Что такое классицизм в архитектуре определение
Перейти к содержимому

Что такое классицизм в архитектуре определение

  • автор:

Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Data too long for column ‘ref’ at row 1 in query: INSERT INTO cms_stat_clientid (clientid, ip, url, ref, refhost) VALUES (‘184 124 Ы’, ‘178.132.110.80’, ‘www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/klassicizm_v_arhitekture/’, ‘http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/klassicizm_v_arhitekture/’, ‘www.facade-project.ru’)

#0 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/templates/facade/classes/modules/content/class.php(3163): mysqliConnection->query() #1 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/components/def_module.php(273): content_custom->getId() #2 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/components/def_module.php(225): def_module->callIncludedClassMethod() #3 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/subsystems/streams/udata/udataStream.php(120): def_module->__call() #4 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/subsystems/streams/udata/udataStream.php(25): udataStream->executeMacros() #5 [internal function]: udataStream->stream_open() #6 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/subsystems/umiTemplaters/types/umiTemplaterXSLT.php(63): XSLTProcessor->transformToXml() #7 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/middlewares/tModuleRouter.php(74): umiTemplaterXSLT->parse() #8 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/controllers/IndexController.php(338): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->executeModuleRequest() #9 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/controllers/IndexController.php(300): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->handleHtmlRequest() #10 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/controllers/IndexController.php(114): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->handleRequest() #11 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/index.php(15): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->execute() #12

Классический стиль в архитектуре

Классицизм – художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.

Исторические предпосылки

  • Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.

В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.

  • Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.

В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость – вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.

  • Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма – «палладианство»).

В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций – Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.

Классицизм: особенности стиля

Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:

  • ясные пространственные решения,
  • строгие формы,
  • лаконичная внешняя отделка,
  • мягкая цветовая гамма.

Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

  • Одна из основных черт классицизма в архитектуре – обращение к античной ордерной системе.

В переводе с латинского ordo означает «строй, порядок», термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).

Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.

Элементы классической архитектуры

  • Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
  • Симметричная композиция – обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
  • Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
  • Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
  • Среди особенностей классической архитектуры – оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя – цоколь, в середине – основное поле, вверху – антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
  • Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.

Виды классической архитектуры: национальные особенности

Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.

Английский классицизм

Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус («Дом королевы»), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, – Ковент Гарден.

Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.

При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки – компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.

Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным – его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.

Особенности классицизма в архитектуре Франции

Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.

Самые значимые события этой поры – возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.

В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.

Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки – она излишня.

Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.

Русский классицизм в архитектуре

Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.

Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.

Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.

В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.

Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.

Примеры отечественной архитектурной классики

Таврический дворец – проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, – яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.

Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.

Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.

Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова – пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.

Архитектурные особенности классики позднего периода

Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:

  • акцентированную стилизацию под старину
  • монументальность образов
  • преобладание дорического ордера (без излишних украшений)

Выдающиеся проекты этого времени:

  • архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
  • Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
  • здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.

Классика в современной архитектуре

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.

В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.

Современные проекты классических домов – тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.

В качестве реальных примеров смотрите красивые проекты классических домов – созданные архитектурным бюро ТопДом.

Классицизм в архитектуре: всё, что нужно знать о стиле

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка

Классицизм в архитектуре стал преемником эпохи Возрождения или Ренессанса (14 — 16 вв). Этот стиль в разных странах имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете об истоках и национальных свойствах классицизма в Европе, США и России. Познакомитесь с примерами архитектурной классики от её истоков в 16 веке до позднего периода развития 19 века.

Особенности классицизма в архитектуре

Классицизм в архитектуре — это симметричная планировка и сдержанность в убранстве. Архитекторы классицизма черпали вдохновение и опирались на композиционные основы античной архитектуры: симметрию, рациональные пропорции, связь конструктивной основы и внешней формы. Архитектуру позднего периода развития классицизма западные искусствоведы называют неоклассицизм (neoclassicism).

Строения в изучаемом стиле, простые и строгие, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Им характерны крупные формы, минимум декора, лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Окна большие, расположены равномерно, колонны с классическими ордерами, дверь строго в центре.

Такие особенности классического стиля способствовали планированию и строительству жилых кварталов и городов. Также важную роль в классицизме играла природа: от маленьких садиков перед домом до обширных парков, окружающих комплексы зданий (пример: Версаль).

Классицизм предпочитает только вечное и неизменное. Выделяет и подчёркивает существенные, наиболее важные черты любого явления (здания, интерьера, ландшафта), отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Вместо минутного самовыражения признаёт мастерство и неизменные правила.

Андреа Палладио: основоположник классицизма или последователь Витрувия?

Законодателем классицизма считается итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Родился в Падуе, в Венецианской республике. Вероятно, он сильно удивился бы, узнав о присвоенном ему титуле «основоположника» стиля. Андреа был архитектором позднего ренессанса.

Палладио изучал архитектурные памятники Древнего Рима. Принципы античной архитектуры, изложенные в трактате римского учёного и архитектора Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) Палладио перенёс на доступный современникам язык в труде «Четыре книги об архитектуре».

Они стали учебными пособиями для архитекторов всего мира: Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент, Кэмпбелл Колин — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги — в России, Томас Джефферсон — США, и т. д.. Его идеи быстро нашли себе последователей и в 17 веке распространились по Европе.

При сооружении зданий Палладио руководствовался представлением Витрувия об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека. Архитектор эпохи Возрождения оживлял забытые принципы античной архитектуры.

Палладианский стиль или палладианство

Началом классицизма считается ранее палладианство (по имени основоположника стиля Андреа Палладио). Его проявление отмечено уже в середине 16 века.

Вилла ла Ротонда — классический образец загородного дома

Первая светская постройка эпохи Возрождения Андреа Палладио — «Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда» в Виченце (Италия) — демонстрирует тенденции классицизма. В проект 1556 года заложен принцип пропорционирования. В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками с шестью ионическими колоннами в каждом. Здание создаёт впечатление абсолютной гармонии и самым знаменитым частным домом.

вилла Ротонда

Кубическая (!) постройка с круглым залом в центре увенчана куполом. Здесь нет иррациональных отношений и правила золотого сечения. Приобретенная графом Аттилио Вальмарана в 1912 году, вилла сегодня принадлежит его наследникам и открыта для публики. Рассмотрите получше это сооружение в 3-минутном видео:

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы. Он широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

палладианские окна

Мировые лики палладианства

Палладианский стиль быстро обрел популярность. В других странах он адаптировался к предпочтениям местной публики и играл важную роль в развитии архитектурных идей классицизма. Искусствоведы отмечают английское палладианство, ирландское, северо-американское (Дрейтон-Холл в Южной Каролине, библиотека Редвуда в Ньюпорте, штат Род-Айленд). Этот стиль был принят в Пруссии (оперный театр Кнобельсдорфа на бульваре Унтер-ден-Линден), во всех британских колониях.

В России палладианство представляют работы конца 18 века Дж. Кваренги: Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942 г.), здание Академии наук, Александровский дворец в Царском селе и другие. Последователем итальянского архитектора стал Николай Александрович Львов (усадьба в Знаменском, дача П. А. Соймонова и др.).

образец палладианства в России

Этот стиль продолжал использоваться в Европе на протяжении 19-го и начала 20-го веков при проектировании общественных и муниципальных зданий. Со второй половины 19-го века в англоязычном мире с ним начинает соперничать готическое возрождение. Священство сочло палладианство слишком языческим и не подходящим для англиканского и англо-католического богослужения.

Тем не менее, как архитектурный стиль он продолжает оставаться популярным и развиваться. Его фронтоны, симметрия и пропорции отчетливо прослеживаются и сегодня в дизайне многих современных зданий.

9 шедевров классицизма в архитектуре

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:

  • Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
  • Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
  • Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
  • Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.

Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек классического направления. Представленные фото кликабельны.

Шедевр классицизма: вилла Чисвик хаус

Архитектор Лорд Бёрлингтон. Chiswick House, Лондон. Пример якобинской архитектуры (принадлежит палладианству)

Классицизм в архитектуре Франции

Храм св. Женевьевы, Париж, 1790г. Жак-Жермен Суффло

Архитектура Регентского стиля

Арх. Джон Нэш. Theatre Royal Haymarket, Лондон

Архитектура классицизма а Англии

Арх. Джеймс Стюарт (Афинский). Spencer House (дом принцессы Дианы). Лондон

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка

Ампир. Триумфальная арка в Париже.

Шедевр классицизма в России Смольный институт Кваренги

Дворец Разумовского (Пед. универ. им. Герцена) А.Ф. Кокоринов

Шедевр классицизмаив архитектуре. Капитолий

Первоначальный вид Капитолия в Вашингтоне. 1793 г.Автор: Dr. William Thornton’s (designer) — http://www.aoc.gov/cc/capitol/models/model_t1.cfm, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2210066

Шедевр классицизма. Адмиралтейство

Русский классицизм. Главное адмиралтейство в С.-Петербурге. А.Д. Захаров. 1706 г Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42832884

Шедевры классицизма в архитектуре

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Классицизм в архитектуре Англии: от Стюартов до Георга IV

Период с 1603 по 1820 был отмечен несколькими политическими фазами. Некоторые из них были связаны с различными архитектурными стилями. По мнению историков, это золотой век британской архитектуры. Развитие классицизма в архитектуре Великобритании условно можно разделить на три этапа:

  1. ранний период ( XVII век) — Якобинская, Каролинская архитектура;
  2. Георгианская архитектура (XVIII век);
  3. стиль Регенства (ХIX век).

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

Queens House

Палладианство Джонса, его современников и более поздних последователей было стилем фасадов. Следует отметить, что математические пропорции и формулы, диктующие планировку, ими строго не соблюдались.

В 1729 году Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон и Уильям Кент спроектировали Чизвик-хаус (Chiswick House). Этот дом был переосмыслением виллы Палладио Капра ла Ротонда, но очищенной от элементов и орнамента 16-го века. В этом и заключалось отличие английского палладианства.

Chiswick House.jpg

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) назван по периоду последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера. Относится к английскому классицизму 18 века, палладианству.

георгианский стиль в архитектуре

Георгианский стиль очень разнообразен, но сохраняет симметрию и пропорции, основанные на классической архитектуре Греции и Рима. Орнамент выдержан в классической традиции, а иногда на внешней стороне здания почти полностью отсутствует.

Георгианский стиль: рядный дом

Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London

стили в архитектуре: классицизм в Англии

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

Георгианская архитектура в Ирландии

Городская застройка в георгианский период в Newtown Pery, Limerick, Ireland, после 1769 г. Own work assumed (based on copyright claims)., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1900723

В городах англоязычного мира строили огромное количество рядных домов из кирпичей, с четкими линиями и минимальным декором. К особенностям относят:

  • симметричные планы,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании, других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Стандарты строительства были высокими. Георгианские рядные дома все еще составляют значительную часть Лондона, Эдинбурга, Дублина и других.

В период позднего Георгианства проекты Роберта Адама из Шотландии стали образцом для строительства присутственных мест в британских колониях. Он разработал собственный стиль — воздушную, лёгкую и непринуждённую версию раннего классицизма не только в проектировании зданий, но и в оформлении интерьеров. Из адамова стиля появился федеральный стиль в Северной Америке.

Кедлстон-холл

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

“Принц удовольствий” был расточительным монархом, обладал экстравагантными вкусами и тратил огромные состояния на искусство и дизайн.

Классицизм в архитектуре Англии

Городская рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

Классицизм в архитектуре Англии. Рядная застройка

Архитектура эпохи Регентства наследовала симметрию, чувство величия и аккуратные пропорции георгианского стиля. Отличается тщательно продуманными элементами, такими как оштукатуренные фасады пастельных тонов, декоративные детали из кованого железа на балконах и верандах, дорожки с колоннадами, арочные окна и входные двери, балюстрады на крыше, деревянные ставни на окнах, классические фризы, пилястры, дверные и оконные фронтоны.

Стиль Регентства иногда называют английский ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Biedermeier (Бидермайер или Бидермейер) и в США — Федеральный.

Ампир и француский классицизм: вечность мимолётной империи

Во Франции классицизм появился позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского классицизма.

Классицизм в архитектуре Франции

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Есть ещё другие имена этого направления: императорский стиль, (фр. empire — империя), высокий классицизм или наполеоновский стиль (по периоду правления). Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка

Отличия ампира — помпезность, напыщенность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Францускому ампиру соответствуют:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в США — федеральный стиль.

О самом важном символе Парижа 19 века в имперском стиле, а так же о русском ампире того же времени читайте в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермайер

Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «бидермайер». Распространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.

Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» дало описание этому образцу позднего классического стиля.

Современники того времени называли его «ампиром для бедных», потому что экономический упадок после наполеоновской Европы не позволял строить роскошные особняки. Стиль Бидермайер имеет место не только в Германии и Австрии, но и в городах Северной Италии, Скандинавских стран, Польши.

Этот стиль сформировал монументальные здания того времени и жилые кварталы среднего класса. Самым выдающимся архитектором Бидермайера, безусловно, был Йозеф Корнхойзель (1782 — 1860 гг), который оставил свой след в основном в Вене и Бадене под Веной.

Бидермайер архитектураархитектура Биремайера

Такие характеристики неоклассической архитектуры Бидермайера, как единство простоты и функциональности , оказали влияние на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.

классический стиль в архитектуре: бидермайер

Федеральный стиль: как отличить от георгианского

Федеральный стиль также известен как стиль Адама, в честь британских архитекторов братьев Адам, которые разработали этот стиль в Англии. В федеральном стиле есть много элементов георгианского стиля: симметрия, классические детали, двускатная крыша. Но отличается он орнаментом и изысканностью.

федеральный стиль в архитектуре

Федеральные детали более изящные, тонкие, тщательнее прорисованные, чем их георгианские аналоги, и могут включать в себя флаги, гирлянды и урны. Кроме того, в федеральном стиле были введены более формальные элементы, такие как вентиляционное окно на входной двери, иногда с боковыми фонарями по бокам, а также более сложные дверные обрамления и портики.

Пример федеральной архитектуры

Федеральный стиль также известен эффектными трехчастными или палладианскими окнами с изогнутыми арками. Еще одной выдающейся, но менее распространенной особенностью федеральной архитектуры является использование изогнутых или многоугольных оконных проекций.

федеральный стиль в архитектуре

Федеральный стиль стал популярным во всех колониях после Американской революции и доминировал примерно до 1820 года. Самый простой способ отличить здание в федеральном стиле от здания в георгианском стиле — это обратить внимание на эллиптический вентилятор над входной дверью или окна в стиле палладио.

Классицизм в архитектуре России: что не смогла Европа

Имя Андреа Палладио в России впервые узнали в 1699 году, когда сподвижник Петра Великого князь Долгорукий перевёл трактат венецианца «Четыре книги об архитектуре». Первый русский император оценил соответствие упорядоченной системы застройки проводимым реформам. Ему понравились образцы классических зданий.

Особенности русского классицизма в архитектуре

Столицей русского классицизма становится Петербург. Принципы классицизма заложены в его чертежах: симметрия, пропорция, крупные формы, упорядоченность, масштабность, перспектива. В этом стиле планировалось создание дворцов, театров, административных учреждений и жилых домов.

Сочетание рационализма и простора, представленного в русском классицизме, невозможно в сложившейся плотной застройке европейских городов с разнообразием архитектурных стилей.

О тонкостях отличия российской версии палладианства человеку неподготовленному узнать нелегко. Нужно разбираться в чертежах, конкретных особенностях строения форм зданий. Важно понимать культурные смыслы, которые вкладывались в здания, какая жизнь в них протекала, какие люди их создавали и населяли. Эти аспекты разбираются в статье В. Успенского Палладианская Россия.

Екатерининский классицизм

Расцвет классического стиля наступает, когда Екатерина II (с 1762 по 1796 гг.) приглашает архитекторов-палладианцев Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги для работы в России. При Екатерине классическая архитектура выражала передовые философские взгляды на обустройство мира. Просвещенная императрица отстраивала столицу и загородные резиденции. Осуществляла массовую перепланировку русских городов по всей стране вплоть до Урала.

«Жалованная грамота дворянству» Екатерины II вызвала активное строительство дворянских усадеб. В загородном строительстве пальму первенства держал последователь Дж. Кваренги Н. А. Львов. Он строил «дворянские гнёзда» по принципу виллы Ротонды. Многие барские дома и последующих столетий так или иначе копируют его усадьбы, которые стоят на пригорке и глядят в пруд…

«Идеалистическое русское палладианство — это архитектура мечты: мечты о Риме, Империи, Европе, величии и покое, законности и свободе», — считает искусствовед В. Успенский.

К раннему русскому классицизму, кроме вышеназванных, относят архитекторов:

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, построенные в период 1760—1780 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо. (Кликните для увеличения картинки)

Китайский дворец в Ораниенбауме. 1786. Ринальди. Фото: р: Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27752596

пример раннего классицизма в России

Юсуповский дворец на Мойке 1770 Автор: Ninaras — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48214874

образец раннего русского классицизма

Дворец Разумовского в С-Петербурге. 1762—1766. А. Ф. Кокоринов и Ж . Б. Валлен-Деламот. Позже был перестроен. Совр. Педагогический университет им. Герцена

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

классицизм в архитектуре России

  • Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
  • Н. А. Львов (усадьба Знаменское-Раёк, Усадьба Никольское-Черенчицы),
  • Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
  • И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
  • В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
  • М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Монферраном (1858 г).

Классицизм в архитектуре советского периода представляет сталинский ампир. Относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Сможете ли вы отличить классические здания от зданий модерна? Пишите в комментариях или задавайте вопросы.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Data too long for column ‘ref’ at row 1 in query: INSERT INTO cms_stat_clientid (clientid, ip, url, ref, refhost) VALUES (‘184 134 Ы’, ‘178.132.110.80’, ‘www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/osobennosti_klassicizma_v_arhitekture/’, ‘http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/osobennosti_klassicizma_v_arhitekture/’, ‘www.facade-project.ru’)

#0 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/templates/facade/classes/modules/content/class.php(3163): mysqliConnection->query() #1 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/components/def_module.php(273): content_custom->getId() #2 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/components/def_module.php(225): def_module->callIncludedClassMethod() #3 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/subsystems/streams/udata/udataStream.php(120): def_module->__call() #4 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/subsystems/streams/udata/udataStream.php(25): udataStream->executeMacros() #5 [internal function]: udataStream->stream_open() #6 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/subsystems/umiTemplaters/types/umiTemplaterXSLT.php(63): XSLTProcessor->transformToXml() #7 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/middlewares/tModuleRouter.php(74): umiTemplaterXSLT->parse() #8 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/controllers/IndexController.php(338): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->executeModuleRequest() #9 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/controllers/IndexController.php(300): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->handleHtmlRequest() #10 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/classes/system/controllers/IndexController.php(114): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->handleRequest() #11 /var/www/facade-project/data/www/facade-project.ru/index.php(15): UmiCms\Classes\System\Controllers\IndexController->execute() #12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *