для поездов стандартной колеи на 22 км (14 миль) между Кастеллбисбалом и грузовым терминалом Кан-Тунис в Барселона.

    Швеция

    Мосты на границах Швеции и Финляндии, между Хапарандой и Торнио имеют 2 км (1,2 мили) двойной колеи, 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюйма) и 1524 мм (5 футов) колеи. На каждом конце секции с двойной колеей есть верфи со стандартной и финской колеями для перевалки. Метод четырех рельсов используется потому, что колеи близкие. Конструкция моста является широкой, чтобы учесть смещение от центральной линии каждого датчика. На верфи Торнио есть устройство для смены колеи Rafil . Аналогичные меры существуют на подходе к Калининграду, где железнодорожные пути длиной 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) проходят от границы с Польшей с некоторыми участками с двойной колеей.

    Между Вестервиком и Дженни, в Швеции, расстояние составляет 891 мм (2 фута 11 ⁄ 32 дюйма) и 1435 мм (4 фута 8 / 2 дюйм) линия с двойной колеей и путь с двойной колеей в районе станции Вестервик.

    Швейцария

    В Швейцарии двойная колея 1435 мм или 4 фута 8 ⁄ 2 со стандартной колеей и 1000 мм или 3 фута 3 ⁄ 8 в колее метра метраж колеи используется на станциях Люцерн и Интерлакен, терминалах Брюнигбан. Участок с двойной колеей на Нидербиппе позволяет пешеходной железной дороге Джура и железной дороге Оберааргау-Джура делить станцию ​​там. Линия RhB между Chur и Domat / Ems также имеет двойную калибровку.

    Соединенное Королевство

    Великая Западная железная дорога в Великобритании изначально была линией широкой колеи 7 футов ⁄ 4in (2140 мм). После «войны колеи» было произведено преобразование колеи. Система с двумя датчиками была легко установлена, поскольку датчики были хорошо разделены, а линия имела деревянные шпалы . Короткий участок широкой колеи 7 футов ⁄ 4 дюймов (2140 мм) и 1435 мм (4 футов 8 ⁄ 2 дюймов) стандартной колеи остается на уровне Great Western Society сайт Didcot в качестве демонстрационной линии.

    Администрация порта в Дерри, Северная Ирландия использует линию с двойной колеей в уличной сети для перевалки грузов. Две городские станции находятся на узкой ширине колеи 3 фута (914 мм). Две другие городские станции имеют ширину колеи 5 футов 3 дюйма (1600 мм).

    США

    В Лос-Анджелесе ранее работала 3 фута 6 дюймов (1067 мм) Лос-Анджелесская железная дорога и 4 фута 8 ⁄ 2 дюйма (1435 мм) Pacific Electric Railway проходили по двухколейным путям на некоторых улицах в центре.

    С 1880 по 1902 годы Берлингтон, Сидар-Рапидс и Северная железная дорога (стандартная колея) и Берлингтонская и Северо-западная железная дорога (узкая колея) разделяли магистраль с двойной колеей. от Берлингтона, Айова до Медиаполис, в 14 милях (23 км) к северу.

    Until 1941, the Colorado and Southern Railway used both standard and narrow gauge tracks, and had a dual gauge line between Denver and Golden, Colorado.

    Vietnam

    In Vietnam, near the border with China, there is 1,000 mm / 3 ft 3 ⁄8in metre gauge and 1,435 mm / 4 ft 8 ⁄2in standard gauge dual gauge track between Hanoi and Đồng Đăng. Other smaller dual gauge sections exist elsewhere in the northeast of the country.

    Galleries

    Europe gallery

    • A train on mixed gauge track near Jindřichův Hradec, Czech Republic, using the narrower gauge. As seen in the foreground, it does not use the outer rail
    • Sunlight reflects off 1,435 mm (4 ft 8 ⁄2in) and 1,000 mm (3 ft 3 ⁄8in) dual gauge tracks near Chur, Switzerland
    • Previously used700 mm (2 ft 3 ⁄16in) and 600 mm (1 ft 11 ⁄ 8 дюймов) двухколейные трамвайные пути в Катвейк, Нидерланды
    • В Дженни, Швеция, узкая колея оставляет стандартную колею
    • Два Stuttgart Stadtbahnвагоны на двухколейных путях в Штутгарте, Германия
    • Двухколейные пути между Тардиента и Сьюдад-де-Уэска ​​, Испания
    • Разветвление пути с двойной колеей возле Йиндржихув-Градец, Чехия с помощью переключателя
    • Остаточный путь с двойной колеей на дороге во Франции.
    • Реконструированная. колея смешанной колеи,. 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) стандартная колея /. 7 футов ⁄ 4in (2140 мм) колеи Железнодорожный музей Дидкот, Англия
    • A поезд широкой колеи на двухколейном пути
    • Роллбоксы в сравнении с вагонами-транспортерами

    Галерея Америки

    • Этот локомотив сошёл с рельсов в результате землетрясения 1906 года в Сан-Франциско. На локомотиве имелось три звена и кармана шкворня для перемещения вагонов стандартной и узкой колеи.
    • Двойная колея, 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) стандартная колея и 914 мм (3 фута) колея в Куско, Перу.

    Галерея Океании

    • Набор Avonlink идет по двухколейной колее под мостом Great Eastern Highway в Swan View в октябре 2009 г.
    • Двойная широкая и стандартная колея в Норт-Джилонге, Виктория.
    • Путь с двойной колеей в Мельбурне, Виктория. Обратите внимание на ограждения, которые заставляют поезда стандартной колеи менять сторону.
    • Путь с двойной колеей в Перте, Западная Австралия. Слева узкоколейный поезд; Справа стандартная колея.. Пути разделительные для островной платформы, используемой только узкоколейными электропоездами.
    • A2 Set 47 ускоряется за пределы Success Hill по пути к Midland по двухколейной дороге.
    • The Prospector, на двухколейных путях, около Toodyay в феврале 2004 года

    См. Также

    • Портал поездов
    • Ширококолейная железная дорога
    • Возможность использования двухколейных путей
    • Глоссарий терминов железнодорожного транспорта
    • История железнодорожного транспорта
    • Железнодорожный транспорт
    • Железнодорожный транспорт по странам
    • Подбивочные машины

    Ссылки

    Внешние ссылки

    • Jane’s World Railways (бумажная копия)
    • Пригородные железные дороги Йиндржихув-Градец
    • Йиндржихов-Градецке в основном на чешском языке
    • Южная Австралия — Проект возрождения железной дороги
    • Колонная колея для трамвая
    • «Схема стрелочных переводов разной колеи «. (272). Новый Южный Уэльс, Австралия. 17 июня 1916 г. с. 19 — через Национальную библиотеку Австралии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *