Почему краски называются масляные
Перейти к содержимому

Почему краски называются масляные

  • автор:

Масляные краски (определение, виды и свойства)

Масляные краски (определение, виды и свойства)

Масляные краски — достаточно распостраненный, хотя и несколько устаревающий вид лакокрасочных материалов.

Определение масляных красок

Масляными красками называют суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол.

Пигменты, содержащиеся в масляных красках

Пигментами в масляных красках служат следующие составляющие ЛКМ: двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и другие.

Наполнители и вспомогательные вещества

Наполнителями, которые применяют производители масляных красок, в основном, для экономии пигментов, могут служить тальк, каолин, слюда и другие.

В качестве вспомогательных (не основных) компонентов в состав масляных красок технологи лакокрасочных производств вводят ускорители сушки краски — сиккативы: растворимые в олифах соли кобальта, марганца, свинца, а также различные поверхностно-активные вещества; последние облегчают диспергирование пигментов и наполнителей при производстве масляных красок.

Существующие виды масляных красок

В лакокрасочной промышленности в основном выпускают масляные краски двух видов: так называемые густотертые (иначе их называют пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие масляные краски).

При производстве густотертых масляных красок сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а потом растирают ее на краскотерках.

Готовые к непосредственному применению масляные краски получают путем перемешивания всех компонентов в шаровых мельницах или разбавлением густотертых красок олифой.

Применение масляных красок

Масляные краски наносят на поверхность кистью, валиком или распылением.

Не допускается наносить масляные краски на поверхность изделий толстым слоем, т. к. пленка до конца может не высохнуть и потеряет защитные и декоративные свойства.

Образование пленки при высыхании слоя масляных красок обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел.

Скорость высыхания масляных красок и защитно-декоративные свойства пленки напрямую зависят от типа применяемого в рецептуре ЛКМ масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещенности и т. п.).

Пленки масляных красок, высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твердостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей и кислот.

При повышении температуры сушки технические характеристики (показатели) пленок улучшаются. Например, пленки ЛКМ, высушенные при температуре 250-300 °С, стойки в слабых растворах щелочей.

Свойства масляных красок

Масляные краски просты в использовании, дешевы, что зачастую является определяющим фактором применения их при недорогом ремонте. Основная область их применения — окраска стен, крыш и т. д.

Художественные масляные краски

Помимо масляных красок общестроительного (ремонтного) назначения, важное значение имеют также художественные масляные краски, которые готовят растиранием пигментов в отбеленном рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового или подсолнечного). Эти масляные краски наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину.

Торгово-промышленная компания «ИНФРАХИМ» производит качественные масляные краски общего назначения.

Потребителям предлагается высокое качество по низкой цене!

По вопросам приобретения масляных красок обращайтесь по телефонам:
(4852) 58-14-31, 58-14-32; мобильный: +7 902 330-14-00.

Другие публикации

Лакокрасочная промышленность России в 2013 году

2013 год оказался достаточно трудным для российской промышленности. Тем не менее, по данным агентства Рейтер, химический комплекс оказался одним из.

Масляные краски: история и свойства. Какие цвета выбрать начинающим

Краски для живописи

Любая краска состоит из порошкообразного пигмента и связующего вещества. Пигменты гуаши, акварели, темперы, акрила и масла не отличаются, а вот связующие в каждом случае разные. Например, акварель содержит гуммиарабик или декстрин, мед, глицерин и бычью желчь. Связующие гуаши — фруктовая камедь, смолы-бальзамы, пластификатор, стабилизатор ализариновое масло, животная желчь, фенол. В темперных красках используются казеин, воск, яичный желток или поливинилацетат (ПВА). Акриловые вододисперсионные краски состоят из мельчайшей дисперсии акриловой (искусственной) смолы-полимера и органического разбавителя или воды.

Масляные краски производят на компьютеризированном заводе, по оптимальной рецептуре. Так же как и пятьсот лет назад, перетирая естественное или синтетическое сырьё, добиваются его тесного смешения с растительными маслами (льняным, ореховым или маковым), воском и смолой. Весь производственный процесс протекает под давлением, что исключает попадание в резервуар частиц воздуха. Промышленный продукт содержит только первосортные ингредиенты, влияющие на густоту и глянец красочного слоя.

История красок

До изобретения современных пигментов живописцы рисовали на холсте или дереве красящими составами только природного происхождения. Они покупали их в аптеках и других не имеющих отношения к искусству местах.

Подмастерья, под наблюдением мастера, растирали в тонкую пыль любые полудрагоценные камни и минералы (лазурит, малахит, известняк), разноцветные глины, некоторые растения и насекомых. Яркость менялась от степени измельчения субстанции и от объема добавленного масла.

До середины XIX века приготовленные смеси пигментов и масла хранились в небольших свертках, сделанных из свиного мочевого пузыря. Художники нарезали этот биоматериал на кусочки, клали на них пастообразную массу и герметично сворачивали. Чтобы выдавить нужный цвет, пакетик прокалывали, а после употребления отверстие запечатывалось снова. Такой способ хранения не был долговечным, так как краски быстро пересыхали, особенно если надо было писать на пленэре.

С развитием мануфактур процесс приготовления и упаковки художественных красок был модернизирован. Американский художник-портретист Джон Гоффе Рэнд впервые запатентовал изобретение свинцового тюбика для хранения краски и других жидкостей без доступа воздуха. Британская компания Виндзор и Ньютон выкупила у него патент и наладила выпуск красок в новой расфасовке. В 1841 году мир увидел краски в тюбиках.

Технические характеристики

Качество художественных красок определяют по нескольким показателям.

    • Насыщенность
    • Тонкость перетирки
    • Укрывистость, маркируется черным или прозрачным квадратиком
    • Быстрота высыхания
    • Пастозность, тягучесть, концентрация пигмента
    • Светостойкость, маркировка — снежинка, плюс или А, В, С
    • Адгезия (сила сцепления краски с грунтом).

    Некоторые краски намеренно изготавливают полупрозрачными, они называются лессировочными. Прозрачность цвета зависит от разности преломления света в пигменте и связующем веществе. Если их коэффициенты близки по значению, то свет, падая на поверхность мазка, не отражается, а проходит насквозь (просвечивает). Если коэффициент преломления пигмента значительно выше, то краска образует плотный непрозрачный слой.

    Измельченные и перетертые пигменты меняют оттенок. Охра, кадмий красный, берлинская лазурь, сиена становятся насыщеннее, а кобальт, наоборот, более жухлым. Кусочек неперетертой киновари — серый, а не красный, а кусочек краплака кажется чёрным.

    Скорость высыхания масляных красок

    Написанное полотно сохнет медленно, от двух недель до месяца, в зависимости от пастозности письма. Вначале схватываются наружные слои краски. Полная полимеризация наступает через год. Собственно, должен просохнуть не пигмент, а одно из связующих — растительное масло, точнее, не просохнуть, а окислиться.

    Разные цвета окисляются за неодинаковое время. Дольше всего остаются сырыми белила и кадмии (красно-жёлтый сегмент). Темные оттенки и «земли» подсушиваются скорее. Это связано с различной маслоёмкостью порошков-пигментов.

    Форсированная катализация достигается включением в краску сиккативного ускорителя. При его введении масло становится способным к быстрому поглощению кислорода. Однако, злоупотребление большим количеством сиккатива (особенно в завершающих слоях) делает краску хрупкой.

    Итальянская марка Classico выпускает быстросохнущие белила под № 26. Поскольку в замесы часто добавляются белила, то одно только использование этого номера вдвое ускоряет сушку. Яркое освещение тоже сушит, особенно прямые солнечные лучи, которые включают в себя не только инфракрасные (температурные), но и ультрафиолетовые (не ощущаемые, но влияющие на затвердевание) волны.

    Активизация процессов, происходящих в красочном слое сказывается на его долговечности. Поэтому лучшие условия для просушки — нормальные. После полного высыхания красочный слой сжимается примерно на 20 %.

    Совместимость красок и связующих веществ

    Все красочные пигменты – это химические вещества сложного состава. Очевидно, что некоторые из них могут взаимодействовать между собой не всегда корректно – жухнуть, неожиданно менять цвет или осыпаться при высыхании. Лучший способ избежать побочных эффектов – это перемешивать разумное количество оттенков.

    Если Вы только учитесь и не стремитесь сохранить свой шедевр на века, то все краски разных производителей можно смешивать между собой. Но старайтесь не перемешивать более четырёх цветов одновременно.

    Связующее вещество (разбавитель или тройник), которым пишут одну картину, должен быть одинаковым от начала и до конца. К примеру, если в пастозном подмалёвке использовали тройник с преобладанием масла, а в верхние слои написали с преобладанием лака, то живопись может потрескаться.

    Срок годности

    На непригодность краски указывает изменение её структуры. Она становится студенистой или твердой. Во всех других случаях ею можно пользоваться.

    Если в тюбике образовался излишек текучей фракции — это не страшно. Надо дать ему отстояться в вертикальном положении крышечкой вверх и слить лишнее связующее.

    Что купить для начала: набор или выбрать краски поштучно?

    Комплект в коробке хорош для начала только в том случае, когда есть уверенность, что живопись никогда не станет Вашим хобби. По цене отечественные краски вне конкуренции. Нет никакой кардинальной разницы между Мастер-Классом, Ладогой, Гаммой, Сонетом или Подольской. Отличаются они, преимущественно, разнообразием выпускаемых этими фирмами расцветок, количеством цветов-имитаций в линейке и раскрученностью бренда. Тубы продаются не запаянными, поэтому цвет видно не только на этикетке, но и внутри тюбика. Допускается лёгкая нюансировка оттенка в отдельных партиях товара.

    Почитайте специальную литературу, побывайте на мастер-классе. Ниже — список из двенадцати цветов, с которого можно начать своё живописное приключение. Остальное — дело личного вкуса. Со временем Ваша палитра расширится и станет неповторимой. Некоторые художники, которые уже нашли свою уникальную гамму, вручную замешивают нужный тон и накладывают его в пустые тюбики.

    Список масляных красок для начинающего живописца

    1. Кадмий красный светлый

    2. Кадмий желтый светлый

    3. Охра натуральная

    4. Травяная зеленая

    5. Кобальт синий средний

    6. Краплак фиолетовый прочный

    7. Индийская желтая

    8. Марс оранжевый прозрачный

    9. Марс коричневый светлый

    10. Тиоиндиго красно-коричневая

    11. Большой тюбик белил

    12. Чёрный шунгит

    Теория изобразительного искусства включает раздел о цветоведении. В нем описывается каким образом формируются гармоничные сочетания, как они взаимодействуют между собой и какое влияние оказывают на зрителей. На сайте с цветовым кругом https://colorscheme.ru можно поэкспериментировать с генерацией цветовых схем. Они бывают: монохромные, контрастные (взаимодополняющие), третичные (равноудаленные на цветовом круге), четвертичные (две пары дополнительных), родственные и акцент аналогичные.

    Какие нужны белила

    Художник выбирает белую краску в соответствии со своей художественной задачей.

    Титановые белила (диоксид титана) в чистой кристаллической модификации (рутил) в продаже почти не встречаются, зато двуокись титана смешанная с сульфатом бария или кальция приобретает всё большую популярность. Чистый белый цвет и прекрасная укрывистость (превосходящая все другие белые пигменты) титановых белил зависит от количества сульфатных примесей (не более 70 %). Чем их меньше, тем ярче белизна краски.

    Цинковые белила (окись цинка) молочно-белого цвета. Они достаточно светоустойчивы, не подвержены действию сернистых соединений, но в смеси с пигментами органического происхождения заметно ухудшают их светостойкость. Цинковые белила очень долго сохнут, прозрачны и очень чувствительны к влаге. В условиях повышенной влажности красочный слой с цинковыми белилами теряет прочность.

    Свинцовые белила имеют слегка голубоватый оттенок, это прочный и эластичный материал. Низкие сорта краски после высыхания начинают просвечивать из-за того, что гидрат окиси свинца легко соединяется с углекислым газом из воздуха и полностью переходит в углекислую соль. Ещё одна неприятная особенность – плохое влияние на смеси с ультрамарином и киноварью. Сейчас в нашей стране свинцовые белила сняты с производства в силу их ядовитости, но до середины ХХ века считались «становым хребтом масляной живописи».

    Наименования художественных красок, выпускаемых в России

    Всего в мире выпускают около 300 оттенков масляных красок для живописи. Почти половина из них — это пигменты, имитирующие цвета природного происхождения (индиго, лазурит, шафран, арцика, малахит, волконскоит, кошениль, пурпур и др.). Они выпускаются из сложных химических соединений, созданных в лабораториях. Изготовитель обязан подписывать имитацию цвета на этикетке. Главный российский поставщик масла — завод художественных красок Невская Палитра, затем Подольск Арт-Центр, Спектр и Гамма. Вместе они поставляют на рынок разнообразный и конкурентоспособный ассортимент.

    1. Белые — белила титановые (самые непрозрачные), цинковые (молочно-белые), свинцовые (слегка голубоватые).

    2. Неаполитанские: телесная, светло-желтая, желто-палевая, оранжево-желтая, розовая (состоят из белил с добавлением желтого кадмия и красной охры).

    3. Желтые: кадмий и крон (лимонный, средний и темный), стронциановая, золотистая Арзакан, Вайк, травертин, охра желтая Мецкар.

    4. Красные: кадмий (оранжевый, оранжево-красный, пурпурный, темный), английская и индийская красная, кармин, киноварь (вермильон), кораллово-розовая, Тавуш-вишня, шахназарская, Мецкар, гутанкарская малиновая, красный хинакридон, оранжевый травертин, венецианская.

    5. Зеленые: кобальт зеленый (темный и светлый), окись хрома, хром-кобальт сине-зеленый, изумрудная, волконскоит, глауконит, виридоновая, зеленое золото, Паоло Веронезе, Бжни, севанская, араратская, античная, турецкая зеленая, английская зеленая (темная и светлая), оливковая, малахитовая светлая, зеленая Тавуш, оливковая Арзакан.

    6. Синие: кобальт (темный, светлый, спектральный), церулиум, марганцевая голубая, ультрамарин, небесно-голубая, бирюзовая, ФЦ, индиго, фталоцианиновый, турецкая голубая, королевская синяя, берлинская (железная) лазурь, бирюзовая, индантреновая синяя.

    7. Лиловые: кобальт (розовый, темный и светлый), гутанкарская фиолетовая, лак фиолетовый, тиоиндиго розовая, марганцевая фиолетовая, сиреневый хинакридон, Петербургская розовая и лиловая.

    8. Коричневые: марс (светлый и темный, оранжевый, желтый), охры (светлая, натуральная, золотистая, темная Котайк), капут-мортум, сиена (натуральная и жженая), умбра (натуральная ленинградская, грузинская и жженая), ван-дик, феодосийская, красно-коричневая Севан и Вайк.

    9. Черные: глубокая черная, марс черный, виноградная, персиковая, византийская чернь, сажа газовая, кость жженая, травертин. Явное тоновое отличие черных красок выявляется при их смешивании с белилами.

    10. Серые: Петербургская серая, Пейна.

    Лучшие краски по соотношению цена — качество

    Стоимость масляных красок зависит от натуральности сырья, качества связующего (состава и степени его очистки) и концентрации пигмента. Имитация цвета всегда стоит дешевле.

    Подольские краски серии «Классика». Важное достоинство этого масла (кроме беспрецедентно низкой цены) в том, что в составе каждого цвета используется только один пигмент натурального происхождения. В Подольске не микшируют, продукция сохраняет традиционные названия в течении десятилетий.

    Schmincke (Германия), серия NORMA PROFESSIONAL. Всего в линейке 84 цвета в небольших тубах по 35 мл. (6 из них имитация). Все краски прекрасно совместимы и смешиваются между собой без снижения светоустойчивости.

    В линейке Schmincke MUSSINI 101 цвет только естественного происхождения с максимально возможной концентрацией пигмента. Для улучшения качества красочную массу сначала настаивают в течение трёх месяцев, и только потом расфасовывают в тубы. Её отличительная особенность – связующее, в которое добавлена даммарная смола.

    Old Holland (Нидерланды). Старейшая фабрика открылась в XVI веке. Выпускает краски ручной работы с соблюдением старинных технологий, в основном для реставрации. Никаких современных наполнителей типа бария, кальция и воска – только древняя пигментная база и гранитные жернова.

    Возможности масляной техники

    Масло интереснее и разнообразнее других художественных техник. В масляных красках скрыт огромный изобразительный потенциал: возможность лепить фактуру, передавать глубину цвета, оптические эффекты, валёры (диапазон градаций цвета при высветлении или затемнении), многократно ретушировать. Они расцветают в умелых руках или под руководством профессионала.

    Мастер-классы по живописи для взрослых

    Художник Елена Бартенева приглашает на индивидуальные уроки живописи маслом с почасовой оплатой (2000 р/час всё включено). Адрес мастерской: СПб, Приморский район, Шуваловский просп., 74/2. За несколько часов Вы напишете картину, узнаете законы изобразительного искусства, секреты мастерства и научитесь традиционным приёмам, применяемым в масляной живописи.

    Технические приемы масляной живописи

      • А-ля прима (от и до в один сеанс объемными мазками)
      • Лессировка (полупрозрачное накладывание слоев с просушками)
      • Граттаж (процарапывание)
      • Карнация (многослойное изображение кожных покровов)
      • Гризайль (тоновая или монохромная роспись)
      • Сфумато (смягчение контуров по мере удаления)
      • Сухая кисть (растушевка с растяжкой)
      • Монотипия маслом (абстрактный оттиск на холсте).

      Маслом можно рисовать не только кисточками, но и мастихином. Разные по форме мастихины предназначены для мазков всевозможной формы. Масляная техника привлекательна для новичков и тем, что (поскольку масло долго сохнет) есть возможность соскоблить испорченный фрагмент, вытереть поверхность тканью и переписать неудавшееся место заново.

      Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

      Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

      Создание и продвижение Rockabilly

      Художественные масляные краски для живописи: цвета и их названия.

      Названия цветов и названия художественных красок для живописи далеко не всегда совпадают. Названия красок часто созвучно с названием веществ, из которых их изготавливают. Как известно, существуют природные пигменты и пигменты, полученные искусственным путем. Это тоже накладывает отпечаток на их название. Для начинающих художников такие названия будут выглядеть необычно, но основные краски надо знать как таблицу умножения. Ниже привожу перечень художественных красок, которые изготавливает современная промышленность, а также некоторые названия красок, дошедшие до нас из глубины веков:

      Белые:

      • Белила цинковые
      • Белила свинцовые
      • Баритовые белила
      • Каолиновые белила

      Красные:

      • Краплак красный
      • Краплак фиолетовый
      • Киноварь
      • Кадмий красный светлый
      • Кадмий красный тёмный
      • Кадмий красный пурпурный
      • Кадмий красный
      • Кадмий оранжевый
      • Тиоиндиго розовая

      Жёлтые:

      • Кадмий лимонный
      • Кадмий жёлтый
      • Кадмий жёлтый тёмный
      • Кадмий жёлтый средний
      • Кадмий жёлтый светлый
      • Стронциановая жёлтая
      • Неаполитанская жёлтая
      • Ауреолин (жёлтый кобальт)
      • Индийская жёлтая
      • Золотистая жёлтая

      Зелёные:

      • Изумрудная зелёная
      • Зелёная «ФЦ»
      • Окись хрома
      • Кобальт зелёный
      • Кобальт зелёный светлый
      • Кобальт зелёный тёмный
      • Кобальт сине-зеленый
      • Марганцево-кадмиевая
      • Зелёная земля
      • Волконскоит
      • Виридоновая зеленая

      Синие:

      • Ультрамарин
      • Кобальт синий
      • Голубая «ФЦ»
      • Марганцевая голубая
      • Церулеум
      • Берлинская лазурь
      • Парижская синяя
      • Милори
      • Индиго

      Фиолетовые:

      • Кобальт фиолетовый тёмный
      • Кобальт фиолетовый светлый
      • Минеральная фиолетовая

      Коричневые:

      • Марс жёлтый
      • Марс оранжевый
      • Марс фиолетовый
      • Марс коричневый тёмный прозрачный
      • Английская красная
      • Индийская красная
      • Венецианская красная
      • Шахназарская красная
      • Гутанкарская красная
      • Мецкарская красная
      • Шамшацинская красная
      • Чайкентская вишнёвая
      • Серпуховская красная
      • Цхалтубская красная
      • Агаракская красная
      • Кудиновская коричневая
      • Гутанкарская фиолетовая
      • Капут-мортуум
      • Арзаканская жёлтая
      • Тандзутская жёлтая
      • Туманянская жёлтая
      • Малышкинская жёлтая
      • Охра светлая
      • Охра золотистая
      • Охра тёмная
      • Охра красная
      • Охра жженая
      • Сиена натуральная
      • Сиена жженая
      • Умбра натуральная
      • Умбра жженая
      • Феодосийская коричневая
      • Ван-дик коричневый
      • Хотьковская коричневая
      • Архангельская коричневая
      • Кость жжёная
      • Сурик железный
      • Болюс красный
      • Сепия

      Чёрные:

      • Виноградная чёрная
      • Персиковая чёрная
      • Сажа газовая
      • Подольская чёрная
      • Звенигородская чёрная
      • Шунгит
      • Тиоиндиго чёрная

      Информация основана на книгах:
      «Материалы и техника живописи». В. В. Тютюнник. Издательство Академии художеств СССР. Москва. 1962 г.;
      «Материалы в изобразительном искусстве». Н.В. Одноралов. Издательство «Просвещение». Москва. 1983 г.

      Масляные краски и пигменты

      Насколько исторически древним может быть использование масляных красок нам доподлинно неизвестно: так появление первых масляных красок приписывается к IV-VI векам, или находит свое упоминание в теоретических трудах Х-ХII веков.

      Но несмотря на возможность использования техники масляной живописи в столь ранний период, изобретение масляных красок и техники приписывается Ван Эйку (ХV век, Фландрия). Практически в этот же период техника масляной живописи была привезена в Италию, где и получила свой небывалый расцвет, и повлияла на становление изобразительного искусства эпохи Возрождения.

      О составе масляных красок —

      Масляные краски состоят из наполнителя и связующего. Наполнителем является пигмент, связующим — масло.

      Масла, применяемые в живописи, можно разделить на растительные и эфирные.

      • Растительные масла делятся на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.

      Высыхающие масла: льняное, маковое, ореховое, конопляное

      Полувысыхающие масла: подсолнечное, хлопковое, маисовое, рапсовое, сезамное, масло липового дерева

      Невысыхающие масла: миндальное, оливковое, касторовое, пальмовое, кокосовое, фисташковое.

      Растительные масла носят название омыляющихся масел или глицеридов. Они являются нелетучими, нерастворимыми в воде, плохо растворяются в спирту, хорошо растворяются в эфирных маслах.

      Бензин, бензол, керосин, толуол, ксилол и др., состоящие из нефти и каменного угля

      Масло копайского бальзама, копаловое, янтарное, лавандовое и розмариновое масла

      Эфирные масла являются летучими , неомыляющимися. Скипидары окисляются (осмоляются).

      Так как высыхающие растительные масла, используемые в живописи, имеют свойство обращаться в твердые вещества при контакте с воздухом, правильнее будет сказать, что масляные краски не высыхают, а затвердевают или полимеризуются.

      При затвердевании масляных красок, на поверхности образуется пленка, почти воздухонепроницаемая, из-за чего высыхание красок является длительным процессом. Засыхание масляного слоя занимает 1-2 месяца, полное просыхание живописных слоев может занять около двух лет. Поэтому покрытие финишным лаком необходимо выполнять после полного просыхания картины.

      В живописи наиболее часто используемым является льняное масло.

      Льняное масло представляет собой масло светло-золотистого цвета (при холодном отжиме) и более темное — коричнево-золотистое (при горячем отжиме).

      Лучшим по свойством считается уплотненное, полимеризованное льняное масло. Такое масло можно получить самостоятельно, оставив его настояться на солнце, чем дольше настаивается масло, тем больше повышается его качество. В процессе полимеризации масло загустевает, и приобретет прозрачность.

      Льняное масло в качестве связующего превосходит другие высыхающие масла по своим качествам. Прибыль и убыль в весе, и как следствие сжатие масла — минимально, поэтому при высыхании оно менее подвержено растрескиванию.

      Но, как и любые другие масла, льняное масло способно желтеть и темнеть (из-за присутствия линолевой кислоты).

      Тем не менее использование льняного масла является основным связующим в живописи прошлых веков, и остается наиболее популярным на сегодняшний день.

      Старые мастера во избежании изменения цвета и тона живописи, прослушивали ее на солнечном свете. Так живописный слой лучше просыхал, масло полимеризовалось естественным путем и живописный слой сохранял свою “свежесть” и прозрачность.

      В качестве наполнителей масляных красок применяют пигменты — органические и неорганические (минеральные) , в производстве красок их насчитывается порядка двух тысяч.

      Минеральные(неорганические) пигменты можно поделить на следующие группы:

      • Натурального происхождения — природные минеральные земли, охры, умбра, болюсы, сина, горная киноварь, натуральный ультрамарин
      • Искусственного происхождения — кадмий, киноварь, медянки, марганец, белила (титановые, свинцовые, цинковые, баритовые) и др. пигменты получаемые из металлов

      Органические пигменты можно также разделить на группы:

      • Натуральные — получаемые из растительных или животных компонентов, носят название “краски-лаки”
      • Искусственного происхождения — редко встречаются в живописи, имеют происхождение из каменноугольного дегтя.

      Основные краски, используемые в живописи.

      • Белые краски : свинцовые , баритовые, титановые, цинковые белила

      Свинцовые белила — являлись основной белой краской до ХIХ века. Укрывистая, пластичная, быстросохнущая, устойчивая краска, но свинцовый белила ядовиты, также чернеют под воздейстыием сернистых газов, желтеют в темноте, со временем теряют свою укрывистость ( что отражается на общем облике живописи, написанной, например, на темном грунте). В современной практике свинцовые белила не используются из-за своей ядовитости.

      Цинковые белила — изобретены в середине 19 века как альтернатива ядовитым свинцовым белилам. Устойчивы, хорошо смешиваются с другими красками. Недостатками являются их медленное высыхание, невысокая кроющая способность, склонность к растрескиванию, что делает живопись хрупкой. Имеют свойство приобретать зеленый оттенок.

      Титановые белила — появились в первой четверти 20 века. Высокая кроющая способность, не ядовиты, не изменяются под воздействием серных газов, но медленно сохнут, могут желтеть при избытке масла и сереть под воздействием света. Избегать смешения с кобальтами, ультрамарином, кадиями и крап-лаком.

      Баритовые белила (бланфикс) — в мировой живописи встречаются с первой четверти 19 века. Стойкие, не ядовитые, прочны в смесях с другими красками. Не являются кроющими. В масляных красках не применяются (только в качестве добавки), применяются в гуаши, пастели.

      • Желтые краски: охра светлая, охра оранжевая, охра золотистая, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, неаполитанская желтая, индийская желтая.

      Охра светлая — светостойкая, кроющая краска, хорошо смешивается с другими красками

      Охра оранжевая, золотистая — полулессировочные краски, прочные, медленно сохнущие, хорошо смешиваются.

      Средние и темные охры имею такие же качества, как и выше перечисленные, но имеют способность темнеть после высыхания.

      Сиена натуральная — лессировочная краска, медленно сохнет, может темнеть в смесях.

      Марсы желтый и оранжевый — используются с конца 19 века, являются искусственными охрами, маслоемкие, прозрачнее натуральных охр. Прочные, хорошо смешиваются.

      Неаполитанская желтая — может иметь различные оттенки от светло-желтого до оранжевого, кроющая, светостойкая, чернеет под воздействием сероводорода, является свинцовой краской, ядовита.

      Индийская желтая — органического происхождения (из экскрементов животного происхождения), лессировочная краска, маслоемкость 100% (“краска-лак”), светостойкая. Использовалась с 19 по 20 век. В современном производстве заменена искусственным вариантом. Индийская желтая широко применяется в реставрационной практике.

      Также существуют желтые краски, которые имели широкое распространение в истории живописи, но не используются в современной практике, к таким можно отнести Массикот — окись свинца, свинцово-оловянная желтая, как и свинцовые белила, являлась ядовитой. Применение ее было с древних времен и до конца 18 века: присутствует в египетских росписях, в живописи Готики и Ренессанса. Технология производства данной краски неизвестна.

      • Зеленые краски: яр-медянка, зеленый хром, изумрудная зеленая, кобальт зеленый.

      Ярь-медянка — очень ядовитая краска, производство известно с древних времен и до конца 18 века, изменчива под влиянием внешних факторов и в сочетании с другими красками, склонна менять свой зеленый цвет в сторону черно-коричневого.

      Зеленый хром (окись хрома) — укрывистая, стойкая, быстро сохнет, хорошо работает в смесях, применяется со второй половины 19 века

      Изумрудная — лессировочная краска, хорошо смешивается с другими красками, производится с 19 века

      Кобальт зеленый ( в том числе светлый, темный, зелено-голубой) — используется с со второй половины 19 века, укрывистая способность — средняя, хорошо сохнет и смешивается с другими красками.

      • Коричневые краски: умбра натуральная, умбра жженая, сиена жженая, марс коричневый, коричневая Ван Дейка, асфальт.

      Умбра натуральная — (от итал. происхожд. в Умбрии) — прочная, быстросохнущая, является сиккативом в смесях, хорошо смешивается.

      Умбра жженая — производится из умбры натуральной методом прокаливания, обладает такими же свойства, отличается теплым красноватым оттенком.

      Сиена жженая — получается из сиены натуральной путем обжига, имеет насыщенный красно-коричневый оттенок, полулессировочная, темнеет в смесях.

      Марс коричневый — разновидность искусственной охры, получается из марса желтого, прочная, прозрачная, укрывистость — средняя, хорошо смешивается.

      Коричневая Ван Дейка — глубокая черно-коричневая лессировочная краска, может сереть под воздействием света, широко использовалась в 17 веке.

      Асфальт — исключительно лессировочная краска, асфальты относятся к мигрирующим краскам, то есть способны мигригорвать(проникать) из нижних слоев в верхние, в том числе препятствует высыханию масла.

      • Красные краски: кадмий, киноварь, болюс, английская красная, крап-лаки.

      Кадмий красный — светостойкая, кроющая краска, относится к искусственным краскам, изобретена в начале 20 века.

      Киноварь натуральная — один из древнейших пигментов, укрывистая краска, чернеет, использовалась до конца 17 века. В настоящее время заменяется кадмием.

      Красный болюс — натуральный пигмент (земляной гематит, глина и известняк), широко применялся в грунтах.

      Английская красная — относится к искусственным краскам, прочная и кроющая краска, быстро сохнет, устойчива в смесях.

      Крап-лаки — лессировочные краски, с интенсивным цветом, раньше получали из корней красильной марены, в современной практике заменены на искусственные.

      • Синие краски: ультрамарин, кобальт, церулеум.

      Ультрамарин — натуральний ультрамарин производили из ляпис-лазури (полудрагоценного камня), чувствителен к повышенной кислотности из-за чего возможно было посерение слоев, использовали до середины 19 века.

      Искусственный ультрамарин (темный, светлый) — укрывистая, хорошо смешивается с другими красками.

      Кобальт синий (темный, светлый) — высокая маслоемкость, хорошо сохнет, служит сиккативом в смесях, появился в 19 веке.

      Церулеум — светоустойчивая, кроющая, стойкая в смесях, используется как художественная краска со второй половины 19 века.

      • Фиолетовые краски: кобальт фиолетовый темный и светлый.

      Кобальт фиолетовый темный устойчив к свету и в смесях, в то время как кобальт фиолетовый светлый является непрочной и ядовитой краской.

      • Черные краски: слоновая кость, кость жженая, сажа , персиковая и виноградная черные.

      Слоновая кость — маслоемкая, в разбеленном виде серо-перламутровая. Производилась путем сжигания слоновых костей.

      Кость жженая — глубокая черная краска, в разбеле дает холодный серый тон.

      Сажа ламповая, газовая — маслоемка, мигрирует в слоях.

      Персиковая и виноградные черные — маслоемкие краски, легкие, неустойчивы к свету, имеют способность сереть. Производятся обугливанием косточек и выжимок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *