Что входит в состав асфальта
Перейти к содержимому

Что входит в состав асфальта

  • автор:

Асфальт — что это такое?

Асфальт — это материал искусственного либо природного происхождения, который состоит из разных компонентов. В основе асфальта лежит поверхностный либо нефтяной битум. Первый вариант формируется в процессе выхода на земную поверхность, а второй — в ходе переработки нефти. Кроме битума в состав асфальта входят наполнители в виде щебня, гравия и песка.

Асфальт - что это такое

Называть используемые при ремонте и строительстве дорог смеси термином «асфальт» неправильно. Асфальтобетонные смеси содержат лишь небольшое количество асфальта в виде сочетания битумов.

Когда асфальт начали применять в дорожной сфере?

Первая информация о том, что асфальт природного происхождения применяли во время устройства дорог, относится к 16-му столетию. Методику начали использовать жители Южной Америки. На территории Соединенных Штатов изготовление литого асфальта искусственным путем стартовало лишь в конце 1800-х годов. В Европе составы на основе битума начали использовать для прокладки дорог ближе к середине 19-го столетия. Вместо мощеных дорог и тротуаров на городских улицах Великобритании, Франции, России и Австрии начал появляться асфальт.

Первый серьезный опыт применения асфальта состоялся в Санкт-Петербурге, однако лишь к 80-м годам этот материал начал появляться и в других больших городах. Россия обзавелась собственным предприятием по производству асфальта не сразу — на протяжении 30 лет новинку импортировали из других стран.

Первенство в механизированной укладке материала принадлежит США. Здесь впервые начали строить дорогу с использованием гудронатора, обеспечивающего подачу предварительно разогретого битума.

Искусственный и природный материал — основные компоненты

Добыча природного асфальта осуществляется в Тринидаде (оз. Пич-Лейк), Израиле (Мертвое море), Иране, США, Венесуэле, Канаде и на Кубе. Материал представляет собой сочетание битумов (их объем достигает 70%), неорганических компонентов и органических соединений.

Асфальтобетон ненатурального происхождения содержит два ключевых элемента. Функции вяжущего материала выполняют модифицированные, нефтяные битумы и полимерно-битумные компоненты в маловязком, вязком или жидком состоянии. Функции наполнителей выполняют гравий и щебень (фракции 5-40 мм), минеральный порошок и песок. Эти компоненты применяют для устранения различных пустот, а также достижения требуемых показателей вязкости и прочности.

Асфальтобетон — это современное дорожное покрытие, являющееся результатом укладки соответствующей смеси с последующим её уплотнением.

Методика изготовления асфальтобетонных смесей

Независимо от характеристик конкретной смеси производство осуществляется в следующей последовательности — подготовка всех компонентов, смешивание и перемещение в бункер для хранения. Производство выполняется на стационарных заводах, а также мобильных установках, расположенных неподалеку от места строительства дороги.

Стандартные этапы производства:

  • Подготовка основных компонентов. Установка дробит минеральные наполнители и разделяет их на фракции. После этого наполнители просушивают, нагревают и подают в смеситель.
  • Приготовление битума. Битум разогревают и подают в специальную установку, где он постоянно перемешивается. Там происходит добавление поверхностно-активных веществ, а также испарение влаги. Далее битум подают в рабочие котлы и смеситель.
  • Перемешивание всех компонентов. Готовый песок и гравий/щебень подают в асфальтосмеситель с целью перемешивания с одновременным добавлением минерального порошка и нагретого битума. В конечном итоге получается однородная смесь.
  • Перегрузка асфальтобетонной смеси. Готовая к использованию смесь попадает в самосвалы или специальный бункер. Если смесь не везут на строительную площадку, её охлаждают и транспортируют на склад с целью хранения.

В ходе изготовления горячих смесей битум и щебень нагревают до 140-155°С и 165-175°С, а при производстве холодных смесей температура данных компонентов составляет 110-120°С и 65-75°С, соответственно.

Асфальтобетонные смеси классифицируют по типу используемых минеральных компонентов их объему и фракции, остаточной пористости, температуре укладки и битумному вяжущему.

Особые разновидности асфальтобетонных смесей

Кроме асфальтобетонных смесей, которые активно используются в дорожной сфере, существуют также более современные разработки. Их ключевыми отличиями являются особый состав и методика укладки.

В эту категорию входят:

  • литый асфальтобетон с содержанием большого количества битума и минерального порошка;
  • холодные и горячие асфальтобетонные смеси разных цветов (цвет зависит от красителя);
  • щебеночно-мастичный асфальтобетон, содержащий стабилизирующие компоненты;
  • полимерасфальтобетонные смеси, в составе которых присутствуют полимеры (эластомеры);
  • дренирующие резиновые и резиноасфальтобетонные смеси с включением резиновой крошки и полимеров;
  • стеклоасфальтобетон, в составе которого содержится стеклянный бой;
  • сероасфальтобетон, содержащий техническую серу.

Все эти смеси предназначены для определенной сферы использования, что связано с уникальными эксплуатационными характеристиками и качествами итогового покрытия.

Как делают асфальт: технология производства асфальтобетонных смесей

Как делают асфальт: технология производства асфальтобетонных смесей Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый строительный материал, изготовленный из смеси битума, крупных и мелких заполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и других компонентов. Существует несколько видов искусственного асфальта, отличающихся между собой составами и технологией изготовления.

  • Основные компоненты асфальтобена
  • Разновидности асфальтобетонных смесей по составу
  • Состав и технология производства горячего асфальтобетона
  • Состав и особенности изготовления холодного асфальта
  • Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый строительный материал, изготовленный из смеси битума, крупных и мелких заполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и других компонентов. В обиходе асфальтобетонные смеси не совсем корректно именуют асфальтом, т.к. это греческое название черной горной смолы (битума), которая образуется в каменноугольных породах. Существует несколько видов искусственного асфальта, отличающихся между собой составами и технологией изготовления. Каждая разновидность обладает индивидуальным комплексом эксплуатационных свойств и рассчитана на определенные области применения.

Производство асфальтобетонных смесей

Из каких компонентов делают асфальт?

Основные компоненты асфальтобетона:

  1. Крупные заполнители – щебень и гравий. Они должны прочно сцепляться с вяжущим веществом. Этому требованию соответствуют кубовидные зерна щебня из плотных горных и метаморфических карбонатных пород. При производстве асфальтобетонных смесей применяют заполнитель с размерами зерен 10-40 мм.
  2. Мелкий заполнитель – песок. Для этой цели используется природный карьерный песок (речной не подходит) или отсев дробления щебня. В сырьевой асфальтобетонной смеси используют разнофракционный песок, что позволяет снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность асфальтобетона, улучшает устойчивость к высоким температурам и прочность дорожного покрытия.
  3. Минеральный порошок. Его количество и качество существенно влияют на свойства вяжущего. Слишком большое количество минпорошка снижает прочность дорожного покрытия, особенно в зимних условиях.
  4. Вяжущее. Его функции чаще всего выполняет битум, который может быть жидким или вязким. Требуемый коэффициент вязкости битума указывается в технической документации, он зависит от состава сырьевой смеси и температуры укладки асфальта. При проведении дорожных работ в зимних условиях обычно используют жидкий битум с присадками и разжижителями.

Виды асфальтобетонных смесей по составу

По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:

  • Крупнозернистый. Этот материал востребован для устройства нижних слоев дорожного пирога. Для его изготовления используется щебень крупных (20-40 мм) и мелких фракций (5-15 мм).
  • Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона является мелкозернистый щебень 5-15 мм. В двухслойных дорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства верхнего слоя дороги.
  • Песчаный. Этот искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе присутствуют мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.

По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:

  • Классические. Предназначены для строительства городских и поселковых дорог, тротуаров.
  • Щебеночно-мастичные. Имеют в составе стабилизирующие добавки волокнистого типа. Применяются для создания высокопрочных дорожных покрытий автомагистралей с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерасфальтобетонные. Содержат сополимеры и пластификаторы, повышающие прочность и безремонтный период дорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны эффективны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым передвигается тяжелая техника.

Как делают асфальт

Виды асфальтобетона по технологии производства

По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство холодных и горячих асфальтобетонных смесей, черного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку демонтированного покрытия.

Асфальтобетонный завод

По принципу функционирования АБЗ разделяют на цикличные и непрерывные. На предприятиях циклического действия используются порционные дозаторы и оборудование периодического использования. На заводах непрерывного производства операции подготовки компонентов, их смешивания, выгрузки готовой продукции происходят одновременно.

В зависимости от мощности оборудования АБЗ могут производить от 40 т/ч до 400 т/ч и более. По степени инвентарности заводы разделяют на стационарные, сборно-разборные и мобильные.

Как и из чего делают асфальт?

В простонародье асфальт — это то же самое, что и асфальтобетонная смесь, которая используется для покрытия дорог. Но в действительности это разные вещества с абсолютно разными свойствами и характеристиками.

Из чего состоит асфальт-min

Главные составляющие асфальта

В состав асфальта, как правило, входят твердые компоненты и битум. С учетом интенсивности и характера эксплуатации, состав может дополняться другими компонентами:

  • крупнозернистыми заполнителями — гравием или щебнем с фракцией 10-40мм, которые придают устойчивость к механическим нагрузкам;
  • мелкозернистым наполнителем (песком или отсевом) — он увеличивает плотность асфальтобетона и придает ему дополнительную термоустойчивость;
  • тонкодисперсным минеральным порошком — для изменения вязкости раствора;
  • битумом — главным вяжущим составляющим элементом искусственного асфальта. Возможно использование и других пластификаторов для покрытия дорог особого назначения.

Классификация асфальтобетонных составов

Асфальтобетонные смеси классифицируются по фракции твердого наполнителя, по составу и по технологии производства.

По фракции различают:

  • крупнозернистые – используются преимущественно для нижнего слоя асфальта. Крупнозернистым состав считается при использовании щебня или гравия с размером зерна до 40 мм;
  • мелкозернистые – используются как верхний слой асфальта. В состав добавляется мелкий гравий или щебень с размером зерен до 15 мм;
  • песчаные – используются при укладке пешеходных дорожек, аллей, площадок, с минимальной запроектированной нагрузкой. В составе используется мелкофракционный гравий или щебень, минеральный порошок, песок (природный или дробленый), отсев.

По составу различают типы смеси:

  • классический – универсален для любой местности и любых дорожных покрытий, используется в городах как для парковых зон, так и для больших скоростных магистралей;
  • щебеночно-мастичный – обладает высокой прочностью, укладывается на оживленных загородных дорогах с высокими эксплуатационными нагрузками;
  • полимерасфальтобетон – максимально устойчивый к износу состав, включающий более плотную смесь минеральных и полимерно-вяжущих материалов. Им покрывают дороги, предназначенные для прохождения тяжелой специальной техники.

По технологии производства смеси асфальтобетона делятся на:

Процесс изготовления теплых и горячих смесей

При традиционном способе укладки нагретых асфальтосмесей, который предполагает разравнивание, термопластификацию и застывание битума, используется температура 110°С для горячих и 40-80°С для теплых смесей.

Классическая (традиционная) система производства горячих асфальтобетонных смесей используется практически на каждом асфальтовом заводе.

Поскольку на заводы щебень поступает еще влажным, его сушат при температуре 150°С и разделяют на разные фракции посредством просеивания через несколько вибрационных сит — на так называемом грохоте. Использование влажного наполнителя не допускается. Следующий шаг в производстве асфальтобетонных смесей — смешивание щебня или гравия и битума, не допуская при этом понижения температуры ниже чем 170°С вплоть до укладки дорожного полотна. Для улучшения характеристик покрытия в состав вносятся дополнительные составляющие – модификаторы и присадки. Срок хранения готового асфальтобетонного состава – максимум два дня и только в теплые дни с последних месяцев весны до первых месяцев осени.

Изготовление холодных асфальтосмесей

Холодные асфальтосмеси изготовляются из холодного битума с щебневым и гравийным наполнителем с добавлением специальных полимеров, которые имеют свои достоинства и отрицательные черты.
Положительные стороны холодных смесей:

  • рабочая температура от 5°С до -30°С;
  • износостойкость;
  • прочность;
  • надежность;
  • долговечность;
  • великолепное сцепление с дорожной основой.

Изъяны холодных смесей:

  • дороговизна;
  • невысокая прочность на сдвиг.

Учитывая все плюсы и минусы холодных составов, они максимально подходят только для ямочного ремонта дорог и укладки пешеходных дорожек и аллей. Полное покрытие автомобильной дороги такой смесью экономически невыгодно и не соответствует технико-эксплуатационным требованиям ГОСТ.
Иногда холодные смеси используются для покрытия площадок, с предположительно минимальной нагрузкой, например, во дворах жилых домов, на парковых аллеях, площадках.

При производстве холодных асфальтосмесей применяются абсолютно те же технологии, что и для изготовления горячих составов — просушка твердых наполнителей, просеивание на грохоте и смешивание с битумом и другими составляющими.

Предприятия, специализирующиеся на производстве асфальта

Заводы, производящие асфальтобетон, располагают комплексами машин, сооружений, техники, зданий, и осуществляют полный цикл создания асфальта:

  • принимают и хранят составляющие для производства асфальта;
  • дробят и сортируют щебень, гравий и песок;
  • подготавливают, сушат и смешивают все составляющие;
  • перерабатывают покрытие, которое уже отслужило свое.

Асфальтобетонные заводы также подразделяются на циклические и непрерывные. Циклические в производстве используют дозаторы, а непрерывные предполагают, что запущенный цикл производства не может быть остановлен.

Кроме того, существуют мобильные и стационарные асфальтосмесительные установки. Мобильные асфальтосмесительные установки, которыми располагает каждый асфальтобетонный завод, находятся непосредственно в местах укладки нового дорожного покрытия, так как готовые горячие смеси нецелесообразно возить на дальние расстояния.

Современные асфальтобетонные заводы могут производить около 400 тонн асфальта в час.

Что входит в состав дорожного асфальта

состав дорожного асфальта

Знак качества

Асфальт — самый распространенный материал для укладки дорог в наше время. Сейчас на рынке представлено большое число видов и производителей этого сырья. Многие существующие классификации делят асфальт по количеству массовых долей различных элементов в составе, а также объему частиц песка, щебня и уровню их очищения.

Состав асфальтобетонной смеси

Асфальт любого типа и производителя обязательно имеет в составе песок, щебень или гравий, минеральный порошок и битум. Некоторые виды покрытия могут обходиться без щебня или гравия. Однако их обязательно добавляют в случаях, когда необходимы каркасообразующие защитные компоненты для покрытия поверхностей с периодичными тяжелыми и краткосрочными нагрузками и большим трафиком на территории.

Минеральный порошок — обязательный материал для создания различных видов асфальта. Его получают с помощью деления пород с высоким содержанием углерода: обычно это известняки и другие органические окаменевшие материалы.

Массовую долю минерального порошка рассчитывают, опираясь на цели, для которых его применяют, и требования к вязкости готового сырья. Асфальт с высоким процентом добавления порошка незаменим для укладки дорожного покрытия и площадок — высокая вязкость материала гарантирует качественную нейтрализацию вибраций мостовых сооружений и надежную защиту от трещин в процессе эксплуатации.

Практически каждый вид асфальта любого производителя не обходится без песка. Исключением являются только типы покрытия с высоким содержанием гравия. Качество песка определяют с учетом уровня его очищения и способа добычи. Получение открытым методом обязывает заниматься дополнительной очисткой сырья, а добыча путем искусственного дробления пород позволяет получать уже готовый к работе материал, не требующий вспомогательных манипуляций.

Битум — еще одна составная часть любого асфальтного покрытия, которая вызывает массу споров среди специалистов индустрии производства дорожных поверхностей. Причиной противоречий становится то, что битум является сырьем переработки нефти.

В большинстве видов покрытия его содержание не превышает 4-5 %. При асфальтировании дорог с неровным рельефом или ремонте поверхности массовая доля битума в смеси повышается и может достигать более 10%. Высокое содержание битума гарантирует дорожной площадке упругость при затвердевании, а также повышенную пластичность, которая помогает легко размещать смесь по поверхности.

Марки и типы асфальта

С учетом количества используемых элементов асфальт делят на 3 вида. Технические показатели, условия использования и состав смеси указывают в ГОСТ 9128-2009, где также допускается применение добавочных присадок. Они отвечают за увеличение устойчивости при морозе, гидрофобность, пластичность и надежность поверхности.

• асфальт марки 1. В его составе находится песок или отсев, битум, щебень и минеральный порошок. В зависимости от их соотношения, производители изготавливают всевозможные типы покрытий — от плотных до высокопористых с высоким содержанием щебня.

Используются при заливе дорог и их благоустройстве. Однако пористое сырье не предназначено для финишного слоя поверхности из-за особенностей состава. Оно подходит для укладки оснований и базы под более устойчивые материалы;

• асфальт марки 2. Состоит из песка, отсева дробления, битума, щебня и минерального порошка, плотность которых приблизительно равна асфальту марки 1. Включение песка и гравия может меняться, от этого показателя зависит сфера использования. Она включает возведение дорог, их восстановление, а также сооружение поверхности для паркингов и площадок;

• асфальт марки 3. Также включает песок, отсев дробления, минеральный порошок и битум, отличается отсутствием щебня или гравия в составе. Порошки и качественный песок успешно замещают их и не уступают по надежности, что позволяет использовать эту марку асфальта при всевозможных условиях.

Дорожно-строительную смесь также подразделяют на несколько видов с учетом содержания наполнителя:

• Б – 40–50% щебень или гравий;

• В – 30–40% щебень или гравий;

• Г – до 30% песок и остатки дробления;

• Д – до 70% песок или соединение с остатками дробления.

Соотношение песка и щебня (гравия)

Процентные показатели включения песка и гравия позволяют говорить о целесообразности применять полученную смесь для определенных видов покрытий. Соотношение этих материалов дает возможность разделить асфальтную поверхность по типам с использованием букв от А до Д: А — более половины состоит из мелкофракционного щебня или гравия, а Д — около 70% — это песок (обычно используют песок дробленых горных пород).

Соотношение битума и минеральных составляющих

Показатели включения битума и минеральных соединений характеризуют устойчивость и практичность дорожного полотна. Большой процент минеральных порошков в составе говорит о непрочности поверхности. Такой вид асфальта используют только для укладки парков и тротуаров, где асфальт не подвергается серьезным нагрузкам.

Высокие показатели содержания битума, наоборот, повышают прочность смеси. Она хороша для мест с суровым климатом и низкими температурами, а также при сжатых сроках работы, когда через несколько часов по полотну уже планируется запускать тяжелые автомобили.

Семково

Фасадные работы

Отделка офисов

Росинка

Стоянка 630м2

Отделка квартир

Отделка квартир

  • Главная
  • О нас
  • Фотогалерея
  • Контакты
  • Статьи
  • Отзывы
  • Промышленные полы, дороги
    • Бетонные топинговые полы
    • Полимерные наливные полы
    • Дороги, проезды
    • Быстровозводимые здания
    • Встроенные помещения, перегородки
    • Навесы
    • Гаражи, Хозблоки
    • Проекты гаражей, хозблоков
    • Гаражи, хозблоки
    • Безвоздушная покраска
    • Промышленная отделка
    • Промышленная окраска
    • Покраска металлоконструкций

    Вы даете работу — мы делаем все остальное

    ЧCУП «Шаркстрой» © 2019

    220024 Республика Беларусь, г. Минск, д. Колядичи, д. 36,

    + 375 29 622-13-77

    • Смотреть на карте
    • Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *